Церковь в православии – это одно из важнейших понятий, которое имеет глубокие и многогранные значения. В данной статье мы рассмотрим определение Церкви, употребление этого термина, а также основные признаки по Символу Веры.
Что есть Церковь в понятии христиан
Для христиан Церковь не только строение, которое действительно выделяется в ряду однотипных городских жилых коробок, для верующих это дом Божий. То место, где в единстве, в одной ограде, в одних стенах пребывают все верующие во Христа Господа — люди, любящие Его, и те, кто жив, и те, кто уже отошел в мир иной, и даже Силы Бесплотные, поющие Богу на Небе.
Верующий человек спешит с радостью в церковь, зная, что там соберутся все пред Престолом Божиим – люди и Ангелы, и живые и усопшие, у Бога все живы. Соборная радость церковных праздников несравненно выше светских.
Для христиан Церковь место особого присутствия Божьего, где всегда на престоле зримо находится Евангелие и незримо – Бог Слово Иисус Христос. Церковь несет Свет Христов в тусклые житейские будни, в окружающий мир, засоренный суетой, стяжательством, распрями, задымленный заводскими трубами, прокопченный дымом табака, одурманенный пьянством и другими страстями. Божий Свет исправляет души и все вокруг, наполняя человеческую жизнь истинным смыслом.
Для верующих христиан Церковь – это лестница в Небо, та удобоустроенная дорога, где шаг за шагом, с помощью святых отцов — учителей и наставников, указующих нам впереди Свет Христов, в общении с единоверцами, окормляемые священноначалием, по ступеням Заповедей, мы сможем достичь Рая вожделенного.
Для верующего человека Церковь — место соборной молитвы —
«дом Мой домом молитвы наречется» (Мк. 11:17). Православным хорошо известна ее особая сила. Сам Господь обещал ее скорейшее исполнение: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19).
Церковь – есть Невеста Христова. В Священном Писании неоднократно употребляется образ невесты.
«И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос. 2:19-20),
— говорит пророк Осия о народе своем, обрученном Богу. Ему вторит Исайя:
«Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он» (Ис. 54:4-5).
Богоизбранный народ, объединенный верой, представляется пророком в образе в Невесты, предуготованной к соединению с Женихом. Продолжая древние пророчества, Апостол Павел говорит, обращаясь к своим ученикам, членам первых христианских общин Коринфа
«…я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор. 11:1-2).
В Откровении Евангелиста Иоанна Богослова предстает таинственный образ благочестивой жены, как Церкви Христовой:
«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцать звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» (Откр. 12:1-2).
Муки рождения Церкви Христовой в первые века обагрены реками крови мучеников. Кровь за веру не перестает литься и доныне. Живое тело Церкви на Украине режут коррупционными ножами, рвут на части ослепленные тщеславием, жаждой власти и денег.
Верность Христу и обетование твердой веры изъявляется в образе Церкви как Невесты, обрученная Единственному Жениху, купленная Им великой Жертвой, будет до конца верна Ему.
Мнение эксперта:
Церковь в православии – это не только место богослужений, но и духовный центр, где сходятся вера, традиции и общность. Эксперты отмечают, что Церковь играет важную роль в жизни верующих, обеспечивая им духовное наполнение и поддержку. Она является символом единства и согласия, объединяя людей в общности веры и общественных ценностей. Церковь в православии также служит местом для исповеди, молитвы и обрядов, сохраняя духовное наследие поколений и передавая его будущим.
Употребление термина
В Ветхом Завете общество верующих — богоизбранный народ — обозначается словом «кахал» – созвание. Община объединяла всех потомков Авраама, которые переняли от него веру в Единого Бога, имели местом богослужения скинию, а позже храм Соломона. Над каждым человеком, входящим в сообщество верующих, совершался обряд обрезания, как видимый знак принадлежности к богоизбранному сообществу.
В Новом Завете греческое слово «экклесиа» также обозначает сообщество или собрание людей, которые соединяются единой верой в Иисуса Христа. Вхождение в это собрание людей – эклессиа (церковь), осуществляется по вере и через совершение Таинства Крещения.
При этом, в новозаветном значении слово «экклесиа» несколько отличается от значения слова «кахал» (больше народ вообще, в целом Израиль) и означает не просто собрание людей, а призвание, т.е. осознанное присоединение к сообществу людей по призыву.
