Исповедь – один из важнейших обрядов в православной церкви, позволяющий верующему очистить свою душу перед Богом. Нередко возникают ситуации, когда приходится сталкиваться с неудобными вопросами во время исповеди. В данной статье мы рассмотрим ответы пожилого священника на такие вопросы, перечень грехов, покаяние и важность причащения в церкви.
Значение слова
Согласно толковому словарю Ожегова слово «исповедь» — это фактически калька от греческого «покаяние, признание». В то же время библейское толкование этого слова предполагает открытие перед кем-то неких тайн. Как, к примеру, царь и псалмопевец Давид говорит:
«Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим… Исповемся имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей… Да исповедятся Тебе, Господи, вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих: И да воспоют в путех Господних, яко велия слава Господня»
Здесь
святой царь Давид
открывает (исповедует) перед иудеями и даже язычниками, т.е. их царями земными, то тайное для них учение о Боге, как о Всевышнем Существе, обладающем величайшей славой, т.е. всемогуществом, премудростью, всеведением и прочими совершенными свойствами. И, что главное, Существе милостивом и истинном.
Ведь иудеи мнили, что Бог лишь карает и наказывает, а не милует. Язычники же вообще учили ложно о Боге, представляя Его в виде людей (царей), зачастую безнравственных; животных, иногда самых низких; и даже под образом деревьев, камней и прочих бездушных предметов. Вот вопреки сим иудейским и языческим лжеучениям Давид и исповедует, т.е. открывает для заблудших ту тайну, что Бог милостив и истинен!
В отношении же того, о чем говорится в данной статье, т.е. об исповеди православного христианина перед священником, то это открытие тайн также имеет место. Исповедующийся должен без ложного стыда и смущения открыть самые сокровенные тайны своей души. Ибо, как говорит тот же царь Давид и именно так истолковывают его слова святые отцы, душа человеческая, это:
«Море великое и пространное, тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими» (Пс.103: 25).
Для того, чтобы исповедь была действительной и грехи были отпущены, надобно все эти свои, даже самые срамные тайны исповедать. Рассказав о всех тех духовных «гадах», малых и больших, гнездящихся в глубине души, т.е. о ее тайных страстях и грехах. Это также надобно для того, чтобы отпускающий грехи священник, если он, конечно, достаточно опытен в аскезе, мог бы дать хороший духовный совет, как этих душевных «гадов» искоренять.
Читайте также:
Адам и Ева нарушили запрет Творца. А причем здесь я?
Мнение эксперта:
Пожилый священник, с богатым опытом исповеди, считает, что важно быть искренним и открытым перед Богом. Неудобные вопросы не должны ставить человека в тупик, а, наоборот, помогают ему осознать свои ошибки и стремиться к их исправлению. Священник подчеркивает, что в исповеди важно не скрывать правду, даже если она кажется стыдной или обидной. Он утверждает, что именно в такие моменты человек может получить настоящее прощение и очищение души.
Исповедь – это не перечисление грехов, а покаяние сердца
Покаяние от сердца бывает тогда, когда оно видит, чувствует свои грехи, сокрушается о них, ненавидит их, желает от них избавиться. Тогда, конечно, исповедь будет действенной. Правда, если она будет и лишь формальным, но искренним перечислением собственных грехов, и формальным же покаянием в них, то и тогда она совершится, грехи будут отпущены.
Но дело в том, что если в сердце христианина нет вышеупомянутого
истинного покаяния
, т.е. ненависти к своим грехам и желания от них избавиться, а, наоборот, в нем бывает желание сладости греховной, то тогда таковой после своей формальной исповеди очень скоро снова предастся греховному деланию. И будет похож на людей, о коих
апостол Петр
сказал:
«С ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи»
Поэтому свои грехи на исповеди надобно видеть, сокрушаться о них и их ненавидеть; но… этому существенно и сугубо мешает, порожденное атеизмом, крайне негативное духовное явление, которое можно назвать греховной безгрешностью и нечистой чистотой.
Исповедь. Художник С.Д. Милорадович. Начало XX в.
Автор этих строк лоб в лоб столкнулся с сим явлением еще более тридцати лет тому назад. Когда в конце 80-х годов прошлого века преподавал закон Божий на светских курсах повышения квалификации учителей. Помню, они настойчиво задавали мне вопрос:
«Почему и в чем нам надо каяться? В чем мы грешны: мы ничего не украли, никого не убили» и т.д.
Естественно, в ответ на это пришлось им напомнить, что грехи человеческие отнюдь не сводятся к кражам и убийствам. Но это, например, — гордость; зависть; осуждение ближнего; неправедный гнев и т.д.; и кто же этим не согрешал?! И ко всему прочему:
«Так ли вы ничего не украли и никого не убили?!»
Ведь в советское время почти все брали без спроса то, что плохо лежало. А насчет убийства, так ведь аборт – это тоже убийство. При этих последних словах почти вся моя аудитория, в подавляющем большинстве состоящая из женщин-педагогов, скромно потупив глаза, замолкала…
Мнимая безгрешность
Однако позже, думая, почему же эти люди так упорно борются за свою мнимую безгрешность, понял, точнее, Господь открыл мне следующее. Как известно, грех – это нарушение воли Божией. Но если, как ложно учит атеизм, «Бога нет», то, естественно, «нет и Его воли». Следовательно, «
нет и грехов
», или, как атеисты говорит: «Бога нет – все дозволено».
Поэтому воспитанный в атеизме человек считает себя полностью безгрешным. А обличающий сие заблуждение слабенький голосок совести, если она еще и осталась, подавляется мнимыми, фарисейскими «добродетелями» типа вышеуказанных: «Мы ничего не украли и никого не убили».
Итак, атеист и постатеист, т.е. неофит только что перешедший из атеизма в христианство в глубине души мнит себя чистым от греха. Это мнимая «чистота», образно выражаясь, соответствует одежде, полностью, от начала до конца испачканной в грязи и черной, как сама эта грязь. Поэтому если бросить в нее еще один комок грязи, она от этого грязней не станет. Вот и вся суть этой нечистой «чистоты»!
Но в то же время мнение о себе, как о «безгрешном и чистом», крайне соблазнительно и прелестно. И даже уже находясь в христианстве неофит, зачастую, всячески пытается эту прелесть сохранить. Что и сказывается на исповеди.
Реликтом чего является приходящий на нее (чаще всего – это бабушка или пожилая женщины, но такое бывает и с мужчинами), и в ответ на вопрос священника, в чем он грешен, начинает говорить, что «никого не обидел, ничего плохого не сделал, всем желает добра» — аналог вышеуказанного «ничего не украли; никого не убили». Т.е. таковой начинает на исповеди перечислять свои реальные и мнимые добродетели, вместо необходимого на ней перечисления собственных грехов.
В таком случае, священнику надобно объяснить ему, что исповедь — это ведь нечто вроде «ножа»: что на ней исповедуем, то от нас и отрежется или отнимется. Если мы искренне исповедуем свои грехи– отнимутся они; исповедуем добродетели – лишимся их. Наподобие того евангельского фарисея, который дважды в неделю постился и давал десятину (ср.Лк.18: 11-12). Но ушел из храма не оправданным, т.к. исповедал там пред Богом эти свои добродетели, а не свои грехи.
Вообще-то говоря, Господь обычно видит то, что мы забываем; и, наоборот, «забывает» то, что мы видим. Забудем наши грехи, видя свои добродетели, Бог будет помнить первые, «забывая» о последних. Забудем наши добродетели, помня свои грехи, Спаситель будет помнить наше доброе, «забывая» греховное.
Фреска Страшного суда в Успенском соборе Владимира.
Не так ли будет на Страшном Суде?! Где праведники, прожившие всю свою праведную жизнь, не помнят, когда же они «накормили, напоили, одели Господа; когда посетили Его больного или в темнице», — а вот Господь помнит (ср.Мф.25: 37-40)!
Как побороть духовную инерцию
Так что для покаяния сердечного надобно, по крайней мере, видеть и ощущать в нем свои грехи, ненавидя их. Это своего рода духовное художество, искусство христианина. Ибо падшему человеческому естеству свойственно видеть лишь свои мнимые и реальные добродетели, а не грехи.
