Икона – это одно из основных элементов православной культуры, символизирующее связь верующего с духовным миром. В данной статье мы рассмотрим определение термина “икона”, его историю, различные виды иконостасов, а также разберем отличия между иконами и обычными картинами. Мы также обсудим, как правильно относиться к священным изображениям и почему они имеют особое значение для православных верующих.
Первые изображения
Есть церковное предание о появлении самой первой иконы. Одному восточному царю очень хотелось иметь изображение Христа, и он послал к Нему своего придворного художника. Однако, как ни бился тот, ему не удавалось передать черты лица Спасителя. Тогда Христос сжалился над живописцем. Умывшись, Он вытер лицо куском полотна, и передал это полотно, на котором запечатлелся Его лик, художнику. Так возникло известное всем изображение Христа, которое называют «Спас Нерукотворный» (иначе – «Спас Мокрая брада», поскольку борода и волосы на этом образе прямые, будто мокрые).
Спас Нерукотворный
Двусторонняя выносная икона
Школа или худ. центр: Новгород
Вторая половина XII в.
Onasch 1961: XII в.
Антонова, Мнева 1963: Середина XII в.
Лазарев 1969: 1130–1190-е годы
Новгородская икона 1983: Конец XII — начало XIII вв.
Лазарев 1986: XII в.
ГТГ 1995: Вторая половина XII в.
Лазарев 2000/1: Вторая половина XII в.
Иконы Успенского собора 2007: Вторая половина XII в.
Eastmond 2013: Ок. 1200 г.
77 × 71 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14245
Другое предание о появлении изображения Спасителя, повествует, что оно возникло на плате, которым добрые женщины утерли лицо Христу, когда он шел на Голгофу, изнывая под тяжестью креста.
Полезные материалы
Первая рукотворная икона принадлежит кисти одного из семидесяти апостолов, евангелиста Луки. Это изображение Богородицы. Считают, что он так же был автором изображений апостолов Петра и Павла.
Иконопись складывалась постепенно. Для поздней античности характерны изображения Христа в виде символов – агнца, чаши, книги или рыбы. Иногда Христа рисовали в виде молодого безбородого мужчины с ягненком на плечах – широко известный сюжет, получивший название «Пастырь добрый».
Однако постепенно, в восточной части Римской империи, позднее получившей название Византийской, стал складываться тип изображений, который мы сегодня твердо ассоциируем с иконописью. Техника исполнения ранних икон была разной. Это и энкаустика – письмо горячими восковыми красками, которые остывая, давали удивительный эффект «живости» изображения, и мозаики.
Самые древние дошедшие до нас образы относятся к IV веку. Это, в числе прочего, знаменитое изображение Христа из Синайского монастыря святой Екатерины. Позднее, после III Вселенского Собора, догматически закрепившего почитание Девы Марии, стали появляться изображения Богородицы, а еще позднее — святых.
Мнение эксперта:
Икона – это священное изображение, которое занимает важное место в православной культуре. Эксперты подчеркивают, что икона не просто художественное произведение, а предмет поклонения и молитвенной практики. Отношение к иконам должно быть особенным – с уважением и благоговением. Согласно учению Православной Церкви, иконы являются окном в мир духовной реальности, связывающим нас с небесными силами. При обращении к иконам важно помнить, что это не просто изображения, а святыни, через которые мы общаемся с Богом и святыми. Поэтому отношение к иконам должно быть особенно трепетным и почтительным.
Виды
В соответствии с классификацией по «объятности», то есть, по тому, в каком масштабе присутствуют на них фигуры, коны бывают:
- ростовые, то есть, на них изображены персонажи в полный рост;
- тронные, то есть, на них видим сидящих Спасителя или Богородицы;
- поясные, огрудные или оплечные – в зависимости от того, в пределах какой части тел написаны персонажи;
- оглавные, передающие только лик.
Классификация по сюжету:
- Святая Троица;
- Христологический ряд, т.е. изображения Христа, а так же сцен из Евангелия. К этой категории относят иконы «страстного цикла»;
- Богородичные, которые включают в себя и различные изображения Пресвятой Девы, и сцены Ее жизни (Богородичные праздники);
- иконы святых и сил бесплотных, на которых написаны святые, ангелы и архангелы;
- праздничные, на которых можно видеть изображения событий, послуживших основой для православных праздников;
- символические (аллегорические) иконы.
Существует и деление образов по тому, сколько на них персонажей и композиций. В этом случае мы говорим об одно-, двух-, трех- и более частных иконах. К числу таких «многочастных»икон относятся «жития с клеймами». В центре можно видеть образ какого-нибудь святого, а вокруг, в «клеймах» помещены более мелкие изображения различных сцен из его жития.
Существует различие и по стилистике. Сложилось множество стилей иконописи: византийский, новогородский, ростовский, строгановский, московский и т.п. Кроме того, в искусствоведении иконы делят и по школам (мастерским): школа (мастерская) Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия.
