Псалом 60 является одним из молитвенных текстов, который призван поддержать и укрепить нас во время скорбей и напастей. В этой статье мы рассмотрим текст псалма на русском языке, проанализируем его толкование, изучим отзывы о его воздействии на людей и дадим советы по его использованию в повседневной жизни.
Кто автор 60-го псалма
Составителем данного молитвенного текста считают пророка и псалмопевца св. Давида.
Святой царь Давид
История написания
Православная Толковая
Библия
поясняет, что данное песнопение составлено этим израильским правителем во время бегства из Иерусалима во дни его гонений приверженцами Авессалома. О тяжелом положении царя в ту пору свидетельствует изречение из текста:
«Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!»
Существует также предположение, что псалом этот был создан в более ранний период: в дни, когда будущий царь, уже принявший помазание, но не восшедший еще на престол, скрывался от воинов Саула, царствующего над Божиим народом.
Это песнопение — одно из ряда псалмов, составленных пророком в период укрывательства от ищущих его души преследователей.
История создания данного текста показывает, что святой псалмопевец взывал к Создателю в те дни беспрерывно. Подобным примером он призывает и прочих верных Господу людей в стесненных обстоятельствах и в час опасности не прекращать молений и не оставлять надежды на Всемогущего Творца.
Чему посвящен
Протоиерей Алексей Ладыгин, описывая духовный смысл данного произведения царя-пророка, охарактеризовал его следующее:
«Этот псалом пелся под инструмент и возглашался очень часто – он посвящен испытаниям человеческим и тому, как человек должен себя вести в этих испытаниях. Божественный Давид по внушению Святого Духа побуждает каждого из нас с умилением молиться и просить Бога о помощи, когда испытания посещают нас в нашей жизни. Ни в коем случае не нужно унывать и печалиться, а нужно обращаться к Богу за помощью – об этом говорят святые отцы, когда толкуют этот псалом».
Мнение эксперта:
Псалом 60, известный как молитва во время скорбей и напастей, привлекает внимание экспертов из различных областей. Исследователи духовности отмечают его утешающую силу и способность поддержать в трудные моменты. Психологи рекомендуют обращаться к этому псалму как к способу нахождения внутренней устойчивости и покоя в периоды бедствий. Культурологи видят в нем не только религиозное, но и культурное значение, отражающее коллективный опыт человечества в преодолении трудностей. Таким образом, псалом 60 остается актуальным и важным источником поддержки и надежды в сложные времена.
Псалом 60. Основная тема
Главной темой данного творения св. Давида является призыв царя к верующим претерпевать всякие искушения с твердым упованием на Всемилостивого Создателя. Этот псалом – пример моления, которое нужно приносить Господу во время постигающих людей скорбей и напастей. И даже величайшее уныние, вызванное скорбью сердечной, не должно умервщлять этой молитвы по слову апостола:
«Злостраждет ли кто из вас, пусть молится» (Иакова 5:13).
По мнению учителей Церкви впадать в уныние весьма греховно, поскольку в таком состоянии человек обычно отвергает молитву, не имея для ее сотворения достаточных сил. Чтобы этого избежать они советуют людям, ощущающим подобное в себе состояние, в сложные моменты жизни вспоминать случаи чудесной Помощи Сотворителя: от чего Он их избавил, какие благословения посылал на земном пути, каким скорбям в их жизни не попустил свершиться. Тогда, по убеждению старцев, к верующим придет понимание Всеобъемлющей Милости Создателя, и тогда хваление сердечное вознесется из душ их к Небесам. Уныние пройдет, и, вслед за этим, прейдет умильная благодатная молитва.
К сказанному можно прибавить также наставление иерея Михаила Преображенскогоунывающей пастве:
«Хочешь иметь Милость Божию – делай Дела Божии. Некоторые люди, которые ропщут и унывают от того, что в них иссякает вера, что у них упадок сил и нет никакой энергии, должны подумать, чем они заняты, что делают, и на что нацелены их поступки. Если не на исполнение Воли Божией, значит, нужно срочно принимать противоположные решения. Вера без дел мертва есть».
Особенности
Интересен тот факт, что 7-й и 8-й стихи выпадают из общей структуры псалма. В них речь идет о некоем «царе» в третьем лице, в то время как все предыдущие строки произносятся от лица первого.
На основании этого факта выдвигались даже гипотезы о том, что автором произведения был вовсе не царь-пророк, а иной израильтянин, испытавший горечь от изгнания св. Давида и молящийся за него. Однако подобный переход в повествовании от одного лица к другому встречается и в других литературных памятниках Ближнего Востока, и это не означает, что автором 60-го псалма мог быть неизвестный израильтянин.
Интересные факты
- Псалом 60 был написан царем Давидом во времена великой скорби и напастей. Он был написан после того, как Давид был вынужден бежать из Иерусалима из-за восстания его сына Авессалома.
