Церковь о труде и собственности: важность и нравственность

Церковь о труде и собственности – тема, затрагиваемая с древних времен и оставшаяся актуальной и в современном обществе. В данной статье мы рассмотрим позицию церкви по вопросам труда и собственности, ее учение и рекомендации, которые могут быть полезны для понимания социальных и нравственных аспектов этих важных аспектов человеческой жизни.

Смысл служения – любовь к людям

Если в социальном служении христианина будут забыты нравственное и духовное начала, то одно внешнее, материальное служение ничего не даст. Более того, это может привести к самым печальным последствиям для церкви и христианства.

Речь идет о проповеди, объяснении того, что такое духовная жизнь, как правильно относиться к труду, как правильно понимать нашу внешнюю деятельность. Необходимо объяснять, что если внутри человека не будет соответствующего духовного потенциала, то внешняя деятельность ни к чему не приведет. Внешняя любовь к человеку — это пустышка.

Флоренский в «Столпе и утверждении истины» пишет: «…нельзя было бы сделать большей ошибки, как отождествив духовную любовь ведающего Истину с альтруистическими эмоциями и стремлением ко «благу человечества», в лучшем случае опирающимися на естественное сочувствие или на отвлеченные идеи. Для «любви» в последнем, — иудейском, — смысле все начинается и кончается в эмпирическом деле, ценность подвига определяется его зримым действием. Но для духовной любви, — в смысле христианском, — эта ценность — лишь мишура. Так называемая «любовь» вне Бога есть не любовь, а лишь естественное, космическое явление, столь же мало подлежащее христианской безусловной оценке, как и физиологические функции желудка».

Что значит христианская любовь?

«Нет больше любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

Христианская любовь всегда связана с отдачей самого себя, жертвой себя, но не только. Это внешняя сторона. Если о христианской любви говорить по существу, то она возможна только там и только в той степени, в какой человеческое сердце очищается от страстей.

Мнение эксперта:

Эксперты отмечают, что церковь высоко ценит труд как средство самореализации и служения обществу. Взгляды на собственность в церковной традиции тесно связаны с пониманием ответственности перед Богом и ближними. Церковь призывает к бережному отношению к собственности, рассматривая ее как дар от Бога, который следует использовать с мудростью и справедливостью. Такой подход способствует формированию гармоничного общества, основанного на ценностях труда, уважения к собственности и заботе о ближних.

РАБОТА! Труд - от Бога, лень - от дьявола! Закон Божий с протоиереем Андреем ТкачёвымРАБОТА! Труд – от Бога, лень – от дьявола! Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачёвым

Действуйте в соработничестве с Богом

Знаете, «на людях и смерть красна». Самый отъявленный трус может совершить подвиг на людях.

Мать Тереза, которую восхваляет весь мир, взывала: «О, женщины! Не делайте аборты! Рожайте детей и приносите их всех мне!».

Правда, великолепно звучит? Но не может серьезный человек так сказать. Это или хвастовство, или безумие, или чистое тщеславие.

Нужно учесть, что внешнее служение часто бывает поражено тщеславием, пронизано им насквозь. Тогда ничего христианского не остается. И та деятельность, в которой нет христианского начала любви, в конце концов пойдет прахом, Не будет пользы никому: ни человеку, творящему это, ни людям, которым человек хочет помочь.

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви об этом хорошо сказано: «С христианской точки зрения труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он становится благословенным, когда являет собой соработничество Господу и способствует исполнению Его замысла о мире и человеке».

Какие это замыслы? Ясно, что не устроение Царства Божия на земле, иначе Христос пришел бы не сыном плотника, а сыном кесаря. Замысел, чтобы человек стал достойным Бога по чистоте своей души, чтобы стал богоподобным, а не скотоподобным и, тем более, не дьяволоподобным.

Поэтому Иоанн Пророк, сподвижник Варсонофия Великого, писал:

«Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что».

