Иверская икона Божией Матери, известная также как “Афонская Вратарница”, является одним из наиболее почитаемых образов Пресвятой Богородицы. Ее история, значение и дни празднования имеют особое значение для православных христиан. В данной статье мы рассмотрим подробное описание иконы, ее связь с Монреальским мироточивым образом, а также разберем, от чего защищает и как помогает Пресвятая Богородица через этот образ.
Хранительница Афона
Икона хранится в Иверском монастыре на Святой горе Афон. С момента явления и доныне пор она пребывает в надвратной монастырской часовне, а потому называется «Портаитисса» (с греч. — «Вратарница», «Привратница»), а по имени монастыря – Иверскою.
Святыня остается неизменной хранительницей Афона. Она оберегала Святую гору от пожаров и набегов варваров, в голодные годы преумножала «запасы вина, муки и елея» и являла множество других знамений Своего небесного покровительства.
Интересный фактТаинственное афонское предание гласит, что «Портаитисса» исчезнет за три дня до Второго Пришествия Господа Иисуса Христа.
Описание
Существует предание, что афонская святыня принадлежит кисти святого
апостола
и евангелиста Луки. Однако первые упоминания о ней относятся к 9 столетию, а современные исследователи датируют ее началом XI — XII вв.
Икона является достаточно большим образом, размерами 137×87 см. Следуя византийской иконописной традиции, перед ней располагался малый список, к которому можно было приложиться.
Характеристика | Описание |
---|---|
Название | Афонская Вратарница: Иверская икона Божией Матери |
Местоположение | Афон, Греция |
Тип | Монастырь |
Основание | X век |
Главный храм | Церковь Иверской иконы Божией Матери |
Святыни | Иверская икона Божией Матери, чудотворные мощи святых |
Ежегодное количество паломников | Более 1 миллиона |
Значение | Один из самых известных и почитаемых монастырей в мире |
Полезные материалы
В первые десятилетия 16 века у древнего образа появилось дорогое богатое убранство – чеканный из серебра с золочением оклад, искусно исполненный грузинскими мастерами. Он достаточно точно воспроизводит иконографию первообраза и закрывает практически все пространство, открывая только лики Богородицы и Богомладенца.
Иконография
По иконографическому исполнению образ относится к особому варианту «Одигитрии» («Путеводительницы»), названный в византийском искусстве «Елеуса» («Милостивая»). На древнем образе изображение Пречистой Девы поясное. Голова немного наклонена к Богомладенцу, сидящему на Ее левой руке, десница в молитвенном жесте поднята до уровня груди. Спаситель правой рукой благословляет Мать (а в Ее лике и всех христиан), а другой держит свиток – Его святое учение.
По-особенному написаны их Лики: крупные объемные черты, широко раскрытые очи миндалевидной формы, устремленный вперед взор, сосредоточенный и внимательный взгляд.
Характерная иконописная деталь – рана на Лике Богородицы, из которой сочится кровь. По одной версии, эта рана была нанесена воином-иконоборцем, по другой – разбойником.
Богословское значение
В этом образе Богородица показана как Помощница всех христиан на тяжелом пути к Спасителю. Изображена фронтально, в упор взирающей на молящихся. Особое положение Ее рук, складки мафория визуально образуют подобие трона для Богомладенца. Это отражает богословское византийское представление о Пречистой Деве как о храме «Невместимого Вместившем».
Иконография: Иверская икона Божией Матери
Датировки: XX в. Начало XX века.
Материал: Дерево, левкас, темпера, масло, золото, чеканка
Размеры иконы: высота 31 см, ширина 26 см
На иконе представлено поясное изображение Богоматери, держащей Младенца левой рукой. Правая рука Младенца поднята в благословляющем жесте.
Мнение эксперта:
Эксперты отмечают, что Иверская икона Божией Матери, хранящаяся в Афонской Вратарнице, является одним из наиболее почитаемых святынь православной церкви. Согласно мнению специалистов, эта икона обладает особым духовным зарядом и имеет чудотворные свойства. Многие паломники приезжают на гору Афон специально, чтобы поклониться перед этим изображением и просить о помощи и заступничестве. Иверская икона считается символом материнской заботы и надежды на защиту высших сил. Ее почитание прочно вписано в историю и традиции православия, привлекая к себе внимание верующих со всего мира.
История
История «Портаитиссы» уходит вглубь веков. В 9 веке, в эпоху иконоборчества, недалеко от города Никеи в Византии благочестивая женщина хранила у себя образ Пречистой Богородицы. Защищая святыню, христианка не желала отдавать ее воинам, и тогда в гневе один из них ударил копьем в святой лик. Из него тотчас потекла кровь. Хозяйке удалось уговорить пораженных этим чудом солдат оставить образ в доме до утра. Ночью она опустила икону в море. Удивительным образом, стоя на воде вертикально, святыня предстала перед афонскими монахами. По преданию, через два века иноки Иверской обители увидели в море огненный столп, поднимавшийся к небу. Подплыв ближе, иноки увидели икону Богородицы. Однако им не удалось ее взять: икона каждый раз отдалялась от приближавшейся к ней лодки.
После соборной молитвы в храме, возносимой к Царице Небесной о даровании святыни, Богоматерь явилась монаху-отшельнику Гавриилу Иверскому:
«Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море, иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей»
Отличавшийся особо подвижнической жизнью монах вместе с братией крестным ходом направился к морю и, пройдя по воде как по суше, взял святыню и принес ее в Иверский монастырь. Летопись повествует, что чудесное явление случилось во вторник Светлой Седмицы 31 марта (по другим источникам, 27 апреля). Ежегодно во вторник Пасхальной недели в Ивероне совершается празднование: крестным ходом иноки идут к тому берегу моря, где икону принял преп. Гавриил.
Образ установили в Соборном храме монастыря, но наутро обнаружили его над монастырскими воротами. Так повторялось дважды. Матерь Божия явилась в сновидении преп. старцу Гавриилу и рекла:
«Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею… Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют»
На месте, которое определила Сама Богородица, воздвигли часовню.
Интересные факты
- По преданию, Иверская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой в I веке, по благословению самой Девы Марии.
- Название «Вратарница» связано с тем, что икону установили над воротами новой трапезной обители, где она должна была защищать и оберегать от врагов и недоброжелателей.
- Иверская икона Божией Матери является одной из самых почитаемых икон в православном мире. За свою долгую историю она многократно спасала и исцеляла людей, о чем свидетельствуют многочисленные чудеса, связанные с ней.
Чудеса
Пять икон Богоматери прославлены как Защитницы русских рубежей: «Тихвинская» — на севере, «
Смоленская
» – на западе, «Казанская» – на востоке и «Иверская» – на юге, а центральная часть – под покровом «Владимирской».
Согласно монастырской летописи, с Иверским образом Царицы Небесной связано множество чудес. Одно из самых известных произошло в средние века, когда персидский флот осадил Иверский монастырь. Иноки перед иконой слезно молили Пресвятую Богородицу о помощи. Внезапно на море поднялась буря и все вражеские корабли с находящимися на них воинами пошли ко дну. Спасся предводитель персов Амира. Раскаявшись, он просил молитв иноков и пожертвовал много золото на строительство новых стен обители.
