Как Дмитрий Донской Мамая одолел и стал святым спустя 600 лет: история и подвиг

В 1380 году великий князь Дмитрий Донской смог одолеть могущественного монгольского вождя Мамая в знаменитой Куликовской битве. Спустя почти 600 лет после этого события Дмитрий Донской был прославлен как святой православной церковью. В данной статье мы рассмотрим, каким образом Дмитрий Донской смог одержать победу над Мамаем и какие обстоятельства привели к его канонизации, делая его одним из наиболее почитаемых святых в России.

Дмитрий Донской: биография

Он прожил жизнь, короткую даже по меркам того времени, военного, сурового – всего 39 лет.

Земной путь князя вместил переживания детства, когда он лишился сперва отца, затем – власти, первые за более чем 150 лет победы над самым опасным противником – татарами, тяжелые поражения, церковные смуты
.

Может быть, потому Димитрий стал одним из первых русских правителей, нарушивших традицию перед кончиной принимать иночество: подвижником князь себя никогда не считал, а жизнь провел, как думалось ему, суетно, среди мира.

Словесный портрет

Летописцы описывают князя, прежде всего, как воина, защитника, подчеркивая его телесную крепость, силу:

«бяше… сам крепок зело и мужествен, и телом велик и широк, и плечист и чреват вельми, и тяжек собою зело, брадою же и власом черен, и взором же дивен зело».

Другая черта, присущая святому – его благочестие, о котором говорят современники: святой ежедневно ходил на богослужение, строжайше постился, возможно, тайно носил власяницу.

Фамилия Дмитрия Ивановича, чей он сын

Благоверный князь принадлежал к исстари правившему Русью роду, восходящему к скандинавскому конунгу Рюрику, с которым связывают образование Русского государства (882 г.). Ветвь Рюриковичей, владевшая Московским княжеством, известна с 1301 г. от первого правителя Москвы,
блгв. Даниила
. Княжество особо возвысилось при его сыне, Иване Даниловиче Калите, который смог получить великое княжение всей Руси. По его кончине Москвой, по прежнему первым княжением среди других, правил брат, Иван Иванович по прозванию – Красный, что означало тогда особую внешнюю красоту. Он был отцом княжича Димитрия.

Кем приходится Александру Невскому

Прадед св. Димитрия, князь Даниил, был младшим сыном
блгв. Александра Невского
.

Поэтому Димитрий – праправнук легендарного полководца.

Годы жизни и правления

Князь родился 12 октября 1350, а умер – 19 мая (1 июня н/ст) 1389 г. Ныне последняя дата – церковный день его памяти.

Интересный факт

Сложилось так, что из своих 39 лет правителем Димитрий был целых 30: он стал князем после скоропостижной кончины великого князя Ивана, с 1359 г.

Современники Дмитрия

Время его княжения приходится на годы зависимости Руси от монгольского государства, Орды, которая установилась с 1242 г. после двух походов на русские земли хана Бату (Батыя). Ко времени жизни св. Димитрия духовный кризис первых десятилетий монгольского господства постепенно преодолевался. Случившееся осмысливалось не только как Божий гнев, но как вразумление. В эти годы:

  • Церковью управлял
    свт. Алексий Московский
    , трудами которого укреплялся не только дух народа, но строилось Московское княжество, будущий лидер объединения страны, борьбы с татарами;
  • в лесах подвизался прп.
    Сергий Радонежский
    , основавшего обитель, ставшую духовным сердцем страны;
  • современниками св. Димитрия были также ученики преподобного, уже при его земной жизни основавшие несколько монастырей; впоследствии духовные дети «игумена Земли Русской» построят до 70 иноческих обителей.

Где правил

Официальный титул Димитрия – великий князь Московский. Тогда «ярлыки», или грамоты на княжение давал монгольский правитель, а понятие «великий князь» означало право самостоятельного сбора дани с подвластных земель для отправки Орде.

Дмитрий Донской

Князь Московский 1359 год — 1389 год

Впрочем, еще дед святого, Иван Данилович, прозванный Калитой (так именовали на Руси кошель с деньгами), смог повысить статус Москвы. Ему удалось:

  • закрепить за своей семьей право на великое княжение не только Московское, но всей Руси благодаря хорошим отношениям с монгольскими правителями;
  • получить право сбора дани со всех русских земель.

Однако, по вокняжении юного, 9-летнего, Дмитрия дедовы достижения оказались утрачены: великое княжение перешло к давним соперникам Москвы, суздальцам. Затем княжение не раз отходило другому сопернику, Тверскому княжеству.

Восстановить прежние права Дмитрию удалось только к 1371-75 гг..

А окончательно его статус как русского правителя утвердился с 1380-х гг.

Это интресно:

  • История первого на Москве монастыря —  Даниловский

Внешняя политика государства во время правления

может быть наименована «внешней» с большой натяжкой:

  • с 1242 г. страна не имела суверенитета, так как, по сути, была частью Монгольской империи;
  • к XIV в. значительная часть земель теперь уже бывшей Киевской Руси была захвачена еще одним грозным соперником, Великим княжеством Литовским, образовавшимся с сер. XIII в.

Конфликты с князьями, не желавшими подчиняться Москве, вплоть до «наведения на Русь татар», войны с Литвой, изматывающие поездки в Орду,– таковы будни правителя, не исключая князя Дмитрия.

Чем прославился Дмитрий Донской

В годы правления св. Димитрия ему удалось объединить других князей против «безбожных агарян» и, наконец, начать борьбу за независимость страны. Впрочем, дело это не было ни быстрым, ни простым. Тем не менее, очень скоро молодой политик проявил себя лидером.

Новый Кремль, или как Дмитрий Донской сделал Москву белокаменной

Например, по его инициативе московская крепость, бывшая деревянной, была отстроена в камне. Вокруг нового кремля – сердца города – выросли городские районы, также обнесенные стенами. Уже через несколько лет, когда на столицу княжества нападут литовцы, окажется: преодолеть эти несколько «колец» укреплений почти невозможно. Несколько раз враги уйдут ни с чем.

Кремль времён Дмитрия Донского. Белокаменные стены возвели вместо деревянных к 1367 году. Рисунок Аполлинария Васценова.

Кремль времён Дмитрия Донского. Белокаменные стены возвели вместо деревянных к 1367 году. Рисунок Аполлинария Васценова.

Государство и Церковь

С начала самостоятельного правления амбициозность князя проявилась также попытками вмешательства в церковные дела. Его духовный наставник – а во время малолетства Дмитрия фактический правитель княжества – митр. Алексий, пользовался безусловным авторитетом. Но к концу жизни святителя Дмитрий возжелал найти ему преемника, которым, по его мысли, должен был стать княжий духовник, иерей Михаил (которого чаще звали Митяем). Ученые по-разному оценивают его:

  • русский церковный историк конца XIX в., Е.Е.Голубинский, полагает, что Михаил был деятелем «замечательнейшим», мог стать достойным архиереем;
  • современные авторы более опираются на оценку знавших о. Михаила церковных и государственных деятелей, летописцев, весьма низко ценивших духовные качества священника и, конечно, видевших незаконность его «наречения» митрополитом при кончине свт. Алексия.

Интересный фактКогда князь принудил о. Михаила принять монашество (чего тот не хотел), а затем потребовал возвести его сразу на высокие иерархические степени, с тем, чтобы отправить в Константинополь для рукоположения, летописец с сарказмом писал: «Иже до обеда белец сый, а по обеде архимандрит, иже до обеда белец сый и мирянин, а по обеде мнихом начальник и старцем старейшина и наставник и учитель и вожь и пастух».

