7 июня — Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна: история, традиции

7 июня в православном календаре отмечается праздник Третьего обретения главы Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Этот день имеет глубокие духовные корни и историческое значение, отражающееся в иконографии и молитвах. В данной статье мы рассмотрим историю этого праздника, особенности связанные с иконой и молитвами, чтобы погрузиться в духовное наследие и значимость событий, связанных с жизнью святого Иоанна Предтечи.

Коротко о св. Иоанне Предтече

Его миссией на земле была проповедь «грядущего за ним»
Мессии
, Христа. Именно поэтому его именуют Предтечей, то есть предшествующим Иисусу.

Проповедь

Жизнь Иоанна, как она описана Евангелистами (наиболее подробно – св. Лукой) – от чудесного рождения от престарелых родителей, священника Захарии и Елисаветы, до проповеди о том, что «приблизилось Царство Небесное», мученической кончины – вся посвящена этому служению.

Центральное событие жизни святого – Крещение от его руки Самого Спасителя, явление Трех Лиц Бога Троицы – Духа, сходящего на Сына Божия, Бога Отца, свидетельствующего о Том, Кого крестит Иоанн (именно поэтому праздник Крещения еще называется Богоявлением). Через некоторое время Иоанн, слыша о множестве учеников Иисуса, скажет:

«Ему должно расти, а мне умаляться»

(Ин.3:30), имея ввиду, что служение, ради которого он пришел в мир, завершается.

Оно действительно окончилось – и ко всем перенесенным Иоанном испытаниям пустынной жизни, гонений от иудеев, добавилась еще мученическая кончина.

«Не должно тебе иметь жену брата твоего!»

Иудеей правил тогда Ирод Антипа, сын соименного ему царя Ирода, того самого, что дал приказ после Рождения Христа убить младенцев города Вифлеема. Впрочем, строго говоря, Антипа был не правителем, только тетрархом, то есть одним из соправителей страны: таково было завещание умирающего Ирода, утвержденное императором Рима Августом, которому подчинялась Иудея. Вместе с Антипой правили также братья Филипп, Архелай. Даже имена их, не еврейские, но греческие, показывают, как склонны были они к языческой «эллинской» культуре. А потому Ироду Антипе казалось вовсе не великим делом нарушение Закона Моисея: связь с супругой брата Филиппа, Иродиадой. Он не только разрушил семью брата, но сам тоже изгнал супругу.

Прямой, честный Иоанн, зная, что творимое царем беззаконие вдвойне страшно, можно сказать, святотатственно, именно сейчас, когда по земле Палестины уже ходит обетованный Мессия, конечно, не раз обличал царя. Так, что Антипа даже, не стерпев слов пророка, велел его арестовать. Описывая кончину св. Иоанна, Евангелисты признают: казнить праведника правитель вроде бы не собирался, и даже не раз встречался с арестованным, чтобы послушать его проповедь об истинном Боге.

Казнь

Но однажды, Ирод праздновал день рождения (греческий обычай, иудеи таких дат не отмечали), дочь Иродиады от первого брака (Евангелие ее имени не называет, по преданию, ее звали Саломией) «плясала и угодила Ироду», а также всем его гостям. Дальше – необдуманная пьяная бравада царя, обещавшего девушке что угодно, хотя бы и половину царства, точно рассчитанное требование Саломии и Иродиады представить голову св. Иоанна, обличителя беззаконного сожительства.

Бернардино Луини. Саломея с гловой Иоанна Крестителя

И страх царя «потерять честь» перед приближенными, нарушив слово (как будто честь еще осталась после прелюбодеяния, разрушения двух семей!). Строки Евангелия скупы: «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей» (Мк. 6:26-28). Предание же добавляет к этому, что:

  • мертвая глава святого повторила слова обличения царя: «Не должно тебе иметь жену брата твоего!»;
  • услышав это, Ирод ударил мертвую главу копьем;
  • разъярившись, Иродиада исколола язык пророка иглами, а затем зарыла голову «в нечистом месте».

Впоследствии ученики Предтечи, не терпя такого поругания, смогли спасти главу – есть предание, что это сделала Иоанна, жившая при царском дворе, впоследствии – последовательница Христа, одна из жен-мироносиц.

Читайте также:
Усекновение главы Иоанна Предтечи

Обретение главы св. Иоанна Предтечи

Обретение главы св. Иоанна Предтечи

Она закопала святыню на Елеонской горе. Впоследствии царь с женой не обнаружили главы, отчего и стали думать, что Иоанн воскрес, и принимать за него Иисуса, о чем упоминают Евангелисты. Святыня оставалась на Елеоне до IV в.

