Апостол, которому молятся о муже: Симон Зилот — жених на свадьбе в Кане Галилейской и его роль

Апостол Симон Зилот, известный также как Симон Кананит, остается одним из загадочных и малоизвестных апостолов в Библии. Его упоминание в Евангелии от Иоанна в контексте участия в чуде на свадьбе в Кане Галилейской вызывает интерес и вопросы. Эта статья призвана раскрыть биографию и роль этого апостола, а также рассмотреть молитву о муже, связанную с его именем, что делает ее актуальной и значимой для изучения и понимания христианской традиции.

День памяти апостола

Подвижническое житие этого ученика Господня Церковь вспоминает в следующие даты:

  • 23 мая
  • 13 июля (Собор 12-ти апостолов)

Упоминание в Евангелии

В Евангелии повествуется об этом ученике Искупителя немногое. Его имя упомянуто среди учеников у апп. Матфея, Марка и Луки, а также в «Деяниях Апостолов», когда учеников Миссии возвращаются в Иерусалимскую горницу с Елеонской горы после Вознесения Иисуса.

Мнение эксперта:

Симон Зилот, один из двенадцати апостолов, привлекает внимание своим участием на свадьбе в Кане Галилейской, где произошло чудо превращения воды в вино. Это событие является одним из первых чудес, описанных в Евангелии от Иоанна. Эксперты отмечают, что участие Симона Зилота в этом событии подчеркивает его веру в Иисуса Христа и его готовность следовать за Ним. Для многих верующих это также символизирует важность веры и доверия в совершение чудес и исполнение чудесных дел.

Кто был женихом на свадьбе в Кане Галилейской? (Иоанн 2:1-11) Протоиерей Дмитрий Сизоненко. БиблияКто был женихом на свадьбе в Кане Галилейской? (Иоанн 2:1-11) Протоиерей Дмитрий Сизоненко. Библия

Биография апостола Симона Зилота

Библеисты не пришли к единому мнению относительно происхождения Симона. Существует предположение, что он – один из сыновей Иосифа Обручника, которых по Преданию было четверо.

Нет также единого мнения по поводу его прозвища «Кананит».Оно может означать и то, что этот достойный ученик Иисуса являлся жителем Каны – небольшого селения на севере Израиля, и свидетельствовать о его непримиримом отношение к римским завоевателям, поскольку в переводе с арамейского «кананит», также как и «зилот», означает не только «ревнитель», но и «приверженец». В ту пору так именовали политическое течение среди иудеев, противостоящих владычеству римлян и их попыткам внедрения в древние обычаи народа культуры эллинов.

По Преданию подвижник обошел с проповедями земли Малой Азии, Ливии и Египта, дошел даже до Британии и побывал на Черноморском побережье, где благовествовал возле Иверской горы (около г. Сухуми). Здесь он поселился в узком, труднодоступном гроте, в который ему приходилось спускаться по веревке. Именно в этих краях Симон обратил к Новому Учению многих идолопоклонников. Абхазские притчи повествуют, что праведник лечил страждущих наложением рук, утишал боль кроплением воды и устраивал судьбы нуждающихся, произнося над ними молитвословия на незнакомом им языке.

Интересный факт

Пещера св. Симона сохранилась до сего дня. Попасть в нее сейчас значительно проще, поскольку к ней приделан вход и прорублена каменная лестница. На стенах монахи выложили мозаичные лики Искупителя и Его Пресвятой Матери. Невдалеке от каменной кельи протекает целебный ручей. Здесь же сохранился валун «со следом стопы апостола». Неподалеку находятся горные пороги, рядом с которыми мученик принял страдальческую кончину. На тех камнях до сих пор сохранились пятна, именуемые «кровью св. Симона».

Подвижника выследили воины языческого царя Адеркия (Аркадия), которому не нравилось подобное почитание праведника и отвращение все большего количества народа от древних истуканов. Св. Симон был казнен на берегу реки Псырцхи.

Новый Афон

Абхазия. Новый Афон. Река Псырцха

В Православии принято считать, что мученика казнили через отсечение главы. В католицизме – что ему пилой перепилили тело. Потому на католических изображениях в руках страдальца часто присутствует пила – орудие его гибели и доказательство мученического подвига.

Симон Зилот (Кананит)

Апостол Симон Кананит с орудием своего мученичества (Караваджо, 1600-е годы)

Читайте также:

Апостол Варфоломей, святом мученик, с которого за проповедь о Христе палачи с живого содрали кожу.

