Житие и наставления преподобного аввы Исаака Сирина: духовное наследие

Преподобный авва Исаак Сирин – выдающийся духовный наставник и писатель раннего христианства, чьи слова и учения продолжают вдохновлять многих верующих по всему миру. В данной статье мы рассмотрим его житие, извлечем цитаты из его трудов, обсудим его наставления о святой жизни и приведем его мудрые изречения о Рае и Аде. Эта статья позволит читателям погрузиться в мир духовного наставничества преподобного Исаака Сирина и почерпнуть вдохновение для собственного духовного роста и развития.

Краткая биография

Интересный факт

О святом известно так мало, что разные

церковные

историки путали его то с Исааком Антиохийским, известным поэтом и проповедником V в., то с другим Исааком, подвизавшимся в Италии и упоминаемым свт. Григорием Двоесловом. Лишь в начале XVIII в. на Западе напечатано первое жизнеописание св. Исаака пера неизвестного сирийского автора VIII в. В 1896 г. во Франции востоковед и богослов Жан Батист Шабо издал найденную им рукопись VIII в. под названием «Книга целомудрия».

Автор ее, епископ г. Басры, Иесудена, в 124 главе своей книги поведал миру историю

«О святом Мар Исхаке, епископе Ниневийском, который отрекся от епископства и составил книги об образе жизни отшельников».

Таковы немногие источники, из которых мы знаем о жизни Исаака Ниневийского.

Молодой монах

Точно не известно ни место, ни время рождения подвижника, ни год его кончины. Лишь предполагается, что жил он в VI-VII вв.

Полезные материалы

Исаак пришел в монастырь Мар-Матфей или из самой Ниневии, богатого и известного города, или из Беф-Катарайи. С ним принял постриг брат. Оба они рано выделились своими духовными дарованиями, так что брат Исаака избран настоятелем. А вот Исаак выбрал отшельнический подвиг. Бегая известности человеческой, он ушел в пустыню и там остался, как ни просил брат его возвратиться.

Епископ и его паства

Следующий этап жития мар Исаака связан с Ниневией. Горожане, зная его подвижничество и великие духовные дары, стали просить Исаака стать их архипастырем. Полагая одной из главных добродетелей послушание, инок не стал противиться. Во епископа
рукополагал
его
патриарх
Георгий.

На архиерейском престоле мар Исаак оставался менее полугода: он быстро убедился, что образ жизни жителей Ниневии отнюдь не евангельский, и менять его они не будут. Однажды некто задолжал большую сумму денег богатому горожанину. Прося отсрочки платежа, он обратился к самому епископу. Тот попытался учить заимодавца христианскому отношению к людям, указывая, что Евангелие повелевает даже простить весь долг не могущему заплатить. На это богатый, рассердившись, заявил, что ему Евангелию следовать не с руки, есть более важные интересы и дела. Несколько подобных случаев убедили Исаака, что Ниневия неисправима, во всяком случае, его пастырскими усилиями. К тому же, прибавляют историки, в Ниневии было немало еретиков монофизитов, а Исаак не любил бесплодных догматических споров. Так или иначе, он вновь ушел в пустыню.

Последние годы

Снова начав любимый отшельнический подвиг, мар Исаак пребывал в нем до кончины. О его подвижнической жизни почти ничего не известно. Ученики святого передавали, что от многих слез и многого чтения Божественных Писаний преподобный отец ослеп. От этого его послушники называли Исаака «вторым Дидимом», сравнивая с Дидимом Слепцом, великим богословом IV в. Последние сочинения старца записаны уже его учениками со слов преподобного. Предполагается, что земной путь подвижника завершился в VII в.

Мнение эксперта:

Преподобный авва Исаак Сирин, известный древнесирийский монах и богослов, оставил после себя ценные наставления, которые до сих пор актуальны и вдохновляют многих людей. Эксперты отмечают, что его житие и труды являются источником мудрости и духовного наставления для современного человека. Своими учениями преподобный Исаак призывает к внутреннему преображению, к познанию себя и к стремлению к совершенству. Его слова наполнены глубоким смыслом и помогают находить ответы на вечные вопросы человечества. Житие и наставления преподобного аввы Исаака Сирина продолжают вдохновлять и направлять людей на пути к духовному совершенству.

Ч.1 преподобный Исаак Сирин - Слова подвижническиеЧ.1 преподобный Исаак Сирин – Слова подвижнические

Выдержки из трудов

Подвижник, жизнь которого осталась практически неизвестной, оставил много письменных трудов. Сирийский автор XIII в. рассказывает о 7 томах его слов и поучений о монашеской жизни. Множество этих сочинений сохранились до наших дней. Прп. Исаак не создавал больших трактатов, его творения – краткие беседы на разные темы христианской жизни, записанные или им самим, или его учениками. Кроме бесед, мар Исаак – автор ряда
молитв
, широко известных в церковной среде, хотя и не употребляющихся непосредственно в богослужении.

В России творения св. Исаака впервые переведены в 1854 г. в Оптиной пустыни. Тогда монахи серьезно работали над переводом и изданием святоотеческих творений. С тех пор сочинения прп. Исаака многократно издавались как отдельно, так и в составе сборников. Слова и поучения св. Исаака столь многочисленны и разнообразны, что по ним составляются симфонии.

Среди сочинений и сборников изречений прп. Исаака наиболее известны:

  • «Подвижнические наставления».
  • «Слова подвижнические».
  • «О Божественных тайнах и духовной жизни».

Молитвы, составленные преподобным – плач и
покаяние
согрешившей души. Их покаянный настрой близок и понятен не только монашествующим, но и мирянам. Как пишет один из современных христиан по имени Андрей на одном из популярных православных порталов,

«это пока лучший ответ на мой внутренний вопрос, как обратиться к Богу, когда видишь, что грешен безмерно, что пробуешь удержаться от греха и не можешь — БЕЗ БОГА. Когда видишь, что сам мало что можешь.»

«Наставления» и «Слова подвижнические»

«Подвижнические наставления» мар Исаака – сборник кратких высказываний о подвижнической жизни. Святой делится своим аскетически опытом в коротких, но емких словах. Наставления посвящены:

  • страху Божию;
  • удалению от мира как возможности приблизиться к Богу;
  • «деятельности крестной», то есть собственно пути духовного возрастания.

Мар Исаак говорит, что

«деятельность крестная двояка: одна состоит в терпении плотских скорбей (телесных лишений, неизбежных в борьбе со страстями), и называется деятельностью собственно; а другая заключается в тонком делании ума, в Божественном размышлении, и в пребывании в молитве, и т. д. и называется созерцанием».