Мнение эксперта:

7 июня отмечается Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Эксперты отмечают, что это событие имеет глубокое духовное значение для христианского мира. В этот день верующие вспоминают жертвенное служение Иоанна Крестителя и его преданность Богу. Многие считают, что именно через его послание о покаянии и приготовлении пути Господу люди находят духовное очищение и обновление. Третье обретение главы Иоанна напоминает о важности искренней веры, покаяния и готовности следовать пути добра и истины.

7 июня. Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна7 июня. Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сколько всего было обретений его честной главы

Верующие находили святыню трижды. Первые 2 обретения приходятся на IV и Vвв.:

  • вероятно, в начале IV в. один вельможа, по имени Иннокентий, приобрел землю на Елеоне, задумав построить здесь церковь; видя благое намерение, Господь счел Иннокентия достойным найти святыню: сосуд с главой нашли, когда копали рвы для фундамента; так святыня была явлена миру впервые со времен Христа; церковь была построена, вельможа благоговейно внес в нее главу; однако, когда прошли десятилетия и Иннокентий стал приближаться к кончине, он убоялся, что глава попадет язычникам (это имело все основания, гонения на верующих еще продолжались) – и скрыл ее там, где нашел;
  • новое, второе, явление святыни произошло уже по прекращении преследований христиан, при императоре Константине Великом; тогда были открыты многие христианские святыни Иерусалима, так что сюда – поклониться Гробу Господню, побывать на других святых местах – начали приезжать сотни паломников; тогда Господь благословил снова явить святыню Церкви – да только повеление Его люди выполнять не спешили: сначала два монаха, которым во сне явился св. Иоанн, повелевая взять его главу, обошлись с ней небрежно, так что святыня попала к одному гончару; но он долгие годы хранил ее у себя, не показывая людям; после святыней завладел иеромонах-арианин, скрывший реликвию в земле, а пещере близ города Эмесы; лишь после того, как нечестивый ушел оттуда, появился монастырь, нашлись люди, обратившие внимания на особые знамения, чудеса близ места, где была святыня – и она была передана Церкви с подобающей честью.

Интересные факты

  1. Глава Иоанна Крестителя была одним из самых почитаемых христианских святынь и объектом многочисленных паломничеств в поздней античности и средние века.

  2. Третье обретение главы Иоанна Крестителя произошло в городе Эдесса (современный Урфа в Турции) в 952 году. Голова была найдена в стене городского храма, где она была спрятана во время преследований христиан в Персии.

  3. Глава Иоанна Крестителя была перенесена в Константинополь в 963 году, где она хранилась в императорском дворце. В 1204 году во время Четвертого крестового похода голова была разграблена и пропала.

Церковный календарь. 7 июня 2019. Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня ИоаннаЦерковный календарь. 7 июня 2019. Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

История третьего обретения главы Иоанна Предтечи

По втором обретении святыня вскоре была доставлена в Константинополь. Церковные историки предполагают, что это было, возможно, к концу IV в. Здесь реликвия пребывала, вероятно, несколько десятилетий.

Два Иоанна

На рубеже IV-V вв. Предстоятелем Константинопольской Церкви становится свт. Иоанн Златоуст. Его святительство продолжалось недолго: яркий проповедник, бестрепетный обличитель пороков (включая и те, которым были подвержены сильные мира сего), Иоанн очень скоро вошел столкнулся с императрицей Евдоксией, которая его обличения сребролюбия принимала на свой счет. К тому же Иоанн постоянно защищал несправедливо обиженных… В 404 г. собор епископов постановил удалить Иоанна с кафедры. Ссылка любимого народом святителя породила бунт. Считается, что именно тогда глава Предтечи покинула Константинополь – получается, вместе со святителем, который так во многом был подобен Крестителю, тоже обличавшему нечестие. Святыню вывезли, вероятно, опасаясь, чтобы она не была уничтожена во время волнений.

икона Иоанна Предтечи

Иоанн Предтеча. Икона

Известно, что до 453 г. глава пребывала недалеко от города Эмесы – скорее всего, на месте своего второго обретения, в той же пещере, где когда-то скрыл святыню монах-арианин. К 761 г. горожане построили собор для святыни – и торжественным крестным ходом перенесли реликвию туда. Но и здесь глава пробыла недолго: город был завоеван мусульманами-арабами, и верующие, опасаясь, что святыня будет поругана, унесли ее в Команы. И это можно было бы считать еще одним «совпадением», ведь в Команах скончался изгнанный свт. Иоанн Златоуст. Но – не все так просто.

