Святость – одно из величайших стремлений человечества, искреннее стремление к совершенству души и духа. Все великие религии и философские учения уделяют внимание понятию святости, указывая на путь к ее достижению через духовное совершенствование и служение высшим идеалам. В данной статье мы погрузимся в глубины этого понятия, рассмотрим его истоки и попытаемся разгадать тайны святости, которые могут изменить наше представление о мире и себе.
Что такое святость
Современные богословские энциклопедии именуют ее «одним из фундаментальных понятий христианского учения», хотя Евангелие говорит о святости Бога, Его Сына Иисуса, наконец – Духа, Третьего Лица Св. Троицы. Но – не людей. Зато об этом много говорят ученики Христовы – уже по рождении Церкви.
Определение
Содержание понятия не одинаково у иудеев и христиан.
«Святой» или «праведный»?
Славянское «святость», греческое «αγιότητα» ( «агиотита») или «ιερότητα» ( «иеротита») – все это почти дословный перевод еврейского слова «кадош», которое применяется только к Богу, Божественному, или тому, что посвящено Ему (например, жертвам, храму, богослужебным сосудам). « Кадош» означает выделенность из человеческого мира, отделенность от него.
Уже по этой причине этим словом иудей никогда не обозначил бы человека, хотя Сам Бог не раз говорит о святости как задаче верующих:
«Будьте святы, потому что Я Свят»
Но все же для особенно приблизившегося к Богу человека существовало понятие
«праведник»
. Способом достижения совершенства было исполнение Закона (а он содержит более 600 заповедей, от нравственных до таких, которые касаются богослужения образа жизни, пищи, одежды, жилища).
Поэтому иудейский праведник – тот, кто знает, блюдет то, что заповедал прор. Моисей. Так что иудеи не смущались именовать «праведным» св. Иакова, брата Господня, первого Иерусалимского епископа, но их крайне шокировали нарушения субботы Христом, а особенно – слова, действия св. Павла, «фарисея, сына фарисея», открыто говорившего, что все (и многие запреты, налагаемые на верующего Законом!) почитает
«тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса»
(Флп.3:8). Святость, прямое Богообщение считалась недостижимой целью, делом, может быть, очень отдаленного будущего, когда придет Мессия.
Понятие святости в христианстве
Иной была позиция христиан, опытно знавших: то, чего ожидали иудеи, свершилось, Мессия, Истинный Бог и Человек, явился миру. Когда домостроительство человеческого спасения завершилось, по Воскресении, Вознесении Христовом, Сошествием Святого Духа, в проповедях Апостолов появляется дерзновенное:
- «
род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел...» ( так именовал христиан ап. Петр); - «
чада Божии» (св. Иоанн Богослов); - «
возлюбленные Божии, признанные святые», «святые во Христе Иисусе»(ап. Павел).
В отличие от нынешней практики называть «святым» только скончавшегося, уже предстоящего Богу христианина,Апостолы именуют так верующих, еще пребывающих среди мира. Почему?
Потому, что
святость есть причастность человека Самому Богу, его внутреннее изменение, которое дает Божия благодать.
Мнение эксперта:
Святость – это состояние души, когда человек стремится к духовному совершенству и близости к Богу. Это не просто набор добрых поступков, но и глубокое внутреннее преображение. Эксперты считают, что начало святости лежит в самом человеке, в его стремлении к духовному росту и принятии высоких нравственных принципов. Святость проявляется в поступках, основанных на любви, сострадании и милосердии к окружающим. Она не зависит от социального статуса или профессии, а скорее от глубины духовной связи и проникновения в суть бытия. В каждом человеке заложен потенциал стать святым, достаточно лишь обратить свой взор к внутреннему миру и следовать духовным истинам.
Святые и святыни
Святость человека – не «кадош» как отделенность от мира – напротив, христианин деятельно живет среди него, преображает окружающую жизнь благодаря действующему через него Богу. Почему такое возможно? Да потому, что Сам Бог стал человеком, разрушив Свою отделенность от мира людей. Доверивший себя Ему получает возможность обожиться – то есть стать «чадом Божиим».
Впрочем, наряду с этим, новым пониманием святости, христиане сохранили также элементы ветхозаветного понимания – как у иудеев, «святыми» называют:
- Бога;
- храм, богослужебные предметы;
- иные места особого Божия присутствия, есть понятие «святые места»;
- Церковь, как созданную Богом, имеющую благодать Духа.
