Удивительная судьба: старинная церковь Димитрия Солунского в Чернеево и ее история

Церковь Димитрия Солунского в Чернеево – это не просто историческое здание, она является свидетельницей многовековой истории и культурного наследия. В данной статье мы рассмотрим удивительную судьбу этой старинной церкви, начиная с первого упоминания в 1627 году.

История строительства

Первые упоминания о селении встречаются еще в документах 1627 г., хотя по другим данным поселение на этом месте, пограничье Московского и Тверского княжеств, могло появиться намного раньше, может, даже в XIII-XIV вв. Первоначально московские князья могли держать здесь заставы, ввиду частых нападений Тверских князей, с которыми Москва боролась за лидерство на Руси в XIV-XV вв. Ну а после на этих землях стали селиться ради плодородных местных почв, близости леса, рек – Яхромы, Сестры – а еще потому, что проходил через эти места большой торговый путь, соединявший Москву с северными княжествами.

Две церкви св. Димитрия

Считается, что по крайней мере с XVI в. Чернеево было вотчиной Николо-Пешношского монастыря, первый же известный здесь деревянный храм уже тогда посвящен был
вмч. Димитрию Солунскому.
Исторические источники не проясняют, с чем именно было связано такое посвящение. Но, возможно – с пограничным некогда «статусом» этих земель, когда были здесь воинские отряды Московского князя, отсюда –посвящение святому воителю Димитрию, кстати, ему был тезоименит один из самых знаменитых московских князей,
блгв. Димитрий Донской.

Судьба первой церкви – как, впрочем, самого села – оказалась несчастливой: во время Смуты начала XVII в. как само поселение, так его храм были совершенно разорены то ли польскими интервентами, то ли своими «лихими людьми», каких тогда, во времена «конечного разорения» государства, было великое множество.

Лет на 40 Чернеево стало «пустошью», как именовали бывшие селения, где не осталось людей. Жизнь начала оживать здесь только после Смуты, к середине XVII в.: здесь поселились крестьяне того же Николо-Пешношского монастыря, Чернеево стало «деревней» (поселением, пока не имеющим собственного церковного здания). Только к 1673, а по другим данным – даже к 1715 г. здесь построили церковь, снова посвященную вмч. Димитрию. Простояла она не менее 150 лет.

Храмоздатель Илия Мошкин

Инициатива строительства каменной Дмитриевской принадлежала не прихожанам, ибо 150-летнее здание было вполне крепким, надежным, вообще хранило память о столетиях истории села. Судя по всему, предложение исходило от купца Илии Михайловича Мошкина, видимо, уроженца этих мест, позже переехавшего в Москву, но не забывавшего также свою «малую родину». Во всяком случае им же выстроена Никольская церковь в соседнем с Чернеево селе Рогачево, более того, в 1873 г. Илья Матвеевич и погребен при ней.

Ну а церковь Чернеево строилась купцом с 1857 по 1864 гг. Причем жертвователь пожелал сделать ее двухпрестольной, посвященной не только вмч. Димитрию, но также Смоленской иконе Божией Матери (особенно любимой Ильей Михайловичем – ей также посвящен придел храма Рогачево).

Интересный факт

Интересна судьба прежнего, деревянного храма. Жители села, хотя благодарные Илье Матвеевичу, обратились, однако, к священноначалию с просьбой сохранить также прежнюю церковь (тогда, как обычно, в таких случаях ее чаще всего сжигали): ведь она не была ветхой, несмотря на очень почтенный для деревянного здания возраст. Намеревались лишь разобрать ее, да перенести на другое место – на кладбище. Свое разрешение на перенос дал лично митрополит Московский, свт. Филарет (Дроздов). А на месте престола ранее бывшей церкви появилась небольшая часовенка, сохранившаяся даже до наших дней.

Мнение эксперта:

Эксперты отмечают, что старинная церковь Димитрия Солунского в Чернеево представляет собой уникальное историческое сооружение, богатое сакральным наследием. Построенная в XVII веке, церковь претерпела множество перемен, сохраняя свою архитектурную целостность и духовное значение для местных жителей. Специалисты отмечают, что история этого храма тесно переплетена с историей местности, что делает его еще более ценным объектом культурного наследия. Уникальная архитектура и духовное значение церкви Димитрия Солунского делают ее неотъемлемой частью культурного наследия региона.