Эта история имела продолжение. Как-то в обитель ворвалась шайка разбойников, чтобы отмстить за погибших в кораблекрушении товарищей. Сказание сообщает, что один из арапов-грабителей по имени Рахай был слугой раскаявшегося Амира. Он ранил светлый богородичный образ, вонзив копье в образ Богоматери. Увидев, что из образовавшейся раны проступила кровь, Рахай сразу раскаялся и остался в монастыре. Впоследствии вчерашний злодей был пострижен в монахи и наречен именем Дамаскин, но просил звать его Варваром. Прожив в афонской обители в глубоком смирении, он после смерти был причислен к лику святых. В Иверском монастыре и сегодня можно увидеть изображение раскаявшегося грабителя.
Другое известное чудо произошло в Ивероне с певчим Нектарием Влахом, приглашенным монастырской братией на престольный праздник. Все восхищались талантом афонского псалмопевца. Зависть подтолкнула нескольких иноков отравить Нектария в момент трапезы. Понимая, что умирает, псалмопевец слезно просил исцеления у чудотворного образа Пречистой Девы. С верой он выпил немного масла из лампады, горящей пред иконой. И произошло чудо – Нектарий исцелился и на празднике пел так прекрасно, как ни разу в своей жизни.
Другое чудо положило начало древней святогорской традиции. С давних времен в Ивероне бесплатно раздавали в качестве милостыни хлеб своего приготовления. Но один раз монах-вратарник отказал бедняку в трапезе и ночлеге, потребовав за это плату. Не имея никаких средств, несчастный направился в другую обитель. В пути он встретил Женщину, давшую ему золотую монету. Обрадованный мужчина вернулся в обитель, но как только иверский привратник взял с него плату, припасы хлеба в монастыре поразили черви, а все продукты испортились. Настоятель сразу узнал древнюю монету, когда-то пожертвованную иконе и прикрепленную к ее окладу. Найдя ее хозяина, того самого бедного паломника, настоятель узнал всю историю. С того момента монахи никогда больше не изменяли обычаю гостеприимства.
Интересный факт
Монахи монастыря рассказывают, что накануне мировых потрясений неугасимая лампада перед «Вратарницей» без стороннего вмешательства начинала раскачиваться подобно маятнику. Так происходило перед турецким вторжением на Кипр, накануне мощнейшего землетрясения в 1988 году в армянском Спитаке, перед вводом американских солдат в Ирак. В преддверии Первой мировой войны кроткий лик Богомладенца на иконе неожиданно стал суровым.
Празднование дней памяти
Празднование в честь иконы Божией Матери «Портаитисса» совершается трижды в год:
- 12/25 февраля – перенесение в Валдайский Иверский монастырь;
- во вторник Светлой седмицы – обретение;
- 13/26 октября – перенесение в Москву в 1648 году.
Иконография: Иверская икона Божией Матери. Датировки: XIX в. Иконописная школа или художественный центр: Россия. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 36 см, ширина 31 см . На иконе представлено поясное изображение Богоматери, держащей Младенца левой рукой. Правая рука Младенца поднята в благословляющем жесте. Инв. № Ж-1179. © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
В чем помогает Богоматерь по молитвам пред образом
«От святые иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно…»
— поется в Тропаре Иверской иконы.
Сегодня в Иверской часовне на Красной Площади, как и в дореволюционное время, хранится рукописная книга, куда записываются все чудеса, явленные по молитвам у Московской Вратарнице. Вот некоторые из них:
У одной прихожанки неожиданно заболел ребенок. После долгого пребывания в больнице, врачи выписали малыша со словами, что больше ничем помочь не могут. Несчастная мать пришла в Иверскую часовню, где ей посоветовали заказать сорокоуст о здравии сына, молиться и уповать на милость Матери Божией. Через некоторое время женщина пришла с радостной новостью – ребенок начал поправляться.
Прихожанин Владимир долгое время не мог найти работу. Подмосковная семья, где двое малолетних детей, еле сводила концы с концами. Однажды благочестивая бабушка-соседка посоветовала мужчине съездить в Москву к Иверской иконе и рассказать Матушке-Богородице о своей напасти. В отчаянии Владимир поехал. Не зная никаких молитв, он стал разговаривать со светлым образом, рассказывая обо всем: о семье, неудачных поисках работы и о своем отчаянии. А в конце всем сердцем попросил: «Помоги!». И очень скоро недалеко от дома нашлась работа с хорошей оплатой.
Дочери прихожанки Анастасии на протяжении 4-х лет после замужества не удавалось забеременеть. Трижды служили
молебны
с акафистом перед святым образом. Через 10 месяцев в молодой семье родилась замечательная девочка.
О чем просят Пресвятую Богородицу в молитвах пред святыней
Матерь Божия всегда рядом с каждым, обратившимся к ней за помощью и утешением во всевозможных насущных проблемах.
Пред Иверской иконой возносят молитвенные прошения:
- об утешении во всяких печалях и скорбях;
- об обретении крепкой веры и о наставлении на путь истинно христианский;
- об излечении от тяжелых заболеваний;
- о защите своего дома от различных бедствий и нежелательных гостей;
- о даровании взаимной любви, счастливом крепком браке, семейном счастье и возвращении в семью ушедшего супруга/супруги;
- о зачатии ребенка, благоприятном протекании беременности и благополучных родах;
- о вспоможении в избавлении от греховных страстей (блуда, наркомании, алкоголизма, табакокурения);
- об ограждении от злых духов, колдунов, экстрасенсов и магов.
Иконография: Иверская икона Божией Матери Датировки: XIX в. Конец XIX в. Иконописная школа или художественный центр: Россия. Афон
Материал: Дерево, левкас, темпера, позолота
Размеры иконы: высота 13,2 см, ширина 11 см
Поясное изображение Богоматери, левой рукой держащей Младенца Христа, Который держит в левой руке свиток, а правой благословляет. Голова Богоматери увенчана короной Царицы Небесной. © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною…» вспоминал, как будучи нищим студентом, носил Иверской иконе цветы:
«Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской… Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники»
Почитание сегодня
Списки
До наших дней списки с Иверской иконы-хранительницы, особым образом написанные и освященные, являют чудеса. Наиболее известные — Московская, Парижская, Моздокская, Тбилисская, мироточивые Монреальская и Гавайская
- Иверская-Парижская икона Божией Матери сегодня пребывает в парижском православном храме во имя Трех
Святителей
. Этот список в 1812 году был вывезен французским офицером из Москвы и в 1930 году выкуплен у его потомков. - Моздокская Иверская икона в 13 веке была дарована грузинской царицей Тамарой новопросвещенным осетинам-христианам аула Марьям-Каду. В 18 веке, исполняя указ императрицы Екатерины II о переселении на новое место, осетины остановились с ночевкой близ города Моздока. Одному из них во сне явилась Богородица и повелела оставить чудотворный образ на этом месте. Об этом узнал правящий архиерей, и икона была перенесена в собор. После революции 1917 года святыня была утрачена. Сегодня в Моздокском храме Успения Пресвятой Богородицы хранится список иконы.
- Другая, особо чтимая в Грузии – Тбилисская Иверская икона, находящаяся в Кафедральном Успенском соборе (Сиони) Тбилиси. Написанная афонскими иконописцами по просьбе Католикоса-
Патриарха
всея Грузии Илии II, икона доставлена в грузинскую столицу в 1989 году. - Чудотворная Иверская Гавайская мироточивая икона впервые источило миро 6 октября 2007 года. Это случилось в доме православной семьи в гавайском штате Гонолулу. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей признал, что это явление – подлинное чудо. Сегодня мироточивая икона пребывает в православной храме Гонолулу.