По технике исполнения иконы делят на:
- живописные (сюда можно отнести и темперные, и энкаустические);
- мозаичные;
- литые;
- резные;
- вышитые;
- типографские и т.п.
В зависимости от места расположения, различают:
- домовые иконы (для домашних иконостасов);
- путные (которые берут с собой в дорогу);
- храмовые (расположенные в храмах).
Храмовые иконы, в свою очередь, бывают иконостасные, заамвонные, алтарные, выносные(те, которые выносят на крестный ход).
Кроме того, иконы бывают чудотворными, то есть, такими, которые отмечены известными и описанными благодатными свойствами, чудесами. Таким чудом может стать необычайное появление иконы, ее чудесное обретение. Такие иконы называют явленными. Если икона отмечена случаями исцелений, то она — целительная. Если выделяет миро, то — мироточивая.
Интересные факты
-
Иконы – это не просто изображения, это священные предметы, которые православные христиане почитают как символы веры и связи с Богом.
-
Создание икон – это особый художественный процесс, который требует много времени и навыков. Иконописцы должны не только владеть техникой живописи, но и иметь глубокое понимание церковных традиций и символики.
-
Иконы могут быть написаны на разных материалах, таких как дерево, холст, металл и даже слоновая кость. Однако наиболее традиционным материалом для икон считается дерево, так как оно считается символом жизни и обновления.
Отличительные особенности
Икона, хоть и относима в искусствоведении к произведениям изобразительного искусства, не то же, что картина. Например, «Явление Христа народу» Иванова нельзя считать иконой, несмотря на то, что повествует это полотно о Евангельском событии. И тем более, нельзя отнести к иконам многочисленных Мадонн итальянских мастеров.
В чем же отличие?
Интересный факт
Картина призвана передавать эмоции, она полна чувств и страстей, икона нечувственна и бесстрастна. Живописец стремится запечатлеть свое имя, перенести на холст свою индивидуальность, иконописец, за редким исключением, остается анонимным, поскольку он видит себя лишь проводником Божественной воли, орудием Творца.
И, наконец, самое главное отличие иконы от картины – следование канону. Живописец пишет в соответствии со вкусами, мировоззрением эпохи, своим личным видением. Иконописец следует канону, сложившемуся много веков назад.
В чем же заключается иконописный канон? В следующих особенностях.
Условность и символичность изображения.
На иконах мы не видим реальных предметов нашего мира, все изображения выглядят символичными и как бы не имеют веса. Фигуры бесплотны, под складками одеяний не чувствуется тел, пропорции кажутся слегка неестественными, вытянутыми. Таким образом иконописец достигает «умаления» телесного и выдвижения на первое место духовного.
Перспектива.
Иконы пишутся по принципу обратной перспективы, точка схода (так художники называют место, где условные параллельные линии для глаз наблюдателя, удаляясь, собираются в пучок) находится не у горизонта, а на уровне глаз молящегося перед образом. Таким образом достигается эффект схождения в наш тварный мир мира горнего, вечного.
Свет.
На картинах искусных живописцев мы видим игру светотени, и всегда можем определить, где находится источник света, даже если он и не изображен на полотне. На иконах свет изливается от самих фигур, ликов, он разлит по всему пространству, это золотое свечение, которое не может иметь земного происхождения.
Цвет.
Одеяния и вообще все предметы на иконах имеют символический цвет. В красном предстают мученики за веру, голубой характерен для покрывала Богородицы, черным изображаются приспешники Князя тьмы, и так далее.
Время.
На живописных полотнах художник изображает некий конкретный момент, временной отрезок. На иконах нет времени. Иногда на одной иконе можно видеть написанные рядом события, которые случились раньше или позже друг друга. На иконах все происходит вне рамок привычного нам течения часов и дней, евангельская, священная история – это не события давно ушедших времен, а то, что происходит ежечасно и всегда.
Написанный по всем канонам образ следует освятить, подтверждая его каноничность. Только после чина освящения икона может служить своей непосредственной цели – быть орудием спасения души через молитву.
О почитании икон
Довольно распространено заблуждение, что православные люди молятся иконам. Правильно говорить: молятся перед образами. Икона не идол, а образ Спасителя, Богородицы или кого-то из святых.
В первые века христианство было еще в некотором смысле во власти древнееврейской традиции, запрещавшей изображение (создание идола) Божества. Когда возник ислам, объявивший о своей борьбе с идолопоклонничеством, он стал одной из причин возникновения в высших кругах Константинополя некоего духовного кризиса, выразившегося в ереси иконоборчества.
Это было в VIII веке при императорах Льве Исавре и его сыне Константине с говорящим прозвищем Копроним. Они и приближенные к ним представители духовенства объявили почитание икон идолопоклонничеством и попытались запретить и уничтожить все иконы в империи. Ересь была преодолена, о чем нам ежегодно в первую неделю Великого поста напоминает праздник Торжества Православия.