«Слова подвижнические» вошли в 1 том сочинений прп. Исаака и впервые изданы в 1907 г. на Западе. Как и «Наставления», они касаются прежде всего монахов. Много места преподобный уделяет отрешению от мира как средству спасения. Немало слов и наставлений преподобного отца посвящены:

  • помыслам и их видам;
  • грехам «произвольным, непроизвольным и совершаемым по какому-либо случаю» и борьбе с ними. Святой отец при этом предостерегает от «безрассудной ревности, прикрывающейся личиною ревности Божественной»;
  • советам, касающимся молитвенного правила, аскетических духовных упражнений. При этом подвижник отвечает на конкретные практические вопросы духовного делания, например, о происхождении посторонних помыслов и лености к молитве (Слово 32), духовного охлаждения (Слово 66);
  • воспитанию в себе христианских добродетелей, таких как «хранение сердца», кротость, смирение.

Св. Исаак много говорит о собственном опыте, а также передает рассказы об известных ему монахах и их подвигах. Вместе с тем, мар Исаак говорит об общих мирянам и монахам духовных проблемах – борьбе с помыслами, воспитании смирения, обучении молитве и другому духовному деланию.

Святой монах и аскет, св. Исаак удивительно редко обращается к мистике, откровениям и озарениям.

Предмет его внимания – прежде всего внутренняя жизнь человека.

О Рае и Аде

Его понимание Рая и Ада связано, прежде всего, с внутренним духовным устроением человека, а не с реальностью «выше ума». В «Словах подвижнических» св. Исаак пишет, что Писание не открывает прямо, «что суть вещи будущего века» по трудности уразумения этого людьми, поврежденными грехом. Лишь прикровенно оно сообщает о будущей жизни. Но ощущение наслаждения будущими благами, учит св. Исаак, можно получить уже здесь, на земле.

По выражению преподобного, «Рай есть любовь Божия». Та же любовь имеется ввиду под Древом Жизни: отпав от Бога, Адам лишился и любви, а потому в поте лица стал добывать хлеб свой.

«Кто обрел любовь, тот каждый день и час вкушает Христа и делается от сего бессмертным»

— так пишет о Рае св. Исаак.

Каков же ад? По словам св. отца, геенна огненная тоже начинается на земле – в душе человека, или выбравшего жизнь с Богом, или согрешающего. Например, ощущение ада переживает унывающий:

«Когда угодно Богу подвергнуть человека большим скорбям, попускает впасть ему в руки малодушия. И оно порождает в человеке одолевающую его силу уныния, в котором ощущает он подавление души, и это есть вкушение геенны».

О смирении

Как утверждает подвижник, смирение – основа всех добродетелей, ведь без него Господь не придет в сердце подвизающегося.

Прп. Исаак пишет:

«В то время как смирение воцаряется в житии твоем, покоряется тебе душа твоя, а с нею покорится тебе все, потому что в сердце твоем рождается мир Божий. Но пока ты вне его, не только страсти, но и обстоятельства будут непрестанно преследовать тебя. Подлинно, Господи, если не смиримся, Ты не престаешь смирять нас. Истинное смирение есть порождение ведения, а истинное ведение есть порождение искушений».

О скорбях

Немногие способны смириться сами, без Божьего вразумления.

«Невозможно приблизиться к Богу без скорби; без нее и праведность человеческая не сохраняется неизменною. И если человек оставляет дела, приумножающие праведность, то оставляет и дела, охраняющие ее. И делается он подобен неохраняемому сокровищу и борцу, с которого совлечены его оружия, когда окружили его полки врагов его, и кораблю, не имеющему снастей своих, и саду, от которого отведен источник воды»

Потому и путь человека в этом мире – путь скорбей. Но это путь спасительный, хотя и тяжелый.

О Божественных тайнах и духовной жизни

Издание этих сочинений, по некоторым данным, планировалось еще в 1907 г. Тогда, издав 1 том «Слов подвижнических», П. Беджан написал в предисловии, что планирует издание еще одного тома творений св. Исаака.

Но манускрипт XI в., который имелся у издателя, как считается, уничтожил пожар в 1918 г. Поэтому несколько десятилетий эти тексты считались утерянными. Но в 1983 г. рукопись нашел профессор С. Брок в хранилищах Оксфордской библиотеки. Перевод на русский язык сделан митр. Иларионом (Алфеевым). В отличие от «Слов подвижнических» 1 тома, эти поучения и слова больше имеют мистический характер, приоткрывая завесу над духовными переживаниями великого подвижника.

В беседах мар Исаака говорится:

  • о любви Божией к человеку (Беседа 3);
  • о
    Кресте
    Господнем и его тайне (Беседа 11);
  • о внутреннем устроении подвижника-безмолвника (Беседа 7, 16 и другие).

В то же время, святой много внимания уделяет как сути молитвенного делания, так и правилу совершения молитвы, их внешним формам, количеству и времени (Беседы 13, 14).

Есть здесь и потрясающие по силе покаяния молитвы самого преподобного:

«В дверь сострадания Твоего стучусь я, Господи; пошли помощь моим разрозненным порывам, отравленным множеством страстей и мощью тьмы. Возбуди во мне страдание от видения ран моих, хотя бы оно и не соответствовало мощи грехов моих, ибо если осознание степени моих грехов получу я, Господи, не вынесет душа моя горькой боли от них. Помоги слабым порывам моим к истинному покаянию, и да обрету я облегчение от бремени грехов через это страдание, которое – от Твоего дара».

Интересные факты

  1. Преподобный авва Исаак Сирин был христианским монахом и отшельником, жившим в VI веке в Сирии. Он известен своими духовными наставлениями, собранными в книге “Житие и наставления преподобного аввы Исаака Сирина”. Эта книга является одним из самых популярных и известных сборников наставлений для монахов и мирян в православной и католической церквях.

  2. Авва Исаак Сирин был одним из первых христианских мыслителей, который подчеркивал важность духовной борьбы и очищения сердца как основы для достижения духовного совершенства. Он учил, что целью христианской жизни является не просто соблюдение внешних правил и обрядов, но внутреннее преображение и соединение с Богом.

  3. Наставления аввы Исаака Сирина отличаются глубиной и тонкостью психологического анализа. Он подробно описывает различные состояния человеческой души, страсти и добродетели, и дает практические советы, как бороться с грехом и достигать духовного прогресса. Его учение оказало значительное влияние на развитие христианской аскетики и духовной жизни в целом.