В 17 столетии архимандрит Московского Новоспасского монастыря, будущий Патриарх Никон, попросил афонского архимандрита Пахомия прислать ему точную копию первообраза «Вратарницы». Монахи Иверской обители с особым тщанием исполнили просьбу Никона.
Создавая икону, насельники, окропив подлинник святой водой, ею же окропили кипарисовую доску, подготовленную под новую икону. Отслужив Божественную
литургию
, собранную вновь воду передали иконописцу преп. Иамвлиху Романову, чтобы тот, смешав ее с красками, написал образ Пречистой Девы.
26
Октября
1648 года
Святыню в Москве торжественно встречал царь Алексей Михайлович, патриарх Иосиф с архипастырями, духовенством и множеством православных москвичей.
Этот список хранился в царской семье и впоследствии был передан в Московский Новодевичий монастырь. С него сделали новый, предназначенный для часовни у Воскресенских ворот в Москве.
Икона в Иверской часовне у стен Московского Кремля
Святыня лишь однажды покинула в Москву. Сентябрьским днем 1812 года, перед вступлением Наполеона в Москву, Преосвященный Августин вывез «Вратарницу» во Владимир. Но уже через два месяца она вернулась на свое место и с тех пор ежегодно в память изгнания французов образ Пречистой Богородицы с крестным ходом обносили вдоль кремлевских стен.
Приезжавшие в те времена в Москву первым делом приходили поклониться Вратарнице, защитнице Престольного града и всех истинно верующих и жаждущих помощи Пресвятой Богородицы. Шли купцы перед заключением торговых сделок, студенты в надежде получить помощь Пречистой в учебе. Шли католики и лютеране. Настолько был притягателен образ Пресвятой Богородицы и сильно желание получить через Нее благодать Божию. Императорские особы, приезжающие в Москву, также шли поклониться Московской Иверской Вратарнице.
«А вон за тою дверцей,
Куда народ валит,
Там Иверское сердце,
Червонное, горит.
И льется «Аллилуйя»
На смуглые поля.
Я в грудь тебя целую,
Московская земля» — писала Марина Цветаева.
Иконография: Иверская икона Божией Матери Датировки: XIX в. Материал: Дерево, темпера
Размеры иконы: высота 19,5 см, ширина 14,3 см
Поясное изображение Богоматери Иверской, именуемой Вратарница, с Младенцем на левой руке. Цвета одежд малиновые, розовые с ассистом, зеленоватые. Нимбы золотистые, очерчены малиновой краской. Икона писана по творёному золоту.
Инв. №КХМ КП 04147. © Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Много чудес и знамений совершалось через Нее. Была даже заведена книга, в которую вносились наиболее явные и значимые. Часовня никогда не запиралась – москвичи и глубокой ночью приходили к святыне.
Один протемтант потерял слух. Со слезами он обращался к Пресвятой Богородице пред иконой. Приложившись к иконе, стал просить о помощи, и снова стал слышать. Царица Небесная взирает на всех молящихся и каждому помогает по вере его.
Тяжелые времена переживали христианские святыни после революции. Участь эта не миновала и Московскую Вратарницу. Бесследно исчезло драгоценное убранство часовни, пожертвованное народом. Разрушили и саму часовню, а святыня чудом уцелела. Ее перенесли в Храм Воскресения Господня в Сокольниках.
Воссозданная Иверская часовня на Красной Площади в Москве
В начале 90-х гг 20 века при входе на Красную площадь, по благословению святейшего патриарха Алексия II, была воссоздана Иверская часовня у вновь восстановленных Воскресенских ворот. В ней хранится список чудотворного образа, который 25 октября 1995 года в канун праздника Иверской иконы, был доставлен в Москву со Святой горы Афон. И теперь ежедневно перед иконой читается акафист Пресвятой Богородице. Паломники по-прежнему приходят к чудотворной Вратарнице, получают просимое молитвами Богородицы.
6
Мая
2012 года
произошло возвращение в Новодевичий монастырь древнейшего на Руси списка «Вратарницы», принесенного в Москву в 1648 году со Святой Горы Афон. Три с половиной века икона пребывала в Московском Новодевичьем монастыре. Однако, в советское время обитель была закрыта, а икона передана в фонд Государственного Исторического музея.
Мироточивый Монреальский образ
Величайшим христианским чудом 20 столетия считается Икона Божией Матери Иверская Монреальская. В 80-е гг 20 века один из списков «Портаитиссы» был передан афонским монахом испанцу Иосифу Муньосу Кортесу. Ему суждено было стать хранителем чудотворного мироточивого образа, называемого теперь Монреальским. Святыня пребывала на подворье Русской Православной
Церкви
в Монреале (Канада).
Истечение
миро
от иконы прекращалось лишь в Страстную Седмицу, а на Пасху Господню возобновлялось и продолжалось весь год. Мироточение продолжалось на протяжении 15 лет, причем задняя сторона оставалась всегда сухой. Вначале миро проступало на руках Пречистой Девы, на звезде (на левом плече) а также на руках Богомладенца. Мироточил даже оклад. Как свидетельствуют очевидцы, миро было янтарного оттенка с нежнейшим, тончайшим ароматом. Чудотворный образ побывал в США, Австралии, Новой Зеландии, в западноевропейских странах, и везде от него происходили чудеса.
После загадочной смерти ее хранителя в ночь с 30 на 31 октября 1997 года святыня бесследно исчезла.
Иосиф Муньос-Кортес с мироточивой Монреальской Иверской иконой Божией Матери
Монастырь на Валдае
Особо чтимый список «Вратарницы» хранится в Валдайском Иверском Святоозерском Богородицком мужском монастыре. История обители ведется с 1653 года. Местность для будущего монастыря Рябиновый остров на Валдайском озере, патриарху Никону в видении указал святитель Филипп Московский. В качестве образца при строительстве выступал Иверский монастырь на Афоне.
В феврале 1656 года благодаря усилиям Патриарха со Святой горы доставили второй список «Портаитиссы», поражающий искусно выполненным богатым убранством.
Сопровождали святыню святогорские монахи Корнилий и Никифор. Их путь был ознаменован первым чудом от «Вратарницы». На границе, при переходе через Дунай, с иноков запросили огромную пошлину. Не имея денег, они решили вернуться в обитель. Однако ночью в сонном видении явилась Богоматерь и пообещала помочь. Той же ночью Она явилась богатому греку Мануилу и повелела помочь благочестивым путешественникам. Купец заплатил пошлину. Когда спустя время Патриарх послал ему в благодарность богатый дар, он отказался, за что щедро был одарен Богородицей.
В 1927 году обитель была закрыта. Вновь над Валдаем разлился звон монастырского колокола только в конце прошлого столетия.
Обитель в Выксе
В 60-х гг 19 века насельник Гефсиманского скита Свято Троице-Сергиевой Лавры о. Варнава (Меркулов), по прошению местных купцов, прибыл в село Выксу Нижегородской области для устроения богадельни. Совместно с православными благотворителями он основывает здесь Выксунскую женскую богадельню.
