Донская икона Богородицы – одна из самых почитаемых святынь в России, обладающая множеством чудесных историй и загадок. Её списки, связанные с именем Феофана Грека, привлекают внимание исследователей и верующих уже многие века. В данной статье мы погрузимся в историю этой удивительной иконы, раскроем её тайны и рассмотрим её значение для православной культуры и истории России.
Где сегодня находится Донская икона Богородицы
В 30-е годы прошлого столетия образ поместили в Государственную Третьяковскую галерею. Здесь он пребывает до сего дня.
Мнение эксперта:
Известная как Донская, икона Богородицы и её списки представляют собой загадку, над которой размышляют многие эксперты и исследователи истории и религии. Считается, что икона имеет чудотворные свойства и способна приносить благословение и защиту. Её списки, содержащие перечень чудес и чудотворных исцелений, вызывают интерес и изучение специалистов. Многие ученые сходятся во мнении, что икона Богородицы и её списки являются важным источником для изучения истории и духовной культуры России.
День празднования Донской иконы
Чествование иконы совершается 1 сентября.Ежегодно накануне этой даты образ переносят из Третьяковской галереи в Большой собор Донского монастыря, где патриарх в присутствии многочисленного священнического клира и мирян проводит торжественное богослужение, на которое съезжаются тысячи богомольцев со всей страны.
1 сентября 2020 года, в день престольного праздника обители, в Большом соборе Донского монастыря, куда накануне доставили чудотворную святыню, Божественную литургию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Интересные факты
-
Чудотворный образ Донской иконы Божией Матери имеет удивительную историю написания. Согласно преданию, она была создана евангелистом Лукой спустя 15 лет после Вознесения Христа. Богоматерь позировала художнику, а в процессе работы руку святого мастера направлял ангел.
-
Одна из самых прославленных в России икон, Донская Божия Матерь, – это список с древнего образа, написанного в XIV веке. Оригинальный образ был привезен на Дон в 1380 году из Константинополя и стал символом победы русских войск над татарами в Куликовской битве.
-
Донская икона Богородицы имеет несколько списков, которые почитаются верующими как чудотворные. Самый известный из них – Толгская икона Божией Матери, которая находится в Ярославской области. Этот образ был написан в XVII веке и прославился своими многочисленными исцелениями.
Феофан Грек – автор иконы Богоматери «Донская»?
Авторство данного образа приписывают знаменитому иконописцу на основании схожести изобразительных стилей Донской иконы и лика Божией Матери из Деисусного чина в Благовещенском соборе Кремля, который, как свидетельствует летопись XV в., расписывали Феофан Грек, старец Прохор и чернец Андрей Рублев. Также на кисть этого мастера указывает явное манерное сходство изображения с фресками новгородской церкви Спаса Преображения, выполненные им в 1378 году. Эта основная версия появления иконы, но не единственная. С развитием современных технологий выяснилось, что немало икон относят к Феофану Греку или Рублеву ошибочно.
Другие версии
Самой известной версией создания дивного образа является сюжет, записанный во вкладной книге Донской обители. Архимандрит Антоний, основываясь на сообщениях из
«Повести от древних летописных историй о чюдотворном образе пресвятыя Богородицы, нарицаемыя Донскиа, откуда и коих лет прославися и како зде во граде Коломне обретеся», поведал, что Димитрий Донской, следуя на битву с Мамаевым войском, проезжал мимо Коломны.
Подарок Дмитрию Донскому от казаков?
Здесь он услышал величественный голос, предвещавший победу князю благодаря заступничеству Божией Матери. Когда же к доблестным русским дружинам подоспело на помощь войско казаков, те преподнесли Димитрию Иоанновичу образ Богородицы, который пребывал с ним в гуще сражения. После победы этот лик отвезли в Москву, где князь приказал иконописцу сделать список и отправить в коломенскую церковь Успения, основанную незадолго до знаменитого побоища.
Но и в этой версии имеются нестыковки.
В XIV-XV веках никакого Войска Донского не существовало, а казаками назывались нерегулярные татарские отряды, поступающие на службу к великому князю, — отмечает историк Левон Нерсесян.— А предание могло сложиться при Иване IV, когда значение Куликовской битвы закрепляется в русской истории и культуре. Тогда же, в середине XVI века, у князя Дмитрия Ивановича появляется прозвище — Донской .
Читайте также:
Первая икона Дмитрия Донского
По заказу его супруги
Некоторые исследователи полагают, что образ был создан в 90-е годы XIV столетия по просьбе супруги князя Димитрия – Евдокиидля молитвенной памяти о погибших русских воинах. Возможным прототипом изображения некоторые искусствоведы считают образ из константинопольского монастыря Хора.
Автор неизвестный греческий иконописец?
На оборотной стороне образа написана икона Успения Богоматери, которая сильно отличается по технике исполнения — отмечают искусствоведы. А ученые при помощи рентгена обнаружили нехарактерный способ замешивания красок. Таким образом специалисты заключают: икону написали в конце XIV века в Москве, которая после победы на Куликовом поле была на подъеме. Вероятнее всего ее создал неизвестный греческий художник или его русский ученик. Имя которого еще предстоит открыть миру.
Описание иконы и особенности изображения
Относится данный лик Божией Матери к типу «Умиление» — изображению, на котором Младенец и Его Пречистая Матерь ласково соприкасаются друг с другом Своими лицами.
Интересный факт
К тому же иконографическому типу относятся прославленные образы Богоматери: «Владимирская», «Почаевская», «Взыскание погибших» и другие известные лики. По мнению искусствоведов к этому же типу относилась и знаменитая икона из Влахернского храма Константинополя.
