Древнейшая святыня Руси: Владимирская икона Божией Матери и ее значение

Владимирская икона Божией Матери – одно из самых почитаемых святынь в России, обладающее огромным историческим и духовным значением. В данной статье мы рассмотрим описание этого образа, его историю, а также рассмотрим копии иконы, созданные известными мастерами. Погружаясь в мир Владимирской иконы Божией Матери, мы сможем лучше понять ее важность для православной культуры и насладиться ее неповторимой красотой и духовным воздействием.

Описание, анализ богословского значения

Образ Богородицы «Владимирская» относят к иконописному типу Елеуса («Умиление»). Сюжет иконы лиричен: Мать держит на руках Сына, прильнувшего к Её щеке. С нежной доверчивостью всматривается в грустные глаза Матери Младенец Христос. Одной рукой он обнимает Ее шею, второй – тянется к плечу. Взаимным ласковым касанием щек, полуразомкнутым объятием Мать и Дитя являют взору трогательную картину любви, пронзенной острой грустью.

Полезные материалы

Богородица Владимирского образа отличается скорбным выражением лица. Она знает о грядущих страданиях Сына и словно оплакивает их. Жертвенную символику подтверждает рисунок на обороте иконы – престол с помещенными на него орудиями страстей: гвоздями и терновым венцом. За престолом – Голгофский
крест
и копье с губкой.

Главная тема иконографии – тема любви, которая проявляется здесь в различных аспектах. С одой стороны – это вполне земное чувство Пресвятой Девы Марии к своему Сыну, перерастающее в надмирное заступничество за весь род людской, с другой — намек на будущие страдания Христа, Крестную жертву как проявление высшего выражения любви Бога к человечеству.

Икона реставрировалась четыре раза, не считая мелких починок, то есть фактически святыня сохранилась лишь фрагментарно. Кисти первообраза принадлежат лики Матери и Младенца, выполненные в теплых оливковых тонах, а также части одеяний: край мафория, чепец, кусочек хитона и остатки золотистого фона с полустертой надписью.

Богоматерь Умиление Владимирская_4860

Иконография: Владимирская икона Божией Матери. Датировки: XVI в. Первая половина XVI века. Происхождение: из Воскресенского Горицкого девичьего монастыря, Кирилловского уезда Новгородской губернии (ныне п. Горицы Кирилловского района Вологодской области). Монастырь основан в 1544 году княгиней Ефросинией Старицкой (в иночестве Евдокия). Материал: дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 69 см, ширина 56 см. Икона в окладе. Изображение Богоматери поясное. Богоматерь держит Младенца Христа на правой руке, голова Её склонена вправо. Младенец прижимается щекой к лицу Богоматери и обнимает Её левой рукой за шею, лицо Его обращено вверх. Правая рука Младенца протянута вперед и касается плеча Богоматери. Ножки Христа до ступней закрыты хитоном, левая согнута так, что видна ступня. Образ Богоматери Умиление в Воскресенском Горицком девичьем монастыре, созданном в 1544 княгиней Евфросинией Старицкой, был особенно почитаем. Богато украшенная драгоценными камнями, серебряной басмой, венцами и цатами икона Богоматерь Владимирская была вложена Евфросинией (в монашестве Евдокия) в Кирилло-Белозерский монастырь. По особенностям исполнения и характеристике образа икона Богоматерь Владимирская из собрания Череповецкого музея примыкает к произведениям ростовской школы живописи первой половины XVI столетия. Примечательно обращение мастера этой иконы к древней традиции изображения цветного нимба, написанного прозрачным голубым колером.Поступила в 1930 году.Реставрация:ЦГРМ, 1927 г., реставраторы – группа под руководством Анисимова А.И.Инв. № 560/8. © Череповецкое музейное объединение

Оригинальная цветовая схема иконы строилась на комбинации темно-вишневых, синих, оливково-золотистых и охряно-желтых оттенков. Общий тон иконы – холодный. При поздних реставрационных работах первоначальные краски были заменены на более темную тоновую гамму, поскольку оригинальная живопись тоже успела потемнеть. Изменения коснулись и композиции: фигура Спаса практически полностью переписана в более позднюю эпоху, то же касается торса Богородицы, Ее головы и левой руки. Значительные коррективы, внесенные в полотно целой плеядой реставраторов, дали право утверждать советскому искусствоведу И.Э. Грабарь, что нынешняя Владимирская Богоматерь имеет мало общего с первоначальным произведением. Искусствовед А.И. Анисимов, посвятивший немало времени изучению святыни, пришел к такому же выводу. По его словам «Владимирская икона в настоящем своем виде уже не представляет собой памятника живописи, созданного одною кистью и рукою. Она является случайным совмещением разновременных добавлений к уцелевшим, по счастью, фрагментам древнего оригинала и добавлений к этим добавлениям».

