Туринская плащаница – один из самых загадочных и обсуждаемых артефактов в истории Христианства. Старинное полотно с изображением человеческого тела с ранами, которое, по преданию, принадлежало самому Иисусу Христу, вызывает множество споров и дискуссий. В данной статье мы рассмотрим факты и вымыслы, окружающие этот священный предмет, попытаемся разобраться в его истории и значении для христианской религии.
Мнение эксперта:Туринская плащаница вызывает много споров и дискуссий среди исследователей и верующих. Некоторые эксперты утверждают, что это древний плащ, в который было обернуто тело Иисуса Христа после распятия. Другие же считают, что плащаница является средневековой подделкой. Современные технологии позволяют проводить более детальные исследования артефакта, однако окончательного ответа на вопрос о его подлинности пока нет. Важно помнить, что для верующих значение Туринской плащаницы не зависит от ее подлинности, ведь для них она олицетворяет веру и духовное значение христианства.https://www.youtube.com/embed/iUEu0wptRU8Что такое Туринская плащаница?
Со стороны внешней это – льняная ткань. Ее длина 4,36 м, ширина – чуть более метра. А на ней – золотистого цвета, полностью анатомически точный отпечаток тела человека. Все выглядит так, что покойного положили на плащаницу, а сверху накрыли оставшейся частью ткани. Поэтому на одной ее половине сейчас – отпечаток тела спереди, на другой – сзади. А еще лик погребенного полностью совпадает с иконографией Христа; или… позднейшие образы Спасителя просто основаны на Плащанице?
Факты | Вымыслы | Источники |
---|---|---|
Туринская плащаница впервые упоминается в письменных источниках в 1354 году. | Туринская плащаница была соткана самой Богородицей. | Бруно Вальтерсфорфер, «История Туринской плащаницы», 1981 |
Плащаница хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине, Италия. | Туринская плащаница использовалась для погребения Иисуса Христа. | Игнасио Гарсия-Матео, «Туринская плащаница: Новые научные и исторические результаты», 2000 |
Плащаница имеет длину 4,36 метра и ширину 1,10 метра. | На Туринской плащанице отпечатался лик Христа. | Ян Уилсон, «Туринская плащаница: Научный отчет», 1978 |
Плащаница имеет следы крови, пота и пыльцы. | Туринская плащаница была создана в средние века. | Джозеф Райнер, «Туринская плащаница: Подделка или подлинник?», 1986 |
Плащаница была исследована многочисленными учеными, которые пришли к разным выводам относительно ее подлинности. | Туринская плащаница была создана инопланетянами. | Барри Уилсон, «Туринская плащаница: Тайна раскрыта», 2005 |
Католическая церковь не признает достоверность Туринской плащаницы, но и не опровергает ее подлинность. | Туринская плащаница обладает целебными свойствами. | Стенли Джейкман, «Туринская плащаница: Чудо или миф?», 1998 |
Интересные факты
-
Туринская плащаница, считается одним из самых важных артефактов христианства, представляет собой кусок льняной ткани, на котором, как говорят, запечатлён лик Иисуса Христа. Она была обнаружена в 1354 году в городе Лире во Франции и с тех пор хранится в Туринском соборе.
-
Плащаница на протяжении веков подвергалась многочисленным исследованиям и спорам. Одни учёные считают, что она является подлинным погребальным саваном Иисуса, в то время как другие утверждают, что это искусная подделка. Наиболее авторитетными считаются исследования, которые были проведены в 1988 году и показали, что плащаница была создана в средние века.
-
Туринская плащаница является одним из самых известных и почитаемых артефактов христианства. Миллионы людей посетили её, чтобы увидеть своими глазами предполагаемое изображение Иисуса Христа. В настоящее время плащаница хранится в специальном контейнере с контролируемым климатом в Туринском соборе.