И чтобы православному христианину побороть эту духовную инерцию своего падшего естества, ему следует долго упражняться в сем духовном художестве или искусстве, учась сему у святых отцов. Кои, как мы знаем из их житий, будучи святыми и стяжав обильные дары Святого Духа, совершив множество добродетелей, однако, последние не видели. Но знали лишь свои грехи, которые у них стороннему наблюдателю… и днем с огнем сыскать нельзя!
В чем смысл исповеди, что она дает и кому нужна?
Первое, что дает исповедь, — это прощение грехов Богом. Поэтому таковые, т.е. исповеданные грехи, на Суде Божием не вспоминаются и не вменяются в вину покаявшемуся в них. Об этом, в частности, говорится в рассказе о мытарствах преподобной Феодоры.
Где ангелы Божии требовали от бесов, представляющих те или иные мытарства, чтобы они в своих хартиях указывали лишь на не исповеданные грехи преподобной.
Испытание души после смерти
Тут несколько слов надобно сказать об этих мытарствах и бесовских хартиях. Святой ангел объяснил Феодоре, что каждому христианину при крещении дается от Бога ангел-хранитель. Но в то же время от диавола к нему приставляется и особый, так сказать, «личный» бес-губитель. Тот следит за каждым шагом христианина в течение всей его жизни, и все грехи оного записывает на что-то подобное видеокамере.
При этом каждый такой «видеоотчет» о том или ином грехе своего подопечного этот бес отправляет в соответствующее мытарство. Коих двадцать, и каждое из них соответствует тому или иному греху или грехам. Получив от демона-губителя этот «видеоотчет» (который, собственно, и представляет собой эту хартию бесовскую), бесы соответствующего мытарства хранят его (или ее – хартию) в своем, так сказать, «видеоархиве». И когда этот христианин умрет, представляют ее во время суда Божия над его душой, т.е. во время прохождения ею этого мытарства, в качестве доказательства его вины.
Но если этот грех или грехи были исповеданы и прощены на исповеди, то и данное «видео» этого греха стирается, и бесы уже не могут представить его на суд Божий как вину судимого здесь христианина. Видимым знаком чего являются действия священника, который после исповеди разрывает записки с перечислением грехов, по коим исповедуются некоторые православные.
Прощение Богом исповеданных грехов – это первое, что дает Таинство Покаяния, совершаемое на исповеди.
Во-вторых, открытые на исповеди и прощенные грехи теряют свою ядовитую силу. Последняя состоит в том, что содеянный грех всегда толкает содеявшего его на новые и новые грехи. Святые отцы сравнивают это с человеком, который упал в пропасть – падает и не может остановиться.
Типичный пример этому уголовники-рецидивисты. Отсидел преступник срок, например, за убийство, выходит из тюрьмы и через несколько дней снова убивает человека. Почему?! Потому что практически любое уголовное преступление – это одновременно и грех. Если этот грех не был омыт покаянием, то даже тюремный срок не лишает его греховной силы толкать преступника на новые и новые преступления, отсюда и их рецидив!
Но когда чистосердечное покаяние на исповеди принесено, эту свою страшную силу грех теряет.
Православному христианину надо внимать себе, внимать этой совершившейся в нем перемене. И именно после покаяния снова и снова стараться бороться с одолевающими его грехами, поскольку именно тогда они теряют свою силу, и именно тогда их можно победить!
В-третьих, Таинство Покаяние, совершаемое на исповеди, есть возобновление Крещения. Поэтому оно снова открывает падшей в грехах душе дверь, в кою входит благодать Святого Духа. Дарующую ей, по слову апостола Пала, такие Его плоды:
«Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание»
Исповедь: главное, что надо знать и помнить
Поэтому христианину надо очень бережно относиться к тому сокровищу благодати Святого Духа. Кое
его душа
получила после исповеди, т.е. после совершения Таинства Покаяния. Враг всегда старается затушить этот благодатный огонек, зажегшийся в душе исповедавшегося. Для этого он стремится сразу же после нее снова ввергнуть его в какие-то новые прегрешения.
Аналой, Евангелие и Крест
При этом действовать изнутри души, если сам покаявшийся не соизволит, он не может, но старается злодействовать своими искушениями снаружи. То долго нет общественного транспорта, чтобы доехать из храма домой, что вызывает у нас раздражение и гнев; то кто-то нас намеренно раздражает на пути домой или дома; то по телевизору какой-то разврат показывают, а мы случайно увидели; то еще какие-то искушения.
Все это делается для того, чтобы после исповеди, которая избавила нас от старых грехов,мы, испытав гнев или другую страсть, сразу же впали в новые, не заметив той свободы от греха, кою дает совершенное над нами Таинство Покаяния. Если так не будем внимать себе, своей очистившейся в покаянии душе, то она, не успев возродиться покаянием, тут же умрет, подобно младенцу убитому абортом еще во чреве матери!
Для того, чтобы этого не случилось, после исповеди надо приготовиться к перенесению упомянутых внешних искушений врага, ибо, как говорит
псалмопевец Давид
:
«Уготовихся и не смутихся, сохранити заповеди Твоя»
Тут надобно понимать, что все эти искушения с нами после исповеди отнюдь не случайны, но стараются снова ввергнуть нас в грех и отобрать полученную в Таинстве благодать. А мы,приготовившись к терпению этих искушений, наоборот, должны избегать грехов: соблазняют тебя, например, на гнев или что-то другое, а ты не соблазняйся, но таковым образом храни полученную благодать!
Это подобно тому, как мы вечером Великого Четвертка несем домой зажженный в храме благодатный огонек, а противные ветры стараются его загасить. Однако мы, противясь им, всячески его оберегаем. Точно также и даже гораздо более надобно всячески оберегать и тот, зажженный в душе огонь благодати, которую мы получили в Таинстве Покаяния, совершенного на исповеди!
Это первое, что нам надо знать и всегда помнить после нее.
Также нам следует знать, что же происходит с грехом после исповеди?! Ибо некоторые считают, что он полностью исчезает, так сказать, сублимируется. На самом деле Таинство Покаяния, совершенное на исповеди, как уже было сказано выше, лишь отбирает у греха его ядовитую силу и избавляет нас от ответственности за него на Суде Божием.
Сам же грех, как нечто противозаконное, содеянное нами, никуда не исчезает. Для того, чтобы он исчез надобно, как в фантастических фильмах или романах, «иметь машину времени; с ее помощью вернуться в прошлое и уже там физически не совершить этот грех». Что, конечно, никто сделать не может.
Раскаянный грех остается. Но теперь, потеряв свою ядовитую силу, он становится чем-то весьма полезным для нас. Поскольку память о нем, мысленное воззрение на него возгревает в нас покаяние, что приносит нам сугубую пользу.
Священное Писание говорит о сем так:
«Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»
Та библейская история, которую здесь вспоминает Господь, была в то время, когда израильтяне на пути в землю обетованную путешествовали в пустыне. На этом пути они столкнулись со множеством ядовитых змей, которые жалили их, отчего многие из ужаленных умерли.
Моисей сотворяет медного змея. Византийская миниатюра
Когда же Моисей молитвенно испросил у Бога помощь в этой беде, то Господь повелел ему сделать изображение медного змея, повешенного на т-образной перекладине, что было прообразом Креста и распятия Спасителя. И каждый ужаленный, взглянувший на этого медного змея, исцелялся и оставался живым.
Посмотри, — говорят святые отцы, — и живые змеи, и медный змей –это змеи. Но первые своим ядом убивают, а второй – исцеляет и живит. Точно также нераскаянный и раскаянный грех – это грехи. Но первый своей ядовитой силой убивает душу, в второй, когда мы со смирением и покаянием взираем на него, живит ее, усиливая в ней покаяние и смирение.
Тот, кто видит в себе множество старых, хотя и раскаянных грехов, скажу так, пресыщенный ими, не побежит делать новые. А тот, кто их в себе не видит, думая, что после покаяния они, так сказать, физически, полностью исчезли, возжелает делать новые беззакония! Единственно, что не советовали при этом святые отцы, так это подробно вспоминать свои блудные грехи. Поскольку такие воспоминания могут снова возбудить в нас блудную страсть.
«Нечистая чистота»
Суммируя вышесказанное, следует заметить, что ложное мнение об исповеди и Таинстве Покаяния, как полностью, физически искореняющих в нас грех, очень удобно стимулирует в нас еще более ложное и уже вышеупомянутое мнение, которое там называлось «греховной безгрешностью и нечистой чистотой», сугубо препятствующей нашему покаянию.