25 мая 1865 года из Гефсиманского скита Лавры была прислана чудотворная Иверская икона. Новоустроенная обитель стала называться «Иверской». Эта святыня хранится в монастыре до сих пор.
Где поклониться в Москве
Сегодня в Первопрестольной можно поклониться Иверской иконе в следующих храмах и монастырях:
- Иверская часовня у Воскресенских ворот на Красной площади.
Адрес: проезд Воскресенские ворота д. 1а. - Храм Воскресения Христова в Сокольниках.
Адрес: Сокольническая площадь, 6. - Успенский собор Московского Новодевичьего монастыря.
Адрес: Новодевичий проезд, д. 1 (станция метро «Спортивная»). - Храм Вознесения Господня в Сторожах у Никитских ворот.
Адрес: ул. Б. Никитская, 36 (м. «Пушкинская», «Арбатская», троллейбус 15, 31, м. «Краснопресненская», троллейбус 5). - Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье.
Адрес: улица Большая Ордынка, дом 39 (м. «Полянка», «Третьяковская»).
Пресвятая Богородица – Утешительница в скорбях, Заступница в бедах и Целительница в недугах, Предстательница и Ходатаиница за род человеческий пред Богом, Покровительница и надежда на Спасение. Светлая радость прикосновения благодати даруется Господом через Нее всем христианам.
Автор: Екатерина Маликова.
Видео
Небольшой фильм об Иверской чудотворной иконе Богородицы.
Молитва
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»
О Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода, Цари́це Небесе́ и земли́! Вонми́ многоболе́зненному воздыха́нию душ на́ших, при́зри с высоты́ святы́я Твоея́ на нас, с ве́рою и любо́вию поклоня́ющихся пречи́стому о́бразу Твоему́. Се бо, грехми́ погружа́емии и скорбьми́ обурева́емии, взира́юще на Твой о́браз, я́ко живе́й Ти су́щей с на́ми, прино́сим смире́нная моле́ния на́ша. Не и́мамы бо ни ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства, ни утеше́ния, то́кмо Тебе́, о, Ма́ти, всех скорбя́щих и обремене́нных! Помози́ нам, не́мощным, утоли́ скорбь на́шу, наста́ви на путь пра́вый нас, заблужда́ющих, уврачу́й и спаси́ безнаде́жных, да́руй нам про́чее вре́мя живота́ на́шего в ми́ре и тишине́ проводи́ти, пода́ждь христиа́нскую кончи́ну и на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́ яви́ся нам милосе́рдая Засту́пница, да всегда́ пое́м, велича́ем и сла́вим Тя, я́ко благу́ю Засту́пницу ро́да христиа́нскаго, со все́ми угоди́вшими Бо́гу. Ами́нь.
Тропарь, кондак, величание
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»
глас 1
От святы́я ико́ны Твоея́,/ о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и цельбы́ подаю́тся оби́льно,/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к ней./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́,/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,// и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.
Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»
глас 1
Де́рзость ненави́дящих о́браз Госпо́день,/ и держа́ва нечести́вых безбо́жно в Нике́ю прии́де,/ и по́сланнии безчелове́чно вдови́цу,/ благоче́стно чту́щую ико́ну Богома́тере, истязу́ют,/ но та́я но́щию с сы́ном ико́ну в мо́ре пусти́, вопию́щи:/ сла́ва Тебе́, Чи́стая,/ я́ко непроходи́мое мо́ре плещи́ своя́ подаде́, // сла́ва правоше́ствию Твоему́, Еди́на Нетле́нная.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»
глас 8
А́ще и в мо́ре вве́ржена бысть свята́я ико́на Твоя́, Богоро́дице,/ от вдови́цы, не могу́щия спасти́ сию́ от враго́в,/ но яви́лася есть Храни́тельница Афо́на/ и Врата́рница оби́тели И́верския, враги́ устраша́ющая/ и в Правосла́вней Росси́йстей стране́// чту́щия Тя от всех бед и напа́стей избавля́ющая.
Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»
глас 4
Совозсия́ днесь Све́ту Воскресе́ния свет чи́стыя ико́ны Твоея́,/ обоя́ ве́село торжеству́юще вопие́м:// сохрани́ раб Твои́х благода́тию, Влады́чице.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.
Акафист
Акафист
Кондак 1
Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои, яко пришествием честнаго образа Твоего стяжавшии щит крепкий, стену необоримую и стража неусыпна. Ты же, яко имущая державу непобедимую, покрый и защити нас, Владычице, от всех врагов видимых и невидимых и избави от всякаго вреда, душевнаго и телеснаго, да зовем Ти:
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Икос 1
Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице, егда паде Ей жребий апостольскаго служения в земли Иверстей: «Не разлучайся Иерусалима, жребий же, Тебе падший, просветится в последния дни, Ты же имаши потрудитися в земли, юже Тебе Бог изволит».
Темже радуйся, Еюже Евангелие благовестится; радуйся, Еюже идольская прелесть упразднится.
Радуйся, Еюже власть князя тьмы разрушится; радуйся, Еюже Царство Христово утвердится.
Радуйся, падших во тьму идолослужения к свету Евангелия воззвание; радуйся, от рабства диаволу в свободу славы чад Божиих приведение.
Радуйся, готовая служительнице Сына Своего и Бога; радуйся, послушанием преслушание Евы исцеляющая.
Радуйся, высото добродетелей; радуйся, глубино смиренномудрия.
Радуйся, Еюже невернии познают Творца; радуйся, Еюже вернии усыновляются Отцу.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Кондак 2
Видящи Святая Дева дивное и новое о Себе промышление Божие, яко раба Господня, присно готовая творити волю Его, возопи: Аллилуиа.
Икос 2
Разум недоразумеваемый глагола ангельскаго разумен Тебе, Пречистая, творя Господь, управи шествие Твое к Горе Афонстей, идеже проповедася Тобою Евангелие, и тако явися жребий Твой. Мы же радостно вопием:
Радуйся, освятившая Афон Своим пришествием; радуйся, низложившая тамо идолов.
Радуйся, насадившая тамо веру истинную; радуйся, неверие отгнавшая.
Радуйся, в жребий Себе Гору сию избравшая; радуйся, благодать сему месту обещавшая.
Радуйся, верным, живущим в ней, подательнице земных благ; радуйся, споручнице вечнаго их спасения.
Радуйся, теплая ходатаице о живущих в жребии Твоем; радуйся, всех врагов их устрашение.
Радуйся, милость Сына Своего до скончания века месту сему обещавшая; радуйся, благодать Его неотступною быти предрекшая.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Кондак 3
Сила Вышняго заступлением Богоматере осени Святую Гору и удолия и дебри ея, яко село пространное показа всем, в иночестей жизни хотящим жати спасение, внегда пети сице: Аллилуиа.
Икос 3
Имущи промышление о жребии Своем, людех Иверския земли, устроила еси в месте, идеже Сама к Афону пристала еси, обитель роду их, в тихое пристанище ищущим спасения, хотящи даровати ей в щит и ограждение икону Свою, да вси взывают:
Радуйся, пославшая проповедницу Евангелия в землю Иверскую; радуйся, обратившая сию страну от прелести идольстей к свету Христову.
Радуйся, Отрасли неувядаемыя розго, дивную лозу Нине даровавшая; радуйся, от нея произрастившая гроздие чудес и благия веры.