История реликвии
К настоящему времени исследованиями исторических документов установлено:
- что как минимум с IV в. до 1204 г. реликвия находилась в Константинополе ; вероятно, она была одной из святынь, связанных с Распятием, которые собрал св. Константин Великий; с XI в. известна традиция иметь при храме копию Плащаницы с образом Распятого – существующая до наших дней;
- затем святыню захватили католики-крестоносцы во время Четвертого Крестового похода (1202-1204 гг.);
Его участник, рыцарь и автор хроники, Робер де Клери, пишет:
«И среди… прочих чудес был там еще один монастырь, который назывался именем святой Девы Марии Влахернской; в этом монастыре был саван, которым был обернут наш Господь; этот саван приоткрывали каждую пятницу, так что можно было хорошо видеть лик нашего Господа, и никто — ни грек, ни француз — никогда не узнал, что сталось с этим саваном, когда город был взят».
Далее документы все-таки проливают свет на судьбу святыни – ее вывезли в Европу. Здесь она находилась сначала во Франции – начала в городе Лире, затем – Шарни. Здесь случился большой пожар (1532 г.), но святыня сохранилась. С 1578 г. по настоящее время она в итальянском Турине.
Именно здесь (1898 г.) была произведена ее первая фотосъемка. Сделавший ее фотолюбитель Секондо Пиа на весь мир объявил о «сенсации», известной Церкви тысячелетия: на негативах проявляется не что иное, как образ, известный по иконам Христа.
Исследования плащаницы
Случившееся потрясло тогдашний научный мир, который давно пытался доказать что «проповедник из Назарета» то ли был «просто человеком», то ли даже вообще не существовал. Фото Пиа поставили тогдашних ученых перед неудобной правдой. Сразу возникло множество вопросов, например, как могло появиться «негативное» изображение на ткани, каков ее реальный возраст. Ответы на них начали появляться спустя примерно 90 лет – впрочем, вызвав еще больше новых вопросов, ответов на большую часть из которых нет до сих пор.
Возраст Плащаницы
Он до сих пор вызывает наибольшие дискуссии внутри научного сообщества. В 1988 г. был проведен радиоуглеродный анализ ткани – причем с ее фрагментом работали сразу три независимые лаборатории. Суть метода основана на определенной скорости распада радиоактивного углерода (С
14), который находится в атмосфере Земли, а также во всех тканях живых организмов, а после их гибели начинает распадаться. Следовательно, возраст ископаемых останков или артефактов можно определить по количеству С
14.
Метод, удостоенный даже Нобелевской премии, появился с 1946 г. Какое-то время ученые склонны были практически абсолютно доверять ему. Поэтому проведенный анализ ткани показал еще одну «сенсацию»: оказывается, великая святыня… создана около XIII-XIV вв. Казалось «многолетний обман церковников» разоблачен. Однако, эти результаты сразу же подверглись критике со стороны самих же ученых:
- как основанные на сомнительных научных допущениях о строго определенной скорости распада изотопа углерода (не факт, что она остается постоянной), о постоянном количестве С
14в атмосфере последние столетия (это не установлено); - как не учитывающие тот факт, что реликвия многократно переходила из рук в руки; говоря попросту, ее за многие столетия могли «захвататать», привнести тот самый радиоактивный углерод, содержащийся во всех живых организмах, что называется, «со стороны», что сильно «омолодило» возраст ткани, если основываться на таком «абсолютно достоверном» методе.
Интересный факт Более того, документы свидетельствуют: только после пожараXVIв. ткань целенаправленно чистили (!), используя при этом растительное масло, да еще горячее. При таких условиях встает вопрос, а можно ли здесь вообще доверять методу, скорее применимому для тысячелетия лежавших неприкосновенными археологических артефактов, чем для реликвии, два тысячелетия выставляемой для всеобщего поклонения, пережившей минимум один пожар, множество переездов с места на место.
Поэтому сейчас история о «средневековой подделке» – скорее, предмет спекуляций, чем научный факт. К тому же, так и не удалось установить, как именно гипотетический средневековый «художник» изготовил артефакт. Научными методами установлено одно: плетение ткани характерно для ближневосточных образцов первых веков от Рождества Христова, то есть, собственно, то, что христианам без того известно.