Против такого преемника, очевидно, возражал престарелый свт. Алексий. «Житие» прп. Сергия содержит рассказ о просьбе предстоятеля к святому занять русскую митрополию. Не желая иметь отношение к мирским дрязгам, интригам, преподобный резко отказался. Митрополитом о. Михаил не стал, скончавшись на пути к Константинополю. Но непримиримая позиция князя привела к тому, что началась большая церковная смута, погасить которую удалось уже после кончины Дмитрия Ивановича.

Все сражения

Правление князя – почти непрерывная череда военных конфликтов с другими князьями, татарами, литовцами.

С кем воевал Дмитрий Донской и кому проиграл битву

Среди противников князя:

  • Суздальский правитель Дмитрий Константинович; именно ему великое княжение отошло с 1359 г.; вернуть власть 13-летнему князю удалось только с 1364;
  • Михаил Александрович Тверской, претендовавший на великое княжение; военные конфликты с ним заняли у молодого князя не один год; например, с 1371 г. князю Михаилу удалось получить от хана ярлык на великое княжение, что привело к войне с Москвой; Тверь признала «старшинство» Московского правителя, но с 1375 г. боевые действия начались снова;
  • тесно связанный с Тверью литовский правитель Ольгерд; он не раз нападал на Москву: например, 6 декабря 1370 г. литовцы осаждали столицу княжества 8 дней, однако, взять город не смогли;
  • рязанские князья, не раз заключавшие союзы то с Литвой, то с Ордой; дважды, (1382 и 1385 гг). Дмитрий разорял земли Олега Рязанского;
  • но главным сражением, по сути, обессмертившим имя Дмитрия как полководца, ставшим этапом на пути объединения страны, считают Куликовскую битву (1380 г.)

Дорога к «полю Куликову»

К концу 1370-х отношения Москвы с Ордой обострились до чрезвычайности. Постепенный распад некогда огромного, сильного Монгольского государства сопровождался, по слову русских летописцев, «великой замятней», частой сменой ханов. За всеми переворотами стоял темник (глава отряда 10000 воинов, который по ордынской терминологии называли «тьма») Мамай, так что правителей этого времени летописи несколько презрительно называют «мамаевыми царями».

Наконец, неофициальный правитель решил сам стать ханом – впрочем, не имея на то прав, как не «чингизид», не потомок создателя Монгольского государства, Чингисхана. Ко времени воцарения Мамая (1380 г.) Русь уже сумела воспользоваться слабостью Орды:

  • в 1376 г. два Дмитрия, Московский и Суздальский, предприняли беспрецедентную антиордынскую акцию: поход на Волгу; им удалось покорить Казанское ханство – часть Золотой Орды, и… обложить его «выходом», данью; притом, что сама Русь платила ее татарам, ситуация начинала выглядеть как потеря контроля завоевателей над русскими землями;
  • правда, спустя год после этой истории русские войска потерпели унизительное поражение от татар на реке Пьяна (около 100 верст от Нижнего Новгорода); историки единодушны во мнении, что основной его причиной стали нарушения дисциплины, вплоть до пьянства; ордынцы более или менее успокоились, видя слабость русских сил, однако
  • в 1378 г. княжеская дружила наголову разбила 50000 татарского войска на р. Вожа; стало ясно, что Русь становится опасным противником; к тому же Мамаю, трон под которым был непрочен, требовалась военная победа.

В 1380 г. войска хана двинулись на Русь, а Дмитрий начал собирать силы русских княжеств.

Благословение Сергия Радонежского на Куликовскую битву

Илья Глазунов. Канун. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской перед Куликовской битвой. Из цикла «Поле Куликово». Вариант-повторение. 2004

Илья Глазунов. Канун. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской перед Куликовской битвой. Из цикла «Поле Куликово»

История особого молитвенного участия святого в победе русского воинства изложена «Житием» преподобного. Согласно ему:

  • князь лично прибыл к обители со своим войском;
  • преподобный благословил его со словами «победиши врага твоего»;
  • он же дал двух иноков-схимников, Александра и Андрея;
  • составитель жития также говорит, что во время самого сражения святой с братией непрерывно молились, причем преподобный духом провидел гибель каждого воина, молился за новопреставленных, называя их по именам.

Некоторые современные историки сомневаются, что св. Димитрий мог приходить к прп. Сергию, так как его монастырь находится не по пути в сторону Дона, поэтому считают рассказ жития позднейшей вставкой в текст. Однако духовная роль святого, вдохновившего русских воинов, сомнений не вызывает.

«Мамаево побоище»

Само сражение произошло 21 сентября 1380 г.Историки расходятся во мнениях:

  • о достоверности основного источника, сообщающего о сражении – «Задонщины», ведь он относится к XVI в.;
  • о численности военных сил сторон; летописцы говорят о 600 или даже 800 тыс. участников сражения, но эта цифра считается завышенной; к настоящему времени большинство ученых оценивают силы сражавшихся более скромной цифрой, до 50000 воинов;
  • о месте, где состоялась сама битва; в междуречьи Дона и Непрядвы, которое указывается как место столкновения, тогда рос глухой лес; не найдены здесь и артефакты, говорящие о бывшем сражении; место его, таким образом, еще предстоит установить.

Впрочем, сам разгром войска Мамая не подлежит сомнению. Хану удалось бежать, однако позже его убили бывшие соратники.

Под каким знаменем одержал победу

Это еще одна из многих загадок сражения. Сам стяг св. Димитрия, конечно, не сохранился, однако Н.М.Карамзин, опираясь на летописные свидетельства, пишет, что на нем был образ Христа, а само полотнище было черного цвета. Позднейшие историки предлагают другие версии цвета знамени победы, полагая, что Н.М.Карамзин неверно прочитал цвет флага у летописца – «чермный», а не «черный». Это цветовое обозначение могло значить:

  • ярко-красный;
  • темно-фиолетовый; таких знамен от этого периода к настоящему времени сохранилось несколько.

Дмитрий Донской. Портрет из Царского титулярника, 1672г. Дмитрий Донской. Портрет из Царского титулярника, 1672г.

Дмитрий Донской. Портрет из Царского титулярника, 1672г.

Историческое значение Куликовской битвы и роль Д. Донского

Сражение стало фактически первой крупной победой над объединенными силами врага со времен походов Батыя середины XIII в. Кроме этого, благодаря ему:

  • Московское княжество утвердилось, как лидер процесса объединения Руси;
  • существенно возрос также личный авторитет Дмитрия Ивановича;
  • наконец, битва была результатом духовного подъема народа, начавшегося благодаря свт. Алексию, прп. Сергию; большинство русичей восприняли ее как милость, благословение Божие, когда суд о Руси, наконец, переменился на милость.

Современное массовое сознание устойчиво связывает сражение также со «свержением монгольского ига». Однако, это было не так.

Тохтамыш

Спустя некоторое время после битвы к Дмитрию Ивановичу прибыли послы от этого нового татарского хана – «чингизида», противника Мамая. Речи их оказались частью удивительными, частью – оскорбительными. Приветствуя Димитрия, дипломаты от имени Тохтамыша… благодарили его за уничтожение войска узурпатора Мамая и предлагали возобновить выплаты «выхода» теперь уже законному правителю! С негодованием великий князь отказался.

В ответ Тохтамыш начал поход на Московские земли (1382 г.). Впрочем, его приход под стены русской столицы было не сравнить с Батыевыми ратями. Источники содержат рассказ о том, как хан, будучи в нерешительности, долго вел переговоры с горожанами, пытаясь убедить их выдать «холопа его Димитрия», как ему отвечали, что князь покинул город (он действительно уехал собирать войско). Татары явно опасались «сюрпризов» попытке взятия города – причем не без оснований.

Например, здесь должна была состояться первая «проба» русской артиллерии, ожидавшей своего часа.

Неизвестно, чем мог закончиться штурм белокаменного Кремля, если бы ворота захватчикам не открыл предатель. Москва была сожжена, после чего войско хана покинуло страну, не дожидаясь подхода основных русских сил.