Кто изображен на иконе
Как полагают историки, икона представляла собой выносной запрестольный образ коломенского Успенского собора. Именно поэтому она имеет двухстороннее изображение.
Лицевая сторона
На этой стороне представлено поясное изображение Богородицы, держащей на правой руке Младенца Иисуса. Несколько согнутые в коленях ножки Христа опираются о запястье Ее левой руки. В руках Младенца свиток.
Оборотная сторона: Успение Богородицы
На обратной стороне находится изображение Успения Богоматери. Причем совершенно отличающееся от канонического 4-х ярусного изображения икон данного вида.
Центром композиции является фигура Спасителя в золотых одеждах, держащего в руках душу Пречистой Девы. Рядом с лежащей на одре Божией Матерью фигуры 12 апостолов и двух епископов: Иакова, епископа Иерусалимского, и Иерофея, епископа Афинского.
Над центральным образом Спасителя расположен алый знак Серафима, который так любил изображать Феофан Грек на своих работах.
Историк Паола Волковаразъясняет:
«Феофан Грек решительно реформирует классический канон Успения и ставит над головой Спасителя знак серафикуса – образ активно действующего начала. Предположительно, дело здесь в его приверженности к исихазму, смысл которого заключался в абсолютном духовном преобразовании через духовную практику, в преображении человека изнутри. Неслучайно Феофану Греку принадлежит другая гениальная икона, хранящаяся в Третьяковской галерее, — икона «Преображение».
Краски этой стороны иконы сумрачные, с бликами белил, подчеркивающими строгость запечатленного события. Однако одежды Спасителя светлые и блистающие, выражающие преображение будущего века и вечною радость в Небесном Царстве.
Внизу у ложа Пречистой Матери – горящая свеча, символ угасающей жизни. По бокам композиции – два здания, указывающие на то, что действие сюжета происходит в помещении.
Оборотная сторона: Успение Богородицы
Символика и значение
В цветовом решении одеяний — гиматия Спасителяи мафория Божией Матери — присутствует много золотистой охры и золота, что символично указывает на преображение «будущего века». В соприкосновении обнаженных ног Младенца и рук Богородицы, служащих им надежной опорой, искусствоведы видят символ равного почитания воплощенного во плоти Сына Божия и преображенной, хоть и земной по плоти, Его Матери. Кроме того, сомкнутые ножки Христа означают смирение перед искупительными событиями, ради которых Он снизошел в человеческий мир.
Левая рука Пречистой Девы сжимает складки одежды Ее Сына наподобие плата. На некоторых более поздних образах даже изображают Богородицу с белым платом в руке. Это знак того, что ни один скорбящий не уйдет от Небесной Заступницы, лишенным Ее Материнской заботы и утешения.
Покров Богородицы украшают традиционные золотые звезды – символ Ее Приснодевства.Нежные объятия Богоматери на всех иконах типа Елиуса (Умиление) означают божественный союз Церкви с ее Владыкой – Предвечным Христом.
Паола Волкова, историк искусства, рассказывает:
«Икона Донской Богородицы была написана примерно за 7 лет до работы Феофана Грека с Андреем Рублевым над иконостасом Благовещенского собора. Ее лицевая сторона изображает Богородицу «Умиление» с Младенцем на правой руке. Специалисты утверждают, что на рукаве той руки Богородицы, которую мы видим, тонким золотым письмом написаны слова о Ней из 13-й строфы 44-го псалма: «Вся слава Дщере Царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена».
Остаются также неразгаданными 24 греческие буквы, едва различимые на мафории Пречистой. Ученые полагают, что это тоже может быть акростих из псалма или слова молитвы, прославляющей Небесную Владычицу.
Оклад
Драгоценный убор для данного лика изначально был изготовлен в XVII в. в соответствии с древнерусскими традициями. Он был из золота. Венцы Небесной Владычицы и Младенца были украшены жемчугом и драгоценными камнями: сапфирами, изумрудами, карбункулами. На полях чернью были выполнены изображения Двунадесятых Праздников, разделенных крупными самоцветами. К окладу прилагались 2 жемчужных убруса и 2 ворота с драгоценными камнями.
Это была сокровищница для святынь. К вызолоченной гладкой пластине, украшенной яхонтами, жемчужинами и изумрудом, крепились 5 наперстных крестов из золота с камнями разного достоинства и 13 панагий, в одной из которых хранилась частичка древа
Креста Господня
, а в прочих – мощи Божиих угодников. Аналогов подобному обилию святынь не было.
Интересные факты и детали:
- Оборотная сторона образа имела гладкий серебряный оклад с позолоченными венцами. Его украшала пелена из золотого бархата, к которой был прикреплен крест, состоящий из 24 драгоценных дробниц.
- Образ находился в резном деревянном киоте, выложенном золоченым серебром и украшенном многочисленными изображениями особо чтимых угодников.
- После того, как на рубеже XVIII столетия икону поместили в покои царицы Натальи Алексеевны, был изготовлен новый оклад, украшенный 600-ми изумрудами и множеством редких камней.
- При нашествии французов драгоценный убор был разграблен.
- После революции 1917 г. от него осталось лишь несколько предметов, среди которых образ «Сошествие во ад» в драгоценной оправе работы XV века.
Списки
С иконы сделано несколько списков.
В 1668 г. царский изограф Симон Ушаков (именуемый Пименом) написал для Донской обители точную копию, хранящуюся сегодня в Третьяковской галерее. Внизу ее надпись:
«1668 году писан сей образ иконописцем Пименом в меру и подобием чудотворнага образа Пресвятым Богородицы Донскиа, а поновлен в точность в 1813 г. Донского монастыря еромонахом Севастъяном».
