Автор самой известной покаянной молитвы — преподобный Ефрем Сирин: история и значение

Преподобный Ефрем Сирин – выдающийся духовный лидер и автор самой известной покаянной молитвы. Его житие, творения, икона, книги и цитаты оставили неизгладимый след в истории христианства. Эта статья призвана рассказать о жизни и деятельности преподобного Ефрема Сирина, а также подчеркнуть значение его творчества для православной церкви и всех верующих.

День памяти

На христианском Востоке преподобного вспоминают традиционно 10 февраля,чаще всего это преддверие
Великого Поста
. Католики, также чтущие этого отца, совершают особое посвященное ему богослужение 9 июня – на день преставления.

Мнение эксперта:

Преподобный Ефрем Сирин, автор известной покаянной молитвы, считается одним из величайших духовных наставников христианства. Эксперты отмечают, что его творчество проникнуто глубокой мудростью и состраданием. Покаянная молитва Ефрема Сиринского стала неотъемлемой частью духовной практики многих верующих, вдохновляя на искреннее раскаяние и стремление к духовному совершенствованию. Его слова о милосердии, любви и прощении продолжают вдохновлять и наполнять сердца верующих по всему миру, делая его наследие вечным и непреходящим.

Преподобный ЕФРЕМ СИРИН.  Покаянная молитва.  Священник Валерий ДуханинПреподобный ЕФРЕМ СИРИН. Покаянная молитва. Священник Валерий Духанин

Житие преподобного Ефрема Сирина

Он появился на свет около 306 г., хотя эту дату церковные историки определяют скорее по косвенным данным, так как письменные источники ее не сохранили. Скончался же святой 9 июня 373 г., таким образом, прожив чуть менее 70 лет.

Детство и юношеские годы

Считается, что они протекли в Месопотамской Низибии, или, как теперь называется этот город нынешней Турции, Нуйсабине. Тогда Низибия относилась к Сирии, отсюда именование угодника Божия Сирином, то есть сирийцем.

Сам преподобный указывал, что его родители были христианами, воспитывали его подобающим образом. Кроме того, по собственному признанию, среди соседей, друзей Ефрема было также много верующих. Он даже говорит о себе, как о «родственнике мучеников», однако, больше никаких подробностей жизни не раскрывает.

Лишь уже при конце жизни он решился рассказать о чудесном событии детства, которое предзнаменовало его будущее служение:

«Когда был я еще весьма мал и лежал на коленах у матери своей, тогда представилось мне как бы во сне, что оправдалось впоследствии. На языке у меня возникла виноградная ветвь, она росла выше и выше, и взвилась до неба; на ней явилось бесчисленное множество плодов, и листьям не было счета. Все более и более разрастаясь, раскидываясь и расширяясь в окружность, распростерлась она вцелом мире; собирали с нее плоды, и плодов не убывало, даже чем более обирали гроздове, темь более умножалось число их». Далее подвижник прибавлял, что видение предвещало будущую славу: «Грозды — это беседы, листья — это песнопения», однако «податель сего Бог» и «по благоизволению Своему даровал Он мне сие из сокровищницы Своей».

Вместе с тем, житие святого, составленное кем-то из его духовных детей, указывает, что отец его был не просто язычником, но даже жрецом. За
приверженность христианству
он даже выгнал сына из дома, после чего тот ушел на подвижничество.

Однако, другие жизнеописания подвижника приводят другую историю его ухода от мира – записанную, видимо, с собственных слов святого. Он рассказывал, что с юности имел необузданный нрав, часто ссорился с людьми, необдуманно причинял вред. Но, как позже говорил сам преподобный, однажды «Промысел Божий вразумил пылкую молодость».

Читайте также:

  • Не по контракту, а по Любви: Промысл Божий в жизни человека

Обращение

Случилось это так. Ефрем, бродя по окрестностям Низибии, познакомился с одним пастухом, заночевал у него. Наутро же у хозяина исчезли овцы, а обвинили в этом Ефрема. Хуже всего было то, что он даже толком не помнил, что именно происходило: ведь вместе с хозяином они накануне предавались неумеренным возлияниям. Так или иначе, Ефрем оказался в тюрьме. Удивительным образом вместе с ним были арестованы также еще двое – один за прелюбодеяние, которого не совершал, другого также ложно считали убийцей. Может быть, именно тогда впервые Ефрем попытался по-настоящему молиться, а еще понять – за что с ним случилось несчастье?