Можно суетиться, носиться всю жизнь как белка в колесе, и остаться без пользы.

В социальной концепции РПЦ сказано, что Церковь благословляет всякий труд, направленный на благо людей. Под благом нужно разуметь не то несторианское, постреформационное, материалистическое понимание, а прежде всего духовное, потом и материальное. Поэтому каждое христианское дело должно быть, насколько это возможно, связано с духовным началом: иногда со словом, иногда с примером, иногда с книгой. Это очень важно.

Ничто так не назидает, как непосредственный пример человека, и в то же время ничто так не разрушает душу человека, как безобразный, отрицательный пример, который он видит в лице христианина.

Интересные факты

  1. В Библии есть много стихов, посвященных труду и собственности. Например, в Книге Бытия сказано: «В поте лица твоего будешь есть хлеб свой, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). А в Послании к Ефесянам написано: «Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4:28).

  2. В раннем христианстве существовало несколько взглядов на труд и собственность. Одни христиане считали, что труд является наказанием за грех, другие – что он является необходимым условием для существования человека, а третьи – что труд является средством прославления Бога.

  3. В Средние века Церковь учила, что труд является одной из основных обязанностей человека. Считалось, что труд помогает человеку искупить свои грехи и достичь спасения. Также Церковь учила, что собственность является даром Божиим, но при этом она должна использоваться во благо ближних.

Труд и собственность (МДА, 2008.01.21) — Осипов А.И.Труд и собственность (МДА, 2008.01.21) — Осипов А.И.

Все, что мы имеем, — Божий дар

В параграфе социальной концепции, посвященном собственности, сказано: «Церковь не определяет прав людей на собственность. Однако материальная сторона человеческой жизни не остается вне ее поля зрения. Призывая искать прежде всего «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33), Церковь помнит и о потребностях в «хлебе насущном» (Мф. 6:11), полагая, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования. Вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщается «заботами, богатством и наслаждениями житейскими» (Лк. 8:14)».

Лучшим эпиграфом к этому параграфу была бы притча о неправедном домоправителе из 16 главы Евангелий от Луки. Когда хозяин дал во временное управление большое имение. Управитель занимается необходимыми делами, и вдруг на него донос, что он поступает не так. Помните, как он начинает действовать? «Сколько должен? 100? Пиши 80. Это что там, пшеница что ли? 100 мер масла? пиши 50». Это же обман хозяина! Но самое поразительное, когда хозяин узнал об этом, он похвалил домоправителя неправедного.

О чем говорит эта притча? О нашей жизни. Все мы чем-то владеем, что-то имеем. А вот распоряжаться этим мы можем по-разному. И как мы будем распоряжаться — важно. Все мы домоправители неправедные. Мы неправильно поступаем по отношению к себе, к нашим вещам, к другим людям. Сколько мы согрешаем!

Кстати, неправильное отношение к личным вещам святые отцы называли большим грехом. Нельзя относиться к вещам плохо! За это в монастырях наказывали, духовники даже епитимью давали тем, кто небрежно относился к своей одежде.

Чем мы можем поправить свое положение? Милостыней, помощью, милосердием. Насколько это в наших руках. Милость превозносится над судом. Милосердие или любовь к другому человеку покрывает множество грехов.

Часто задают вопрос: «Как же понять: неправедный, а тут его хвалят? С чего это? Обманщик, а ему похвала». Так вот в параграфе социальной концепции, посвященном собственности, отчетливо сказано, что все, что мы имеем, — это милость Божия. Во мгновение ока можно потерять все, вплоть до своего тела.

Собственность, по учению Церкви, — это не мое, а дано мне только в распоряжение. Как я должен распоряжаться?

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7).

Материальные блага не могут сделать человека счастливым.