И действительно, если принесший покаяние на исповеди и получивший отпущение грехов, возомнит, что последние уже полностью исчезли и он стал «абсолютно безгрешным и чистым», то тогда ему уже не в чем каяться. И чтобы он в своей мнимой безгрешности полностью не погиб, Господь попускает таковому снова впадать в новые, грубые и хороши видимые грехи, чтобы он хотя бы чрез это прибег к истинному покаянию.
А вот правильно исповедующий учение о Таинстве Покаяния в этих новых грехах, как уже было сказано, не нуждается. Ему и своих старых, раскаянных хватает, чтобы оплакивать оные всю свою многогрешную жизнь! Почему Господь и не попускает ему впадать в эти новые грехи. Именно так и подвизались все святые отцы и матери; вспомним хотя бы
преподобную Марию Египетскую.
Прп. Мария Египетская
Можно ли принимать Святое Причастие без исповеди?
Это весьма нежелательно. Во всяком случае, из аскетического опыта можно сказать, что благодать Святого Духа в таком причастии будет меньше, ибо такой причастник будет участвовать лишь в одном Таинстве (Евхаристии), опустив Таинство Покаяния.
Не это еще далеко не самое худшее, что может произойти. Если перед причастием мы не усмирим, не умертвим свои душевные страсти покаянием на исповеди, то тогда они сразу или почти сразу же после него могут ожить в нашей душе. При этом легко (из-за нашего неумения вести духовную брань) ввергая нас в грехи, зачастую тяжкие.
Тогда таковой причаститься не в здравие души и тела, а в суд и осуждение себе. Более того, святые отцы говорят, что согрешивший так (т.е. сразу же после причастия) повинен Крови Христовой и будет осужден вместе с распинателями
Христа
, Коего он также распял в самом себе!
Кроме всего прочего, такие грехи, т.е. содеянные сразу же после причастия, крайне трудно искоренимы, а соответствующие им страсти из-за этого весьма и весьма на нас усиливаются!
Поэтому христианин должен весьма ревностно следить за своей душой именно после исповеди и причастия. Поскольку думать, что они сами по себе являются абсолютной духовной панацеей, — наивно! Свободу воли (в том числе, и греховную) человека еще никто не отменил. А при нашей нынешней развращенности и греховности эта лживая, греховная свобода куда угодно нас может завести.
Поэтому надо посильно ограничивать ее хотя бы после исповеди и причащения. Да, они не абсолютная духовная панацея, но, как выше было сказано, принятые нами Таинства Покаяния и Евхаристии подают нам благодать, соразмерную готовым принять ее сосуду души. Вот тут-то и надо сугубо подвизаться, чтобы эту благодать сохранить! Если же со временем начнем терять ее, то снова надо идти на исповедь и причащение!
Читайте также сттью:
- О сложном просто: Христианство — что это?
https://youtube.com/watch?v=UZauAZ1lfmg
Как правильно подготовиться и исповедоваться?
Записать на бумаге, чтобы ничего не забыть?
Нужно заранее подготовиться к Таинству Покаяния. Для этого надобно вспомнить все, особо гнетущие душу грехи, настроив ее на покаяние. Их можно удержать в памяти, а можно и записать на бумаге, по которой потом прочитать их перед исповедующим священником. Чтобы последний все услышал, надо перечислять свои грехи внятно и достаточно громко. Но при этом не кричать, чтобы не нарушать благолепие богослужения, во время которого исповедь обычно и совершается.
При этом следует избегать ложного стыда, заставляющего нас скрывать свои особо срамные грехи. А также по возможности испытывать сердечное чувство покаяния; а то некоторые, наоборот, исповедуясь, улыбаются там, где плакать надо. В конце исповеди, искренне назвав все свои грехи, кои удалось вспомнить, надо сказать, что ты раскаиваешься в них, а также в тех грехах, которые забыл или не заметил. Тогда и эти последние будут прощены Богом. Не прощаются только те грехи, которые намеренно были скрыты исповедником, а не те, кои он забыл или не заметил.
Образец исповеди
Таковые можно найти в Священном Писании и творениях святых отцов, которые учат нас покаянию. А также в нынешних церковных изданиях, где более подробно говориться о покаянии и исповеди.
К примеру, такой образец покаяния и исповедания своих беззаконий предстает пред нами в лице евангельского мытаря (ср.Лк.18: 13-14); а о том, как не следует каяться, учит нас образ фарисея из той же притчи (Лк.18: 11-12; 14). И не случайно она читается в первую же подготовительную неделю к Великому посту — времени сугубого покаяния!
В помощь кающемуся:
Из нынешних изданий, дающих нам такой образец или образ покаяния, необходимо указать на:
- «Опыт построения исповеди» о.Иоанна (Крестьянкина);
- И его исповедь по 10 заповедям (Десятисловию).
О. Иоанн — это один из наиболее опытных духовников и подвижников нашего времени. Сей старец, исходя из своего многолетнего духовного опыта, дает начинающим исповедником множество полезных советов. Начинает он с обычных житейских образов, кои должны подвигнуть нас к покаянию.
Далее он перечисляет грехи, как нарушение Десятисловия, особо указывая на бич нашего времени – безбожие или атеизм. Рассказав о каждой из его (Десятисловия) заповедей, он подробно указывает или называет те грехи, кои являются нарушением сих заповедей. Так что его «Опыт построения исповеди» фактически является прекрасным примером исповеди по десяти заповедям.
Наконец, ясно изобразив всю чудовищность и вредоносность наших беззаконий, старец затем призывает, склоняет нас к раскаянию в своем сердце и покаянию! Чтение этого духовно мудрого поучения благодатного старца весьма полезно для каждого, желающего от всего сердца покаяться!
Из святоотеческого наследия, также близкого нам по времени, достоин самого пристального внимания:
- Святитель Игнатий (Брянчанинов)
В его книге, которая так и называется: «В помощь кающимся», — сначала рассматриваются восемь главных страстей, с проистекающими от них грехами. Затем следует рассуждение о добродетелях, противоположным сим страстям. После чего говорится об исповеди по сим страстям и грехам, а также о том, как чрез нее достичь соответствующих добродетелей. При сем упоминается и о том, что требуется от кающегося.
Заключает свою проповедь святитель призывом к нам вести духовную брань против плоти, мира и диавола. Как он говорит:
«Лучше (такая) брань, чем мир, удаляющий нас от Бога»!
Другая полезная духовная литература
Из древних святыхотцов в сем отношении можно особо указать на
святителя Иоанна Златоуста
, которого называют учителем или проповедником покаяния. Его «Беседы о покаянии» — это непревзойдённый образец и пример того, как надобно возгревать в себе и совершать сию добродетель. Следует также отметить и то, что Златоуст предлагает и другие пути покаяния, кроме исповеди, к примеру, смирение, милостыню и др., приводя на сей счет различные библейские примеры.
Иконография: Иоанн Златоуст, святитель Датировки: XVI в. Иконописная школа или художественный центр: Псковская школа Происхождение: из церкви Николая Чудотворца со Усохи в Пскове. Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 186,7 см, ширина 69,1 см Икона Деисусного ряда. Святой изображен со знаками своего епископского достоинства – в саккосе, омофоре и с Евангелием в руках. Инв. № 1487. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Литература: Васильева О.А. Иконы Пскова. М., 2006. № 40. С. 158-160.
Вообще говоря, очень многие святые отцы также учили покаянию. Особенно полезно в сем отношении «Добротолюбие», где как раз и собраны аскетические творения многих святых.
Что же касается подробностей практического совершения исповеди, то об этом сейчас достаточно много литературы в виде популярных брошюрок, которые можно найти и подобрать себе в любой церковной лавке.
Стоит ли использовать «Список грехов для исповеди»
Такой список бывает двояким. Это и перечисление всех возможных грехов в нынешних церковных изданиях об исповеди, и обычные записки собственных грехов, с которыми кающиеся приходят на исповедь. О полезности последних выше уже было сказано.
Что же касается первых, то для христианских неофитов, которые плохо знают даже то, какие грехи бывают, для них знакомство с такими «списками грехов», конечно же, полезно. Поскольку позволяет им увидеть, чем же, собственно, они сами согрешают.
