Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – выдающаяся личность в истории православной церкви, чей жизненный путь и духовное наследие служат примером и руководством к святости для многих верующих. Его житие наполнено подвигами, милосердием и верой, что делает его биографию не только источником вдохновения, но и практическим руководством к духовному совершенствованию.
Святой Лука Крымский
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), фото.
Удивительный человек, с удивительной судьбой. На первый взгляд жизнь святителя Луки может показаться полной противоречий: сын истово верующего католика стал православным; успешный врач в разгар антицерковной кампании, принимает сан; в нем сочетались стремление к Божественной истине и жажда знания, основанного на научном опыте, и, наконец, Лука Крымский стал первым и единственным священнослужителем – лауреатом Сталинской премии. Но это все внешнее. Личность Луки Крымского оставалась цельной и непротиворечивой: он исцелял души и тела своей паствы, всецело посвятив себя делу милосердия.
Мнение эксперта:
Житие святителя Луки (Войно-Ясенецкого) является не только историческим документом, но и ценным руководством к святости для верующих. Эксперты отмечают, что жизнь и деятельность святого Луки пропитаны глубокой верой, состраданием к ближнему и постоянным стремлением к духовному совершенствованию. Его пример показывает, что путь к святости начинается с простых дел и милосердия к окружающим. Святитель Лука призывает к терпимости, любви и состраданию, что делает его житие актуальным и вдохновляющим для современных людей, стремящихся к духовному росту.
Биография святителя Луки: самые важные этапы жизни
Годы жизни: 9 мая 1877 года — 11 июня 1961 года
Семья
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился в 1877 году в Керчи. Он был четвертым, предпоследним, ребенком в семье. Его отец Феликс Станиславович Войно-Ясенецкий был поляком, искренне верующим католиком, как писал впоследствии святитель Лука, он часто бывал в костеле, молился дома. И при этом не препятствовал тому, чтобы его русская жена воспитывала детей в православной вере. В своих воспоминаниях святитель Лука писал, что его мать Мария Дмитриевна Кудрина была очень набожной женщиной и много молилась.
Юность. Первый опыт врача хирурга
Через некоторое время семья переехала в Киев. Здесь, после окончания гимназии, Валентину пришлось выбирать, кем быть: художником или врачом. И к тому, и к другому поприщу у него были явные способности. После некоторых метаний – первый раз экзамены на медицинский факультет Киевского университета он провалил, собрался поступать в Академию художеств, но экзамена держать не стал, слушал некоторое время лекции на юридическом, брал частные уроки рисования – молодой человек решает, что живопись не принесет человечеству столько же пользы, сколько медицина.
В 1898 году он все-таки поступает на медицинский факультет. Юность, период поиска своего пути ознаменовался для Валентина Феликсовича еще и увлечением толстовством. Он отказался от бытовых удобств, ездил в деревню, чтобы косить вместе с мужиками сено, и всерьез намеревался перебраться в Ясную Поляну, под присмотр наставника. Правда, после прочтения трактата Толстого «В чем моя вера?», в учении разочаровался.
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, около 1910 г.
Студентом Валентин был очень хорошим. Он стремился овладеть знаниями с единственной целью: лечить простой народ. Выпускные экзамены были успешно пройдены, и студенты обсуждали свои дальнейшие планы. Все ожидали, что Валентин Феликсович будет устраивать карьеру в столице, но он удивил всех неожиданным признанием, что намерен быть простым, «мужицким» врачом. Позже он сам писал об этом:
Когда все мы получили дипломы, товарищи по курсу спросили меня, чем я намерен заняться. Когда я ответил, что намерен быть земским врачом, они с широко открытыми глазами сказали: «Как, Вы будете
земским врачом?! Ведь Вы ученый по призванию!» Я был обижен тем, что они меня совсем не понимают, ибо я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям.
Вскоре он начинает трудиться в госпитале Красного Креста хирургом. А в начале русско-японской войны вместе с госпиталем отправился к театру боевых действий и был назначен заведующим хирургическим отделением. Именно здесь будущий святитель столкнулся впервые с тем, что в тогдашней медицине отсутствовали представления о гнойных заболеваниях в хирургии, а так же крайне слабо были разработаны методы анестезии и обезболивания.
Полезные материалы
Здесь же, в Чите, Валентин впервые увидел Анну Ланскую, которая трудилась в госпитале хирургической сестрой. Это была очень добрая, кроткая, верующая девушка. Они обвенчались.
Земский врач Войно-Ясенецкий
Начинающий доктор и его супруга совершили многолетнее странствие по России. Симбирская, Курская,Черкасская, Саратовская, Владимирская губернии – всюду энергичный доктор занимался организацией больничных мест, профилактикой инфекционных болезней, организацией обучения для своих коллег, созданием профильных библиотек для них, и принимал больных, оперировал, оперировал… Он никогда не делал разницы между бедным и богатым пациентом, между мужиком и представителем привилегированного класса. Из-за этого у него иногда даже возникали сложности с представителями власти.
В этот период он начал работать над докторской диссертацией посвященной регионарной анестезии.
Доктор Валентин Феликсович в операционной
Смерть супруги
В 1915 году в Санкт-Петербурге была напечатана монография «Регионарная анестезия», материалом для которой послужили наблюдения в госпитале и в больницах. В ней Валентин Феликсович излагал созданную им методику местной анестезии, основанную на том, что временно блокируется нерв, передающий сигнал боли от оперируемого органа. В 1916 году диссертация была защищена, и Войно-Ясенецкому была присвоена степень доктора медицинских наук. Рукопись была напечатана и моментально раскуплена. Свт. Лука так писал об этом в своей автобиографии «Я полюбил страдание..»:
За свою диссертацию я получил от Варшавского университета крупную премию имени Хойнацкого в девятьсот рублей золотом, предназначавшуюся «за лучшие сочинения, пролагающие новый путь в
медицине». Однако денег этих мне не пришлось получить, потому что книга была напечатана небольшим тиражом, только в семьсот пятьдесят экземпляров, и быстро распродана в книжных магазинах, куда я
неосторожно разослал их, и я не мог представить в Варшавский университет требуемого количества экземпляров.
Постоянные переезды, сложные условия, недостаток средств сказались на состоянии супруги доктора. Она заболела, и муж диагностировал у нее чахотку. К тому времени у них было уже четыре ребенка. Валентин Феликсович написал заявку о переводе в Ташкент. Он надеялся, что горячий и сухой воздух Средней Азии окажется благотворным для жены. В 1917 году семья перебралась в Ташкент.
В 1919 году здесь случился антибольшевистский бунт, который был разгромлен. за этим последовали аресты. В числе других был схвачен и Войно-Ясенецкий. В этот раз его быстро выпустили, однако, арест мужа тяжело сказался на здоровье Анны, она умирала.
Супруг неотлучно находился рядом с ней, в предсмертные часы вводил ей для облегчения мук морфий. А когда она умерла, сам читал над ее телом Псалтирь.
Принятие священнического сана
Уход из жизни любимой супруги стал толчком для нового этапа духовной жизни Валентина Феликсовича. До сих пор он был просто добрым, хорошим человеком, христианином. Теперь же стал активно принимать участие в жизни епархии, часто бывать в церкви. Коллеги обратили внимание на то, что перед началом операции доктор Войно-Ясенецкий теперь обязательно осеняет крестом себя, своих помощников и больного, независимо от того, христианин это или иноверец из местных жителей. Когда ему как-то указали, что перед ним татарин, он ответил: «Религии разные, Бог един!».
Утрата любимой женщины не сломила врача. Он, как и раньше, неустанно оперировал, читал лекции на медицинском факультете, где заведовал одной из кафедр.
Деятельное участие в епархиальной жизни не прошло мимо внимания священноначалия. Валентину Феликсовичу предложили стать священником. Это были времена жестокого гонения на религию, тем не менее, доктор не колеблясь, принял это предложение. Вначале его посвятили в чтеца, иподиакона, потом – в диакона. В день Сретения в 1921 году произошло рукоположение в иереи. С этого дня доктор приходил на занятия в университете и на работу в госпиталь в священнической одежде – в рясе и с крестом. В операционной он поместил икону Богородицы, а перед каждой операцией совершалась молитва.
Годы гонений
Первая ссылка
Все это происходило в период активной антицерковной пропаганды, которая велась правительством большевиков, не скрывавших своей цели – уничтожения церкви и религии и повсеместного насаждения атеизма. Одновременно с этим в церковной среде развивалось движение обновленчества, сторонники которого призывали к компромиссу с властью. Отец Валентин с первых дней своего пасторского служения вступил на борьбу и с обновленчеством, и с государственным атеизмом.
В 1921 году в столице Туркестана грянул революционный суд по делу «врачей-вредителей», которые, как говорили, не оказали помощь раненым красноармейцам, доставленным из Бухары. Поскольку раненых прибыло очень много, в первую очередь занялись самыми тяжелыми. А тех, у кого травмы были полегче, оставили до утра. Отец Валентин на этом процессе выступал в качестве эксперта. У него произошел любопытный диалог с государственным обвинителем Петерсом. Петерс спросил его: «Вот вы верите в Бога, а разве вы его видели?». На это отец Валентин ответил:
«Бога я действительно не видел. Но проводя хирургические операции на мозге, я не видел так же и ума, и совести».
