В православной традиции таинства играют важнейшую роль в духовной жизни верующих, являясь священными обрядами, через которые человек получает благодатное действие Святого Духа. В данной статье мы рассмотрим все семь таинств Православной Церкви, их значение и значение для верующих.
Мнение эксперта:Эксперты отмечают, что Все Таинства Православной Церкви играют ключевую роль в духовной жизни верующих. Они считают, что каждое Таинство обладает особым духовным значением и символикой, способствуя обновлению и укреплению веры. Крещение, миропомазание, причащение, брак, церковный пост и другие Таинства считаются священными обрядами, которые наполняют жизнь верующего особым смыслом и помогают приблизиться к Богу. Важно, чтобы верующие понимали глубину и значимость каждого Таинства, следуя учению Церкви и стремясь к духовному совершенствованию.https://www.youtube.com/embed/Q5sRnXjOB7AТаинство. Определение. Происхождение термина
Этим словом переведено на славянский язык греческое «μυστήριον» («мистерион»), буквально означающее «тайна». Задолго до Рождества Христова о «тайнах» Божия промысла не раз упоминается книгами Ветхого Завета – но под ними тогда понимались не священнодействия. Например, прор. Даниил, объясняя вавилонскому царю Навуходоносору его видение, говорит, что «есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни». О «тайнах Божиих» говорят также Новозаветные тексты:
- согласно Евангелисту Марку, о «тайнах Царствия Божия» говорит Сам Господь (Мк.4:11);
- то же слово употребляет Апостол Павел, говоря о проповеди среди язычников: «проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор.2:7).
Таким образом, под таинствами долгое время понимались:
- сокровенные от человека пути Божия Промысла, ведущие его ко спасению;
- непостижимая немощным умом «тайна Божества», которую, по слову свт. Феофана Затворника, до прихода Христа, «до явления ее никто не знал… как должно».
С Воплощением Христа, когда, по словам свт. Афанасия Александрийского, «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» у слова «мистерион» появилось новое, ранее неизвестное значение – священнодействия, через которое человек реально приобщается к Богу, становится «один дух с Господом» (1 Кор. 6:17).
Так возникло понимание таинства как действия, которым человек непосредственно, хотя невидимо, становится причастным своему Создателю.
Интересные факты
- В православных храмах принято молиться не только за живых, но и за умерших людей. Такая молитва называется панихидой. Она совершается для того, чтобы просить Бога о прощении грехов умершего человека и о его спасении.
- Православная Церковь имеет богатую традицию песнопений, которая насчитывает более десяти веков. Песнопения исполняются на богослужениях и при совершении Таинств. Они помогают создать особую торжественную атмосферу и выражают религиозные чувства верующих.
- В православной традиции существует много святынь, к которым верующие совершают паломничества. К наиболее известным святыням относятся мощи святых, чудотворные иконы и целебные источники. В процессе паломничества верующие получают возможность прикоснуться к святыне, попросить у Бога помощи и исцеления.
7 главных Таинств Православной Церкви
Первоначально считалось, что определить так можно любое священнодействие Церкви. Да и сейчас многие богословы не разделяют «таинство» и так называемый «обряд», где также присутствует Божия благодать.
Например, так пишет об этом архимандрит Иустин (Попович): «Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. – И даже самое незначительное? – Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое «незначительное» священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом».
Однако, была также другая позиция, выделяющая из всех священнодействий наиболее значимые для спасения:
- в трактате «О небесной иерархии», который приписывается ученику ап. Павла, свт. Дионисию Ареопагиту, упоминается 6 таинств; это Крещение, «таинство Собрания» (ныне – Причастие), миропомазание, рукоположение (священство), монашеское пострижение и погребение; тот же перечень дан прп. Феодором Студитом (IX в.)
- а вот Константинопольский Патриарха Иоанн Векка (1277 г.) уже говорит о семи, выделяя те же таинства, что приняты сейчас.