В напряженных размышлениях прошло восемь дней, и вот некий голос во сне сказал Ефрему, что, хотя он и двое других арестантов действительно невиновны, но страдают они за то зло, что творили в жизни. Вдруг юноша вспомнил, что уже бывал в этом селении – тогда он, можно сказать, «просто так», озоруя, выпустил из загона чужую корову, которую позже растерзали звери. Так несправедливо ли он арестован сейчас? Потрясенный, он рассказал о своем духовном прозрении другим арестованным. Вспомнили и они собственные грехи: обвиненный «прелюбодей» некогда лжесвидетельствовал на суде против бедной вдовы, да еще мзду за это получил. А мнимый убийца однажды не помог тонущему человеку.

Преподобный рассказывал:

«При сих рассказах начал я приходить в сокрушение; потому что в этом было некоторое явное воздаяние. И если бы один я был, то сказал бы, может быть, что все это случилось со мною просто по-человечески. Но мы трое постигнуты тою же участию…».

На следующий же день вразумленные грешники увидели над собой милость Божию: нашлись истинные преступники, ну а Ефрема оправдал вновь назначенный судья, который «случайно» помнил его родителей. Так будущий преподобный твердо уверовал: случайного ничего нет, значит, есть Тот, Кто управляет путями человеческими. Именно ради Него стоит жить.

Подвижническая жизнь

Совершенно оставив все, прежнее, Ефрем сблизился с пустынными подвижниками Сирии. То было время, когда среди христиан появилось новое подвижничество – уход от мира, отшельничество. Хотя св. Ефрем причислен к лику святых как «преподобный» (обычно так прославляют монашествующих), собственно иноком он не был. Среди христиан Сирии был распространен иной вид подвижничества. Оставаясь среди мира, некоторые принимали особые обеты, похожие на иноческие – например, среди них было девство, а затем посвящали жизнь служению Церкви, распространению веры. Таковых называли «ихидайя», что означало «единодушный со Христом». Подвижники, по некоторым данным, образовали особую общину, похожую по устроению на иноческую обитель, но тесно связанную с миром. Их называли «бнай Кияма», или «сыны Завета».

Ефрем Сирин

Прп. Ефрем Сирин. Миниатюра из «Слово Ефрема Сирина». XIII в. (Ath. Pantokr. 86. Fol.4)

Биографы преподобного полагают, что св. Ефрем:

  • имел церковный сан диакона; в житии св. Василия Великого есть эпизод с посещением Каппадокии «сирийцем», под которым некоторые понимают св. Ефрема, а также о том, что именно святитель рукоположил его в сан; однако многие историки думают, что это может быть позднейшая вставка в текст, а Ефрем большую часть жизни не покидал Низибию;
  • нес обязанности проповедника, именно поэтому его перу принадлежит такое множество проповедей;
  • кроме того, святой прославлен поэтическими произведениями: считается, что к нему восходит особый вид богослужебной поэзии, мадраш, гимн, предназначенный для так называемого «респонсорного» пения, где участвуют солист с хором.

Считается, что почти вся жизнь Божия служителя протекла в родном городе. Он начал свою деятельность при свт. Иакове Низибийском, продолжал проповедь, учение при сменивших его епископах Бабу, Вальгаше, затем – Аврааме.

Пребывание в Эдессе

Перемены наступили с 363 г. Тогда император Византии Юлиан Отступникпроиграл войну персам, Низибия должна была отойти к ним. При этом должны были быть выселены все жители. Так, по сути беженцем, уже престарелый диакон Ефрем оказался на чужбине, где провел последние годы жизни.

Источники упоминают его как «диакона Эдесской Церкви», проводившего свои дни уединенно. Однако последние месяцы его земного жития отмечены жертвенным служением ближним: когда у жителей случился недостаток хлеба, а богачи не желали помочь голодающим, заявляя, что некому заняться раздачей пищи, св. Ефрем вышел из келии, сам организовал помощь голодающим. Можно думать, что пример подвижника, уже имевшего множество духовных детей, воззвал к совести горожан, было спасено множество человеческих жизней.

Смерть

Спустя несколько месяцев после описанных событий преподобный приблизился к кончине. Сохранилось его духовное завещание – последние наставления духовным детям. Угодник Божий осмысливает прожитую жизнь, благодарит Господа за духовные дарования, ниспосланные ему, завещает похоронить его как можно более скромно, как не сделавшего при земной жизни ничего доброго: ведь все, что было хорошего, полезного для людей, св. Ефрем приписывал, прежде всего, милости Божией.