Характеристика Значение Дополнительная информация
Название Владимирская икона Божией Матери Также известна как Богородица Владимирская
Дата создания Конец XII века Точная дата неизвестна
Автор Андрей Боголюбский Князь Андрей Боголюбский привез икону из Константинополя в Киев, а затем во Владимир
Размер 113 x 104 см Одна из самых больших икон в мире
Техника исполнения Темпера на дереве Икона написана на кипарисовой доске
Иконография Одигитрия Икона относится к типу Одигитрия, что означает “Путеводительница”
Значение Одна из самых почитаемых икон в России Икона считается покровительницей Руси и защитницей от врагов
Местонахождение Третьяковская галерея, Москва, Россия Икона находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи

Отличие от Казанской и других изводов

Иконографической особенностью Владимирской Богоматери является изображение ножки Богомладенца, повернутой босой подошвой к зрителю. Эта деталь не характерна для типа Елеуса. По мнению искусствоведов, является реставрационной вставкой XV века.

Казанская икона Божией Матери относится к типу «Одигитрия», поэтому от Владимирского образа ее будет отличать ряд особенностей, присущих этому иконописному типу.

  1. «Умиление», к иконописному типу которого относится Владимирский образ Богоматери, в своем богословском значении показывает безграничную любовь между Богородицей, земной девой, и Богом-Сыном, показывая взаимность и счастье любви человека к Богу. Богословское значение «Указующей путь» раскрывается самой композиционной схемой иконы: здесь Богородица показана указующей на Спасителя мира, взявшего на себя грехи человечества. Казанский образ — оплечный, поэтому жеста руки мы не видим.
  2. Богородица Владимирского образа изображена по пояс. Младенец Христос – в полный рост. Он восседает на Ее правой руке, поэтому вся фигура Богоматери: жесты, наклон головы, поворот торса ориентированы направо. На Казанской иконе, наоборот, Богородица обращена к левой стороне, потому что Христос находится слева.
  3. Спас Владимирского образа обнимает Мать правой рукой, а левой тянется к Ее плечу. Изображен сидящим на руке Богородицы. На Казанской иконе Предвечный Младенец стоит рядом с Матерью. Его левая рука скрыта складками плаща, правая, благословляющая, обращена в сторону Богородицы. В Ее лице Он благословляет всех нас. Изображение Христа поясное.
  4. На Владимирской иконе внимание Христа сосредоточено на Матери. Он прижимается щекой к Ее щеке, смотрит Ей в глаза. На Казанской иконе взгляд Спасителя устремлен на зрителя, Его лицо написано обращенным на зрителя.
  5. Жестов Богородицы на Казанской иконе мы не видим, поскольку изображение оплечное. Богоматерь Владимирского образа правой рукой поддерживает Сына, левой тянется к Нему, касаясь края рубашки.

Мнение эксперта:

Владимирская икона Божией Матери, считающаяся одной из древнейших святынь Руси, привлекает внимание многих исследователей и верующих. Эксперты отмечают ее историческое и духовное значение для православной церкви. Икона, по преданию, была написана апостолом Лукой на дереве, на котором Христос был распят. Ее чудотворная сила и способность исцелять души и тела привлекают паломников со всего мира. Многие исследователи считают, что Владимирская икона является символом веры, надежды и любви, объединяющим людей различных национальностей и вероисповеданий.

Владимирская икона. Святыни христианского мираВладимирская икона. Святыни христианского мира

Краткая история

Предание гласит, что первые иконы Богородицы писал евангелист и апостол Лука с натуры. Авторство «Владимирской» иконы также приписывают ему. Это значит, что образ был создан в I веке нашей эры. Однако искусствоведы считают, что икона отвечает византийскому стилю письма, поэтому с большей долей вероятности икона может принадлежать кисти ученика греческой школы живописи.