Таким образом, слово собрание — эклессиа (от глагола «eклео»– вызывать, призывать), встречающееся в Новом Завете означает собрание людей призванных, а не просто скопление или множество, т.е. новую церковь.
Термины, взятые в языке времен Римской империи, отражают древние реалии: тогда свободных жителей призывали («куирит» – лат.) исполнять, например, гражданский долг – участвовать в выборах, или в военной операции. Если в обычной жизни он был просто горожанином, то на время призвания человек становился – избранным – особенным.
В Евангелии употребляется подобное латинскому греческое «клитос» – призвание. Только призыв Христа не временный, а Вечный. Апостол Петр говорит всем призванным:
«Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет..» (1Пет. 2:9).
Наша православная Церковь выросла из того собрания первых избранных, что сидели вокруг Христа в Сионской горнице. Первая новозаветная община или церковь – это Господь Иисус Христос со Своими Апостолами. Посланные на проповедь Евангелия Христом, святые апостолы стали основанием для будущей Вселенской Церкви. Принимая Крещение и входя в Церковь, каждый, по их примеру, следует за Христом и присоединяется к Его Собранию.
Но…
«много званых, да мало избранных…»(Мф. 22,14). Церковный мыслитель М.А. Новоселов в своих размышлениях о Церкви писал: «Следует различать Церковь-Организм от Церкви-организации: не всякий, входящий в последнюю, причастен первой, не все члены церковной организации…суть члены организма — Тела Христова».
Русское или точнее славянское слово «церковь» семантически совпадет с греческим «эклессиа» (собрание призванных), а само произношение церковь от древнего «цръквь», также как и немецкое «кirche», — происходит от греческого «кириакон» — дом Господень.
Термин «эклессиа»-церковь встречается несколько раз в Деяниях святых Апостолов и в посланиях. Везде слово «эклессиа» — обозначает церковь в данном городе или местности. Говорится, например, что апостол Павел рукоположил пресвитеров к каждой церкви, основанной во время первого путешествия (Деян 14:23). Римлянам он шлет приветствия от всех церквей Христовых (см. Рим 16:16), понимаем, что в Галатии имеются многие церкви (Гал 1:2), и т.д., то есть уже тогда складываются межцерковные отношения.
В этих отношениях апостольских времен нет признаков возвышения какой-то одной местной Церкви над другой, как апостолы, их основатели равны, так равны и Церкви. Также и мужи апостольские, участвуя в преемстве, говорили вместе со священномучеником Иринеем Лионским:
«Где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там Церковь и полнота благодати».
Принцип единства и равенства апостольских времен утверждают и Правила первых Вселенских Соборов, в которых утверждается поставление епископа двумя или тремя епископами, и тем указывается на их равенство, а, следовательно, и на равенство их Церквей. Выделение отдельных Церквей и епископов происходит позже. Рост численности христиан, политические изменения и прочие причины приводят к положению, которое закреплено в Шестом правиле Сардикийского собора (347 г.) :
«да не будет позволено поставляти Епископа в какое-либо село или в малый город, для коего довлеет и един пресвитер».
Происходит распределение церковных обязанностей – епископ, пресвитер, диакон, также архиепископ и митрополит. Появляются все новые кафедры. Церковь приобретает структуру: Вселенская Церковь, Поместная Церковь, епархия, приход.
Не стоит забывать о значении малой церкви — о христианской семье. Еще в посланиях апостола Павла есть упоминание о близких ему Акиле и Прискилле, христианах, муже и жене, которых он приветствует, «и домашнюю их церковь» (Рим. 16:4).
Что же так роднит понятия церкви и семьи? Христианская семья продолжение церкви, где муж – глава, жена – помощница мужу, и они воспитывают деток – будущий народ Божий. И наоборот, церковь – продолжение семьи: управляет всем настоятель, дьякон и клир — ему помогают, и наполняет церковь – христианский народ. Теплыми «семейными» отношениями дорожат на любом приходе, употребляя в церковном обиходе обращения, как в семье: священника называют «отцом» или «батюшкой». Друг ко другу обращаемся – «брат», «сестра», окормляемые у священника, особенно опытного и зрелого, называют себя его духовными детьми или «чадами».
Главным звеном в церковной структуре является местная Церковь, возглавляемая епископом. Здесь члены церкви в большинстве своем все знают друг друга, здесь проявляется особая теплота взаимоотношений, здесь же, иногда, как в любой семье возникают и трения. Здесь люди живут и возрастают в вере и подвиге. Апостол Павел говорит о местной церкви, как о Вселенской. Она не размером, а сутью, охватывает все создание Божие. Происходящее в алтаре на
«Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» потрясает Небеса: «Соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф 3:10).