Также в Большом соборе Донской обители находится образ московского письма, датируемый 1591-1598 гг. Государь Феодор Иоаннович повелел украсить его золотом и драгоценными каменьями. В начале прошлого столетия ее украшал «сребропозлащеный» оклад с бриллиантами, сапфирами, бирюзой, аметистами и другими драгоценностями. После революционных событий украшения были изъяты комиссией Замоскворецкого района.
Изображение иконы Божией Матери Донская, находившейся до революции в Московском Донском монастыре.
Не позже 1893 года.
Другие известные копии:
- В 1946 году еще одну точную копию лика Богоматери разместили в Малом соборе Донской обители.
- Один из старинных списков, с изображением пророков на полях, хранится в Санкт-Петербургском Музее истории религии.
- Почитаемый список находится в московском храме Ризоположения на Донской.
- Точная копия была сделана мастерами Данилова монастыря для Ростовского кафедрального собора. Этот образ освятили в 2015 г. во входящем в состав Третьяковской галереи храме Святителя Николая в Толмачах. Украшен он окладом, восстановленным по довоенным фотографиям.
- Чтимый список хранится в церкви Свято-Донского Старочеркасского монастыря. По двунадесятым праздникам этот образ возглавляет крестные ходы вокруг обители.
- В 2013 г. точный список с иконы из галереи, полностью повторяющий даже размеры образа, создали для Свято-Авраамиевского храма г. Болгар– святого места, где покоятся мощи св. Авраамия Болгарского, и бьет чудесный источник на месте его страдальческой кончины. Несмотря на недавнее появление, этот лик Богородицы уже украшен приношениями благодарных прихожан, которым Она помогла в прошениях.
Донской монастырь
Донской мужской монастырь
О событиях основания Донской обители иеромонах Киприан (Сабанцев), экскурсовод монастыря, рассказывает следующее:
«Летом 1591 г. в Москве узнали, что хан Казы-Гирей, нарушив мирный договор, собрал 100-тысячное войско и идет на город. Москва к такому была не готова, потому царь Феодор, сын Иоанна Грозного, преклонил колени в молитве перед Донской иконой Божией Матери.
5 июля, за час до рассвета, по непонятным причинам, татары снялись со своих мест, бросили обозы с награбленным и стали отступать. При отступлении их полностью разбил полк из Коломны. Малый собор стоит на том самом месте, где в то время стоял палаточный храм в честь Сергия Радонежского, и где находилась Донская икона Божией Матери».
О находящейся здесь чудесной иконе иеромонах Киприан говорит:
«До революции в монастыре было несколько икон Донской Божией Матери: одна чудотворная, а остальные – почитаемые. К той, которая в Большом соборе, приезжает очень много людей. Люди прикладываются к ней, молятся, просят о своих скорбях. Она считается наиболее почитаемой из икон нашего времени».
Здесь покоятся мощи патриарха Тихона. В Малом соборе пребывают чтимые иконы Богоматери «Феодоровская» и «Знамение».
В Малом соборе обители находится специальная печь, в которой варят миро для всей Русской Церкви, в том числе и Зарубежной.
Печь с чашей для мироварения (Малый собор Донского мужского монастыря). Фотография. 2007 г.
Другие монастыри и храмы
Больше всего приходов, посвященных Донскому лику Божией Матери, возведено, разумеется, в Ростовской области, на Дону. Здесь построено в ее честь 9 церквей и еще 2 старинных храма нуждаются в восстановлении. Недалеко от областного центра расположен Старочеркасский Донской монастырь, основанный в XVIII в. казачьим атаманом Д.Е. Ефремовым, где ныне хранится один из самых чтимых списков иконы. А в Новошахтинске величественный храм в честь Донской Богородицы считается самым красивым архитектурным сооружением города.
Еще одна знаменитая церковь в честь чудесного лика расположена в одном из удивительнейших мест страны – знаменитом пещерном Троицком Холмском монастыре. Как гласит Предание, он возведен на месте встречи князей-братьев Игоря Святославовича и Всеволодаво время их похода на половцев в 1185 году. Обитель расположена в 15 км от Нового Оскола.
Белгородская область, Чернянский район, берег реки Оскол у села Холки, 15 км от города Новый Оскол. Пещерный Троицкий Холмский монастырь.
Храмы в честь образа есть в Ярославле, Туле, Новочеркасске, Волгодонске и других городах страны.
В каких случаях молятся этой иконе?
Издревле икону почитали как защитницу народа от иноземных завоевателей. Перед ней 3 июля 1552 года молился государь Иоанн IV, отправляясь в Казанский поход. После завоевания Казани, образу был присвоен статус государственной святыни, и он был торжественно перенесен из Коломны в Москву, в Благовещенский собор. Через 9 лет Иоанн взял ее с собой в Полоцкий поход как
«непобедимую воеводу чудотворную»
Икона так полюбилась простому народу, что ее уменьшенные копии встречались почти повсеместно.
В 1646 году царь Алексей Михайлович взывал к чудотворному лику о помощи во время нашествия татар на южные русские земли, и после избавления от «нечестивых агарян» был установлен ежегодный крестный ход с иконой в Донскую обитель.
Икону считают покровительницей православного казачества.
Считают покровительницей всех плачущих и обездоленных, находящихся в тяжелой нужде. Именно с этим образом зимой 1598 г. патриарх Иов, окруженный представителями духовенства и многочисленными толпами плачущего народа, шел крестным ходом в Новодевичий монастырьзвать на царство в осиротевшей Русской земле Бориса Годунова, затворившегося у сестры Ирины (инокини Александры).
Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Донская»
Текст акафиста утвержден решением
Священного Синода от 26 декабря 2019 года (журнал № 163).
Акафист
Кондак 1
Взбра́нней Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице, но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Икос 1
Арха́нгела благове́стие слы́шавши Пречи́стая, кро́тостию прия́т во́лю Го́спода Своего́ и во смире́нии се́рдца отвеща́: Се Раба́ Госпо́дня, бу́ди Мне по глаго́лу твоему́. Мы же, дивя́щеся, ка́ко Сын Бо́жий Сын Де́вы быва́ет, с Гаврии́лом Благода́тную пе́сньми си́ми почита́ем:
Ра́дуйся, Отрокови́це, от всех родо́в Бо́гом избра́нная;
ра́дуйся, ски́ние, Ду́хом Святы́м осене́нная.
Ра́дуйся, живоно́сная оби́тель Све́та Боже́ственнаго;
ра́дуйся, Ма́ти Бо́жия, Спа́са ми́ру ро́ждшая.
Ра́дуйся, Всепе́тая, я́ко сотвори́ Ти вели́чие Си́льный;
ра́дуйся, я́ко и в сла́ве икон Твои́х вели́чие сие́ явле́но бысть.
Ра́дуйся, я́ко Тобо́ю, Благода́тная, Неви́димый нам приобщи́ся;
ра́дуйся, я́ко чудотво́рными ико́нами Твои́ми благода́ть и ми́лость нам источи́ся.
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Кондак 2
Ви́дяще Тя, Богоро́дице, на объя́тиих Свои́х Младе́нца Христа́ держа́щую и главо́ю к пречи́стому ли́ку Его́ кро́тце прини́кшую, разумева́ем боже́ственную любо́вь Твою́ и непреста́нное о ми́ре хода́тайство. Ве́руем, я́ко и́маши ве́лие дерзнове́ние ко благосе́рдию Влады́ки, Ему́же, да́вшему нам Тя благу́ю Засту́пницу, благода́рственно пое́м: Аллилу́иа.
Икос 2
Ра́зум немощны́й не мо́жет пости́гнути глубину́ смире́ннаго служе́ния Твоего́, Госпоже́, Искупи́телю на́шему, не име́вшему на земли́, где главу́ подклони́ти. Егда́ же прии́де вели́кий и тре́петный день страда́ний Сы́на Твоего́, Богома́ти, ору́жие сме́ртное про́йде ду́шу Твою́. Сего́ ра́ди се́рдцем соболе́знующе, глаго́лем Ти такова́я:
Ра́дуйся, незло́бивая А́гнице, верте́п и бе́гство смире́нно прии́мшая;
ра́дуйся, богоприи́мца Симео́на ско́рбное прорече́ние в се́рдце начерта́вшая.
Ра́дуйся, поноше́нию Сы́на Бо́жия сострада́вшая;
ра́дуйся, кре́стный путь Его́ слеза́ми ороси́вшая.
Ра́дуйся, му́ки Его́ кре́стныя се́рдцем раздели́вшая;
ра́дуйся, Кресту́ предстоя́нием соверше́нство любве́ Твоея́ яви́вшая.
Ра́дуйся, гро́бу Сы́на Твоего́ благосе́рдый плач прине́сшая;
ра́дуйся, воскресе́нием Его́ па́че всех обра́дованная.
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Кондак 3
Си́ла Вы́шняго соде́ла Тя, Благода́тная, исто́чник неоскудева́ющ утеше́ния бе́дствующим: мно́ги бо ско́рби претерпе́вши, мо́жеши и искуша́емым помощи́. Лю́дем ру́сским, лю́те стра́ждущим от наше́ствия ага́рян, благоволи́ла еси́ яви́ти о́браз Твой в зна́мение ми́лости Твоея́ ко Оте́честву на́шему, в защи́ту от враг ви́димых и неви́димых, и́хже по́мощию Бо́жиею побежда́юще, Спаси́телю Бо́гу воспева́ху: Аллилу́иа.
Икос 3
Иму́ще Тя подвигополо́жницу, ше́ствующую по стопа́м Влады́ки Христа́, му́жества исполня́хуся первосвяти́телие Моско́встии и подви́жницы благоче́стия земли́ Ру́сския. Беды́ и напа́сти претерпева́юще, сии́ уча́ху лю́ди ду́хом Го́сподеви рабо́тати, ве́дуще, я́ко си́ла Бо́жия в не́мощи соверша́ется. Мы же, ви́дяще ве́ру оте́ц на́ших и явле́ние благода́ти, претвори́вшия злоумышле́ния во нра́вы до́брыя, досто́йно Тя, наста́вницу ве́рных, ублажа́ем:
Ра́дуйся, насажде́ние ве́ры и благоче́стия;
ра́дуйся, о́бразе несокруши́маго терпе́ния.
Ра́дуйся, ду́ха уны́ния и боя́зни отгна́ние;
ра́дуйся, ду́ха ра́зума и кре́пости стяжа́ние.
Ра́дуйся, близ Донски́х струй чу́дно ико́ну Твою́ яви́вшая;
ра́дуйся, ре́ки слез наро́дных е́ю изсуши́вшая.
Ра́дуйся, до́блести бога́тство нам вручи́вшая;
ра́дуйся, моли́твенников земли́ Ру́сския возрасти́вшая.
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Кондак 4
Бу́ря превели́каго наше́ствия ага́рянскаго потрясе́ зе́млю Ру́сскую, но не возмо́же пла́мень угаси́ти ве́ры в покро́в Твой, Богома́ти Пречи́стая. Вели́кий печа́льник земли́ на́шея преподо́бный Се́ргий, призва́в на по́мощь Святу́ю Трои́цу и Тя, Влады́чице, со упова́нием благослови́ свята́го кня́зя Дими́трия с дружи́ною в похо́д проти́ву ага́рян и предрече́ ему́ победу, те́мже научи́ всех пе́ти всеси́льному Бо́гу, в Тро́ице сла́вимому: Аллилу́иа.