Лик Иисуса Христа на Туринской Плащанице
А вот эти исследования дали многие подробности, детали, не отраженные Евангелиями.
Изображение настолько четкое, что позволяет установить:
- Христа избили до того, что разбили брови, нос; лицо Казненного распухло, выглядит ассиметрично, порвано веко; криминалисты также установили орудие избиения – вероятно, это палка диаметром 4,5 см;
- на лбу Казненного – множество ранок, которые могли возникнуть от тернового «венца» с шипами, как бы «короны», которую одели на Иисуса римские воины, насмехаясь над тем, что Он «царь Иудейский».
Кроме того:
- просматриваются все особенности казни
Распятием
, описанные Евангелием, а также некоторые – которые их авторы не упоминают; например, раны от гвоздей находятся не на ладонях (как пишется на иконах), но на запястьях; - очевидно, что перед Распятием Иисус подвергся избиению бичами, что также подтверждает Писание;
- кроме того, Он, очевидно, нес крест до места казни – от тяжелого бруса остались следы на плече;
- понятно, что Тело было погребено, согласно иудейским обычаям I в. н. э.: например, на веки были положены монеты; на их отпечатках частично видны надписи, позволяющие идентифицировать их как отчеканенные при императоре Тиберии – исторически именно во время его правления произошло Распятие;
- по отпечатку удалось установить рост Спасителя – около 175-180 см, даже – группу крови, следы которой во множестве есть на ткани – IV AB.
До сих пор ученых нет единой версии того, как именно возникло изображение. Следов того, что оно нарисовано, нет: ничего хотя бы отдаленно похожего на краску или следы работы кисти.
Проводился также эксперимент с добровольцами, согласившимися обернуться материей, предварительно натерев тело пигментом, доступным средневековым художникам (правда, следов пигментов ткань не имеет) – но получившиеся подобным образом отпечатки были бесконечно далеки от качества изображения на ткани, по которым даже можно установить детали Распятия.
Сейчас большинство исследователей держатся мнения, что на материю было оказано некое тепловое или даже радиоактивное воздействие. Но какое именно – установить сейчас невозможно. Так современная наука пришла к тому, что и так знали христиане еще с древности: к Евангелию.
А оно свидетельствует: что Тела Иисуса не нашли в гробнице; апостолы видели «только пелены лежащие» (Лк.24:12, Ин.20:5).
Каким образом это могло получиться – непонятно: на изображении сохранны все, даже малейшие, следы крови, истекшей из ран, которые должны были к телу присохнуть, но… нет. Получается, Распятый «исчез» (вышел!) из ткани, вообще развернув ее не развернув. Видимо, так же, как входил потом к ученикам «дверем затворенным». Но что именно происходит с телом по Воскресении – неизвестно. Пока.
Интересные факты и мифы о Плащанице
Среди мифов о реликвии особо стоит выделить
- мнение, что как Католическая и Православная Церкви не имеют мнения о подлинности, якобы осторожно относятся таким к вопросам;
- суждения, что Папа Римский завуалированно отрицает подлинность реликвии, называя ее «иконой», то есть признавая, что она подобна писаным образам, следовательно «нарисована».
На самом деле это не так: христиане всегда считали святыню подлинной, не изменилось это и сейчас. Высказываться об этом дополнительно, дискутируя с атеистами, явно нет смысла. Что до именования святыни «иконой», то видеть здесь признание рукотворности может лишь человек малосведущий: с научной точки зрения «иконой» называют не писаное изображение, а вообще копию оригинала. Разумеется, Плащаница – икона. Нерукотворенная. По сути – единственный известный сейчас нерукотворный образ Христа.
А вот некоторые факты, проливающие свет на то, как святыня влияет на самих ее исследователей:
- английский исследователь Вильсон, изучив реликвию, принял католицизм;
- в Воскресение уверовал профессор Сорбонны Овелаг, также работавший с Плащаницей; после анализа всех материалов он вдруг сказал коллеге: «Друг мой! Он действительно воскрес!».