После «Тохтамышевой рати» выплаты дани пришлось возобновить. Однако, когда великий князь умирал, он завещал свою «отчину», великое княжение, своему сыну Василию, без оглядки на Орду. Там, несмотря на опасения многих, ожидавших новых татарских ратей… согласились!

Интересный факт

Так установилось шаткое, но все же равновесие: Москва еще не могла полностью восстановить независимость, Орда не могла принудить ее к полной покорности, как было при Батые.

Чеканка монет

Историки полагают также, что Тохтамыш, удовлетворившись возобновлением «выхода», даже дал Московскому князю право выпускать собственные монеты. Серебряные деньги, относящиеся ко времени князя, датируются 1380-ми годами. На них изображается на одной стороне – вооруженный воин, помещена надпись «Печать князя великого», на другой – имя Тохтамыша, написанное по-арабски (этой письменностью пользовалась тогда Орда). До решительного освобождения Руси оставалось около 100 лет.

Причина смерти

Последние годы жизни св. Димитрия, судя по всему, оказались для князя тяжелыми, так как, помимо нестроений военных, политических, были омрачены тяжелой болезнью. Возможно, причиной ее могли стать боевые раны, полученные им не раз, однако это – лишь предположения, никак не отраженные документами. Князь скончался 19 мая 1389 г.

О жене Евдокии

Дмитрий Донсккой с супругой Евдокией (в иночестве Ефросиния)

Супруга св. Димитрия, суздальская княжна Евдокия, вышла за него замуж по велению отца. Это позволило установить союзнические отношения между Москвой и Суздалем, правитель которого, также Димитрий, перестал претендовать на великокняжеский престол. Заключенный по расчету 22-летний брак оказался счастливым.

Вот что пишет российский историк Дмитрий Володихин:

«Их супружество не омрачалось ничем, помимо тяжёлой вооружённой борьбы, которую приходилось вести Дмитрию Ивановичу с Литвой и Ордой. Изнемогая в этом противостоянии, князь находил отдохновение и поддержку в своей жене. До наших дней дошло завещание Дмитрия Донского от 1389 года. По его тексту видны и большая любовь князя к жене, и огромное доверие к ней. Доселе ни одна женщина не получала столько власти на Москве. Завещание Дмитрия Донского сделало его вдову крупным политическим деятелем, во многом поставило выше его наследника — Василия I».

По кончине князя его вдова приняла иночество с именем Евфросинии. Она скончалась в 1407 г., скоро стала почитаться святой. Мощи ее до 1929 г. пребывали в Вознесенском монастыре Москвы, затем – в Архангельском соборе Кремля.

Если об облике мужа святой почти ничего не известно, то внешность княгини удалось установить советскому скульптору С. Никитину.

Евдокия ( в иночестве Ефросиния) супруга Д. Донского

Евдокия Дмитриевна. Скульптурная реконструкция по черепу, работы С.А. Никитина

Потомки Дмитрия Донского: дети, внуки, правнуки

У супругов родилось 8 сыновей, 4 дочери. Старший сын – князь Василий Дмитриевич, правил после отца, ему удалось сохранить все, сделанное отцом, продолжить «собирание» русских земель. Неоднозначной оказалась ситуация по кончине князя Василия, когда один из его братьев, Юрий Дмитриевич, затеял ссору с племянником, Василием II, который по закону наследовал великокняжеский престол. Это привело к затяжной войне (1425-1450 гг.) – последней княжеской усобице в истории страны.

Здесь не лучшим образом проявили себя другие внуки князя – Дмитрий, по прозвищу Шемяка, Василий Косой. Первый из них ослепил двоюродного брата, Василия II, отчего тот получил прозвание «Темный». Слепота, однако, не помешала ему править, ведь его «глазами» был старший сын Иван, будущий Иван III, правнук Дмитрия Донского.

Где похоронен Дмитрий Донской

Могила святого находится в усыпальнице великих князей,
Архангельском соборе Московского Кремля
.

Мнение эксперта:

История о том, как Дмитрий Донской Мамая одолел и стал святым спустя 600 лет, вызывает интерес и споры среди историков и исследователей. Некоторые эксперты утверждают, что победа Дмитрия над Мамаем была ключевым событием, которое укрепило позиции Руси и привело к ее дальнейшему развитию. Другие же считают, что история о святом Дмитрии Донском была создана идеологически и имеет мало общего с реальными событиями. Однако, независимо от точки зрения, это событие остается важным элементом истории России, продолжая вдохновлять и вызывать интерес у исследователей и общественности.

https://youtube.com/watch?v=7yjQQtXDJtw

Что послужило основанием для канонизации московского князя

Прославлению благоверного князя долго препятствовала, как полагают многие, неоднозначная оценка его позиции в отношении Церкви. Кроме того, многих смущало, что он не принял предлагавшегося ему перед смертью монашества – вопреки родовому обычаю.

Св. Димитрий Донской. Реставрационно-иконописная мастерская Данилова монастыря (руководитель И.В. Ватагина). Икона. Москва. 1988 год. Написана на канонизацию.

Св. Димитрий Донской. Реставрационно-иконописная мастерская Данилова монастыря (руководитель И.В. Ватагина). Икона. Москва. 1988 год. Написана на канонизацию.

Однако, почитание святого народом все же сложилось. Оно, а также свидетельства о его благочестивой жизни стали основанием для прославления его на Поместном Соборе 1988 г.

Мощи

Сейчас они по-прежнему пребывают в Архангельском соборе под спудом.

Дни памяти

Память святого чтится:

  • 1 июня (день преставления);
  • в Соборах святых Московских (переходящая дата), Радонежских (19 июля), Тульских (5 октября), Костромских (1 февраля).
Почему Дмитрия Донского причислили к святым только через 600 летПочему Дмитрия Донского причислили к святым только через 600 лет

Иконография и другие изображения

Мы имеем лишь приблизительное представление о внешности св. Димитрия.

Дмитрий Донской Аликсий Московский

На иконе 80-х годов XV века письма иконописца Дионисия из Успенского собора Московского Кремля, в 12-м клейме житийного цикла изображена встреча вернувшегося из Орды святителя Алексия, митрополита Московского с духовным сыном —  князем  Дмитрием Донским

Его изображения можно увидеть на некоторых иконах XV-XVI вв. например, свт. Алексия Московского, духовного отца князя, где св. Димитрия можно увидеть на клеймах вокруг центрального образа святителя. Самостоятельные
иконы
князя появляются после его канонизации. На них он пишется:

  • в княжеских одеждах;
  • чаще святой держит меч;
  • на заднем плане можно увидеть храмы Москвы, многие из которых выстроены при его правлении.

Первая икона Дмитрия Донского

Почитание

К настоящему времени народная любовь к святому выразилась как в церквях, посвященных ему, так и названиями улиц, школ. Конечно, особое отношение к святому у военных.

Памятники, храмы и монастыри

К настоящему времени в стране действует 56 церквей, большинство из которых возведены за последние годы.

С именем святого также связан Донской монастырь столицы – он посвящен иконе Богородицы, которую, по преданию, подарили ему казаки накануне Куликовского сражения.

Кроме того, существуют десятки памятников. Обычно скульпторы изображают князя на коне, в доспехах. Исключение составляет мемориальный комплекс села Монастырщина, где, согласно источникам, захоронены участники Куликовской битвы. Здесь монумент святому, который изображен стоящим с непокрытой головой, стоит в начале аллеи памятных знаков городов, чьи жители участвовали в сражении.

Как связан с такими местами как Коломна, Торжок

Один из них – в Коломне, где князя особенно любят. Жители города поставили ему памятник первыми в стране (2007 г.). Ведь здесь:

  • родилась его семья, в храме Воскресения Словущего он венчался;
  • отсюда же уходили войска на Куликовскую битву.

