Агиография, как богословская дисциплина. Что изучает? Основные аспекты

Агиография – это важная богословская дисциплина, занимающаяся изучением жизни и деятельности святых. В рамках этой области исследования анализируются биографии святых, их духовное наследие, чудеса и молитвенная сила. В данной статье мы рассмотрим, какие аспекты изучает агиография и почему это имеет важное значение для христианской теологии и практики.

Мнение эксперта:Агиография, как богословская дисциплина, изучает жизнь и деятельность святых, их подвиги, чудеса и учение. Эксперты отмечают, что агиография играет важную роль в христианской традиции, помогая верующим понять и принять образ жизни святых как образец для подражания. Изучение агиографии способствует укреплению веры, вдохновляет на добродетель и поддерживает духовное развитие. Важно отметить, что агиография не только представляет биографии святых, но и раскрывает их духовное наследие, оставляя следы в истории и культуре христианства.https://www.youtube.com/embed/lX3k8QavvpYЧто такое агиография?

Агиография — это, во-первых, биографии людей, которых та или иная религия за подвиг веры почитает святыми. Во-вторых, это наука, изучающая жития как памятники духовной литературы, а также богословские подходы к святости.

Интересный факт

«Агиография» происходит от греческих слов αγιος «святой» и γραφω «пишу».

В первом значении речь идёт о разножанровой церковной литературе, призванной укоренить или популяризировать почитание тех, кому в той или иной мировой религии поклоняются как святым. А во втором значении некоторые учёные используют термин «агиография» как синоним «агиологии», которая исследует святость и способы её достижения в разные исторические периоды. Пишут жития агиографы.

Католическая Энциклопедия разделяет агиографические рукописи на две категории:

  1. Свидетельства прошлого и тексты, созданные для церковных нужд («практическая агиография»).
  2. Научные тексты, авторы которых изучают литературу из первого пункта («критическая агиография»).

Жития — это скорее словесные иконы, чем биографии в привычном понимании. В жизнеописаниях светских выдающихся деятелей прослеживается хронология от появления человека на свет до его кончины. В житиях это необязательное условие, и в них перечислены далеко не все события, связанные с именами героев. Там обычно нет даты рождения или подробностей о семье, ранних годах жизни, обучении. Зато описаны подвиги и чудеса, мысли и дела святого.

Житие святого — это не столько описание его жизни (биография), сколько описание его пути к спасению, типа его святости.

В.М. Живов «Краткий словарь агиографических терминов»

В житиях очень много чудес, сотворённых святыми с помощью и во имя Господа. Это служило доказательством их святости и побуждало верующих следовать их примеру — выбирать дорогу жизни, проложенную Иисусом Христом.

В историко-богословских трудах жития используются как кладезь информации о богословских взглядах духовенства того или иного века.

Особенности агиографии

Структура жития напоминает архитектурное сооружение. Повествование обрамлено предисловием и небольшим послесловием. В довольно многословном предисловии агиограф обычно называет себя недостойным и просит помочь Господа и небесных заступников.

Введение изобилует цитатами из священных трудов. Затем автор приступает к описанию судьбы героя с младенческих лет, в том числе приписываемых ему чудес — как при жизни святого, так и после его кончины. В послесловии автор благодарит Бога за то, что ниспослал грешному миру нового праведника.

У большинства святых в житиях нет отрицательной стороны, но это не способ манипулировать верующими читателями. Дело в том, что, подобно Спасителю, святые должны быть безгрешными, поэтому какие-либо сомнительные деяния святых в рассказах об их судьбах отсутствуют.

Житие Николая Мирликийского Чудотворца

Житие Николая Мирликийского Чудотворца

Житие — литературная икона, и на ней святой изображён уже в прославленном состоянии. А то, как он оступался на пути к спасению, остаётся за рамками повествования. У этого жанра иные задачи — дать верующим образец для подражания. Показать путь, пройденный святым от рождения до Царствия Небесного.

Пусть такие люди — несовершенные, как и все потомки Адама, — кажутся нереальными, но жития помогают осознать, в чём суть праведной жизни и веры. Важно учитывать контекст и эпоху, когда они были написаны, и то, что это религиозные произведения.

Культовое произведение… существует только в целях культа и говорит на языке культа. Оно канонично и символично, и его изучение невозможно без учёта этих особенностей.