Почитание

Благочестивые жители тех мест подобрали тело угодника и с честью его погребли.

К месту погребения честных останков стали приходить его ученики и почитатели. Они обращались к праведнику, словно живому, и просили помощи в различных нуждах. И по прошениям своим получали облегчения.

Мощи

Спустя почти девять столетий после страдальческой кончины св. Симона в эти земли из Афона пришли иноки. Их стараниями над захоронением была возведена первая в этих краях христианская церковь. Правда, через какое-то время она была уничтожена вторгнувшимися в абхазские пределы мусульманами, но в дальнейшем ее восстановили. Этот древний каменный храм стоит на памятном месте до наших дней. Под его спудом покоятся останки подвижника.

Ковчег с мощами (часть руки) св. апостола Симона Зилота. Бухарест, церковь “Sf. Împăraţi — Podeanu”

Часть мощей св. Симона Зилота находится в Ватикане. Часть — в кёльнской базилике ап. Андрея. Часть руки его с 1971 г. находится в Бухаресте.

Есть частицы мощей этого праведника и в России: в Санкт-Петербургской Иоанновой обители и в приходе свт. Николая в Новокуйбышевске (Самарская обл.)

Храмы

В XIX в.недалеко от страдальческой кончины праведника воздвигли Новоафонскую обитель. На то было высочайшее соизволение государя Александра III, писавшего в 1875 г.:

«327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха».

Храм ап. Симона Кананита в Новом Афоне

Это древнейшее строение считается памятником абхазского зодчества.Хотя внутренние росписи его и не сохранились, зато в рельефах здесь встречаются древнехристианские символы: рыбы, льва и креста.

Новый Афон. Храм Симона Канонита

Исследователь древних редкостей А.П. Муравьев в XIX в. оставил об этом историческом сооружении такое воспоминание:

«Историческое предание указывает на церковь эту, как на погребальную св. Апостола, нах
одящуюся на довольно обширной поляне, омываемой волнами речки Псыртсхи. Дикое живописное место как бы нарочно создано природою, чтобы приманивать на жительство людей. Посредине поляны стоит церковь небольшая, но почти совершенно уцелевшая, кроме обвалившегося купола; западный ее притвор завален камнями и зарос дикими растениями, как и сама вершина церкви, вход — от южного притвора, над коим виден еще полустертый лик Спасителя. Устройство храма греческое, с тройным разделением алтаря, и полукружием горнего места. Поразительна тонкость стен и высота стройных сводов, которые опираются на чрезвычайно легкие столбы; живопись уже стерлась, но на западной стене еще видны Успение Богоматери и два мученика».

Храм ап. Симона Кананита в Лоо

Эта каменная церковь, расположенная в сочинском микрорайоне Лоо, заложена в 2008 г. Возводится она по проекту Ф.И. Афускениди, до конца еще не завершена. С 7 января 2014 г. службы здесь временно проходят только в цокольном этаже.

В приходе имеется церковная лавка. Функционирует Воскресная школа, проводятся творческие занятия с детьми. Помимо того, при церкви часто проводят благотворительные ярмарки, мастер-классы, познавательные экскурсии.

Предел в честь ап. Симона Зилота есть в Богоявленском приходе г. Юрьевец Ивановской области.

Икона

Древнейшее изображение подвижника можно увидеть на фресках церкви в Староладожском архитектурном музее-заповеднике. Симон Кананит представлен здесь среди прочих учеников в сцене Вознесения Господа. Это фреска датируется XII в.

Вознесение

Вознесение Господне. Начало V в. Баварский национальный музей, Мюнхен, Германия

Того же периода настенную роспись с групповым изображением свв. Луки, Симона и Филиппа можно увидеть во Владимирском Дмитровском соборе.

  • В знаменитейшем Успенском соборе г. Владимира есть фреска с ликом данного подвижника, созданная в 1408 г.
  • В музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева находится образ праведника XVII в. Он довольно радостный, выполнен яркими красками. Это лик из Деисусного ряда.  Св. Симон Кананит представлен здесь обращенным к Создателю, со свитком в руке.
  • В Сицилии, на апсиде собора в Чефалу, сохранилась мозаика с ликом апостола (предположительно 1148 г.) В сербской Грачанице в росписях Благовещенской церкви сохранился его образ, созданный ок. 1318 г.

