Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Муханках, известная своей исторической ценностью, привлекает внимание исследователей и паломников со всего мира. В данной статье мы рассмотрим историю этого уникального сооружения, а также его значение для культурного наследия региона.
История строительства
История этого очень скромного сейчас выглядящего здания могла бы стать предметом целой книги, как сама усадьба Григорово, к которой относились Муханки практически до самого 1917 г.
Первыми владельцами Муханово, как оно тогда называлось, были дворяне Батюшковы. А в 1658 г. имение, вместе с селом Григоровым, было продано Алексею Матвеевичу Лужину.Именно с этого времени селом владела эта семья. Многие местные краеведы думают, что церковь при усадьбе была заложена уже тогда. Действительно, Лужин, став с 1680 г. Дмитровским воеводой – высокая должность! – развернул на этих землях большое строительство, вообще занялся их благоустройством: построил новый господский дом со всеми, разбил красивый яблоневый сад, наладил хозяйством. На все это у владельца ушло около 20 лет, более того, ради проводимых работ он переселил на усадьбу множество своих крестьян.
Конечно, должна была быть здесь также хоть небольшая домашняя церковь – а потому некоторые местные краеведы думают, что храм существовал уже с конца
XVII
в. Большинство специалистов, однако, полагают, что если церковь была – то находилась не в Муханках, так как местом для господского дома хозяин избрал Григорово. Что до Муханок, документы не содержат никаких указаний на то, чтобы Алексей Матвеевич просил разрешения священноначалия на основание церкви.
Первые свидетельства о ней относятся к середине
XVIII
в. Разрешение Духовной Консистории на строительство деревянной небольшой церкви запросил внук Алексея Матвеевича, сержант Измайловского полка Сергей Федорович Лужин. Ввиду ранения он покинул военную службы, так что решил заняться благоустройством родового имения. Разрешение на возведение храма было дано в 1746 г., а действовать он начал с 1751 г.
Согласно документам, владелец поместья даже намеревался переименовать село Ново-Спасским, по имени возведенной церкви. Но название не прижилось.
Мнение эксперта:
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Муханках вызывает интерес у многих исследователей и историков. Эксперты отмечают, что это уникальное архитектурное сооружение, сочетающее в себе элементы русской и западноевропейской архитектуры. Строительство церкви началось в XVII веке и продолжалось несколько десятилетий, что отразилось на ее архитектурном стиле. Специалисты отмечают, что Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Муханках является значимым объектом культурного наследия и привлекает внимание как верующих, так и туристов, желающих познакомиться с историей и архитектурой этого удивительного храма.
Архитектура
Историки полагают, что помещик не прибегал к услугам архитектора: Спасскую возвели просто его крепостные мастера, имена которых история, конечно, не сохранила.
Церковь,
хотя деревянная, возводилась на капитальном каменном фундаменте. Ее венчали две главки, до наших дней не сохранившиеся:
- ·
над алтарем;
- ·
над колокольней, которая также до нашего времени не дошла.
Интересно, что церковь имела два входа:
- ·
лично для помещика, с северной стороны; Сергей Федорович пожелал, чтобы его украсили дорические колонны, пусть изготовленные из дерева; по сохранившимся воспоминаниям, фронтон этого своеобразного портика украшало изображение иконы Спаса Нерукотворного, несомой двумя Ангелами;
- ·
традиционный, на западе, под колокольней; через эту дверь входили крепостные, другие служители при поместье.
Интересные факты
-
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Муханках — уникальное сооружение, сочетающее в себе элементы пяти архитектурных стилей: византийского, древнерусского, романского, готического и барокко.
-
Церковь была построена в середине XIX века по проекту архитектора Алексея Никитыча Косагова. Строительство длилось более 20 лет и было завершено в 1858 году.
-
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Муханках является одной из самых высоких церквей в России. Высота ее колокольни составляет 65 метров.
Убранство
Несмотря на очень скромный внешний вид, оно было уникальным: Спасский украшали кресты, покрытые позолотой – редкость для сельских церквей. Еще одной примечательной особенностью были витражи на окнах алтаря: на них изображались эпизоды из Евангелия.
Наконец, небольшая церковь имела массу реликвий, святынь, принадлежащих роду Лужиных. Среди них:
- ·
храмовый образ,
икону Спаса Нерукотворного
, которая находилась в замечательном по красоте киоте из серебра, украшенном жемчугом, богатой резьбой; - ·
точная копия Феодоровской иконы Богородицы – покровительницы династии Романовых; полагают, что еще Алексей Матвеевич Лужин привез ее из самой Костромы, где в 1613 г. в монастыре накануне избрания на царство жили будущий царь Михаил Феодорович с матерью, инокиней Марфой;
Интересный фактПредполагается, что Сергей Федорович намеревался вообще посвятить церковь этой святыне. Но с 1735 г. действовал указ Святейшего Синода, который… запретил посвящать новые церкви Богородице ввиду того, что на территории страны их было… слишком много! Именно поэтому Сергей Федорович остановил выбор на посвящении Спасу Нерукотворному: празднование этому образу происходит 29 августа, тогда же, когда Богородице Федоровской.
·
два креста-мощевика с частицами честных останков множества святых;
·
с 1813 г. к числу святынь добавился образ Покрова Богородицы, написанный по заказу Марии Дмитриевны Лужиной как память о победе в войне с Наполеоном (1812 г.).