Радуйся, сад духовный на Афоне насадившая; радуйся, струю от него просвещения духовнаго стране Иверстей источившая.
Радуйся, Евфимия златословесная уста; радуйся, Торникия непобедимая крепосте.
Радуйся, всех благочестивых укрепление; радуйся, иноков ограждение.
Радуйся, тихое пристанище ищущих спасение; радуйся, вечный покой им уготовляющая.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Кондак 4
Бурю внутрь имущи помышлений сумнительных, честная вдовица, яже в Никеи, смятеся, зрящи копием воина-иконоборца прободену святую и чтимую икону Богоматере и абие источившу кровь и, страхом обдержима, да не поругана будет святая икона, с молитвою слезоточащи вверже ю в море. Увидевши же ю прямо верху воды путь творящу и текущу к западу, возопи с веселием: Аллилуиа.
Икос 4
Видеша иноцы Святыя Горы явльшийся в мори яко пламень, яко столп огнен, егоже верх досязаше небеси, яко солнце сияющее, и в нощи притекоша к краю моря и, видевше святую икону Богоматере, по морю носимою силою свыше, возопиша Благодатней:
Радуйся, Купино, Законоположником предзримая; радуйся, столпе огненный, наставляяй сущия во тьме.
Радуйся, лествице, досязающая до Небес, еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо.
Радуйся, заре таинственнаго дне; радуйся, Звездо, являющая Солнце.
Радуйся, Свет Неизреченный родившая; радуйся, еже како ни единаго же научившая.
Радуйся, облеченная в солнце, сияющая благодатию и славою всей вселенней; радуйся, молние, души просвещающая и верных смыслы озаряющая.
Радуйся, светлосте, во тьме светящая; радуйся, яко многосветлое возсияваеши просвещение.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Кондак 5
Боготечную икону Свою дати хотящи Иверстей обители, рекла еси, Богомати, преподобному Гавриилу: «Иди с ликом иноков к берегу моря, сниде в пучину и приими икону Мою». Он же, верою и любовию окриляемь, по воде, аки по суху, ходя, прият ю во объятия своя и, достиг сокровища, иным недостижимаго, в достояние иноков рода своего иверскаго, веселяся, пояше: Аллилуиа.
Икос 5
Видеша иноцы иверстии многажды икону Богоматере из храма верху врат монастырских на стену града незримою силою изнесенную, ужасахуся и стояху, зовуще к Ней таковая:
Радуйся, святую икону дати нам изволившая; радуйся, покров ю быти нам обещавшая.
Радуйся, любовь Твою к обители нашей показавшая; радуйся, благое о ней промышление явившая.
Радуйся, помощь наша в чуждей стране; радуйся, в странствии нашем утешение.
Радуйся, Божие к нам благоволение; радуйся, наше к Богу дерзновение.
Радуйся, слез наших избавление; радуйся, сирых нас защитнице.
Радуйся, ограждение наше; радуйся, едина радосте наша.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Кондак 6
Проповедника творящи Гавриила воли Своея, рекла еси к нему, Владычице: «Не приидох хранима быти от вас, но да буду Аз хранительница ваша не токмо в настоящем, но и в будущем веце. Се даю вам знамение: дондеже зрите в монастыре икону Мою, не оскудеет вам благодать Сына Моего и милость, да вопиют Ему вси: Аллилуиа».
Икос 6
Возсия радость велия слышавшим Твоя, Богомати, обетования, и Тебе, Небесней Вратарнице, храм во вратех обители с веселием иноцы воздвигоша и возопиша тако:
Радуйся, хранительнице наша в настоящем веце; радуйся, предстательнице наша в будущем.
Радуйся, страху Божию нас научающая; радуйся, на путь добродетели наставляющая.
Радуйся, дерзновение наша и надеждо; радуйся, упование наше и покров.
Радуйся, благоутробие Сына Своего к нам преклонившая; радуйся, благодать Его неоскудно пребывати с нами возвещающая.
Радуйся, святую икону залогом милости давшая; радуйся, дар чудодействия ей даровавшая.
Радуйся, прилог всякаго зла от обители отражающая; радуйся, всему благому вход отверзающая.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Кондак 7
Хотящу иногда злочестивому Амире обитель Иверскую разорити и стадо иноков, тамо собранное разсеяти, скоро позна крепкое обители заступление от Богоматере, увидев корабли своя в пучине моря погрязшия и ратники изгибшия. И пришед со смирением, сребро и злато в обитель даяше, молитвы прося. Иноцы же, видевше сия, возопиша к Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Новыя и безчисленныя чудеса показа Богомати, в обители оскудение вина, муки и елеа восполняющи, бесныя исцеляющи, хромым хождение дарующи, слепым прозрение и всяк недуг врачующи, да, видяще чудеса сия, воспевают Тебе:
Радуйся, взбранная Воеводо, враги побеждающая; радуйся, скорая на помощь призывающим Тя.
Радуйся, не презирающая моления нашего; радуйся, обещания Своего не отступающая.
Радуйся, скорбь обители в радость претворяющая; радуйся, оскудение обители восполняющая.
Радуйся, слепых прозрение; радуйся, хромых хождение.
Радуйся, всех немощных целительнице; радуйся, всех скорбных утешительнице.
Радуйся, яко не престаеши промысляющи и спасающи нас; радуйся, яко от толиких бед избавляеши нас.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Кондак 8
Странно покрываемую от иконы Богоматере обитель Иверскую слышав Патриарх Никон, вожделе и Российстей стране благодати Ея стяжати причастие; сего ради, создав обитель в честь славнаго образа, со тщанием испроси изображение чудотворнаго образа Богоматере, да, покровом Ея защищаеми, вопиют Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Вся сущи в Вышних, но и нижних не отступающи, благоизволила еси, Богомати, якоже древле преподобному Антонию даровася благословение Горы Афонския на утверждение обители Печерския, даровати и новой обители в стране Российстей благодать Свою, еюже благословила еси Афон, в подобии честнаго образа Твоего. Темже взываем Ти:
Радуйся, страны Российския покрове, ширший облака; радуйся, православныя веры в ней ограждение и утверждение.
Радуйся, Православныя Церкве непоколебимый столпе; радуйся, ересей и расколов обличение.
Радуйся, светлыми лучами чудотворных икон всю страну озаряющая; радуйся, дары исцелений и милостей от них источающая.
Радуйся, врагов устрашение; радуйся, святителей веселие.
Радуйся, иереев похвало; радуйся, иноков наставнице.
Радуйся, всего рода нашего спасение; радуйся, верных утверждение.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Кондак 9
Всяко тщание имуще о написании честнаго образа милостивыя Вратарницы, сонм постников иверских молебная пения совершает, водою от чудныя иконы омывает дску, на нейже имать изобразитися честный образ, и преподобнаго Иамвлиха освящает, иже, подвизався в посте, молитве и бдении со всею братиею, списа вапы, святою водою и мощами освященными, честное изображение Богоматере, выну моляся и вопия Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Вития многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе, Богородице: недоумеют бо, како по достоинству похвалити вся чудеса Твоя, явленная роду нашему от святыя Твоея иконы, еще бо на пути в Российскую страну сия чудодействоваше, благочестивому Мануилу повелевая выкуп дати неверным, возбраняющим шествие святыя иконы в страну Русскую, и сугубо ему послежде отдавши. Мы же, дивящеся, верно вопием Ти:
Радуйся, источниче чудес неисчерпаемый; радуйся, всякия милости подательнице.