Арсентьева И. В. «Буддийская агиографическая традиция в тибетской живописи танка»

Хотя в некоторых житиях всё же говорится о неправедных поступках святых, но только если они в итоге раскаялись. К таковым относятся
царь Давид
, его сын Соломон и
Мария Египетская
. В целом канон дозволяет упоминать об ошибках святого только при описании дохристианского периода его жизни. Это пример того, что святости способен достичь даже последний грешник.

Яркая черта агиографической литературы 14–15 вв. — абстрагированность. Здесь нет никаких конкретных деталей: точных дат, топонимов или имён второстепенных персонажей. Авторы предпочитают указывать только их социальное положение: «некий боярин», «сей муж». Это необходимо, чтобы жизнь святого оказалась за рамками времени и пространства и предстала как идеал христианских норм, «вечный и повсеместный», пишет академик Лихачёв.

Интересные факты

  1. Агиография — наука, изучающая жизнь и подвиги святых. В основе агиографии лежит изучение изображений, в частности, икон, фресок, мозаик и скульптур.
  2. В своей работе агиографы используют разнообразные источники, включая письменные свидетельства, такие как жития, проповеди, письма и хроники, а также археологические и антропологические данные.
  3. Агиография тесно связана с другими дисциплинами, такими как богословие, история и искусствоведение. Агиографические исследования могут пролить свет на различные аспекты жизни Церкви, включая развитие богословских идей, формирование церковных традиций и отношения между Церковью и государством.
Коптская агиография / Лекция Лилии ФрангулянКоптская агиография / Лекция Лилии Франгулян

История агиографии

Жития делятся на древние, средневековые и те, что появились в новое и новейшее время. Жанр агиографии зародился в середине IV в. В средние века биографии святых нередко списывали с более древних жизнеописаний других людей.

Как литературный жанр агиография сформировалась под воздействием античных романов, жизнеописаний и панегириков (обычно надгробных восхвалений), мифов о богах и героях и восточных легенд. При описании истязаний мучеников агиографы зачастую ориентировались на греческие трагедии.

Однако на содержание в первую очередь повлияли Евангелия и Деяния, где показан путь страдания за веру Христову. Сцены жестокой гибели апостолов оказали сильное воздействие на житийную литературу. Мученичество в произведениях этого жанра представлено как наивысшая форма святости.

Жития святых Дмитрия Ростовского в 12 томах

Жития святых Дмитрия Ростовского в 12 томах

Первый известный агиографический сборник — «Сказание о семидесяти апостолах» Дорофея, епископа Тихэрского (IV в.). Самый полный свод агиобиографий греческих святых составил в X в. византийский преподобный Симеон Метафраст. Историки полагают, что формирование древних житий как жанра завершилось к XI в.

Интересный факт

На Руси, по примеру Византии, жития были частью литургии. Впоследствии их заменили акафистами.

Сейчас житийная литература ориентирована на современного читателя. Она написана более понятным языком, в ней больше психологизма и драматизма. Неоагиография отличается тем, что использует факты, чья историческая достоверность подтвердилась. К житиям, составленным подобным образом относится сборник «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия» игумена Дамаскина (Орловского).

Как раньше учились в школе?Как раньше учились в школе?

Виды агиографии

Агиографии присуще жанровое разнообразие: панегирик (похвала), хождение, чудеса и др. Они встречаются не только в чистом виде, но и в смешанном: когда в одном тексте есть элементы нескольких жанров. Например, в похвальное «Житие Тимофея» встроены чудеса. А «Житие Иоанна Эдесского» и вовсе представлено как диспут, хотя такая литературная форма чужда житийной письменности.

По объёму описываемых биографических фактов жития обычно делят на две больших группы: мартирии и биографические (биос). Первые показывают лишь о мученической кончине, а вторые — о всей жизни святого.

Есть житийные сказания, в основу сюжета которых положены только один или несколько трагических эпизодов из биографии святого (убийство Бориса и Глеба).

Существуют также житийные сборники. В патериках (отечниках) собраны истории о подвижниках — в основном о монахах-пустынниках, — а также их изречения. В отличие от назидательного жития, стремящего показать идеальный образ, здесь в центре внимания странные случаи из биографии святого: его «чудачества», дьявольские соблазны и т.п. Наиболее известные русские сборники этого жанра — Киево-Печерский и Волоколамский.