Другой старинный город, Торжок, долго был спорным между Тверью и Москвой, войска обоих княжеств не раз его штурмовали. Ныне здесь есть храм вмч. Димитрия Солунского, небесного покровителя св. Дмитрия Донского.

В честь святого названы

  • Танковая колонна; она появилась во время Великой Отечественной войны (1944 г.), средства на ее создание собраны верующими; один из танков сейчас находится при Донском монастыре, как память о тех, кто отдавал последние средства ради победы;
  • Корабль; самый известный из кораблей, носящих имя князя, построен в конце XIX в.; крейсер участвовал в сражении при Цусиме (1904 г.), затонул; 15 июля 2018 г. корабль обнаружен на глубине более 400 м, до сих пор неясно, можно ли его поднять.
  • Детский приют; он находится близ Коломны, где святого особенно почитают; этот детский реабилитационный центр открылся 17 июня 2015 г.
История России. Лекция 11. Дмитрий Донской | History LabИстория России. Лекция 11. Дмитрий Донской | History Lab

Примеры молитвенной помощи

Один из них – успешное выступление сборной команды России на олимпиаде в Токио летом 2021 года. Духовник ее – настоятель храма св. Дмитрия Донского Бутово, протоиерей Андрей Алексеев, свидетельствует о том, что молитва поддерживает многих олимпийцев. Некоторые спортсмены – постоянные прихожане храма. Сейчас сборная России занимает 5 место по количеству медалей.

Образ князя Дмитрия Донского

К жизненному подвигу князя не раз обращались писатели, художники, музыканты.

В литературе

Самый известный роман о святом написан С.П.Бородиным в 1941 г. Его называли «сражающейся книгой»: ведь произведение буквально зачитывались солдаты на фронте. Создана книга за полгода до начала Великой Отечественной войны, выдержала 9 изданий, получила Сталинскую премию (1942 г.).

В искусстве

XIX-XX вв. ознаменовались множеством изображений святого художниками, кинематографистами, посвящением ему музыкальных произведений.

Живопись

Например, изображение князя на Куликовом поле было дипломной работой Ореста Кипренского (1805). Картина сегодня вызывает критику несоответствием исторической эпохе. Нет здесь и сходства с иконографией князя. Столь же далека от исторической правды картина В.Сазонова (1824 г.). Несколько более историчны изображения святого на храмовых росписях, например, Исаакиевского собора Петербурга.

Сергий Радонежский благословляет Димитрия Донского на битву, роспись в интерьере Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. 1 мая 2017 года

Сергий Радонежский благословляет Димитрия Донского на битву, роспись в интерьере Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. 1 мая 2017 года

В кино

Начало XX в. ознаменовалось первой попыткой создать кинематографический образ святого: в 1909 г. вышел короткометражный «Эпизод из жизни Дмитрия Донского». Сюжет картины – рассказ о том, как князь защищает девушку от татар, уведших ее в плен.

В последние годы вышло несколько мультипликационных фильмов о князе, а вот на создание художественного полноформатного кино режиссеры пока не решились.

В музыке

В 1852 г. появилась опера А.Рубинштейна «Дмитрий Донской». Изначально планировалось посвятить ее Куликовской битве, но авторы либретто и композитор пошли по пути изложения «романтической» истории о том, как Дмитрий добивается возлюбленной своего соперника, князя Тверского. Понятно, что подобный образ не соответствовал исторической правде. Произведения успеха не имело.

Заключение

В образах святого князя много правды, но немало фантазий художников, писателей, даже композиторов. Однако народ, как столетия назад, продолжает чтить его как воина но, самое главное, правителя, совершившего труднейший подвиг – будучи политиком, живущим в тяжелое время, среди жестокостей мира, он остался христианином.

Акафист и молитва

Акафист

Акафист святому благоверному великому князю Димитрию Донскому

Кондак 1

Избранному воеводе земли Русския святому благоверному великому князю Димитрию благодарственная пения приносим мы, сынове и дщери российския, яко избавившему Русь Святую от ига и нашествия агарянскаго и призвавшаго многия русския люди свято стояти за веру Христову, за Отечество Православное и за други своя, и душей не страшитися смерти телесной за веру Божию и всегда готовыми быти положити на поле брани главы своя. Сего ради с верою и любовию вопием:

Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.

Икос 1

Ангельское от младых ногтей стяжав житие, святе княже Димитрие и от юности возлюбив Бога, воспитан убо бысть во благочестии с наставлениями душеполезными. Темже прославляюще Господа, вознесшаго в славянских землях избранника Божиего и воеводу дивнаго, вопием тако:

Радуйся, княже Димитрие, благочестие от родителей унаследовавый.

Радуйся, кротостию нрава украшенный.

Радуйся, славянский род имевый от святыя великия равноапостольныя княгини Ольги.

Радуйся, пречестная леторасль святаго великаго равноапостольнаго князя Владимира.

Радуйся, правнук явивыйся святому великому князю Александру Невскому.

Радуйся, благомужество и мудрость сего восприявый.

Радуйся, измлада Бога возлюбивый.

Радуйся, Ему единому себя всецело предавый.

Радуйся, всякую праздность возненавидевый.

Радуйся, добродетели христианския в сердце своем носивый.

Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.

Кондак 2

Видя святитель московский Алексий юность отрока Димитрия сиротствующего и заменивше ему его родителя, явился яко друг богомудрый и скорый советник юнну князю Димитрию Иоанновичу. Сего же архиерея Божия Алексия, за доброту души его зело любляху вси, наипаче же почитаху его в доме великокняжеском, тако Богу пещися изволившему о благочестии наследника престола московскаго Димитрия, ему же поем: Аллилуиа.

Икос 2

Разум великий даровал ти Господь от юности твоея, великий княже Димитрие. Ибо егда изыде великий князь Иоанн с тобою и многим духовенством и народом за град Москву на встречу первосвятителя своего, возвратившагося из татарской Орды, ты рекл еси, юный княже святителю Божию тако: «Владыко, что воздадим ти за труды твоя? Ты даруеши нам живот мирен». Поминая сие праведное смирение и почитание святителя Божия, со умилением вопием ти:

Радуйся, смирение Христово стяжавый.

Радуйся, гордыню диавольскую далече от себя отгнавый.

Радуйся, по успении родителя своего к святителю Алексию прилепивыйся.

Радуйся, к среде русскаго подвижничества издетска приобщивыйся.

Радуйся, детство свое под покровом митрополита-старца проведший.

Радуйся, яко окормитель твой другом преподобному Сергию пребывавый.

Радуйся, общение и единомыслие со учениками сего святаго игумена имевый.

Радуйся, яко Божие Провидение дарова ти пестунов и мудрых советников.

Радуйся, яко молитвами их дух твой укрепляшеся.

Радуйся, на великое служение Всевидящим Богом предъизбранный.

Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.

Кондак 3

Силой свыше укрепляемый святый благоверный княже, егда святитель Алексий благослови тебе по успении великаго князя Иоанна путешествие в Орду Мамаеву совершити, дабы своими очима узрети агарян зело мучивших народ русский более ста лет. Мы же благодаряще Бога, давшему ти таковую любовь к Отечеству земному, поем: Аллилуиа.

Икос 3

Имея, святе Димитрие, в сердце своем веру крепкую, надежду несумненную, любовь истинную ко Творцу Богу всяческих, посему и возлюбил еси княже, благословенную Землю Русскую, на ней же рожден и воспитан бысть в вере православной, разделяя вся тяготы и скорби с людьми земли своея. И Бог взирая на сердце избранника своего, болезнующего о славе Руси Святой, содела тя великим князем московским. Мы же радующиеся сему, вопием:

Радуйся, отрок сущ летами, мудростию же зело украшенный.