Радуйся, всегда теплая о нас ходатаице к Богу; радуйся, промышления Его о нас сокровище.
Радуйся, сущим в бедах прибежище; радуйся, скорбящих утешение.
Радуйся, больных исцеление; радуйся, немощных укрепление.
Радуйся, вдов заступление; радуйся, сиротствующих милосердая Мати.
Радуйся, заблуждающих на путь истины обращение; радуйся, грешников к покаянию воззвание.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Кондак 10
Спасти хотящи многия люди от бед и скорбей, источаеши, Богомати, неоскудный источник милости от Своея иконы роду нашему: се бо и в стольном граде Москве благая Вратарница являешися всем поклоняющимся Тебе, скорое вспоможение подавающи, и в новой обители Иверстей благодати струи от иконы Твоея испущаеши, и во иных градех, обителех и весех чтущим Тя полезное прошение исполняющи. Темже, прославляя Бога, давшаго нам благодать таковую, вопием Ему: Аллилуиа.
Икос 10
Стена еси иноческому чину, Богородице, и всем, к Тебе прибегающим, ибо Небесе и земли Творец, вселься в девственней утробе Твоей, научи всех чистоты и целомудрия ревнителей возглашати Тебе:
Радуйся, девства сосуде избранный; радуйся, чистейший образе целомудрия.
Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; радуйся, Невесто неневестная.
Радуйся, Сеятеля чистоты рождшая; радуйся, верных Господеви сочетавшая.
Радуйся, в буре искушений скорая помощнице; радуйся, прилоги врага отражающая.
Радуйся, мглу душевредных страстей отгоняющая; радуйся, помыслы очищающая.
Радуйся, земныя сласти презирати научающая; радуйся, к горнему умы и сердца направляющая.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Кондак 11
Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих; равночисленныя бо песка песни аще приносим Ти, Владычице наша Богородице, ничтоже совершаем достойно, яже подаваеши нам, о Тебе вопиющим: Аллилуиа.
Икос 11
Светоприемную свещу, сущим во тьме бед явльшуюся, зрим святую икону Богоматере; невещественный бо огнь благодати приемлющи, лучами чудес всех озаряет, научающи сице взывати Благословенней:
Радуйся, во всяких нуждах скорое вспоможение; радуйся, в печалех быстрое услышание.
Радуйся, от огня, меча и нашествия иноплеменных нас избавляющая; радуйся, от глада и напрасныя смерти нас свобождающая.
Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго нас соблюдающая; радуйся, бедствующим в пути, на суше и на водах внезапное вспоможение.
Радуйся, язв душевных и телесных врачевание; радуйся, оставленных врачми в Свои руце приемлющая.
Радуйся, милосердая утешительнице всех скорбящих и обремененных; радуйся, не отвергающая всех презренных и отверженных.
Радуйся, самых отчаянных из рова погибели исхищающая; радуйся, и мене, обнаженнаго добрых дел, не оставляющая Своим покровом и заступлением.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Кондак 12
Благодати дати восхотев, долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати и, раздрав рукописание, дарова нам крепкое Богоблагодатное ходатайство, да вопием вси молитвами Ея: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще Твоя чудеса, являемая нам в жизни сей, хвалим Тя, Богородице, яко милости источник неисчерпаемый. Но, припадающе к Тебе пред чудотворною иконою Твоею, молим Тя смиренно: буди нам покров и защищение и в день кончины нашея, и егда имамы предстати на суд страшному престолу Сына Твоего, да вопием Ти:
Радуйся, во славе приседящая престолу Сына Твоего и тамо нас воспоминающая; радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая и о нас ходатайствующая.
Радуйся, уповающим на Тя конец живота непостыден дарующая; радуйся, безболезненную и мирную кончину устрояющая.
Радуйся, мытарств горьких избавление; радуйся, от власти князя воздушнаго освобождение.
Радуйся, грехов наших непоминовение; радуйся, по Господе упование нам блаженныя жизни.
Радуйся, уповающим на Тя одесную Сына Твоего стояние устрояющая; радуйся, блаженнаго гласа Онаго, Небеснаго Царствия наследие обещающаго, слышати сподобляющая.
Радуйся, благая Мати, всех, чтущих Тя, жити с Собою вселяющая; радуйся, крепкая надеждо вечнаго спасения всем христианом.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Кондак 13
О, Всепетая Мати, Пресвятая Госпоже Дево Богородице! Призри на нас, приносящих смиренно со слезами малыя сия молитвы пред пречистым Твоим образом и все упование и надежду возложивших на Тя, и избави нас всех бед и напастей в животе сем и будущия изми муки, да, спасаемии Тобою, вопием выну: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангел предстатель…» и 1-й кондак «Взбранной Воеводе…».
Канон
Канон
глас 8
Пе́снь 1
Ирмо́с: Колесницегони́теля фарао́ня погрузи́, чудотворя́й иногда́ Моисе́йский же́зл, крестообра́зно порази́в и раздели́в мо́ре, Изра́иля же беглеца́, пешехо́дца спасе́, пе́снь Бо́гови воспева́юща.
От скве́рных усте́н хвале́ние приими́, Всенепоро́чная, я́коже пре́жде Сы́н Тво́й, Бо́г же мо́й и Госпо́дь, прия́т две́ ле́пты вдови́цы, и разреше́ние прегреше́ний мои́х пода́ждь, я́ко да по до́лгу велича́ю Тя́.
А́нгельское пе́ние подоба́ше Тебе́, Ма́тери Бо́жией, Творца́ бо си́х родила́ еси́ стра́нно. Но и от на́с приими́, Влады́чице, смире́нныя сия́ моли́твы, да пое́м Го́сподеви: сла́вно просла́вися в на́шей не́мощи.
Огусте́ша во́ды, огусте́ша и во́лны посреде́ мо́ря, нося́щя Твою́, Богома́ти, ико́ну. Утверди́ и мое́ подви́гшееся се́рдце на ка́мени за́поведей Христо́вых.
Помо́щница и Покрови́тельница была́ еси́, Де́во, оби́тели И́верския, во́ев Ами́ры с корабли́ и́х в мо́ри погрузи́вши, но потопи́ в пучи́не милосе́рдия Сы́на Твоего́ вся́ моя́ душе́вныя стра́сти и безчи́сленная моя́ прегреше́ния.
Пе́снь 3
Ирмо́с: Утвержде́й в нача́ле Небеса́ ра́зумом и зе́млю на вода́х основа́вый, на ка́мени мя́, Христе́, за́поведей Твои́х утверди́, я́ко не́сть свя́т, па́че Тебе́, Еди́не Человеколю́бче.
Утверди́ се́рдце мое́ во упова́нии на Тя́, Богома́ти, изми́ вся́кую горды́ню и превозноше́ние из помраче́ннаго ума́ моего́, да вопию́: не́сть свя́т, я́ко Госпо́дь, и не́сть пра́веден, я́ко Бо́г на́ш.
Ты́, о, Богома́ти, немощству́ющия препоясу́еши си́лою, а́лчущия насыща́еши; посети́ и мою́ не́мощь и а́лчущаго и жа́ждущаго мене́ насы́ти Живо́тнаго Хле́ба, чрез Твою́ де́вственную утро́бу сше́дшаго с Небесе́ на зе́млю.