Интересные факты
- Святость – это не принадлежность к какой-либо религии. Она присуща людям всех вероисповеданий и культур. Святые – это люди, которые достигли высочайшего уровня духовного развития и воплощают в себе идеалы добродетели и милосердия.
- Святость – это не награда за соблюдение каких-либо религиозных обрядов. Она является результатом длительной и напряженной духовной работы, внутренней трансформации и глубокого осознания своего места в мире.
- Святость неразрывно связана с самопожертвованием. Святые готовы отказаться от собственных устремлений и желаний ради того, чтобы помочь другим людям и сделать мир лучше. Они являются источником вдохновения и примером для подражания и для верующих и для неверующих.
Святость Бога
Если иудеи видели ее как, прежде всего, отделенность Бога от материального мира, Его иноприродность, то христиане понимают святость Создателя больше как Его абсолютное совершенство, безгрешность, доброту, любовь, простирающуюся на всех людей, включая даже нераскаянных грешников.
Читайте также:
В чем суть выражения «Бог есть любовь»?
Дорога к Небу
Именно о святости-совершенстве говорит Сам Иисус Христоскак о задаче человека, заповедуя ему любить каждого,
«да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»(Мф.5:44). Возможна же такая духовная высота, конечно, при Божией помощи. Поэтому соединение с Ним – одновременно задача и… путь к ее достижению.
Прп. Силуан Афонский
так говорит об этом:
« Благодатьдала мне познать, что все люди, любящие Бога и хранящие заповеди Его, исполнены света и похожи на Господа, а идущие против Бога исполнены мрака и похожи на врага».
Из житий святых известны примеры подобных, «похожих на Господа» людей. Так, прп. Паисий Великийслезно умолял Христа помиловать его отрекшегося от веры ученика. Наконец, Сам Господьявился ему со словами:
«Паисий, за кого ты молишься; ведь он отрекся от Меня?». Но преподобный продолжал умолять. Тогда Христос сказал: «О Паисий! Ты Мне уподобился в любви!»
По каким признакам причисляют к лику святых?
С течением времени Церковь стала понимать, как святых, особенно угодивших Богу христиан, а также совершать им соборную молитву, благословлять верующих обращаться к этим угодникам Божиим за поддержкой. Таков смысл церковного прославления человека, как святого.
Основаниями для него сейчас являются:
- праведная христианская жизнь, прижизненные чудотворения;
- посмертные чудеса, должным образом засвидетельствованные;
- народное почитание на основании совершающихся знамений.
Кроме этого, проявлениями святости могут быть;
- большие заслуги перед Церковью;
- мученическая кончина за веру;
- нетление мощей.
Мощи прп. Александра Свирского в Свято-Троицком Александро-Свирском мужском монастыре Тихвинской епархии Русской православной церкви, расположенный в деревне Старая Слобода Лодейнопольского района Ленинградской области, на берегу Рощинского озера.
Некоторые перечисленные основания могут отсутствовать при канонизации того или иного святого, например:
- может быть мало известно о его мирской жизни, или «суд человеческий» о ней, скорее, отрицательный (примеры – прав. Симеон Верхотурский,
ко времени явления мощей которого никто не помнил даже его имени; прав. отрок Артемий Веркольский, убитый молнией, что считалось признаком небогоугодности человека – так, что его даже не предали христианскому погребению); - очень часто мощи святого не найдены, или уничтожены, либо подверглись истлению, находятся «в костях».
Интересный факт
Само по себе нетление мощей вообще не является основанием для канонизации, если отсутствуют другие критерии, особенно – свидетельства о чудесах. Более того, например, по традиции св. горы Афон как раз нетление останков скончавшегося инока – основание считать, что он прожил небогоугодную жизнь, за него необходимо молиться.
Таким образом, при каждой канонизации вопрос решается с учетом конкретных обстоятельств жизни подвижника, его почитания. Но обязательным условием для прославления как святого являются посмертные чудеса по молитвам к нему.
Прав. Иоанн Кронштадтский с супругой. Фрагмент фотографии К. Буллы. Нач. XX в. (ЦГА кинофотодокументов С.-Петербурга)
Нет также формально установленного срока по кончине подвижника, после которого может рассматриваться вопрос о его прославлении. Могут пройти десятилетия, даже столетия (например, блж. Ксения Петербургскаяпрославлена примерно через 300 лет по кончине, прав. Иоанн Кронштадтскийчуть менее, чем через 100).