Исаак Сирин — Краткое житие преподобного Исаака Сирина — избранноеИсаак Сирин — Краткое житие преподобного Исаака Сирина — избранное

Известные цитаты, изречения

О Кресте Господнем

«Для истинно верующих зрение Креста – не малая вещь, ибо все тайны понимаются через него. Но всякий раз, когда они поднимают глаза и смотрят на него, они как бы вглядываются в лик Христа и так они почтение к нему: видение его драгоценно для них и страшно, и в то же время вожделенно. И поскольку они также являются детьми, они имеют еще больше дерзновения к Нему, как дети обычно имеют дерзновение к своим родителем по причине доверчивой любви»

О терпении

«Господь терпит всякие немощи человеческие, не терпит же человека, всегда ропщущего, и не оставляет без вразумления»

О молитве

Мар Исаак особенно подчеркивал нужность правильного внутреннего устроения для молитвы. Прежде всего – ни на кого не иметь зла:

«Быть злопамятным и молиться значит то же, что сеять в море и ждать жатвы»

О чем же молиться?

«Молись, чтобы не впадать в искушения душевные, а к искушениям телесным приуготовляйся со всею крепостью своею. Ибо без них не сможешь приблизиться к Богу, потому что через них уготован Божественный покой. Кто бежит от искушений, тот бежит от добродетели. Разумею искушение не похотями, но скорбями»

Говорит святой и о плодах молитвенного делания, доступных подвижникам, стяжавшим благодать:

«Иное дело – молитвенное услаждение, а иное – молитвенное созерцание. Последнее в такой мере выше первого, в какой совершенный человек выше несовершенного отрока. Иное дело – молитва, а иное – созерцание в молитве. Молитва есть сеяние, а созерцание – собирание снопов.»

Советы мирянам

Монах и уединенный отшельник, мар Исаак редко беседовал с мирянами. Но большинство его советов касаются не конкретно монахов или мирян, а человеческой души вообще, болезни которой едины для мирских и иночествующих.

О мере во всем

«Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным»

О молитвенном правиле

Много ли нужно молиться? Что делать, если немощен – спасешься ли без молитвенного подвига? Вот что отвечает преподобный:

«Мы не принуждаем больных или немощных подчиняться закону и не говорим, что следует подвергать человека тому, что ему не по силам. Ибо все, что совершается со страхом и трепетом, необходимым при общении с Богом, пусть даже оно совершается вне обычного закона, бывает для Бога как избранное приношение»

«При молитве не гонись за количеством и мерой, но с умилением разумей псалмопение и не смущайся от диавола»

О грехе

«Нет греха непростительного – кроме греха нераскаянного»

Об осуждении

«Не питай ненависти к грешнику, потому что все мы повинны; и если восстаешь на него ради Бога, то плачь о нем. И почему ты ненавидишь его? Ненавидь грехи его — и молись о нем самом, чтобы уподобиться Христу, Который не имел негодования на грешников, но молился о них. Не видишь ли, как плакал Он об Иерусалиме (Лук. 19,41)? И над нами во многом посмеивается диавол — за что же ненавидеть того, кто подобно нам осмеян и над нами посмевающимся диаволом? И за что ты, человек, ненавидишь грешника? Не за то ли, что он не имеет праведности подобно тебе? Но где же твоя правда, когда не имеешь любви? Почему не плакал ты о нем? Но ты гонишь его. Иные по невежеству возбуждаются к гневу, считая себя умеющими судить дела грешных».

О духовной борьбе

«Мир этот есть состязание и поприще для состязаний. Время это есть время борьбы. А в стране борьбы, и во время состязания, закона не полагается, то есть царь не полагает воинам своим предела, пока не будет кончено состязание и пока всякий человек не будет приведен к дверям Царя царствующих, и там испытан бывший в состязании, кто не допустил одержать над ним победу и кто обратил хребет свой. Ибо много раз случается, что человек, ни к чему не годный по неискусству своему, непрестанно бывает поражаем и низлагаем и во всякое время являет бессилие, но иногда вдруг похищает знамя из рук у воинства сынов исполиновых — и превозносится имя его, и восхваляется он гораздо более подвизавшихся и соделавшихся известными в победах, и получает венец и дорогие дары паче товарищей своих. Поэтому ни один человек да не останется в отчаянии! Не будем только нерадеть о молитве, и не поленимся просить помощи у Господа».

Молитва преподобного Исаака СиринаМолитва преподобного Исаака Сирина

Почитание

Почитание прп. Исаака в Церкви началось после того, как в церковной среди стали известны его творения: ведь жизнь преподобного и его подвиги были почти скрыты от людей.

Место творений святого в патрологии

Считается, что в Византии книги мар Исаака переведены с сирийского монахами лавры прп. Саввы Освященного в VIII-IX вв. Проницательность, красота языка прп. Исаака, его бесценный опыт — все это сделало его слова и беседы своего рода учебником иноческой жизни. Поэтому многие св. отцы цитируют эти сочинения.

Св. прп. Исаак Сирин

Св. прп. Исаак Сирин

Считается, что в Византии книги мар Исаака переведены с сирийского монахами лавры прп. Саввы Освященного в VIII-IX вв.

В XII в. некоторые беседы появились на славянском языке в составе «Пандектов» Никона Черногорца (сборника правил иноческой жизни, в том числе разных назиданий пустынных подвижников). С конца XV в. о писаниях прп. Исаака узнают на Руси больше: его беседы и слова переводит прп. Нил Сорский. И уже с XVI в. есть упоминания Исаака Ниневийского в святцах.

Слова, беседы, цитаты преподобного включены в издание «Добротолюбия» конца XIX в. (т. 2), подготовленное свт. Феофаном Затворником. Он же составил краткую молитву прп. Исааку:

«Преподобне отче Исаакие! моли Бога о нас и молитвою твоею озари ум наш разумети высокия созерцания, коими преисполнены словеса твои, и паче возведи или введи в тайники молитвы, которой производство, степени и силу так изображают поучения твои, да ею окриляемые возможем свободно тещи путём заповедей Господних неуклонно, минуя препятствия, встречаемыя на пути, и преодолевая врагов, вооружающихся на нас».

Дни памяти

В XVI в. память преподобного отмечалась Русской Церковью 28 декабря, 17 и 28 января. Сейчас из этих дней памяти осталось только 28 января (10 февраля).

На Афоне мар Исаака церковно чествуют 28 сентября. Некоторое время назад празднование почти прекратилось. Возобновлению почитания великого отца много способствовал другой недавно канонизированный святой — прп. Паисий Святогорец, в начале 1990-х гг.