Радуйся, Богу ти поспешествующу, древний обряд вокняжения восприявый.

Радуйся, под руководством святителя Алексия разум державнаго правителя приобретый.

Радуйся, стольный град Москву возвысивый.

Радуйся, Московское княжество укрепивый.

Радуйся, яко святою Владимирскою иконою святитель Алексий на великокняжение тя благословивый.

Радуйся, в единомыслии единодержавия Святую Русь сплотивый.

Радуйся, усердный попечителю в великом и спасительном деле бывый.

Радуйся, уме чистый, Бога зрящий.

Радуйся, благия желания седрца своего единому Господу посвящавый.

Радуйся, святительское благословение Божиего архиерея на всякое доброе дело браша.

Радуйся, ибо на всех твоих великокняженских делах благодать святителя Алексия почиваше.

Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.

Кондак 4

Бурю внутрь имеяй дванадесятилетний князь, Божий отрок Димитрий, егда взем в немощныя свои руце кормило правления государства Русскаго, повсюду же раздробленнаго, теснимаго извне игом магометан и возмущаемаго и раздираемаго внутренним междуусобием меж князьми и простым людом. Кто возможет изрещи многия скорби и страдания подъятыя на рамена твоя, святе княже Димитрие? Мы же вопием ко Господу Божиих Сил: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша благоверный князь, святой Димитрий, яко суть нестроения в Суздальском княжестве и соблаговоли скоро укрепити союз с сею землею через венчание с княжною Евдокиею, дабы положить зачало возвышению Москвы в доброй славе. Ибо тако явися воля Божия благочестно упрочити князю Димитрию семейными узами собственный дом. Мы же дивящеся мудрости княжеской, вопием сице:

Радуйся, яко супруга твоя подвижническое житие на земли провождаше.

Радуйся, яко трие чада твои крещение от великаго игумена Сергия прияша.

Радуйся, яко в целомудрии и святости с супружницею поживый.

Радуйся, многия алчущия хлебом княжеским щедро напитавый.

Радуйся, многия жаждущия добре напоивый.

Радуйся, обидимых покровителю.

Радуйся, сирот призрение.

Радуйся, вдов заступление.

Радуйся, нагих одеяние.

Радуйся, Земли Русския печальниче.

Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.

Кондак 5

Боготечней звезде подобен был еси, святый благоверный княже Димитрие, обходя Землю Русскую и спасая ея от врагов внешних и внутренних. И особо присныя княжества: Нижегородское, Рязанское и Тверское. Мы же хвалим Бога, давшему ти разум духовный и вопием: Аллилуиа.

Икос 5

Ведуще благоверный князь Димитрий вкупе со святителем Алексием, яко суть многочисленны полчища Ольгерда литовскаго движущиеся чрез Русскую Землю к Москве и всякия непотребства творяща на пути своем, не попустиша его, но затворишася в стольнем граде Москве и помолишася Богу. Борзяся прииде же Ольгерд литовский и смути его вид каменнаго Кремля московскаго и последи триех дний возвратися вспять. Мы же видяще сию силу молитв великаго князя и святителя Божия, вопием вси:

Радуйся, яко Бог ти во бранех не токмо земных, но и духовных помогаше.

Радуйся, яко верою Христовою всех врагов Отечества своего превозмогаше.

Радуйся, и ныне Православной Российстей стране крепкий страже.

Радуйся, яко вси святии земли Русския ти помогаху и молитвами своими от козней вражеских ограждаху.

Радуйся, правым путем выну шествовавый.

Радуйся, святителя Алексия во всю жизнь свою помощником себе имевый.

Радуйся, яко же горести и радости с ним вкупе разделивый.

Радуйся, благодушно вся посылаемыя испытания от Бога приимавый.

Радуйся, с Новуградом и Псковом союз чрез князя Владимира заключивый.

Радуйся, яко князья Смоленский и Брянский за помощь Литве достойное Господнее наказание претерпеша.

Радуйся, яко силою духовною тя Всеблагий Бог снабдивый.

Радуйся, яко ты сподобился еси верным сыном Святой Славы Божией Руси быти наследником.

Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.

Кондак 6

Проповедует страна Российская подвиги твоя и болезни, подъятыя ради земнаго Отечества и ближних. Егда Тверской князь Михаил изыде к Мамаю просити ярлык для своего великокняжения. Ты же никакоже сего убояхся, но предаваясь на волю Божию, пел еси: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял аки солнце великое в Русской стране, святе княже Димитрие, праведностью и благомужеством своим. Сего ради, бояся тя злочестивый хан Мамай. И многажды наблюдахом за тобою, устрашился, яко ты не восхочеши дань платити. Посему и пригласи тя во град Владимир на великопрестольное венчание Михаила, ты же сие приглашение мужественно отвергл еси. Сего ради вопием ти:

Радуйся, яко бы богоблажен еси, ибо Единаго Господа Иисуса Христа крепце возлюбивый.

Радуйся, на Него же все упование свое возложивый.

Радуйся, яко святый великомученик Димитрий Солунский явлейся твоим небесным покровителем.

Радуйся, яко и оный сей святый бысть на земли Русской воеводою.

Радуйся, град Владимир Тверскому князю не отдавый.

Радуйся, в Переяславле своя ратники поставивый.

Радуйся, яко по слову Господню мудрость змиину в управлении Московским княжеством проявивый.

Радуйся, ордынскому послу христианскую любовь показавый.

Радуйся, безбоязненно путешествие в Орду сотворивый.

Радуйся, на сие благословение святительское имевый.

Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.

Кондак 7

Восхотел еси Русской Земле Божию Славу стяжати, не убоялся великий княже Димитрие отправитися в Орду, ибо имел еси на сие благословение Святой Церкви Христовой в лице благочестиваго старца-митрополита Алексия, его же молитвенное провождение имел еси до града Коломны. Святый же архиерей, велию значимость придавал сему путешествию воспитанника своего, и уповая на помощь Божию, пел еси: Аллилуиа.

Икос 7

Дивен Бог во святых своих, ибо молитвами святителя Алексия, преподобнаго Сергия и святаго Феодора Симановскаго, твое благочестивое мужество благословенно бысть, благочестне княже Димитрие, егда свое богоугодное путешествие в Орду предпринял еси, и егда со славою с правом великокняжения из Орды возвратился еси, паки в радосте благословляху и моляшеся за тя, княже, сии святии мужи, всегда имеющие велие дерзновение пред Господем. Мы же дивящиеся силе Божиего Духа в тебе обитающаго, воспеваем и рцем ти:

Радуйся, с Богом вся творящий и за Него ратоборствовавший.

Радуйся, царским саном облаченный.

Радуйся, житие великоняжеское ангельски проводивый.

Радуйся, в посте и воздержании строго пребывавый.

Радуйся, в молитвах неленостно упражнявыйся.

Радуйся, крест Христов на раменах своих носивый.

Радуйся, седяй на престоле высоцем, сердцем же об отшельническом житии помышлявый.

Радуйся, всякий день в монашеския ризы облещися желавый.

Радуйся, в чистоте все божественные дни поста Церкви Православной соблюдавый.

Радуйся, святых Христовых Тайн всякую неделю приобщавыйся.

Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.

Кондак 8

Всяк возраст и всяк мужеский и женский род Земли Русския свято чтит память твою, великославный княже Димитрие, ибо несть более той любви, да кто душу свою положит за други своя, еяже ты имел еси. Светло рек Господь наш и Спаситель мира во евангельской проповеди священныя сии словеса, кои наипаче сильно и дивно исполнишася на тебе, великий княже Донской Димитрие. Мы же удивляшеся благородству души твоея, поем Богу велегласно: Аллилуиа.

