Юродивый – одно из самых загадочных и противоречивых понятий в православной традиции. Что означает быть юродивым Христа ради? В этой статье мы рассмотрим суть и значение подвига юродства, его историю и значение в православной церкви.
Мнение эксперта:”Юродивый Христа ради” – это понятие, которое имеет глубокий духовный смысл в православной традиции. Юродивые – это люди, которые, следуя своему внутреннему призванию, отрекаются от материальных благ и живут в мире, но не принадлежат ему. Их поведение может казаться странным или даже безумным для окружающих, но в действительности они являются своего рода пророками, обличающими грехи и несправедливость общества. Подвиг юродства заключается в том, что эти люди принимают на себя страдания и унижения, чтобы искупить грехи других и просветить их души. Их жертвенное служение Христу и людям делает их истинными святыми, примером и вдохновением для верующих.https://www.youtube.com/embed/nb0DT33MPXQКто такой юродивый?
Это славянское слово означает «глупый», либо даже «безумный». Греческий эквивалент славянского слова – «салос», то есть «колеблющийся», «качающийся», не вполне разумный. Так именуют:
- действительно потерявшего разум человека;
- того, кто взял на себя подвиг не просто терпеть находящие скорби, но – «вызывать огонь на себя», мнимо представляясь безумцем.
https://www.youtube.com/embed/b09zNAJJsFgЦели юродства
Обычно их выделяют три:
- личное совершенствование подвижника: намеренно подвергаясь насмешкам за «ненормальное» поведение, он таким образом борется с гордыней, тщеславием – главной опасностью для того, кто решил встать на путь духовного совершенствования; об этом прямо говорит, например,
авва Дорофей
, утверждающий, что тот, кто просит у Бога смирения, на самом деле умоляет Создателя послать человека, который будет оскорблять, досаждать: иного пути стать смиренным нет; - стремление показать миру, что человеческий «здравый смысл», «приличное» поведение ничего не стоят перед «истиной во Христе», или, как сказал Апостол, «мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор.3:19); некоторые именуют это «ругаться миру», то есть посрамлять его;
- собственно проповедь Христа – не словом, а примером собственной жизни; такая проповедь не всем понятна, а суть ее открывается часто лишь по смерти подвижника.
https://www.youtube.com/embed/Qu24rbTD2x4История юродивых Христа ради
Она начинается, как свидетельствует церковная история, примерно с IV в
Появление первых юродивых
При императоре Константине Великом, его наследниках, прекращаются гонения на христиан, заканчивается эпоха мучеников, соединявшихся с Господом чрез страдание. Желание чрезвычайных духовных подвигов уводит многих в пустыню, на уединенное жительство – а там стерегут новые искушения, тщеславие, гордыня своей «праведностью», «неотмирностью». Именно поэтому первые такие святые, известные церковной истории – из монахов. Считается, что впервые это делание взяла на себя, казалось бы, слабая женщина – инокиня Исидора, подвижница из Тавениссийского женского монастыря. Подвиг был настольно непривычным, что ее считали помешанной: она не носила монашеского головного убора, но – какую-то тряпку на главе, не ела вареной пищи, но питалась лишь водой, которая оставалась от мытья посуды, выполняла самые грязные работы. Многие сестры насмехались над ней, другие полагали бесноватой.
Открыл подвижницу, по особому указанию свыше, старец Питирим, известный подвижник, которому Господь повелел посетить преподобную мать через Ангела, который сказал:
«Она служит всем с любовью и переносит безропотно от них презрение. Сердце же ее и мысли всегда пребывают с Богом. А ты сидишь в уединении, но мыслью обходишь всю вселенную».Придя в обитель, Питирим даже не сразу нашел «странную» сестру, о которой говорили, что она «помешанная». «Может быть, вы все помешанные! – воскликнул старец, – Исидора же выше всех пред Богом!» Потрясенные сестры раскаялись… но той же ночью она, бегая славы человеческой, покинула обитель. Предполагают, что Исидора скончалась около 365 г.
Подвижники?
К VII в. «ругающихся миру» стало уже немало – притом не столько из иноков, сколько из мирян. Далеко не все из них могли считаться святыми – более того, существовало большое количество мнимых подвижников, представлявшихся «бесноватыми», нарушавших правила приличия ради того, чтобы выманить побольше милостыни от доверчивых людей. Были также гордецы, стремившиеся просто привлечь к себе внимание, наконец, попросту больные. Рост количества подобных «кликуш» во все времена говорил о кризисном состоянии духовной жизни.