Место третьего обретения главы Крестителя Господня

С названием Коман жители Византии знали два города: области Каппадокия (Малая Азия) и в другом регионе империи, Понте – эти Команы были колонией Каппадокийских. Хотя письменные источники ясно говорят, что третий раз святыня была найдена в Команах, они не уточняют, о каком из двух городов идет речь.

Есть и еще одна точка зрения – так называемая «абхазская», согласно которой главу спрятали близ села, также именовавшегося Команы, в 12 км от нынешней столицы Абхазии, Сухума. Это же село именуют также местом, где скончался свт. Иоанн Златоуст.

Хотя сейчас версию о Команах Абхазских можно прочитать в житиях свт. Иоанна, а также разных версиях третьего обретения главы Предтечи, «абхазская теория», как именуют ее историки – очень поздняя, возникшая с XIX в., притом – имеющая ряд слабых мест:

  • отсутствуют данные археологии, которые бы ее подтвердили;
  • письменные византийские источники V в. ничего не говорят о селении Команы в Абхазии, да и сам этот топоним считается поздним, возникшим с XIX в., как раз под влиянием… самой же «абхазской теории»; настоящее же именование села – Гумы.

Тем не менее, сейчас здесь есть:

  • символическая гробница свт. Иоанна Златоуста;
  • монастырь, ему посвященный (с 1898 г.);
  • наконец, здесь показывают место предполагаемого обретения главы Господня Крестителя – нишу, вырубленную в скале; паломники, поднявшиеся к ней, могут видеть нерукотворный образ главы – ее отпечаток на камне, там, где святыня лежала несколько десятилетий.

И, несмотря на то, что к «абхазской теории» крайне скептически относятся церковные историки и археологи, сюда приезжают паломники.

Во всяком случае, из письменных источников более или менее точно известно, что:

  • после того, как реликвию перевезли в Команы (где бы ни был этот город), ее действительно спрятали – ввиду того, что к атакам мусульман на земли империи с VIII в. добавились внутренние проблемы: ересь иконоборчества; борцы с «идолопоклонством» уничтожали не только иконы, но также – мощи, отсюда опасения за судьбу святыни;
  • именно из этого укрытия святыня была извлечена, когда около 850 г. (к этому времени иконоборцы были уже осуждены церковным Собором) прибыли архиереи из Константинополя;
  • само же обретение произошло по прямому откровению Константинопольскому Предстоятелю, свт. Игнатию.

Даты празднования

Так как глава привезена к Константинополю 7 июня(по нынешнему гражданскому календарю), этот день стал церковным торжеством ее третьего обретения.

Иоанн Предтеча

Св. Иоанн Предтеча. Синай, монастырь св. Екатерины.

Точные даты, когда святыня была найдена предыдущие два раза, неизвестны. Поэтому они торжествуются Церковью в один день – 24 февраля «старого стиля» (по гражданскому календарю это 9 марта невисокосного года и 8 – високосного, когда в феврале 29, а не 28 дней).

https://youtube.com/watch?v=9NIx3fZVUJo

Как отмечают праздник

Праздник не принадлежит к числу так называемых «великих», однако считается очень значимым и  отмечается полиелеем на Утрене. Это особенно торжественное пение псалмов 134 и 135, воспевающих Божию милость. Затем, во время чтения Канона, совершается помазание верующих освященным маслом.

Народные традиции и суеверия

На 7 июня все они были связаны с будущим урожаем, новыми посадками. Например:

  • на «Иванов день» укрывали грядки, так как считалось, что роса, выпадающая на этот день, вредна для растений; не забывали и молиться св. Иоанну о сохранении урожая;
  • с этого же дня начинали посев ярового хлеба, а также рассады капусты; к числу суеверий можно отнести то, что капусту хозяйки сажали на самом рассвете, так, чтобы их работу никто не видел, притом произносили краткий заговор над первым стеблем рассады.

Иконография праздника

Исторически первыми появились именно изображения третьего обретения главы: на них обычно представлены раскапывающие землю миряне и Патриарх с архиереями.

Иоанн Предтеча

Св. Иоанн Предтеча с житием в 16 клеймах

Позже на основе этих икон появились изображения первого и второго обретения, и, наконец, собирательные образы, на которых представлены события, происходившие с честной главой Предтечи начиная с первого ее нахождения и до третьего.

Что значит этот день для православных

Это время размышлений о судьбе святого, гонимого при жизни и по кончине. И, конечно, о страстности, гордыне, которые погубили пророка. Разве мало и у нас подобных грехов?

Отрывок из проповеди священника

Вот как говорил об этом протоиерей Димитрий Смирнов, обращаясь к прихожанам 7 июня 1986 г.

