Амвон и солея в православном храме: традиции и символика

В православном храме особое значение имеют амвон и солея – два важных элемента, которые символизируют особую связь верующего с Богом. Амвон и солея несут в себе глубокий духовный смысл и имеют свои особенности расположения в храме, которые мы рассмотрим в данной статье.

Мнение эксперта:Использование амвона и солеи в православных храмах является важным аспектом богослужебной практики. Эксперты отмечают, что амвон, как особое пространство перед иконостасом, символизирует встречу человека с Богом и является местом для чтения Евангелия и проповеди. Солея, в свою очередь, используется для освящения верующих и предметов, что придает им особое духовное значение. Оба элемента играют важную роль в ритуалах православной церкви, наполняя богослужение символикой и таинственностью.https://www.youtube.com/embed/OdmKYQqOVWgЧто такое амвон?

Этот элемент собою представляет некое возвышение внутри храмового помещения, предназначенное для целого ряда богослужебных действий: чтения Писания, произнесения священный текстов, проповедей. С амвона слышат прихожане Евангельские слова, которые читает при богослужении дьякон. Стоя на нем, священник совершает причащение.

Интересные факты

  1. Амвон и солея являются возвышенными местами в православном храме, которые предназначены для совершения священных обрядов. Амвон обычно располагается в центральной части храма и представляет собой возвышенную платформу, с которой священник произносит проповеди и совершает некоторые богослужения. Солея же представляет собой узкое пространство, расположенное перед иконостасом, которое предназначается для священнослужителей и певчих.

  2. Амвон своим происхождением восходит к кувуклии – небольшому помещению внутри храма Гроба Господня в Иерусалиме, которое считается местом погребения и воскресения Иисуса Христа. Кувуклия имеет две небольшие возвышенные площадки, которые использовались для чтения Евангелия и совершения некоторых обрядов. В раннехристианских храмах амвон также имел небольшие размеры и назывался “вима”. Со временем амвон увеличился в размерах и стал местом для проповедей и совершения таинств.

  3. Солея также имеет древнее происхождение и упоминается в раннехристианских текстах. Изначально солея представляла собой узкое пространство, отделяющее алтарь от остальной части храма. Впоследствии солея стала более широкой и использовалась для размещения певчих и проведения некоторых богослужений. В некоторых храмах солея имеет два уровня: верхний используется для пения, а нижний – для совершения некоторых обрядов.

Азбука убранства храма: АМВОНАзбука убранства храма: АМВОН

Амвон и солея

Солея представляет собою возвышение пола перед иконостасом церкви, подниматься на которое, как правило, разрешено только церковнослужителям и тем, кто им помогает при богослужении.

У солеи чаще всего имеются три выступа: полукруглый центральный, находящийся напротив Царских врат, именуют амвоном,а также правый и левый выступы, называемые клиросами.

Слово амвон происходит от греческого понятия «ἄμβων», означающего в переводе «восхождение». Клиросы же, в переводе с греческого, означают «избрание» — их именуют так потому, что предназначаются они для приходских певцов и чтецов, которых по благословению священнослужителя избирают из числа благочестивых прихожан. В раннехристианской Церкви существовал даже особый чин посвящения избранных мирян в церковного певца и чтеца.

Интересный факт

Певцов и чтецов, стоящих на клиросе и принимающих участие в богослужении, иногда называют также «клирошанами».

Расположение амвона

В наши дни данный элемент церковного строения располагают напротив Царских врат. Подобное расположение амвона весьма символично, ведь именно с него звучат слова священных библейских текстов и произносятся настоятелем проповеди окормляемой пастве.

Амвон и солея

Амвон и солея

Виды амвона (предалтарный и архиерейский)

В современной православной церковной практике различают амвоны архиерейский и амвон перед Царскими вратами, именуемый также предалтарным.

Архиерейский используют только при архиерейском богослужении. На нем перед Литургией епископ облачается, на него устанавливают кафедру, на которой архиерей сидит до Малого входа. С него же протодиакон возглашает слова Евангелия.

Интересный факт

Архиерейский амвон называют также рундуком или облачальным местом.

С амвона предалтарного – полукруглого центрального выступа солеи – звучат ектении, Апостольские послания, проповеди. При служении иерейском с него произносят Евангельские тексты. Этот род амвона по своему значению наиболее близок к амвону древневизантийскому.