Покаяние и перемена образа жизни – путь к Богу
В греческом языке слово «покаяние» («метанойя»), собственно, и означает перемену образа жизни и мыслей. И действительно, покаяние, как выше уже было сказано, искореняющее ядовитую силу греха вовлекать человека в другие грехи, делает его на некоторое время свободным от действующих в нем страстей. Блудник обретает целомудрие; пьяница – трезвость; наркоман – свободу от дурмана; скупой – милосердие и т.д.
Если православный христианин от всей души возжелает остаться в этом благодатном и спасительном состоянии, приложив к сему все свои усилия, в частности, постоянно исповедуясь и причащаясь, то постепенно, с помощью Божией, он действительно сможет усмирить свои страсти, совлекши ветхого, стать новым человеком.
К чему апостол Павел и призывает нас, чтобы мы:
«Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании образу Создавшего его, где… все и во всем Христос» (Кол.3: 9-10; 11).
Это и есть самый истинный и прямой путь к Богу. Пройдя который, христианин действительно становится другим, новым человеком.
Интересный факт
В этой связи вспоминается случай с блаженным Иеронимом. В молодости, пребывая в Риме, он жил нечисто, в разнообразных грехах. Но затем, покаявшись и переменив свою жизнь к лучшему, святой путешествовал, пребывал в Святых местах. Когда же он после долгого времени вернулся в Рим, то там случайно встретил одну из своих прежних развратных подружек.
Увидев, что он ее как бы не узнает, она решила напомнить ему о себе, сказав, что она такая-то его старая знакомая. На что блаженный ответил ей так: «Да, ты такая-то, но я-то – уже не тот»! Раньше он был жителем духовного Вавилона и врагом Божиим, а после покаяния он, живя благочестиво и свято, стал другом Божиим и гражданином Горнего Иерусалима!
Так бывает со всяким, кто покаянием переменит свою жизнь, направив ее от греха к Богу. Покаяние – это и есть самый истинный путь к Нему!
Когда и как часто нужно исповедоваться?
Существует церковное правило, согласно которому православный христианин должен, как минимум, четыре раза в году исповедоваться и причащаться. Но, конечно, это очень жесткий минимум, возможно, подходящий для неофита, однако совершенно недостаточный для христианина, желающего вести духовную жизнь.
Такому следует гораздо чаще прибегать к Таинствам Покаяния и Евхаристии; особенно к первому. Учитывая еще и то, что исповедоваться можно и без причащения.
Таковому, т.е. желающему жить духовно, желательно исповедоваться хотя бы раз в неделю за воскресной или праздничной службой.
А вообще-то говоря, если нас одолевают страсти, усиливается невидимая брань и диавол насилует нашу душу, понуждая нас на грех, то внесрочно, т.е., не сообразуясь со сроками исповеди, тут же следует бежать на нее. Без смущения открывая перед священником все те помыслы и нечистые дела, на которые толкает нас враг. Ибо лучшее средство против его козней – это Таинство Покаяния! И если подвижник вовремя к нему не прибегнет, то погрязнет в грехах.
Покаяние грешника
В древности бывало и так, что монах, находящийся в полном послушании у старца, как, к примеру, инок Досифей у аввы Дорофея, уже исповедавшись у него и подойдя к двери кельи, вдруг приняв некий вражий прилог, возвращался и снова исповедовался.
Подготовка к Таинству Покаяния и исповеди
Пост накануне исповеди
Если он при этом еще желает причаститься, то ему, кроме вышеупомянутого приготовления к исповеди, следует приготовиться и к причастию. Для этого предварительно следует три дня попоститься (хотя бы на время этого поста не вкушая мясное и молочное); также следует воздерживаться от интимных отношений с супругой.
Какие молитвы читать перед Причащением и исповедью
Перед причащением надо прочитать молитвенное последование к нему, а в сам день причастия прийти в храм натощак. Если же он желает только исповедаться, то такая подготовка (в частности, пост и вычитывание сих молитв) не нужна. Впрочем, если человек сугубо кается, то по собственному желанию из-за своего глубокого покаянного чувства он может соблюсти и какой-то пост. Но по церковному уставу таковой перед исповедью без причащения не положен.
А вместо молитвенного правила к причащению, если исповедник не причащается, он может молитвенно просить Бога просветить его ум и чувства для полного и искреннего исповедания всех своих грехов.
Разумеется, этот исповедник или причастник должен быть православным христианином, т.е. должен быть крещенным в православии. В противном случае Таинства Православной Церкви принимать нельзя!
Когда и как исповедь проходит в храме и как на нее попасть
Обычно она совершается за богослужение, чаще всего за Божественной литургией, поскольку причастники сначала исповедуются. Если христианин первый раз хочет исповедаться, он должен узнать, когда в его храме начинается литургия, и прийти к ее началу.
Придя в храм на первую исповедь нужно спросить у прислуживающих в храме, где она происходит? Это еще нужно и потому, что иногда, когда приход небольшой и прихожан мало, исповедь и причастие совершаются лишь тогда, когда об этом просят или спрашивают сами прихожане. Что особенно характерно в будние дни. Ну а во время самой исповеди, как ее совершить, что говорить – это уже подскажет исповедующий священник.
Какая исповедь бывает
Полная, краткая. И ее основные правила
Предваряя рассказ по данной теме, следует заметить, что исповедать абсолютно все свои грехи человек не может. Есть множество грехов, которые мы не заметили или забыли. Бывает так, что к священнику снова подходит только что исповедавшийся прихожанин и говорит, я забыл(а) назвать еще такое-то свое прегрешение. Тогда священник говорит оным, что он(а) не только это забыл(а), но еще и многое другое, а многое и не заметил(а). Поэтому исповедав то, что мы заметили и помним, в конце надо добавить, что каемся и в том, что не заметили или забыли.
Отсюда становится ясным, что такое полная или краткая исповедь. Бывает так, что христианина гнетет один тяжкий грех, который он хочет исповедать, испытывая из-за него сугубое раскаяние. Кое, если донесет его до исповеди, то несмотря краткость последней, ради сего покаянного чувства получит отпущение всех своих грехов. Если, конечно, в конце исповеди упомянет, что кается и во всех других своих прегрешениях.
Более полной исповедь бывает, когда предварительно христианин постарается вспомнить все свои прегрешения, возможно, записав множество их на бумаге. Но такая и более полное исповедание не принесет ему пользы, если он при этом не испытывает никакого покаянного чувства. Будет бесполезным в силу вышесказанного о том, что все свои грехи мы все равно не знаем и не помним, их знает и помнит только Бог и
наш Ангел Хранитель
.
Поэтому хотя и более полная исповедь сама по себе полезна, но она не может заменить чувство покаяния, которое должен испытывать кающийся, исповедуется ли он кратко или более полно. В этой связи вспоминается приточная история о двух женщинах, которые пришли исповедаться перед неким старцем.
Одна имела тяжелый грех, сокрушалась о нем и плакала. Другая же была веселой, поскольку тяжких грехов у неё не было, но были лишь «обычные, повседневные» прегрешения. Однако старец обличил именно ее, приведя следующий наглядный пример. Он указал на лежащий недалеко большой камень, заметив, что его очень хорошо видно. Таким видимым был и грех той, первой женщины, поэтому она и легко покаялась в нем. А вот грехи второй были более похожи на находившийся тут же песок, рассмотреть каждую песчинку коего было весьма затруднительно. Почему и покаяние второй дамы оказалось ущербным.
Кающаяся женщина в храме
Мораль этой притчи в том, что нам надобно сокрушаться о каждом грехе, каким бы малым он нам не казался, а не пытаться заменить это чувство покаяния формальной длительностью исповеди.
В этой связи также следует называть свои конкретные грехи, а не рассказывать различные истории о том, как эти прегрешения получились. Эти истории не только без всякой нужды удлиняют исповедь, но и, как правило, служат к самооправданию (мол, «я никак не мог(ла) из-за случившегося со мной не согрешить»), кое здесь совершенно недопустимо.
Читайте также:
-
Особенности женской исповеди: полный перечень грехов
А иногда бывает и хуже: это когда мы тут же начинаем обвинять в своих беззакониях кого-то, мол, к примеру: «они такие негодяи, что я никак не мог(ла) промолчать, и во гневе все им высказал(а)»! И вместо покаяния в своих грехах, начинаем обвинять в них других людей! Такое на исповеди еще более недопустимо!!!