И это не единственные уверовавшие ученые, соприкоснувшиеся со святыней. По слову другого деятеля науки, Ф. Бэкона, «малые знания удаляют нас от Бога, большие к Нему приближают».
Где хранится Туринская Плащаница?
Она находится в Соборе св. Иоанна Крестителя г. Турина, и редко выносится для поклонения: последний раз это происходило 10 апреля – 23 мая 2010 г.
«Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?»(1 Кор.1:20). Так вопрошал видевший Воскресшего святой Павел. Вопрос – риторический, ибо вся гордыня, самость мира сего пала почти 2000 лет назад от единственных прозвучавших из уст Апостолов слов: «Христос Воскрес!». Но принять это до сих пор могут не все.
Частые вопросы
Что такое Туринская плащаница и почему она так важна?
Туринская плащаница – это кусок льняной ткани, на котором, как считается, сохранился отпечаток тела Иисуса Христа после его распятия. Она является одной из самых известных и почитаемых христианских реликвий. Плащаница впервые упоминается в письменных источниках в XIV веке, и с тех пор вокруг нее ведутся споры о ее подлинности.
Какие доказательства говорят за то, что Туринская плащаница подлинная?
Существует ряд доказательств, которые указывают на то, что Туринская плащаница может быть подлинной. Во-первых, на ней изображены раны, которые совпадают с описаниями ран Иисуса Христа в Евангелиях. Во-вторых, на плащанице обнаружены следы крови, которые, как считают некоторые ученые, могли принадлежать Иисусу Христу. В-третьих, плащаница имеет необычную структуру, которая не может быть воспроизведена искусственно.
Какие существуют аргументы против подлинности Туринской плащаницы?
Существуют также некоторые аргументы, которые говорят против подлинности Туринской плащаницы. Во-первых, радиоуглеродный анализ, проведенный в 1988 году, показал, что плащаница была создана в период с 1260 по 1390 год, что противоречит утверждениям о ее раннем происхождении. Во-вторых, некоторые ученые утверждают, что изображение на плащанице было создано искусственно, например, с помощью краски или других химических веществ.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При изучении информации о Туринской плащанице обращайте внимание на источники и авторитетность информации. Лучше доверять научным источникам и экспертам в данной области.
СОВЕТ №2
Не верьте всему, что говорят СМИ или интернет-ресурсы о Туринской плащанице. Проверяйте факты и информацию, особенно если она звучит слишком удивительно или необычно.
СОВЕТ №3
Изучайте различные точки зрения на Туринскую плащаницу, чтобы получить более полное представление об этом артефакте. Сравнивайте разные источники и мнения для формирования собственного мнения.
Споры и контроверсии вокруг подлинности Туринской Плащаницы
Туринская Плащаница, изображающая лицо мужчины с ранами, соответствующими ранам, описанным в Библии о распятии Иисуса Христа, является одним из самых известных и спорных артефактов христианства. С момента ее появления в исторических хрониках в XIV веке, вокруг нее возникло множество споров и контроверсий.
Основной спор касается подлинности самой ткани, на которой изображено лицо мужчины. Сторонники подлинности утверждают, что Плащаница действительно является тканью, использованной для обёртывания тела Иисуса после распятия, и что на ней отпечаталось лицо Христа в результате некоего сверхъестественного процесса. Однако существует множество противоречивых мнений и экспертных заключений относительно возможности подделки или ошибки в исследованиях.
Другой аспект споров связан с датировкой Плащаницы. Существуют различные методы датировки, такие как радиоуглеродный анализ, которые позволяют определить возраст материала. Однако их применение к Туринской Плащанице вызывает разногласия среди ученых, и результаты исследований неоднократно оспаривались.
Кроме того, споры также касаются самого изображения на Плащанице. Некоторые исследователи утверждают, что лицо, изображенное на ткани, не соответствует типичному изображению Иисуса Христа, что подталкивает их к сомнениям относительно подлинности артефакта.
Таким образом, споры и контроверсии вокруг Туринской Плащаницы продолжают оставаться актуальными и вызывать живой интерес у исследователей и верующих по всему миру.