Этот атеистический вопрос, как такой образованный человек может верить в Бога, преследовал святителя всю жизнь. А для самого святителя такого противоречия в мировоззрении не было. Как ученый человек он изучал тайны и загадки человеческого организма, постигая все более, какую премудрость и красоту заложил Бог в Свое творение.
Обвиняемых во вредительстве медиков удалось спасти от расстрела.
Вскоре в Туркестане было создано высшее церковное управление, которое вынуждало всех священнослужителей перейти в обновленческое движение. В это тяжелый период именно отец Валентин сплотил вокруг себя противников раскола церкви.
В 1923 году состоялся монашеский постриг под именем Лука. Это имя взято не случайно: апостол Лука согласно традиции, исцелял людей и был живописцем. Вскоре отец Лука был назначен архиереем, и встал во главе Туркестанской епархии. Не прошло месяца после этого события, как епископ Лука был арестован. Его и священников, арестованных вместе с ним, обвиняли в саботировании распоряжений местной власти, агитации и возбуждении бунтов и т.п. Сидя в тюрьме, епископ Лука завершил первую часть «Очерков гнойной хирургии», который до нашего времени остается основополагающим пособием в этой области медицины.
Согласно приговору епископа выслали в Нарымский край. Когда он уезжал из Ташкента, прихожане ложились на рельсы, чтобы не дать поезду уехать, и только вмешательство самого ссыльного священника заставило людей подняться.
В начале 1924 года владыка Лука прибыл в Енисейск, на место своей ссылки. Здесь он начал прием пациентов. Богослужения он проводил у себя в доме, чтобы не входить в обновленческие храмы. За период первой ссылки владыке несколько раз меняли пункт пребывания. Из Енисейска он был переведен в деревню Хая, затем – в Туруханск, после – в заполярную деревню Плахино.
И всюду он продолжал исполнять свой архиерейский и врачебный долг: боролся с обновленчеством, и его проповеди имели живой отклик у паствы, и лечил больных. В Туруханской больнице он был единственным врачом, и местная власть вынуждена была смотреть сквозь пальцы на то, что он молится перед началом операций, и дает благословение своим пациентам.
Тем временем в медицинских журналах России и за рубежом выходят статьи доктора Войно-Ясенецкого.
В 1925 году ссылка была прекращена, и владыка смог вернуться в Туркестан.
Вторая ссылка
По возвращении владыку не взяли на работу ни в госпиталь, ни на кафедру медицинского факультета. Он занялся частной практикой: лечил больных, которых приводили ему его добровольные помощники.
В 1929 году против епископа Луки было возбуждено фантастическое дело. Его обвинили в соучастии в убийстве доктора Михайловского. Бедный доктор никак не желал примириться с уходом из жизни своего сына. Он занимался экспериментами по оживлению мертвой материи. В результате «исследований» он повредился в уме и покончил с собой.
Его супруга бросилась к епископу Луке, умоляя дать свидетельство о том, что ее муж лишился рассудка. Иначе его бы не смогли отпеть и похоронить как христианина. Владыка дал свидетельство. ОГПУ возбудил дело об убийстве. Якобы жена Михайловского, подстрекаемая епископом Лукой, убила мужа, чтобы помешать опытам, которые посрамят религию.
Тем временем, была одобрена рукопись «Очерков гнойной хирургии», которую доктор Войно-Ясенецкий направил в медицинское издательство. Последние доработки рукописи профессор завершил там же, где и начал: в тюрьме.
По приговору арестант направился на Север: в город Котлас, а затем – в Архангельск. Здесь он так же принимал и лечил больных.
Ссылка продлилась до 1933 года. Тогда же были опубликованы, «Очерки гнойной хирургии», которые приобрели известность у врачей во всем мире.
Интересный факт
Труд «Очерки гнойной хирургии» стал неоценимым вкладом в развитие медицины и до сих пор является учебным пособием в медицинских вузах.
Владыка приехал в Ташкент, вновь начал вести прием больных, оперировать. Этому не помешала даже болезнь, которая завершилась слепотой на один глаз.
Третья ссылка
Вновь владыка Лука был арестован в 1937 году. Он обвинялся в недовольстве советской властью, пораженческих взглядах, а так же во вредительстве – убийстве пациентов, и в работе на вражескую разведку. Вынуждая его сознаться, следователи применили к владыке изощренную пытку: допрос методом «конвейера». Следователи сменяли один другого, а подследственному не давали возможности сомкнуть глаз ни на минуту.
Священника, которому к тому времени было уже 60 лет, с подорванным здоровьем, заставляли часами стоять, обливали холодной водой. У него начались галлюцинации, сознание мутилось. Это длилось 13 суток. Подследственный объявил голодовку и упорно отрицал свою вину. Начался новый виток истязаний. И, наконец, мучители добились своего: дойдя до полного изнеможения и утратив возможность контролировать себя, подследственный подписал признание в участии в антисоветском заговоре.
Епископ Лука, Ташкент, тюрьма НКВД, 1939 год
Дело велось два года. Приговор был доведен до сведения осужденного в начале 1940 года: его ссылали в Сибирь под Красноярск. Здесь он продолжил свою врачебную деятельность в районной больнице. Когда на СССР напала гитлеровская Германия, Войно-Ясенецкий немедленно обратился к Калинину с телеграммой, в которой указывал на то, что как практикующий врач с огромным опытом, он мог бы быть полезен армии:
Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука.
Епископа назначили главным хирургом одного из эвакогоспиталей. Раненые поступали ежедневно, работы было очень много. Владыка иногда оперировал по четыре раза в день.
В 1942 году он получил сан архиепископа, и поручение управлять Красноярской епархией.
Награды, всеобщее признание Архиепископа Луки
Как известно, в период войны отношение Советского государства к церкви стало более терпимым. Людям была нужна духовная опора, и понимая это, правительство позволяло открыть храмы. В 1943 году в селе Николаевка открылась небольшая церковь, где архиепископ смог, наконец, служить.
До 1944 года он жил в Красноярске, много оперировал и совершал богослужения. Среди населения владыка пользовался большим уважением. Как отмечали его современники, ни в одном эвакогоспитале не было такого высокого процента выздоровевших и вернувшихся в строй бойцов. Когда владыка входил в какое-либо помещение, где было много народа, все вставали, независимо от того, были это верующие или неверующие люди, военные или гражданские.
В 1943 году он, с позволения властей, ездил в столицу для участия в Поместном Соборе. Владыка был избран членом Священного Синода. Правда, от этой чести владыке пришлось отказаться через некоторое время. Дорога из Красноярска занимала тогда несколько недель, и это не могло не сказаться на работе в госпитале. Тем не менее, владыка оставался активным участником общественной, церковной жизни страны. Его статьи, посвященные теме борьбы с фашизмом и защите родной земли, публиковались в «Журнале Московской Патриархии».
Вскоре здоровье архиепископа ухудшилось настолько, что он вынужден был просить о переводе его в европейскую часть России. Местные власти всячески старались удержать его в Красноярске, предоставили хорошую квартира, и даже возможность знакомиться с новейшей медицинской литературой.
В 1944 году госпиталь был переведен в Тамбов. Вместе с ним выехал на европейскую территорию России и архиепископ Лука. Не прерывая трудов в госпитале, он принял руководство Тамбовской кафедрой. Архиепископ Лука много проповедовал, его проповеди записывались и распространялись среди населения. Его усилиями в епархии было открыто более двух десятков приходов.
Возобновление церковной жизни потребовало новых священнослужителей, и он рукополагал прихожан в иереи, а так же разработал чин покаяния для обновленческих священников, пожелавших вернуться в лоно Московского Патриархата. Кроме того, владыка возродил архиерейский хор. Среди важнейших заслуг архиепископа Луки в это время – сбор средств для танковой колонны имени Дмитрия Донского и авиаэскадрильи имени Александра Невского. Верующие собрали для этой цели более 250000 рублей.
В этот период владыка Лука был удостоен наград:
- 1945 г. — главная награда архиерея – право ношения на клобуке бриллиантового креста за проповедническую и общественную деятельность;
- 1945 г. медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»;
- 1946 г. профессор Войно-Ясенецкий стал лауреатом Сталинской премии первой степени за разработку новейших хирургических методов лечения.
Интересный факт
Святитель Лука стал единственным священником, который был удостоен этой награды. Премия составляла 200 тысяч рублей, и больше половины этой суммы свт. Лука отдал на нужды детей, оставшихся без родителей.
Диплом лауреата сталинской премии
Богословский труд «Дух, душа и тело»
Незыблемо верующий человек, архиерей, владыка Лука в то же время был ученым, врачом, получившим прекрасное естественно-научное образование. Многие люди такое сочетание считают невероятным, полагая, что наука и религия — две полярные противоположности. Профессор Войно-Ясенецкий никакого противоречия тут не видел. К этому его привел долгий и трудный духовный, а вместе с тем, и практический опыт. После войны он написал двухтомный труд, первая часть которого носила название «Дух, душа и тело», вторая – «Наука и религия».
