Блаженный Феофилакт Болгарский, святой православной церкви, известен как выдающийся толкователь Евангелия. Его труды по разъяснению Священного Писания внесли значительный вклад в христианскую литературу и помогли многим верующим глубже понять учение Христа. В данной статье мы рассмотрим жизнь и деятельность этого святого, а также его важное наследие как благовестника и просветителя веры.
Мнение эксперта:Блаженный Феофилакт Болгарский, известный как выдающийся толкователь Евангелия, привлекает внимание экспертов своим глубоким пониманием Священного Писания. Его толкования отличаются ясностью, точностью и глубиной духовного смысла. Блаженный Феофилакт умел передать сложные библейские истины простым и доступным языком, что делает его труды ценными для всех, кто стремится понять учение Христа. Его комментарии к Евангелию являются не только источником знаний, но и источником вдохновения для верующих и искателей истины.https://www.youtube.com/embed/_wL-T-UIiJQЖитие святого Феофилакта Болгарского
В Константинополе положил он начало служению своему. Подвизаться начал Феофилакт в сане диакона. В ту пору диаконы были людьми весьма почитаемыми, поскольку были приближены к патриарху Великой Церкви, исполняя всякие его поручения, а порой даже и замещая первосвященника в делах проповеди.
Блаж. Феофилакт был, как раз, одним из таких служителей-проповедников, замещающим владыку в приходах, и со временем сделался известным в Византийской Церкви ритором. Особенно преуспел он в разъяснении Писания Священного – в доступном толковании церковных постулатов окормляемой пастве. Проповеди его были столь красноречивы и вдохновенны, что еще при житии именовали его прихожане и клирики
«учителем риторов».
Не чужд был подвижник и иным наукам. Он прекрасно знал историю, богословие, классическую древнюю литературу. Угодник этот осознавал прекрасно, что без научных подтверждений и аргументированных обоснований проповеднические его усилия плодов достаточных не принесут – ведь в Византии проживали люди весьма образованные.
Интересный факт
Блж. Феофилакт всегда наставлял и современников своих, и сменивших их потомков, усердно изучать всякие науки светские, считая, что без того невозможно быть хорошим проповедником и грамотно разъяснить пастве Господне Слово. Блаженный считал, что церковнослужитель, нимало не интересующийся трудами естествознания, не может достойно исполнять порученное ему служение.
Знания и вдохновенные наставления праведника сделали его заметным не только среди многих прихожан, но даже в высших кругах двора императорского. Сама благочестивая царица Мария – грузинская принцесса из рода Багратидов — с удовольствием принимала его, слушая наставления диакона. Видимо, потому-то и находился блж. Феофилакт так долго в столице, оставаясь клириком невысокого чина.
Интересный факт
Св. Феофилакт был одним из воспитателей сына царицы Марии – будущего соправителя Империи Византийской Константина Дуки.
Однако, в конце концов, патриарх решил использовать дарования помощника своего и на ином поприще, для чего назначил его архиепископом Церкви Болгарской. В каком году это было сделано, не установлено однозначно. Предположительно, случилось это при императоре Михаиле VII, царствующем в Империи с 1071 г. и потерявшим власть 31 марта 1078 г.
В тот период земли болгарские патриарху Византии не подчинялись, поскольку царь Юстиниан I, будучи родом из той местности, даровал ей независимость, возведя в сан архиепископа главу местной Церкви. Впоследствии, конечно же, было немало споров по поводу независимости Церкви Болгарской от Византийской. Случались даже из-за того и войны между двумя народами. Но так и не удалось грекам вернуть контроль над болгарской паствой – окончательно это было признано в царствование Симеона Книголюбца. В период же жизни блж. Феофилакта грекам удалось добиться, чтобы возглавлял Болгарскую Церковь выходец из Византии. Кафедра Болгарского архиепископа в те времена находилась в столице – городе Охриде, известной также под именем Первой Юстинианы.
Тяжело пришлось святому Феофилакту на месте нового служения. Болгары не были столь утонченными и склонными к наукам и образованию, как константинопольцы. Люди это были простые, малограмотные, а порой и откровенно грубые. Церковь же их страдала от многих ересей и недостатка грамотных клириков, которых было там настолько много, что они объединялись против защитников истинного Православия, нередко подстрекая притом паству нападать на хранящих чистоту веры христиан. К тому же, земли болгарские населяли в ту пору люди, много терпевшие от притеснителей, постоянно совершавших сюда набеги, а потому против любого иноземца готовы были они в любой момент взбунтоваться.
Блаженный не сразу принял удел свой со смирением. Отправлял он письма и покровительнице своей царице Марии Аланской, и патриарху Империи с прошением избавить его от столь тягостного служения, взывал архиепископ в молениях ко Творцу Милосердному, прося перевести его обратно, но, все же, когда понял он, что участь его не изменится, мало-помалу, свыкся с положением, в котором оказался, и со временем не только притерпелся к нему, но и полюбил искренне и страну эту, и прямодушное население ее.