Успение прп. Ефрема Сирина. Икона. Ок. 1457 г.

Последние слова преподобного, записанные его духовными детьми, были обращены
к Ангелу
, пришедшему за его чистой душой:

«Мир тебе, отводящий меня, поемлющий душу из тела и разлучающий их в особые обители до воскресения!»

Интересные факты

  1. Преподобный Ефрем Сирин был одним из самых плодовитых писателей в истории христианства. Он написал более 400 стихотворений, 17 посланий, 15 книг и несколько других произведений.

  2. Преподобный Ефрем Сирин считается одним из основателей жанра духовной поэзии. Его стихи отличаются глубокой духовностью, богатой образностью и сильным эмоциональным воздействием.

  3. Преподобный Ефрем Сирин был очень влиятельным проповедником. Его проповеди собирали большое количество людей, и он был известен своей способностью обличать грехи и недостатки своих современников.

Псалтирь покаянная. От уныния и отчаяния. По трудам преподобного Ефрема Сирина. Богомыслие и молитваПсалтирь покаянная. От уныния и отчаяния. По трудам преподобного Ефрема Сирина. Богомыслие и молитва

Почитание

Полагают, что оно первые века по кончине преподобного было наиболее распространено среди христиан Сирии – ведь святой писал на сирийском наречии, является автором многих богослужебных гимнов Сирийской Церкви. Несколько позже сочинения святого переведены на греческий язык, так что о «сирийском пророке» узнал весь христианский мир.

В России сейчас существует 11 храмов, посвященных святому (7 из них имеют главный престол, посвященный ему, другие – приделы св. Ефрема). Из ныне известных церквей 4 построены за последние годы или строятся.

Мощи

Своим завещанием угодник Божий категорически запретил хоронить себя при храме, требуя, чтобы тело было погребено как можно более скромно. Однако место его захоронения все равно почиталось жителями Эдессы. Известно, что оно сохранялось даже до XIX в., когда место захоронения – часовню при армянском монастыре св. Сергия – видели, например, английские путешественники. Описания, сделанные протестантами-англиканами, отмечают «странный декор» гробницы, а также столь же «странные» обычаи местных христиан, которые брали с нее землю на благословение, прикладывались к святыне.

Впоследствии часовня, как весь монастырь, была разрушена турецкими завоевателями, место захоронения святого было утрачено. Ныне его честные останки сохранились лишь как частицы. Эти святыни находятся в основном при монастырях Афона. Кроме того, Сирийская Яковитская Церковь (к которой принадлежал святой, но которая позже уклонилась к ереси монофизитства) также считает себя хранителем некоторых частей мощей св. Ефрема.

Молитва преподобного Исаака СиринаМолитва преподобного Исаака Сирина

Как изображают на иконах

Можно полагать, что святые образы донесли до нас прижизненный облик подвижника. Его пишут среднего роста, худощавым, с редкой бородой, облаченного традиционным для Сирии одеянием.

Прп. Ефрем Сирин. Фрагмент иконы «Ап. Фаддей, царь Авгарь, с избранными святыми». Сер. X в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

Творения и труды

Современники утверждали, что преподобным написано:

  • около 1000 сочинений;
  • они составляют примерно 3 млн. строк.

Значительная их часть, конечно, не дошла до нашего времени.

Псалтирь Ефрема Сирина

Это не собственно книга святого, но сборник, который создал из его высказываний свт. Феофан Затворник (XIX в.). Всего здесь 150 кратких фрагментов, молитв, размышлений святого – столько же, сколько псалмов у царя Давида.

Семь слов о втором пришествии Христовом

Это проповеди, посвященные будущему Суду над человечеством, которого современные св. Ефрему христиане ожидали с особым трепетом, ведь со времени проповеди Господа прошло не так много лет, люди ждали Его Пришествия, возможно, уже при своей жизни.