В первой части автор вводит термин «христианская антропология». Человека он видит как совокупность духа, души и тела. Он размышляет над примерами передачи от одного человека к другому духовной энергии – субстанции нематериальной, но настолько ощутимой, что отрицать ее невозможно. Человеческий дух он считает неким «субстратом памяти», гораздо более мощным, чем мозг. Осуществление заповеди «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный» владыка Лука видит в непрестанном совершенствовании человеческого духа и в бессмертии души.
Вторая часть трактата посвящена отстаиванию тезиса о том, что вера в Бога нисколько не противоречит, а, напротив, помогает науке.
Крымская кафедра: место последнего служения и погребения
В 1946 году владыка был направлен на кафедру в Симферополь, получив титул архиепископа Симферопольского и Крымского.
Крым в ту пору был для священника отнюдь не курортом. Бедность приходских священников была вопиющей, многим едва хватало на самую скромную постную еду, а на одежду и обувь и прочие бытовые нужды средств уже не доставало. Священники были вынуждены наниматься на черную работу, чтобы хоть как-то прокормить себя и семьи.
Всего в Крыму в ту пору насчитывалось 58 приходов, и повсюду наблюдалась одна и та же картина: разрушенные храмы, которые нет возможности восстанавливать, острая нехватка священников. В Крыму традиционно крепкими были приходы, населенные греками и болгарами, но после того, как их выслали с полуострова, оставшееся русское население не желало или боялось посещать храмы.
Владыка Лука объезжал приходы, сам служил в храмах, произносил проповеди, многое делал для укрепления образования священнослужителей.
Здесь, в Крыму, светские власти не дали ему возможность работать в больнице. Некоторое время он занимался частной практикой, вел прием на дому. Однако затем принял решение всецело посвятить себя делам епархии.
Произнесенные им в это время проповеди составляют основной массив собрания сочинений архиепископа Луки, опубликованного Московской духовной академией – 12 томов.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) за рабочим столом
В 1958 году святитель перестал видеть. Но и ослепнув, он продолжал свое архиерейское служение, встречался с людьми, проповедал и служил в церкви. При этом, мало кто из посторонних мог бы догадаться о его незрячести, настолько точно знал владыка всю последовательность Богослужения.
Умер архиепископ Лука в 1961 году, в День всех святых, в земле Российской просиявших. На его погребение собрался весь город. Огромная процессия прихожан двигалась несколько часов.
Прославление
Могила владыки Луки сразу стала местом притяжения для сотен верующих. К ней приходили и приезжали из разных концов Крыма и из других мест. Люди молились об обретении здоровья, и святитель, покинув этот мир, все равно продолжал помогать нуждающимся и совершал исцеления.
В 1995 году святитель был причислен к лику местночтимых святых, когда
мощи свт. Луки Крымского
были извлечены и помещены в кафедральный собор Симферополя.
В 2000 году святитель Лука был причислен к сонму святых новомучеников и исповедников Российских.
В Греции свт. Луку почитают не меньше, чем в России. В этой стране ему посвящено множество храмов, а на греческих иконах его изображают с медицинскими инструментами. В Греции проводят конференции, посвященные свт. Луке, на которых изучается и его научное и богословское наследие. Ежегодно в Симферополь прибывают группы паломников из Греции, которые хотят поклониться местам, с которыми связаны последние годы жизни святого. Мощи его покоятся в серебряной раке, материал для которой был передан христианами из Греции.
Греческая
икона святителя Луки Крымского
из монастыря Сагмата
В доме, где свои последние годы жил архиепископ, теперь устроена часовня. В Симферополе есть парк, носящий имя святого Луки, в парке ему поставили памятник.
30
Апрель
2015 года
30 апреля 2015 года в российский прокат выходит исторический художественный фильм режиссера Александра Пархоменко, посвященный святителю Луке Крымскому «Излечить страх». Главную роль в картине сыграл Виталий Безруков.
Случаи чудесной помощи святого Луки Крымского
Святитель помогает людям и после своего ухода из земной жизни. Существует множество свидетельств тех, кому помог св. Лука. Приведем лишь некоторые случаи:
- у крымского педагога Валентины Я. медицинское обследование показало формирование кисты. Она усердно молилась
святому Луке, читала акафисты
, и через два месяца новое обследование показало, что новообразование отсутствует; - в больничном храме свт. Луки в городе Днепропетровске в дни, когда кому-то из больных особенно нужна помощь, в пустом храме раздаются звуки Богослужения, звучат голоса и пахнет ладаном. Икона святого Луки иногда покрывается капельками мира;
- в одну из больниц в Афинах доставили мусульманскую семью с признаками сильнейшего отравления. Спасти больных не было надежды, но врач обратился к святому Луке, и люди были спасены;
- греческий мальчик исцелился от опасной болезни, приложив фотографию святого Луки к телу под одеждой.
Читать статью о чудесах святого Луки Крымского
Это лишь некоторые из записанных чудес у мощей святителя, на самом деле их в десятки раз больше. Многие люди, которые не могут сами приехать к мощам святителя Луки, берут освященное на его мощах масло, и помазываются им во время болезни с молитвой: «Святителю отче Луко, моли Бога о нас!». Святой слышит все молитвы и помогает просящим исцеления.
Икона святителя Луки Крымского
О чем молятся святителю Луке
Многие люди, узнавая кто такой святитель Лука Крымский, задаются вопросом: о чем можно просить святого, в чем он помогает? Как и любого другого святого, свт. Луку можно просить о помощи в любых трудностях, но так как при жизни он был врачом, то чаще всего ему
читают молитвы
об исцелении в болезнях. Кроме того он является покровителем врачей, и дарует им медицинский, хирургический навык, помогая в трудных случаях. К святителю так же обращаются несправедливо осужденные, прося даровать им силы и стойкость в тяжелых испытаниях.
Память свт. Луки Симферопольского
совершается:
18 марта – обретение мощей;
11 июня – преставление.
Главный храм, связанный с именем святого Луки – это Свято-Троицкий собор в Симферополе. Сюда со всей страны и из-за границы едут паломники, чтобы приложиться к его мощам.
Рака с мощами свт. Луки в Симферополе
Храмы в его честь есть в Москве, Воронеже, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Перми и т.п. Зачастую это церкви и часовни при больницах.
Своеобразным памятником подвижнической деятельности святого является и поезд с его именем. Правильное название – передвижной медико-консультативный центр «Доктор Войно-Ясенецкий – святитель Лука». Поезд двигается в Красноярском крае, по территориям, где есть недостаток в лечебных учреждениях и квалифицированных специалистах.
Заключение
Житие святителя Луки, архиепископа Крымского – удивительный пример жертвенного служения Богу и людям. Желание помогать ближним было в нем настолько сильным, что его не сломали гонители пытками и лагерями. Однажды выбрав свой путь, он уже не отступал от него, стараясь выполнить свой христианский, врачебный, человеческий долг как можно лучше, исполняя тем заповедь Спасителя:
«Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».
Документальный фильм о святителе Луке, архиепископе Симферопольском
Интересные факты
-
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) был талантливым хирургом и ученым. Он первым в мире удалил часть легкого с опухолью, разработал уникальную методику лечения гнойных ран и изобрел несколько новых хирургических инструментов. За свои работы он был удостоен Сталинской премии в 1946 году.
-
Святитель Лука был известен своей глубокой верой и любовью к Богу. Он был активным защитником Церкви и христианской веры в годы гонений на религию. В 1931 году он был арестован и выслан в ссылку в Сибирь. В ссылке он продолжал лечить людей и проповедовать Евангелие, за что неоднократно подвергался гонениям и преследованиям.
-
Святитель Лука был выдающимся проповедником и духовным писателем. Он написал множество книг и статей о духовной жизни, в том числе знаменитый труд “Дух, душа и тело”. Его проповеди отличались глубиной мысли, искренностью и убедительностью. Святитель Лука пользовался огромным уважением и любовью среди верующих.
Молитва
Молитва святителю Луке
О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Ему же ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию ею же вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь ведущий в селения праведных и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Тропарь, кондак, величание
Тропарь
Возвестителю пути спасительного, исповедниче и архипастырю Крымския земли, истинный хранителю отеческих преданий, столпе непоколебимый, Православия наставниче, врачу богомудрый, святителю Луко, Христа Спаса непрестанно моли веру непоколебиму православным даровати и спасение, и велию милость.
Кондак
Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, / был еси святителю, / душу же равноангельну сотворил еси, / сего ради святительства саном почтен был еси, / и во изгнании же от безбожных много пострадал еси / и непоколебим верою пребыв, / врачебною мудростию многия исцелил еси. / Темже ныне честное тело твое, от земных недр обретенное дивно, / Господь прослави, / да вси вернии вопием ти: / радуйся, отче святителю Луко, / земли Крымския похвало и утверждение.
Величание
Величаем тя, исповедниче Христов, святителю отче наш Луко, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.