Отношение к ним Церковь определила на Трулльском соборе 692 г.:
«Всячески следует наказывать тех, кто притворяется бесноватым и нарочно подражает ему в испорченности нравов. Пусть они будут подвергнуты тем же строгостям и тяготам, как если бы бесновались по-настоящему».
Юродивые на Руси
Один из первых известных в Русской Церкви юродствующих также, как в Византии – инок.
Киево-Печерский
постриженик Исаакий, бывший купец, успешный человек, по ревности о Христе захотел преуспеть также на ниве духовной жизни: не слушая предостережений опытных монахов, он начал самовольный затвор, где впал в прелесть. Бесы так измучили Исаакия, что, когда монастырские отцы смогли молитвой освободить от них брата, самочиннику пришлось заново учиться есть, пить, даже ходить. Едва оправившись лишь через год, Исаакий крепко ополчился на силы бесовские терпением, смирением – так, что окружающие стали почитать его. Испугавшись снова впасть в гордыню, инок начал, по слову автора его жития «пакости деяти» братии, игумену, вести себя «неподобно», мнимым безумием прикрывая святость, вызывая обличения, насмешки, среди которых окончил земной путь. Было это в XI в.
Указ Ярослава Мудрого о высылке юродивых
В интернете часто можно встретить цитаты из этого «исторического документа», предлагающего «всех юродивых и убогих ссылать в междуречье Оки» (варианты – «к мордве», «на украину» (славянское слово, означающее окраину), или даже «в Галицию»), где «им дуракам самое место» (вариант «дабы видом своим не позорили святую Русь Киевскую»). Текст приписывают:
- «Владимиру Красное Солнышко» (цитирующих не смущает, что это – собирательный образ из русских былин, в котором соединились Владимир Святой и Владимир Мономах, жившие с разницей более, чем в столетие);
- Ярославу Мудрому (притом, что подлинный древнерусский текст не приводится, а словосочетание «Киевская Русь», которое приписывают князю, на самом деле принадлежит историкам, так называющим древнерусское государство); к тому же не мог киевский князь, имевший очень ограниченные полномочия, ссылать кого-либо на «украины»;
- Ивану IV (даже называется год указа – 1567) – именно он якобы «предлагал» отправлять «убогих» в Галицию… которая, правда, принадлежала тогда Польше.
Если же говорить о реальности, то, как установили историки, после св. Исаакия (он скончался около 1090 г.) сведений о таких подвижниках на Руси источники не содержат до XIV в. Лишь к XVI в. подобное делание получает некоторое распространение – среди канонизированных угодников Божиих этого периода 14 юродивых. Впрочем, тогда же Русская Церковь определяется с отношением к мнимым «подвижникам», которых также становится немало. Вот вполне реальная цитата из постановлений Стоглавого Собора (1551 г.). Отвечая на вопрос Ивана IV о том, что «по погостом и по селом и по волостем ходят лживые пророки-мужики и жонки, и девки, и старыя бабы, наги и босы, и волосы отрастив и распустя, трясутся и убиваются…», отцы Собора указывают: «Благочестивому царю зде в царствующем граде Москве и по всем градом и по волостем и по погостом и по селом велети своя царская заповедь учинити. И где таковые прелестники, порицаемые лживые пророки, обрящутся и учнут смущати православных крестьян всякими богомерзкими прельщении, от снов смущаеми и от бесов прельщаемы… и таких бы прелестников православные хрестьяне не слушали и из домов от себя изгоняли, и от них удалялися…»
Ну а о ссылке таковых не говорится ничего, впрочем, можно предположить, что подобные меры, принимаемые светской властью, могли иметь место.
Есть ли юродивые в наше время?
Вот как отвечает на этот вопрос профессор Московской Духовной Академии Владимир Михайлович Кириллин:
«Я не знаю. Могу лишь сказать, что участие Бога в нашей жизни несомненно, и проявляться оно может очень по-разному. Кстати сказать, подвиг юродства был достаточно широко распространен в советское время, в 30-50-е годы. В какую бы епархию вы сегодня ни приехали, вам обязательно расскажут о местных юродивых, которые подвизались в 1930-х годах, во время и после Великой Отечественной войны и даже в хрущевские времена. Да, были такие люди, которые говорили обществу правду, но облекали ее в весьма неожиданную форму, порой даже совершенно неприемлемую с точки зрения приличий».