Однако, как и сейчас, находились такие, кто не радел о своей душе, думая, что, как говорил о таковых еще ап. Петр, «с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (2 Пет.3:4). Именно к ним обращено слово преподобного:

«Потрудимся, умоляю вас, чада мои, потрудимся в это краткое время. Не будем нерадивы здесь, возлюбленные мои, чтоб не раскаиваться бесконечные веки, где не принесут нам пользы слезы и воздыхания, где нет покаяния. Сверх того, возлюбленные мои, о рачительности нашей радуются Ангелы и Архангелы, а о лености нашей радуется и веселится враг. Итак, потрудитесь, чада мои любимые, умоляю вас, потрудитесь, чтоб мне о вас и вам обо мне радоваться вечные времена…»

О терпении

В этой проповеди угодник Божий убеждает верующих взять на себя крест, порученный Господом. Он уподобляет терпящего скорби человека глиняному сосуду, который необходимо обжечь на огне, пряже, которую, чтобы получить самые тонкие нити, постоянно треплют, наконец, ребенку, который еще «не способен к делам мирским, потому что не строит городов, не может ни сажать, ни сеять, ни делать другого какого-либо мирского дела, ибо он еще младенец». Но для возрастания нужен опыт, а его, делая душу «благоискусной», дают испытания.

Прп. Ефрем Сирин. Гравюра на титульном листе собрания сочинений прп. Ефрема Сирина. Кёльн, 1603

О вере

Проповедь святого посвящена словам Господа о верности Ему «в малом». Под этим, по толкованию св. Ефрема, имеется ввиду столь простая вещь, как доверие Христу во время своей земной жизни, в том «малом», что дает человеку
Господь
. Полагаясь на него во всех житейских делах, научаясь, живя среди мира, отсекать свою волю, исполняя Божию, человек получает «многое», Царство Небесное.

О посте

Краткая проповедь призывает христиан соблюдать пощение не только телесное (воздержание), но также душевное. Нет пользы духовной тому, кто ненавидит ближнего, причиняет зло другим, не прощает согрешившим:

«Что пользы принесет нам сия молитва, если не простим должникам нашим?»

О воскресении мертвых

Святой приоткрывает открытые ему духом тайны будущего века, говоря, каким, возможно, будет всеобщее воскресение:

«Изыдет трубный звук, чтобы пробудить тех, которые во гробах, и по гласу последней трубы восстанут все мертвецы. По мановению Сына Божия, скорее нежели во мгновение ока, все умершие соберутся на место суда… Земной персти повелено будет отделить прах умерших, и не останется ни одной пылинки, которая бы не явилась пред Судиею.

Кто поглощен морем, кого пожрали дикие звери, кого расклевали птицы, кто сгорел в огне,– в самое краткое мгновение времени, все пробудятся, восстанут и явятся. Кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того сделает совершеннолетним то же мгновение, которое возвратит жизнь мертвецам.

Младенец, которого матерь умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем и узнает матерь свою, а она узнает детище свое. Не видавшие здесь друг друга увидятся там, и матерь узнает, что это – ее сын, и сын узнает, что это – его матерь…»

Высказывание о печати антихриста

Последнему времени мира посвящено особое поучение, где говорится также о «печати», которую примут поверившие этому «зверю». Святой указывает, что:

  • согласие с антихристом, «зверем», будет условием физического выживания человека, ибо не имеющие печати будут умирать от голода, лишенные пропитания;
  • тем не менее, у человека будет выбор, пусть жестокий – лишиться Царства Небесного, но выжить, или умереть со Христом, возможно, среди мучений.

Разговор о печати угодник Божий завершает такими словами: «У кого есть сокрушение и слезы, тот в молитвах да просит Господа, чтобы избегнуть ему великой скорби, какая придет на землю, чтобы вовсе не видеть самого зверя [антихриста] и не слышать также, какие будут по местам страхования, землетрясения, глады и различные смерти на земле. Нужна душа мужественная, способная, скажу так, управить жизнь свою среди этих соблазнов…»

О чем молятся святому

К нему обращаются, прося:

  • об укреплении веры;
  • о борьбе со страстями, особенно гнева, ибо и сам подвижник в юности имел этот порок;
  • о даровании молитвы, покаяния, смирения.

Ему посвящено совсем не много храмов, церковные историки все еще дискутируют об отдельных подробностях жизни угодника Божия. Но слово его продолжает жить, звуча за постными богослужениями, или в поучениях, доходящих до глубины сердца. Точно по завещанию преподобного, сказавшего, что писал, «желая оставить каждому на память нечто из того, что у меня есть, чтобы знающие меня поминали меня хотя за слова мои».