Канон
Канон священномученику Луке, архиепископу Симферопольскому
Песнь 1
Ирмос: Дивному Богу величия принесем, и великолепно с нами да воспоют земля и небо ясно славу Его.Святительский престол во граде Симферополе украси светло, в немже пожив, яко Ангел, святым житием и учением Божественным освятил еси люди, да вси приносят величия Божия и поют славу Его.Вседержителя и Господа о нас моли, святителю Луко, даровати нам оставление прегрешений, да с тобою дивному Богу величия принесем и воспоем славу Его.Явился еси ныне в памяти твоей Крымстей пастве, исповедниче Христов, столп непоколебимый и стено нерушимая, болящим утешение, грешников споручниче, Богу величия принося и воспевая славу Его.Богородичен: Тя призывающим спасительное еси Пристанище и Покров, Богородительнице Пречистая, темже от души призываем Тя тепле: Владычице, спаси ны и научи нас дивному Богу величия приносити и воспевати славу Его.
Песнь 3
Ирмос: Уподоби мя, Христе, умно горе Сионстей, возвысивый и утвердивый в надежди о Тебе и искапавый росу благодати, Человеколюбче.Источил еси, святителю, учения реки благодатныя и всяку душу благочестивых напоил еси, многия исцелил еси и о всех усердне молился, да искапает росу благодати Своея Человеколюбец.Труды твоими, яко добрый пастырь, святителю Луко, указал еси людем путь в Царство Небесное и за подвиги твоя от Бога венчан славою на небеси, Егоже моли, да ниспослет и нам росу благодати Своея Человеколюбец.Егда волею Божиею изгнание в Сибирь и темницы, и многия скорби наидоша на тя, тогда терпением мужемудренно вся победил еси, исповедав Христа и моля Его, да источит на вся росу благодати Своея, яко Человеколюбец.Богородичен: Любити убо Тя, Пречистая Богомати, и песнию прославляти Тебе научает нас великий Архангел и звати, Богоневесто, еже радуйся, яко Господь с Тобою: радуйся, Радосте Ангелов и всех человеков.
Песнь 4
Ирмос: Всел еси на кони, апостоли Твоя, Господи, и приял еси рукама Твоима узды их, и спасение бысть еждение Твое верно поющим: слава силе Твоей, Господи.Юже стяжал еси честною Твоею Кровию, Церкве Твоея, Христе, чада утверди и направи на путь мира, тако воздыхал еси к Сыну Божию, святителю отче наш Луко, преподобнеи свои руце о пастве воздеваяй.Любы николиже отпадает, глаголет Божественный Дух устами апостола Павла. В твоих деннонощных трудех исцелений недужных любовь твоя известися, угодниче Христов, и сию явил еси в милосердии, непрестанно вдов питая и сирых, и немощных.Ученьми, мудре святителю, стадо твое утвердил еси в вере и доброделанием твоим Церкве был исповедник и учитель, Луко.Богородичен: Крепость наша Ты еси, Пречистая Богомати, Твоими бо мольбами и святителя Луки избавихомся вси от страстей, и бед, и обстояний, и недугов многообразных, Спасу Христу зовуще: слава силе Твоей, Господи.
Песнь 5
Ирмос: Повеления Твоя просвещением, Христе Боже, яко Благ, показал еси, зане, Светодавче, от нощи утренююще, славу возсылаем.Единицу несозданную богословил еси, Троицу Святую Бога нашего, и человеческаго естества состав в дусе, души и телеси священными богословии твоими научил еси.
Умом чистым и писании духовными назидал еси, богоглаголиве Луко, образ был еси всей богоданной пастве твоей, словом и житием, любовию, верою и чистотою.
Смотрением Божиим и святительским благословением рукою моею приносимое тебе и твоим трудом похваление, святителю Луко, не отрини, но приими и моли Христа Бога, да избавит мя шуияго стояния и сподобит Небеснаго Царствия Своего.
Богородичен: Едина Чистая, Богородительнице, не презри молений раб Твоих, приими сия молитвы ради угодника Твоего святителя Луки и принеси ко престолу Сына Твоего, да спасет души наша.
Песнь 6
Ирмос: Отвергл мя еси во глубины сердца морскаго, и видех чудеса Твоя, Господи.
Ризную худость имел еси, пребогате, вся бо своя неимущим раздавая, сироты и вдовыя питая, рачитель же Милостиваго Спасителя Христа быв.
Духовныя жизни всем людем страны нашея учитель был, благочестием украшаяся, гордыню посекл еси, блаженне, духовным мечем, пастыри назирая и утверждая.
На пажити Божественней труждаяся, архиерей сый, архипастырем нашим в молитвах пособствуй, да право правят слово истины, Церковь Православную огради, страну нашу сохрани, веру в нас умножи, да славим Христа во веки.
Богородичен: Отроковице Богоизбранная, восхваляем Тя вси и верно молимся, Дево Марие: моление наше приими и прошения исполни.
Песнь 7
Ирмос: В начале землю основавый и Небеса словом утвердивый, благословен еси во веки, Господи, Боже отец наших.
Елеем любве твоея помазал еси люди, иго Христово на рамо взем, последовал еси стопам Его, святительски потрудися, слово Божие возвести, да прославляют верныя чада Сотворшаго вся, поя Господеви: благословен еси во веки, Боже отец наших.
Пастырь добрый словесному стаду твоему, святителю Луко, был еси, душу твою за овцы положити готовый: темже и явился еси обидимым заступник непреоборимый, правды же ревнитель неустрашимый, сильных мира сего с любовию обличая и пасомых своих отечески вразумляя и наставляя, да верно воспевают Господа, Бога отец наших.
Радовахуся людие града Симферополя, зряще тебе светлостию сана святительскаго облечена и престолу благодати Божией предстояща, усердно о пастве молящася. Апостолу же верно последуя, всем вся был еси, да вся ко Христу приведеши и купно со всеми вопиеши: благословен еси во веки, Господи, Боже отец наших.
Богородичен: Радости Подательнице, Богородительнице Пречистая, верою славящия и от души поющия Тя, радости неизреченныя исполни и Света Невечерняго сподоби, Дево Богоблагодатная, Владычице.
Песнь 8
Ирмос: Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй морю предел песок и содержай вся, Тя поет солнце, Тя хвалит луна, Тебе приносит песнь вся тварь, яко Содетелю всех во веки.
Имя твое, святителю Луко, якоже благоухание рая Божия по лицу всея земли нашея обносится, услаждая сердца верных и призывая в радости духовней воспевати Содетеля всех во веки.
Ныне ни в зерцалех, ни в гаданиих добрых, лицем же к лицу Христа Господа зриши, вопия радостно тя прославльшему Содетелю всех во веки.
О иерарше Богомудре, священное скончал еси течение, священнейшую жизнь твою священнейше совершив, радуяся и воспевая освящающаго Содетеля всех Бога во веки.
Богородичен: Шедше путем Божественных заповедей Сына Твоего, Богомати, и Тя Заступицу и Предстательницу имея, вси роди человечестии Твоим Рождеством от праотча падения востают и от клятвы праматерния избавляются.
Песнь 9
Ирмос: Благословен Господь Бог Израилев, воздвигнувый рог спасения нам, в дому Давида отрока Своего, яко посети нас Восток с высоты и направил ны есть на путь мирен.
Евангелие Христово проповедав, мудре Святителю, дело Божие на земли совершив и приятия Святых Таин Христовых сподобивыйся, о Бозе почил еси.
Ныне с Вышними Воинствы моли, угодниче Христов, Человеколюбца даровати притекающим к предстательству твоему оставление грехов и жития исправление.
И по смерти, яко жив сый, благодатию Божиею с нами пребываеши, святителю Луко, пастырь добрый нам являешися, твердо стояти в православней вере укрепляя и в добродетельней жизни наставляя.
Богородичен: Еже радуйся, со Архангелом зовем Ти, Чистая, яко Царя Небеснаго родила еси, Дево Богородице, и молим Тя: избави ны, рабы Твоя, вечныя смерти.
Акафист
Акафист
Кондак 1
Возбра́нный святи́телю Це́ркве Правосла́вныя и испове́дниче, возсия́вый стране́ на́шей в земли́ Кры́мстей, я́ко светоза́рное свети́ло, до́бре потруди́выйся и за и́мя Христо́во гоне́ние претерпе́вый, прославля́юще просла́вльшаго тя Го́спода, дарова́вшаго нам тебе́ но́ваго моли́твенника и помо́щника, похва́льное воспева́ем ти пе́ние: ты же, я́ко име́яй ве́лие дерзнове́ние ко Влады́це небесе́ и земли́, от вся́ких неду́гов душе́вных и теле́сных свободи́ нас и до́бре стоя́ти в Правосла́вии укрепи́, да вси во умиле́нии зове́м ти:
Ра́дуйся, святи́телю Кры́мский испове́дниче Луко́, врачу́ благи́й и ми́лостивый.