Икос 4
Ви́дя ико́ну Богома́тере, на по́ли бра́ни от Донски́х преде́л прише́дшую, и, прии́м посла́ние от Се́ргия преподо́бнаго с напу́тием: Да помо́жет ти Бог и Свята́я Богоро́дица, возра́довася князь Дими́трий, я́ко Сама́ Влады́чица гряде́т на супоста́ты, и, воспряну́в ду́хом, с наде́ждею поведе́ во́ины своя́ на тьмочи́сленная по́лчища и побе́ду одержа́. Ико́на же Твоя́, Влады́чице, молниено́сным блиста́нием зра́ка Твоего́ враги́ устраша́ющи, зало́г побе́ды явля́ше. Сего́ ра́ди благода́рственно и ра́достно пое́м Ти похва́льная сия́:
Ра́дуйся, Ма́ти Го́спода Сил, небе́сная Воево́до;
ра́дуйся, земли́ Ру́сския от ве́ка по́моще и покро́ве.
Ра́дуйся, во́ином му́жества неодоли́маго дарова́ние;
ра́дуйся, врага́ иско́ннаго гро́зное низверже́ние.
Ра́дуйся, во́инов-и́ноков на по́двиг ра́тный избра́вшая и укрепи́вшая;
ра́дуйся, Оте́чество на́ше от и́га ага́рянскаго свободи́вшая.
Ра́дуйся, в явле́нии ико́ны Твоея́ луча́ми Со́лнца пра́вды ве́рных осия́вшая;
ра́дуйся, пресла́вную побе́ду правосла́вно Тя чту́щим дарова́вшая.
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Кондак 5
Богоявле́нною звездо́ю возсия́ ико́на Твоя́ пресве́тлая, озаря́ющи у́тро бра́ни и возвеща́ющи благослове́ние Бо́жие ратобо́рцем, на бра́нь жесто́кую с ага́ряны подви́гшимся. Весь день той предстоя́ху Се́ргий преподо́бный и и́ноцы мно́зи в моли́тве неотсту́пней ко Святе́й Тро́ице. Ве́черу же бы́вшу, побе́ду ста́рец ду́хом позна́в, ра́достно сию́ провозгласи́ и благода́рственное пе́ние соверши́ всеще́дрому Бо́гу, призыва́я и нас велегла́сно воспе́ти Ему́: Аллилу́иа.
Икос 5
Ви́дя очи́ма ве́ры тече́ние би́твы и моли́твою ратобо́рцы укрепля́я, поиме́нно помина́ше преподо́бный Се́ргий вожди́ и во́ины убие́нныя. Мы же, иму́ще заве́т его́ па́мять о таковы́х осо́бо твори́ти и ве́дуще си́лу моли́твы, побе́ду ору́жию принося́щия, из глубины́ се́рдца воззове́м Бо́жией Ма́тери, всемо́щней Покрови́тельнице ду́шу свою́ полага́ющих за дру́ги своя́:
Ра́дуйся, меч гне́ва Бо́жия на проде́рзыя направля́ющая;
ра́дуйся, из пра́вды вене́ц побе́ды соплета́ющая;
Ра́дуйся, с хра́брыми непреобори́мо спобора́ющая;
ра́дуйся, к по́двигом во бра́нех дух возвыша́ющая.
Ра́дуйся, ура́ненных Свои́м попече́нием не оставля́ющая;
ра́дуйся, убие́нных к ве́чному поко́ю управля́ющая.
Ра́дуйся, вдови́ц и обезча́дствованных благода́тно утеша́ющая;
ра́дуйся, Воево́до изря́дная, непобеди́мо держа́вствующая.
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Кондак 6
Провозве́стник спасе́ния Москвы́ от внеза́пнаго наше́ствия ага́рянскаго яви́ся о́браз Твой, Засту́пнице ско́рая. Неприя́телем во град вни́ти уже́ гото́вым, с ве́рою и сле́зным моле́нием обнесо́ша его́ лю́дие по стена́м и сто́гнам гра́да и поста́виша посреде́ во́инства в похо́дней це́рквице Се́ргия преподо́бнаго и, в моли́тве прилежа́ще, усе́рдно взыва́ху всеми́лостивому Спа́су: Аллилу́иа.
Икос 6
Возсия́вшу со́лнцу, узре́ша стрегу́щии во́ини, я́ко опусте́ стан ага́рянский: но́щию страх внеза́пу нападе́ на ня от не́кия ве́лия си́лы и, смути́вшеся, неудержи́мо бежа́ша да́же до преде́л земли́ Ру́сския и вси изгибо́ша. О, преди́вная Засту́пнице на́ша! Твои́ми моли́твами ско́рое избавле́ние сие́ бысть. Да испо́лнится же дре́вний храм, возвы́сивыйся на ме́сте, иде́же стоя́ше чудотво́рный о́браз Твой Донски́й, гла́са хвалы́ сея́:
Ра́дуйся, свеще́ неугаси́мая, ве́ры огнь воспламеня́ющая;
ра́дуйся, гра́ду Москве́ стра́же неусыпа́ющая.
Ра́дуйся, упова́ющих на по́мощь Твою́ не посрамля́ющая;
ра́дуйся, плач ве́рных вско́ре в ра́дость претворя́ющая.
