Апостол Андрей Первозванный – один из двенадцати апостолов Христа, брат святого Петра. Его память отмечается 30 ноября. Важно изучать жизнь и деяния этого святого, чтобы понять его роль в формировании христианской церкви и пример его преданности и веры для будущих поколений.
Краткое житие
Большая часть
известных фактов его жизни бережно хранит
церковное Предание, основанное
, может быть, на воспоминаниях
знавших святого,
его семью, свидетельствах его учеников, коих приобрел он великое множество во время проповеди Евангелия, которой посвятил свою жизнь.
Годы жизни
Время рождения святого с точностью не известно, впрочем, некоторые авторы считают годом его рождения 6 г. до
Рождества Христова
. А вот год кончины обычно называется уверенно – 67 г. от Р.Х.
Что нам известно о биографии святого
Новозаветных свидетельств об Апостоле немного. Подробнее всех о нем говорит последнее по времени написания Евангелие, св. Иоанна Богослова, созданное в самом конце
I
в. Именно отсюда мы узнаем, что Андрей, будуч
и рыбаком, как
его отец, Иона, а также брат Симон, рано устремился к духовной жизни, ища «Царства Божия и правды его». Именно поэтому он, видимо, оставив дом, отправился
туда
, где про
поведовал св. Иоанн Предтеча,
сделавшись
его учеником.
Неизвестно, когда именно это произошло, однако общение с Пророком, очевидно, сильно повлияло на Андрея.
А однажды к Иордану, где Иоанн крестил людей, принимая исповедание их грехов,
пришел Иисус из Назарета. Небывалое дело: Он вы
шел из воды тотчас по Крещении, ибо не было у Него грехов, требующих исповеди
. Еще удивительнее то, что великий проповедник
покаяния
не раз свидетельствовал о том, что Иисус, принявший Крещение от его руки – обетованный Израильскому народу Мессия, по слову св. Предтечи, «Агнец Божий». И, конечно, св. Иоанн нимало не возревновал, когда двое из его последователей, одним из которых был Андрей, а другим, очевидно, сам Евангелист, соименный пророку пошли за Иисусом (
Ин 1. 35-40
).
О той встрече
Евангелист сообщает
скупо: как они пошли по дороге за Господом, затем – их краткий диалог: «Что вам надобно?» — «Равви, где живешь?»
(Ин.1: 41-42). И, наконец, совсем кратко – о том, что ученики
Иоанна провели у Иисуса «день тот». Возможно, важнейший в жизни – потому что с тех пор они уже не отходили от Господа.
Брат св. Андрея
Согласно Писанию, именно Андрей убедил прийти к Господу своего старшего брата, Симона: «Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу» (Ин. 1: 40).
Едва увидев Симона,
Господь нарек его Кифой или, по-гречески,
Петром
, камнем, основанием молодой христианской общины
, как Бог, зная возможности, характер будущего «столпа Церкви»
(Ин. 1: 40-42). И, хотя
его младший брат
навсегда остался «Первозванным», то есть ранее всех призванным,
позже пришедший к
Христу
Петр
стал одним из первоверховных Апостолов. Задело ли это Андрея? Ревновал ли Петр, видя как младший
духовно вырос быстрее его
? Свидетельств об этом совершенно не осталось. Зато Церковь бережно сохранила слова Господа: «
Никто не может придти ко Мне, если не при
влечет его Отец, пославший Меня..
. У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и нау
чившийся, приходит ко Мне.» (И
н.6:44-45)
»
А другой первоверховный Апостол,
Павел
, обращенный Господом уже по Его Вознесении, говорит: «
Д
ары различны, но Дух один и тот же
;
и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу.
..» (1 Кор. 12:4-7). И такое устроение верных, совершенно отвергающее собственную волю, тем более – амбицию,
начало формироваться уже при
самом начале проповеди Христа, пример чего –
эти два брата
. Если
старшего
из них
Евангелисты
упоминают много и часто, то о
младшем
не говорят почти ничего.