Икос 8

Весь был исполнен ревности о вере православной, встал еси на защиту Отечества рода славянскаго, избавляя народ свой от нечестивых агарян, и подвизаясь на битву с врагами, Бога имел помощником себе. И сие благочествие почитаем в тебе, доблестный княже Димитрие, егда ты тридесят лет укрепляше дух свой богомудрым наставничеством и молитвами святых мужей, добре воинствовал еси с врагами Отечества твоего. Мы же зряще благодатный плод веры твоей, крепость духа и силу воинскую, воспеваем тако:

Радуйся, Успенский Стромынский монастырь в Москве основавый.

Радуйся, благословением на сие святым игуменом аввой Сергием покровенный.

Радуйся, боголюбезных молитвенников Земли Русския в сию обитель собравый.

Радуйся, из молитвами духовно укрепити всю Русь пред решающей бранью вожделевый.

Радуйся, игуменом в сию обитель богобоязненнаго Леонтия поставивый.

Радуйся, благочестиваго сего ученика преподобнаго Сергия почтивый.

Радуйся, за Божию веру биться с врагами и за Бога Христа пострадати восхотевый.

Радуйся, в походе на Волжскую Булгарию успех возымевый.

Радуйся, воеводу Бегича славно победиша.

Радуйся, яко сия брань преддверием великаго сражения быша.

Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.

Кондак 9

Ветии многовещанныя не возмогут достойно изрещи твое смирение и мужество, благоверне княже Димитрие. Егда ты падше коленопреклоненно пред святым аввой Сергием, игуменом Радонежским и слезно умоляше его о помощи духовной, кротко моля себе благословение на святую брань с полчищем поганским. На смирение же твое и кротость твою слезно воззрел великий авва Сергий, и яко велий пророк Бога Вышняго предрек ти победу над войском Мамая, прорекая и о многих венцах на главах православных воинов святаго войска княжескаго. Сих же великих знаменательных событий вспоминающе, поем Триединому Богу в Троице Живоначальней славяще: Аллилуиа.

Икос 9

Всякое естество Ангельское и Архангельское возвеселишася, богосветлые небесные соборы святых мучеников, великомучеников подвигнулись, праведные, преподобные мужи и жены, сонмы святителей и Божии угодники возрадовашеся, предстоя у престола Бога Вседержителя и с небес восхваляху и благословляху тя, благоверне княже Димитрие, егда видяще твою решимось и безстрашие идти на священную битву противу врагов Отечества твоего Православнаго. Сего ради мы токмо рцем вси:

Радуйся, беседою с великим святым Земли Русския преподобным игуменом Сергием утешенный.

Радуйся, на его богомощныя молитвы и на всю небесную Божию помощь уповавый.

Радуйся, велие благословение Божие от преподобнаго старца Сергия получивый.

Радуйся, яко сим благословением на битву с Мамаем, яко на великое правое дело поспешивый.

Радуйся, и нас уповати на Бога в скорбях сущих научаяй.

Радуйся, извещение от аввы Сергия, светоча Земли Русския, о победе многочисленных и гордых агарян паки приявый.

Радуйся, яко двух монахов в святое войско твое от иноческаго лика преподобный Сергий на сопротивных в помощь тебе давый.

Радуйся, яко прежде битвы Александр и Родион от рук великаго игумена Сергия пострижением схимническим освященные.

Радуйся, яко оные два монаха-воина от святаго игумена Богом благословенные.

Радуйся, яко тии два монаха Александр Пересвет и Родион Ослабя бишася в первых рядах против супостатов.

Радуйся, яко в лице сих двух схимонахов, аки сам авва Сергий идяше на брань с тобою.

Радуйся, яко от сугубаго благословения старца Сергия новы силы в себе ощутивый.

Радуйся, яко в лице схимонаха Александра Пересвета сам авва Сергий против галиафскаго воина мамаева противоставый и победивый.

Радуйся, яко и ты княже молитвами преподобнаго Сергия, к Богу вопия, на враги победу сотворил еси.

Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.

Кондак 10

Спасти хотяще Всемогущий Бог Землю Русскую от нечестивых агарян показа чудо и силу Божию, еже бысть во граде Владимире. Егда бяху сама собою открышася рака со святыми мощами благовернаго великаго князя Александра Невскаго. Сие же Божие знамение узре инок-пономарь среди нощи и зело удивляшеся, яко свещи пред гробницею сами собою возжегошася. Разумея же присутствие Божие, и мы со страхом и трепетом воспоем Непостижимому Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Яко велия адамантова стена и Господнее заступление, явишися сие знамение Божие, укрепляше тебя, всечестный княже Димитрие, егда прадед твой святый благоверный великий князь Александр Невский, востал из раки мощей своих духом своим, и аки лев пробужденный в силе и славе Божией потек на брань с нечестивыми агарянами. Сие же страшно бысть, егда узрел пономарь, и паки двух светолепных старцев, пришедших из алтаря ко гробу великаго князя, повелевая и взываше к нему, дабы скоро шел на помощь и пособствовал в победе правнуку своему, князю Димитрию. Мы же сему таковому Божиему явлению дивящеся, вопием:

Радуйся, княже Димитрие, Божественным сим знамением укрепленный.

Радуйся, на врагов видимых, яко горний орлан, безстрашно ополчивыйся.

Радуйся, поле Куликово к велией битве избравый.

Радуйся, яко пред святою бранью с Мамаем мощи твоего прадеда великаго князя Невскаго нетленными обреташеся.

Радуйся, яко помощь Господня от прадеда твоего незримо прииде на тя.

Радуйся, по пути идеже избранна поле битвы, икона с образом святителя Мир-Ликийскаго Николая чудесно обретеся.

Радуйся, яко сие место богоявления от хлада смертной битвы тя угреша.

Радуйся, яко знамение явленной иконы сей благоприятный знак тебе быша.

Радуйся, яко сие началом основания Николо-Угрешскому монастырю явишися.

Радуйся, ибо самим великим святителем Николаем сие место благословися.

Радуйся, яко велием белокаменным храмом на месте сем в Божией славе возвеличися.

Радуйся, яко не всуе приял еси от князя Владислава Серпуховскаго престол великокняжения, а благовременно.

Радуйся, яко той князь уступиша тебе престол Московский, да объединиши земли русския смиренномудренно.

Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим ти, святе княже Димитрие, егда во смирении сердца своего возвысил еси глас свой пред воины своими, призывая их мужественно сражаться и не посрамиться в день празднования Рождества Царицы Пресвятой Богородицы. Дивно бысть, яко ты, великокняже Димитрие, в молитвах призывал еси Триединаго Бога, Силу Честнаго Креста и Богородицу, с сокрушенным сердцем возложив всю печаль свою и надежду победы на Господа Саваофа. И мы зде смиренно помолимся Богу, времена и лета во своей власти положившему, и воспоем Ему победную песнь: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемным светильником святаго княжескаго рода явился ты еси пред воинами своими, благоверне княже Димитрие, призывая всех доблестно сражатися Господа ради на поле брани с врагами Божиими, и тако же ревностно хранити святыни Христовых церквей и чистоту веры православной. Ты же, болезнуя о славе Святой Руси, многажды взываху к воинам своим: не убойтеся смерти и врагов, души не могущих убити. Стойте за Русь Святую! Ибо смертию за Божию веру и Отечество Богохранимое, обретем себе живот вечный. Мы же, поклоняемся ти, святый великий княже Димитрие, яко светлому воеводе войска русскаго, и поминая твою любовь к Богу, егда по-архангельски призывал ратников своих, непрестанно увещевая их, никогдаже в бою с врагами помышляти о земных вещех, но паче всего ревновати о венцах небесных. И мы преклоенные пред мужеством твоим, поем ти умиленно:

Радуйся, в день Рождества Пресвятыя девы Богородицы брань на агарянские полчища сотворивый.