Ра́дуйся, в бе́гство враги́ обраща́ющая;
ра́дуйся, призыва́ющим Тя по́мощь подаю́щая.
Ра́дуйся, со святи́телями и преподо́бными град наш огражда́ющая;
ра́дуйся, и́ноков под се́нию ико́ны Твоея́ учрежда́ющая.
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Кондак 7
Восхоте́вши огради́ти зе́млю Ру́сскую, держа́вная Покрови́тельнице на́ша, мно́гажды ко́зни ага́рян и про́чих иноплеме́нник разоря́ше, преде́лы страны́ на́шея храня́щи, и побе́ды ди́вныя да́же без кро́ве подаю́щи. Благоволи́, о Ма́ти Бо́жия, в ми́ре глубо́це и сою́зе любве́ вселе́нную сохрани́ти, Тебе́ бо даде́ся благода́ть всеми́рнаго заступле́ния пред Влады́кою всех, Его́же во́инства небе́сная сла́вят, пою́ще Ему́: Аллилу́иа.
Икос 7
Но́ваго стра́жа неусы́пнаго гра́да Москвы́ досто́йно почти́ти хотя́ще, собо́рный храм лю́дие благочести́вии в Донсте́й оби́тели сооруди́ша и на стене́ хра́ма живописа́ша ико́ну Твою́, Богома́ти, в боже́ственное огражде́ние страны́ на́шея, я́ко да отвне́ находя́щии врази́ отраже́ни бу́дут неотсту́пными моли́твами Твои́ми. Тебе́ же, я́ко су́щей с на́ми, со упова́нием глаго́лем:
Ра́дуйся, Бо́га Жива́го одушевле́нный хра́ме;
ра́дуйся, Ма́ти ми́ра, укроща́ющая смяте́ний во́лны.
Ра́дуйся, нощны́х бде́ний и моле́бных пе́ний ско́рое слы́шание;
ра́дуйся, до́брое приста́нище душа́м, спасе́ния и́щущим.
Ра́дуйся, ико́ну Твою́, я́ко зна́мя побе́д, дарова́вшая;
ра́дуйся, страну́ Ру́сскую достоя́ние Свое́ избра́вшая.
Ра́дуйся, бра́ней прекраще́нием мир и ра́дость принося́щая;
ра́дуйся, ко благоче́стию страну́ на́шу приводя́щая.
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Кондак 8
Разсе́яшася ту́чи напа́стей моли́твами Твои́ми, Засту́пнице всеблага́я. Те́плая заря́ покая́ния, восходя́щи, предваря́ет то́ки благода́ти, призыва́ющи к по́двигу, е́же ве́ровати пра́во и жи́ти свя́то. Простри́ же покро́в Твой, о Благода́тная Ма́ти, на всех гряду́щих у́зким, но вожделе́нным путе́м Христо́вых за́поведей, да вси позна́ют, я́ко с на́ми Бог, Ему́же пое́м: Аллилу́иа.
Икос 8
Весь мир стра́ждет грех ра́ди челове́ческих, во зло его́ поверга́ющих. В Тебе́, Ма́ти ро́да христиа́нскаго, нача́ло о́бщаго избавле́ния бысть, исполне́ние вся́кия доброде́тели. Да́руй же нам узре́ти, богому́драя Де́во, в Ева́нгелии Сы́на Твоего́ свет боже́ственный, да отве́ргше го́речь греха́, сла́дость благоче́стия обря́щем, взыва́юще Ти сицева́я:
Ра́дуйся, благода́ти живоно́сный исто́чниче;
ра́дуйся, заблу́ждшим путево́дный свети́льниче.
Ра́дуйся, сле́зне ка́ющимся обновле́ние подаю́щая;
ра́дуйся, ходи́ти в зако́не Госпо́дни наставля́ющая.
Ра́дуйся, моли́тве те́плей науча́ющая;
ра́дуйся, по́двигу поста́ вспомоществу́ющая.
Ра́дуйся, грехо́вныя по́мыслы вла́стно от нас отгоня́ющая;
ра́дуйся, братолю́бием те́мную зло́бу побежда́ти наставля́ющая.
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Кондак 9
Всех немощны́х кре́посте, печа́льных ра́дование, стра́ждущих посеще́ние, ве́рных дерзнове́ние Ты еси́, Пречи́стая Влады́чице Богоро́дице, всех притека́ющих под сень Креста́ Госпо́дня ко спасе́нию приво́диши, да позна́вше Христа́, Бо́жию Си́лу и Бо́жию Прему́дрость, воспою́т Ему́: Аллилу́иа.
Икос 9
Вети́и многовеща́ннии пости́гнути не мо́гут, человеколюби́вая Ма́ти, бе́здну щедро́т Твои́х, на злостра́ждущия и безпо́мощныя излива́емых. И мы, сла́дость утеше́ния в ну́ждах позна́вше, благословля́ем Тя с ве́рою и че́ствуем с любо́вию, моле́ния вознося́ще пред о́бразом Твои́м сицева́я:
Ра́дуйся, в ско́рбех земны́х во́лю Бо́жию смире́нно прии́мшая;
ра́дуйся, обурева́емых в ти́хое приста́нище вводя́щая.
Ра́дуйся, боля́щих милосе́рдая цели́тельнице;
ра́дуйся, вдов и сиро́т незри́мая пита́тельнице.
Ра́дуйся, стра́ждущих любо́вию окружа́ющая;
ра́дуйся, долгонеду́жных сла́дости ра́йстей приобща́ющая.
Ра́дуйся, чад Свои́х от враг необори́мо защища́ющая;
ра́дуйся, я́ко слеза́ми ра́дости ико́на Твоя́ украша́ется.