Один из двенадцати
Евангелисты
упоминают св. Андрея
:
- среди
12,
наименованных Господом Апостолами; имя святого стоит сразу после брата, Симона Петра
у Матфея и
Луки, а у Марка –
только
четвертым (Мф.10:2, Лк 6:14, Мк 3:18); - в истории о насыщении 5000 человек 5 хлебами, где св. Андрей обращается к Учителю,
указывая
, что народ давно находится без пищи (Ин.6:8-9); - именно Андрею другой Апостол, Филипп, передал просьбу эллинов, язычников, которым хотелось видеть Спасителя – то было уже незадолго до Его крестных страданий
(
Ин 12. 21-22
) - св. Марк называет Андрея среди учеников, которым Спасит
ель открывал тайны
конца этого мира, признаки Своего Пришествия
(Мк.13:3).
Современные церковные авторы полагают, что все это может говорить о высоком авторитете Андрея среди Апостолов, может быть, о том, что
иногда
Господь выделял его среди других. Однако
точно
утверждать, что положение святого
среди небольшой общины
учеников Христа было особым, конечно, нельзя.
Последнее
по времени
упомина
ние Писания о св. Андрее содержа
т
Деяния
Апостольски
е, говорящие
о его участии в выборе св. Матфия на место Иуды, погибшего после предательства, а также о том, что святой был среди
сотоварищей во время Схождения
Святого
Духа.
Мнение эксперта:
Апостол Андрей Первозванный, один из двенадцати апостолов Христа, считается одним из самых почитаемых святых в христианском мире. Эксперты отмечают, что его прозвище “Первозванный” говорит о том, что он был одним из первых, кто последовал за Иисусом и стал проповедовать Его учение. Андрей считается покровителем многих стран и профессий, включая рыбаков и моряков. Его жизнь и служение остаются вдохновляющими для верующих по всему миру, и его пример призывает к преданности вере и милосердию к ближнему.
https://www.youtube.com/embed/69VFOh8SJMM
Где проповедовал
О том, как и где говорил о Господе Андрей
в последующие годы
, у церковных авторов уже с древности не было единого мнения.
- По первому из них, восходящему,
как полагают,
к общинам, хорошо знавшим
св. Андрея, уделом, который избрал себе святой, стал
южный берег Понта (Черного моря)
; пройдя там, где позже возникнет столица Византии, Константинополь, обойдя Никею, Никомидию, Македонию,
Апостол
дошел до города Патары, где
завершил свой земной путь; возможно, проповедовал Андрей не один, а вместе со св. Петром.
- C
III
в.
у
Оригена, известного тогда христианского богослова, появляется другая версия проповеди
святого
: он
нес Слово Божие
в Скифии,
к которой относили тогда
тоже Причерноморье, но северное.
Здесь тогда жили кочевники – не только скифы, давшие стране название, но также другие племена: саки, сарматы. - Наконец, византийский историк Епифаний Монах в
IX
в. попытался всесторонне рассмотреть имеющиеся предания,
устные и письменные,
так что
возникла
еще одна, наиболее
распространённая
сейчас,
версия «Жития» св. Апостола.
Согласно ей,
угодник Божий
трижды выходил на проповедь из Иерусалима,
причем
вместе со св. Петром.
О
н побывал не только в Южном Причерноморье, но также
посетил Иверию
(
Грузию
)
, Скифию
. Причем
туда
святой отправился по прямому повелению явившегося ему Христа.
Интересные факты
- Апостол Андрей Первозванный был рыбаком из Вифсаиды, братом Симона Петра. После того как Иисус призвал его и его брата, они стали Его первыми учениками. Андрей был свидетелем многих чудес Иисуса и был одним из двенадцати апостолов, которые присутствовали при Его воскресении.
- Андрей Первозванный был первым, кто проповедовал христианскую веру в Греции, Малой Азии и Скифии. Он основал множество церквей и обратил в христианство множество людей. Андрей умер мученической смертью в городе Патры, где был распят на косом кресте, а затем забит камнями.
- Святого Апостола Андрея Первозванного называют покровителем рыбаков, моряков и путешественников. Он также считается покровителем России, Украины и Греции. Его икона часто изображается вместе с косым крестом, на котором он был распят.
https://www.youtube.com/embed/f_z4I4hy43A
Был ли на Руси?
Спустя чуть более 100 лет после появления канонического «Жития» Апостола пера Епифания Монаха бывшая «Скифия» и более северные страны, Русь, были просвещены христианской верой. Для новых христиан драгоценно было всякое, пусть малейшее упоминание о проповеди учеников Христовых
там
, где позже созиждутся новые христианские общины.