Иконы

Считается, что ранних изображений Исаака Сирина не сохранилось. Первые
иконы
датируются только XIV в. На них святой представлен в монашеском одеянии и головной повязке с черными и белыми полосами, похожей на чалму. Эта деталь говорит о восточном происхождении преподобного. Еще одна отличительная черта иконографии мар Исаака – свиток в его руке, на котором начертано начало поучения, открывающего одно из наиболее известных его сочинений «Слова подвижнические»: «Страх Божий начало есть добродетели…». Несколько другое изображение преподобного – со свитком, но без головной повязки – известно было в XVI в. в иконостасе Успенского собора в Московском Кремле. Святой изображен между прпп. Феодосием Великим и Ефремом Сирином.

Икона св. прп. Исаака Сирина

Икона св. прп. Исаака Сирина

Книга митрополита Илариона

Митрополит Иларион (Алфеев) – известный современный ученый, доктор философии Оскфорда, доктор богословия. Его книга о прп. Исааке готовилась еще в бытность иеромонахом. Сам владыка Иларион перевел многие сочинения мар Исаака на современный русский язык.

16

Июля

2009 года

Вышел в свет аудиодиск, записанный по книге «Духовный мир преподобного Исаака Сирина». Текст читают автор книги и артист Петр Мамонов.

Книга митрополита Илариона — первая в современном богословии научная монография о прп. Исааке. В ней представлены современные данные о житии преподобного и анализ его богословской системы и учения.

Любовь автора к творениям прп. Исаака, как сам он говорит, имеет давнюю и личную историю:

«В 1987 году юноша, только что отслуживший в армии, поступил в небольшой монастырь… В монастыре ежедневно совершались длинные службы, за трапезой читались жития святых — иными словами, имелись все атрибуты монашеской жизни, за исключением одного: не было духовного руководителя, который занимался бы воспитанием монахов и послушников. Приходилось поэтому искать руководство в книгах Святых Отцов и подвижников древней Церкви. Молодой послушник ежедневно читал сочинения Исаака Сирина и делал из них выписки. Несколько изречений, особенно поразивших его, он решил написать на стене своей кельи, чтобы всегда иметь их перед глазами. Постепенно к этим изречениям добавлялись другие. В течение одного года все стены кельи оказались исписаны отрывками из творений Исаака. Его слова были тем насущным хлебом, без которого послушник не мог прожить ни дня».

Встречались владыке Илариону и миряне, наизусть цитировавшие Исаака Сирина.

«Секрет популярности Исаака Сирина в современном мире объясняется прежде всего тем, что он постоянно говорит о любви Божией к человеку — о любви, не имеющей границ, не признающей воздаяния за грехи, о любви жертвенной, которая возвела Иисуса на Крест, о любви всепобеждающей, для которой не существует смерти и ада» — говорит митр. Иларион.

Петр Мамонов так говорит об этой совместной работе:

«Меня поразило, что смысл весь в любви, и то, как у Исаака это сказано, и какой он сам там выходит. Я стал его читать. И лично мне больше не надо ничего. Я читаю Писание и Исаака Сирина, редко-редко что-нибудь другое. Открываю и думаю: как же он знает меня всего! Мы с митрополитом Иларионом давным-давно затеяли диск: там его музыка и текст этой книги. Он читает за автора, а я за Исаака Сирина маленькие цитаты. Первый выпуск вышел давно, а для второго я только что сдал работу, скоро выйдет. Оказалось это жутко сложным делом. Я пять лет читал сорок минут текста. Пришлось менять жизнь: это как молитва — не соврешь»

«Как же он знает меня всего!» — вслед за современным артистом может повторить едва ли не каждый, кто дал себе труд хотя бы немного погрузиться в творения святого, жизнь которого почти не ведома, но проницательность так поразительна, а боль и скорбь – так понятны. И все больше те, кто открывает творения мар Исаака – и самих себя.

Автор: Наталья Сазонова.

Молитва

Молитва святому преподобному Исааку Сирину, составленная святителем Феофаном, Затворником Вышенским.

Преподобне отче Исаакие! моли Бога о нас и молитвою твоею озари ум наш разумети высокия созерцания, коими преисполнены словеса твои, и паче возведи или введи в тайники молитвы, которой производство, степени и силу так изображают поучения твои, да ею окриляемые возможем свободно тещи путём заповедей Господних неуклонно, минуя препятствия, встречаемыя на пути, и преодолевая врагов, вооружающихся на нас.

Тропарь, кондак, величание

Тропарь преподобному Исааку Сирину, епископу Ниневийскому, глас 1

Добре священствуя во градех, / и в пустынях вселивыйся процвел еси, Исааче, / начальник монашествующим показался еси / и учитель подвижников, / сего ради память твою достодолжно празднующе, сице взываем: / слава прославльшему тя Христу, / слава тя освятившему, / / слава давшему нам тя, предстателя искусного.

Кондак преподобному Исааку Сирину, епископу Ниневийскому, глас 8

Яко иерарха Богоноснаго и преподобнаго, / учредителя пустыни тя восхваляем, / Исааче священноявленне, предстателю наш. / Но яко имеяй дерзновение ко Господу, / о всех моли чтущих тя и взывающих ти: // радуйся, отче богомудре.

Величание (общее преподобному):

Ублажа́ем тя,/ преподо́бне о́тче [имярек],/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче А́нгелов.

Канон

Канон, глас 8, егоже краестрочие: Пустынному иерарху немолчно песнь несу.

Песнь 1

Преславный в мори устроивый людем путь / Небесное нам шествие проходимо сотвори / да новую песнь поим Тебе, Господи.

Пустыни сирския процветение, пастыря мудрейша ниневитских граждан и рачителя священнаго безмолвия, в песнех псаломски богоноснаго Исаака похвалим, вернии, молитвенника о душах наших теплейшаго.

Уморил еси, отче, тлетворнаго льва гордыни, смирением на бесовския полчища ратуя яко копием, и несветящую тьму прелести развеял еси, твоих уст смиренных святолучными учении.

Суету преобидев мира, постническими борении страстей мглу одолел еси, и к высочайшему, отче, достигл еси безстрастию, и добротами украсился еси божественными.

Богородичен: Троицы явила еси Невидимыя едину Ипостась зриму, воплощением от Твоих Девических ложесн Превечнаго Слова, темже Тя Богородицу воистину проповедуют мирския концы и собори утверждают отеческия.

Песнь 3

Утверждей на камени веры / на сем созижду Мою Церковь, рекий, Господи, / спаси мя вопиюща: / Ты еси, Христе, Сын Бога Живаго / и в Тебе утверждается дух мой.

Искапаша твоя сладость уста, тебе проповедающа снисшедшаго с небес Слова Божия и пророческая на языце твоем почивающая благодать, в вере утверждает монашествующих святоотечестей.

Ниневитский град древний, тобою украшен отче быв, председательствующу тебе милостивым якоже архиерею подобает и чистым сердцем, но не внят твоим, Исааче, священным глаголом, темже и отпад от благочестия.