Что такое солея и почему во время Литургии по ней не ходятЧто такое солея и почему во время Литургии по ней не ходят

История и символика амвона

Первые упоминания о древних амвонах включены в труды раннехристианского историка Созомена, жившего в V-м столетии. Он называл их «возвышениями для чтецов». По мнению исследователей в тот период храмовые амвоны представляли собою ступенчатые платформы с переносным аналоем.

Несколько позднее этот элемент церковных строений видоизменился. Он стал стационарным и устанавливался в центральной части здания, а с двух сторон к нему приставлялись лестницы по типу таких, которые можно было видеть в дальнейшем в константинопольских приходах.

В византийских церквях амвоны, наряду с Горним местом и Святым Престолом, являлись главнейшим архитектурном элементом храмовых построек. Устанавливали их также в центральной части, и их местоположение во многом определило особенности характера древневизантийских богослужений. С амвона возносились ектении, прочитывалось Священное Писание, пелись антифоны и прокимны, Трисвятое, Пасхальные и праздничные тропари. На амвоне архиерей воздвигал Крест в День Крестовоздвижения, а в Великую Пятницу с этого места произносили поучения оглашаемым.

На амвоне проходил и чин венчания на царство византийских императоров, а впоследствии по тому же образцу короновали государей и некоторых славянских государств.

Интересный факт

В былые времена после богослужения священнослужитель, уже выходя из церкви, произносил особую Заамвонную молитву, считавшуюся одновременно отпустом для верующих.

В более поздний период амвоны стали выполнять из мрамора и украшать их витиеватым резным орнаментом и различными композициями из скульптур, а иногда и разноцветной дорогой мозаикой. Нередко над ними устанавливали и отделанную замысловато сень. Так, при святом императоре Юстиниане Великом, занявшем 1 августа 527 г. Византийский престол, по свидетельству его царедворца Павла Силенциария, в соборе св. Софии над амвоном возвышалась роскошно украшенная сень, покоящаяся на восьми колоннах и увенчанная крестом.

В XV-м в. в греческих приходах появились амвоны не просто в виде своеобразных «беседок», но даже и в виде изящно украшенных балкончиков, прикрепленных к северо-западным колоннам церквей. Впрочем, следует отметить, что, иной раз, византийцы возводили церкви и совсем без амвона.

Интересный факт

Форма амвона Западной Церкви поначалу не отличалась от амвона в Церкви Византийской, однако впоследствии там получили распространение амвоны двойные, один из которых предназначался для чтения Деяний Апостолов и их Посланий, а другой – для Евангельских чтений. Со временем такие амвоны стали устанавливать на расстоянии один от другого. Иногда их выполняли даже в виде балконов с внешней стороны церкви, для того чтобы настоятель мог обращаться оттуда к многочисленной пастве.

На Руси в древности амвоны устраивали наподобие византийских, походящих на украшенные башенки с лестницами. Подобного рода амвоны встречались в отечественных приходах до XVII-го в., а потом стали исчезать из употребления. С этого периода, по сообщению церковного историка архидиакона Павла Алеппского, в большей части приходов стали выполнять амвоны в виде округлых или восьмиугольных возвышений в центральной части зданий. Как правило, при этом их обивали сукном алого колера.

Амвон 1533 г. из Софийского собора Великого Новгорода

Экспонат выставки «Искусство великого Новгорода эпохи митрополита Макария» в Русском музее.

Амвон 1533 г. из Софийского собора Великого Новгорода

Возвышенный амвон принято символично сравнивать с возвышенностями, на которых во время земного пребывания проповедовал Сын Божий: с горою, или с лодкой, стоя на которых, беседовал Он с народом.

А еще амвон символизирует камень, с которого Ангел Божий
женам-мироносицам
возвестил о воскрешении Иисуса. Такое сравнение, в частности, приводил живший в VIII-м столетии святитель Герман Константинопольский, говоривший:

«Амвон служит образом камня у святого гроба, на котором, отвалив его от входа, воссел ангел при двери гроба, возвещая мироносицам воскресение Господа».

Некоторые из отцов Церкви сравнивали притом ступени амвона с «лестницею Иакова».