Поучения прп. Ефрема Сирина в цитатах

«Пока душа твоя любит страх Господень, не впадешь в сети диавольские, но будешь как орел, парящий в высоту».

«Грех растлевает и сребролюбием, ибо учит заботиться до смерти, и тело растлевает утомительными трудами, а душу оскверняет лукавством. Растлевает он и славолюбием, потому что внушает зависть и ненависть к ближним. Растлевает он и посредством добродетели, потому что учит ею тщеславиться. Производит растление и в скрывающих добродетель, когда делает их неразборчивыми, и при великих добродетелях вселяет в них страсти, по-видимому, самые маловажные, и ими-то ввергает в расстройство все существо. Враг ставит нам сети в самых наших делах, потому что навык наш обращает как бы в клей, которым по привычке к маловажной страсти слепляем крылья свои, разумею добродетели, от чего терпят вред не только крылья, но тело и душа».

«Язык проповедует, что любит сердце, и, к чему прилеплено сердце, о том твердит язык; устами обличаются тайны сердца нашего».

«Многословие не лишено греха, многоречивость есть показатель недостатка мудрости и знания».

Знаменитая молитва Ефрема Сирина: текст

Она звучит во время Великого Поста за каждым богослужением. Хотя оригинальный текст пера святого не сохранился, традиция приписывает ее создание преподобному.

Молитва

Го́споди и Влады́ка живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. (Земной поклон)

Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. (Земной поклон)

Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь. (Земной поклон)

Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго. (12 раз, с поясными поклонами)

(Молитва читается полностью ещё раз с одним земным поклоном в конце).

Стихи Пушкина

Это стихотворное переложение великопостной молитвы.

Молитва преподобному

О уго́дниче Христо́в, о́тче наш Ефре́ме! Принеси́ моли́тву на́шу к ми́лостивому и всеси́льному Бо́гу и испроси́ нам, раба́м Бо́жиим (имена), у бла́гости Его́ вся я́же на по́льзу душа́м и телесе́м на́шим, ве́ру пра́ву, наде́жду несумне́нну, любо́вь нелицеме́рну, кро́тость и незло́бие, во искуше́ниях му́жество, в злострада́ниях терпе́ние, во благоче́стии преспе́яние, да не во зло обрати́м дары́ Всеблага́го Бо́га. Не забу́ди, чудотво́рче святы́й, и святы́й храм (дом) сей и прихо́д наш: сохрани́ и соблюди́ их моли́твами твои́ми от вся́каго зла. Ей, свя́тче Бо́жий, сподо́би нас кончи́ну благу́ю улучи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́дити, да просла́вим ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Кондак

Канон

Час при́сно прови́дя Суда́,/ рыда́л еси́ го́рько, Ефре́ме, я́ко любобезмо́лвный,/ де́лателен же был еси́ в де́лех учи́тель, преподо́бне.// Те́мже, о́тче всеми́рный, лени́выя воздвиза́еши к покая́нию.

Величание

Ублажа́ем тя,/ преподо́бне о́тче Ефре́ме,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче А́нгелов.

Тропарь

Тропарь, кондак, величание

Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Ефре́ме о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Я́ко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу побе́дную пе́снь пои́м, вопия́ше.

Евфра́тским одожде́нием твои́х моли́тв ду́шу мою́ напо́й, изсо́хшую зно́ем страсте́й, и сло́во ми́ вдохни́, тво́й восхваля́ющу пра́здник, всеблаже́нне.

Све́т мы́сленный облиста́в, све́тлое яви́лся еси́ со́лнце светолу́чными доброде́тельми и уче́ний добро́тами, Ефре́ме, озаря́я ве́рных все́ исполне́ние.

Струя́ми сле́з пла́мень страсте́й погаси́в, бы́л еси́ сосу́д че́стен, Ефре́ме, Свята́го Ду́ха, исто́чники источа́я уче́ний, богоблаже́нне.

Богоро́дичен: Нетле́нно Сло́во во утро́бе прии́мши, родила́ еси́ избавля́ющаго от тли́, Тому́ служа́щия при́сно, Ма́ти Де́во Чи́стая, две́ре и́стинно Жи́зни.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Не́сть свя́т, я́коже Ты́, Го́споди Бо́же мо́й, вознесы́й ро́г ве́рных Твои́х, Бла́же, и утверди́вый на́с на ка́мени испове́дания Твоего́.