Так
у летописцев
появляется подробный рассказ о
том, как святой побывал на землях будущей Руси, освятив их своей проповедью и самим присутствием
. Основаниями этого предания стали:
- сложившееся предание Церкви
о Скифии, уделе св. Андрея, граничившего с Русью; - «Житие» Епифания Монаха, говорившее о
путешествии святого в Северное
Причерноморье, находившееся близ южных границ земель русичей.
Составитель «Слова» о
хождении
на Русь святого пошел намного дальше византийских авторов:
летописец утверждает, что святой Андрей прошел
не одно Причерноморье, но отправился на север. Он обошел
всю Русь
от места будущего Киева, где
водрузил
крест,
до преде
лов
будущих
Новгородских земель.
При этом сказание указывает, что Апостол познакомился со славянским народом,
его обычаями, нравами,
предсказав, что на этой земле воссияет вера.
Достоверность предания не раз подвергалась сомнению историками:
- по данным археологии, славяне пришли на Восточно-Европейскую равнину не ранее V-VI вв., тогда как св. Андрей скончался по крайней мере за 400 лет до этого;
- вызывает сомнение сама возможность длительного, занимающего не один месяц путешествия святого по столь огромной территории, климат, природа которой резко отличались от жаркой Палестины.
Однако современные исследователи летописания, например, доктор исторических наук И.Н.Данилевский, ставят под некоторое сомнение сам характер летописи как исторического источника, отражающего
конкретные
события. Специфика мышления средневекового человека
такова
, что его интересовала не конкретика исторических
фактов
, а их смысл, определенный Богом.
Поэтому нет смысла искать у летописца строгого изложения фактов путешествия Апостола по Руси: он
не пишет об исторических событиях, а
пытается объяснить смысл и причины явного чуда
: ведь всего за несколько
десятилетий после Крещения родилась Русская Церковь, уже давшая миру
прпп. Антония и Феодосия
Печерских, благоверных князей Бориса и Глеба
, других угодников Божиих
.
Это
,
с его точки зрения, не могло бы свершиться, если бы Русь некогда не благословил один из любимых учеников Самого Господа.
Стоя же на почве строго исторической, нельзя не признать, что:
- Херсонес, где позже принял Крещение
князь
Владимир, действительно, согласно преданиям
,
был местом проповеди Апостола; - в
I
в. предки русичей жили
на Востоке Европы
, где вполне мог бывать св. Андрей во время своей миссии.
Поэтому есть все основания считать святого небесным покровителем Руси.
Как и где умер
Все известные преда
ния сходятся относительно места, где окончился земной путь Апостола
.
Это греческий город Патры, ставший местом
последнего подвига
угодника Божия.
Сюда он пришел после своего
третьего
миссионерского путешествия.
К тому времени
(
67 г.
)
,
святому было уже за 70, приближался конец его многотрудной жизни. Исцеления больных, чудеса, обратили к Христу множество жителей Патр
, даже жену правителя,
его брата. Однако сам градоначальник Эгеат был непреклонен, держась
язычества
. Думая унизить св. Андрея, он решил предать его самой позорной
казни
– распятию на кресте.
Чтобы продлить страдания казнимого, Эгеат придумал привязать, а не прибить его к древу. Оно, получившее затем наименование «Андреевского креста» имело особую форму, в форме латинской буквы «
X
».
Святому Андрею приписывают слова, сказанные им после приговора: «Радуйся, Кресте, плотию Христовою освященный… Возьми убо мя от людей, и отдаждь мя Учителю моему, да тобою мя приимет, Иже мя искупи тобою».
Идя на крест он радовался, а не печалился, ожидая желанной встречи с Учителем, покоя Царства Божия
.
Лишь неверие людей, остающихся на земле, печалило Андрея.
Житие святого говорит, что св. Андрей два дня проповедовал Христа, будучи сам распятым.
Наконец, Эгеат велел освободить казнимого по причине крайнего возмущения жителей. Но Апостол молился о своем исходе, и Господь не попустил язычникам прикоснуться к его кресту. К тому времени, когда им все же удалось развязать веревки, Апостол уже предал свой дух Христу. Было это 30 ноября 67 г.
https://www.youtube.com/embed/6YsBTrVTpAk
День памяти
Празднование св. Андрею совершается в день его кончины, 30 ноября (или 13 декабряпо современному календарю).