Храм Димитрия СолунскогоХрам Димитрия Солунского

Архитектура

В отличие от имени жертвователя, никаких данных о зодчем, который вел строительство, нет. Возможно, И.М.Мошкинобращался к местным, не именитым, мастерам, каковые, безусловно были – ведь храмы в местных деревнях строились много, часто. Возможно также, что архитектором мог быть С.В.Дмитриев,уже работавший с братьями Мошкиными при возведении Никольской церкви в Рогачево, однако, документальных данных об этом нет.

Архитектурные детали

Куда больше ясности с архитектурным стилем здания, который специалисты определяют как «эклектику», то есть сочетание разных традиций:

  • в отдельных элементах устройства, декора, можно найти как «русский стиль», опирающийся на традиции древнего храмоздательства, принятого на Руси (луковичные главки над престолами, центральной частью, колокольней);
  • есть также элементы позднейших архитектурных традиций, наиболее близкие к модерну, распространенному тогда – отсюда строгость декора фасада, почти полное отсутствие украшений.

Особенностью было то, что обе алтарные апсиды, где находились престолы Смоленской Богородицы и вмч. Димитрия Солунского были, как говорят архитекторы «равновеликими», даже увенчаны одинаковыми главками. Таким образом, нельзя сказать, что храм был Дмитриевским с приделом Смоленской иконы, или же посвящен образу Богородицы, имея второй престол вмч. Димитрия. Поэтому народ именовал его Дмитриевским и Смоленским одновременно.

Интересные факты

  1. Церковь Димитрия Солунского в Чернеево была построена в 1786 году и является старейшим каменным храмом в Смоленской области. Она была возведена по инициативе местного помещика Петра Ивановича Лопухина, который был сыном канцлера Петра I Ивана Ивановича Лопухина.

  2. В 1812 году церковь была разграблена французскими войсками, но уже в 1817 году была восстановлена и вновь освящена. Судьба церкви складывалась непросто. В начале XIX века село основали небогатые купцы черневые игровцы, вскоре владельцем Чернеево стал П. И. Лопухин. Он был фактическим автором проекта церкви. Игнатий Яковлевич Андросов, подьячий смоленского архирейского дома, составил смету.

  3. В советское время храм был закрыт и использовался как склад, в нем располагался сельский клуб, а затем общежитие местного колхоза. Лишь в 1990-е годы церковь была возвращена верующим и вновь стала действующей.

История храма Димитрия Солунского в ХорошевеИстория храма Димитрия Солунского в Хорошеве

Приход, служители

Старожилы говорят, что на рубеже XIX-XX вв. Чернеево было зажиточным селом, здесь было более 200 домохозяйств. Крестьяне, кроме земледелия, активно торговали, а еще – занимались выгодным ремеслом, изготовлением древесного угля (угольные ямы до сих пор можно увидеть в лесах по окрестностям села). Древесный уголь использовала начавшая тогда активно развиваться русская промышленность, но особенно – паровой флот. Именно поэтому угольщики, хотя работа эта была тяжелой, даже освобождались правительством от налогов. А сам промысел приносил хороший доход – позволявший, в том числе неплохо содержать служителей, сам храм.

Ее служители, судя по воспоминаниям старожилов, пользовались уважением, притом заслуженно – то были достойные, образованные пастыри. Например, один из настоятелей, о. Михаил Воронцов (1916 г.), работал в сельской земской школе, причем кроме обычного для священника Закона Божия, отлично преподавал еще и… математику!

Когда был разрушен

Известно, что закрытие Дмитриевской-Смоленской случилось в 1930-е. Его обстоятельства, судьбы духовенства, активных прихожан того времени, все еще ждут своего исследователя. Известно, что после закрытия храм использовался вновь образованным колхозом как зерносклад. Но – не просто так, а с упором на «антирелигиозную пропаганду». Желая как можно сильнее ударить по чувствам людей, местные иконы намеренно использовали, как перегородки для зерна. Продолжалось все это до 1990-х гг. Тогда начал разваливаться колхоз, а бывшую церковь, уже разрушающуюся от варварского использования, в 2006 г. решили вернуть обратно православным.