Что до наших дней, то весьма распространено именование «юродством» любого эпатажа, например, деятелей искусства или просто протестно настроенных граждан. Разумеется, к реальному подвижничеству все это отношения не имеет, хотя часто заставляет вспомнить о «трясущихся и убивающихся» лжепророках, «от снов смущаемых или от бесов прельщаемых», о которых говорит Стоглавый Собор.
Чем отличаются юродивые от блаженных?
Часто эти слова употребляются, как синонимы, иногда же так именуют подвижников, не совершавших подвига обличения мира, не притворявшихся безумными, например,
св. Матрону Московскую
.
Изначально принятое на христианском Востоке понятие «блаженного» просто означало святого. Но с умножением количества угодников Божиих, прославляемых в ликах Апостолов, преподобных, праведных, благоверных, других – часто стало прилагаться к необычным подвигам святости. Поскольку к числу таковых относилось юродство, постепенно слова стали синонимами – но все-таки не полными. Сейчас под «блаженным» понимают святого, который ведет жизнь необычную, подвиг такого человека Божия, странника, подвижника, все же не в точном смысле юродство. Иногда же святого могут именовать как юродивым, так блаженным – такова, например,
св. Ксения Петербургская
.
Юродивые святые
К настоящему времени прославлены 58 угодников Божиих, несших этот подвиг. Из них 51 мужчина, но только 7 жен.
Андрей Юродивый
Это один из самых любимых святых Руси, хотя подвизался он в Византии X в. Особое отношение к блж. Андрею связано:
- с тем, что он был из «скифов», как называли жители империи тех, кто жил в Причерноморье и севернее; предполагается, что Андрей мог иметь славянское происхождение;
- с этим святым связано событие, память которого совершается 14 октября – на праздник Покрова Богородицы; однажды, когда Константинополь окружили враги, а горожане молились во Влахернской церкви Владычицы, Андрей вместе с ближайшим учеником удостоился видения Пречистой Девы, стоявшей на воздухе, молившейся о людях; Она распростерла над народом Свой головной плат – отсюда именование праздник, Покров.
О жизни же самого Андрея известно, что подвиг свой он, раб богатого господина, принял по особому смотрению Божию. За «неподобное» поведение был изгнан хозяином, скитался. Стяжав великое смирение, он стал избранным угодником Божиим – имел дар прозорливости, чудотворений, удостоился видеть также обители Рая.
Симеон Юродивый
Этот угодник Божий жил в VI в., начал свой путь, как инок. Приняв пострижение, он, с духовным братом Иоанном, удалился в пустыню, где оба прожили 29 лет, достигнув высот иноческой жизни. Затем пути друзей разошлись: Симеон, по влечению духа, пошел «ругаться миру». Много лет провел он в городе Эмесе (Сирия), где странным поведением, насмешками, реже – прямыми обличениями отвращал множество людей от грехов. Притворным шутовством великий авва прикрывал свою святость, дабы не иметь славы от людей. Он скончался около 570 г.
Никола Салос (Николка Юродивый)
Святой подвизался в XVI в. во время правления Ивана IV, во Пскове. Его прозвание иногда связывают с греческим словом, означающим безумие. Другие же церковные историки полагают, что Салос – местечко Литвы, откуда Никола мог быть родом. Более всего угодник Божий известен обличением Ивана IV. Во время похода войска царских опричников на Псков святой встретил монарха, предложив ему кусок сырого мяса. Когда же царь отказался, как христианин, Никола бесстрашно заявил: «Ты пьешь кровь человеческую», после чего «многими ужасными словами» обличения привел царя в страх, чем отвратил разорение от города.
Василий Блаженный
Знал Грозного царя и этот подвижник, правда, во время его молодости, когда государь еще готов был слушать Божиих людей, а Василия даже как бы опасался «яко провидца мыслей и сердец человеческих». Действительно, вся столица знала, что Василий с юности уже имел дар прозорливости, который многократно проявлял, уже неся свой подвиг. Он:
- предсказал несколько пожаров, в Москве, Новгороде, а один из них, новгородский… потушил, будучи на пиру у царя – вылив в окно, к недоумению всех, три чаши вина; лишь позже узнали, что так он прикрывал свою молитву о спасении горожан;
- обличил мошенников, один из которых притворился мертвым, дабы выманить у Василия шубу, подаренную боярином – нечестивец действительно умер;
- не раз обличал Василий даже самого царя – но не терял его благоговейного уважения; Иван вместе с супругой присутствовали при кончине блаженного; мощи его находятся сейчас в Покровском соборе на Красной площади, также именуемом народом храмом Василия Блаженного.