Апостол Симон (греческая икона)

  • В афонской обители Протат можно увидеть образ св. Симона Зилота работы иконописца Мануила Панселина (нач. XIV в.) Также в 1913 г. из Иверской афонской обители доставили в Российскую Публичную библиотеку миниатюру с ликом подвижника, созданную в XVв.
  • В итальянском Палаццо Леони Монтанари представлена русская икона XIX в., созданная мстёрскими мастерами А.М. Чириковым и сыновьями. Когда-то этот образ св. Симона украшал Деисусный ряд одного из отечественных приходов.
  • Старинный лик подвижника есть в Церковно-Археологическом кабинете МДА. Написан он был в XVII столетии.
  • Изображения этого последователя Иисуса бывают и единоличные, и совместные с прочими учениками Миссии, и отражающие евангельское повествование о брачном пире, на котором Сын Божий совершил по прошению Богоматери первое Свое чудо.

Академик В.Д. Фартусов в «Руководстве к писанию икон» в начале минувшего столетия давал следующие рекомендации по писанию облика этого праведника:

«типа еврейского, не стар, с небольшой, круглой с проседью бородой, волосы с висков коротки; в фелони и омофоре».

Молитва апостолу Симону Зилоту о счастии брака.Молитва апостолу Симону Зилоту о счастии брака.

Почему принято молиться святому за мужа

По святоотеческому Преданию именно Симон Кананит был женихом на брачном пире, который посетили Богоматерь и Ее Божественный Сын.
Господь
сотворил там первое из Своих чудес. Превратив воду в вино, Он впервые показал иудеям, что Он и есть долгожданный Миссия.

Андрей Солодков, декан миссионерского факультета РПУ, поясняет данное событие так:

«В Кане Галилейской в тех сосудах находилась вода, служившая для омовений, когда иудеи приходили с торга или было какое-нибудь осквернение. Они должны были омываться из этих сосудов. Поэтому святитель Климент Александрийский пишет, что, когда Христос претворил эту воду в вино, то тем самым было указано еще и на Святую Евхаристию. На то, что теперь очищение будет в Крови Христовой (через освященное вино), как сказано в Новом Завете. Отцы Церкви не хотели видеть никаких мелочей в Священном Писании, и поэтому есть такое удивительное истолкование».

Протоиерей Павел Гумеров также дает пояснение:

«Брачный пир – кульминация человеческого счастья. Это событие собирает многих людей для радости. И первое чудо Господа простое, человеческое. Этим Господь показывает, что обращаться к Нему нужно не только, когда случилось что-то печальное и неприятное, а в любой ситуации Он нам открыт и к нам близок».

Данный отрывок из Писания произносят при Таинстве Венчания, поэтому сложилась благочестивая традиции прибегать к заступничеству св. Симона Зилота во всяких супружеских неурядицах и считать его покровителем благочестивого христианского брака. Подвижник, чей свадебный пир был освящен Присутствием Божиим, имеет дерзновение пред Искупителем ходатайствовать и об освещении брачного союза тех, кто взывает к его покровительству.

Случаи помощи св. Симона Кананита

Рассказ Татьяны З. (Москва) из книги Наталии Берестовой «50 главных молитв для женщины»:

Когда я замуж выходила, моя тетя на свадьбу приехать не смогла, но прислала свой подарок – икону какого-то святого и книгу с молитвами о благополучии семейной жизни. Ну, тетушку у нас в семье всегда чудаковатой считали, о Боге я тогда не думала (хоть и обвенчались мы с мужем, но больше потому, что так можно стало делать).

Год прожили, два, понятно стало, что страсть проходит и ей на смену какие-то другие отношения приходят. Вернее – должны прийти, да что-то никак не получается. Чувствуем оба, что что-то изменяется в нас, что отношения семейные, серьезные, настоящие только сейчас и начинаются, а мы не готовы к этому оказались. Страшно стало, испугались этих перемен. Стали с мужем отдаляться друг от друга. Тогда-то я и вспомнила о тетином подарке, достала его с дальней полки, наконец-то, рассмотрела, как следует. «Какой-то святой» оказался апостолом Симоном Зилотом, и молитву в книге я нашла к этому святому – как раз о совете и согласии между супругами. Начала ее читать, а потом – и другие молитвы о семье, и стала наша жизнь постепенно налаживаться. Через некоторое время я с мужем поделилась своей «находкой». Он сначала скептически отнесся, а потом смотрю – тоже книгу мою читает. Так шаг за шагом осознали мы, что перемены в наших отношениях – они к лучшему, что перед нами новый путь открывается, и не только – к семейному счастью, но и к настоящему христианскому браку. Начали в храм ходить, о детях задумались. Спасибо тетушке моей – спасла ведь она мою семью! И святой апостол Симон…