К XV в. окончательно формируется традиция выделения седмеричного числа этих священнодействий. Так, свт. Симеон Солунский пишет: «Семь даров Святого Духа, – говорит Исаия; семь и Таинств церковных, совершаемых Духом Святым; Таинства сии суть: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение». Другие церковные авторы также соотносят семь таинств:
- с «семью столпами», на которых, по Соломону, основана Премудрость Божия (Притч.9:1);
- с таким же количеством свечей светильника, который находился в скинии Завета со времен прор. Моисея.
К тому же само число 7 с ветхозаветных времен вообще было символом полноты, завершенности. Именно поэтому нынешняя церковная традиция следует практике, сложившейся несколько столетий назад.
Все нынешние таинства возникли еще с первых веков христианства, хотя за столь долгое время не раз претерпевали некоторые изменения с точки зрения «чина», или внешней, человеческой стороны.
Крещение
Греческий аналог слова «крещение» – «βάπτισμα» («баптисма»), означающее просто погружение в воду. Значение указывает на происхождение священнодействия: от иудейского ритуального омовения служителей храма, а также от «крещения покаяния», которое совершал св. Иоанн Креститель во Иордане.
А вот славянский перевод имеет богословский смысл: даже чисто лингвистически очевидна связь Крещения и Креста, таким образом, христианское Крещение приобщает к Самому Господу, а не просто очищает от грехов.
Ап. Павел писал об этом: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:3).
Сам чин Крещения включает подготовку, или оглашение, освящение воды, затем – исповедание крестящимся веры во Христа. Наконец, иерей трижды – во Имя Св. Троицы – погружает верующего в освященную воду. При невозможности совершить полное погружение Устав допускает так называемое «обливательное Крещение». Кроме того, «страха ради смертного» или при невозможности найти священника, священнодействие может совершить крещенный мирянин.
Современная практика Крещения предполагает:
- посещение будущим членом Церкви особых бесед до самого таинства; они называются огласительными; на них иерей, или иной служитель храма, разъясняют человеку истины веры; кроме того, необходимо убедиться, что вера будет принята сознательно, с намерением вести церковную жизнь;
- наличие крестных, или восприемников, обычно одного или двух; это обязательно при Крещении детей, но во многих храмах также требуют восприемника для взрослого крестящегося.
Другие особенности подготовки хотящему креститься обычно разъясняют непосредственно в храме.
Таинство Миропомазания
Оно следует сразу по Крещении, а со внешней стороны представляет собой крестообразное помазание нового христианина освященными миром, со словами священника: «Печать Дара Духа Святого, аминь» при каждом помазании. Из этих слов понятно, что смысл священнодействия – сообщение Даров Духа, во времена Апостолов подававшихся чрез возложение их рук. Впоследствии, с умножением числа верных, это действие было заменено
помазанием миром
.
Исповедь (Таинство Покаяния)
Считается, что установление ее может восходить к Апостольским временам. Это мнение основано на словах ап. Иакова:
«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться».
Первые века христианства такая исповедь была публичной, перед всей общиной, а покаянная дисциплина крайне строгой: за серьезные согрешения (отступление от веры, участие в языческих обрядах, магических ритуалах) следовало отлучение от церковного общения с многолетним покаянием – до тех пор, пока человек, изжив свой грех, не допускался снова к церковной жизни.
Впоследствии исповедь стала тайной, наедине с духовником – с IV-VIII вв. в Византии это чаще всего были монахи, как наиболее твердые верой. Зачастую такой духовный отец мог даже не носить священного сана (ради большего смирения у иноков даже было не принято становиться иереем), но иметь духовные дарования. Обычай исповеди мирян у мирских же иереев развился на Руси ввиду невозможности соблюсти византийскую традицию: монахов в первые века по Крещении было немного.
Сейчас чин Исповеди предполагает:
- особые предначинательные молитвы;
- собственно исповедание совершенных грехов (иногда священник может задавать уставные вопросы исповеднику о том или ином грехопадении);
- разрешительная молитва иерея.
Особая подготовка, как, например, усиленный пост, для Исповеди не требуется. Основное делание христианина, решившего исповедаться – полное, глубокое осознание своей вины перед Господом, ближними.