Весьма пригодились в ту пору архиепископу его знания и приобретенная им мудрость. Избрав себе честных и боголюбивых помощников из числа местных пастырей и приехавших с ним греков, приступил он к устроению местной Церкви. Много внимания обращал он и на то, чтобы помощники его были, как писал он сам:
«мудры в делах не только духовных, но и в мирских»,
потому как не только предстояло окормлять им мало просвещенную паству, но и помогать жителям во всяких делах житейских, без чего немыслимо было снискать уважение и доверие у привыкших много трудиться болгар.
Св. Феофилакт всю жизнь сторонился сребролюбия и кумовства. Современники отмечали, что никакие посулы не могли повлиять на его решение назначить на должность ответственную какого-то родовитого или весьма богатого человека. Не страшился он при том и угроз, даже самым высокочтимым правителям отказывая в корыстных их намерениях. Так, на просьбу Скопийского владыки назначить на высокий церковный пост одного близкого ему приближенного, подвижник ответил с достоинством:
«Ни тебе, государь мой, не следует мешаться в это великое дело, которое должно совершать со страхом, ни мне так легкомысленно решаться сообщать
(недостойным людям)
Божественную благодать».
Был архипастырь Феофилакт наставником весьма строгим. Неуклонно надзирал он за чистотою соблюдения всяческих церковных обрядов и правил, считая, что всякое уклонение самопроизвольное от того есть высочайшее зло.
Интересный факт
Болгары почитают угодника этого еще и за то, что в тяжелый период служения не передал он в ведение Константинопольского патриарха ни единой церкви, терпящей нужду. В то время епископы иных земель, облегчая себе существование и не имея возможности экономически поддерживать вверенные их попечению приходы со святынями, многие из них отдавали под покровительство Византийской Церкви, однако блж. Феофилакт, как тяжело не приходилось его уделу, все же ни отдал грекам ни единого болгарского храма.
Много скорбей претерпел он и из-за постоянных набегов варваров. Разоренные и обезлюдившие приходы восстанавливал угодник, расходуя на то все удававшиеся скопить ему средства, или же взывая к человеколюбию иноземных православных правителей. И во всех тех скорбях и разорениях врагами церквей православных винил он, в первую очередь, себя – свои прегрешения и недостойность вымолить у Вседержителя покоя для измученной паствы.
Архиепископ Феофилакт управлял Болгарской Церковью около трех десятилетий. Историки полагают, что преставился он около 1107 г. – то есть периода, когда во владения Болгарские вторгся италийский князь Боэмунд, один из предводителей первых крестоносцев, захвативший столицу болгарскую Охриду и вынудивший подвижника переселиться в Солунь.
Иконография Феофилакта Болгарского
На ликах праведник этот представлен может быть как мужем среднего возраста, так и старцем с долгою бородой и увенчанной власами седыми главою.
Облачение его всегда святительское: белоснежный с крестами омофор и мантия, в которой обязательно присутствуют оттенки алого цвета, напоминающие о многих скорбях Болгарского пастыря. Саккос блаженного обычно украшен цветистым узором лазоревого либо золотого цвета, говорящим о многих его добродетелях, возвысивших его по кончине и позволивших вкусить проповеднику плоды селений райских.
Древнейшее изображение архиепископа, представляющее его стоящим в полный рост с распростертыми руками, можно увидеть в Сийском Евангелии, рукописно записанном в 1339 г. и украшенном искусными миниатюрами. Это Евангелие создано было в Москве в княжение Ивана Калиты – оно было вкладом царским в Успенскую Лявленскую обитель, находившуюся неподалеку от нынешнего Архангельска.
В руках архиепископа на его ликах обычно находится Писание, которое он взял на себя труд истолковать. Персты десницы его часто сложены в благословляющем жесте – обычном для изображений святителей православных и иных служителей Церкви.
Интересные факты
-
Феофилакт Болгарский (ок. 1050 – ок. 1107) – один из самых выдающихся византийских богословов и экзегетов, архиепископ Охриды. Его толкования на Евангелия являются одними из самых авторитетных и цитируемых в православной традиции.
-
Феофилакт Болгарский был известен своим красноречием и способностью ясно и доступно излагать сложные богословские идеи. Его толкования отличаются глубоким пониманием Священного Писания и яркостью образов.
-
Феофилакт Болгарский был не только богословом и экзегетом, но и плодовитым писателем. Ему принадлежат многочисленные проповеди, письма и трактаты, в которых он затрагивает широкий круг вопросов, связанных с вероучением, моралью и церковной жизнью.
О чём молятся святому Феофилакту?
Этому подвижнику возносят моления богомольцы о ходатайстве за них пред Сотворителем в ниспослании им дара красноречия, умении грамотно, красиво и доступно изъясняться, умении убеждать собеседников и аргументированно выстраивать свою речь.
Его почитают историки и литераторы, поскольку блж. Феофилакт человеком был весьма знающим, хорошо разбирающимся в творениях не только учителей Церкви, но и светских авторов, в особенности описывающих события древности.
Его почитают и прочие служители науки.
Особенно же взывают к нему с прошением те страждущие и обделенные, которые никак не могут смириться с ситуацией, в которой определил им находиться Вседержитель, — те, которые никак не могут принять посланные им Творцом обстоятельства и, трезвенно оценив их с молитвенным размышлением, найти в них утешительные стороны.