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Кондак 10
Спасти́ хотя́ мир, Сын Бо́жий из Тебе́, Де́во, пло́тию облече́ся и естество́ на́ше па́дшее обнови́. Ди́вное Бо́жие смотре́ние о нас Тобо́ю, Де́во, исполня́ется, я́ко Ты еси́ вои́стину поги́бших взыска́ние и гре́шных исправле́ние, и Тобо́ю от отча́яния изба́влени, дерза́ем с весе́лием пе́ти Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 10
Стена́ еси́ несокруши́мая Це́ркви Христо́ве, Всенепоро́чная Де́во, ве́рныя бо во искуше́ниих укрепля́еши, ми́ром и любо́вию огражда́еши. Сего́ ра́ди и гла́си моли́твеннии не умолка́ют зову́щих Ти:
Ра́дуйся, от купе́ли креще́ния блага́я путеводи́тельнице;
ра́дуйся, целому́дрия ю́ных огради́тельнице.
Ра́дуйся, ма́терем многотру́дным изря́дная помо́щнице;
ра́дуйся, чад непокори́вых му́драя наста́внице.
Ра́дуйся, в сиро́тстве ди́вное утеше́ние;
ра́дуйся, вражду́ющих неча́емое примире́ние.
Ра́дуйся, беззако́ннующих све́том пра́вды просвеща́ющая;
ра́дуйся, грехи́ на́ша в мо́ри милосе́рдия потопля́ющая.
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Кондак 11
Пе́ние всеумиле́нное прино́сим Ти, вмести́вшей ипоста́сное Сло́во Бо́жие. Сын Твой, А́гнец Бо́жий, взе́мляй грехи́ ми́ра, закала́ется и дае́тся в снедь ве́рным. Сподо́би нас, Ма́ти Бо́жия, досто́йно причаща́тися Пречи́стых Те́ла и Кро́ве Его́, да спасе́ние улучи́вше, воспое́м Жизнода́вцу: Аллилу́иа.
Икос 11
Дщи Отца́ Небе́снаго, Ма́ти Сы́на Бо́жия, Неве́сто Ду́ха Свята́го, неисчерпа́емое мо́ре даро́в боже́ственных Ты еси́, Всесвята́я Де́во. Умоли́ человеколю́бца Го́спода откры́ти нам исто́чник всеоживля́ющия благода́ти, да очище́нным се́рдцем потщи́мся возрасти́ти плоды́ Ду́ха, в ра́дости и весе́лии зову́ще Ти:
Ра́дуйся, плодо́в Ду́ха Свята́го стяжа́ние всеце́лое;
ра́дуйся, ра́достию духо́вною упое́ние пречу́дное.
Ра́дуйся, ми́ра непоколеби́маго дарова́ние благонаде́жное;
ра́дуйся, бла́гости и любве́ исполне́ние преми́рное.
Ра́дуйся, милосе́рдия насажде́ние неувяда́емое;
ра́дуйся, ве́ры живы́я утвержде́ние несокруши́мое.
Ра́дуйся, кро́тости наста́внице несравне́нная;
ра́дуйся, вражды́ разруша́ющая средосте́ние.
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Кондак 12
Благода́тную по́мощь мно́гажды явля́ла еси́, Цари́це Небе́сная, чрез чудотво́рный о́браз Твой, от сме́рти ско́рыя и неизбе́жныя изъима́ющи. Та́ко о́браз всечестна́го Успе́ния Твоего́, на обра́тней стране́ ико́ны Донски́я от лет дре́влих пи́саный, зна́мение есть вся́кому подвиза́ющемуся, да не убои́тся сме́рти, но, взира́я, ка́ко душа́ Твоя́ прие́млется в ру́це Бо́га жива́го, с наде́ждею предае́т себе́ в час сме́ртный Суди́и всех Бо́гу, вопия́ Ему́: Аллилу́иа.
Икос 12
Пою́ще Тя, в моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу, Святе́й Тро́ице предстоя́щую, вопие́м Ти: пробуди́ нас све́том живоно́снаго Успе́ния Твоего́ от смертоно́снаго сна нераде́ния о спасе́нии души́ и испроси́ нам с Го́сподом примире́ние. Егда́ же приспе́ет жа́тва сме́ртная житию́ на́шему, огради́ нас всеси́льным предста́тельством Твои́м от духо́в зло́бы, да, Тобо́ю води́ми, дости́гнем Ца́рствия Небе́снаго, иде́же незаходи́мое Со́лнце пра́вды невече́рний свет сла́вы Боже́ственныя излива́ет. О Всесвята́я Де́во, от Херуви́м воспева́емая, приими́ от нас, недосто́йных, похвалы́ сия́:
Ра́дуйся, обра́дованная, во успе́нии Твое́м нас не оставля́ющая;
ра́дуйся, Ма́ти всепе́тая, одесну́ю Бо́га предстоя́щая.
Ра́дуйся, го́рняго ми́ра красото́ боголе́пная;
ра́дуйся, кла́дезю богомы́слия неисчерпа́емый.
Ра́дуйся, любве́ боже́ственныя неугаси́мый свети́льниче;
ра́дуйся, грехо́вных уз ско́рая реши́тельнице.
Ра́дуйся, возду́шных мыта́рств безбе́дное прехожде́ние;
ра́дуйся, блага́я врата́рнице, двере́й ра́йских отверзе́ние.
Ра́дуйся, Влады́чице, Засту́пнице ве́рных преблага́я и ско́рая.