Помню, один священник рассказывал, как они, все увлеченные материализмом в начале XX века, надеялись на то, что материальные блага принесут обездоленным людям счастье, но вдруг прочитали в газетах, что молодой миллионер покончил жизнь самоубийством. Все были потрясены. Как? У него же все было!

Церковь считает собственность даром Божиим, к которому нужно относиться с благоговением, по-евангельски.

Церковь признает существование многообразных форм собственности. В социальной концепции сказано:

«Отторжение и передел собственности с попранием прав ее законных владельцев не могут быть одобрены Церковью».

Жертвуйте с рассуждением!

«Особую форму собственности представляет имущество религиозных организаций», – написано далее и отмечена необходимость пожертвований, поскольку Церковь существует на пожертвования. В Библии заповедь о пожертвованиях стоит в ряду основных заповедей, данных Богом человеку. Конечно при условии, что пожертвование необходимо, когда тот или иной монастырь или приход не превращается в фирму.

У нас к концу XV века Церковь владела, кажется, половиной всех земель. Вот вам и пожертвования. Умирает богатый человек и отдает монастырю деревни с крепостными крестьянами. Вместо того, чтобы дать им свободу, оставляет их в прежнем положении. В этом ничего хорошего нет.

Поэтому сами пожертвования на Церковь должны быть разумными. Когда вместо того, чтобы устроить внутри храма чистоту и порядок, его начинают украшать золотом — что это такое? Зачем это нужно?

Благотворительность и здесь должна быть с рассуждением. Отцы учили:

«Нет добродетели без рассуждения».

Пожертвования Церкви – это одна из заповедей. Но когда в храмах и монастырях начинается расширение хранилищ, развивается не церковная жизнь, а хозяйственная, то невольно усомнишься, действительно ли это надо.

Труд и его плоды (МДА, 2010.01.26) — Осипов А.И.Труд и его плоды (МДА, 2010.01.26) — Осипов А.И.

Частые вопросы

Кто является собственником Церкви?

В соответствии с каноническими положениями церковь как организация лишь пользуется своим имуществом во благо всей общины.

Кому принадлежит имущество Церкви?

Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству …

Как православие относится к труду?

Труд, превращенный в религиозное служение, совершаемый ради любви к Богу и ближнему, направленный на раскрытие данного Богом таланта, на совершенствование и воспитание души признается в христианстве безусловно благим трудом, угодным Богу деланием человека на земле.

В чем разница между христианством и православием?

Можно и нужно называть православие христианской религией, но она сильно отличается от того же самого католичества. Только в православии соблюдены истины учения Христа в неизменном виде: каждую из истин можно подтвердить словами из Священного Писания, из Евангелия. Главой Церкви является Сам Иисус Христос.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите библейские принципы о труде и собственности, чтобы понимать, как они могут применяться в современном мире.

СОВЕТ №2

Поддерживайте церковные программы и проекты, направленные на помощь нуждающимся и развитие общества через труд и собственность.

СОВЕТ №3

Внедряйте принципы ответственного владения имуществом в своей повседневной жизни, стремясь к справедливому и бережному отношению к ресурсам.

Благословение труда через молитву

Церковь преподносит труд как благословение, которое приносит человеку не только материальное обеспечение, но и духовное удовлетворение. В христианской традиции труд рассматривается как способ приближения к Богу и исполнения своего призвания на земле.

Молитва играет важную роль в понимании ценности труда. Церковь учит, что через молитву человек может найти силы и вдохновение для выполнения своих обязанностей на работе. Молитва помогает сосредоточиться, преодолеть трудности и принять радость от совершенного дела.

Библейские примеры, такие как труд первых людей в раю или труд Христа и апостолов, показывают, что труд несовместим с духовной жизнью. Напротив, труд становится частью духовной практики и служения Богу.

Церковь призывает верующих видеть в своей работе не только способ заработка, но и возможность приносить пользу обществу, служить ближним и прославлять Бога через свои трудовые усилия.

Оцените статью
Добавить комментарий