Икос 1
А́нгелов собесе́дниче и челове́ков наста́вниче, Луко́ пресла́вный, подо́бно евангели́сту и апо́столу Луке́, ему́же тезоимени́т сый, от Бо́га дар цели́ти неду́ги в челове́цех прия́л еси́, во врачева́нии боле́зней бли́жних мно́гия труды́ подъе́мля, и плоть нося́, о пло́ти не раде́л еси́, де́лы до́брыми Отца́ Небе́снаго просла́вил еси́. Те́мже благода́рне во умиле́нии зове́м ти:
Ра́дуйся, от ю́ности ра́зум свой и́гу Христо́ву покори́вый.
Ра́дуйся, пречестно́е Святы́я Тро́ицы селе́ние бы́вый.
Ра́дуйся, блаже́нство ми́лостивых, по Сло́ву Го́спода, унасле́довавый.
Ра́дуйся, ве́рою Христо́вою и зна́нием богодарова́нным мно́гия неду́жныя исцели́вый.
Ра́дуйся, стра́ждущих теле́сными неду́ги врачу́ милосе́рдный.
Ра́дуйся, во дни бра́ни вожде́й и во́инов исцели́телю.
Ра́дуйся, всех враче́й наста́вниче.
Ра́дуйся, ско́рый в ну́ждах и ско́рбех су́щим помо́щниче.
Ра́дуйся, Це́ркви Правосла́вныя утвержде́ние.
Ра́дуйся, земли́ на́шея озаре́ние.
Ра́дуйся, кры́мския па́ствы похвало́.
Ра́дуйся, гра́да Симферо́поля украше́ние.
Ра́дуйся, святи́телю Кры́мский испове́дниче Луко́, врачу́ благи́й и ми́лостивый.
Кондак 2
Ви́дя в челове́цех во вре́мя врачева́ний, а́ки в зерца́ле, прему́дрость и сла́ву Творца́ вся́ческих Бо́га, к Нему́ ду́хом вы́ну возноси́лся еси́, богому́дре, све́том же богоразу́мия твоего́ и нас озари́, да вопие́м ку́пно с тобо́ю: Аллилу́иа.
Икос 2
Ра́зум твой Боже́ственными уче́ньми просвети́л еси́, Луко́ всесла́вне, отве́ргнув вся́кое плотско́е мудрова́ние, с ра́зумом же и во́лю повину́л еси́ Го́сподеви. Подо́бен апо́столом быв, ти́и бо по Сло́ву Христо́ву: «Гряди́та по Мне, и сотворю́ вы ловца́ челове́ком», – оста́виша вся и по Нем идо́ша, и ты, свя́те, услы́шав зову́щаго тя на служе́ние Го́спода Иису́са чрез раба́ Своего́ архиепи́скопа Ташке́нтскаго Инноке́нтия а́бие прие́млеши свяще́нство в Це́ркви Правосла́вней. Сего́ ра́ди, я́ко богому́драго наста́вника тя ублажа́юще, воспева́ем си́це:
Ра́дуйся, А́нгела Храни́теля увеселе́ние.
Ра́дуйся, я́ко того́ николи́же опеча́лил еси́.
Ра́дуйся, во уче́нии преспева́вый и тем мудрецы́ ми́ра сего́ удиви́вый.
Ра́дуйся, от творя́щих беззако́ние уклони́выйся.
Ра́дуйся, Бо́жия Прему́дрости созерца́телю и пропове́дниче.
Ра́дуйся, и́стиннаго богосло́вия златослове́сный учи́телю.
Ра́дуйся, апо́стольских преда́ний блюсти́телю.
Ра́дуйся, свеще́, Бо́гом возже́нная, мрак нече́стия разгоня́ющая.
Ра́дуйся, звездо́, путь ко спасе́нию показу́ющая.
Ра́дуйся, Правосла́вия ревни́телю.
Ра́дуйся, раско́льников обличи́телю.
Ра́дуйся, свиде́ний и оправда́ний Госпо́дних возжада́вый.
Ра́дуйся, святи́телю Кры́мский испове́дниче Луко́, врачу́ благи́й и ми́лостивый.
Кондак 3
Си́лою благода́ти Бо́жия, еще́ во вре́менней жи́зни прия́л еси́ дар, свя́те Луко́, неду́ги целити, да вси, усе́рдно притека́ющии к тебе́ неду́гов теле́сных и па́че душе́вных исцеле́ния сподобля́ются, вопия́ Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 3
Име́я неусы́пное попече́ние о спасе́нии душ, вве́ренных тебе́ от Бо́га, Луко́ блаже́нне, па́стырски к душеспаси́тельней жи́зни и сло́вом и са́мым де́лом непреста́нно наставля́л еси́. Сего́ ра́ди приими́ от на́шего усе́рдия досто́йныя похвалы́ тебе́:
Ра́дуйся, Бо́жия ра́зума испо́лненный.
Ра́дуйся, благода́тию Ду́ха Свята́го преосене́нный.
Ра́дуйся, нищеты́ Христо́вы подража́телю.
Ра́дуйся, па́стырю до́брый, уклоня́ющихся от ве́ры правосла́вныя и блужда́ющих по гора́м суему́дрия взыска́вый.
Ра́дуйся, де́лателю виногра́да Христо́ва, чад Бо́жиих укрепля́яй в и́стинней ве́ре правосла́вней.
Ра́дуйся, щи́те, защища́яй благоче́стие.
Ра́дуйся, непоколеби́мое Правосла́вия основа́ние.
Ра́дуйся, тве́рдый ка́меню ве́ры.
Ра́дуйся, душепа́губнаго неве́рия и злотво́рнаго обновле́нчества обличи́телю и искорени́телю.
Ра́дуйся, в де́лании духо́внем подвиза́ющихся му́дрый укрепи́телю.
Ра́дуйся, от ми́ра изгна́нным приста́нища ти́хаго указа́телю.
Ра́дуйся, я́ко прии́м крест, Христу́ после́довал еси́.
Ра́дуйся, святи́телю Кры́мский испове́дниче Луко́, врачу́ благи́й и ми́лостивый.
Кондак 4
Бу́рю внутрь име́я помышле́ний мно́гих, недоумева́ше раб Бо́жий, что рече́т о нем Госпо́дь, егда́ проразумева́ху его́ досто́йна бы́ти епи́скопом гра́ду Ташке́нту: оба́че всего́ себе́ Христу́ Бо́гу предаде́, Тому́ о всем благодаре́ние возсыла́я, зовы́й: «Благослове́н Бог, излива́яй благода́ть Свою́ на архиере́и Своя́», – и поя́ Ему́: Аллилу́иа.
Икос 4
Слы́шавше лю́дие правосла́внии, в гоне́нии су́щии, о благопло́дных добро́тах души́ твоея́, богоно́се Луко́, и ви́девше тя на сте́пени святи́тельства, я́ко досто́йный сосу́д Боже́ственныя благода́ти, вся немощна́я врачу́ющия и оскудева́ющая восполня́ющия, дивя́тся чу́дному промышле́нию Бо́жию о тебе́ и прино́сят ти сицева́я благохвале́ния:
Ра́дуйся, архиере́ю, от Самаго́ Го́спода пронарече́нный.
Ра́дуйся, о надписа́нии са́на епи́скопскаго на кни́зе твое́й предуказа́ние мы́сленное прия́вый.
Ра́дуйся, иера́рхов украше́ние.
Ра́дуйся, па́стырю до́брый, гото́вый ду́шу свою́ положи́ти за о́вцы твоя́ слове́сныя.
Ра́дуйся, многосве́тлый Це́ркве свети́льниче.
Ра́дуйся, апо́столов соприча́стниче.
Ра́дуйся, испове́дников украше́ние.
Ра́дуйся, о себе́ попече́ние вся́кое отве́ргнувый.
Ра́дуйся, скорбе́й утоли́телю.
Ра́дуйся, о людски́х неве́жествиих печа́льниче.
Ра́дуйся, иска́вших спасе́ния пра́вым уче́нием оглаша́вый.
Ра́дуйся, житие́м твои́м сего́ уче́ния не посрами́вый.
Ра́дуйся, святи́телю Кры́мский испове́дниче Луко́, врачу́ благи́й и ми́лостивый.
Кондак 5
Богото́чною Кро́вию от ве́чныя сме́рти искупле́нныя соблюда́я, егда́ сан епи́скопа в дни стра́шных гоне́ний по благослове́нию свята́го Патриа́рха Ти́хона от рук архиере́ев правосла́вных прия́л еси́, святи́телю Луко́, де́ло благове́стника до́бре сотвори́л еси́, облича́я, запреща́я, умоля́я, со вся́ким долготерпе́нием и уче́нием, и поя́ Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 5
Ви́девше а́нгельстии чи́нове вели́кия твоя́ по́двиги, егда́ по за́поведи Госпо́дней: «Блаже́ни и́згнани пра́вды ра́ди, я́ко тех есть Ца́рствие Небе́сное», – в кре́пости серде́чней безро́потно поне́сл еси́ заточе́ние и изгна́ние в Сиби́рь за и́мя Го́спода и святу́ю Це́рковь Христо́ву, терпе́нием ве́лиим устроя́я свое́ спасе́ние, приме́ром же свои́м ве́рных ду́ши назида́я. Мы же тя усе́рдно любо́вию почита́юще, че́ствуем похвала́ми си́ми:
Ра́дуйся, свети́льниче, на све́щнице церко́вней поста́вленный.