Радуйся, живота своего ради любви к ближним своим не щадивый.

Радуйся, избранниче Божией Матери преизрядный.

Радуйся, чистотою сердца своего Ей благочестне угодивый.

Радуйся, рекший воинам своим: «Яко аще будем живы, ради Господа своего».

Радуйся, паки рекший: «Яко аще смерть приимем, ради Господа своего».

Радуйся, с образом Нерукотворнаго Спаса на знамении воинском ратовати изволивый.

Радуйся, благочестию предков своих поревновавый.

Радуйся, на тебе воистину сбыстся слова: «не в силе Бог, а в правде».

Радуйся, частицу Животворящего Древа Креста Господня при себе имевый.

Радуйся, яко первый твой воин Александр Пересвет скоротечно на вызов сопротивника отозвашеся.

Радуйся, яко оный благословенный воин старца Сергия за всю Святую Русь в единоборство с гордым Челубеем славне вступися.

Радуйся, идеже изнемогает плоть, тамо побеждает Дух Божий.

Радуйся, княже, яко твой воин Александр не шлемом и кольчугой, а схимонашескими крестами покровенный.

Радуйся, яко той Александр-инок, воинским копием и верою Христовою против иноземца вооруживыйся.

Радуйся, яко княжеский инок за вся воинства Державы Русския бой держаше.

Радуйся, яко на поле брани вся земля Русская от удара двух сошедшихся воинов содрогнушася и пробудишася.

Радуйся, яко самый сильный воин агарянский низложися.

Радуйся, яко славный воин Пересвет мертв сущ в седле удержася.

Радуйся, яко той жив сущ в гриву своего коня заблаговременно крепце вцепися.

Радуйся, яко сидением своим в седле, всех воинов-братиев своих воодушевивый и приободривый.

Радуйся, яко сие добрым знаком явися.

Радуйся, яко и мертвый Пересвет, на том коне по всему полю до конца битвы скакаше и победу предвозвещаше.

Радуйся, княже Димитрие, яко твоим воином Святая Русь во вся веки прославися.

Радуйся, яко и ты не в великокняжеских одеяниях, но в рубищных одеждах простого воина в первых рядах ревностно сражавыйся.

Радуйся, яко многими ранами за веру святую изъязвленный.

Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.

Кондак 12

Благодать ти дана от Бога, святый княже, изначала юнна возраста, во еже добре правити страной Русской и народом ея православным. Темже благодарим Господа, даровавшего Российской земле храбраго воеводу, пламеннаго молитвенника, мудраго строителя церковных святынь, смиреннаго послушника и собеседника святых угодников Божиих, и русскаго победоносца, столь дивную победу над врагами иноплеменными сотворшему. Мы же доблесть твою почитаем и победу твою над Мамаем помним, и духовно преданные тебе, трепетно глаголем из уст в уста святое житие твое, из рода в род нами хранимое, прославляя и поя Христу Спасителю и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще священные подвиги твоя, святолепный княже Димитрие, содеянные в сей временней жизни, наипаче же победу в побоище над Мамаем одержавшего и спасшего через сие Отечество наше православное от зловерия агарянскаго. Поклоняемся ти, яко течение свое добре совершил еси, веру соблюл и ныне венцем нетленным увенча тя Бог Христос, Небесный Царь и подвигоположник нашего спасения. Сего ради молим тя, святе княже Димитрие, яко ты имаши дерзновенно предстательствовать о нас у Престола Царя Славы, к тебе же радостно вопием вси:

Радуйся, в лютой брани на реке Доне Донским нареченный.

Радуйся, богомощным искусным полководцем в бранях с врагами явленный.

Радуйся, знак Божий в сопростивном ветре распознавый и засадный полк богомудро удержавый.

Радуйся, яко той полк обоюдоострым мечем на сокрушение врагов соблюдашеся.

Радуйся, и на поле брани верный исполнителю слов Христовых, рекшего, яко никто не может без Мене творити ничесоже.

Радуйся, яко в явленном благоприятном ветре волю Божию усмотревше и своевременно вступити в бой князю волынскому повелеша.

Радуйся, яко полк засадный в сече русских с погаными благоприятный исход битвы принесоша.

Радуйся, боголюбивый ратоборче, яко в сем ветре сам Господь с тобою пребываше.

Радуйся, яко той ветер тебе помогаше разверзая знамя с ликом Господним, дабы всех врагов погубити.

Радуйся, яко светлые ангелы во главе с Архистратигом Михаилом помогаху ти воинствовати.

Радуйся, яко с тобою и с воинами твоими святии мученицы шествоваху по небеси.

Радуйся, яко с тобою и с твоими воинами спребывал Георгий Победоносче, Димитрий Мироточивый и страстотерпцы Глебе и Борисе.

Радуйся, яко из облака Божиего множество венцев опускахуся на главы православных воинов.

Радуйся, яко в предначалии брани многия моления ко Спасу и Богородице сотворивый.

Радуйся, яко сама Пресвятая Небесная Царице со святыми Апостолами души убиенных воинов на поле брани отпевала.

Радуйся, яко Мати Божия их, яко чад своих в свои пречистыя руце принимала.

Радуйся, яко полки поганых агарян в три раза числом превосходящих Божиею помощию победивый.

Радуйся, малым числом своих воинов, яко малым стадом Христовым сатанинскую силу посрамивый.

Радуйся, в надежде на заступничество и ходатайства аввы Сергия преподобнаго не посрамил тя Бог Христос.

Радуйся, яко Господь сохрани тя в брани сей живым суща.

Радуйся, паки благодарне посетивый преподобнаго игумена и службы по убиенным воином в Троицкой обители со многими слезами совершивый.

Радуйся, яко вся силы телесныя во смертном бою истощивый, Духом же Божиим не угасший.

Радуйся, и по ныне коегождо лето память творят вси православные русские чада во церквях по всем убиенным воином в субботу Димитриевскую.

Радуйся, яко ты сподобился христианскими таинствами пред своею кончиною от рук преподобнаго Сергия приобщитися.

Радуйся, святый благоверный великий княже и воеводо Донской Димитрие, православной веры и Святой Руси защитниче.

Кондак 13

О, великий русский воеводо и храбрый воине земный, благоверный княже, избранниче Божий, гражданине небеснаго Царствия вышняго Иерусалима, святый добропобедный Христов страстотерпче Димитрие! Приими от нас ныне возносимыя тебе мольбы и спаси Отечество Российское и Церковь Русскую и люди Божии от ига иноплеменников. Умоли Господа Небесных Сил, да подаст нам силу свыше к погублению врагов видимых и невидимых. Буди ходатай крепкий о славянском народе Божием, да и мы грешные и недостойные потомки Великой Державый твоей вкупе с тобою на земли, яко и на небеси воспоем славу Живоначальней Пресвятой Троице вечно благодарственную песнь: Аллилуиа.

Трижды, затем Икос 1 и Кондак 1

Молитва

Восхваляя, величаем тя, святе благоверне великий княже Димитрие! Благодарение приносим триединому Богу Отцу, Сыну и Святому Духу, в Троице единосущней сславимому и исповедуемому, яко на небеси и на земли. Восхваляя, ублажаем Пресвятую Богородицу, и паче всего Сына Ея, Господа нашего Иисуса Христа, Подвигоположника и вечно царствующего военноначальника и Победоносца над всеми врагами видимыми и невидимыми, яко издревле изволившему воздвигнути нам от народа русскаго дивно просвященнаго верой Христовою великаго угодника Божиего, славнаго князя Донского Димитрия, зело великаго защитника веры православной и все Святой Руси.