Несторианстей ереси, отче, противуста, во учении познав прелесть ядоскрытую, и православную, иерарше, мудрость избрав, любомудрейше в безмолвие уклонился еси от смут церковных.

Богородичен: Отступите, лживии, не клевещите на святаго вси вы, риторы новыя; се бо истинную Богородицу проповедует яве во книзе своей Исаак, епископ Ниневийский и правоправящий.

Седален, глас 4:

Церкви светлую звезду, сирския пустыни Божественное украшение, гору безмолвия, досязающу небесе, и монашествующих изрядное утешение, Исаака мудраго иерарха в песнех немолчно ублажим, иже в памяти своей точит почитающим неотъемлемую во искушениих помощь и постническия чины утверждает на избраннем пути, и молит Человеколюбца спастися душам нашим.

Слава и ныне: Богородичен Минеи.

Песнь 4

Услышах, Господи, слух Твой и убояхся, / разумех неизреченное Твое смотрение / и прославих, Слове, снисхождение Твое.

Монашествующим искусный наставник, Исааче, и постнических правил законоположник изряден был еси, свыше от Духа Святаго просвещаем, пустыни сирския яко второе явился еси солнце, освященне.

Утреневав на всяку нощь непреложно, зарею твоих молитв просвещая мир, и страстей исторгая зловредныя корения, ралом твоих, преподобне, бденнонощных подвигов.

Изъяснив тайны духовныя, во мрак Божественный якоже Моисей вшел еси и естества надмирных чинов проразумел еси, Богоблаженне, херувимским твоим, Исааче, умом, трепетно вся испытуя.

Богородичен: Елика хощеши Всемогущаго Бога умолити можеши отвратити гнев от нерадивых, но щедроты Твоя умножи православным людем, Тя хвалящим, Богоневесто.

Песнь 5

От нощи неведения / Боговедением просветивый концы / просвети мя утром человеколюбия Твоего, Господи.

Разумный Церкве светильник, пустынных отцев священная звезда, ныне святый Исаак Боговедения просвещает зарями яже к постническому приступают ристалищу.

Ангелов согражданине Исааче, градскага мирскага мятежа избегл еси, в пустыню вселивыйся и на высоцей добродетелей горе твое жительство поставив, яко град богомудре Божий.

Рачением распалився Божественным, страстей вся терновная попалил еси и ревности твоея огнесветлою силою, в горняя яко искра востекл еси, постом истончив плоть твою, богоносе.

Богородичен: Ходатайству Твоему, Богомати, притек, весь приземлен имею ум, и нощь мя снедает отчаяния, но простри светозарный Твой покров, и посрамятся борющии мя беси.

Песнь 6

Во Исааце страсть прописавый / и во Ионе погребение прообразовавый / и Воскресение всем подаяй, / Тебе вопием с пророком: / от тли нас возведи, Благоутробне Господи.

Упразднився, отче, дел житейских, в море Священных Писаний пустился еси, и глубину Божиих Таин испытав, бисер Богопознания обрел еси, имже и просветився, Исааче, и показался еси евангельский воистину и пребогатый купец.

Ниневитяном Евангельски Бога проповеда, любовию примиряя во вражде сущих и ходатай заблудших быв, и кающимся путевождь и пустыножителем законоположник богомудрейший, темже яко пастыря тя воспеваем искуснейша и предстателя о душах наших и молитвенника теплейша.

Егоже в пустыню вселивый яко во чрево китово, егоже и проповедника показавый воскресения мысленнаго, сего Исаака приводим Тебе в молитву яко дерзновенника суща чистейшаго, с нимже субботствовать от страстей сподоби вопиющим: от тли возведи ны, Благоутробне Господи.

Богородичен: Марии Богоотроковице песненно радование принесем, вернии, Гавриилу подражающе рцем сице: радуйся, легкий облаче, Солнце будущаго века носяй; радуйся, светозарнейшая тверде Духа Святаго; радуйся, престоле огненный и серафимов песне светлейшая; радуйся утешение христиан, Богоневесто.

Кондак, глас 8

Подобен: Взбранной:

Яко иерарха Богоноснаго и преподобнаго, / учредителя пустыни восхваляем тя, / Исааче священноявленне, предстателю наш. / Но яко имеяй дерзновение ко Господу, / о всех моли чтущих тя и взывающих ти: // радуйся, отче богомудре.

Икос

Архиерейскою одеждею одеявся, постную пучину преплыв воздержания ветром, в тишине водворися безмолвия, преподобне отче, и премирныя тайны постиже Херувимским умом твоим, яко же иерарх твою кафедру в горе пустынней учреди и чины иноческия житием твоим просвети, мирския же концы тайноводственными твоими речении огласи, вышния митрополии сослужитель явися; темже исправлением твоим зело чудящеся, благодарно тебе вопием:

Радуйся, Божественная манно, пустыню орошающая;

радуйся, постнических чинов оживляющая сило.

Радуйся, таин Херувимских созерцателю;

радуйся, бесовскую рать постом низложивый.

Радуйся, Домовладыки Христа доме преукрашенный;

радуйся, Божественнаго страха богатство и честь.

Радуйся, великая смиренномудрия славо;

радуйся, любве мироизлиянное.

Радуйся, благовонное молитвы кадило;

радуйся, тайновещателю будущаго века.

Радуйся, Исааче, отче богомудре.

Песнь 7

Божия снисхождения / огнь устыдеся в Вавилоне иногда, / сего ради отроцы в пещи радованною ногою / яко во цветнице, ликующе, пояху: / благословен еси, Боже отец наших.

Огненный язык твой, преподобне, вся попаляет страстей терновныя дебри и горнее мудрствовати восхищает иночестии умы, красоты показуя созерцания, и яко орган сладкогласный уста твоя благословят выну Бога отец наших.

Лицы просвети монашествующих, отче богоносе, восшедшу тебе якоже солнцу в пустыне, и блистанием твоих учений, языкоболие философов посрами, пути познания истинно пронаписав.

Чистота сердца твоего, славу тебе и богатство яви видения Божия, темже и умилився, отче, яко дитя, и позабыв мимотекущая мира сего вся и скорбная, и недро Иисусово облобызав, небоходец бысть, Исааче, таинственными созерцаньми твоими.

Богородичен: Нестория еретика биется лице, не восхотевшаго мудрствовати Тебе Богородицу Чистую, и Исаака Сириянина ныне прославляется житие, Деву Тя исповедавшаго и по Рождестве Богородицу истинную.

Песнь 8

Нечестия органы иную песнь / благочестия же благовещаннии пояху гусли: / благословите, дела Господня, Христа во веки.

