В статье рассматривается история и значение Варлаамо-Хутынского женского монастыря в Великом Новгороде, одного из древнейших монастырей России.
Мнение эксперта:Варлаамо-Хутынский женский монастырь, расположенный в Псковской области, вызывает интерес у исследователей и паломников. Эксперты отмечают его историческую ценность и архитектурное мастерство. Монастырь был основан в XIV веке и сохранил множество древних святынь и реликвий. Уникальная атмосфера места притягивает не только верующих, но и любителей истории и культуры. Эксперты подчеркивают важность сохранения и изучения таких объектов как Варлаамо-Хутынский женский монастырь для сохранения исторического наследия и духовного развития общества.https://www.youtube.com/embed/NTG82o3KkhkОснование Варлаамо-Хутынского монастыря и его история
С глубокой древности люди на Хутыни просто не жили. Местные славянские племена были убеждены: водится здесь нечистая сила, потому говорили – хутынь (худынь), или худое место, нехорошее.
Свойство | Описание |
---|---|
Основание | 1673 год |
Основатель | Старец Варлаам Хутынский |
Первоначальное название | Варлаамо-Хутынский мужской монастырь |
Статус | Действующий женский монастырь |
Расположение | Ленинградская область, деревне Хутынь |
Главная святыня | Мощи преподобного Варлаама Хутынского |
Архитектурный ансамбль | Церковь Преображения Господня, Церковь Святого Иоанна Богослова, колокольня, часовня, трапезная, кельи |
Монастырские службы | Богослужения, исповедь, причастие, паломничество |
Монастырская жизнь | Послушание, молитва, труд |
Рождение обители
Но в конце XII в. пришел сюда никому не известный скромный инок по имени Варлаам. Говорят, впрочем, что был он из новгородской боярской семьи, мирянином звался Алексием, имел благочестивых богатых родителей, именитых сродников. Но ради Господа презрел все. По одним данным, святой, уйдя из мира, принял иноческое пострижение в одной из обителей близ города, по другим же – от руки некоего пустынника по имени Порфирий, после чего почти сразу ушел на уединенное жительство. «Худынь», которую стороной обходили местные жители, показалась ему самым удобным местом для жительства. Что до происков духов нечистых, то, по преданию, подвижник был укреплен особым небесным благословением, виденным им лучом света, осиявшим место будущего жительства. Да и не страшны бесы истинному Христову рабу. Надо думать, ко времени основания монастыря был он уже очень опытным подвижником, хотя сам путь иноческой жизни св. Варлаама остался безвестным.
Свыше было предопределено даже посвящение будущей обители: ведь Варлаам пришел на правый берег Волхова, туда, где теперь она находится, 19 августа, около 1190 г., на самый праздник Преображения Господня. Полагают, что преподобный основатель почти сразу стал известен новгородцам своими духовными дарованиями. Возможно, после ставшего известным многим разговора скромного монаха с пришедшим к нему за духовным советом князем Новгородским, Ярославом Владимировичем. Отец Варлаам приветствовал его загадочными словами: «Будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим». Лишь по возвращении правителя домой оказалось: пока правитель отсутствовал, супруга действительно родила княжича-наследника. После того слава о прозорливом монахе стала привлекать сюда новых иноков. Говорят, одним из первых пришел инок Антоний, ранее подвизавшийся в самом Константинополе. Сверстник преподобного, его духовный друг, он стал руководителем иноков по кончине
прп. Варлаама
, которая последовала 6 ноября 1192 г.
Варлаамо-Хутынский монастырь в XII-XIX вв.
Считается, что основатель, происходивший из бояр, пожертвовал будущему монастырю часть своих земель для хозяйства – рыбной ловли, других промыслов. При Варлааме же появился первый устав Преображенского – общежительный. О том, что заветы святого хранились здесь свято, пишет, например, европейский путешественник С. Герберштейн, побывавший здесь в XVI в.: согласно ему, настоятель с братией собирались за общей трапезой, по важным вопросам наместник «о нуждах и делах советовался с тремя или четырьмя из старшей братии, а потом предлагал дела на общее рассуждение братии».
Тихо текла иноческая жизнь, но мирное спокойствие уединенной обители нарушали внешние нестроения:
- однажды смутил братию Московский великий князь, Иван III, явившийся сюда во время одного из своих визитов к Новгороду, около 1471 г.; осмотрев место погребения прп. Варлаама при соборе, князь возмутился, почему мощи лежат под спудом; но при попытке открыть гробницу из нее вышел огонь, едва не опаливший князя – тот должен был со стыдом удалиться, вернее, бежать – огонь преследовал его по пятам, даже выходя из земли там, где испуганный правитель касался ее посохом – пришлось бросить его;
- в 1611 г. обитель захватили шведы – здесь был штаб их командования во время осады Новгорода;
- непросто пришлось инокам в XVIII в.: монашество не жаловал Петр I, притесняли наследники царя-реформатора; стало сокращаться количество насельников, снижались доходы.