Ра́дуйся, я́ко сло́во Писа́ния: «Любы́ долготерпи́т», – на тебе́ оправда́ся.
Ра́дуйся, защища́ти тя ве́рным воспрети́вый.
Ра́дуйся, власте́м повину́выйся и сего́ ра́ди во́лею в ру́ки во́инов но́щию преда́выйся.
Ра́дуйся, клевре́ты непра́ведных суди́й уничиже́нный.
Ра́дуйся, в заточе́ние со смире́нием безро́потно ше́дый.
Ра́дуйся, из управля́емыя тобо́ю Ташке́нтския епа́рхии пра́вды ра́ди изгна́нный.
Ра́дуйся, ве́рными опла́канный.
Ра́дуйся, за Го́спода Распя́таго изъязвле́нный и зауше́нный.
Ра́дуйся, уста́ лжи́вых неве́ров загради́вый.
Ра́дуйся, пра́ведными усты́ небе́сныя и́стины и в изгна́нии веща́вый.
Ра́дуйся, я́ко му́ченицы на небесе́х о терпе́нии твое́м ликова́ху.
Ра́дуйся, святи́телю Кры́мский испове́дниче Луко́, врачу́ благи́й и ми́лостивый.
Кондак 6
Пропове́дник немо́лчный та́йны Пресвяты́я, Единосу́щныя и Неразде́льныя Тро́ицы был еси́ и в темни́це, и во гра́дех сиби́рскаго изгна́ния, терпя́ глад, мраз се́верныя страны́ и жесто́кость клевре́тов безбо́жных. Сего́ ра́ди пропове́дует Це́рковь Кры́мская вели́чия Бо́жия, явле́нная на тебе́, святи́телю Луко́, я́ко прия́л еси́ дар цели́ти неду́ги душе́вныя и теле́сныя и в стране́ изгна́ния, да вси еди́ным се́рдцем и един́ыми усты́ воспева́ем Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 6
Возсия́л еси́, я́ко звезда́ лучеза́рная, красноя́рстей па́стве и тамбо́встей, озаря́я ду́ши ве́рных и разгоня́я тьму нече́стия и безбо́жия. И испо́лнишася на тебе́ сло́ва Христо́вы: «Блаже́ни есте́, егда́ поно́сят вам, и иждену́т, и реку́т всяк зол глаго́л на вы лжу́ще, Мене́ ра́ди». Ты же, гони́мый из гра́да во град и клеветы́ терпя́, архипа́стырское служе́ние усердне исполня́л еси́ и сла́достию писа́ний твои́х насыща́л еси́ вся а́лчущия и жа́ждущия пра́вды, и́же благода́рне взыва́ют тебе́:
Ра́дуйся, наста́вниче, вся к небеси́ наставля́яй.
Ра́дуйся, сла́вы Бо́жия и́стинный ревни́телю.
Ра́дуйся, во́ине Христо́в непобеди́мый.
Ра́дуйся, за Христа́ Го́спода темни́цы и бие́ния терпе́вый.
Ра́дуйся, смире́ния Его́ и́стинный подража́телю.
Ра́дуйся, вмести́лище Ду́ха Свята́го.
Ра́дуйся, вше́дый с му́дрыми в ра́дость Го́спода твоего́.
Ра́дуйся, корыстолю́бия обличи́телю.
Ра́дуйся, па́губу тщесла́вия показа́вый.
Ра́дуйся, беззако́нники ко обраще́нию призыва́вый.
Ра́дуйся, и́мже сатана́ посрами́ся.
Ра́дуйся, и́мже Христо́с просла́вися.
Ра́дуйся, святи́телю Кры́мский испове́дниче Луко́, врачу́ благи́й и ми́лостивый.
Кондак 7
Хотя́ досто́йно соверши́ти по́двиг, возложе́нный на тя от Бо́га, обле́клся еси́ во вся ору́жия Бо́жия и стал на брань проти́ву миродержи́телей ве́ка сего́, духо́в зло́бы поднебе́сных, препоя́сав чре́сла своя́ и́стиною и оболки́йся в броню́ пра́вды, угаси́л еси́, испове́дниче Луко́, вся стре́лы лука́ваго, поя́ Соде́телю и Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 7
Но́вое гоне́ние воздви́жеся беззако́нных челове́к и безбо́жных на Це́рковь Правосла́вную, и в да́льнюю тае́жную глубину́ угна́ша тя, святи́телю Луко́, и близ сме́рти быв, руко́ю Бо́жиею сохране́н, взыва́л еси́ с Па́влом апо́столом: «До ны́нешняго часа́ и а́лчем, и жа́ждем, и наготу́ем, и стра́ждем, и скита́емся. Гони́ми, терпи́м: я́коже отре́би ми́ру бы́хом, всем попра́ние досе́ле». Сего́ ра́ди, ве́дуще такова́я, ублажа́ем тя:
Ра́дуйся, испове́дниче Христо́в блаже́нный.
Ра́дуйся, мраз лю́тый и глад во изгна́нии претерпе́вый.
Ра́дуйся, близ сме́рти бы́вый, Го́сподом сохране́нный.
Ра́дуйся, самоотверже́ние всеце́лое показа́вый.
Ра́дуйся, уневе́стивый ду́шу твою́ Жениху́ Христу́.
Ра́дуйся, Го́спода Распя́таго на Кресте́ при́сно пред собо́ю предзре́вый.
Ра́дуйся, во бде́ниих и моли́твах неосла́бно пребыва́л еси́.
Ра́дуйся, Единосу́щныя Тро́ицы и́стинный ревни́телю.
Ра́дуйся, ско́рый от вся́кия боле́зни безме́здный врачу́.
Ра́дуйся, ломо́тныя и опу́хлыя уврачева́вый.
Ра́дуйся, от неисце́льныя гно́йныя боле́зни косте́й и ран здра́вы возста́вивый.
Ра́дуйся, я́ко ве́рою твое́ю и труды́ враче́вными разсла́бленнии изцеле́ша.
Ра́дуйся, святи́телю Кры́мский испове́дниче Луко́, врачу́ благи́й и ми́лостивый.
Кондак 8
Стра́нник во юдо́ли земне́й быв, терпе́ния, воздержа́ния и чистоты́ о́браз показа́л еси́, испове́дниче Луко́. Любо́вь ева́нгельскую яви́л еси́, егда́ оте́чествие твое́ в опа́сности от наше́ствия иноплеме́нник пребыва́ше, день от дне во враче́бнице трудя́шеся, исцеля́я неду́ги и ра́ны вожде́й и во́инов оте́чествия земна́го, непамятозло́бием и любо́вию удивля́я вся творя́щия ти напа́сти, и мно́гия сим обрати́ ко Христу́, во е́же пе́ти Ему́: Аллилу́иа.
Икос 8
Весь испо́лнь любве́ Христо́вы, Луко́ благосе́рде, ду́шу твою́ полага́л еси́ за дру́ги твоя́, и я́ко А́нгел Храни́тель прису́щ был еси́ бли́жним и да́льним, озло́бленныя укроща́я, вражду́ющия примиря́я и спасе́ние всем устроя́я. Помина́я труды́ твоя́ во бла́го люде́й оте́чествия твоего́, благода́рне взыва́ем ти:
Ра́дуйся, ди́вную любо́вь к оте́чествию земно́му показа́вый.
Ра́дуйся, смире́ния и незло́бия учи́телю.
Ра́дуйся, изгна́ние и жесто́кия му́ки мужему́дренно претерпе́вый.
Ра́дуйся, за Христа́ пострада́вый и муче́ния прия́вший.
Ра́дуйся, тве́рдо Его́ испове́давый.
Ра́дуйся, зло́бу враго́в любо́вию Христо́вою победи́вый.
Ра́дуйся, о́тче благосе́рдый, взыска́вый спасе́ния мно́гих.
Ра́дуйся, я́ко вели́кими скорбьми́ искуше́н был еси́.
Ра́дуйся, в гоне́ниих терпе́ние ди́вное яви́вый.
Ра́дуйся, я́ко за враги́ умоля́л еси́ Го́спода.
Ра́дуйся, его́же любо́вь победи́ вся́кую вражду́.
Ра́дуйся, его́же незло́бие покори́ жесто́кия сердца́.
Ра́дуйся, святи́телю Кры́мский испове́дниче Луко́, врачу́ благи́й и ми́лостивый.
Кондак 9
Всем был еси́ вся, я́коже и святы́й Па́вел, да вся́ко не́кия спасе́ши, святи́телю Луко́, архипа́стырский по́двиг соверша́я в Тамбо́встем кра́е, мно́гими труды́ хра́мы обновля́я и созида́я, уста́вы святооте́ческия стро́го соблюда́я, спасе́нию па́ствы твоея́ служи́ти не преста́л еси́, чи́сто Бо́гови поя́: Аллилу́иа.