Где находятся мощи
Первоначально честные останки
, а также хранимый верующими крест,
пребывали
в Патрах, пока христианский император Констанций не повелел (357 г.) оставить здесь лишь главу угодника Божия, перенеся его тело в
Константинополь
. Здесь оно, вместе с мощами других Апостолов, оказалось в основании большой церкви
Св. Апостолов.
Спустя более 200 лет,
при императоре Юстиниане,
мощи были открыты еще раз – для перенесения
торжественным
крестным ходом
в новый храм Апостолов
. Под его престолом они оставались около 600 следующих лет
.
Наконец, с 1208 г.,
после одного из крестовых походов,
и
до наших дней
честные останки угодника Божия
пребывают в Амальфи (Италия).
Кроме того, части
их
находятся:
- глава – на месте его кончины, в Патрах; она пере
дана сюда с 1964 г. из Ватикана
;
здесь же хранят частицы креста, на котором распяли святого; - части мощей также находятся в нескольких обителях Афона, а также в Богоявленском соборе г. Москвы.
Иконы
Апостол Андрей Первозванный, икона XVI века.
Иконография
угодника Божия
возникла достаточно рано. Он изображается старцем преклонных лет, с густыми седыми волосами. Лик исп
олнен смирения,
любви, как было при зе
мной жизни.
Непременный атрибут иконографии св. Андрея – крест. Это может быть:
- «косой крест», напоминание о мученичестве;
- большое крестное древо, которое
Апостол держит
рукой
; он
о
отсылает к легенде о водружении им
поклонного креста
на месте будущего Киева; на таких иконах святой держит
еще
свиток со словами «Сказания»: «Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия…»
Флаг и корабль
В России с первых веков по Крещении отношение к св. Андрею было особым, что выразилось не толь
ко в молитвенном
его почитании
.
Имя Апостола связано, прежде всего, с государственными и военными символами, но не только с ними.
Андреевский флаг ВМФ России
Моряки молились Апостолу с давних лет.
Интересный факт
С появлением с начала XVIII в. русского флота его флаг несет на себе синий «косой» крест на белом поле. Он учрежден согласно указу Петра I от 11 декабря 1699 г.
С 1912 по 1919 г. службу на российском флоте нес броненосец названный в честь Апостола,
принимавший участие не в одном сражении 1 мировой войны
. К сожалению, корабль прослужил недолго: после попадания торпеды его не смогли восстановить
, так как шла гражданская
война
, судно было разобрано.
А вот флаг
,
несмотря на отмену революцией 1917 г. «царской» символики, продолжал использоваться
советским
и моряками
до 1932 г
.
Он был вполне узнаваем, хотя
претерпел изменения:
- фон стал красным;
- по центру креста появилось изображение серпа и молота.
С 1992 г. Андреевский флаг вновь возвращен российскому флоту.
Памятники
Память святого хранится
в названиях улиц,
учебных заведений
, памятниках.
- Набережная, названная именем Апостола, находится в Севастополе, базе Черноморского флота России.
- В Калининграде, тесно связанном с другим флотом, Балтийским, находится носящий имя святого Кадетский морской корпус.
- Еще одно известное учреждение, связанное с именем Апостола – Библейский богословский институт
(Москва)
.
Сейчас
это центр дополнительного образования, известный летними школами по богословию.
Памятники св. Андрею находятся в 8
российских
городах, включая Москву, Севастоп
оль, Феодосию, Южно-Сахалинск,
другие.
Памятник и набережная в честь Андрея Первозванного в Севастополе
Орден
Наименованный в честь Апостола, он
также
введен
Петром
I
с
1698 г.
как высшая государственная награда. Она
представлял
а
собой косой крест с изоб
ражением распятого Апостола. По его концам находились
латинские буквы
S
,
A
,
P
,
R
, означавшие «
Sanctus Andreus Patronus Russiae
» («Святой Андрей покровитель России»). Девизом ордена было «За веру и верность».