Огненныя твои, Исааче, и крестолучныя простираеши молитвы лучи, и разиши амалика, преподобне, мысленнаго, и бесовскую прелестную всю прогоняеши тьму и полцы монашествующих в долину спасения изводиши.

Полны суть ланиты твоя аромата духовнаго, и уста твоя сладость учения провещают, и движимый язык твой яко скорописная трость, красоту начертавает подвига православнаго.

Смиренномудрия венцем увязает тебя Святая Троица и преестественным вселяется в тя светом, и сердце твое светозарен дом показует, и огнедохновенными твои являет уста, имиже трегубно поеши Ю во вся веки.

Богородичен: Неискусобрачная Дево, Едину убо Ипостась во двою естеству, Всенепорочная, родила еси Воплощеннаго Бога, Егоже яко Человека совершенна и Бога совершенна поем во веки вся.

Песнь 9

Да умолчат еретиков собрания, / не истинно Богородицу исповедающих Тя, / ибо свыше Тя пророцы проповедаша, / Матерь быти Божию / и Ходатаицу рода нашего, / тем Тя, Дево, величаем.

Небомудренная твоя душа в райский вселися и пренебесный чертог, идеже лепотами наслаждаешися Божественных видений, ихже зрел еси, тайновидче, еще на земли сый, и в книге начертал еси, юже и оставил еси нам яко лествицу небовосходную.

Евангельскою облеклся еси простотою, ризы греховныя постническою пращею раздрав и в виссон святых одеявся, Исааче, водворяешися лицем к лицу к Свету Высочайшему, идеже помяни нас, тя величающих.

Богородичен: Утроба Твоя Свет неприступный приимши неизреченно, Богородице Дево, и просветила еси во тьме жития сущия Христа благочестно славити.

Светилен:

Мудрование плоти в постных борениих умертвив, / от страстей субботствовав, преподобне, / зарею Духа оживил еси ум, / и прежде смерти мысленное воскресение проповедал еси, досточудне Исааче, / темже тя любовию ублажаем.

Служба святому

Славословная служба великому учителю безмолвия составлена одним из насельников Оптиной пустыни и публикуется по авторской рукописи. Тропарь и кондак — творение монахини Киприаны (Благовещенский монастырь на Патмосе). Никакими цензурными инстанциями текст службы пока не рассматривался.

Служба преподобному и богоносному отцу нашему Исааку Сирскому, епископу Ниневитскому.

Стихиры, глас 4. Подобен: Дал еси знамение:

Дал еси знамение / Церкви Твоей, Господи, / Исаака святителя богомудраго, / иже деяние и созерцание прошед сугубо, / на высоту крестную добродетелей возшел есть, / отонудуже покаяния стези возвести / еже приближают Твоему Божеству, // Иисусе Всесильне, Спасе душ наших.

Дал еси знамение, / якоже древле неневитяном, / Исаака богоглаголиваго, / иже во глубину безмолвия вшед, / кита заклав мысленнаго, / бисер боговедения обрете / и нощь неведения потреби, / сокровище Твоея Славы открыв, // Иисусе Всесильне, Спасе душ наших.

Дал еси знамение / твою книгу, священне, богодухновенную, / в нейже стези добродетелей изъяснил еси / и тайны разгнув Духа / и светозарный монашествующим показал еси рай / еже внутрь сердца есть, / в няже молитвами твоими нам исходатайствуй вход // у Иисуса Всесильнаго, Спаса душ наших.

Слава, глас 5:

Пустыннаго гражданина и отцев славу, / неневитяном пророка новаго, / браздодержца страстей, рачителя безмолвия, / Божественныя славы ревнителя / преподобнаго Исаака восхвалим, вернии, / иже мирскую суету преобидев, / безплотным в подвизе соревновав неослабно, / разумно на высоту возшел есть высочайшаго зрения, / неизреченнаго Божества светолития насладився / и возблистав огнесловными поучении, / всю вселенную просветив, / монашествующих красоту показав незримую, / сей и нас причасниками соделай, Христе Боже, // молитвами Твоего Божественнаго Исаака.

Тропарь, глас 1. Подобен: Камени запечатану:

Добре священствуя во градех, / и в пустынех вселивыйся процвел еси, Исааче, / начальник монашествующим показался еси / и учитель подвижником, / сего ради память твою достодолжно празднующе, сице взываем: / слава прославльшему тя Христу, / слава тя освятившему, // слава давшему нам тя, предстателя искуснаго.

Канон, глас 8, егоже краестрочие: Пустынному иерарху немолчно песнь несу.

Песнь 1

Преславный в мори устроивый людем путь / Небесное нам шествие проходимо сотвори / да новую песнь поим Тебе, Господи.

Пустыни сирския процветение, пастыря мудрейша ниневитских граждан и рачителя священнаго безмолвия, в песнех псаломски богоноснаго Исаака похвалим, вернии, молитвенника о душах наших теплейшаго.

Уморил еси, отче, тлетворнаго льва гордыни, смирением на бесовския полчища ратуя яко копием, и несветящую тьму прелести развеял еси, твоих уст смиренных святолучными учении.

Суету преобидев мира, постническими борении страстей мглу одолел еси, и к высочайшему, отче, достигл еси безстрастию, и добротами украсился еси божественными.

Богородичен: Троицы явила еси Невидимыя едину Ипостась зриму, воплощением от Твоих Девических ложесн Превечнаго Слова, темже Тя Богородицу воистину проповедуют мирския концы и собори утверждают отеческия.

Песнь 3

Утверждей на камени веры / на сем созижду Мою Церковь, рекий, Господи, / спаси мя вопиюща: / Ты еси, Христе, Сын Бога Живаго / и в Тебе утверждается дух мой.

Искапаша твоя сладость уста, тебе проповедающа снисшедшаго с небес Слова Божия и пророческая на языце твоем почивающая благодать, в вере утверждает монашествующих святоотечестей.

Ниневитский град древний, тобою украшен отче быв, председательствующу тебе милостивым якоже архиерею подобает и чистым сердцем, но не внят твоим, Исааче, священным глаголом, темже и отпад от благочестия.

Несторианстей ереси, отче, противуста, во учении познав прелесть ядоскрытую, и православную, иерарше, мудрость избрав, любомудрейше в безмолвие уклонился еси от смут церковных.

Богородичен: Отступите, лживии, не клевещите на святаго вси вы, риторы новыя; се бо истинную Богородицу проповедует яве во книзе своей Исаак, епископ Ниневийский и правоправящий.