Эти истории вредны еще и тем, что даже покаявшись в каком-то одном, совершенном грехе, мы забываем остальные. Например:
«я осудил(а) некоего мистера Икс, — каюсь». Да, но при этом ты еще осудил(а)и «Угрека; Зет и весь остальной «алфавит». За Икс тебе простится, а за остальных – нет. Поэтому вместо всех этих не нужно длинных историй надобно просто сказать: «Я осуждал ближних, — каюсь».
Генеральная
Это исповедь за всю свою прошедшую жизнь. В ней каются даже в тех грехах, которые были уже исповеданы, прощены и не повторяются. Тут надо заметить, что признаком прощения греха как раз и является то, что он уже не повторяется.
Такая исповедь обычно бывает перед рукоположением в священный сан или перед принятием монашества. Почему в ней исповедуются прошлые, прощенные и не повторяющиеся грехи? Во-первых, для того, чтобы напомнить исповеднику, что и оные, согласно вышесказанному о медном змее, хотя и прощены, но физически не исчезли. Что должно побуждать такового к сугубому покаянию, столь необходимому священнику или монаху. А, во-вторых, такое раскрытие самых глубоких тайн и язв своей души перед духовником затем поможет последнему в его душепопечении о кающемся.
Миряне ради упомянутых полезных свойств такой исповеди также могут прибегать к ней. Но делать это надобно по согласованию со своим духовником и, особенно, в то время, кое он назначит.
Общая
Она совершается в тех случаях, когда желающих исповедаться очень много и священники (а иногда он – один) не справляются с таким наплывом кающихся. Совершать ее правильно следует так: перед богослужением священник зачитывает список грехов; возможно, при этом кратко объясняя, в чем они состоят.
Затем уже во время службы каждый верующий подходит уже индивидуально к исповедующему священнику и говорит, что согрешил в перечисленном, иногда каясь и в своих, особых грехах. После чего все они отпускаются ему обычным чином.
Первая
Чаще всего она бывает у христианских детей, достигших семилетнего возраста. В этом случае таковому кающемуся предварительно следует объяснить смысл Таинства Покаяния и порядок его совершения. Если родители ребенка не очень грамотны в сем, то они должны предупредить об этом (что это – первая) исповедующего священника, и уже он все сие объяснить кающемуся.
Особенности детской исповеди
Ребенку еще перед ней надо объяснить, что это такое. Объяснить также, что такое грехи, и какие она у него могут быть. Естественно, если дитя еще малое, то, например, о блудных грехах ему пока рассказывать не следует. Однако по мере возрастания этого дитяти, особенно если родители заметили у него признаки того же рукоблудия или других блудных увлечений, например, порнографией, то надо ему объяснить, что это тяжкие грехи и понудить его к исповеди в них.
Также надобно постоянно объяснять ребенку, что такое ложный стыд при исповеди; объяснять, согласно уже вышесказанному. Это необходимо, чтобы уже с детства избавить его от этого чувства ложного стыда во время исповеди.
Покаяние ребенком приносится лишь в тех грехах, кои он содеял после своего семилетия. Конечно, у него могут быть прегрешения и до этого возраста. Но они ему по малолетству в грех не вменяются. Однако, бывают редкие случаи, когда ребенок имеет весьма благочестивое настроение души и хочет покаяться даже в том плохом, что делал и до семилетия. Мешать ему в этом не следует – пусть кается. Это укрепит в нем покаянное чувство.
Последняя
Бывает перед смертью кающегося, поэтому весьма ему необходима. Если он при этом по состоянию здоровья способен причаститься, то следует совершить и это. На этой исповеди кающийся (если ему опять же позволяет здоровье) может исповедаться за всю свою жизнь. Или же заменить это горячим покаянием в содеянных беззакониях, к коему его и понуждает приближающаяся смерть.
Если больной находится в бессознательном состоянии, то тогда Таинство Покаяния заменяется Таинством Елеосвящения (Соборованием), в котором умирающему также отпускаются все его грехи. Но оно может быть совершено лишь над православным христианином, постоянным прихожанином одного из храмов (из которого обычно и призывается священник для Соборования), ранее постоянно там исповедавшийся и причащавшийся.
Повседневная вечерняя
Она имеется в Православном молитвослове, в конце «Молитв на сон грядущим», и называется «Исповедание грехов повседневное». А начинается оно словами: «Исповедаю Тебе Господу Богу моему…»и далее следует перечисление грехов кающегося. Разумеется, при таком исповедании (без священника) грехи не отпускаются. Но чрез него православный христианин ежедневно осознает свою греховность, что дополнительно побуждает его к покаянию.
Зачем нужен священник?
Грехи может отпускать и отпускает только Бог. Но власть силою Святого Духа отпускать грехи Господь дал апостолом, явившись им после Своего Воскресения:
«Дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20: 22-23).
Эту власть чрез Таинство Священства, совершаемое рукоположением, апостолы преемственно передали и православному священству – епископам и священникам, вплоть до нынешнего времени. Поэтому на исповеди и нужен таковой, хотя здесь он лишь свидетель, а само Таинство Покаяния совершает Дух Святой!
«Священник». Д.П. Корин
Кому исповедуются священник?
В каждой епархии есть свой духовник из опытных священников или монахов в священном сане, в обязанность коих и входит исповедовать своих собратьев. Впрочем, священники вполне могут исповедоваться и друг у друга.
С одной стороны, это полезно, когда батюшка имеет насущную потребность в покаянии, духовник же далеко, а свой собрат рядом. Но с другой стороны, постоянно так делать, пренебрегая духовником, не следует. Поскольку у самого постоянно исповедующего (без благословения архиерея) священников священника могут из-за этого возникнуть серьезные неприятности и духовные проблемы.
С чего начать исповедь
Не следует тянуть, но начинать исповедь надобно с самых тяжких и, возможно, постыдных грехов. Это как о время купания сразу же окунуться в холодную воду; но зато потом уже не страшно, привыкаешь к холоду и начинаешь чувствовать тепло.
Так и здесь: сразу же исповедав свои самые гнетущие и тяжкие беззакония, мы потом легко исповедаем и остальное. Если же начнем откладывать это самое тяжкое, то можем смутиться и забыть его исповедать, или даже намеренно скрыть сей грех. Тогда он нам не простится, и вся исповедь окажется тщетной.
О чем вообще говорить
Естественно, что говорить надобно о своих грехах и страстях, кои на эти прегрешения нас толкают. При этом самое важное состоит в том, чтобы по возможности ничего не скрывать, особенно из-за ложного стыда. Следует помнить, что если мы скроем какие-то наши постыдные грехи перед одним священником, то потом, на Страшном Суде они будут открыты перед всем миром.
Притча о блудном сыне
Полностью обнажить свою душу перед духовником надобно еще и потому, что он, в силу своей духовно-аскетической опытности, может дать нам хороший совет, как бороться с этими страстями, побеждая порождаемые ими беззакония. Если же мы что-то скроем, то обманутый таким образом нами духовник не сможет дать нам сей добрый совет. И мы так накажем сами себя!
Какими словами начать и закончить исповедь перед батюшкой
Начать ее можно словами: «Исповедую Господу Богу моему и тебе, честный отче, все мои грехи, согрешил…», — и далее идет перечисление грехов. А закончить надобно, например, так: «…Во всех упомянутых грехах, а также в тех, кои забыл(а) или не заметил(а), раскаиваюсь пред Господом и прошу прощения»!
Какие грехи бывают у взрослых
Они бывают самыми разными. Можно условно, так сказать, классифицировать их таким образом, как это делали святые отцы, называя восемь главных страстей, от которых все эти согрешения и происходят. Итак, вот эти восемь страстей: чревоугодие; блуд; сребролюбие; гнев; печаль мирская; уныние; тщеславие; гордость. Впрочем, и они сводятся к трем основным: сластолюбию; сребролюбию; славолюбию.
Разумеется, каждая из этих страстей порождает множество грехов. Особенно это относится к блуду, который чрезвычайно распространен в наше время и имеет самые различные формы. Поэтому и ныне, и в древности бесы мытарства блуда хвалились и хвалятся тем, что они ввергают в ад больше грешников-блудников, чем все остальные девятнадцать мытарств!
Итак, укажем
некоторые виды блуда
. Это, например, столь распространение сейчас сожительство мужчины и женщины без заключения брака, так называемые «гражданские браки». Кои никакими браками не являются, а представляют собой обыкновенное блудное сожительство!