Ти́ны вся́кия страстны́я себе́ очи́стив, яви́лся еси́ прия́телище доброде́телей я́ко и́стинно и сосу́д вмести́телен дарова́ний Свята́го Ду́ха.

Ника́коже сна́ очи́ма да́в, хра́м яви́лся еси́ Святы́я Тро́ицы, и прему́дрости сокро́вище, ми́р обогаща́я златоза́рными уче́нии, блаже́нне.

Познава́ет друга́го тя́ Христо́ва честна́я Це́рковь златото́чнаго Евфра́та, наводня́юща му́дрых уче́ний пото́ками и тва́рь всю́ напоя́юща.

Богоро́дичен: Во двою́ естеству́ Еди́ный от Святы́я Тро́ицы, из чи́стых Твои́х крове́й вопло́щся, боголе́пно про́йде, су́щия от Ада́ма спаса́я, Всечи́стая, благода́тию.

Седа́лен, гла́с 5

Сокро́вище прему́дрости, та́ин Христо́вых ча́шу боже́ственнаго умиле́ния, воспои́м, ве́рнии, в па́мяти его́: тезоиме́нно бо при́сно сердца́ ве́рных весели́т словесы́ боже́ственными Ефре́м, я́ко де́латель и таи́нник Госпо́дних открове́ний.

Богоро́дичен: Те́плая Предста́тельнице и непобеди́мая, упова́ние изве́стное и непосты́дное, стено́, и покро́ве, и приста́нище притека́ющих к Тебе́, Присноде́во Чи́стая, Сы́на Твоего́ и Бо́га моли́ со а́нгелы, ми́р да́ти ми́ру, и спасе́ние, и ве́лию ми́лость.

Крестобогоро́дичен: Кресто́м Сы́на Твоего́, Богоблагода́тная, и́дольская пре́лесть вся́ упраздни́ся и де́монская кре́пость попра́ся, сего́ ра́ди, ве́рнии, по до́лгу Тя́ при́сно пое́м, и благослови́м, и, Богоро́дицу вои́стинну испове́дающе, Тя́ велича́ем.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Христо́с моя́ си́ла, Бо́г и Госпо́дь, честна́я Це́рковь боголе́пно пое́т, взыва́ющи, от смы́сла чи́ста, о Го́споде пра́зднующи.

Глаго́лов си́ла твои́х протече́ ве́сь ми́р, высокотво́рным сия́нием смире́ния слепоту́ ду́ш отгоня́щи, блаже́нне.

Непоро́чно соверши́л еси́ житие́, слеза́ми себе́ омыва́я и Судии́ все́м прише́ствие напису́я словесы́ му́дрыми, Богоявле́нне досточу́дне.

Ви́дев твоего́ Госпо́дь смире́ния пресла́вную высоту́, высокотво́рное сло́во тебе́ да́рует, и́мже ересе́й лю́тая смири́шася возноше́ния.

Укрепи́вся благода́тию Вседержи́теля, к нача́лом ополчи́лся еси́ де́монским, о́тче, и победи́л еси́, о на́с моля́ся те́пле, восхваля́ющих тя́.

Богоро́дичен: Я́ко Боже́ственный хра́м, я́ко го́ру святу́ю, я́ко исто́чник нетле́ния, я́ко избра́нну еди́ну бы́вшую Зижди́телю на́шему Бо́гу, Де́ву ублажи́м.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Бо́жиим све́том Твои́м, Бла́же, у́тренюющих Ти́ ду́ши любо́вию озари́, молю́ся, Тя́ ве́дети, Сло́ве Бо́жий, и́стиннаго Бо́га, от мра́ка грехо́внаго взыва́юща.

Сле́з пото́ками сласте́й до конца́, о́тче, изсуши́л еси́ пучи́ну и источе́нии твои́х уче́ний ересе́й пото́ки, блаже́нне, потопи́л еси́.

Ум тво́й манове́нием е́же к Бо́гу, о́тче, просвеща́емь, Ефре́ме, богови́ден ве́сь бы́сть, я́коже зерца́ло Боже́ственнаго Ду́ха, невеще́ственно явле́ния прие́мля.

Хра́м бы́л еси́ вмести́телен, о́тче, Тро́ицы вои́стинну и испещре́н благода́тию, и озаре́нием чи́стых доброде́телей, и уче́ний це́лостию.