Его защиты просят страдающие от притеснений корыстных чиновников, требующих мзды за содействие. К нему притекают люди, ставшие жертвами шантажа и морального давления, поскольку жесток архиепископ Феофилакт был при житии своем к делателям подобных бесчинств, попирающим заповеди Божии и заглушившим внутри себя голос совести.
Этот праведник – защитник верующих от неправедных судей. При жизни он сам был судьей, разбирая тяжбы и простолюдинов, и чиновников высших. Никогда не выносил он решений неправедных, не обращал внимания своего на статус виновных. Во многих же случаях по-отечески стремился он помирить враждующих между собой.
Защищает блж. Феофилакт взывающих к нему христиан и от клеветников, распространяющих молву злую. Сам праведник также много пострадал от подобных нечестивцев, чернивших его небылицами злостными и порочащих имя его в надежде взбунтовать против архиепископа паству.
Покровительствует он и всем гонимым, поскольку и сам вынужден был незадолго до отшествия своего в Отечество Небесное спасаться от нападения апулийцев, оставив Охриду и найдя пристанище в греческой Солуни.
Благовестник блж. Феофилакта
«Благовестник» блж. Феофилакта Охридского – это истолкованное Болгарским архиепископом
Четвероевангелие
. Подвижник записал его на родном греческом языке, а впоследствии в Болгарии «Благовестник» перевели уже на языки славян.
До наших дней пользуется широкой популярностью данный труд святого пастыря, созданный им в XI-м в. В нем праведный отец Церкви, глубоко размышляя над Словом Господа, доступной речью и понятными изречениями разъясняет верующим суть истин Христова Учения и необходимость благочестивой жизни в соответствии со спасительными Законами Вседержителя. Из всех трудов блаженного, дошедших до настоящего времени, этот фундаментальный труд считается вершиной его богословского творчества.
В толкованиях этих весьма интересны также и составленные архиепископом предисловия, в которых он разъясняет обстоятельства написания Евангелий, а также повествует о Его авторах и о той обстановке, в которой находились они в пору записи Слова Божиего.
«Благовестник» блж. Феофилакта считается одним из лучших образцов экзегезы, в котором автор придерживается, в основном, истолкования Антиохийской школы. Во многом опирается он на проповеди
свт. Иоанна Златоуста
, как известно, весьма в внимательного к каждому евангельскому слову и выражению. Однако иной раз использует блаженный и методы школы Александрийской, часто прибегающей к аллегории и сравнениям.
Эта фундаментальная работа Болгарского архиепископа и сегодня с интересом изучается христианами, желающими постигнуть и уразуметь сущность боговдохновенных апостольских творений, собранных в Писании Священном.
Частые вопросы
Кто такой блаженный Феофилакт Болгарский?
Блаженный Феофилакт Болгарский был архиепископом Охридским, богословом и церковным писателем, жившим в XI-XII веках. Он наиболее известен своими толкованиями на Евангелия.
Почему толкования блаженного Феофилакта Болгарского так ценны?
Толкования блаженного Феофилакта Болгарского ценны своей ясностью, глубиной и практичностью. Он был не только выдающимся богословом, но и опытным пастырем, что позволило ему писать толкования, которые понятны и полезны как для духовенства, так и для мирян.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При изучении толкований Блаженного Феофилакта Болгарского, обратите внимание на контекст и исторические обстоятельства написания его трудов. Это поможет лучше понять глубину его мыслей и толкований.
СОВЕТ №2
Не спешите с выводами и интерпретациями. Постарайтесь внимательно прочитать и осмыслить каждую главу или отрывок, чтобы уловить все тонкости и нюансы толкований Блаженного Феофилакта Болгарского.
СОВЕТ №3
После прочтения толкований Блаженного Феофилакта Болгарского, обсудите их с другими людьми, возможно, с более опытными исследователями или богословами. Обмен мнениями и точками зрения поможет лучше усвоить материал и получить новые идеи.
Толкования святого Феофилакта Болгарского
Святой Феофилакт Болгарский, живший в X веке, считается одним из самых выдающихся толкователей Евангелия. Его толкования являются неоценимым источником духовного просвещения для верующих. В своих работах святой Феофилакт подробно разъяснял смысл и значение текстов Евангелия, помогая людям глубже понять учение Христа.
Особенностью толкований святого Феофилакта Болгарского является их глубокая духовная проницательность. Он не только разъяснял буквальный смысл текстов, но и обращал внимание на скрытые значения и символику, помогая читателям увидеть более глубокие истины, заложенные в Евангелии.
Святой Феофилакт Болгарский также известен своими мудрыми комментариями и толкованиями, которые помогают верующим применять учение Христа в повседневной жизни. Его труды считаются образцом православного богословия и являются неотъемлемой частью духовного наследия Церкви.
Исследуя толкования святого Феофилакта Болгарского, мы можем обогатить свою веру, углубить понимание Священного Писания и найти ответы на многие вопросы, которые волнуют наше духовное сердце.