Доводы иконобрцев основаны, прежде всего, на ветхозаветном запрете изображать Божество, в чем они видят создание кумира (идола). Это заблуждение. Поскольку Бог воплотился через Марию Деву и вочеловечился, как гласит символ веры, он приобрел земные черты, стал человеком, а, значит, Его стало возможно изобразить. В еще большей мере это касается Богородицы и святых.
Кроме того, православный христианин молится отнюдь не иконе – доске, покрытой левкасом и темперными красками – а образу, который на этой иконе запечатлен. Икона для него как окно в иной, горний мир, возможность сконцентрироваться на молитве, отрешится от всего суетного и земного. Не случайно иконы называли «Библией для неграмотных».
Рассматривая образа, узнавая их сюжеты, персонажей, не умевшие читать простые прихожане проникались молитвенным настроением, уходя от повседневности.
Тем не менее, в наши дни распространено немало суеверий, связанных с иконами, и, по сути, ставящими иконы в один ряд с идолами. Вот некоторые из них:
- найти икону, лежащую на земле, опасно, она может быть причиной «порчи»;
- если вдруг упала икона, стоявшая на домашней «божнице», то это знак того, что в доме кто-то скоро умрет;
- иконы, находящиеся в автомобиле – оберег от аварии;
- образки, отпечатанные типографским способом «безблагодатны».
Церковь не одобряет суеверий и поверий в этом роде, подчеркивая, что иконы – не амулеты, обладающие магической силой. В молитве на освящение иконы говорится:
««сице всегдашняго ради воспоминания, Тебе единаго славимаго Бога не точию усты исповедуем, но и образ пишем, не еже боготворити сей, но еже нань телесныма очима взирающее…».
В этих словах – вся суть православного отношения к иконам. Почитание икон диктует человеку и особое отношение к ним. В каждом православном доме должны быть образа. Но недопустимо размещать их на книжной полке среди книг, косметики, статуэток и прочего. Для икон должен быть обустроен домашний иконостас, перед которым может собраться вся семья.
Самое лучшее место для икон – комната, где люди собираются вместе и принимают пищу, но возможно поместить «Божницы» и в других комнатах.
Иконы нельзя пачкать, ломать их, использовать не по назначению. Если икона пришла в полную ветхость и ее никак нельзя восстановить, то ее следует сжечь, а пепел закопать в чистом месте, где-нибудь на природе.
Переезжая в новое жилище, верующий в первую очередь заберет и иконы.
Иконописание за века своего существования стало одной из важнейших составляющих православия, наложившей свой отпечаток на все аспекты религиозной жизни нашего народа.
Частые вопросы
Что такое икона своими словами?
Икона (от греческого εἰκών — «изображение, образ») — это изображение Спасителя, Богородицы, святых, ангелов или библейских событий. По преданию, образы появились в христианском искусстве изначально: сам Христос отер лицо убрусом (платком), и Его лик отпечатался на ткани.
Как правильно относиться к иконам?
Очень краткая, но понятная формула: “к иконам нужно относиться с почитанием, как к изображениям Бога, Его Пречистой Матери и святых, а поклонение прилично только Богу”. То есть, иконам не поклоняются. Молитва, совершаемая перед иконами, направлена к первообразу, то есть к тому, кто изображен на иконе. Т.
Что такое икона Краткий ответ?
εἰκών — «о́браз», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных православных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
Что такое икона и для чего она нужна?
Для верующих людей икона — богоугодное средство, помогающее соединению с Богом, святыми. Икона — не живописная картина. Картина, созданная художником, отображает его авторский взгляд на окружающую действительность. Икона отображает мир, опираясь на Слово Божие.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю и значения икон в православной традиции. Понимание и уважение к историческому и духовному значению поможет вам правильно относиться к священным изображениям.
СОВЕТ №2
Относитесь к иконам с почтением и благоговением. Помните, что для верующих людей иконы являются святынями, поэтому следует избегать неуважительного отношения к ним.
СОВЕТ №3
Прикосновение к иконам считается особенно священным актом. Если вы хотите поцеловать икону, сделайте это с уважением и предварительно помолитесь.
История и развитие иконописи
Иконопись – это древнее искусство создания священных изображений, которые играют важную роль в православной и других христианских традициях. Иконы являются не просто произведениями искусства, но и объектами поклонения, символизирующими связь верующего с божественным миром.
История иконописи насчитывает тысячелетия. Первые известные иконы появились в раннем христианстве и были связаны с культом мучеников. Однако истинное расцвет иконописи пришелся на Византийскую империю, где иконы стали неотъемлемой частью церковного обряда и поклонения.
Важным этапом в развитии иконописи стал период Великого раскола в 1054 году, когда православная и католическая церкви разошлись. Именно в этот период иконы стали играть особую роль в православной традиции, став неотъемлемым атрибутом богослужения и молитвы.
С течением времени иконопись развивалась, претерпевая изменения в стилях и техниках исполнения. Однако основные принципы создания икон оставались неизменными – изображения святых и библейских сюжетов должны быть выполнены с особым благоговением и точностью, чтобы передать духовное содержание иконописной традиции.