- В Псалме 60 Давид выражает свою веру в Бога и упование на Его защиту. Он молится Богу о помощи и избавлении от скорбей.
- Псалом 60 является одним из самых любимых псалмов среди верующих. Его часто читают во время скорбей и напастей, чтобы найти утешение и поддержку в Боге.
Толкование
В словах этого моления псалмопевец обращается к Творцу
«от концов земли».Толкования данного выражения различны: одни церковнослужители полагают, что св. Давид называет концом земли всякую местность вне пределов священного Иерусалима – града Господня, где пребывала в те дни Его скиния. Другие считают, что в тот период правитель, оказавшийся в бедственной ситуации, ощущая себя осквернившим заповеди Владыки Небесного грешником, так выражал свою оставленность Богом.
Пророк просит
«возвести его на скалу для него недосягаемую»,
понимая, что самостоятельно, без управления Божиего, преодолеть свои неудачи не сможет. Однако надежда не оставляет праведника, поскольку неоднократно до того Господь выводил его из бедствий. Св. Давид не сомневается, что и на этот раз Господь управит его путь и подаст спасение.
Под «врагами» в тексте, по мнению священников, понимаются не только враги земные, но, главным образом, начальники всех злонамерений – бесы.
Святой отшельник прогоняет беса (средневековая христианская фреска)
Господь именуется в этом песнопении
«столпом крепости».Данное выражение означает, что Вседержитель является надежнейшей защитой всякого взывающего к Нему. В более поздней Книге Соломоновых Притчей есть похожее изречение:
« Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен»
Потому-то преподобные подвижники-исихасты, произносившие постоянно Имя Божие, делались недоступными для невидимых врагов.
Изречение из 7-го стиха
«лета его продли в род и род»толкователи также разъясняют по-разному. Одни считают, что пророк просит Всемогущего Владыку распространить явленную ему заботу и на его потомство, другие же полагают, что св. Давид, зная о грядущем Избавителе, Который отверзет для праведников врата преисподней, выведя оттуда верных служителей Господа от праотца Адама,этими словами просит Творца о даровании ему Жизни Вечной в отворенном праведникам Небесном Отечестве, где он будет
«петь имени Господа вовек, исполняя обеты всякий день (день от дне)».
Протоиерей Олег Стеняевпоследние слова заключительного стиха разъясняет так:
«Что значит день от дне (то есть всякий день)? Мы молимся утром и вечером, как бы замыкая каждый день Божиим Благословением. На следующий день мы снова молимся в предрассветное время (утром) и вечером. И день ото дня мы замыкаем, таким образом, пространство собственной жизни в Божьем Благословении. Поэтому очень важно молиться утром и вечером, и полуденную молитву совершать, как это было во дни Ветхого Завета. Таким образом Божии Благословения объемлют наше существование день ото дня, и помазанник Божий пребудет вовек под Покровительством Божиим, под Его Защитой».
В каких случаях его читают псалом 60
Иерусалимская Библия именует это песнопение «Молитвою изгнанника». Исстари к чтению его прибегали в минуты жизненных трудностей и невзгод, когда человеку требовалось особое подкрепление Божие.
Всякого человека посещают неприятности и искушения, и данная песнь св. Давида – указание страждущему того Источника Силы и Крепости, благодаря Которому он сможет устоять в мире и не сломиться под гнетом тяжких проблем.
Св.
Иларий Пиктавийский,
провозглашенный 13 мая 1851 г. учителем Церкви, называл этот псалом
«
молитвой праведника, чающего вечной радости».
Как правильно читать
Отцы Церкви наставляли, что приносить всякую молитву нужно не столько в словах, сколько
«в рвении душевном и молитвенном расположении ума, придерживаясь притом жития добродетельного».
- Одни же слова, принесенные без соответствующего душевного расположения, делают молитву пустою, «брошенною на ветер». Ведь если человек не испытывает при обращении к Господу никакого действия сердечного, а подчас и не понимает, о чем молится, то моление такое не будет угодным Богу. Нужно не вычитывать священные тексты, а учиться молитве сердечной, понимая ее умом.
- В православной традиции принято произносить молитвы вслух (про себя их произносят лишь в исключительных случаях). Это связано с тем, что, мудрыми предками давно было подмечено: проговаривая молитвенные слова и вслушиваясь в них, разум отчетливее их осознает, вследствие чего текст, произнесенный вголос, через ум человека проникает и в его сердце.
- Читать лучше на церковнославянском. Ведь этот язык был специально создан свв. Мефодием и Кириллом для богослужений: в нем сохранены все правила языка греческого. И это отнюдь не старославянский язык, на котором, как думают некоторые обыватели, говорили древние славяне. Это язык, на котором взывали к Творцу Его угодники, — и потому он священен, и много благодати присутствует в нем. Кроме того, современный язык настолько преисполнен специфической лексикой и иностранными понятиями, что порой не удается сохранить при переводе смысловую целостность старинного оригинала.