Это и измены супругов (мужа или жены; или обоих) в настоящем браке, т.е. прелюбодеяние. Это также извращения супругов в браке, к примеру, практикуемый ими оральный, анальный секс. Другие формы блудных извращений: проституция (в разных ее видах, в том числе порно актёры и веб); однополые сексуальные отношения; групповой секс; кровосмешение; педофилия…
И множество других, еще более омерзительных и грязных содомских извращений, кои целомудренно называть не будем. Но, тем не менее, каждый кающийся по причине обличающей его совести, и без нашего объяснения, понимает, что содеянные им те или иные формы блуда и извращений – это тяжкий грех!
Если стыдно говорить о блуде
Во-первых, как уже выше было сказано, этот стыд — ложный. Если мы намеренно скроем какие-то наши особо постыдные блудные грехи, то исповедь окажется недействительной. И то, что мы постыдились исповедать наедине священнику, потом на Страшном Суде будет открыто пред всем миром.
Но на самом деле, исходя из своего пастырского опыта, замечу: тяжкие блудные беззакония сильно тяготят душу человека, и он в первую очередь именно их ощущает и видит. Поэтому первым делом их и исповедует, и вряд ли будет их скрывать.
Другое дело малозаметные прегрешения этого рода, т.е. блудные помыслы и их овеществленная форма в виде порнографии. Многие, пребывая в таких помыслах и будучи порно зависимыми, даже не считают это грехом, а, наоборот, чем-то «естественным».
Читайте также:
Совет священника: как исповедывать блудные грехи
Однако именно принятие этих блудных помыслов и навязываемого ими порно, по мере развития этого беззакония в душе человека толкает его на тяжкие блудные согрешения уже с участием тела. Ибо всегда сначала согрешает душа, а затем тело; и без участия души оно не может совершить ни одного греха.
Как назвать грех рукоблудия
Он является типичным следствием только что сказанного. Сначала человек разжигается различными блудными помыслами, по ходу этого разжения прибегает к порнографии, хотя может обойтись и без неё, движимый лишь сильными помыслами, а затем уже и совершает этот грех телесно. Последний особенно распространен в юношестве, но в наше время он бывает во всех возрастах, даже в старости.
Опять же, исходя из своего пастырского опыта могу сказать, что это бывает приблизительно у 80 или около того процентов юношей от общего числа исповедующихся. У девушек и даже девочек это также есть, но в гораздо меньшей степени – процентов 5 или 10. Что и неудивительно, ибо женский пол по своей природе гораздо более целомудреннее мужского.
Чему способствуют многие факторы нашей жизни. Например, во время лекций перед такой молодежной, но мало верующей аудиторией, где затрагивалось церковное учение о блуде, мне неоднократно приходилось сталкиваться со встречным заявлением от этих юношей, что, мол, «занятия онанизмом способствует улучшению здоровья».
Притча о блудном сыне
Как видим, не только мы, церковные люди, но и диавол чрез своих клевретов учит этим и другим мерзостям нашу молодежь. Отсюда и соответствующая, обильная греховная жатва, которую он в ней собирает!
Так как же этот грех исповедовать?! Очень просто, надо просто так и сказать: «Согрешил(а) рукоблудием».
Тогда этот грех простится, а избавившийся от него христианин или христианка сможет с ним бороться в своей духовной жизни. Впрочем, гораздо полезнее исповедаться еще во время зарождения сего беззакония: как только появились блудные помыслы, надо бежать на исповедь и в них каяться. Чтобы эти помыслы не перешли в блудные дела, в частности, рукоблудие!
Что говорить, если часто исповедуешься
В таком случае необходимо назвать те грехи, которые были содеяны после последней исповеди. Таковые всегда есть. Мы не святые. Поэтому, бывает, кого-то осудили, пусть даже в уме; где-то разгневались или просто испытали раздражение, а это также вид гнева; впали в печаль или уныние и т.д. В общем, чего исповедать всегда хватает, даже если мы и часто исповедуемся.
В этом случае надобно иметь добродетель, которая называется внимание к себе или, точнее, к своей душе. Когда мы эту добродетель будем иметь, тогда будем видеть все свои грехи и даже самые малые прегрешения.
Тайна исповеди (разглашение)
Испытывающим ложный стыд также следует помнить о тайне исповеди, т.е. о том, что принявший ее священник обязан ни в коем случае не разглашать то, что ему сообщил исповедник. Если такое разглашение имело место, то это один из самых тяжких священнических грехов, за который разгласивший тайное может быть лишен сана.
История происхождения
Таинство Покаяния, совершаемое на исповеди, имеют самую древнюю историю. Как уже было сказано, его установил Сам Господь после Своего Воскресения, дав апостолам власть силою Духа Святого прощать грехи: «Дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20: 22-23). А уже апостолы чрез преемственность рукоположения (Таинства Священства) передали эту власть своим преемникам: епископам и священникам.
Практика Церкви
Однако в разное время Таинство Покаяния совершалось в Церкви по-разному. Так, например, в первые века христианства, во время гонений, когда были случаи отпадения некоторых от Христа и поклонения их идолам, особенно во время гонения Декия (249-251 г.г.), была установлена такая покаянная практика, когда степень покаяния находилась в зависимости от тяжести грехопадения. В частности, за особо тяжкие из них положено было и публичное покаяние, когда кающийся исповедовал свои беззакония перед всем клиром и прихожанами своего храма.
Позднее, уже к четвертому веку по Р.Х., среди особо ревностных христиан, живущих весьма строго и всячески избегающих грехов, был обычай отлагать свое крещение как можно дольше, иногда вплоть до смерти. Боялись впасть в какой-то смертный грех после крещения. Естественно, что такие не крещеные не могли прибегнуть и к Таинству Покаяния.
Этот не очень разумный обычай был упразднен великими святителями Церкви Василием Великим и Григорием Богословом в середине этого же четвертого века. В это время и начинает складываться практика Таинства Покаяния на тайной исповеди, дошедшая и до нас.
Практика покаяния в РПЦ
Думаю, что она достаточно описана в предыдущих материалах этой публикации.
На Востоке
Там она также в основном соответствует покаянной практике Русской Православной Церкви.
В Греции
Там Таинство Покаяние мало связано в Евхаристией. Причастник может подойти к чаше и без исповеди. Прибегают к покаянию в случае особых грехов и по особому зову собственной совести.
У католиков
Таинство Покаяние на исповеди – это одно из семи главных Таинств, и оно обязательно для всех католиков, как минимум, раз в год. Порядок исповеди такой же, как и в православии. Но исповедание грехов обычно происходит в специальной кабине (в отдельных случаях возможно и вне ее), называемой исповедальней или конфессионалом. Она устроена так, чтобы священник слышал голос исповедующегося, но не видел его лица.
У протестантов
У них разделено само исповедание грехом и отпуск их пастором. Практикуется как частная (наедине с пастором) исповедь, так и публичная. Последняя является неотъемлемой частью протестантского богослужения и совершается в конце его.
О покаянии
В заключение: пример хорошей исповеди
Исходя из всего вышесказанного, таковая выглядит следующим образом: исповедник сначала тщательно к ней готовится. Затем, вспомнив и осознав свои грехи(возможно, записав вспомянутое на бумаге), приходит в православный храм на исповедь. Где, испытывая покаянное чувство, исповедует пред священником свои прегрешения, называя при сем лишь их, а не рассказывая различные истории, которые служат к самооправданию и осуждению ближних.
Желательной частью такой хорошей исповеди является и добрый совет духовника о том, как и какими аскетическими средствами бороться с грехами и побеждать их. Что и надобно делать после совершения Таинства Покаяние, кое дает православному христианину свободу от греха.
Если будем так делать, то этим и будем созидать спасение своей души!
Молитва перед причастием и исповедью
Для подготовки к исповеди не обязательно читать какие-то специальные молитвы. Но если исповедь будет сопряжена с причастием, то необходимо прочитать
последование ко Святому Причащению.
Непосредственно перед совершением таинства покаяния священнослужитель читает следующую молитву перед исповедью. Верующие внимательно слушают ее и в нужном месте называют сои имена.