Седален, глас 4:

Церкви светлую звезду, сирския пустыни Божественное украшение, гору безмолвия, досязающу небесе, и монашествующих изрядное утешение, Исаака мудраго иерарха в песнех немолчно ублажим, иже в памяти своей точит почитающим неотъемлемую во искушениих помощь и постническия чины утверждает на избраннем пути, и молит Человеколюбца спастися душам нашим.

Слава и ныне: Богородичен Минеи.

Песнь 4

Услышах, Господи, слух Твой и убояхся, / разумех неизреченное Твое смотрение / и прославих, Слове, снисхождение Твое.

Монашествующим искусный наставник, Исааче, и постнических правил законоположник изряден был еси, свыше от Духа Святаго просвещаем, пустыни сирския яко второе явился еси солнце, освященне.

Утреневав на всяку нощь непреложно, зарею твоих молитв просвещая мир, и страстей исторгая зловредныя корения, ралом твоих, преподобне, бденнонощных подвигов.

Изъяснив тайны духовныя, во мрак Божественный якоже Моисей вшел еси и естества надмирных чинов проразумел еси, Богоблаженне, херувимским твоим, Исааче, умом, трепетно вся испытуя.

Богородичен: Елика хощеши Всемогущаго Бога умолити можеши отвратити гнев от нерадивых, но щедроты Твоя умножи православным людем, Тя хвалящим, Богоневесто.

Песнь 5

От нощи неведения / Боговедением просветивый концы / просвети мя утром человеколюбия Твоего, Господи.

Разумный Церкве светильник, пустынных отцев священная звезда, ныне святый Исаак Боговедения просвещает зарями яже к постническому приступают ристалищу.

Ангелов согражданине Исааче, градскага мирскага мятежа избегл еси, в пустыню вселивыйся и на высоцей добродетелей горе твое жительство поставив, яко град богомудре Божий.

Рачением распалився Божественным, страстей вся терновная попалил еси и ревности твоея огнесветлою силою, в горняя яко искра востекл еси, постом истончив плоть твою, богоносе.

Богородичен: Ходатайству Твоему, Богомати, притек, весь приземлен имею ум, и нощь мя снедает отчаяния, но простри светозарный Твой покров, и посрамятся борющии мя беси.

Песнь 6

Во Исааце страсть прописавый / и во Ионе погребение прообразовавый / и Воскресение всем подаяй, / Тебе вопием с пророком: / от тли нас возведи, Благоутробне Господи.

Упразднився, отче, дел житейских, в море Священных Писаний пустился еси, и глубину Божиих Таин испытав, бисер Богопознания обрел еси, имже и просветився, Исааче, и показался еси евангельский воистину и пребогатый купец.

Ниневитяном Евангельски Бога проповеда, любовию примиряя во вражде сущих и ходатай заблудших быв, и кающимся путевождь и пустыножителем законоположник богомудрейший, темже яко пастыря тя воспеваем искуснейша и предстателя о душах наших и молитвенника теплейша.

Егоже в пустыню вселивый яко во чрево китово, егоже и проповедника показавый воскресения мысленнаго, сего Исаака приводим Тебе в молитву яко дерзновенника суща чистейшаго, с нимже субботствовать от страстей сподоби вопиющим: от тли возведи ны, Благоутробне Господи.

Богородичен: Марии Богоотроковице песненно радование принесем, вернии, Гавриилу подражающе рцем сице: радуйся, легкий облаче, Солнце будущаго века носяй; радуйся, светозарнейшая тверде Духа Святаго; радуйся, престоле огненный и серафимов песне светлейшая; радуйся утешение христиан, Богоневесто.

Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной:

Яко иерарха Богоноснаго и преподобнаго, / учредителя пустыни восхваляем тя, / Исааче священноявленне, предстателю наш. / Но яко имеяй дерзновение ко Господу, / о всех моли чтущих тя и взывающих ти: // радуйся, отче богомудре.

Икос:

Архиерейскою одеждею одеявся, постную пучину преплыв воздержания ветром, в тишине водворися безмолвия, преподобне отче, и премирныя тайны постиже Херувимским умом твоим, яко же иерарх твою кафедру в горе пустынней учреди и чины иноческия житием твоим просвети, мирския же концы тайноводственными твоими речении огласи, вышния митрополии сослужитель явися; темже исправлением твоим зело чудящеся, благодарно тебе вопием:

Радуйся, Божественная манно, пустыню орошающая;

радуйся, постнических чинов оживляющая сило.

Радуйся, таин Херувимских созерцателю;

радуйся, бесовскую рать постом низложивый.

Радуйся, Домовладыки Христа доме преукрашенный;

радуйся, Божественнаго страха богатство и честь.

Радуйся, великая смиренномудрия славо;

радуйся, любве мироизлиянное.

Радуйся, благовонное молитвы кадило;

радуйся, тайновещателю будущаго века.

Радуйся, Исааче, отче богомудре.

Песнь 7

Божия снисхождения / огнь устыдеся в Вавилоне иногда, / сего ради отроцы в пещи радованною ногою / яко во цветнице, ликующе, пояху: / благословен еси, Боже отец наших.

Огненный язык твой, преподобне, вся попаляет страстей терновныя дебри и горнее мудрствовати восхищает иночестии умы, красоты показуя созерцания, и яко орган сладкогласный уста твоя благословят выну Бога отец наших.

Лицы просвети монашествующих, отче богоносе, восшедшу тебе якоже солнцу в пустыне, и блистанием твоих учений, языкоболие философов посрами, пути познания истинно пронаписав.

Чистота сердца твоего, славу тебе и богатство яви видения Божия, темже и умилився, отче, яко дитя, и позабыв мимотекущая мира сего вся и скорбная, и недро Иисусово облобызав, небоходец бысть, Исааче, таинственными созерцаньми твоими.

Богородичен: Нестория еретика биется лице, не восхотевшаго мудрствовати Тебе Богородицу Чистую, и Исаака Сириянина ныне прославляется житие, Деву Тя исповедавшаго и по Рождестве Богородицу истинную.

Песнь 8

Нечестия органы иную песнь / благочестия же благовещаннии пояху гусли: / благословите, дела Господня, Христа во веки.

Огненныя твои, Исааче, и крестолучныя простираеши молитвы лучи, и разиши амалика, преподобне, мысленнаго, и бесовскую прелестную всю прогоняеши тьму и полцы монашествующих в долину спасения изводиши.

Полны суть ланиты твоя аромата духовнаго, и уста твоя сладость учения провещают, и движимый язык твой яко скорописная трость, красоту начертавает подвига православнаго.

Смиренномудрия венцем увязает тебя Святая Троица и преестественным вселяется в тя светом, и сердце твое светозарен дом показует, и огнедохновенными твои являет уста, имиже трегубно поеши Ю во вся веки.