«Господь говорит: надо возненавидеть всю свою жизнь, надо погубить свою душу ради Меня и Евангелия. И если сердце отойдет от греха, тогда ум будет уже работать на сердце. А если человек склонен ко греху, ум будет грех оправдывать, потому что способен оправдать любое зло. Вот иудеи возненавидели Христа и поэтому очень долго искали, к чему бы придраться, но ничего не нашли и оклеветали Его. Они ведь знали, что клевещут, знали, что лжесвидетелей нашли, но все равно Его убили, потому что в сердце их была ненависть. А любой грех: ненависть, пьянство, жадность, зависть – мучает человека, и человек хочет избавиться от этого мучения. Как же можно из сердца вырвать эту боль, эту муку, это зло?

Двумя путями: либо зло сорвать, либо зло победить. Вот он тебя злит, дай ему как следует – и на душе полегчает; или, наоборот, прости его – и тоже на душе полегчает. Ударить, конечно, легче, простить гораздо тяжелей. Чтобы простить, нужно благородство души, а чтобы ударить – всего лишь хамство и мстительность. Почему праведных так мало, а грешников много? Потому что грешить гораздо проще: тебе дали – ты дал, тебя обозвали – ты обозвал, у тебя украли – ты у другого еще больше украл…

Гораздо трудней, если тебя обокрали, а ты взял и простил. Это же нужно подвиг совершить, а на это способен только человек, который повернут к Богу, для которого заповеди Божии – большая драгоценность, чем тряпки, деньги и прочее… Каждый из нас грешен, но один стремится этот грех победить, а другой – жить как все. Если мы хотим быть овцами Христовыми, то не должны жить как все, а должны видеть в себе зло и побеждать его. Но это можно сделать, только любя Христа».

Молитва

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

По третьем обретении глава св. Иоанна была разделена на части. Ныне они находятся в разных частях мира – в нескольких странах Европы, на Афоне. И везде праздник напоминает о царе, который хотел «жить как все» – и совершил убийство, и о святом, который всю жизнь шел против течения – и обрел Рай.

Частые вопросы

Когда Третье обретение главы Иоанна Предтечи?

В память Третьего обретения главы Крестителя Господня Иоанна празднование 25 мая.

Когда церковь отмечает Усекновение главы Иоанна Предтечи?

Празднование и храмостроительство Православная церковь отмечает первое и второе обретения 8 марта — в високосном году и 9 марта — в невисокосном году (24 февраля по юлианскому календарю), а третье обретение отмечается 7 июня (25 мая).

Кто впервые назвал Иоанна Крестителя Предтечей?

Иоанн Креститель впервые назван «Предтечей» у гностика Гераклеона (II век) в его комментарии к Евангелию от Иоанна. Затем это обозначение было воспринято Климентом Александрийским и Оригеном и через них широко вошло в обиход.

Что за праздник Обретение?

Обрете́нье (День птиц) — день народного календаря славян приходящийся на 24 февраля (9 марта) в невисокосные годы, 24 февраля (8 марта) — в високосные. Название дня происходит от христианского праздника Обретение главы Иоанна Предтечи. Иванов день, Матей (катол.)

Полезные советы

СОВЕТ №1

Подготовьтесь заранее к празднованию 7 июня, изучив жизнь и учение Иоанна Крестителя. Это поможет вам глубже понять значение этого дня.

СОВЕТ №2

Проведите духовные практики в этот день, такие как молитва, посещение церкви или чтение Священного Писания. Это поможет вам укрепить свою веру и прочувствовать особенную энергию этого дня.

Символика третьего обретения главы Иоанна Предтечи

В православной церкви 7 июня отмечается праздник третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Это событие имеет глубокую символику и важное духовное значение для верующих.

Согласно библейскому повествованию, глава Иоанна Предтечи была обретена во время правления императора Феодора в Константинополе. Это произошло после того, как святитель Феофан, епископ Синопский, увидел во сне место, где были скрыты мощи святого Иоанна. После находки главы Предтечи, произошло чудо исцеления слепого и немого монаха, что укрепило веру людей в святость этого святого.

Третье обретение главы Иоанна Предтечи символизирует возвращение к истокам христианства, к истинным ценностям и духовным идеалам. Этот праздник напоминает верующим о важности покаяния, прощения и жертвенной любви перед Богом и ближними.

Символика третьего обретения главы Иоанна Предтечи также связана с идеей возрождения и обновления духовной жизни каждого человека. Этот праздник призывает к преображению себя через молитву, пост и дела милосердия.

Таким образом, третье обретение главы Иоанна Предтечи является важным событием в православной церкви, напоминая верующим о необходимости следовать пути духовного возрождения и принятия учения Христа.

Оцените статью
Добавить комментарий