На Кресте произошло событие, которое стало центральным для христианской веры. Статья “Зачем Христос умер на Кресте: суть православного учения” раскрывает глубокий смысл и значение крестной жертвы Христа, помогая понять, почему это событие имеет такое важное значение для христианства.
Исправление, а не оправдание
Об отличии православия от всех прочих пониманий хорошо писал патриарх Сергий (Страгородский). Его кандидатское сочинение, книга «Православное учение о спасение» — работа замечательная. В отличие от многих трудов того времени (она была написана в конце XIX века), его работа вся построена на святых отцах. Он брал идеи не от немцев, которыми увлекалась вся наша дореволюционная профессура. Откройте их богословские работы, и вы увидите в подстрочниках сплошь иностранную литературу.
И вот что он писал: «Православие и инославие противоположны между собой также, как противоположны себялюбие, жизнь по стихиям мира, ветхий человек и жизнь по Христу, человек обновленный. Два совершенно отличных, не сводимых одно на другое, мировоззрения: правовое — и нравственное, христианское».
Что значит правовое? Все христианское понимание на Западе строится на том, о чем замечательно писал Хомяков: я тебе, ты мне. Я пожертвую то-то, а ты мне, Господи, давай другое! Все построено на наказаниях и наградах. Нет самого главного. Это просто беда.
Исходя из этого ложного понимания, в инославии и сама жертва Христова осмысливается совершенно по-другому. Западное христианство базируется на юридическом, правовом понимании. Весь центр своего внимания оно погружает совсем в другое.
Человека можно освободить от наказания, но он нисколько не меняется. Вы его спасаете от тюрьмы, а он каким был, таким и остался. Все западное понимание христианства сводится к освобождению, оправданию. Вот суд. Человек может быть действительно преступник, а его оправдали. Ура! А он каким был, таким и остался.
Православие всю суть духовной жизни и понимания жертвы Христовой сводит к изменению человека. Он меняется, а не просто оправдывается внешним образом, И больше его уже никто не накажет.
В современном катехизисе католической церкви читаем:
«Христос принес свою жизнь в жертву умилостивления, чтобы оправдать многих и принять на Себя их вину».
Поняли? Вину на себя принять. Я виновен, он ничего не делал, это я украл. Спасибо, пойдем еще раз украдем.
Вы слышите, о чем идет речь? Вину. До чего додуматься надо было! Не освящение, изменение, обожение человека, а просто вину. А ты остался таким, каким был. Представьте себе, каково учение о спасении. Жертва сняла только виновность. Причем за что? Оказывается, грех Адама лежит на всех нас.
Я этому удивляюсь, потому что у святых отцов полно высказываний, что мы в грехе Адама невиновны, и если мы страдаем, переживаем и носим эту плоть, то совсем по другой причине. Но в официальном документе, который разрабатывался несколько лет, пишут иначе.
Или следующее:
«Иисус возместил нашу вину и принес Отцу удовлетворение за наши грехи».
Это вообще шедевр. Разве Отец меньше любит, чем Сын? В Евангелии написано «ибо так возлюбил Бог мир», то есть Отец возлюбил. А здесь, оказывается, Сын должен был принести удовлетворение. И когда Отец удовлетворился? Когда увидел страдания Сына, да? И это называется христианство. Отец ждал и, наконец, удовлетворился страданиями Сына: «Ну, теперь можно оправдать людей». До какого безумия можно договориться!
Еще читаем:
«Своим святыми страстями на древе крестном Он заслужил нам оправдание».
Этому учит Тридентский собор. По этому поводу целый ряд отцов говорили с такой подной определенностью, что и говорить об этом неудобно.
Мнение эксперта:
Историки и археологи продолжают изучать тайны, связанные с событиями, произошедшими на Голгофском холме, известном как Крест. Споры о том, что именно произошло на этом месте более двух тысяч лет назад, не утихают. Одни утверждают, что на Кресте распяли Иисуса Христа, другие считают, что это было всего лишь символическое действие. Некоторые эксперты указывают на археологические находки, подтверждающие наличие крестообразных структур в этом районе. Однако окончательного ответа на вопрос о том, что именно произошло на Кресте, пока нет. Возможно, дальнейшие исследования прольют свет на эту загадку и помогут понять истинную историю этого места.
«Смертию смерть поправ»
В чем суть жертвы Христовой? Апостол Павел ответил на этот вопрос прямо. в Послании к Евреям: «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания» (Евр. 2:10).
Кстати, в этом русском переводе столько ошибок, что просто поражаешься. Здесь совершенно непонятно, что значит «совершил через страдание». О чем идет речь?