Возста́ви, Влады́чице, от земли́ мене́, убо́гаго, и от гно́ища грехо́внаго воздви́гни, ни́щаго, да́ждь моли́тву мне́, моля́щемуся, да, велича́я, пою́ Твое́ заступле́ние.
Непло́дствующий мо́й у́м плодоно́сен покажи́, Блага́я Де́во, от непло́дове ро́ждшаяся: Ты́ бо плодоно́сие все́х бла́г явле́нием ико́ны Твоея́ подае́ши.
Седа́лен.
Све́тлое дне́сь Засту́пницы на́шея наста́ торжество́. Да взыгра́ется тва́рь, да ликовству́ют челове́честии собо́ри, созыва́ет бо на́с Свята́я Богоро́дица ви́дети огнено́сную ико́ну Свою́ луча́ми ми́лости ве́рныя просвеща́ющую. Те́мже, ра́дующеся, вопие́м: спаси́, Госпоже́, от гла́да, огня́, меча́ и бе́д вся́ почита́ющия явле́ние ико́ны Твоея́.
Пе́снь 4
Ирмо́с: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, Ты́ моя́ и си́ла, Ты́ мо́й Бо́г, Ты́ мое́ ра́дование, не оста́вль не́дра О́тча и на́шу нищету́ посети́в. Те́м с проро́ком Авваку́мом зову́ Ти́: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.
Покры́ Небеса́ доброде́тель Твоя́, Богома́ти, и хвалы́ Твоея́ испо́лнися земля́, но положи́ любо́вь держа́вную кре́пости Твоея́ и на мне́, отча́янном.
Уготовля́ющи ше́ствие, чу́дней ико́не Твое́й, даде́ бе́здна гла́с сво́й, воздви́жеся со́лнце, и сия́ние ея́ я́ко све́т бы́сть, но Ты́ изшла́ еси́ на спасе́ние люде́й, спасти́ Твое́ насле́дие пришла́ еси́.
Услы́шавше слу́х прише́ствия Твоего́, и́ноцы убоя́шася; уразуме́вше же дела́ Твоя́, ужасо́шася, но внегда́ смути́тися души́ мое́й, ми́лость Твою́ помяни́, Влады́чице, да взыва́ю: сла́ва заступле́нию Твоему́, Богома́ти.
Ты́ еси́ моя́ кре́пость и си́ла, Богоро́дице, Тобо́ю почи́ю в де́нь ско́рби моея́, и из страны́ прише́льствия взы́ду Тобо́ю в Небе́сное насле́дие, и возра́дуюся о Го́споде и Бо́зе, Спа́се мое́м.
Пе́снь 5
Ирмо́с: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́ Твоего́, Све́те Незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тьма́, окая́ннаго, но обрати́ мя́ и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.
Ви́ждь, Чи́стая, от но́щи у́тренюющия лю́ди па́ствы Твоея́, ико́ну Твою́ Богохва́льную обстоя́щия, разреше́ния же грехо́в прося́щия, и жития́ исправле́ния, и Боже́ственныя сла́вы прича́стия: не отри́ни у́бо на́с от лица́ Твоего́, Све́та Незаходи́маго Ма́ти.
Все́ю душе́ю и мы́слию в па́стве Твоея́ вси́ слику́юще, псалмы́, и пе́сньми духо́вными, и пе́нием Боже́ственным ико́ну Твою́ почита́ют, проще́ния грехо́в прося́ще и ду́ш спасе́ния. Ты́ же, исцеле́ние на́ше су́щи, сия́ вся́ пода́ждь, Влады́чице Богоневе́сто.
Хра́м Тво́й, Де́во, я́ко ра́й други́й показа́ся ны́не, я́ко дре́во жи́зни име́я ико́ну красоты́ Твоея́, ю́же вси́ усе́рдно со благогове́нием и любо́вию целу́юще, взыва́ем: Влады́чице, ми́р да́ждь на́м, Влады́чице, стяжи́ на́с, ино́го бо ра́зве Тебе́ утеше́ния не ве́мы.
Реку́ Тя́ сла́дкую и пото́к насыще́ния, ма́нну Небе́сную, изоби́лие и благода́ть приснотеку́щую во оби́тели Твое́й живу́щии стяжа́вше, пою́т Рождество́ Твое́, Отрокови́це.
Пе́снь 6
Ирмо́с: Очи́сти мя́, Спа́се, мно́га бо беззако́ния моя́, и из глубины́ зо́л возведи́, молю́ся, к Тебе́ бо возопи́х, и услы́ши мя́, Бо́же спасе́ния моего́
В ско́рби се́рдца вопию́ ти́, Влады́чице, жите́йскаго мо́ря потопля́ем бу́рею, к Тебе́, я́ко ти́хому приста́нищу, прибега́ю: возведи́ от тли́ живо́т мо́й.
Бе́здна после́дняя грехо́в обы́де мя́, и исчеза́ет ду́х мо́й, но простри́, Влады́чице, высо́кую Твою́ мы́шцу и, я́ко Гаврии́ла, и мене́, ко Твое́й ико́не прибега́юща, невреди́ма сотвори́.
Не отри́ни мене́ до конца́ от лица́ Твоего́, Ма́ти Незаходи́маго Све́та, не попусти́ мне́ погря́знути в пучи́не беззако́ний, но возведи́ мене́ от бла́та страсте́й, да взы́дет из истле́ния живо́т мо́й и пожру́ Тебе́ со гла́сом хвале́ния и испове́дания.
Хра́м нося́й теле́сный ве́сь оскверне́н, Тебе́, Пречи́стому хра́му Ве́чнаго Сло́ва, дерза́ю в честне́м хра́ме Твое́м, пред Твое́ю свято́ю ико́ною приноси́ти смире́нныя моя́ моли́твы. Ты́ же, я́ко Ми́лостивая, очи́сти мя́ Твои́м благоутро́бием.
Конда́к, гла́с 8.
А́ще и в мо́ре вве́ржена бы́сть свята́я ико́на Твоя́, Богоро́дице, от вдови́цы, не могу́щия спасти́ сию́ от враго́в, но яви́лася е́сть храни́тельница Афо́на и врата́рница оби́тели И́верския, враги́ устраша́ющая и в правосла́вней Росси́йстей стране́ чту́щия Тя́ от все́х бе́д и напа́стей избавля́ющая.
И́кос.
В столпе́ о́гненне я́вльшуюся Богома́тере ико́ну ви́девше, возопи́ша по́стников и́верских ли́цы: о, Влады́ко, сподо́би на́с прия́ти ико́ну Ма́тере Твоея́ во утеше́ние стра́нствия на́шего; ты́ же, Гаврии́ле, дерза́я и вни́ди в мо́ре, и приими́ во объя́тия твоя́ сокро́вище, на́м явля́емое, да бу́дет на́м стра́ж неусы́пный, покро́в же, и ра́дость все́м христиа́ном, и храни́тельница, от бе́д и напа́стей избавля́ющая.