Таинство Причащения (Евхаристия)
Оно установлено Самим Христом перед взятием Его на Распятие. Во время Тайной Вечери с учениками Он подал им хлеб и вино как Свои Тело и Кровь, а также прямо повелел:
«Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.23:19). С этого времени установлено совершение литургии – главного богослужения, на котором по священнической молитве хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Самого Господа. Приемлющие их христиане становятся причастными Богу, отсюда именование таинства Причащением.
Подготовка к нему сейчас предполагает:
- по крайней мере трехдневный пост (запрет на всю пищу животного происхождения), удаление от мирских развлечений, по возможности частое посещение богослужений; супругам также необходимо воздержание от близости;
- исповедь, разрешающую грехи, препятствующие соединению со Христом; ныне она является обязательной, хотя с древности непременной исповеди перед Причастием не было;
- так называемый евхаристический пост – полное воздержание от еды, питья с 12 ч. ночи перед Причастием; когда литургия совершается вечером (так, например, по Уставу положено служить литургию Преждеосвященных Даров), пост длится обычно около 6 часов.
Елеосвящение (Соборование)
Оно также скорее всего восходит к Апостолам, ведь призывать пресвитеров для молитвы, помазания больного елеем «во имя Господне» советовал еще ап. Иаков (Иак.5:14). Он же писал, что это священнодействие разрешает соделанные грехи. Ныне считается, что это согрешения, забытые по немощи, но отравляющие душу и тело, или же грехи, которые человек пока не осознал как отступления от Господа. Те же согрешения, которые не открыты на Исповеди сознательно, намеренно скрыты,
Елеосвящением
не разрешаются.
Последование, которое по Уставу совершают 7 иереев (при невозможности – чисто священников может быть и меньше) включает:
- покаянный канон, другие песнопения;
- семикратное помазание больного освященным елеем, смешанным с вином; каждому помазанию предшествуют особые молитвы, чтение Апостола, Евангелия.
Согласно установившейся традиции, собороваться могут:
- все члены Церкви, независимо от физического состояния: исходя из того, что духовно больным может назвать себя практически каждый; обычно такое Соборование в храме совершается раз в год, как правило, во время поста; готовясь, обычно рекомендуют исповедаться, причаститься до или в течение нескольких дней после него;
- больные телесными, душевными недугами – по потребности; собороваться можно как во храме, так на дому.
Венчание (Таинство Брака)
Это церковное освящение брака. Оно состоит из:
- обручения (в древности эта часть таинства совершалась отдельно, за несколько недель или даже месяцев);
- собственно венчания, которое именуется так ввиду возложения венцов на главы новобрачных.
Подготовка к венчанию обычно предполагает:
- Исповедь, Причастие молодоженов – как правило, на литургии дня венчания;
- государственную регистрацию брака, без которой священнодействие не может быть совершено.
Таинство Рукоположения (Священство)
Из всех таинственных священнодействий это – единственное, которое не может совершать священник, но только епископ. Принять священный сан может исключительно мужчина:
- крещенный;
- не имеющий тяжких грехов, препятствующих служению у алтаря;
- вступивший в брак или монах; иногда священноначалие допускает рукоположение целибатного (безбрачного) священника или диакона; по принятии сана заключить брак уже невозможно.
Отличия Таинств Православной Церкви от других христианских конфессий
У католиков, как у православных, приняты те же 7 таинств. Совершение некоторых из них несколько отличается от принятой практики православных. Так, например, Миропомазание совершается:
- как правило, епископом;
- через значительное время после Крещения, а не сразу, как принято на христианском Востоке; это остаток древнейшей практики, когда Дары Духа сообщались только через возложение епископских рук; по Кодексу канонического права 27 мая 1917 г.возраст Миропомазания (Конфирмации) у католиков составляет 7 лет.
Интересный фактНекоторым своеобразием отличаются таинства так называемых Древневосточных церквей несторианского толка. Например, в Ассирийской Церкви существует особое священнодействие «святой закваски». Община восходит ап. Фаддею, привезшего, по преданию, кусочек хлеба, который дал ему Христос во время Тайной Вечери. Крупицы этой святыни до настоящего времени добавляются при приготовлении теста для просфор, на которых совершается Евхаристия.