Амвон из Новгородского собора св. Софии – памятник древнего церковного искусства

Единственный сохранившийся до сего дня древнерусский амвон был возведен при митрополите Макарии для Софийского Новгородского собора. В архитектурном плане он представляет собою срубленное из сосны округлое сооружение высотой 2 метра 79 сантиметров и с длиной окружности 6,91 метра.

Двенадцать колонн делят его на 12 сегментов, а горизонтальные тяги создают в нем 5 ярусов. Новгородская Летопись описывала его так:

«амбон велми чуден и всякия лепоты исполнен: святых в нем от верха в три ряды тридесят… а по всему амбону резью и различными подзоры и златом лиственным велми преизящно украшен и удивленья исполнен; а от земля амбону устроены яко человечки дровяные дванадесят, и всякими вапы (красками) украшены и во одеждах, и со страхом яко на главах держат сию святыню, велми лепо видети…»


Это сооружение устанавливалось напротив Царских врат. Его дверцы в определенные богослужебные моменты закрывались занавесями. Иногда его отодвигали в сторону, когда была необходимость в том.

Амвон 1533 г. из Софийского собора Великого Новгорода

Амвон 1533 г. из Софийского собора Великого Новгорода

В художественном облике этого шедевра древнерусского храмового искусства получила развитие тема духовного восхождения ко Граду Небесному Иерусалиму. Его двенадцать столбиков создают 12 Врат, над проемами которых изображены родоначальники Израильских колен. Резные фигуры Херувимов и обильное золочение – все это выражает блистательность Небесного Града, о котором поведали св. Иоанн Богослов в Откровении (гл. 21, 12-21) и пророк Иезекииль в своей книге (гл. 48, 31-35).

Данный шедевр в 1860 г. был перевезен из новгородского собора в Санкт-Петербургскую художественную академию, затем он поступил в Русский музей.

На сегодняшний день, к сожалению, многие украшавшие его изображения угодников Божиих, одна из скульптур нижнего яруса, росписи, резные фрагменты и позолота утрачены.

Частые вопросы

Чем отличается амвон от солеи?

Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой. Перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед. В Русской и Украинской Православной Церкви эта часть солеи называется амвоном. На концах солеи располагаются клиросы.

Что символизирует амвон?

Амво́н (от др. -греч. ἄμβων, ἄμβωνος — «выступ, возвышение») — специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей.

Можно ли заходить на амвон?

Нельзя подниматься на амвон (возвышение перед иконостасом), становиться спиной к Алтарю. Женщинам не принято входить в Храм с накрашенными губами, прикладываться же с такими губами к Храмовым святыням категорически запрещено. В православных Храмах во время богослужения принято стоять.

Что нужно говорить при входе в храм?

Идя по улице, перекрести дорогу перед собой, говоря про себя: Господи, благослови пути мои и сохрани меня от всякого зла. По дороге в храм читай про себя молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Полезные советы

СОВЕТ №1

При посещении православного храма, убедитесь, что вы находитесь в тихом и спокойном состоянии. Избегайте громких разговоров и поведения, которое может нарушить общую атмосферу покоя и молитвы.

СОВЕТ №2

При входе в храм, не забудьте снять головной убор (если он у вас есть) и прикрыть плечи. Это является традицией и проявлением уважения к святыне.

СОВЕТ №3

Если вы желаете поставить свечу или помолиться перед иконой, убедитесь, что делаете это с уважением и сосредоточенностью. Помните, что это святое место для верующих.

Символическое значение солеи в православном богослужении

Солея, или соля, является одним из важных элементов православного богослужения, символизирующим соль земную. В христианской традиции соль ассоциируется с чистотой, непорочностью и сохранением от зла. В храме солея используется как символ очищения и освящения, а также как символ обетования верности и преданности Богу.

В ходе богослужения священник освящает солею воду, которая затем используется для освящения прихожан и предметов. Солея также добавляется в святую воду, которую верующие могут принимать для очищения и благословения.

Солея также символизирует мудрость и умеренность, напоминая верующим о необходимости сохранять духовную силу и чистоту. Ее использование в богослужениях напоминает о важности духовной борьбы и постоянного стремления к совершенству.

Таким образом, солея в православном храме не только является символом очищения и освящения, но и напоминанием о духовных ценностях, которые каждый верующий должен признавать и следовать.

Оцените статью
Добавить комментарий