Церковь — «новый Израиль», миссия которого нести в мир Евангелие и Новый Завет с Богом, заключенный «во Христе Иисусе». Этот новый народ Божий – Церковь Христова не имеет никаких этнических характеристик. Быть среди этого народа, принадлежать к Церкви, значит участвовать в Евхаристии.
История основания
В Евангелии есть эпизод, когда Иисус беседовал со своими учениками, спрашивая их, за кого Его принимают. Отвечали по-разному, и только Петр, отвечая, сказал:
«Ты – Христос, Сын Бога Живаго». Господь соглашается с ним: как ты сын своего отца – Ионин, так и Я – Сын Отца Моего Небесного, эта тайна открыта тебе Моим Отцом, и тут же дает обещание апостолу: «ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах»(Мф.16:18-19).
Этот знаменательный эпизод многие толкователи полагают началом новозаветной Церкви.
Однако, есть и другое представление о Церкви, как предвечном Божием определении. Раннехристианский писатель Ерм пишет о ней, что «сотворена она прежде всего, и для нее сотворен мир». По учению святых отцов еще в раю, когда до грехопадения Адам общался с Богом, находился с Ним рядом, беседовал – это была первозданная Церковь.
Господь дал обетование – Завет — людям, потерявшим рай, вел и воспитывал Свой народ в Ветхозаветном вертограде богообщения. И в древней пустыне цвели редкие цветы богоискания, как поется, в «языческой неплодящей церкви». Пройдя долгий путь, полноты Церковь достигла только с момента Боговоплощения. Господь Иисус Христос осуществил ее в своих учениках в Пятидесятницу.
«И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого» (Деян.2:2–4).
История христианской церкви началась со схождения Духа Святого на апостолов во время праздника Пятидесятницы в Иерусалиме. Сказано, что в тот день, после Петровой проповеди крестились три тысячи мужчин и женщин. Так родилась первая христианская община.
Несмотря на гонения первых веков, христианская церковь быстро распространялась по всем языческим странам, окружавшим святой город Иерусалим. Апостольской проповедью, трудами, кровью и потом первых учеников все шире раскидывалась сеть Евангелия. Когда-то Иисус обещал им, что они из рыбаков станут «ловцами человеков» — и это исполнилось.
Толкуя 5 главу Евангелия по Луке, блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что Синагога иудейская трудилась всю ночь и ничего не поймала, ночью было время без Христова света. Пришел Спаситель и по Его слову Петр и апостолы, поставленные на место законоучителей, закинули сеть Евангелия и уловили множество людей. Так много людей, что апостолам пришлось приглашать и еще соучастников — пастырей и учителей церквей.
«И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Дяен.6:7).
Признаки
В Никео-Цареградском исповедании православной веры в его девятом догмате поем – верую: «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».
Единство Церкви – величайшая ценность. Христос пришел соединить человека с Богом и всех людей во Христе Иисусе. Он пришел восстановить Богом данное единство, нарушенное грехом, гордостью и себялюбием. В Церкви происходит восстановление единства, объединение всех, в соединении со Христом в преломлении хлеба и в благословении вина.
Обретая единство с Богом, члены Церкви обретают и единство друг с другом. Христос говорит нам:
«по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35).
Надо помнить, как наши церковные взаимоотношения влияют на отношение к церкви остального мира. Нас оценивают из-за ограды.
Так возлюбил Бог мир, что отдал за него Сына Своего. Великое благо и дар прикоснуться к этой Любви. Иоанн Богослов — Апостол Любви говорит:
«Возлюбленные, если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим Друг друга, то Бог в нас пребывает и любовь Его совершенна в нас» (1Ин. 4, 11–12).
Как же надо каяться, если вместо этого среди нас на приходах возникают всякие трения, недовольства, оговоры, пересуды, рознь и, прости Господи, даже вражда. Надо каяться и молиться, чтобы Господь не отнимал от нас великого сокровища единства в Его любви.
Церковь Святая, потому что она есть установление Божие, глава ее Сам Иисус Христос. Святость есть свойство Божие. Посторонние часто упрекают церковных людей в каких-то грехах, мол, в церковь ходит, а то-то и то-то делает, какой нехороший. В церкви безгрешных нет.