Значительно больше различий касательно количества, порядке совершения таинств у православных и разного рода протестантских деноминаций:
- большинство протестантов признают только Крещение и Причастие, так как только они установлены Самим Христом;
- при этом Причастие понимается строго по букве Евангельского текста, как символическое «воспоминание» о Тайной Вечери, а не как приобщение к Богу;
- столь же рационален подход к Крещению у большинства протестантов: оно рассматривается как «договор» человека с Господом, а не приобщение Благодати; так как подобные «соглашения» требуют сознательного согласия, протестанты естественным образом отрицают возможность Крещения младенцев, как не несущих ответственности за свои действия.
Сейчас очень часто звучит критика таинств, их роли в церковной жизни, а многие упорно твердят, что «Бог в душе». Но воцерковленные христиане знают: чтобы душа, погрязшая во грехе, смогла действительно открыться Богу, ей нужна помощь Его Самого. Именно она невидимо подается через священнодействия.
Частые вопросы
Какие таинства есть в Православной Церкви?
: крещение, конфирмация, благословение детей, евхаристия, брак, елеосвящение, священство, патриаршье благословение . В Церкви Иисуса Христа Святых последних дней термин «таинство» употребляется только по отношению к евхаристии. Кроме того, существуют священные обряды (англ.
Какие обряды у православных?
Сюда относятся прежде всего Таинства (Крещение и Миропомазание, Венчание, Елеосвящение), а также молитвы, вызванные частными нуждами. Это различные молебны, например: о болящем, о путешествующих, благодарственные и др. Среди них богослужения об усопших, погребение, заупокойные службы — панихиды.
Какие обряды есть в христианстве?
Православная и Католическая Церкви признают семь таинств: крещение, причащение (или евхаристия, при совершении его верующие, отведывая вино и хлеб во время богослужения, вкушают тем самым воплощенные в них “тело и кровь Христа”), покаяние (исповедь), миропомазание (ритуал миропомазания состоит в смазывании лба, глаз, …
Сколько таинств Церкви признают православные и католики?
Католическая Церковь, как и Православная, признаёт семь таинств: крещение, миропомазание (или конфирмация), евхаристию, покаяние, елеосвящение (или елеопомазание больных), священство и брак.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучайте историю Православной Церкви, чтобы понимать ее традиции, обряды и учение. Это поможет вам глубже погрузиться в мир православия.
СОВЕТ №2
Посещайте церковные службы и участвуйте в общественных мероприятиях церкви. Это поможет вам не только расширить круг общения, но и укрепить духовные узы с верующими.
СОВЕТ №3
Обращайтесь к духовным лицам церкви за советом и поддержкой в духовных вопросах. Они смогут помочь вам разобраться в сложных моментах и дадут духовное наставление.
Символика и обряды Таинств Православной Церкви
Таинства, или священные тайны, являются одной из важнейших составляющих православной веры. Всего в Православной Церкви существует семь Таинств: крещение, евхаристия (причащение), миропомазание (соборование), брак, церковный постриг (монашество), исповедь и причастие, а также священство.
Каждое Таинство имеет свою символику и обряды, которые передают глубокие духовные и богословские истины верующим. Например, крещение символизирует очищение от грехов и возрождение в новую жизнь через воду и Духа Святого. Евхаристия, или причащение, является участием верующего в Тело и Кровь Христа, что укрепляет его духовную связь с Богом и Церковью.
Миропомазание, или соборование, совершается для исцеления души и тела верующего, а также для утверждения его в вере. Брак в Православной Церкви считается священным союзом между мужчиной и женщиной, основанным на любви, верности и взаимопонимании.
Церковный постриг, или монашество, предполагает отречение от мирских забот и посвящение себя служению Богу и Церкви. Исповедь и причастие позволяют верующему исповедовать свои грехи перед священником и принимать Святые Дары для очищения и укрепления своей веры.
Священство в Православной Церкви является особым Таинством, которое передает священную силу и ответственность перед Богом за души верующих. Каждое Таинство сопровождается определенными обрядами, молитвами и символикой, которые помогают верующим поглубже понять духовное значение и значение Таинств в их жизни.