Богоро́дичен: Ме́ртва мя́ показа́ во Еде́ме вкуше́ние дре́ва лука́вым наве́том зми́я, Ты́ же, Жизнода́теля Христа́ ро́ждши, оживи́ла мя́ еси́, Еди́на Богора́дованная.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зря́ напа́стей бу́рею, к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к, вопию́ Ти: возведи́ от тли́ живо́т мо́й, Многоми́лостиве.

Не песо́к основа́ние, но ве́ру нерасте́рзну, богоно́се, положи́в, от вра́жиих вся́ческих наве́тов непрекло́нен пребы́л еси́, непобеди́мою дла́нию окормля́емь.

Язы́к тво́й, я́ко тро́сть пи́сменника скоропи́сца, вои́стинну бы́сть, повеству́ющ, ра́зум всеблагочести́в, на скрижа́лех начерта́ющь серде́чных, о́тче, зако́н Ду́ха.

Твою́ пла́вающии догма́тов тишину́, Ефре́ме богому́дре, пучи́ны треволне́ний избавля́ются душевре́дных и бу́ри ересе́й, возни́чуще, ве́рою спаса́ются.

Богоро́дичен: Вся́кия вы́шши разумева́емыя, я́ко Бо́г, и ви́димыя тва́ри, вопло́щся, про́йде из Твоего́ чре́ва, соблю́д Тя́ нетле́нну, я́коже бе́ пре́жде Рождества́, Ма́ти Де́во.

Конда́к, гла́с 2.

Ча́с при́сно прови́дя Суда́, рыда́л еси́ го́рько, Ефре́ме, я́ко любобезмо́лвный, де́лателен же бы́л еси́ в де́лех учи́тель, преподо́бне. Те́мже, о́тче всеми́рный, лени́выя воздвиза́еши к покая́нию.

И́кос:

От во́д благода́ти твоея́ иска́пи в ду́шу мою́, омыва́я ю́ от вся́кия скве́рны нечи́стыя, я́ко да от си́х очи́стится и, ревни́тельно житие́ по всему́ духо́вно про́чее ле́то сконча́вши, сла́дости боже́ственныя наслади́тся, ея́же наслади́лся еси́ и напои́л еси́ вся́, от страсте́й пали́мыя. Се́ бо словесы́ твои́ми лени́выя воздвиза́еши к покая́нию.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: Росода́тельну у́бо пе́щь соде́ла А́нгел преподо́бным отроко́м, халде́и же опаля́ющее веле́ние Бо́жие, мучи́теля увеща́ вопи́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Законоположи́тель мона́шествующих изве́стнейший яви́лся еси́, прече́стне, изыма́тель же от вра́жиих вся́ческих сплете́ний. Те́мже твою́ почита́ют честну́ю и свяще́нную на земли́, блаже́нне, па́мять.

Изря́ден Ду́ха, приснопа́мятне, орга́н бы́л еси́, возглаша́ющий твои́ми всегда́ дохнове́ньми, и пе́снь спаси́тельную на́м покая́ния песнопоя́, воспева́ющим тя́.

Богоро́дичен: Па́че сло́ва Твое́ зача́тие, Богоневе́сто, Бо́га бо Сло́ва родила́ еси́, изба́вльшаго от безслове́сия вся́ челове́ки и сло́во подаю́ща вопи́ти: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Из пла́мене преподо́бным ро́су источи́л еси́ и пра́веднаго же́ртву водо́ю попали́л еси́: вся́ бо твори́ши, Христе́, то́кмо е́же хоте́ти. Тя́ превозно́сим во вся́ ве́ки.

Светоно́сен я́ко ино́е показа́лся еси́ со́лнце, уче́ний лучи́ испуща́я конце́м, тму́ несве́тлую отгна́л еси́, блаже́нне, вся́каго греха́ све́том покая́ния.

Струя́ми боже́ственных догма́тов окружа́емь, я́коже ина́я река́, из Еде́ма теку́щи, лице́ земли́ напая́я, чу́дне, и нече́стия пле́велы подавля́я.

Богоро́дичен: И́стинную Богоро́дицу испове́дающе Тя́, а́нгельски, е́же ра́дуйся, ве́рою вопие́м Ти́: еди́на бо Ра́дость на земли́ родила́ еси́, Обра́дованная, при́сно Благослове́нная.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Бо́га челове́ком невозмо́жно ви́дети, на Него́же не сме́ют чи́ни а́нгельстии взира́ти; Тобо́ю бо, Всечи́стая, яви́ся челове́ком Сло́во воплоще́нно, Его́же велича́юще, с небе́сными во́и, Тя́ ублажа́ем.