Однако, монастырь спасла любовь к нему жителей города, свято чтивших прп. Варлаама, столетия соблюдавших традицию собираться к обители на дни его памяти, по завету преподобного раздавать обильную милостыню. Даже Екатерина II, задумавшая секуляризацию всей церковной земли, не осмелилась тронуть столь любимую народом обитель: с 1764 г. она стала одной из немногих, причисленных к так называемому «первому классу», то есть могла рассчитывать на государственную поддержку.
К концу XIX в. монастырь при сравнительно небольшом количестве насельников, 26 человек, был одним из самых процветающих.
Годы гонений
После 1917 г. советская власть не могла не обратить внимание на любимую верующими обитель. С 1919 г. было принято решение о закрытии монастыря, с 1920 – он был закрыт окончательно. Монахов отправили на биржу труда как «безработных», здания, древние храмы передали музею. Позже на территории размещались также разные советские учреждения, а не смирившиеся с закрытием родного монастыря иноки поселились в Хутыни, где до 1932 г. совершались тайные богослужения. Массовые аресты положили конец существованию общины с 1930-х.
Возрождение
С 1994 г. территорию бывшей святыни вернули Церкви – здесь были практически руины. Виной тому была не одна советская власть, но также – постоянные бомбежки времени Великой Отечественной войны. Обитель возродилась, как женская. Сейчас здесь:
- около 100 насельниц;
- собственное хозяйство;
- иконописная, швейная мастерские.
Настоятельница обители – игумения Алексия (Смидянкина). Матушка – постриженница Пюхтицкого монастыря, возглавляет монастырь с момента начала его возрождения.
Интересные факты
-
Варлаамо-Хутынский женский монастырь был основан в 1292 году преподобным Варлаамом Хутынским, учеником преподобного Сергия Радонежского. Монастырь расположен в старинном Торжке Тверской области и является одним из самых древних русских монастырей.
-
В монастыре хранится уникальная коллекция икон, датируемых XII-XVII веками. Особо почитаемыми являются иконы Божией Матери “Одигитрия”, “Голубицкая” и “Всех скорбящих Радость”.
-
В XVII веке монастырь был осажден поляками, которые пытались его захватить, но монахи и жители города успешно отбили нападение. В память об этом событии в монастыре установлен памятник преподобному Варлааму Хутынскому, который держит в руках меч.
Архитектура монастыря
К началу XX в. обитель имела 5 храмов:
- Преображенский, самый древний, известный с 1515 г.;
- церковь прп. Варлаама, появившуюся несколькими десятилетиями позже при трапезной;
- Всех Святых, при монастырской больнице;
- домовый – св. Иоанна Богослова, при архиерейских покоях (обителью традиционно управлял епископ);
- прор. Илии при колокольне.
В обители было три колокола XVI в, которые после закрытия утрачены.
Современные фото обители показывают, что ныне восстановлены, действуют Преображенский и Варлаамовский.
Соборный храм сильнее всего пострадал от бомбежек, мало помогли последующие попытки реставрации. Храм отдали Церкви таким, что многие специалисты просто советовали снести его да возвести новый. Однако, древний собор удалось сохранить, полностью восстановить. Он – не только свидетель подвигов насельников обители, но также память о русском поэте, государственном деятеле Гаврииле Романовиче Державине, могила которого находится на монастырском кладбище. А один из приделов Преображенского посвящен его небесному покровителю, Архангелу Гавриилу. Средства на строительство пожертвовала вдова поэта.
Известная еще с XIV в. церковь прп. Варлаама, первоначально деревянная, небольшая, появилась задолго до общецерковного прославления святого. В камне она отстроена к середине XVI в., а XX в. стал, как казалось, последним веком существования древнего храма: как Преображенский, его передали верующим разрушенным. Однако ныне церковь, трапезную при ней, удалось воссоздать.
Другие храмы обители утрачены, однако, действует новый – домовая церковь свт. Льва, папы Римского, при архиерейских покоях. Еще один храм находится на нижнем ярусе колокольни – где была церковь прор. Илии. Ныне она переосвящена в честь Новомучеников и исповедников Российских.
Внутреннее убранство и святыни монастыря
Как столетия назад, главная святыня – мощи преподобного основателя, которые по-прежнему пребывают под спудом.
Кроме того, к числу чтимых святынь относятся:
- ископанный прп. Варлаамом колодец;
- горка, землю на которую преподобный, согласно преданию, наносил своей скуфьей; ныне здесь находится часовня, деревянная, постройки начала 2000-х; многие паломники стараются походить по этому месту босыми, чтобы соприкоснуться со святыней;
- часовня Казанской иконы Богородицы; она восстановлена после гонений советских лет, а находится довольно далеко за пределами обители, по преданию, на месте, до которого добежал испуганный Иван III, пораженный чудом с мощами прп. Варлаама; нынешняя часовня освящена не только в честь Казанского образа, то еще – иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша», ввиду того, что рядом находится освященный источник.