Кондак 13
О, всеми́лостивая Влады́чице Богоро́дице, страны́ на́шея ди́вная засту́пнице, оби́димых прибе́жище, гре́шных спасе́ние! Оте́чество на́ше от враг защити́, вселе́нную всю ми́ром благослови́, ве́ру правосла́вную укрепи́, крест коему́ждо со упова́нием понести́ помози́, в любви́ и согла́сии всех нас соблюди́ и в ра́дость Го́спода вни́ти сподо́би пою́щих Ему́: Аллилу́иа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Архангела благовестие…» и 1-й кондак «Взбранней Воеводе…».
Молитва
О, Пресвята́я Влады́чице, Де́во Богоро́дице, Засту́пнице на́ша блага́я и ско́рая! Воспева́ем Ти вси благода́рственная за чу́дная дела́ Твоя́. Песносло́вим от лет дре́вних неотъе́млемое заступле́ние Твое́ гра́ду Москве́ и стране́ на́шей, чудотво́рным о́бразом Твои́м Донски́м всегда́ явля́емое: в бе́гство обраща́ются полцы́ чужди́х, гра́ди и ве́си невреди́ми сохраня́ются, лю́дие же от лю́тыя сме́рти избавля́ются, осуша́ются о́чи слезя́щеи, умолка́ют стена́ния ве́рных, плач в ра́дость о́бщую претворя́ется.
Бу́ди и нам, Пречи́стая Богоро́дице, утеше́ние в бе́дствиих, возрожде́ние наде́жды, о́браз му́жества и исто́чник ми́лости; в ско́рбных обстоя́ниих неистощи́мое терпе́ние нам да́руй. Пода́ждь коему́ждо по проше́нию и нужде́ его́: младе́нцы воспита́й, ю́ныя уцелому́дри и стра́ху Бо́жию научи́, уныва́ющия ободри́ и немощну́ю ста́рость поддержи́.
Ми́лостию посети́ в боле́знех и печа́лех су́щия, зла́я сердца́ умягчи́, братолю́бие укрепи́, ми́ра и любве́ всех нас испо́лни. Примири́, Благосе́рдая Ма́ти, вражду́ющия и оправда́й оклевета́нныя. Истреби́ поро́ки, да не восхо́дят греси́ на́ши пред Судие́ю вся́ческих, да не пости́гнет нас пра́ведный гнев Бо́жий. Твои́ми моли́твами, всемощны́м Твои́м покро́вом огради́ нас от наше́ствий вра́жиих, от гла́да, губи́тельства, огня́, меча́ и вся́каго ина́го злострада́ния.
Упова́ем моли́твами Твои́ми получи́ти грехо́в изглажде́ние и с Бо́гом примире́ние. Умоли́ стяжа́ти нам Ца́рствие Небе́сное и с ли́ки А́нгелов и святы́х та́мо восхвали́ти Пречестно́е И́мя Святы́я Тро́ицы: Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Аминь.
Читайте также:
https://pravoslavie.wiki/po-sledam-utrachennoj-svyatyni-smolenskaya-ikona-bozhiej-materi.html
Частые вопросы
Как называется икона на которой Богородица улыбается?
Считается, что первообраз «Вифлеемской» Божией Матери был написан евангелистом Лукой еще при жизни Пресвятой Богородицы. Согласно преданию, однажды апостол принес Ей три созданных им портрета, изображающих Пречистую. Один из образов, где Она улыбается с Младенцем на руках, Богородице очень понравился.
Что просят у Донской иконы Божией Матери?
Согласно летописям, накануне Куликовской битвы, что произошла 8 сентября 1330 года, Донская икона Божией Матери была поднесена предками донских казаков великому князю Дмитрию Ивановичу. По традиции перед иконой молятся о защите Родины, о мире и спокойствии, чтобы не было войны, о защите от врагов.
Какие названия икон Божией Матери?
Оранта – молящаяся Мария без младенца на руках … Одигитрия – та, что указывает путь ко Христу … Елеуса – самый нежный образ Матери и Сына … Панахранта – Царица Небесная … Агиосортисса – молящаяся Христу … Казанская – самый распространенный и узнаваемый образ БогородицыЕщё
Какие святыни в Донском монастыре?
в Малом соборе: чтимые иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Знамение», Донская икона Божией Матери под сенью, у стен собора — могила келейника свт. Тихона мч. … в Большом соборе: чудотворная Донская икона Божией Матери, рака с мощами свт. … в часовне-усыпальнице Левченко — мозаичная икона свт.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю и происхождение Донской иконы Богородицы, чтобы понять её значение в православной культуре.
СОВЕТ №2
Исследуйте различные версии о происхождении иконы, чтобы сформировать своё собственное мнение на этот счёт.
СОВЕТ №3
Изучите список чудес, связанных с Донской иконой, чтобы понять её важность для верующих и историческое значение.
История обретения Донской иконы Богородицы
Донская икона Богородицы – одно из самых почитаемых святынь в России, обладающее множеством загадок и легенд. История её обретения уходит в далёкое прошлое и связана с чудесами и важными событиями для русского народа.
По преданию, Донская икона была написана святым апостолом Лукой на дереве, которое росло на горе Афон в Палестине. В IX веке икона была привезена в Царьград, а затем передана в подарок русскому князю Олегу, который установил её в Донском монастыре. С тех пор икона стала символом защиты и помощи для русского народа.
Важным моментом в истории Донской иконы Богородицы является время нашествия татаро-монголов на Русь. По легенде, икона явилась во сне великому князю Дмитрию Донскому и обещала ему победу над врагами. С этого момента икона стала покровительницей русских воинов и символом победы в битвах.
С течением времени, к иконе Богородицы стали приписывать множество чудес и чудотворных исцелений. Важным аспектом почитания Донской иконы является её связь с историческими событиями и защитой Русской земли от внешних угроз.