Икос 9
Вети́и челове́честии не возмо́гут по достоя́нию изрещи́ твои́х благодея́ний мно́жество, егда́ яви́лся на Кры́мстей земли́, я́ко оте́ц чадолюби́вый, святи́телю о́тче Луко́. Щедрода́тельная бо десни́ца твоя́ всю́ду досяза́ше. Мы же благосе́рдию твоему́ подража́ти хотя́ще, во удивле́нии взыва́ем к тебе́:
Ра́дуйся, лучу́ любве́ Бо́жия.
Ра́дуйся, сокро́вище милосе́рдия Спа́сова неистощи́мое.
Ра́дуйся, я́ко вся своя́ неиму́щим раздава́л еси́.
Ра́дуйся, бли́жния твоя́ па́че себе́ возлюби́вый.
Ра́дуйся, безма́терних сиро́т пита́телю и окорми́телю.
Ра́дуйся, безпомо́щных ста́рцев и ста́риц попечи́телю.
Ра́дуйся, я́ко боля́щия и в темни́це заключе́нныя посеща́л еси́.
Ра́дуйся, я́ко ну́жды бе́дных предваря́л еси́ в разли́чных ве́сех оте́чествия своего́.
Ра́дуйся, я́ко ни́щия помина́я, обе́ды им уготовля́л еси́.
Ра́дуйся, я́ко коему́ждо в го́рестех, а́ки а́нгел уте́шитель явля́лся еси́.
Ра́дуйся, а́нгеле земны́й и челове́че небе́сный.
Ра́дуйся, я́ко о глубине́ милосе́рдия твоего́ Ма́терь Бо́жия возра́довася.
Ра́дуйся, святи́телю Кры́мский испове́дниче Луко́, врачу́ благи́й и ми́лостивый.
Кондак 10
Спасе́нию кры́мския па́ствы твоея́ служи́ти многоле́тне не преста́л еси́, я́ко пастыренача́льник Христо́с, на ра́мех заблу́дшее взем естество́, Бо́гу и Отцу́ приве́л еси́. Бо́жиим бо милосе́рдием утеша́я, ко исправле́нию жития́ словесы́ учи́тельными твои́ми влекл еси́ вся, во е́же се́рдцем чи́стым пе́ти Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 10
Царя́ Небе́снаго, Христа́ Бо́га ве́рный служи́тель быв, святи́телю о́тче Луко́, неуста́нно возвеща́л еси́ сло́во и́стины во всех хра́мех земли́ на́шея Таври́ческия, душеспаси́тельною пи́щею уче́ния ева́нгельскаго ве́рныя ча́да науча́я и уста́в Це́ркве стро́го исполня́ти повелева́я. Те́мже тя, я́ко па́стыря до́браго, си́це прославляем:
Ра́дуйся, неутоми́мый пропове́дниче пра́вды ева́нгельския.
Ра́дуйся, я́ко Бо́гом вруче́нное тебе́ ста́до слове́сное до́бре пасы́й.
Ра́дуйся, я́ко о́вцы своя́ слове́сныя от душепа́губных волко́в охраня́вый.
Ра́дуйся, чи́на церко́внаго стро́гий блюсти́телю.
Ра́дуйся, чистоты́ ве́ры правосла́вныя охрани́телю.
Ра́дуйся, тобо́ю бо Дух Святы́й написа́ словеса́ спаси́тельная.
Ра́дуйся, я́ко та́йну богосло́вия о ду́се, души́ и телеси́ яви́л еси́ нам.
Ра́дуйся, я́ко в сло́во твое́, а́ки в ри́зы позлаще́ны, та́йны ве́ры оде́яшася.
Ра́дуйся, мо́лние, горды́ню низлага́ющая.
Ра́дуйся, гро́ме, беззако́нно живу́щия устраша́яй.
Ра́дуйся, церко́внаго благоче́стия насади́телю.
Ра́дуйся, архипа́стырю, па́стыри духо́вныя наставля́яй и вразумля́яй непреста́нно.
Ра́дуйся, святи́телю Кры́мский испове́дниче Луко́, врачу́ благи́й и ми́лостивый.
Кондак 11
Пе́ние у гро́ба твоего́, уго́дниче Бо́жий, не умолка́ше во днех блаже́ннаго успе́ния твоего́. Мно́зи бо ве́дяху тя богоно́сна и равноа́нгельна су́ща, собра́шася от всех преде́л земна́го твоего́ оте́чествия соверши́ти собо́рное моле́ние о души́ твое́й, восходя́щей в Го́рния оби́тели оте́чествия Небе́снаго, воспева́юще и пою́ще Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 11
Свеща́ еси́ в Це́ркви Христо́вой, горя́щая невеще́ственным све́том благода́ти Божией, был еси́, святи́телю Луко́, вся концы́ земли́ на́шея озаря́я. Егда́ же приспе́ вре́мя отше́ствия твоего́, Боже́ственнии а́нгели прия́ша святу́ю ду́шу твою́ и в Небе́сныя оби́тели вознесо́ша. Те́мже, помина́юще блаже́нное успе́ние и ве́лие твое́ на небеси́ и на земли́ прославле́ние, с ра́достию прино́сим ти благохвале́ния сия́:
Ра́дуйся, свети́льниче неме́ркнущий Све́та Невече́рняго.
Ра́дуйся, я́ко мно́зи просла́виша чрез твоя́ до́брая дела́ Отца́ Небе́снаго.
Ра́дуйся, я́ко свет до́брых дел твои́х просвети́ся пред челове́ки.
Ра́дуйся, житие́м твои́м пра́ведным Бо́гу угоди́вый.
Ра́дуйся, уго́дниче Бо́жий, тече́ние благоче́стне сконча́вый.
Ра́дуйся, ве́ру, наде́жду и любы́ от Го́спода стяжа́вый.
Ра́дуйся, со Христо́м, Его́же возлюби́л еси́, наве́ки соедини́выйся.
Ра́дуйся, Ца́рствия Небе́снаго и сла́вы ве́чныя насле́дниче.
Ра́дуйся, архиере́ю, от ве́чнаго Архиере́я Христа́ благода́тными дара́ми испо́лненный.
Ра́дуйся, ско́рый помо́щниче призыва́ющим тя.
Ра́дуйся, земли́ Кры́мския но́вое свети́ло и утвержде́ние.
Ра́дуйся, ро́да христиа́нскаго благода́тный покрови́телю.
Ра́дуйся, святи́телю Кры́мский испове́дниче Луко́, врачу́ благи́й и ми́лостивый.
Кондак 12
Благода́ть свы́ше ти да́нную позна́вше, благогове́йно лобыза́ем честна́го ли́ка твоего́ изображе́ние, святи́телю Луко́, ча́юще тобо́ю получи́ти проси́мое от Бо́га. Те́мже припа́дая ко святы́м моще́м твои́м, со умиле́нием мо́лим тя: укрепи́ нас до́бре стоя́ти в ве́ре правосла́вней и, угожда́юще благи́ми де́лы, немо́лчно пе́ти Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 12
Пою́ще Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х, хва́лим тя, Христо́ва испове́дника, святи́теля и предстателя пред Го́сподем. Весь бо еси́ в вы́шних, но и ни́жних не оставля́еши, святи́телю о́тче Луко́, при́сно со Христо́м ца́рствуеши и о нас гре́шных пред Престо́лом Бо́жиим хода́тайствуеши. Сего́ ра́ди во умиле́нии зове́м ти:
Ра́дуйся, све́та непристу́пнаго зри́телю.
Ра́дуйся, звездо́ лучеза́рная, над земле́ю на́шею возсия́вшая.
Ра́дуйся, ему́же сора́дуются а́нгели и о не́мже веселя́тся челове́цы.
Ра́дуйся, научи́вый за́поведем Христо́вым и сотвори́вый я.
Ра́дуйся, я́ко досто́ин яви́лся еси́ Ца́рствия Небе́снаго.
Ра́дуйся, путе́м испове́дничества ра́йских селе́ний дости́гший.
Ра́дуйся, поноше́ния Христа́ ра́ди терпе́вый и ве́чную с Ним сла́ву прия́вый.
Ра́дуйся, ду́ши на́ша к Ца́рствию Небе́сному путеводя́й.
Ра́дуйся, предста́телю пред Престо́лом Бо́жиим за ны гре́шныя.
Ра́дуйся, Правосла́вия похвало́ и земли́ на́шея ра́дование.
Ра́дуйся, в со́нме святы́х бы́ти сподо́бивыйся.
Ра́дуйся, Собо́ру всех Кры́мских святы́х соприча́стниче.
Ра́дуйся, святи́телю Кры́мский испове́дниче Луко́, врачу́ благи́й и ми́лостивый.
Кондак 13
О, вели́кий и пресла́вный уго́дниче Бо́жий, святи́телю о́тче наш Луко́, приими́ сие́ похва́льное пе́ние от нас, недосто́йных, оба́че с любо́вию сыно́внею тебе́ приноси́мое. Предста́тельством твои́м у Престо́ла Бо́жия и моли́твами твои́ми вся ны в ве́ре правосла́вней и до́брых де́лех утверди́. От вся́ких бед, скорбе́й, боле́зней и напа́стей в сей жи́зни находя́щих сохрани́, от муче́ний в бу́дущем ве́це изба́ви. И сподо́би в ве́чней жи́зни ку́пно с тобо́ю и со все́ми святы́ми пе́ти Творцу́ на́шему: Аллилу́иа.