- Перед чтением Псалтири также необходимо вспомнить наставления прп. Паисия Святогорца,который призывал приходящих к нему всегда помнить, что произносить псалмы без «хорошего вступления» могут лишь угодники Божии, достигшие святости. Остальные же должны пред прочтением произнести покаянный 50-й псалом, славословия Искупителю и Матери Божией, и побольше воздать Им поклонов, которые на Небесах
«золотом пишутся». - Еще отец Паисий убеждал всегда предварительно читать указания к псалму, а по окончании моления возносить благодарственную хвалу с поклонами.
Псалом 60: текст на церковнославянском языке
Молитва
60:1.
Въконе́цъ, въпѣ́снехъ, Дави́дупсало́мъ, 60.
60:2.Услы́ши, Бо́же, моле́нiе мое́, вонми́ моли́твѣмое́й:
60:3.отконе́цъ земли́ къТебѣ́ воззва́хъ, внегда́ уны́ се́рдце мое́: на ка́меньвозне́слъмя́ еси́, наста́вилъмя́ еси́,
60:4.я́кобы́лъеси́ упова́нiе мое́, сто́лпъкрѣ́пости от лица́ вра́жiя.
60:5.Вселю́сявъселе́нiиТвое́мъ во вѣ́ки, покры́юсявъкро́вѣкри́лъТвои́хъ.
60:6.Я́ко Ты́, Бо́же, услы́шалъеси́ моли́твы моя́, да́лъеси́ достоя́нiебоя́щымсяи́мене Твоего́.
60:7.Дни́ на дни́ царе́выприложи́ши, лѣ́та его́ до дне́ ро́да и ро́да.
60:8.Пребу́детъвъвѣ́къпредъБо́гомъ: ми́лость и и́стину его́ кто́ взы́щетъ?
60:9.Та́ко воспою́ и́мени Твоему́ во вѣ́ки, возда́ти ми́ моли́твы моя́ де́нь от дне́.
Современный перевод на русский (синодальный)
1:1. Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
1:2. Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
1:3. От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца
моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
1:4. ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
1:5. Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под
кровом крыл Твоих,
1:6. ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне
наследие боящихся имени Твоего.
1:7. Приложи дни ко дням царя, лета его продли в
род и род,
1:8. да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй
милости и истине охранять его.
1:9. И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя
обеты мои всякий день.
Частые вопросы
Какой псалом читать в скорби?
Когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби, читай псалом 72. В болезнях: 29, 46, 69. В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140. Когда просишь милости и щедрот у Бога, читай псалом 66.
Что значит читать Псалом 90 40 раз?
Псалом 90 направлен на защиту от любого зла, ограждения от искушений и грехопадения, от вражеских напастей и гибели души и тела. При чтении этой молитвы человек чувствует присутствие Господа, безопасность и заботу рук Его.
Для чего читают псалом 26 50 90?
Верующие читают этот псалом, чтобы уберечь себя и близких от злых сил, если есть угроза жизни и здоровью, если нужен душевный покой, если на пути трудности и искушения. Псалом 26 читают при любой опасности и для защиты от врагов.
Как действует Псалом 26?
26 псалом – самый сильный во всей Псалтири. 26 псалом — чтобы устоять и в брани духовной и на войне, от чародейства и при любых искушениях. («Кто будет читать его три раза в день — того Господь проведет по воде, яко по суху!»)
Полезные советы
СОВЕТ №1
Псалом 60 поможет вам найти утешение и силу во время трудностей. Постарайтесь прочитать его неспеша, внимательно вникнув в каждое слово.
СОВЕТ №2
Помимо чтения псалма, попробуйте также произнести его вслух. Это поможет вам сосредоточиться и усилить эффект от его слов.
СОВЕТ №3
Используйте псалом 60 как молитву или аффирмацию. Повторяйте его фразы в уме в течение дня, чтобы поддерживать в себе чувство надежды и веры.
Цитаты из псалма 60 в богослужениях
Псалом 60, также известный как “Псалом Давида, когда он был в земле Иудейской”, является одним из молитвенных стихов, которые призывают к защите и помощи Божьей во времена беды и испытаний. Этот псалом обращается к Богу с просьбой о защите от врагов и напастей, о надежде на Его милость и верность.
Цитаты из псалма 60 часто используются в богослужениях как молитвенные призывы к Богу в трудные моменты жизни. Они напоминают верующим о важности обращения к Богу в молитве и укреплении своей веры во время испытаний.
Одной из ключевых цитат из псалма 60 является фраза: “Помилуй нас, Боже, и призри на нас, и просвети лице Твое на нас, и помилуй нас”. Эта молитва выражает веру в милосердие и сострадание Божие к человеку в его нуждах и страданиях.
Цитаты из псалма 60 напоминают верующим о том, что Бог всегда готов выслушать молитвы своих детей и прийти им на помощь в трудные времена. Они призывают к терпению, надежде и вере в силу молитвы и обращения к Богу в любой ситуации.