Молитвы, читаемые священником на исповеди
Бо́же, Спаси́телю на́ш, И́же проро́ком Твои́м Нафа́ном пока́явшемуся Дави́ду о свои́х согреше́ниих оставле́ние дарова́вый, и Манасси́ину в покая́ние моли́тву прие́мый, Са́м и раба́ Твоего́ (и́мя), ка́ющагося о ни́хже соде́ла согреше́ниих, приими́ обы́чным Твои́м человеколю́бием, презира́яй ему́ вся́ соде́янная, оставля́яй непра́вды и превосходя́й беззако́ния.
Ты́ бо ре́кл еси́, Го́споди: хоте́нием не хощу́ сме́рти гре́шника, но я́ко е́же обрати́тися и жи́ву бы́ти ему́, и я́ко се́дмьдесят седмери́цею оставля́ти грехи́. Поне́же я́ко вели́чество Твое́ безприкла́дное и ми́лость Твоя́ безме́рная. А́ще бо беззако́ния на́зриши, кто́ постои́т?
Я́ко Ты́ еси́ Бо́г ка́ющихся и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Перевод:Боже, Спаситель наш! Ты через пророка Твоего Нафана (см. 2Цар.12:1–15) даровал покаявшемуся Давиду прощение его согрешений, принял Ты и покаянную молитву Манассии (см. 2Пар.36:23). И ныне приими по свойственному Тебе человеколюбию раба Твоего (имя), кающегося в содеянных им прегрешениях и просящего прощения своих неправд и беззаконий. Ибо Ты, Господи, сказал: «Не хочу смерти грешника, но хочу, чтобы он обратился ко Мне с покаянием и жив был» (для вечной жизни), так как Ты и нам заповедал семьдесят раз седмерицею прощать ближнему своему его грехи против нас. И как Твое Божественное величие ни с чем несравнимо, так и милость Твоя безмерна. Ибо если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, Господи, кто устоит? (Пс.129:3). Так как Ты Бог кающихся и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пришедшему на исповедь священник дает следующее наставление:
Се́, ча́до, Христо́с неви́димо стои́т, прие́мля испове́дание твое́, не усрами́ся, ниже́ убо́йся, и да не скры́еши что́ от мене́, но не обину́яся рцы́ вся́, ели́ка соде́лал еси́, да прии́меши оставле́ние от Го́спода на́шего Иису́са Христа́. Се́ и ико́на Его́ пред на́ми, а́з же то́чию свиде́тель е́смь, да свиде́тельствую пред Ни́м вся́, ели́ка рече́ши мне́: а́ще ли что́ скры́еши от мене́, сугу́б гре́х и́маши. Внемли́ у́бо: поне́же бо прише́л еси́ во враче́бницу, да не неисце́лен отыдеши.*
Перевод:Сын мой духовный! Здесь невидимо присутствует Христос, принимающий исповедь твою. Не стыдись и не бойся и не помысли скрыть что-либо от меня, но откровенно скажи все, что ты соделал, чтобы принять от Господа нашего Иисуса Христа прощение соделанного тобою. Вот и святая икона Его; я же, иерей, духовный твой отец, только свидетель для засвидетельствования пред Ним (Христом) обо всем, что ты скажешь мне. Если ты что-либо утаишь от меня, примешь на свою душу сугубый (двойной) грех. Вразумись же, что ты пришел в лечебницу не для того, чтобы выйти из нее неисцеленным.
Разрешительная молитва, которую произносит священник над кающимся после исповеди
“Госпо́дь и Бо́г на́ш, Иису́с Христо́с, благода́тию и щедро́тами Cвоего́ человеколю́бия да прости́т ти́ ча́до (и́мя) вся согрешения твоя. И а́з, недосто́йный иере́й, вла́стию Его́ мне́ да́нною, проща́ю и разреша́ю тя́ от все́х грехо́в твои́х, во И́мя Отца́ и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь”.*
Перевод:Господь и Бог наш, Иисус Христос, по благодати и щедротам Своего человеколюбия, да простит тебе, чадо (имя), все согрешения твои, и я, недостойный иерей, властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
(Источник перевода молитв на русский язык: православный портал Azbyka.ru)
Грехи на исповеди — перечень для подготовки
Этот перечень грехов перечислятся священнослужителем на общей исповеди. Не стоит бездумно копировать его, но можно использовать этот список грехов для исповеди как пример.
«Исповедую Господу Богу, во Святой Троице славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу все мои грехи от юности моей и до настоящего времени, содеянные мною делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами, вольно или невольно.
Почитаю себя недостойным прощения от Бога, но не предаюсь отчаянию, возлагаю всю надежду мою на Божие милосердие и сердечно желаю исправить мою жизнь.
Согрешил маловерием, сомнением в том, чему учит нас вера Христова. Согрешил равнодушием к вере, нежеланием уразуметь ее и убедиться в ней. Согрешил кощунством – легкомысленным высмеиванием истин веры, слов молитвенных и евангельских, обрядов церковных, а также пастырей Церковных и людей благочестивых, называя усердие к молитве, посту и милостыне ханжеством.
Согрешил и больше: презрительными и дерзкими суждениями о вере, о законах и установлениях церковных, например о посте и богослужении, о почитании святых икон и мощей, о чудесных проявлениях милости Божией или гнева Божия.
Согрешил уклонением от Церкви, считая ее ненужной для себя, полагая себя способным к доброй жизни, к достижению спасения без помощи Церкви. Между тем к Богу должно идти не в одиночку, а с братиями и сестрами по вере, в союзе любви, Церкви и с Церковью: только где любовь, там и Бог; кому же Церковь не Мать и Бог не Отец.
Согрешил я отречением от веры или сокрытием веры из-за страха, из-за выгоды или по стыду перед людьми, не внял я словам Господа Иисуса Христа: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным; кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мф. 10, 33; Мк. 8, 38).
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Согрешил я ненадеянием на Бога, надеясь больше на себя или на других людей, а иногда на неправду, обман, хитрость, коварство.
Согрешил в счастье неблагодарностью к Богу, подателю счастья, а несчастье – унынием, малодушием, ропотом на Бога, озлоблением на него, хульными и дерзкими мыслями о Промысле Божием, отчаянием, желанием смерти себе и своим близким.
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Согрешил я любовью к земным благам, паче чем к Творцу, Которого должен любить больше всего – всею душою, всем сердцем, всем помышлением.
Согрешил забвением Бога и нечувствием страха Божия; забывал, что Бог все видит и знает, не только дела и слова, но и тайные наши мысли, чувства и желания, и что Бог будет судить нас по смерти и на Страшном Суде Своем; оттого и грешил я безудержно и дерзко, как будто для меня не будет ни смерти, ни Суда, ни праведного наказания от Бога.
Согрешил суевериями, нерассудительным доверием снам, приметам, гаданиям (например, на картах).
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Согрешил я в молитве леностью, неисправностью, пропускал молитву утреннюю и вечернюю, пред принятием и по принятии пищи, при начале и окончании всякого дела.
Согрешил я молитве поспешностью, рассеянностью, холодностью и бездушием, лицемерием, старался показаться людям более благочестивым, чем есть на самом деле.
Согрешил немерным настроением при молитве: молился в состоянии раздражения, гнева, зложелательства, осуждения, ропота, непокорности Промыслу Божию. Согрешил небрежным и неправильным совершением крестного знамения – от поспешности и невнимания или от дурной привычки.
Согрешил непосещением богослужения в праздничные и воскресные дни, невниманием к тому, что читается, поется и совершается в храме за службой, неисполнением или неохотным исполнением церковных обрядов (поклонов, главопреклонения, целование креста, Евангелия, икон).
Согрешил неблагоговейным, непристойным поведением в храме – мирским и громкими разговорами, смехом, спорами, ссорами, бранью, толканием и утеснением других богомольцев.
Согрешил легкомысленным упоминанием в разговорах имени Божия – клятвой и божбой без крайней необходимости или даже во лжи, а также неисполнением того, что кому-нибудь с клятвою обещал сделать доброе.
Согрешил небрежным обращением со святыней – с крестов, Евангелием, иконами, святой водой, просфорами.
Согрешил несоблюдением праздников, постов и постных дней, несоблюдением духовного поста, то есть старался освободить с Божией помощью от своих недостатков, дурных и праздных привычек, не старался исправить свой характер, не понуждал себя к усердному исполнению заповедей Божиих.
Бесчисленны грехи мои против Господа Бога и Его Святой Церкви!
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Бесчисленны грехи мои и против ближних моих, и в отношении обязанностей моих к самому себе. Вместо любви к ближним в жизни моей преобладает себялюбие со всеми губительными плодами его.