Другие
Кроме Исидоры Тавеннской, из прославленных подвигом жен можно назвать:
- Ксению Петербургскую, взявшую подвиг по кончине супруга; она несла его более 40 лет, стяжала дар прозорливости; но еще больше чудес, чем при жизни, святая совершила по кончине – потому ее почитание в наши дни только растет;
- Дивеевских подвижниц, Пелагию и Параскеву («Пашу») и Марию; первую из них благословил на подвиг прп. Серафим Саровский; до этого матушка много терпела от людей за свое желание посвятить жизнь Христу; скончалась она в 1884 г., а скоро в Дивеево пришла св. Параскева; мирянкой матушка была крепостной, но бежала от хозяев, ушла на уединенное отшельничество – 30 лет жила по лесам, затем поселилась при Дивеевской обители; ее самые известные предсказания касались будущих гонений на Русскую Церковь, а умерла святая 5 октября 1915 г.
Их всего 58 за 2000-летнюю церковную историю. Впрочем, среди юродивых немало тех, чей подвиг остался безвестным для людей – но не забыт Богом, знающим по именам всех Своих потаенных рабов, идущих к святости самым тяжелым путем.
Частые вопросы
Что значит Христа ради юродивый?
В православии юродивые Христа ради — как правило религиозные подвижники из мирян, иногда странствующие монахи. Целями мнимого безумия (юродства Христа ради) объявляются обличение мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблений.
Кто такие юродивые на Руси?
С другой стороны, «юродами» в древнерусских источниках называют людей глубоко верующих и приближенных к церкви, например, названы блаженный Симеон («Житие блаженного Симеона»), Исаакий Печерский («Печерский патерик»), Никола Новгородский Салос и др.
В чем смысл такой странной святости как юродство?
Юродство было сознательной формой поведения в отличие от святости или блаженства. Юродивые из любви к Богу и ближним принимали на себя подвиг христианского благочестия – «юродство о Христе».
Кто такие юродивые и блаженные?
«Блаженный» в переводе означает «счастливый». То есть блаженные, или Христа ради юродивые, были счастливы. Удивительно: юродство и счастье у нас обычно не сочетаются, мы эти вещи не соотносим. Мы говорим «блаженный», имея в виду, что человек малость не в себе, а иногда даже и не малость.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю юродства: чтобы понять суть этого духовного явления, важно ознакомиться с историческими фактами, связанными с юродством в православной церкви.
СОВЕТ №2
Обратитесь к духовному наставнику: если вас заинтересовало юродство, обсудите свои вопросы и мысли с опытным духовником или священнослужителем.
СОВЕТ №3
Практикуйте милосердие и сострадание: одним из основных аспектов юродства является служение нуждающимся и проявление любви ко всему миру.
Символика и образы юродивых в православной культуре
В православной культуре юродивые являются особыми фигурами, символизирующими отречение от мирских благ и принятие духовного пути. Они часто выступают как примеры непоколебимой веры, смирения и любви к ближнему. Юродивые, отказываясь от материальных ценностей и комфорта, стремятся к духовному совершенству через самоотверженное служение и молитву.
Символика юродивых включает в себя образы святости и безумия, которые переплетаются в их поведении и высказываниях. Часто юродивые представляют собой противоположность устоявшимся нормам общества, что помогает им привлекать внимание к духовным ценностям и вызывать размышления о вечном.
Изображения юродивых в православной иконографии часто содержат символы, отражающие их духовное состояние и путь к спасению. Например, юродивые могут быть изображены в одежде из грубых тканей, символизирующей отречение от роскоши и земных удовольствий. Их лица могут выражать сострадание и мудрость, а глаза – взор, устремленный к небесам.
Важным аспектом символики юродивых является их связь с Христом и Его страданиями. Часто юродивые посвящают свою жизнь молитве за спасение мира и исцеление его душ. Их подвиг считается особым благословением для общества и приносит им духовное обновление и очищение.