Церковь Рождества Христова в селе Городищи представляет собой уникальный исторический памятник, строительство которого было завершено еще в 1924 году. Особенностью этого храма является то, что он был достроен и освящен в период советской эпохи, что делает его значимым объектом как для верующих, так и для историков и краеведов.
История строительства
Ныне почти умирающее село имеет длинную историю, начинающуюся еще с XVII в., когда это были земли мордвы. После перехода мордовских племен «под высокую руку» Московского царя на этих территориях появляются русские поселения, Городищи – одно из них. Считается, что название села связано с тем, что ранее на этом месте была небольшая мордовская крепость. Первые русские жители этих мест были, судя по всему, служилыми людьми, казаками. Лишь впоследствии, со 2 пол. XVIII в., они перешли в категорию «удельных», то есть принадлежавших царской семье, по сути – государственных.
Городищи считались селом вполне процветающим (к началу XX в. здесь проживали более 1600 человек). Во 2 пол. XIX в. здесь были:
- лесопильный завод;
- мельницы;
- народное училище;
- библиотека, открытая на средства благотворительницы, баронессы Штемель.
Жители держали пашни, огороды, но более всего славилось село кирпичным производством, ведь поблизости было месторождение глины. Именно благодаря ему жителям удалось выстроить великолепный краснокирпичный храм – полностью из местного материала.
Ульяновская область, Городищи. Церковь Рождества Христова. Фото Никиты Готянского
Его начали возводить на месте деревянной церкви, которая существовала на этом месте с 1782 г. По сохранившимся воспоминаниям, то была большая светлая, высокая церковь, с приходом не менее 4000 человек, не только из Городищ, но также из ближайших сел. Служителей церковных было, тем не менее, немного: по «штату» церкви полагались
священник
да псаломщик.
В 1898 г. ее еще раз капитально перестроили, отремонтировали, но вновь отстроенное здание уничтожил сильный пожар. Тогда-то сельский сход принял решение обзавестись кирпичной церковью. Ее закладка состоялась в 1900 г.
Стройка шла, видимо, силами прихожан. Из рапорта настоятеля известно, что, когда копали траншею под будущий фундамент, наткнулись на старое захоронение: видимо, храм находился на месте древнего мордовского кладбища.
Интересный факт
Возведение церкви продолжалось несколько десятилетий. Возможно, на это повлияли войны, революционные потрясения. Однако, стоит отметить твердость стояния прихожан за православие: несмотря на социалистическую революцию, антирелигиозную позицию новой власти, угрозу репрессий, от церкви они не отказывались.
Полностью строительство завершилось… к 1924 г. Так в уже советской России состоялось великое освящение церкви!
Мнение эксперта:
В селе Городищи церковь Рождества Христова достроили и освятили уже в советскую эпоху. Эксперты отмечают, что это событие является уникальным примером сохранения исторического и культурного наследия в условиях антирелигиозной политики того времени. Освящение церкви в период советского режима свидетельствует о том, что даже в сложные идеологические времена люди находили способы сохранить и передать духовные ценности. Этот случай также подчеркивает важность архитектурного наследия и его роли в формировании идентичности общества.
Архитектура
Имя архитектора, создавшего храм, неизвестно. Сохранились только воспоминания местных жителей, что проект делал зодчий из Самары. Кроме того, церковь похожа на другую, из с. Чердаклы близ Самары, видимо, выстроенную по очень похожему проекту (к настоящему времени она разрушена).
Размер здания достаточно внушительный 40,5 на 31 м, так как он был рассчитан на большой приход сел Городищи и Нелидово. В плане он образует крест. С западной стороны пристроен обширный притвор с тремя дверями. Над ним – величественная многоярусная колокольня.
Стиль церкви определяют как русско-византийский сочетающий традиции архитектуры Византийской империи с достижениями зодчих Руси. Такие храмы отличались богатым декором, что очень ярко проявилось также в Городищенском:
- цоколь здания был облицован белым камнем, часть облицовки сохранилась до наших дней;
- на фасаде можно увидеть так называемую фигурную кирпичную кладку; этой техникой оформлены окна, карнизы; особенно впечатляют большие кресты, выложенные также из кирпича; ими украшены верхние ярусы колокольни, барабаны куполов.