Церковь есть врачебница, а в лазарете и раны, и гной, и запах. Но
«Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее; чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.» (Еф.5:25-27).
Церковь свята не потому, что состоит только из святых и праведников. Христос исцеляет наши болезни, Им мы не только преображаемся, но и обоживаемся. Через Него наша Церковь соделывается «причастницей божественного естества» (2Пет.1:4). Церковь Свята, потому что свято, без изменений хранит учение, данное Им, потому что в ней действует Святой Дух. «Кроме Церкви негде взять святыни», — говорит Святитель Димитрий Ростовский.
Соборная – это особая характеристика нашей православной Церкви. Церковь называется соборной или вселенской (кафолической), потому что для нее нет границ, он несет Свет спасения всем, без различия национальностей. В нашем понимании соборность отличается от кафоличности.
На западе слово кафолическая понимается как всемирная, а в переводе Кирилла и Мефодия, на славянском языке появилось понятие соборная, что точнее выражает существенное качество православной Церкви. Мы понимаем, что соборность стоит на Троичности — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый, Три Личности, но Единое Существо.
Это триединство — великая Тайна, приоткрывающаяся нам в Любви. Предвечный Совет дает образ Собора – как совета, и определяет бытие Церкви – соборное в совете и любви. Ангельский Собор славит Бога на Небе, а на земле для людей учрежден Божественный союз любви – соборная Церковь. Власть в Церкви принадлежит Соборам, Первоиерарх избирается соборно.
Святитель Кирилл Иерусалимский оставил нам поучение о соборности Церкви:
«Церковь называется Соборной потому, что находится во всей вселенной от края до края земли, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, – учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере – начальников и подчиненных, ученых и простых людей, и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, сотворенных душой и телом, имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всяких духовных дарованиях».
Церковь Апостольская, потому что началась с апостольской проповеди.
«И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь… Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря… ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф.10:1,5,7-8).
Куда бы ни приходили апостолы – везде исправлялись нравы, исцелялись больные языческим дурманом люди, и создавалась христианская община, которая становилась потом поместной церковью. Апостолы передавали своим последователям и ученикам не только свою веру, любовь к их Божественному Учителю, но и святые наставления, уроки жизни, воспитывали в благочестии, учили молиться.
Апостолы передали дальше и дар Духа Святого, полученный в огненных языках. Они через возложение рук поставляли на служение смотрителей — епископов, или блюстителей за соблюдением жизни по вере, порядка в общине, и за совершением Святых Таинств, рукополагали пресвитеров, которые вслед за ними все дальше несли Евангельскую весть, проповедуя Воскресение.
Апостольское преемство в нашей Святой Церкви не прекращается с первых апостолов и никогда не прекратится. Церковь и до ныне свято исполняет заповедь Христову:
«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19)
, продолжая апостольское служение.
Церковь как Тело Христово
«Христос глава Церкви, и Он же Спаситель (Ее) тела»(Ефес. 5, 23−26).
Церковь есть Богочеловеческий организм – Глава Христос, а люди составляют ее тело. Такое сравнение дает святоотеческая традиция. Как любое тело имеет разные члены и составы, так и в Церкви каждый член имеет свое место.
Святитель Иоанн Златоуст, указывая на тесную связь всего церковного организма, говорит:
«Члены нашего тела имеют каждый и свою частную деятельность и общую; равно и красота их есть общая и частная, и тогда, когда они, по-видимому, разделены между собою, на самом деле тесно соединены, так что с повреждением одного, повреждается и другой».
И продолжает, указывая на единство тела Церкви:
«Если разрушится тело, то не будет пользы от целости каждого из них порознь: глаз ли останется цельным, или нос сохранится, по расторжении союза не будет от этого никакой пользы, а если союз сохранится, то они, хотя бы и повредились, однако держатся и скоро выздоравливают».
Таинственное проявление жизни единого Богочеловеческого организма происходит в церкви каждый день. Каждый день в Церкви совершается исполнение всех смыслов — Божественная Литургия. На Литургии святого Василия Великого возносится молитва о единстве:
«Нас же всех, от Единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во Единаго Духа Святаго причастие…». Такое единение людей на земле возможно только в Церкви во святой Евхаристической трапезе. Через вкушение плоти Христовой и Его крови уничтожается преграда между тварью и Творцом. «Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снест от хлеба сего, жив будет во веки. И хлеб, егоже аз дам, плоть моя есть, юже аз дам за живот мира. Ядый мою плоть, и пияй мою кровь, во мне пребывает, и аз в нем» (Ин. 6:51, 56).