Прологи — древнерусские сборники, составленные по типу календаря: содержание соотносится с памятными церковными датами. На каждый день приходится не одно житие. Этот жанр родом из Византии, где его аналогом был месяцесловов (Синаксарь).

Ещё один вид сборников — Минеи или Четьи-Минеи. В них собраны жития и сочинения отцов церкви, которые каждый день читали в течение месяца для пользы души. Это жанр появился в IX в. в Византии. Есть два вида Миней: «служебные» предназначались для церковных служителей, а «четьи» — для широкого круга читателей.

Жития разделяются не только по жанрам, но и по чину святости:

  • мученики (новомучениками называют в том числе верующих, погибших при советском режиме);
  • преподобные;
  • святители;
  • иноки;
  • благоверные князья;
  • святые жёны;
  • святые отцы (Григорий Нисский, Августин Блаженный);
  • страстотерпцы (Борис и Глеб, Николай II);
  • блаженные или юродивые (Анна Петербургская, Василий Блаженный);
  • просветители народов (так, Кирилл и Мефодий — просветители славян).

Причём жития блаженных и страстотерпцев — уникальное явление, присущее только Руси. В других странах таких святых нет.

«Сказание о Борисе и Глебе» (лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века)

«Сказание о Борисе и Глебе» (лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века)

Ещё есть деление по предмету повествования: сказания о святых (сюда относятся и жития Иисуса Христа, Богородицы), о священных реликвиях (например, о мощах), о святых местах (церквях, монастырях).

Христианская агиография

В центре внимания христианских агиографов чудеса, которые приписывают святым Церковь: православная, католическая и др. Сведения о мучениках представители христианского духовенства нашли в архивах римских чиновников и судей. В документах описывались допросы и вердикты. Каноничную форму повествования о мучениках закрепил папа Римский Климент.

Самая древняя агиобиография на Руси — несохранившееся «Житие Антония Печерского», инока, который первым поселился в гроте. Впоследствии на этом месте возникла Киево-Печерская лавра.

Затем, в XII в., появились жития о Борисе и Глебе и Феодосии Печерском. Их автор — прп. Нестор Летописец.

Эпоха расцвета русской житийной литературы — XVI в. Тогда Митрополит Московский и всея Руси Макарий составил «Великие Минеи Четьи» — сокровище духовной литературы. Нат это у него ушло 12 лет. Сборник состоит из всех найденных к тому моменту сказаний о русских святых.

В арабоязычной агиографии тоже есть христианское ответвление — например, мелькитские жития IX–XI вв. Мелькиты — одна из конфессий христианского Востока, единоверная с Византийской Церковью. Во время арабских завоеваний мелькиты оказались отрезаны от Византии и стали арабоязычными.

В арабо-мелькитской агиографии 6 оригинальных — не переводных — рукописей: «Мученичество Антония (Равха)», жития Иоанна Эдесского, Иоанна Дамаскина, Антиохийского патриарха Христофора и др.

Агиография в других религиях

В настоящее время агиография исследует и жития святых нехристианских религий: ислама, буддизма, индуизма, сикхизма и джайнизма.

В исламе не канонизируют тех, кто совершил подвиг веры. Коран не признаёт посредников в общении с Аллахом — молиться можно только ему. Но суфисты — приверженцы мистического направления в исламе — развили культ святых. А некоторые среднеазиатские святые почитались местными народами ещё до обращения в мусульманство: Биби Сешанбе, Амбар-она, Хубби и др.

Учение о святости окончательно сформировал мистик ал-Хаким Мухаммад ибн Али ат-Тирмизи. Он выделил 2 вида святости: ниспосланная (валайа) и обретённая (вилайа). Ниспосланная у тех, у кого есть покровительство (канаф) Божества или духовного учителя. А обретают святость те, кто ищет истину (муридун), занимается подвижничеством и, несмотря на любые препятствия и соблазны, упорно движется к Богу.

Аналогом агиографии в исламе является хадисоведение. Это наука, определяющая, насколько достоверны хадисы — предания о пророке Мухаммаде. Однако сборники этих сказаний нельзя назвать полноценными биографиями. Это воспоминания современников о пророке, пересказы его проповедей.