Архитектурные детали. Фото Никиты Готянского
Храм был пятикупольным, кроме центральной главки имел еще четыре. До сих пор впечатляет внутреннее строение здания: его центральная часть освещается при помощи окон центрального купола, падающие лучи света создают ощущение полета, какой-то неотмирности.
Построив храм, прихожане, очевидно, озаботились к тому же домом для служителей. Близ церкви до сих пор можно увидеть кирпичное здание старой по стройке, по архитектурному стилю близкое церковному зданию: та же фигурная кирпичная кладка на фасаде, любовно сделанный декор. Говорят, в советские годы здесь был магазин.
Убранство
Художники, расписывавшие церковь, как ее архитектор, также не остались в истории. Фрески были выполнены в широко тогда распространенной «академической» манере, характерной для светской живописи. Некоторая часть изображений сохранилась до наших дней. Среди них изображения:
- Воскресения Христова
; - Троицы Новозаветной
; - четырех Евангелистов
; - образы святых на арках.
Многие фрески к настоящему времени погибли от сырости.
Западная сторона основного объема: здесь много света, который создает ощущение полета.
Автор фотографии: Pashkin Снято: 6 мая 2017
https://youtube.com/watch?v=2rqyB_nY-MY
Престолы
Подобно похожему храму в Чердаклах, Городищенская церковь была трехпрестольной. Кроме главного, Рождества Христова, здесь также были приделы:
- апп. Петра и Павла
; - блгв. кн. Александра Невского
.
Когда был разрушен
Советская власть не раз пыталась закрыть церковь еще до освящения, однако всякий раз этому препятствовали крестьяне, защищавшие святыню буквально с вилами. Хотя церковь освятили в конце 1924 или начале 1925 г., начались богослужения, ее росписи, другое убранство, были доделаны только к 1929 г.
А
спустя еще два года, в 1931 г., коммунисты храм все же закрыли. Здание было опечатано, затем явились рабочие, чтобы снять колокола с совсем новой звонницы для отдачи на переплавку. По воспоминаниям старожилов, самый большой из колоколов безбожники вынуждены были разбить двухпудовой гирей, которой его раскололи на несколько частей. Говорят, что лишь трое местных жителей пришли посмотреть на эти «работы» из праздного любопытства, причем их дальнейшая жизнь сложилась не лучшим образом.
Разрушить само здание власти все же не решились. Не сразу начали использовать его даже для хозяйственных нужд: около 40 лет на дверях просто висел замок. Только с 1970-х, когда память о прежней жизни в деревне почти умерла, здесь устроили колхозное зернохранилище. Между тем здание, не имевшее должного ухода, постепенно разрушалось.
Интерьер и убранство
Фото Натальи Великановой. Снято: 13 июня 2015
Современное состояние
С началом 1990-х, падением коммунистической власти развалился также колхоз имени XXIV съезда КПСС, владевший зданием. Более 30 лет оно пребывает пустым, бесхозным. К настоящему времени:
- церковь лишилась куполов, разрушенных временем, непогодой;
- почти утрачены кованые кресты, некогда украшавшие главки;
- разрушается внутреннее убранство, росписи, однако многие из них еще сохранны;
- карнизы, крыша поросли травой, даже березами.
Планы на восстановление и их реализация
Бывший храм до настоящего времени не возвращен Церкви. При этом он имеет статус памятника архитектуры регионального значения, однако власти Ульяновской области проблемой его восстановления не занимаются.
О том, что Церковь попросту не может приступить к восстановлению святыни, не имея на нее прав собственности, многие даже не догадываются. В социальных сетях можно встретить такие отзывы:
«Т
акой красивый даже торжественный храм. Почему не восстановить и не сделать монастырь? Но денежно не выгодно и епархия восстанавливать не будет, это факт» (Наталья Коткова, 30 июня 2020 г.)
