Христианство и язычество – две древние религиозные системы, которые оказали значительное влияние на формирование мировой культуры и истории. В данной статье мы рассмотрим, что общего у этих двух верований, какие параллели можно провести между ними и какие уроки можно извлечь из их соприкосновения.
Первоначальное Откровение
В результате исследования письменных источников и устных преданий, языческих народов и племен стало известно, что все народы сохранили некоторые идеи и формы богопочитания, идущие от начала существования рода человеческого, от первого откровения (праоткровения), когда человек еще жил с Богом. Во всех народах сохраняются сказания о золотом веке, когда на земле был рай, и люди общались с богами (или с Богом).
Эти предания переходят из поколения в поколение. Многие сказки с большой точностью передавались из уст в уста в течение не только столетий, но даже выходили за границы тысячелетий. Память была не то, что наша. Человеку достаточно было один раз услышать, и все. Бабушка передавала внуку, тот передавал дальше. На этих сказках воспитывались. Помните, с каким восторгом вспоминал Пушкин свою Арину Родионовну, как она его утешала своим сказками, насыщала его жизнь той красотой, которая содержалась в них? Здесь было то же самое.
Золой век, грех первых людей, отпадение от Бога, наказание Божие роду человеческому – об этом есть сведения у многих народов. Например, в комментариях истолкователя брахманизма Шанкары к Брахма-сутрам есть такое место:
«Передают, что иные из древних находились в общении с богами и пророками, сообразно с их выдающимися заслугами, даже видимо вступали в общение с богами и пророками».
Шумерские и вавилонские мифы повествуют о счастливых первобытных временах, когда люди и божество жили в мире. Эти воспоминания распространены всюду.
В 1911 году католический ученый-священник Вильгельм Шмидт выпустил капитальный труд под названием «Праоткровение, как начало Откровения Божия». Не удивляйтесь, что это 10 или 12 томов. Шмидт немец. А вы помните историю, когда попросили написать о слонах француза, англичанина и немца? Француз написал живую и энергичную страницу, англичанин – брошюрку, а немец настрочил столько, что можно было увезти только на слоне. Так и здесь, Шмидт написал огромные фолианты, и его заслуга огромна. Что же он сделал?
Это человек, который потратил всю свою жизнь на то, чтобы собрать множество исторических, археологических, филологических, этнографических данных о народах и племенах. И в этом труде он приходит к очень интересным выводам.
Вывод первый заключается в том, что у всех народов сохраняются основные идеи, о которых я уже сказал. Вывод второй (и это очень любопытно): первоначальной религиозной формой была вера в единого Бога. То есть политеизм, сабеизм, фетишизм – это деградация монотеизма, которая произошла в разных народах и племенах, разделенных между собой. Даже в Римской империи в самом начале был строгий монотеизм.
Про Откровение хорошо пишет наш святитель Филарет Московский: «Древнее и ветхозаветное человечество жило именно остатками в своей природе эдемского духовного света первобытной райской жизни. Остатками, впрочем, истощавшимися у грешных людей с продолжением времени. Языческие древнейшие творения, например «Илиада» или «Одиссея» Гомеровы, или индийские поэты незапамятных времен, поражают нас отнюдь не ребячеством, а каким-то духовным величием древнего патриархального человека. Чем ближе был человек к пребыванию своему в Эдеме, тем обильнее и живее были в нем остатки Эдемской жизни, в которой он одушевлялся духом из уст Божиих, и первобытного духовного света, в котором так ясно и ощутительно выражались для него во всем творении творческие глаголы».
Мнение эксперта:
Христианство и язычество, на первый взгляд, кажутся противоположными верованиями. Однако, многие эксперты отмечают определенные параллели между этими двумя религиозными течениями. Общим для них является, например, понятие священного, вера в высшие силы, ритуалы и обряды. Кроме того, как и в язычестве, в христианстве существует культ святых и апостолов, что также является общим элементом. Таким образом, несмотря на видимые различия, христианство и язычество имеют определенные сходства, которые могут быть интересны для изучения и сравнения.
Единство человеческой природы
Все люди в конечном счете обладают одними и теми же свойствами. Одна и та же природа, человеческий дух. А «дух творит себе формы». Это единство духа порождало и многие тождественные идеи, проявления творчества. Мы находим подчас даже одинаковые литературные сюжеты у тех или других народов. Любопытнейшие вещи, например, есть у каких-нибудь племен Центральной Африки и наших северных народов, когда вдруг находят одинаковые способы строительства хижин, подобные по идее украшения.
Единство человеческого духа порождает единые формы. В частности, отношение к Высшему Существу, ощущение Его, порождало единство культовых элементов. Благоговение выражалось в храмах, жертвенниках, в молитвах, и так далее.
Интересные факты
- Символ христианства, крест, появился как символ языческого бога солнца.
- Один из самых популярных христианских праздников, Рождество, отмечается в то же время, что и языческий праздник зимнего солнцестояния.
- Многие христианские ритуалы и традиции имеют языческие корни. К примеру, использование святой воды, свечей и ладана.
Поиск смысла жизни
У людей разумных всегда присутствовала проблема смысла жизни. «Зачем я живу?» — вот главная проблема, Есть ли смысл, или это искра, которая просто вспыхнула, пролетела и угасла? Почему есть скорби и страдания? Что значат наши победы и поражения?
Отсюда рождалась философия — поиск того, что именуется истиной. И вот в языческом сознании, в том сознании, которое даже не ведало ветхозаветного Откровения, но где еще сохранялись идеи праоткровения, мы видим появление множества замечательных идей, которые выражались в определенных символах и мифах.