Святые монастыря
За многие века здесь подвизалось множество подвижников. Вот лишь некоторые из них.
Прп. Варлаам Хутынский
Празднование ему совершается 19 ноября, как столетия назад это один из главных праздников обители.
Прп. Антоний Дымский
Это второй игумен обители, сменивший прп. Варлаама. Считается, что он возглавлял братию до 1243 г., когда, уже престарелый, удалился на уединенные подвиги на Дымское озеро.
Прав. Прокопий Устюжский
Он также современник прп. Варлаама. Мирянином он был купцом из Западной Европы, католиком, но решил принять православие, затем – иночество. Его духовным наставником стал прп. Варлаам. Впоследствии Прокопий взял на себя труднейший подвиг – юродства ради Христа, ушел в Великий Устюг.
Свт. Антоний Новгородский
Для него монастырь был местом «обещания» (пострига) около 1208 г., а через несколько лет Антоний стал архиереем. Управлял епархией он около 18 лет, затем по болезни ушел на покой, вернулся на место пострига, где окончил свои дни.
Расписание богослужений
Обитель не имеет собственной интернет-странички. Побывавшие здесь паломники отмечают, что службы начинаются с 6 ч. утра, а продолжительность их согласна с иноческим уставом – не менее 3 ч., иногда до 5.
Новгородцы, как много лет назад, по-прежнему любят обитель прп. Варлаама. Вот лишь некоторые отзывы побывавших здесь (стиль и особенности орфографии сохранены):
«Прекрасная, Богом благословленная обитель! Спокойствие и умиротворение ощущаешь на территории монастыря». (Александр)
«Очень понравилось это место. Место уединения. Интересно то , что туда можно приехать и пожить какое-то время. Там предусмотрены такие варианты. Есть платное проживание (гостиница) и бесплатное (оказывать помощь в хозяйстве монастыря)». (Оксана)
Наилучшее место, где ощущается как Благодать Божия, как и не только. Столько в голову начинает лезть и открываться. Дважды там был и дважды после монастыря принимал правильные важные решения. Господь открывал». (Олег)
Сюда едут с насущными нуждами, с духовными проблемами, а кто-то – просто проезжает мимо, заходит из любопытства и… в следующий приезд возвращается уже осознанно, привлекаемый Божией Благодатью, которая почти зримо присутствует на этом месте.
Частые вопросы
Как доехать до варлаамо Хутынского монастыря?
Как добраться До Варлаамо-Хутынского монастыря можно добраться самостоятельно. Для этого нужно прибыть на автовокзал Великого Новгорода и там пересесть на автобус № 121, который доставляет туристов до деревни Хутынь.
Кто основал первый женский монастырь?
Старейший женский монастырь появился вскоре после старейшего мужского монастыря и вблизи от него: он был основан в 329 г. недалеко от монастыря Та-венниси. Его основал сам Пахомий, создатель киновий, создавший его для своей сестры.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При посещении Варлаамо-Хутынского женского монастыря рекомендуется соблюдать приличный наряд и поведение, учитывая его религиозное значение и особенности.
СОВЕТ №2
Изучите историю монастыря заранее, чтобы более глубоко понимать его ценность и значение в православной культуре.
СОВЕТ №3
Не забудьте посетить основные храмы и монастырские сооружения, чтобы ознакомиться с архитектурным наследием и духовной обстановкой.
Благотворительная деятельность монастыря
Варлаамо-Хутынский женский монастырь известен своей обширной благотворительной деятельностью, которая охватывает различные сферы помощи нуждающимся. Монастырь активно участвует в оказании помощи местным жителям, предоставляя им возможность получить горячие обеды, одежду, медицинскую помощь и временное пристанище для бездомных.
Особое внимание уделяется помощи детям из малообеспеченных семей. Монастырь организует благотворительные акции, собирает пожертвования и предоставляет детям необходимые вещи, книги, игрушки и обучающие материалы. Также проводятся мастер-классы и занятия по различным предметам для детей, чтобы помочь им в образовании и развитии.
Кроме того, монастырь оказывает поддержку пожилым людям, предоставляя им возможность посещать культурные мероприятия, получать социальные услуги и медицинское обслуживание. Монастырская община также помогает людям с ограниченными возможностями здоровья, организуя для них специальные мероприятия и медицинское сопровождение.
Благотворительная деятельность Варлаамо-Хутынского женского монастыря играет значительную роль в жизни местного сообщества, обеспечивая помощь и поддержку нуждающимся и способствуя развитию добрых дел в регионе.