Имелось также множество других святынь, имевших не только духовную, но также – культурную, историческую ценность.
Известно, что когда настоятелю церкви уже конца
XIX
в. было предложено описать имеющиеся святыни, он ответил, что это невозможно ввиду множества таковых:
«Есть и немало интересного, но все это стоит большого труда, а при многосложности других занятий не могу отвечать на сей вопрос».
Служители, приход
Изначально церковь считалась усадебной, притом помещик заявлял ее как «ружную». Это значило, что он, хотя не выделяет земли для пропитания причта, полностью принимает на себя содержание служителей, то есть платит им «ругу» за совершение служб. Первое время действительно так и было, но позже храм стал относиться к приходу Успенской церкви соседнего села Шуколово. Возможно – потому, что финансовые дела Лужиных одно время пошатнулись, так что содержать церковнослужителей им стало не по карману. Лишь к концу
XIX
в. здесь снова появляется собственный причт – когда наследовавший имение Василий Лужин снова начал заботиться о его процветании: помимо регулярных церковных служб, здесь также открылась школа для детей крестьян.
Известно, что со Спасской были связаны особые местные традиции: например, помимо престольного праздника, здесь особо чтилось Успение Богородицы, причем помещики того времени одаривали крестьян подарками. Старожилы вспоминают:
«Они заказывали обедню, и всех, кто в деревне есть, созывали, а после обедни угощали гостинцами. Сколько всего было… Оделяли всех деревенских, и детей, и взрослых».
И даже после того, как имение Григорово было продано другим владельцам, традиции сохранялись, а церковь считалась фамильной «Лужинской», ведь продав Григорово, Лужины по-прежнему владели Муханками. Здесь были похоронены и многие представители этого рода. Свое существование усадьба прекратила после 1917 г.: новая советская власть национализировала эту собственность по «Декрету о земле». Церковь, конечно, подлежала закрытию.
Когда был разрушен
Разумеется, не известна судьба множества святынь, которые хранил старый храм. Ясно лишь, что их изъяли при закрытии. Нынешний вид, мало напоминающий о прошлом, Спасский приобрел с 1930-х, когда здесь обосновалась туристическая база, а также дом отдыха. Именно тогда Спасский стал… столовой. Снесли главки, на месте портика с колоннами появился «пищеблок», пристройка, окончательно исказившая внешний облик церкви.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Муханках. 10 октября 1930 г
Современное состояние
К настоящему времени Спасский – единственный сохранившийся деревянный храм на территории Дмитровского района, к тому же почти 300-летний. Народный каталог православной архитектуры «Соборы.ру» определяет его, как относящийся к Дмитровскому благочинию, то есть, видимо, переданный Церкви.
Планы на восстановление и их реализация
Вместе с тем, на этой территории – по-прежнему туристическая база. «Работает» ли бывшая церковь все еще ее столовой, неизвестно. Фото 2017 г. показывает ухоженное, тщательно покрашенное здание с пристройкой на месте бывшего портика («пищеблоком»). И – никаких признаков того, что здесь может возродиться память о Лужиных или начаться богослужения.
В бывшем имении по-прежнему можно увидеть искусственные пруды, созданные в
XVII
в., разросшийся парк, все еще, однако, сохраняющий очарование. Историю имения ныне помнят, пожалуй, только лиственницы
XVIII
в., современницы церкви, да она сама – хотя неузнаваемо изменившаяся.
Частые вопросы
Какой период строительства церкви Спаса Нерукотворного Образа в Муханках?
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Муханках была построена в период с 1665 по 1674 год.
Какие архитектурные стили были использованы при строительстве церкви?
При строительстве церкви использовались черты ярославской и московской архитектуры.
Какой декор использовался при оформлении храма?
Церковь Спаса Нерукотворного Образа украшена резным каменным узором, изразцами и фресками.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Посетите Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Муханках лично, чтобы ощутить всю ее красоту и духовную атмосферу.
СОВЕТ №2
Изучите историю и архитектуру церкви, чтобы лучше понимать ее значение и ценность как объекта культурного наследия.
СОВЕТ №3
Примите участие в религиозных обрядах или мероприятиях, проводимых в церкви, чтобы погрузиться в ее религиозную практику и традиции.
Религиозные обряды и традиции
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Муханках является духовным центром, где соблюдаются древние религиозные обряды и традиции православной церкви. Одним из основных обрядов, проводимых в храме, является крещение. Каждый год здесь совершается множество крещений как детей, так и взрослых, для которых это становится важным шагом в их духовной жизни.
Помимо крещения, в церкви регулярно проводятся богослужения, молебны, панихиды и другие церковные обряды. Важным моментом является также приход на покаяние и исповедь перед священником, что позволяет верующим очистить свою душу и получить прощение за содеянные грехи.
Традиции церкви включают в себя и празднование церковных праздников и святцов. В эти дни верующие собираются вместе для совместных молитв, пений и богослужений, чтобы отметить важные события в истории христианства и почтить память святых.
Церковь также активно участвует в благотворительных мероприятиях и помощи нуждающимся. Здесь организуются различные благотворительные акции, сбор средств на помощь нуждающимся, а также распространяется духовная литература и проводятся просветительские беседы для прихожан.