Уязви́вся любо́вию Вседержи́теля, все́ твое́ житие́, рыда́я, сконча́л еси́, вопия́ со у́жасом, преподо́бне: осла́би во́лны Твоея́, Спа́се, благода́ти, се́ю мя́ бога́тно соблюда́я в бу́дущей жи́зни.

Сла́дко сло́во твое́, умиле́ния пода́тельно, испо́лнено просвеще́ния притека́ющим, богоно́се Ефре́ме досточу́дне, непоро́чно же житие́, все́ми украша́емо богосия́нными доброде́тельми и просвеща́емо.

Хра́м Ду́ха бы́л еси́ и река́, во́д живото́чных исполня́ема, Це́ркве основа́ние незы́блемое, утвержде́ние мона́шествующих, струя́ приснотеку́щая боже́ственнаго умиле́ния, Ефре́ме досточу́дне.

Богоро́дичен: Разуме́ти не мо́жет у́м челове́ческий е́же па́че ума́ Рождества́ Твоего́, Де́во, та́инство: Бо́г бо, всели́вся во утро́бу Твою́, ключа́ де́вства не поколеба́, я́коже ве́сть Еди́н Са́м Непостижи́мый.

Свети́лен.

Ча́ша сокрове́нных Христо́вы му́дрости сокро́вищ, Ефре́ме, твои́м умиле́нием, преподо́бне о́тче, яви́лся еси́ и уче́нии твои́ми боже́ственными ду́ши ве́рных весели́ши.

Богоро́дичен: Держа́вным Твои́м кро́вом от враго́в наве́та ны́, Чи́стая, Твоя́ рабы́, сохрани́ вся́ невреди́мы: Тя́ бо еди́ну и́мамы прибе́жище в ну́ждах.

Частые вопросы

Какова основная тема покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина?

Основная тема покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина — искреннее раскаяние в грехах и просьба о прощении. Молитва пронизана глубоким чувством смирения и надежды на милосердие Божье.

Какие особенности отличают покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина от других молитв?

Отличительными особенностями покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина являются ее глубина, искренность и всеобъемлющий характер. Молитва охватывает весь спектр человеческих грехов и слабостей, и при этом она выражена в очень поэтичной и трогательной форме.

Какое значение имеет покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина для православных христиан?

Покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина имеет большое значение для православных христиан как средство духовного очищения и укрепления веры. Молитва часто используется во время Великого поста и других периодов покаяния, а также в качестве ежедневной молитвы для укрепления духовного здоровья.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите биографию преподобного Ефрема Сиринского, чтобы понять контекст и значение его творчества.

СОВЕТ №2

Попробуйте прочитать и проанализировать его известные произведения, включая покаянную молитву, чтобы понять глубину его духовного учения.

СОВЕТ №3

Используйте молитвы преподобного Ефрема в своей повседневной практике для укрепления духовной связи и обогащения духовной жизни.

Символика и значение покаянной молитвы в христианской традиции

Покаянная молитва, также известная как молитва преподобного Ефрема Сирина, является одной из наиболее распространенных и популярных молитв в христианской традиции. Ее символика и значение имеют глубокие корни и особое значение для верующих.

Согласно христианскому учению, покаянная молитва помогает человеку обрести прощение за грехи, очистить свое сердце и душу перед Богом, а также обрести силу и мудрость для преодоления жизненных трудностей. Эта молитва направлена на искреннее раскаяние, покаяние и обращение к Богу с молитвенной просьбой о прощении.

Символика покаянной молитвы включает в себя использование определенных слов и выражений, которые направлены на признание собственной вины, прошения о прощении и обращение к Богу с мольбой о помощи и благословении. Эти слова и выражения имеют особую силу и значимость для верующих, помогая им обрести духовное утешение и обновление.

В христианской традиции покаянная молитва считается одним из способов духовного возрождения и очищения. Она помогает верующему обрести внутренний покой, умиротворение и благодать Божью. Практика молитвы преподобного Ефрема Сирина пользуется популярностью среди верующих различных конфессий и является неотъемлемой частью их духовной жизни.

Оцените статью
Добавить комментарий