Согрешил я гордостью, самомнением, считая себя лучше других, тщеславием – любовью к похвалам и почету, самохвальством, властолюбием, высокомерием, неуважением, грубым обращением с людьми, неблагодарностью к тем, кто делает мне добро.
Согрешил осуждением, осмеянием грехов, недостатков и ошибок моих ближних, злословием, сплетнями, вносил ими раздор в среду моих ближних.
Согрешил клеветой – несправедливо говорил о людях другое и для них вредное и опасное.
Согрешил нетерпением, раздражительностью, гневливостью, упрямством, сварливостью, дерзостью, непослушанием.
Согрешил обидчивостью, злобой, ненавистью, злопамятством, мстительностью.
Согрешил завистью, зложелательством, злорадством, согрешил бранью, сквернословием, ссорами, проклятиями как других (может быть, даже детей своих), так и себя самого.
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Согрешил я непочитанием старших, особенно родителей, нежеланием заботиться о родителях, покоить их старость, согрешил осуждением и осмеянием их, грубым и дерзким обращением с ними, согрешил неисправным поминовением на молитве их и других близких своих – живых и умерших.
Согрешил немилосердием, безжалостностью к людям бедным, больным, скорбящим, беспощадной жесткостью в словах и делах, не боялся унизить, оскорбить, огорчить моих ближних, иногда, быть может, доводил человека до отчаяния.
Согрешил скупостью, уклонением от помощи нуждающимся, корыстолюбием, любовью к наживе, не боялся пользоваться для своей выгоды чужими несчастьями и общественными бедствиями.
Согрешил пристрастием, привязанностью к вещам, согрешил сожалением о сделанных добрых делах, согрешил безжалостным обращением с животными (морил их голодом, бил).
Согрешил присвоением чужого имущества – кражей, утаиванием найденного, покупкой и продажей краденого. Согрешил невыполнением или небрежным выполнением работы – своих домашних и служебных дел.
Согрешил я ложью, притворством, двоедушием, неискренностью в обращении с людьми, лестью, человекоугодием.
Согрешил подслушиванием, подглядыванием, чтением чужих писем, разглашением доверенных тайн, хитростью, всякой нечестностью.
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Согрешил я леностью, любовью к праздному провождению времени, празднословием, мечтательностью.
Согрешил небережливостью по отношению к своему и чужому имуществу. Согрешил невоздержанием в пище и питии, многоядением, тайноядением, пьянством, табакокурением. Согрешил прихотливостью в одежде, излишней заботой о своей наружности, желанием нравится, особенно лицам другого пола.
Согрешил нескромностью, нечистотой, сладострастием в мыслях, чувствах и желаниях, в словах и разговорах, в чтении, во взорах, в обращении к лицам другого пола, а также невоздержанием в супружеских отношениях, нарушением супружеской верности, блудными падениями, брачным сожительством без церковного благословения, противоестественным удовлетворением похоти.
Тяжко согрешили те, кто делал аборты себе или другим или склонял кого-нибудь к этому великому греху – к детоубийству.
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Согрешил я тем, что своими словами и поступками соблазнял на грех других людей, а также сам поддавался соблазну на грех от других людей, вместо того чтобы бороться с ним.
Согрешил плохим воспитанием детей и даже порчей их своим дурным примером, чрезмерной строгостью или, наоборот, слабостью, безнаказанностью; не приучал детей к молитве, послушанию, правдивости, трудолюбию, бережливости, услужливости, не следил за чистотой их поведения.
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Согрешил нерадением о своем спасении, об угождении Богу, нечувствием своих грехов и своей безответной виновности перед Богом.
Согрешил сожалением и леностью в борьбе с грехом, постоянным отлагательством истинного покаяния и исправления.
Согрешил я небрежным приготовлением к исповеди и причащению, забвением своих грехов, неумением и желанием припомнить их, чтобы почувствовать свою грешность и осудить себя пред Богом.
Согрешил тем, что к исповеди и причащению приступал очень редко.
Согрешил неисполнением наложенных на меня епитимий.
Согрешил оправданием себя в грехах: вместо осуждения – даже на исповеди – приуменьшение своих грехов.
Согрешил тем, что на исповеди обвинял и осуждал ближних моих, указывая чужие грехи вместо своих.
Согрешил, если на исповеди сознательно скрывал свои грехи из-за страха или стыда.
Согрешил, если приступил к исповеди и причащению, не примирившись с теми, кого обидел или кто меня обидел.
Господи, помилуй и прости меня, грешного!
Знаю и чувствую, Господи, что недостоин я прощения, безответен я пред Тобой и Твоей святой Правдой. Но взываю к Твоему беспредельному милосердию: приими мое убогое покаяние, прости бесчисленные грехи мои, очисти, обнови и укрепи мою душу и тело, дабы неуклонно идти мне по пути спасения.
И вы, честный отче, помолитесь о мне Господу, Пречистой Владычице Богородице и святым угодникам Божиим, да их молитвами помилует меня Господь, разрешит от грехов моих и сподобит неосужденно причаститься Святых Христовых Тайн».
Частые вопросы
Что нужно говорить священнику на исповеди?
В исповеди необходимо перечислять все смертные грехи, которые мы помним, их число (хотя бы примерное) и вид. Говорить нужно предельно ясно и без лишних слов, указывая на те обстоятельства, которые меняют вид и тяжесть греха, не углубляясь в подробности.
Что делать если не знаешь что сказать на исповеди?
Если человек не знает, что сказать на исповеди, его задача до исповеди себя дотащить, донести. Подойти к священнику, перед исповедальным аналоем встать и сказать: “Батюшка, я не знаю ничего вообще, чувствую, что мне надо исповедоваться. Хочу исповедоваться.
Что нужно говорить на исповеди у батюшки?
Не следует что-либо утаивать от батюшки или говорить намеками. Следует простыми словами внятно объяснить те грехи, в которых раскаиваетесь. Если батюшка разорвал список грехов для исповеди, значит, таинство закончено и дано отпущение. Священник накладывает на голову кающегося епитрахиль.
Какие слова нужно говорить перед исповедью?
Обратившись к Господу, нужно сказать, что согрешила перед Тобой, перечисляйте грехи, сказав: «Согрешила… (прелюбодеянием или ложью или еще чем-то)», грехи рассказываем без подробностей, но не очень кратко, закончив перечисление грехов, каемся и просим спасения и милостыни у Господа.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Будьте искренни и откровенны во время исповеди. Священнику важно услышать ваши искренние мысли и чувства, чтобы помочь вам найти покой и прощение.
СОВЕТ №2
Подготовьтесь заранее к исповеди, обдумайте свои поступки и готовьтесь к раскаянию. Это поможет вам сделать исповедь более осознанной и глубокой.
СОВЕТ №3
Не бойтесь задавать священнику неудобные вопросы. Он здесь, чтобы помочь вам, и его задача – поддержать и направить вас на путь исправления.
Как избежать неловких моментов во время исповеди
Исповедь – это особый момент в жизни верующего, когда человек открывает свою душу священнику и исповедует свои грехи. Однако, не всегда бывает легко справиться с неловкостями, которые могут возникнуть во время этого духовного обряда. Важно помнить, что священник – это не только духовный наставник, но и человек, который понимает и поддерживает каждого прихожанина.
Для того чтобы избежать неловких моментов во время исповеди, следует придерживаться нескольких простых правил. Во-первых, перед тем как начать исповедь, стоит внимательно подготовиться к этому духовному акту. Помолитесь и проанализируйте свои поступки, чтобы быть готовым откровенно рассказать о своих грехах.
Во-вторых, не стоит стесняться или скрывать что-либо от священника. Исповедь – это место, где можно открыться и получить прощение за содеянные ошибки. Будьте искренни и откровенны, только в этом случае исповедь принесет вам душевное облегчение и покой.
Также важно помнить, что священник – это не судья, а скорее духовный целитель, который готов выслушать и помочь каждому, кто обратился к нему за исповедью. Доверьтесь своему духовному наставнику и не бойтесь задавать вопросы, которые вас беспокоят.
Итак, чтобы избежать неловких моментов во время исповеди, помните о важности подготовки, искренности и доверия к своему священнику. Следуя этим простым правилам, вы сможете пройти через исповедь с максимальной пользой для своей души и сердца.