«
Подобные храмы строили возле густонаселённых деревень. Теперь это место глухое и храм подобный никому не нужен, с прихожан денег не собрать» (Игорь Дузь, 1 июля 2020 г.)
Иное мнение у ульяновского фотографа, Никиты Готянского, 31 января 2013 г. разместившего
у себя в блоге
фото разрушающегося здания. На них хорошо видно качество старинной кирпичной кладки, ее почти ювелирная точность, эстетическая красота.
Осыпается ювелирная точность, уходит эстетическая красота. Фото Никиты Готянского
В то же время, фото бесстрастно фиксируют осыпающуюся кладку, практически отсутствующую кровлю – очевидно, что железно с нее давно снято местными жителями. Видимо – очень давно, ведь теперь их почти не осталось. Сами Городищи сейчас – всего две улицы, многие дома покосились, разваливаются.
«В то время как заурядный домик, в который на пять минут зашел Ленин объявляют музеем и все такое, настоящие памятники архитектуры Ульяновской области в забвении разрушаются. Очень жаль, и искренне надеюсь что этому храму не дадут разрушиться до конца и он обретет былую красоту когда нибудь…»— пишет Никита, намекая на особенно трепетное отношение Ульяновских властей к памяти «вождя мирового пролетариата», родившегося в этих местах. В то время как многие памятники культуры и архитектуры находятся в запустении.
Фото Никиты Готянского
Медленно, но верно умирает старый храм, превращаясь в поросшие деревьями развалины посреди чистого поля – ведь еще несколько десятилетий, и от села, когда-то построившего его «всем миром», ничего не останется. Недаром в старину говорили, что село живет, пока есть там церковь. И умирает – когда ее больше нет.
Частые вопросы
В чем отличие между церковью и храмом?
Понятие “церковь” – более широкое и означает не только архитектурное здание, но и совокупность людей. А слово “храм” означает определенное место для проведения богослужений. Основными составляющими христианского храма являются жертвенник и алтарь, и каждую церковь считают христианским храмом.
Можно ли храм называть церковью?
В самом узком смысле слова церковь — это синоним слова «храм». Собор — главный (и большой) храм города или монастыря. Если в соборе постоянно служит местный епископ, то он называется кафедральным — то есть там находится епископская кафедра.
Чем отличается храм от других архитектурных сооружений?
Таким образом, храм (церковь) есть особое здание, посвященное Богу, – «Дом Божий», в котором совершаются богослужения. Наружный вид храма отличается от других зданий тем, что над ним возвышается купол, изображающий небо.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Исследуйте историю церкви Рождества Христова в селе Городищи, чтобы понять ее значение и значение религиозных сооружений в советскую эпоху.
СОВЕТ №2
Посетите церковь лично, чтобы увидеть ее архитектуру, интерьер и обстановку, а также почувствовать атмосферу места.
СОВЕТ №3
Изучите традиции и обряды, связанные с освящением церкви, чтобы понимать и уважать историческое и религиозное значение этого события.
Роль церкви в жизни сельского сообщества
Церковь Рождества Христова в селе Городищи играет значительную роль в жизни сельского сообщества. С момента ее освящения в советскую эпоху, церковь стала не только духовным центром, но и социокультурным фокусом для местных жителей.
Каждое воскресенье здесь собираются верующие для участия в богослужениях, молитв и общения. Церковь стала местом, где люди находят поддержку и утешение в трудные моменты своей жизни. Священнослужители церкви активно взаимодействуют с местным населением, оказывая помощь и поддержку в различных жизненных ситуациях.
Кроме того, церковь Рождества Христова стала центром культурных событий в селе. Здесь проводятся концерты, выставки, мастер-классы и другие мероприятия, способствующие развитию культурной жизни сельского сообщества. Местные жители активно участвуют в организации и проведении различных мероприятий, что способствует объединению общества и развитию культурного потенциала региона.
Таким образом, церковь Рождества Христова в селе Городищи не только является духовным центром, но и играет важную роль в социокультурной жизни местного сообщества, способствуя его развитию и укреплению.