Где возникло понятие логоса? У греков. Греки, которые искали истину и суть вещей, употребляют понятие «усия» — сущность. Они говорят не просто о природе, а о ее сути, то есть ищут, что является природой всего существующего. Они же применяют термин «ипостась».
Само слово «идея» вы даже не найдете в Евангелии. Мы его находим в греческой философии. Когда вы будете читать святых отцов, то вы найдете и «логос», и «ипостась», и «сущность». Евангелие от Иоанна начинается с «логоса». Откуда все эти понятия? От греков. Как мы сейчас пользуемся языком окружающего мира, так и апостолы пользовались греческим языком и его понятиями. И впоследствии отцы, когда надо было осмыслить фундаментальные истины христианства, использовали их как очень удобные для выражения христианского учения. Поэтому мы видим потрясающие вещи: Бог един в своей сущности («усия»), и в то же время триипостасен.
Кстати, далеко не всегда эти термины употреблялись однозначно. То же слово «ипостась». Еще в IV веке Афанасий Великий пишет, что ипостась есть не что иное, как та же сущность. Только в последующих дискуссиях отцы начинают разделять их для того, чтобы лучше уяснить и объяснить христианское понимание Троицы. Это происходит уже в христианскую эпоху, когда нужно было указать на единство Божие при трех ипостасях.
Но вся эта лексика заимствуется из языческой философии. Недаром древние апологеты II-III столетия говорят, что для грека философия была тем же детоводителем ко Христу, как для иудеев ветхозаветное Откровение.
О логосе говорят дохристианские мыслители, начиная с Гераклита и в продолжение всей дохристианской эпохи. И христианское Евангелие начинается с этого. Что это значит?
Христиане брали эти удобные, хорошие понятия и использовали их уже для выражения своих идей. Вот и все, больше ничего. Сравните употребление понятия «идея» у Платона и в христианстве, которое решительно перечеркивало платонизм в этом отношении. Ведь Платон учил об идеях, вечно живущих в горнем мире, лишь отображением которого является этот мир. Эти идеи, или человеческие души, существуют вечно. Там они согрешают и падают сюда. Такое представление решительно отвергается христианством. Святые отцы предлагают совсем другое учение.
Поэтому мы встречаемся с любопытнейшим явлением. Древняя иконография допускала изображение языческих, дохристианских философов, писателей классической древности, в храмах, где их помещали среди ветхозаветных пророков и даже у подножия иконостасов. Если не верите – пожалуйста, съездите в Московский Успенский или Благовещенский соборы, и там увидите. Это сохраняется и в афонском Иверском монастыре. А знаете, кто удостоился там такой чести? Орфей, Гомер, Солон (один из 7 мудрецов), Пифагор (но не за свою теорему, конечно, за другие вещи), Аристотель, Цицерон, стоик Сенека. Сохранилась даже подложная переписка, апостола Павла с Сенекой. Чего только не делали в древности! Они обращали на себя внимание христиан. Сколько мудрых мыслей там присутствует!
Каждый человек есть образ Божий. И каждый, ищущий Бога, ищущий истины, может что-то найти, выразить, сказать. А они сказали довольно многое. Честь вам и хвала! Даже в храме побудете, хоть на западной стене или у подножия иконостаса.
Частые вопросы
Как христианство связано с язычеством?
Христианские храмы часто возводились на месте языческих святилищ. В начале христианской истории языческие храмы обычно предварительно разрушались. С V века начинается процесс превращения их в христианские церкви. В ряде случаев прослеживается прямая связь между христианским и языческим посвящением храма.
В чем отличие христианства от язычества?
Конституирующей чертой этих двух типов сознания называется их отношение к сверхъестественному: язычество отрицает сверхъестественное, христианство считает своим безусловным основанием.
Можно ли считать язычество религией?
Язычество формировалось каждым этносом как своя, кровная, родная религия. Поэтому его этнические варианты можно с полным основанием отнести к категории национальных религий.
Какая вера была до язычества?
Религия славян до принятия христианства представляла собой обожествление природы (анимизм) в сочетании с верой в личных антропоморфных племенных богов и культом предков. К высшим мужским божествам мифологии восточных славян можно отнести Перуна, Сварога и Сварожичей, Дажьбога, Велеса (Волоса), Хорса, Стрибога, Ярило.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю религий, чтобы понять, как формировались и развивались христианство и язычество. Это поможет вам увидеть общие черты и влияние одной религии на другую.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на символику и обряды христианства и язычества. Сравните их, чтобы выявить сходства и различия в религиозной практике.
Ритуалы и обряды
Хотя христианство и язычество имеют существенные различия в своих верованиях и практиках, они также демонстрируют определенные сходства в ритуалах и обрядах. Одним из ключевых общих элементов является использование символов и символики в обрядовой практике.
В христианстве, например, крещение символизирует очищение от греха и вступление в веру. Этот обряд проводится с использованием воды и молитвы. В языческих религиях также существуют обряды очищения с использованием воды, например, в ритуалах омовения или обрядах, связанных с поклонением богине воды.
Еще одним общим аспектом является празднование циклических событий, таких как смена времен года или обряды посева и уборки. Христианский праздник Пасха, например, отмечает воскрешение Иисуса Христа и связан с весенним равноденствием. В языческих культурах также существуют праздники, связанные с циклами природы и обрядами, направленными на привлечение плодородия и благополучия.
Таким образом, ритуалы и обряды в христианстве и язычестве могут иметь сходства в форме и символике, хотя их теологические основы и цели могут различаться.