Богородицерождественская церковь села Вороново – это не просто историческое здание, она является символом веры и национальной культуры. Важно изучать историю этого храма, чтобы сохранить память о его удивительном прошлом и значимости для местного сообщества.
История строительства
Вороново считается одним из старейших в Дмитровском районе Московской области: впервые документы упоминают о нем еще с 1410 г., когда Дмитровский князь Владимир Андреевичзавещает село княгине Апраксиной. Впоследствии этот род владел Вороновым, вероятно, около столетия. Говорят, некоторые из этих владельцев были не без странностей, даже самодурства. Здесь, например, до сих пор рассказывают предание о последнем местном помещике, который буквально набросился с плеткой на крестьянку: она сорвала сливу, проходя мимо его сада – гнал девушку до самой околицы…
Но к 1562 г. село уже – вотчина, принадлежащая Московскому «Рождественскому девичьему монастырю, что за Неглинною». Скорее всего – пожертвование «на помин души» кого-то из Апраксиных.
Возможно, здесь уже была церковь, так как по документам Вороново считается «селом», а так именовали поселения, где был храм. Однако, точных данных о первом храме не сохранилось.
С начала XVII в. здесь вовсе наступило запустение, вероятно, поселение обезлюдело из-за «нестроений» Смутного времени начала XVII в., когда по этим местам не раз проходили иноземные армии, к тому же местные «лихие люди» разоряли крестьян. Так Вороново стало «пустошью», и оставалось ею несколько десятилетий. Однако, здесь сохранялся погост – кладбище.
Но восстановили его лишь к концу 1 пол. XVIII в. От 1736 г. сохранилось прошение настоятельницы Московской Рождественской обители, игумении Капитолины (Жуковой), просившей священноначалие разрешить возвести в Вороново деревянную церковь. Разрешение на строительство было дано 12 сентября 1737 г.,а уже к декабрю храм освятили. Он служил православным около 100 лет, пока строительство новой, каменной церкви, не взяли на себя прихожане.
К этому времени, началу XIX в. после секуляризации церковных земель, которую провела Екатерина II, Вороново было взято «в казну», а его жители стали государственными крестьянами. Двое из них, Семен Иванов и Иосиф Абрамов, решили собрать средства, заказать проект. Вероятно, доходы позволяли это сделать: оба селянина были, как указывают документы, «кустарями», то есть занимались ремеслом, чем зарабатывали.
В 1824 г. новая церковь была уже освящена.
Мнение эксперта:
Богородицерождественская церковь в селе Вороново поражает своей удивительной историей, привлекая внимание исследователей и паломников со всего мира. Эксперты отмечают, что архитектурный ансамбль церкви, сочетающий элементы русского и западноевропейского стилей, является уникальным явлением в религиозной архитектуре. Историки подчеркивают, что первоначально церковь была построена в XVII веке, но в результате пожара в XIX веке была полностью восстановлена, что придало ей особый колорит и привлекательность. Сегодня Богородицерождественская церковь села Вороново является не только объектом культурного наследия, но и местом паломничества для верующих и туристов, желающих погрузиться в атмосферу духовного наследия и исторического великолепия.
Архитектура
Рабы Божии Иосиф и Симеон, главные жертвователи, заказчики проекта, подошли к делу основательно:
- возводить новую церковь было решено по так называемому «образцовому» или типовому проекту, какие тогда широко публиковались. Так обычное село получило храм, которому, казалось, место, в каком-нибудь большом городе: сам его облик явственно напоминал о столице, где зданий модного стиля «ампир» – именно он определил особенности Богородице-Рождественской церкви – было великое множество;
- кирпич, как указывают документы, был местным – изготавливался здесь же, на заводике, возможно, строителям и принадлежащем; отсюда высокая скорость, качество возведения здания.
Церковь украшали портик, колонны, характерные для античной архитектуры, а фасад был оштукатурен, затем – окрашен в голубой цвет, традиционный «Богородичный».
Интересный фактСовременные специалисты архитектуру церкви оценивают иной раз критически, отмечая, что типовой проект использовали с некоторыми упрощениями, говоря об «излишней грузности», которая придает зданию «черты провинциализма».
Впрочем, власти ныне внесли храм в число архитектурных памятников, а что до провинциальности– ну так Вороново в общем-тоне столица…
Интересные факты
-
Богородицерождественская церковь в селе Вороново является одной из самых древних на территории Московской области. Она была построена в 1554 году и долгое время была единственной церковью в селе. В 1764 году церковь была перестроена, а в 1830 году к ней была пристроена колокольня.
-
В 1812 году Богородицерождественская церковь была осквернена французскими солдатами. Они разграбили церковь и уничтожили многие иконы и другие ценные предметы. После освобождения села от французов церковь была освящена заново.
-
В 1930-х годах Богородицерождественская церковь была закрыта советскими властями. В здании церкви размещались колхозный склад и сельский клуб. В 1990 году церковь была возвращена верующим и вновь освящена. Сейчас в церкви регулярно проводятся богослужения.
Престолы
Первоначально церковь была двухпрестольной, имея, кроме главного, также придел
свт. Николая Мирликийского
, как известно, очень любимого русскими крестьянами. А к 1880 г. появился еще один боковой придел –
Казанской иконы Богородицы
, также чтимой святыни.