Божественная Евхаристия является средоточием всей церковной жизни и основой духовной жизни каждого православного человека.
В Церкви не возможно быть умозрительно, в Церкви нужно участвовать в Божественной Трапезе. Только тот, кто реально живет внутри Церкви, открывает для себя самого себя. Апостол Павел наставляет
«Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13, 5).
Эти слова апостола можно отнести каждому к себе и спросить себя: а в Церкви ли я? Не в Церкви как организации, а как в Теле Христа?
Почему без Церкви невозможно Спасение
Господь устроил Церковь для спасения людей. Восстановление человека из падшего состояния возможно только благодатию Божией, живущей в Святой Церкви. Кто не желается подниматься из падшего состояния, тому Церковь не нужна. Священномученик Киприан заключает:
«Кому Церковь не мать, тому Бог не отец».
Не принимающий Жертву Христову лишен спасения. Православная Церковь устремлена не к миру и его житейским заботам, а к Небу. Христиане вслед за Петром пренебрегают луковой красотой и приятностью временного мира, следуя за Своим Учителем, веря слову Его:
«истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми» ( Мф. 19:28-30).
В Православной Церкви сохраняется неизменно учение Христово, Церковь освящает жизнь словом Истины, в Церкви мы находим лечебницу для души, школу добродетели и воспитания веры. Жизнь внутри Церкви есть истинная Жизнь, в ней наше спасение. Любя нас, Христос зовет Нас к себе в дом Божий, и говорит:
«Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим» (Мф.10:32,33). Как мне спастись? Господь говорит: «…трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф.19:23), богатому – тому, кто надеется на себя, на свое достоинство. Кто же может спастись? «Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно»(Мф.19:26).
«Хочешь спастись? – спрашивает Иоанн Златоуст, — пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда: если ты внутри этой ограды, то тебя не тронет волк, а если выйдешь, будешь похищен зверем. Не уклоняйся же от Церкви: нет ничего в мире сильнее ее. Она – твоя надежда, в ней – твое спасение
».
Частые вопросы
Что такое церковь простыми словами?
Це́рковь есть общество верующих в Господа Иисуса Христа Сына Божия людей, возрожденных Им и Духом Святым, соединенных в любви и под непрекращающимся воздействием Святого Духа достигающих совершенства [1].
В чем разница между храмом и церковью?
Понятие “церковь” – более широкое и означает не только архитектурное здание, но и совокупность людей. А слово “храм” означает определенное место для проведения богослужений. Основными составляющими христианского храма являются жертвенник и алтарь, и каждую церковь считают христианским храмом.
Какое значение имеет слово церковь?
Ecclesiam, нем. Gemeinde — «община»), Церковь Христова, христианская Церковь — сообщество Христа и Его людей-христиан (учеников, последователей, сподвижников), форма организации верующих христиан. Церковь (через нем. Kirche, от греч.
Как называется церковь в христианстве?
Правосла́вная це́рковь (греч.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите основные понятия православной церкви, такие как Святая Троица, Священные Таинства, Святые Писания. Это поможет вам лучше понять суть православия.
СОВЕТ №2
Посетите богослужения в православной церкви, чтобы погрузиться в атмосферу и понять обряды и традиции церкви.
СОВЕТ №3
Обратитесь к духовному наставнику или священнику с вопросами о православии и церковных обрядах. Получение профессиональной консультации поможет разрешить сомнения и расширить знания.
Роль Церкви в современном обществе
Церковь в православии играет значительную роль в современном обществе, оказывая влияние на различные аспекты жизни людей. Она является не только духовным центром, но и социокультурным институтом, способствующим укреплению моральных и этических ценностей общества.
Современная Церковь активно участвует в общественной жизни, поддерживая благотворительные и социальные программы, оказывая помощь нуждающимся, участвуя в разрешении социальных конфликтов. Она также является платформой для обсуждения актуальных проблем и вопросов, связанных с моралью, этикой и духовностью.
Церковь в православии содействует сохранению культурного наследия, памяти о исторических событиях и традициях. Она способствует развитию образования и науки, поддерживая духовные ценности и традиции, передаваемые из поколения в поколение.
Таким образом, Церковь в православии играет важную роль в современном обществе, способствуя духовному развитию людей, укреплению общественных связей и поддержанию моральных норм и ценностей.