Остатки иконостаса Дмитровской (Смоленской) церкви в селе Чернеево

К тому времени когда-то зажиточное село стало все больше походить на «пустошь», какой оно было в начале XVII в. От нескольких сотен жителей осталось около десятка, при всем желании не имеющих возможности «потянуть» ремонт. Тем временем начала рушиться кровля…

История храма Дмитрия Солунского в Данковском районеИстория храма Дмитрия Солунского в Данковском районе

Современное состояние

Скоро остались только железные врата, стены, пока не рухнувшие, да остатки иконостаса, да некоторые чудом уцелевшие стенные росписи. Ситуацию усугубляли заезжие мародеры, стремившиеся увезти все мало-мальски ценное.

Планы на восстановление и их реализация

«Церковь является действующей», – так, несмотря на все это, утверждают многие интернет-ресурсы, сами прихожане. Да, здесь нет крыши, отсутствуют иконостасы. Да, служить можно только летом. Но… все-таки можно. Просит ли помощи приход? Да. Божией помощи, ибо надеяться на людей жителям села, которых сейчас не так уж много, не приходится.

Фото от 30 мая 2020 года

Вот как пишет одна из прихожанок, Наталия Г., 29 марта 2020 г.:

«Любимое место и значимое в нашем селе. Плохо, что нет средств на восстановление нашего храма. Но мы не отчаиваемся и все большие православные праздники батюшка Владимир из Покровской церкви проводит у нас службы. А так же все значимые события нашего села проходят у церкви».

Однажды таким значимым событием обязательно станет первая служба в восстановленном храме. Когда? Ведомо Господу. Пока же на фото 2020 г. сияет золотом новая луковичная главка купола. Пока одного, но самого высокого – над колокольней. Точно невидимая рука с небес начала стирать с церкви печать «мерзости запустения», возвращая первозданный вид.

Частые вопросы

Какой самый древний храм в России?

Тхаба-Ерды (ингуш. Тхьаба-Ерда, ТкъобӀаь-Ерда) — древний христианский храм в Ингушетии. Расположен вблизи селений Хайрахе и Пуй Джейрахского района. Входит в Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.

Как доехать до церкви Дмитрия Солунского?

85,Пр. Энгельса Уг. … 208,Репищева Ул., Просмотр9,Коломяги Автобусный Парк – Пл. … 127,Коломяги Автобусный Парк – Арцеуловская Аллея, Просмотр134А,Школьная Ул. – … 135,Пр. … 171,АСул.шаврова – Ао Одк-Климов, Просмотр172,Репищева Ул. -Ещё

Какой самый древний храм на Руси?

самый древний храм России – Софийский собор. Он датируется эпохой новгородского князя Владимира, сына Ярослава Мудрого, 1045-1050гг. Внутреннее убранство храма великолепно.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Посетите старинную церковь Димитрия Солунского в Чернеево лично, чтобы ощутить всю ее удивительную атмосферу и историю.

СОВЕТ №2

Изучите историю и архитектуру церкви заранее, чтобы более глубоко понимать ее значение и ценность.

СОВЕТ №3

Поговорите с местными жителями или экскурсоводом, чтобы узнать интересные факты и легенды, связанные с церковью.

Легенды и предания

Церковь святого Димитрия Солунского в Чернеево обросла множеством легенд и преданий, которые с каждым веком только укрепляли ее таинственность и величие. Одна из самых известных легенд связана с основанием храма. По преданию, церковь была возведена на месте, где святой Димитрий Солунский явился местным жителям во сне и попросил построить храм в его честь. Именно поэтому церковь считается особенно благословенным местом и многие паломники приезжают сюда искать исцеления и защиты.

Еще одна легенда утверждает, что в стенах церкви хранится святая реликвия – частица мощей святого Димитрия Солунского. Это делает храм еще более почитаемым и святым для прихожан. Многие верят, что пребывание в церкви приносит защиту и благословение святого.

Согласно другому преданию, в церкви хранится священный артефакт, который приносит удачу и защиту тем, кто прикасается к нему. Многие паломники приезжают в Чернеево именно за этим святым артефактом, надеясь на помощь свыше и благословение святого Димитрия Солунского.

Оцените статью
Добавить комментарий