Паремии (чтения) свт. Луке Крымскому
Согласно тексту службы свт. Луке Крымскому, утвержденному решением Священного Синода от 5 мая 2015 года, читаются паремии (чтения) святительская.
1. Притчей чтение.
Память праведнаго с похвалами, и благословение Господне на главе его. Блажен человек, иже обрете премудрость, и смертен, иже уведе разум. Лучше бо сию куповати, нежели злата и сребра сокровища. Честнейшая же есть камений многоценных, все же честное недостойно ея есть. Долгота бо дней и лета живота в деснице ея, в шуйце же ея богатство и слава. От уст ея исходит правда, закон же и милость на языце носит. Послушайте убо мене, о чада, честная бо реку, и блажен человек, иже пути моя сохранит. Исходи бо мои – исходи живота, и уготовляется хотение от Господа. Сего ради молю вас и предлагаю мой глас сыновом человеческим: яко аз, премудрость, устроих совет, и разум и смысл аз призвах. Мой совет и утверждение, мой разум, моя же крепость. Аз мене любящия люблю, ищущии же мене обрящут благодать. Разумейте убо, незлобивии, коварство, ненаказаннии же, прилагайте сердца. Послушайте мене и паки, честная бо реку, и отверзу от устен правая, яко истине поучится гортань мой, мерзки же предо мною устны лживыя. С правдою вси глаголы уст моих, ничтоже в них стропотно, ниже развращенно. Вся права суть разумевающим и проста обретающим разум. Научу бо вас истине, да будет о Господе надежда ваша, и исполнитеся Духа.
2. Премудрости Соломони чтение.
Уста праведнаго каплют премудрость: устне же мужей мудрых ведят благодать. Уста мудрых поучатся премудрости, правда же избавляет их от смерти. Скончавшуся мужу праведну, не погибнет надежда. Сын бо праведен раждается в живот, и во благих своих плод правды обымет. Свет праведным всегда, и от Господа обрящут благодать и славу. Язык мудрых добрая свесть, и в сердце их почиет мудрость. Любит Господь преподобныя сердца, приятни же ему вси непорочнии в пути. Мудрость Господня просвещает лице разумнаго. Постигает бо желающия ю, прежде даже разумети ю, и удобь узрится от любящих ю. Утреневавый к ней, не утрудится, и бдяй ея ради, вскоре без печали будет. Яко достойных ея сама обходит ищущи, и во стезях ея является им благоприемне. Мудрости никогдаже одолеет злоба. Сих ради и рачитель бых доброты ея, и возлюбих ю, и поисках от юности моея. И взысках невесту привести себе, яко всех Владыка возлюби ю. Таибница бо есть Божия хитрости, и обретательница дел Его. Труды ея суть добродетели: целомудрию же и разуму та учит, правде и мужеству, ихже потребнее ничтоже есть в житии человеком. Аще же и многаго искусства желает кто, весть древняя, и быти хотящая разсмотрит: свесть извития словес, и разрешения гаданий, знамения и чудеса проразумеет, и сбытия времен и лет; и всем советник есть благ, яко безсмертие есть в ней, и благославие во общении словес ея. Сего ради беседовах ко Господу, и помолихся Ему, и рех от всего сердца моего: Боже отцев и Господи милости, сотворивый вся словом Твоим, и мудростию Твоею устроивый человека, да владеет бывшими от Тебе тварьми, и да управляет мир в преподобии и правде. Даждь ми Твоих Престолов приседящую премудрость, и не отлучи мене от отрок Твоих, яко аз раб Твой, и сын рабыни Твоея. Посли ю с Небес от святаго жилища Твоего, и от престола славы Твоея, да сущи со мною научит мя, что благоугодно есть пред Тобою, и наставит мя в разум, и сохранит мя в славе своей. Помышления бо смертных вся боязлива, и погрешительна умышления их.
3. Премудрости Соломони чтение.
Похваляему праведнику, возвеселятся людие: безсмертие бо есть память его, яко от Господа познавается и от человек, и угодна Господу душа его. Возлюбите убо, о мужие, мудрость и поживете, восхощите ея и наказани будете: начало бо ея любы и соблюдение закона. Почтите премудрость, да во веки царствуете. Возвещу вам и не скрыю от вас таин Божиих. Яко Той мудрости наставник есть, и мудрых исправитель, и всякому смыслу и делу хитрец. И всем смыслом научит мудрость: есть бо в ней дух разумен и свят, и сияние света присносущнаго, и образ благости Божия. Та други Божия и пророки устрояет. Благолепнейши же есть солнца и паче всякаго сотворения звезд, свету сосуждаема обретается первейши. Та угождающих ей от болезни избави и настави на стези правыя. Даде им разум имети свят и сохрани я от ловящих, и подвиг крепок подаде им. Да разумеют вси, яко сильнее всего есть благочестие; и никогдаже преможет злоба мудрости, ниже прейдет злыя обличающи суд. Рекоша же в себе, помысливше неправедно: насильствуем праведному и не пощадим преподобства его, ни усрамимся седин старости многолетны. Будет бо нам крепость закон, и уловим праведнаго, яко неугоден нам есть, и противится делом нашим, и поносит нам отпадение закона, и обличает нам согрешения наказания нашего. Возвещает нам разум имети Божий и отрока Господня себе именует. Бысть нам на обличение помышлением нашим и тяжек нам есть, и видим, яко неподобно иным житие его и изменены стези его. В поругание вменихомся ему, и удаляется от путей наших, яко от нечистот, и блажит последняя праведных. Увидим убо, аще словеса его истинна суть, искусим, яже сбываются ему. Руганием и мукою истяжем его, да разумеем кротость его, и искусим беззлобство его, смертию безобразною осудим его, будет бо посещение от словес его. Сия помыслиша и прельстишася: ослепи бо я злоба их, и не разумеша таин Божиих и не разсудиша, яко Ты еси Бог Един, живота имеяй и смерти власть, и спасаяй во время скорби, и избавляяй от всякаго зла. Щедр и милостив, и даяй преподобным Своим благодать, и Своею мышцею гордым противляяйся.
^sss^Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)^sss^
Частые вопросы
Что сделал Святой Лука?
Христианская традиция, начиная с VIII века, утверждает, что Лука был первым иконописцем. Лука, как утверждается, написал первую икону Пресвятой Богородицы, а также икону апостолов Петра и Павла.
Как правильно молиться святому Луке?
О святый праведный Луко, принеси мою молитву к престолу Божиему, где ты непрестанно славишь Отца и Сына и Святого Духа. Помолись за него (неё) и за всех страждущих и нуждающихся в твоем покровительстве. Помоги нам достичь царства небесного, где нет болезни, ни скорби, ни воздыхания, но жизнь безконечная.
Что можно просить у святого Луки?
К святителю Луке наряду со святым Пантелеймоном чаще всего обращаются за исцелением телесных недугов. Его просят о здравии родных, знакомых и друзей, а также об успешном зачатии малыша.
Чем знаменит Лука Крымский?
Святитель Лука Крымский, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий – архиепископ Симферопольский и Крымский, российский и советский хирург, доктор медицинских наук, профессор, доктор богословия. Автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, духовный писатель. Лауреат Сталинской премии первой степени.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучайте жизнь святителя Луки как образец благочестия и милосердия. Погружайтесь в его богоугодную жизнь, извлекая уроки для себя.
СОВЕТ №2
Практикуйте милосердие и сострадание по мере своих возможностей, следуя примеру святителя Луки, который всегда стремился помогать нуждающимся.
СОВЕТ №3
Укрепляйте свою веру и духовную жизнь через молитву, пост и участие в церковных таинствах, как это делал святитель Лука.
Уроки святителя Луки для современного человека
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – выдающаяся личность в истории православной церкви, чей жизненный путь и духовное наследие могут служить примером и руководством к святости для современного человека. Его житие наполнено мудростью, состраданием и преданностью Богу, что делает его уроки актуальными и ценными и по сей день.
Одним из главных уроков, которые можно извлечь из жития святителя Луки, является его беззаветная любовь к ближнему. Святитель всегда отдавался на благо других, помогая нуждающимся и проявляя сострадание ко всем, кто обращался к нему. Его пример показывает, что истинная святость проявляется в поступках и заботе о окружающих, в способности служить и приносить пользу миру.
Духовное наставничество святителя Луки также является важным аспектом, который может послужить образцом для современного человека. Его мудрые советы, терпимость и умение вдохновлять других на духовный рост показывают, каким образом можно помогать окружающим на пути к свету и истине.
Кроме того, святитель Лука был примером смирения и покорности перед Божьей волей. Его жизнь была полна испытаний и трудностей, но он всегда оставался верен своему призванию и несмотря на все трудности, оставался кротким и смиренным перед Богом.
Таким образом, уроки святителя Луки могут стать источником вдохновения и напутствием для современного человека на пути к святости. Его пример показывает, что истинное служение Богу проявляется в любви, милосердии, терпимости и покорности, и что каждый человек способен следовать этому пути, если откроет своё сердце для Божьей милости.