Там стоит греческое слово «телеосе», которое значит «сделать совершенным». Но переводчики были настолько заражены западным учением, что написали здесь бессмысленное слово: «Как это сделал совершенным? Что, Христос был несовершенным? Ересь какая!».
Но посмотрите, что по этому вопросу пишут святые отцы. Они всюду проводят чрезвычайно важную мысль о том, что же произошло в этих страданиях Христа на Кресте.
Христос родился настоящим человеком. Его природа была смертной, тленной и страстной, то есть подверженной страданиям. Это учение отцов. Если Он не подвержен страданиям, тогда какая это жертва? Оно страдал на Кресте или нет? Конечно, страдал. При этом по Своему духу Он был безгрешен, а плоть принял ту, которая возникла после грехопадения Адама.
Что же произошло на Кресте? Он смертью упразднил, победил смерть. Первородное повреждение или грех, который состоял в том, что человек стал смертным, страстным и тленным, было исцелено смертью. «Смертию смерть поправ». Соответственно болезни и лечение. Об этом пишет целый ряд отцов.
Афанасий Великий:
«Поскольку естество человеческое претерпев изменения оставило правдой и возлюбило беззаконие, Единородный сделался человеком, чтобы в Себе Самом исправив сие, внушить естеству человеческому любить правду и ненавидеть беззаконие».
Иоанн Дамаскин:
«…чтобы через Себя и в Себе восстановить бывшее по образу и по подобию».
Исаия Отшельник:
«В Себе Он возвратил извращенное естество…».
Григорий Палама:
«…наше повинное естество соделал новым в Себе».
Когда я прочитал все это, я поразился. Когда я учился, нам никогда об этом не говорили. Он оправдал нас, а в Себе — нет. Но отцы один за другим пишут «в себе». Что же такое «в Себе»? Смертность, тленность, уязвимость (страстность).
Игнатий (Брянчанинов), который великолепно знал отцов, пишет:
«Искуплением обновлено человеческое естество. Богочеловек обновил его Собою и в Себе».
Всюду «в Себе». Вот и написали переводчики «совершил». Но не совершил, а сделал совершенным через страдание!
Христос на Кресте: Что произошло? | Значение | Результат |
---|---|---|
Жертва Христа | Искупил грехи всего человечества. | Спасение и вечная жизнь для тех, кто верит в Христа. |
Поражение смерти | Победил смерть и ад. | Вечная жизнь для всех верующих. |
Примирение с Богом | Восстановил отношения между Богом и человеком. | Мир с Богом и прощение грехов. |
Интересные факты
-
Иисус умер на кресте, чтобы заплатить за грехи всего человечества. Он был совершенным Агнцем Божьим, без греха, и поэтому мог заплатить за грехи всех людей.
-
Когда Иисус умер на кресте, завеса в храме разорвалась надвое сверху донизу. Это было знаком того, что путь к Богу теперь открыт для всех людей, а не только для священников.
-
Через три дня после смерти Иисуса Он воскрес из мертвых. Это было доказательством того, что Он победил смерть и что Он является истинным Богом.
Обновленный человек
Посмотрите, какое у Него было новое тело, оно уже не подчинялось пространству и времени. Идет со спутниками в Еммаус. сели за стол, преломил хлеб и тут же исчез. Приходит сквозь закрытые двери к ученикам, является множеству, более 500 человек братии.
С Его телом произошло то, о чем писал Павел:
«Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1 Кор. 15:44).
Вот, оказывается, каким было сотворено наше тело. Вот он, обновленный человек. Нет у него никаких материальных преград.
Эта цитата апостола Павла чрезвычайно важна для понимания того, что совершил Господь Иисус Христос. Почему апостол называет Его новым родоначальником, новым Адамом? Теперь от Него, от Христа, может родиться новый человек. Родиться не так, как рождаются люди, животные, птицы и гады. Речь идет не об этом, а о новом рождении, которое происходит с человеком при условии, что он принимает Христа как Богочеловека, как Спасителя, верит и следует за Ним.
Этот акт принятия, акт рождения, происходит через Таинство Крещения. И в прочих Таинствах человек приобщается Ему. Оказывается, мы можем родиться вновь, но уже не по плоти, а по духу. Об этом рождении Христос говорил Никодиму, который пришел к Нему ночью. В Евангелии эта беседа приведена в несколько слов.
На самом деле речь идет о том, что Бог вождя спасения нашего сделал совершенным через страдания. Как сделал? В Себе, и отсюда в нас. Об этом пишет множество отцов. Об этом говорят и апостолы. Например, Петр пишет о значении для нас того, что произошло через Него: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2:24).