Пе́снь 7
Ирмо́с: Бо́жия снизхожде́ния о́гнь устыде́ся в Вавило́не иногда́. Сего́ ра́ди о́троцы в пещи́, ра́дованною ного́ю, я́ко во цве́тнице лику́юще, поя́ху: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Согреши́хом, беззако́нновахом, непра́вдовахом пред Го́сподем, но, Влады́чице моя́ Богоро́дице, я́ко Блага́я угаси́ о́гнь Его́ пра́веднаго гне́ва Твои́м те́плым хода́тайством, да пое́м Ему́: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
В пещи́ искуше́ний и бе́д опаля́емыя ороси́, Богома́ти, струя́ми Твои́х щедро́т, да посрамя́тся врази́ на́ши и да разуме́ют вси́, я́ко Ты́ еди́на еси́ Влады́чица Богоро́дица, по все́й вселе́нней сла́вимая.
Престо́ле Царя́ Сла́вы, Честне́йшая Херуви́м, одушевле́нный хра́ме, в не́мже всели́ся Госпо́дь, тве́рдь Небе́сная, на не́йже возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с, Тя́ пое́м, Богома́ти, и превозно́сим во вся́ ве́ки.
Ты́ еси́ весе́лие и в пусты́нях живу́щим, Ты́ еси́ и сто́льнаго гра́да утеше́ние и похвала́, Де́во Мари́е, препе́тая и превозноси́мая во ве́ки.
Пе́снь 8
Ирмо́с: Седмери́цею пе́щь халде́йский мучи́тель Богочести́вым неи́стовно разжже́, си́лою же лу́чшею спасе́ны, сия́ ви́дев, Творцу́ и Изба́вителю вопия́ше: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.
Пою́т Тя́ А́нгельския Си́лы, превозно́сит челове́ческий ро́д, благослови́т Тя́ вся́ тва́рь, Пречи́стая Де́во Богоро́дице. Приими́ и от мене́, недосто́йнаго, приноси́мое Тебе́ хвале́ние.
По́йте, и́ноцы Афо́на, благословля́й, земле́ И́верская, превозноси́, вся́ страно́ Росси́йская, Благу́ю Влады́чицу, ре́ки чуде́с от Своея́ чудотво́рныя ико́ны источа́ющую. Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Ти́, Богоро́дице, пою́ще и превознося́ще во вся́ ве́ки.
Подо́бием ико́ны И́верския не то́чию святы́й Афо́н просвеща́ется, но и сто́льный гра́д Москва́ украша́ется, от того́ чуде́сную по́мощь прие́мля и исто́чник утеше́ния в не́м обрета́я.
Еще́ и страна́ Новгоро́дская и ини́и гра́ды и ве́си подо́бием И́верския ико́ны Твоея́, Влады́чице, освяти́шася и чудесы́ просвети́шася, вопию́ще: Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Пе́снь 9
Ирмо́с: Ужасе́ся о се́м Не́бо и земли́ удиви́шася концы́, я́ко Бо́г яви́ся челове́ком пло́тски и чре́во Твое́ бы́сть простра́ннейшее Небе́с. Те́м Тя́, Богоро́дицу, А́нгелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.
Та́йна глубины́ Рождества́ Твоего́ у́м А́нгельский ужаса́ет, Де́во, и пречи́стая ико́на Твоя́ де́моны прогоня́ет, не терпя́ще бо взира́ти на си́лу ея́, бе́гают и исчеза́ют. Мы́ же то́й любе́зно покланя́емся и облобыза́ем и Тя́, Богоро́дицу, велича́ем.
Прииди́те вси́, поклони́мся, припаде́м и возвели́чим Бо́жию Ма́терь, призре́вшую на на́с, смире́нных, а́лчущия исполня́ющую бла́г и положи́вшую с на́ми заве́т ми́лости во явле́нии Своея́ ди́вныя ико́ны.
Богоро́дице Де́во, упова́ние христиа́ном, проба́ви и на́шему ро́ду ми́лости Твоя́, бы́вшия отце́м на́шим, покры́й и соблюди́ на́с от вся́каго зла́.
О, Всеми́лостивая христиа́ном Помо́щнице, не мо́жет Тя́ воспе́ти досто́йно язы́к челове́ческий и А́нгельский, я́ко всея́ тва́ри честне́йшую и земны́х сла́внейшую, но приими́ ми́лостивно сие́ приноси́мое Тебе́ от на́с моле́ние и спаса́й на́с всегда́, на Тя́ бо упова́ние возложи́хом.
Свети́лен.
Ико́ну Твою́ всечестну́ю прии́м Гаврии́л во объя́тия, вопия́ше Тебе́ Влады́чице: о, сла́дкая Ма́ти Царя́ Христа́, бу́ди покро́в Твое́й оби́тели, ра́дость же все́м христиа́ном, и Спору́чница жи́зни ве́чныя.
Частые вопросы
Когда Иверская икона покинет Афон?
Согласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору Афон. Об этом возвестил преподобный Нил Мироточивый, неоднократно являвшийся в 1813-1819 гг.
Чья покровительница Иверская Божья Матерь?
Иверская икона – покровительница Москвы. Это образ, который уже много веков встречает людей, прибывающих в русскую столицу.
Что означает икона Вратарница?
Эта икона известна как «Вратарница», или «Портаитисса». Такое название она обрела благодаря своему расположению – оригинальный образ, находящийся в афонском храме, хранится в выступающем вперёд боковом приделе, осеняя вход в обитель. Поэтому янтарная реликвия так же будет защищать Ваше жилище от невзгод и конфликтов.
Что можно просить у Иверской иконы Божией Матери?
Монахи возвели надвратную церковь в честь Богоматери, и чудотворная Иверская икона находится там по сей день. К образу обращаются для утешения в бедах, защиты от пожаров и катаклизмов, умножения плодородия земли. Лик Божьей Матери помогает обрести внутреннюю чистоту и преодолеть пагубные желания.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При посещении Афонской Вратарницы обязательно уважайте правила монастыря: прикрывайте плечи и ноги, не громко разговаривайте, не фотографируйте без разрешения.
СОВЕТ №2
Изучите историю и значения Иверской иконы Божией Матери заранее, чтобы более глубоко понимать ее значение и связь с монастырем.
СОВЕТ №3
Не забудьте приобрести свечу и помолиться перед иконой Божией Матери – это прекрасная возможность для духовного восстановления и покаяния.
Символика и значимость иконы
Иверская икона Божией Матери, известная также как “Афонская Вратарница”, имеет глубокую символику и огромную духовную значимость для православных христиан. Икона изображает Пресвятую Богородицу, стоящую с распростертыми руками, как бы прикрывающую своим плащом всех верующих, обращающихся к Ней с молитвой и прошениями.
Символика иконы заключается в ее защитнической функции перед верующими. Богородица, как мать всех людей, является посредницей между человеком и Богом, икона же служит своеобразным символом этой защиты и милосердия. Верующие обращаются к иконе с просьбами о помощи, обереге, исцелении и прощении грехов, веря в ее благословенную силу и милость.
Икона “Афонская Вратарница” имеет особое место в православной традиции и поклонении. Ее изображение сопровождается множеством чудес и исцелений, происходящих благодаря вере и молитвам перед этой святыней. Многие паломники и верующие приходят на Афонский монастырь именно для поклонения этой иконе и поиска утешения и помощи в своих нуждах.
Таким образом, символика и значимость иконы “Афонская Вратарница” тесно связана с верой, надеждой и любовью к Богородице, которая всегда готова принять и услышать молитвы своих детей, прикрыв их своим небесным покровом.