А некоторые угодники Божии прославляются Церковью гораздо раньше: например,
прп. Паисий Святогорец
умер в 1994 г., а прославлен как святой уже 13 января 2015 г. (с 5 мая того же года его имя в Святцах Русской Церкви).
Чины святости в православии
Первые почитаемые угодники Божии появились уже в I в. от Рождества Христова.Прославление новых святых продолжается даже до наших дней.
Лики святости: список с описанием
В православииих насчитывают чаще всего 9 – подобно тому, как традиционно считается, что Ангельских ликов, или чинов, такое же количество. Ведь святые – как бы земные Ангелы. Есть также эпитеты, которые прилагаются к тому или иному святому в силу особенностей его подвига.
- Апостолы– это ближайшие ученики Христовы, первоверховными среди которых считаются
свв. Петр и Павел. - К этому чину примыкает чин равноапостольных святых– тех, кто, подобно первым проповедникам Христа, также потрудился ради распространения веры. Например, так канонизированы св. Ольга, к нязь Владимир– на Руси, византийский император Константин Великий.
- Преподобные– монашествующие угодники Божии. Кроме чина, к имени такого святого иногда добавляют обозначение его подвига: «столпник», «затворник», «послушливый», другие.
- Пророки
.Таковых Святцы насчитывают 19 – 18 ветхозаветных, возвещавших пришествие Христа, одного – новозаветного, св. Иоанна Крестителя
. - Бессеребренники– те, кто нес подвиг безмездного служения людям. Часто это врачи, целители. Например, «бессребрениками» именуют с вв. Косму и Дамиана.
- Благоверные– это прославленные подвигом веры правители. Таковых особенно много среди русских святых. Как благоверные (одновременно – страстотерпцы) прославлены первые русские святые, князья Борис и Глеб.
- Мученики– те, кто принял страдания за Христа. Среди этих угодников Божиих церковь выделяет великомучеников, пострадавших сугубо. Кроме того, принявшие страдания в новейшее время именуются новомучениками. А страдальцы, которых Господь удостоил мирной кончины после всех мучений, называются исповедниками. Если мученик, исповедник носил священный, иноческий сан, его именуют священномучеником, преодобномучеником, или священноисповедником, преподобноисповедником.
- Праведные– несшие христианский подвиг миряне, включая мирских иереев. Например, как «праведный» прославлен св. Иоанн Кронштадтский. К тому же лику принадлежат Богоотцы, родители Пресвятой Богородицы, свв. Иоаким и Анна.
- Блаженные– святые самого трудного подвига, принявшие на себя мнимое безумие, юродство (слово происходит от славянского «урод», означавшего буквально «дурак»). Блаженными также иногда именуют тех святых, которые не принимали такого подвига, но за которыми по традиции закрепилось это именование. Например, это западные отцы с вв. Иероним Стридонтский, Августин. Традиция такого их именования сложилась на Западе еще о раскола церквей (1054 г.).
Нимб – символ святости на иконе
Это сияние вокруг головы святого, которое пишется на иконе. Оно означает дарованную ему Благодать Бога. Традиция изображать нимб имеет ветхозаветное происхождение: согласно Библии, от лика прор. Моисея, с которым говорил Бог, исходило такое сияние, что он должен был прикрывать его платом (Исх. 34:29).
«Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним» Исх.34:29
Как достичь святости
Многие новоначальные, прочитав описание чрезвычайных подвигов святых, думают, что их повторение – истинный путь к святости.
Опытные духовники, однако, предостерегают от подобной ревности, указывая, что
сорокадневные посты с полным воздержанием от пищи, ночные бдения на столпе, иные подобные подвиги – не путь к святости, а… уже ее проявления.
Сама же дорога, которой шли угодники Божии, авторами житий обычно не описывается. Некоторым образом завесу над тайной приоткрывают публикации о святых, почти современных нам. Пример тому – любимый многими пастырь, прав. Иоанн Кронштадтский:
- его каноническое житие описывает чудотворения великого отца, его ревность о богослужении, вдохновенные проповеди;
- наряду с ним существует его же духовный дневник; более или менее полные его издания осуществляются в последние годы; это каждодневное обличение святым самого себя в падениях, холодности к ближним – причем это не ложное смирение, он пишет, как говорится, с фактами в руках;
- наконец, существуют исследования жизни святого, согласно которым ему, приходилось немало терпеть от сослужителей собора (молодой, горящий верой батюшка, например, совершал бесплатные требы для бедных), от жены (он принял решение жить с ней как брат с сестрой, а не как супруги), ее родственников, которых он, согласно брачному контракту должен был содержать на свое жалованье (а он отдавал его бедным!). Именно такова обычная реакция мира на святость.