Богородичен: Неискусобрачная Дево, Едину убо Ипостась во двою естеству, Всенепорочная, родила еси Воплощеннаго Бога, Егоже яко Человека совершенна и Бога совершенна поем во веки вся.

Песнь 9

Да умолчат еретиков собрания, / не истинно Богородицу исповедающих Тя, / ибо свыше Тя пророцы проповедаша, / Матерь быти Божию / и Ходатаицу рода нашего, / тем Тя, Дево, величаем.

Небомудренная твоя душа в райский вселися и пренебесный чертог, идеже лепотами наслаждаешися Божественных видений, ихже зрел еси, тайновидче, еще на земли сый, и в книге начертал еси, юже и оставил еси нам яко лествицу небовосходную.

Евангельскою облеклся еси простотою, ризы греховныя постническою пращею раздрав и в виссон святых одеявся, Исааче, водворяешися лицем к лицу к Свету Высочайшему, идеже помяни нас, тя величающих.

Богородичен: Утроба Твоя Свет неприступный приимши неизреченно, Богородице Дево, и просветила еси во тьме жития сущия Христа благочестно славити.

Светилен:

Мудрование плоти в постных борениих умертвив, / от страстей субботствовав, преподобне, / зарею Духа оживил еси ум, / и прежде смерти мысленное воскресение проповедал еси, досточудне Исааче, / темже тя любовию ублажаем.

Стихиры на хвалитех преподобным, глас 2.Подобен: Киими похвальными венцы:

Киими похвальными венцы / увязем Ефрема и Исаака, / единовсельников пустыни сирския, / единомудренных нравом и душею, / Богопроповедников пустыннолюбцев, / оваго убо яко облако благодати слезоросящее, / оваго же яко небесных созерцаний столпа огненнаго, / сих бо ради монашествующии сланое море страстей преидоша / и венцы от Христа прияша нетленные, // имеющаго велию милость.

Киими песенными добротами / воспоем Ефрема и Исаака, / Боговедения воды напояющия пустыни концы, / монашествующих сладкопитатели, / реки приснотекущия учений, / сердца умиляющия, / чистых слез великия моря, / в нихже Христос мысленных фараонит полки потопив, // имеяй велию милость.

Киими духовными пеньми / похвалим Ефрема и Исаака, / Богоразумия криле постников окриляющия, / духовнаго вдохновения органы, / иже прописаша восхождения к Богу в книзех своих, / сирины поистине Божественнии, / имиже сонное сонмище демонов Христос поразив, // имеяй велию милость.

Киими сладкозвучными гусльми / прославим Ефрема и Исаака, / богословия трубы духодвижныя, / громи духовнии, нечестивых ужасающия / и вселенную оглашающия, / молнии, прогоняющия тьму греха / и благочестием озаряющия, / фиалы, духовнаго утешения исполненныя, / сладказвучныя кифары молитв, / имиже Христос умолен бывает // и подает велию милость.

Слава, глас 6:

На горах боговедения вогнездившихся / и пустыннолюбных собрание Небесному жительству обучи, / от стремнин греха удаляющих и добродетелей восход показующих, / стези светлейшия и прямыя, / молитвы светила и покаяния образи, / небопарнии орли, Церкве крыла огненная, / Ефрема радостопечальнаго и Исаака небомудреннаго / в песнех возвеличим и призовем: / приникните к нам, отцы, с высоты смирения вашего / и нищету нашу ущедрите, / скудость дел наших молитвами вашими яко пребогатии восполняюще.

Частые вопросы

В чем состоят главные наставления преподобного аввы Исаака Сирина?

Преподобный авва Исаак Сирин учил о необходимости непрерывной молитвы, смирения и чистоты сердца. Он считал, что эти добродетели являются основой духовной жизни и позволяют человеку достичь единения с Богом. авва Исаак Сирин учил, что совершенство заключается не в том, чтобы совершать чудеса, а в том, чтобы иметь чистое сердце и любить Бога всем сердцем своим. Он также учил, что не следует стремиться к земным благам, а следует искать Царства Небесного.

Какова особенность богословия преподобного аввы Исаака Сирина?

Богословие преподобного аввы Исаака Сирина отличается глубоким пониманием человеческой природы и духовной жизни. Он считал, что человек создан по образу и подобию Божию и призван к общению с Богом. Однако грех нарушил это общение и привел человека к духовному несовершенству. Преподобный авва Исаак Сирин учил, что для восстановления этого общения необходимо очистить свое сердце от страстей и приобрести смирение. Он также учил, что Бог есть любовь и что любовь есть высшее проявление человеческого духа.

Какое значение имеет житие преподобного аввы Исаака Сирина для современных христиан?

Житие преподобного аввы Исаака Сирина является одним из самых значительных произведений древнехристианской литературы. Оно не только позволяет нам узнать о жизни и трудах этого великого святого, но и содержит ценные наставления для современных христиан. Житие преподобного аввы Исаака Сирина учит нас о том, как достичь духовного совершенства и спасения. Оно также вдохновляет нас на молитву, смирение и любовь к Богу и ближнему.

Полезные советы

СОВЕТ №1

При чтении “Жития и наставлений преподобного авва Исаака Сирина” рекомендуется делать заметки и выписывать цитаты, которые особенно вас вдохновляют или задумывают.

СОВЕТ №2

Постарайтесь не только прочитать текст, но и вникнуть в глубинный смысл слов преподобного Исаака Сирина, применить его наставления в повседневной жизни.

СОВЕТ №3

Обсудите прочитанное с другими людьми, чтобы услышать их толкование и взгляд на учения преподобного Исаака Сирина, это поможет лучше усвоить материал.

Учение преподобного аввы Исаака Сирина

Преподобный авва Исаак Сирин, также известный как Исаак Сиринский, был выдающимся древним христианским монахом и богословом. Его учение оставило глубокий след в истории христианской духовности и мистицизма.

Исаак Сирин призывал к постижению внутреннего мира человека, к познанию самого себя и общения с Богом через молитву и медитацию. Он учил, что истинное счастье и покой можно найти только во внутреннем обращении к Богу и отрешении от материальных привязанностей.

Центральным понятием учения Исаака Сирина было понятие “непрестанной молитвы”, которая, по его учению, является ключом к общению с Богом и духовному просвещению. Он призывал к постоянному вниманию к своим мыслям и чувствам, к самонаблюдению и самоконтролю.

Преподобный авва Исаак Сирин учил, что истинное благо и совершенство лежат в духовной жизни, в постижении тайн веры и в постоянной борьбе за совершенство своей души. Его наставления остаются актуальными и вдохновляющими для многих верующих и искателей истины по сей день.

Оцените статью
Добавить комментарий