Некоторых мусульманских пророков христиане знают под другими именами:

  • Иса (Иисус Христос) в исламе почитается как пророк, через которого Создатель послал Инджил (Евангелие);
  • Дауд (Давид) — царь Израиля, пророк, псалмопевец;
  • Муса (Моисей) — тот, кому Аллах доверил Таурат (Священное Писание мусульман) и др.

Для буддийской агиографии характерны мистические черты, а ещё практически у каждого жития есть по несколько версий. Так, разные школы буддизма создали свои варианты жизнеописания Будды Шакьямуни.

Тибетолог А. И. Востриков разделяет тибетские жития на «общие» и «тайные». В первых детально передана жизнь каждого святого, во вторых — метафизика, иррациональные, мистические происшествия.

Интересный факт

У сказаний о буддийских святых есть дополнение — доктрины (чойнчжуны): например, «Синяя Летопись» Гой-лоцавы Шоннупэла. В таких трудах записаны подробности, не включённые в каноничные агиографические тексты.

В буддизме существует понятие агиографической живописи. Так, содержание канонических сказаний о святых отражено в тибетской танкописи. Это свитки с нарисованными сценами.

Итак, раньше составители житий не ставили перед собой цели как можно более полно осветить судьбу святого. Главным было показать, почему его канонизировали, рассказать о его духовном пути. Хотя современные жития уже больше похожи на биографии светских людей.

Частые вопросы

Как называется богословская наука которая изучает житие святых?

Агиоло́гия (от др. -греч. ἅγιος «святой» + λόγος «рассуждение») — наука, исследующая богословские и историко-церковные аспекты святости.

В чем состоят особенности Агиографического Житийного жанра?

Именно в это время в развитии житийного жанра намечаются две различные линии: 1) отказ от биографизма, усиление бытовых деталей и сюжетных подробностей, 2) подчеркнутый биографизм, выделение одной центральной фигуры и подробное описание ее истории и ее внутреннего мира.

Что такое Агиографическая литература Почему она получила такое широкое распространение в средние века?

Это «раздел христианской литературы, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и перенесении мощей» (Афиногенов Д.

Что такое Агиографический канон?

Один из самых популярных жанров древнерусской литературы на всем протяжении ее существования (XI – XVII вв.) – агиография, или житийная литература, пришедшая на Русь из Византии. Житие – жизнеописание святого, обычно иного автора через несколько десятилетий после кончины героя.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучайте основные понятия агиографии, такие как житие святых, мученичества, чудеса и свидетельства их святости. Это поможет вам понять суть и цель этой богословской дисциплины.

СОВЕТ №2

Изучите историю агиографии, чтобы понять ее развитие и значение в христианской традиции. Это поможет вам увидеть, какие изменения произошли в подходе к изучению жизней святых со временем.

СОВЕТ №3

Исследуйте различные подходы к агиографии в разных христианских традициях. Сравните, как разные церкви и конфессии подходят к изучению жизней святых и как это отражается на их вероучении.

Методы исследования в агиографии

Агиография, как богословская дисциплина, занимается изучением жизни и деятельности святых. Для проведения исследований в этой области применяются различные методы, позволяющие раскрыть разнообразные аспекты жизни святых и их влияние на христианскую общину.

Одним из основных методов исследования в агиографии является биографический подход. С его помощью исследователи изучают биографии святых, анализируют их деятельность, жизненный путь, взаимоотношения с окружающими. Благодаря биографическому подходу можно выявить основные черты личности святого, его духовные качества, мотивы поступков.

Другим важным методом исследования является иконографический анализ. Изучение изображений святых на иконах, фресках, росписях позволяет понять символику, атрибуты, аспекты духовной жизни святых. Иконографический анализ помогает расширить представление о святых и их значимости для христианской традиции.

Кроме того, в агиографии широко применяется компаративный метод. Сравнительный анализ жизнеописаний святых различных эпох и культур позволяет выявить общие черты, особенности культового почитания, изменения в представлении о святых в разные исторические периоды.

Таким образом, методы исследования в агиографии разнообразны и позволяют глубоко погрузиться в изучение жизни и деятельности святых, раскрывая их роль в истории и культуре христианства.

Оцените статью
Добавить комментарий