Первым кавалером св. Андрея стал соратник Петра, адмирал Федор Головин. Сам же царь – шестой по счету, удостоенный награды за беспримерную по тому времени военную операцию: взятие в устье Невы двух шведских кораблей.
С 1 июля 1998 г.
орден снова является высшей российской наградой
.
Существует ли Евангелие Андрея Первозванного?
В первые века христианства бытовало множество преданий о
Церкви
Апостольского века, однако, не все они были признаны каноническими. Было также немало апокрифических произведений, связанных с ап. Андреем. Некоторые из них были впоследствии отвергнуты как неправдоподобные, другие
стали основой
его «Жития».
Но среди апокрифов былитакие, содержание которых было совершенно не согласно с церковным учением. Среди них – апокрифическое «Евангелие под именем ап. Андрея», как именует этот текст декрет Папы Римского Геласия, относящийся к
V
в. «О
принимаемых и не принимаемых книгах
».
В последние годы в России, учитывая особое отношение к св. Андрею, это «евангелие» вызывает особый интерес
различного рода нетрадиционных,
неоязыческих религиозных течений, озабоченных поисками якобы скрываемых Церковью текстов «истинных» писаний. Разумеется, авторы подобных статей не видели ни подлинника, ни перевода апокрифического «евангелия»
, они
часто приводят «цитаты» собственного сочинения, удобные с точки зрения изложения своей религиозной доктрины, например, историю о том, что Иисус посещал страны Востока, что позволяет связать христианство с индуизмом, буддизмом – популярная идея многих новых религиозных движений.
Однако к реальным Евангельским событиям все эти «истории» отношения, конечно, не имеют.
Покровитель Шотландии
Кроме России, существует еще одна страна, почитающая св. Андрея своим покровителем. Шотландцы особенно любят Апостола с тех пор, как около
VIII
в. здесь оказалась частица его мощей, тайно вывезенная из
Константинополя
. Город Килремонт, где был построен великолепный собор Апостола, с
XI
в. стал Сент-Андрусом, религиозным центром королевства. К сожалению, собор разрушен
во время
Реформации
, реликвии утрачены
, однако на флаге Шотландии до настоящего времени изображается Андреевский крест.
О чем принято молиться
Иконография: Андрей Первозванный, апостол Датировки: XVIII в. Последняя треть XVIII века.Иконописная школа или художественный центр: Олонецкая губерния.Иконописец: Старообрядческий мастер.Происхождение: Из часовни апостола Иоанна Богослова деревни Зехнова Кенозерского прихода.Материал: дерево, левкас, темпера, позолота. Размеры иконы: высота 46 см, ширина 34 см Икона деисусного чина. Поясное изображение апостола Андрея Первозванного. Инв. № КП 9. © Национальный парк «Кенозерский» Литература:
К святому обращаются:
- во время бедствий
, нападения врагов
; - с просьбой о защите веры, родины;
- стремясь преодолеть страсти, грехи
, ведь
сам Апостол был скромен и смирен.
Мы мало знаем о святом
Андрее, подробности его жизни,
даже – личности приходится восстанавливать по крупицам. Но на нашей земле живет Христова Церковь – его благословение
. А потому
память о нем никогда не сотрется, напоминая нам о святости и вечности.
Наталья Сазонова
Тропарь, кондак, величание
Тропарь, глас 4:
Я́ко апо́столов первозва́нный/ и верхо́внаго су́щий брат,/ Влады́це всех, Андре́е, моли́ся/ мир вселе́нней дарова́ти // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 2:
Му́жества тезоимени́таго Богоглаго́льника/ и Це́ркве возсле́дователя верхо́внаго,/ Петро́ва сро́дника восхва́лим,/ зане́ я́коже дре́вле сему́, и ны́не нам воззва́:// прииди́те, обрето́хом жела́емаго.
Величание апостолу Андрею Первозванному
Велича́ем тя,/ апо́столе Христо́в Андре́е,/ и чтим боле́зни и труды́ твоя́,/ и́миже труди́лся еси́// во благове́стии Христо́ве.