Максим Исповедник так и написал:
«…чтобы совершенно истощив в Себе пагубный яд их злобы, как то истощает огонь, полностью уничтожить его в естестве человеческом и совлечь с Себя во время крестной смерти начала и власти».
Имеется в виду подчиненность стихиям, которая произошла в результате отпадения первого человека от Бога.
Вот иногда говорят католичество, православие. Посмотрите, какое различие в самом понимании жертвы. Он действительно пострадал, и через эти страдания получил полное исцеление той человеческой природы, которая сотворена для будущей вечной жизни.
О ереси Феодора Мопсуестийского
Он говорил, что Христос родился таким же, как все мы, со всеми страстями, но в течение жизни и, наконец, на Кресте полностью эти греховные страсти победил. Это ересь.
«…идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30).
Уникальность Христа состоит в том, что Он по своей телесной человеческой природе с одной стороны взял на себя все последствия первородного греха (страстность, тленность, смертность), а с другой стороны Сам остался непричастен греху, не сотворил греха. Не было в нем страсти.
Есть грех первородный грех, есть родовой, есть личный. В отношении первородного греха сколько всего писали! Католики говорили, что это личный грех Адама, вина за который лежит на каждом из его потомков. Чего только не придумают!
Феодор Мопсуестийский считал, что поскольку Христос принял полную человеческую природу, значит Он принял ее со страстями. Как и у всех нас при рождении уже есть зачатки всех страстей. Но у Христа не было этих зерен греха, потому что Он родился от Духа Святого и Пречистой Девы Марии. Родного, наследственного греха у него не было.
Поэтому учение Феодора Мопсуестийского было осуждено Церковью.
Частые вопросы
Что сказал Иисус когда висел на Кресте?
Первое слово: «Отец, прости их, потому что они не знают, что делают» (Луки 23:34). Второе слово: «… Истинно говорю вам, сегодня вы будете со мной в раю» (Люк 23:43). Третье слово: «Женщина, вот сын твой» и «Вот твоя мать» (Иоанна 19:26, 27).
Что сделали с Иисусом на Кресте?
На иконе изображен главный сюжет Страстной седмицы – Распятие Иисуса Христа, который пролил кровь и принял мучение на Кресте для искупления грехов всего человечества, тем самым превратил крест в символ вечной жизни и спасения.
- Рассказчик упоминает, что в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки записано, что Иисус умер около «девятого часа», который, если мы опишем его в настоящее время, будет около 15:00.
Что произошло на Голгофском Кресте?
При всем многообразии мировых религий, пожалуй, в современном цивилизованном мире нет человека, который бы ни разу не видел главный символ христианства – крест, являющийся изображением Голгофского Креста, на котором был распят Иисус Христос, Сын Божий, отдавший свою земную жизнь во имя спасения рода людского.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При чтении статьи “Что произошло на Кресте?” обратите внимание на ключевые моменты событий, которые привели к развитию сюжета. Подчеркните важные детали и основные персонажи.
СОВЕТ №2
После прочтения статьи проведите дополнительные исследования по теме, чтобы углубить свои знания о событиях, произошедших на Кресте. Используйте различные источники информации для получения полной картины.
СОВЕТ №3
Обсудите прочитанное с другими людьми, чтобы услышать разные точки зрения и мнения. Обмен мнениями поможет лучше понять суть происходящего на Кресте и по-новому взглянуть на события.
Тайны распятия
События, произошедшие на Кресте, окутаны множеством тайн и загадок, которые до сих пор волнуют умы и сердца верующих. Распятие Иисуса Христа является центральным событием не только в христианской религии, но и в истории человечества.
Одной из тайн распятия является сам факт казни на кресте. Для многих людей это стало символом жертвенной любви и спасения. Согласно христианскому учению, Иисус Христос принял на себя грехи мира, чтобы спасти человечество от гибели.
Еще одной тайной является значение креста как символа. Для христиан крест стал знаком веры, надежды и спасения. Он символизирует победу над злом и смертью, а также возрождение и вечную жизнь.
Также важным аспектом тайн распятия является духовное значение этого события. Многие верующие видят в распятии символ борьбы человека со своими страстями и грехами, путь к очищению и спасению души.
Тайны распятия продолжают волновать умы и сердца верующих, вдохновляя на глубокие размышления о смысле жизни, вере и любви. Это событие остается одним из самых загадочных и значимых в истории человечества, напоминая о великой жертве и надежде на спасение.