Молитва апостолу Симону Зилоту

Как умирали апостолы Иисуса ХристаКак умирали апостолы Иисуса Христа

Молитва

Святы́й сла́вный и всехва́льный апо́столе Христо́в Си́моне, сподо́бивыйся прия́ти в дом твой в Ка́не Галиле́йстей Го́спода на́шего Иису́са Христа́ и Его́ Пречи́стую Ма́терь, Влады́чицу на́шу Богоро́дицу, и очеви́дцем бы́ти пресла́внаго чудесе́ Христо́ва, на бра́це твое́м явле́ннаго, претворе́ния воды́ в вино́! Мо́лим тя с ве́рою и любо́вию: умоли́ Христа́ Го́спода претвори́ти ду́ши на́ша из грехолюби́вых в боголюби́выя; сохрани́ и соблюди́ нас моли́твами твои́ми от искуше́ний диа́вольских и паде́ний грехо́вных, и испроси́ нам свы́ше по́мощь во вре́мя уны́ния и беспомо́щия на́шего; да не преткне́мся о ка́мень собла́зна, но неукло́нно ше́ствуем спаси́тельным путе́м за́поведей Христо́вых, до́ндеже дости́гнем о́ных блаже́нных оби́телей ра́йских, иде́же ты ны́не водворя́ешися и весели́шися. Ей, апо́столе Спа́сов! Не посрами́ нас, кре́пце на тяупова́ющих, но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во всем житии́ на́шем и помози́ нам благоче́стно и богоуго́дно житие́ сие́ вре́менное сконча́ти, благу́ю и ми́рную христиа́нскую кончи́ну получи́ти и до́браго отве́та сподо́битися на Стра́шнем Суде́ Христо́ве; да избежа́вше мыта́рств возду́шных и вла́сти лю́таго мироде́ржца, унасле́дуем Ца́рство Небе́сное и просла́вим великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Частые вопросы

Кто из апостолов был Зилотом?

Святой апостол Симон Зилот происходил из Каны Галилейской, был сыном святого Обручника Иосифа, по плоти братом Господа, и одним из 12-ти апостолов. Первое чудо, которое сотворил Спаситель, – претворение воды в вино, произошло в доме Симона: во время пира для гостей недостало вина.

Что просят у Симона Кананита?

В IX в. в Абхазии, недалеко от Иверской горы на месте подвигов апостола Симона над его мощами был построен посвященный ему храм, а в XIX в. – Новоафонский монастырь Симона Кананита. Апостолу Симону Зилоту принято молиться о даровании счастья в браке, любви и мире между супругами, покровительстве в семейной жизни.

Какой апостол был в Абхазии?

Предание Согласно преданию, святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Армении, Абхазии, Месопотамии и Ливии.

Полезные советы

СОВЕТ №1

При изучении библейских текстов обратите внимание на контекст и исторические обстоятельства, чтобы лучше понять смысл событий и действий персонажей.

СОВЕТ №2

Исследуйте различные толкования и интерпретации истории о Симоне Зилоте, чтобы получить более полное представление о его роли и значимости.

СОВЕТ №3

Обсудите с другими читателями или специалистами свои впечатления от статьи и обменяйтесь мнениями о теме, чтобы расширить свой кругозор и углубить понимание материала.

Символика и атрибуты апостола Симона Зилота

Симон Зилот, один из двенадцати апостолов Иисуса Христа, известен также как Симон Кананит. Его имя “Зилот” происходит от греческого слова, означающего “ревностный” или “страстный”. Этот термин указывает на его предполагаемую принадлежность к политическому движению зилотов, боровшихся против римского владычества в Палестине.

Символика, связанная с апостолом Симоном Зилотом, часто включает в себя изображение меча или флага, что отражает его решительность и ревность в служении вере. Он также часто ассоциируется с изображением пламени, символизирующим его страстное стремление к распространению христианства.

В иконографии апостола Симона Зилота его обычно изображают в одежде зилота, с мечом или флагом в руке. Его лицо часто выражает решимость и уверенность в своей миссии. Некоторые изображения также могут включать в себя пламя или другие символы его страсти и преданности.

Симон Зилот считается одним из защитников веры и ее апологетов. Его преданность и решимость в служении Христу делают его важной фигурой в христианской традиции, а его символика и атрибуты помогают верующим воспринимать его образ как источник вдохновения и силы.

Оцените статью
Добавить комментарий