Молитва
Молитва Апостолу Андрею Первозванному
Первозва́нне апо́столе Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Це́ркве после́дователю верхо́вный, всехва́льне Андре́е, сла́вим и велича́ем апо́стольския труды́ твоя́, сла́дце помина́ем твое́ благослове́нное к нам прише́ствие, ублажа́ем честна́я страда́ния твоя́, я́же за Христа́ претерпе́л еси́, лобыза́ем свяще́нныя мо́щи твоя́, чтим святу́ю па́мять твою́ и ве́руем, я́ко жив Госпо́дь, жива́ же и душа́ твоя́ и с Ним во ве́ки пребыва́еши на Небеси́, иде́же
и лю́биши ны то́южде любо́вию, е́юже возлюби́л еси́ нас, егда́ Ду́хом Святы́м прозре́л еси́ на́ше е́же ко Христу́ обраще́ние, и не то́чию лю́биши, но и мо́лиши о нас Бо́га, зря во Све́те Его́ вся ну́жды на́ша. Та́ко ве́руем и та́ко сию́ ве́ру на́шу испове́дуем во хра́ме, и́же во и́мя твое́, святы́й Андре́е, пресла́вно созда́ся, иде́же святы́я мо́щи твоя́ почива́ют; ве́рующе же, про́сим и мо́лим Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, да моли́твами твои́ми, я́же при́сно послу́шает и прие́млет, пода́ст нам вся потре́бная ко спасе́нию нас гре́шных; да я́коже ты а́бие по гла́су Го́спода, оста́вль мре́жи своя́, неукло́нно Ему́ после́довал еси́, си́це и ки́йждо от нас да и́щет не свои́х си, но е́же к созида́нию бли́жняго и о го́рнем зва́нии да помышля́ет. Иму́ще же тя предста́теля и моли́твенника о нас, упова́ем, я́ко моли́тва твоя́ мно́го мо́жет пред Го́сподем и Спаси́телем на́шим Иису́сом Христо́м, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Частые вопросы
Почему апостола Андрея называют Первозванным?
Апостола Андрея называют Первозванным потому, что он был первым из апостолов, кого Иисус призвал следовать за ним. Это произошло на берегу Генисаретского озера, когда Андрей вместе с братом своим Петром ловили рыбу. Андрей сразу же последовал за Иисусом, оставив свои сети. Апостол Андрей был свидетелем многих чудес, совершенных Иисусом, и возвестил о нем многим людям.
Где апостол Андрей проповедовал христианство?
Апостол Андрей проповедовал христианство по всему миру. Он посетил многие страны, в том числе Грецию, Италию, Испанию, Африку и Азию. Считается, что он дошел даже до Индии и Китая. Апостол Андрей был одним из самых ревностных и успешных проповедников христианства, обратив в веру множество язычников. Он также основал многие христианские общины.
За что был распят апостол Андрей?
Апостол Андрей был распят в городе Патры в Греции. Он отказался принести жертву языческим богам и был приговорен к смерти. Апостол Андрей был привязан к кресту, но он не умер сразу. В течение трех дней он проповедовал собравшимся вокруг него людям. После смерти апостола Андрея его тело было положено в гробницу, которая до сих пор находится в городе Патры. Это место паломничества для христиан со всего мира.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите биографию Апостола Андрея Первозванного, чтобы понять его роль в христианстве и истории.
СОВЕТ №2
Исследуйте символику и атрибуты, связанные с Апостолом Андреем, чтобы понять его значимость для верующих.
Символика и атрибуты святого
Апостол Андрей Первозванный, один из двенадцати апостолов Христа, имеет свою уникальную символику и атрибуты, которые помогают узнать его изображение и историю.
Основным символом святого Андрея является крест в форме буквы “X” или же крест Святого Андрея. Этот крест стал символом мученичества апостола, так как, по преданию, он был распят на кресте именно такой формы. Крест Святого Андрея также ассоциируется с его скромностью, смирением и преданностью вере.
Святой Андрей часто изображается с рыбой, так как он был рыбаком до того, как был призван Христом. Рыба стала символом его первоначального занятия и его последующего призвания к рыболовству душ.
Атрибутами святого Андрея также являются книга и крест. Книга символизирует его апостольское служение и проповедническую деятельность, а крест – его страстное служение и жертвенность.
Изображения святого Андрея часто встречаются в православных и католических храмах, иконах, фресках и религиозных предметах, напоминая верующим о его великом вкладе в распространение христианства и его преданности Богу.