Иже велий оный князь Димитрй, бысть нам совершенный образ, како подобает всем сердцем любити Отечество Российское и охраняти Царство Божие на земле, хранить веру Православную и заветы великих святых своих предков. Но паче всего показа нам Господь самоотверженную любовь твою, яже к Богу Спасу Христу и ближним, какая явлена тобою, святый княже Димитрие, на поле брани Куликова побоища, слава коей битвы возсияла в земле Русской, юже славне просвятил державный сродник твой святый великий равноапостольный князь Владимир, ибо оный державный просветитель благовременно, промыслительно и богомудренно изволил крестити славянский народ в веру Божию православную.

Не остави нас и ныне, великий и славный княже Донской Димитрие, услыши нас вскоре и помоги сохранити в благочестивой вере Христовой Землю Русскую, научи нас в заповедях Господних ходити и самоотверженною Божиею любовию ближних своих любити. Огради нас мощными молитвами своими от нашествия иноплеменников и пленения иноземных супостат, от их гибельных ересей и расколов, от разорения земли Русской, от глада и греховной нечистоты.

Молим тя, избранниче Божий, благоверный княже Димитрие, ибо ты в животе земнаго бытия явился еси миротворцем мудрейшим и собирателем разрозненных и враждующих князей Отечества земли Славянской. На всякое время и час являл свое попечительство и ревность о Божией доброй славе единодержавия Святой Руси.

Попекися и ныне о людях Божиих, живущих в землях славянских и пошли им свою небесную помощь и разум Божий созидающий, сплочающий и умножающий Царство Божие в православной стране российской. Всех же разрушителей Отечества Православнаго и всех губителей и растлителей народа русскаго христианскаго низложи, да твоим праведным ратоборством враги Христовые скоротечно приимут позор и погибель на славянской земле. И аще Богу вся невозможная возможно, силою Креста Господня и помощию Богородицы, изгони из Отечества нашего поганых и коварных врагов.

Молим тя, святый богоносный княже Димитрие, испроси у Господа Отца Светов и Бога Сына Иисуса Христа, просвещающего весь мир Духом Святым, да снидет на нас свыше Дух Истины, дарующий прозрение российскому народу во тьме и сени смертней лежащему, да возсияет Слава Божия в сынах российских, да приидет полнота познания православной веры и любовь Божия, да совершит нас Христовым совершенством: благочестию навыкнути, страх Божий внутрь сердца стяжати, веру святую и благородство имети, почтения к родителям не оставляти, родителям Божией мудростию обладати, в страхе Божием своих чад сохраняти, воином же в вере православной стояти и Отечество свое охраняти.

Подвизающимся на пути Христовом испроси дух ревности богомудренной, не токмо об Отечестве земном, но и о небесном Отечестве ревновати. Молитвами своими, княже Димитрие, наполни сердца малодушных храбростию в ратоборствах с врагами видимыми и невидимыми. Укрепи блюстителей благочестивых и стражей земли Русской, испроси им от Бога имети орлиную зоркость на все козни вражии, всегда хранити верность друг ко другу и нелицеприятие.

Православных пастырей подвигни имети попечение и любовь к чадам Христовой Церкви, мирским людям испроси разум Божий и дух смирения быти послушными к учению Евангельскаго душеспасительнаго слова, к учениям Святых Апостолов и поучениям святых отцев Церкви.

Святителям боголюбивым пособствуй ограждати им вверенное стадо Христово от различных волков льстивых, приходящих вкрадчиво разделяти, расхищати и соблазняти христианския души, богатых вразуми быти милосердными и милостивыми к бедным и обездоленным, и всем вся нужная даруй молитвами своими, да не погибнут от уныния и отчаяния, старых поддержи, немощных укрепи, болящих исцели, да всяким благополезным твоим ходатайством приобщимся и мы, грешные рабы Божии (имена) к делам веры Христовой и сподобимся стяжати в себе полноту любви Божией, еяже плодами питаемые, последуем за тобою в небесных обителях, светлый княже Димитрие,

идеже ты ныне следуеши путями Господа нашего Иисуса Христа, да и мы сподобится оной райской сладости в царстве Бога Христа, и ныне получим утешительный небесный покров Преблагословенной Богородицы, скорой Заступницы всего рода христианскаго, Ея же мольбами и Материнскою любовию чаем улучити и достигнути богоугодно земнаго благоденствия и вечнаго наследия Небеснаго Царствия, идеже ты, святый княже Димитрие, в сонме святых праведников солнцевидно сияеши и в безконечные веки веселишися и огнезрачным ликом Бога Христа Святейшим Светом Его наслаждаешися и насыщаешися, вкупе со всеми угодниками Божиими, воспевая трисвятую песнь Троице Животворящей и Нераздельней, Богу Отцу, Сыну и Святому Духу. Аминь.

В образах святого князя много правды, но немало фантазий художников, писателей, даже композиторов. Однако народ, как столетия назад, продолжает чтить его как воина но, самое главное, правителя, совершившего труднейший подвиг – будучи политиком, живущим в тяжелое время, среди жестокостей мира, он остался христианином.

Частые вопросы

Почему Дмитрий Донской был причислен к лику святых?

Ответы1. Дмитрий Иванович Донской был канонизирован РПЦ в 1988 году. Он был причислен к лику святых за его внешнюю и внутреннюю политическую деятельность, а также верность вере и семейным ценностям.

Какой подвиг совершил Дмитрий Донской?

21 сентября Россия отмечает день воинской славы в память о победе русских полков во главе с князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году. Эта битва знаменует собой первый шаг к освобождению от татаро-монгольского ига.

Что сделал Дмитрий Донской?

С его именем связано укрепление руководящей роли Москвы в объединении русских земель и совместной защите их от иноземных завоевателей, в том числе победа в Куликовской битве (1380).

Кем приходится д Донской Александр Невский?

Святой благоверный князь Дмитрий Иванович Донской — великий князь владимирский и московский, старший сын великого князя Ивана Ивановича от 2-й супруги его Александры. Потомок Ярослава Мудрого и праправнук Александра Невского. Он родился в 1350 г.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите исторические источники, чтобы понять контекст событий, связанных с Дмитрием Донским и Мамаем. Это поможет вам глубже понять исторические факты и их значение.

СОВЕТ №2

Посетите места, связанные с жизнью и деятельностью Дмитрия Донского и Мамая. Экскурсии по историческим местам помогут вам лучше представить себе происходившие события.

Сравнение с другими святыми православной церкви

Святой Дмитрий Донской и святой Мамай являются двумя выдающимися личностями в истории России, каждый из которых оставил свой след в судьбе страны. Их жизни и деяния часто сравниваются и анализируются историками и исследователями.

Святой Дмитрий Донской, известный как защитник Руси от монголо-татарского ига, считается одним из самых почитаемых святых в православной церкви. Его победа над монголами на Куликовом поле стала символом сопротивления и свободы для русского народа. Дмитрий Донской изображается как воин-победитель, защитник веры и защитник Родины.

Святой Мамай, в свою очередь, был военным лидером и правителем Золотой Орды. Его имя ассоциируется с эпохой расцвета монгольской империи и завоеванием новых территорий. Он был известен своей силой, мудростью и стратегическим мышлением.

Сравнивая святого Дмитрия Донского и святого Мамая, можно отметить, что оба они играли ключевую роль в истории России и монгольского ига. Однако их подход к военным действиям и политике был существенно различным. Дмитрий Донской был символом национального единства и сопротивления, в то время как Мамай представлял интересы Золотой Орды и стремился к расширению своей власти.

В православной церкви святой Дмитрий Донской чаще всего ассоциируется с победой над врагами и защитой веры, в то время как святой Мамай остается более противоречивой фигурой из-за своего противоречивого отношения к христианству и воинским подвигам.

Таким образом, сравнение святого Дмитрия Донского и святого Мамая позволяет лучше понять исторические события и их влияние на формирование русской и монгольской культур и цивилизаций.

Оцените статью
Добавить комментарий