Понятно, что при таких условиях легко (и даже, говоря человечески, извинительно!) сорваться на эмоции, сказать резкое слово…
Признание своей греховности – начало святости?
Но святой тем отличается от «обычного человека», что смиряется, а не ропщет. Да, не сразу. Да, через падения. Их, собственно, описывает св. Иоанн. Путь смирения – сложен, исполнен скорбей, которых иногда, кажется, выше меры. Но пройдя их, человек исповедует свою немощь, признает себя грешником, а не «великим подвижником». Именно так можно дать место Божией благодати.
Св. Иоанн Лествичникписал:
«Не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь».
Очень просто, даже, говорят, радостно. А еще безмерно сложно.
Что такое нечистота и скверна в православии
Православие признает принятую еще во времена прор. Моисеятак называемую «ритуальную нечистоту», делающую невозможным, например, принятие Таинств. Например, христианка не будет приступать к ним во время «месячного очищения».
Но все же настоящая скверна – куда серьезнее внешней нечистоты. Это «духовная грязь»: помыслы, греховные дела, общее состояние души, отдаляющее ее от Бога. Именно на нее направлена духовная борьба верующего, сопряженная с падениями, после которых необходимо встать, двигаться дальше – даже если кажешься безнадежным самому себе. А уж свят человек или нет – по итогам жизни решать Господу, сказавшему:
«В чем застану, в том и сужу».
Частые вопросы
Что такое святость простыми словами?
В православном христианстве святость — это онтологическая характеристика, подразумевающая внутреннее преображение, восстановление первозданной нетленной природы, для людей также восстановление Образа Божия, обожение. Понятие святости связано с учением о спасении.
Что такое святость по Библии?
В Новом Завете, как и в Ветхом, святость – характеристика Бога по преимуществу, которая конкретизируется в личности и служении Иисуса Христа. Индикатив и императив святости в Новом Завете в целом направлен к отдельно взятому человеку, воспринимаемому при этом как член Церкви, призванный уподобиться Богу.
Как определяют святость?
Святость – это духовное совершенство. Абсолютно свят только Бог. В понимании человеческой святости присутствует постоянное и искреннее духовное совершенствование, которое должно закончиться духовной высотой. Оно выражается в смирении, доброте, вере, надежде и, главное, любви.
Кого можно назвать святым и почему?
Свято́й (от праслав. svętъ, svętъjь, мн. ч. — святы́е) — личность, особенно чтимая в различных религиях за святость, благочестие, праведность, стойкое исповедание веры, в теистических религиях — за ходатайство перед Богом за людей.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Ищите святость в повседневных моментах жизни, в мелочах и добрых поступках. Она может начаться с улыбки незнакомцу или помощи нуждающемуся.
СОВЕТ №2
Практикуйте сострадание и прощение. Умение прощать себя и других поможет вам приблизиться к святости и обрести внутренний покой.
СОВЕТ №3
Изучайте жизнь святых и их поступки. Вдохновляйтесь их примером, стремитесь к духовному совершенству и близости к Богу.
Святость в различных религиях и культурах
Понятие святости имеет различные интерпретации в различных религиях и культурах по всему миру. В христианстве святость часто ассоциируется с безупречностью, благочестием и посвящением жизни служению Богу. Святые считаются образцами духовной жизни и преданности вере. В исламе святость также играет важную роль, причем святые люди, называемые в этой религии валидами, считаются посредниками между верующими и Аллахом.
В буддизме святость связана с просветлением и духовным развитием. Буддийские святые, такие как ламы или далай-ламы, являются учителями и наставниками, помогающими другим духовно расти. В индуизме святость проявляется через поклонение богам, выполнение ритуалов и духовную практику. Святые люди в индуизме считаются обладающими особыми духовными силами и способностями.
В различных культурах понятие святости также имеет свои особенности. Например, в японской культуре святость может быть связана с уважением к предкам и традициям, а в индейской культуре святые места и природа играют важную роль в духовной практике. Все эти различия отражают многообразие понимания святости в мировых религиях и культурах.