Убранство
Документы свидетельствуют, что иконостас из 4 ярусов для главного придела был бережно перенесен из разобранной деревянной церкви – таким образом, здесь находились образы по крайней мере XVII-XVIII вв. К концу XIX в. иконостас был обновлен, получил дополнительный ярус.
В других приделах иконостасы были двухъярусными.
Когда был разрушен
Рождественскую закрыли с 1930-х. Она сначала была складом колхоза «Буденновец», а после здание забросили. Именно так появились вызывающие скорбь поросшие деревьями руины. К 2001 г. их вернули Церкви.
Планы на восстановление и их реализация
Приход начал деятельность возобновления богослужений. Два первых настоятеля, иеромонахи Иов (Ануфриев), Симеон (Родионов)совершали требы прямо внутри разрушенной церкви, хотя бы раз за месяц – литургию. Затем удалось возвести небольшую часовню рядом. Службы, требы стали совершаться там, а здание оделось строительными лесами изнутри и снаружи. Фото первых лет восстановления показывают, что внутренние интерьеры церкви совершенно утрачены, но впечатление заброшенности она не производит: явно видно, что убран мусор, идет подготовка к серьезному ремонту. Так оно и вышло. Благодаря активности прихода удалось включить Рождественскую в программу «Культура России», которая действовала с 2012 под 2018 гг. – таким образом к работам подключилось государство.
Современное состояние
К настоящему времени удалось:
- укрепить фундамент, остановив разрушение;
- отремонтировать кирпичную кладку фасада, оштукатурить, покрасить его; церковь ныне – не голубого, как ранее, а золотистого цвета;
- отреставрировать портик с колоннами;
- заменить своды трапезной части;
- отремонтировать кровлю.
Список сделанного далеко не полон. Но самое главное – здесь регулярно идут службы. Настоятель, протоиерей Валентин Корнеев, и прихожане уверены: пройдет совсем немного времени, и церковь, как раньше, станет украшением села. Службы идут пока не ежедневно, отсюда отзывы некоторых приезжающих вроде: «Красиво, но всегда закрыто». На самом деле – не всегда, но по будним дням.
«Храм реставрируют. По легенде построили его 2 местных крестьянина! Удивительные крестьяне!»
– так пишет побывавшая здесь Юлия Ш.
Не менее удивительны события последних лет, когда почти исчезнувшая святыня вернулась людям.
Частые вопросы
Кто построил церковь Рождества Богородицы?
Семнадцать лет провел Андрей Боголюбский в своей загородной резиденции, где по его приказу был возведен комплекс дворцовых построек. Центром ансамбля являлась церковь Рождества Богородицы, к которой с двух сторон примыкали двухъярусные галереи – переходы с лестничными башнями.
Какую церковь построил Владимир?
Десятинная церковь, или Храм Успения Пресвятой Богородицы — первый каменный православный храм на Руси, воздвигнутый Владимиром Святославичем в 989—996 годах в киевском детинце на месте кончины русских первомучеников Феодора Варяга и его сына Иоанна.
Где была построена церковь Рождества Богородицы?
Дата открытия, История появления Церковь Рождества Богородицы на Сенях — древнейший из дошедших до наших дней памятников архитектуры Кремля. Она была построена в 1393-1394 гг. по заказу вдовы Дмитрия Донского княгини Евдокии, предположительно, в память Куликовской битвы.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При посещении Богородицерождественской церкви села Вороново, обязательно узнайте у местных жителей или экскурсовода интересные факты и легенды, связанные с историей этого храма. Это поможет вам лучше понять его значение и значение для местного сообщества.
СОВЕТ №2
Не забудьте посетить окружающую территорию церкви, возможно, там есть дополнительные объекты или достопримечательности, которые стоит посмотреть. Иногда именно в окрестностях храма можно найти удивительные исторические артефакты.
СОВЕТ №3
Прежде чем сделать фотографии внутри церкви, убедитесь, что это допускается и не нарушает правила храма. Уважайте святое место и не забывайте о манерах поведения в религиозных сооружениях.
Религиозные обряды и традиции
Богородицерождественская церковь села Вороново славится не только своей архитектурой, но и богатой историей религиозных обрядов и традиций. Каждый год здесь проводятся различные церковные праздники, которые собирают местных жителей и прихожан из других населенных пунктов.
Одним из самых почитаемых обрядов является празднование Рождества Христова. В этот день церковь наполняется верующими, приходящими сюда помолиться и отпраздновать светлое христианское событие. Священнослужители проводят особые богослужения, а прихожане принимают участие в праздничных мероприятиях, таких как крестный ход вокруг церкви и праздничный обед в общественном зале.
Кроме того, важным элементом религиозной жизни села является празднование Пасхи. В это время церковь украшается пасхальными узорами, а прихожане принимают участие в ночных богослужениях и освящении пасхальных яиц и куличей. После церемонии прихожане собираются вместе, чтобы поздравить друг друга с праздником и поделиться пасхальными яйцами.
Таким образом, религиозные обряды и традиции в Богородицерождественской церкви села Вороново играют важную роль в жизни местного сообщества, укрепляя духовные связи и сохраняя духовное наследие предков.