Кто написал древний образ: версии о происхождении и годах создания

Известный историк и реставратор А.И. Анисимов датирует Владимирскую икону XI веком, а его коллега В.Н. Лазарев – первой половиной XII века. По коллективному мнению исследователей византийской и древнерусской иконописной живописи икона Божией Матери Владимирская написана мастером, чье имя история не сохранила, в первой трети XII века, до 1130 года.

Автор – святой апостол и евангелист Лука

Согласно первой версии, Владимирский образ Божией Матери написал святой Лука на досках от обеденного стола, за которым сидели когда-то Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Увидев этот образ, Богородица произнесла:

«Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

Византийская версия

О том, что икона имеет византийское происхождение, говорит ряд исследований, проведенных выдающимися мастерами реставрационной живописи, искусствоведами и историками. Возникла в период так называемого «комниновского возрождения», датируемого 1057-1185 годами. Характерными чертами иконописной живописи этого периода являются предельная дематериализация и подчеркнуто манерная стилистика письма, главная задача которой показать божественную природу святых. Это осуществляется за счет непропорциональной удлиненности фигур, прорисовки ликов и одеяний многочисленными штрихами, а также белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение.

Анализ фрагментов, сохранившихся от иконы-первоосновы XII века, позволил исследователям выделить ряд особенностей, характерных для константинопольской школы письма.

Изображение ликов

«представляет собой один из самых совершенных образцов комниновских плавей, соединяющих многослойную последовательную лепку с абсолютной неразличимостью мазка. Слои живописи – неплотные, очень прозрачные; главное – в их соотношении между собой, в просвечивании нижних сквозь верхние. Сложная и прозрачная система соотношения тонов – зеленоватых санкирей, охр, теней и высветлений – приводит к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света».

Кажется, что художнику удалось запечатлеть даже движение души Пресвятой Богородицы. Всепоглощающая скорбь, залегшая в очертаниях губ и глаз, производит очень сильное впечатление на зрителя. Неземная одухотворенность облика видимо и послужила возникновению предания о том, что образ написал апостол Лука.

Однако для раннехристианской живописи, в стиле которой творил евангелист-иконописец, характерна натуралистичность, «живоподобие». Икона же Владимирской Божией Матери отмечена печатью «высочайшей духовной культуры», являющейся, скорее всего, результатом вековых раздумий о Мессии и Его Пречистой Матери, о пройденном Ими пути самоотречения и жертвенной любви.

Судьба до 12 века

Считается, что до 450 года икона пребывала в Иерусалиме. Потом, при императоре Феодосии Младшем икону перенесли в Константинополь, где она и оставалась примерно до 1131 года.

Как икона попала на Русь

В XII веке икона была передана в дар святому князю Мстиславу от Константинопольского
Патриарха
Луки Хризоверга. Существует версия, что на Русь была передана не оригинальная икона, а ее копия, снятая с чудотворного константинопольского образа из базилики при императорском дворце во Влахернах. Святыню поставили в Девичьем монастыре в Вышгороде, где она вскоре также прославилась чудесами. Как-то причетники обители увидели, что икона вознеслась на воздух и повисла посреди церкви. Ее поставили на место, но она вновь воспарила. Весть об этом чуде разлетелась по городу, почтить святыню прибыл сын Юрия Долгорукого, князь Андрей. Покидая Киевские земли, он «тайно от отца» забрал икону с собою, в Суздаль.

Перенесение во Владимир Андреем Боголюбским

В 1155 году княжеский обоз двигался по реке Вазузе в Залесскую землю. Людей князя сопровождали клирики Успенского собора, не пожелавшие оставить свою святыню, которую везли в одной из повозок. Андрей Боголюбский держал путь на север, в свое имение. Дорогу им преграждала река, и на поиски брода был отправлен слуга верхом на лошади. Мелководья всадник не нашел, зато начал тонуть. Испугавшись за жизнь человека, князь мысленно взмолился Богородице, и вдруг увидел, как всадник целым и невредимым выехал на берег.

Еще одно знаменательное событие, связанное с иконой, произошло на подходе к городу Владимиру. Внезапно конь, запряженный в повозку одного из клириков, взбрыкнул, сбил с ног конюха и едва не затоптал жену священнослужителя насмерть. В «Сказаниях о чудесах Владимирской иконы Божией Матери», записанных этим самым священнослужителем, сказано:

«конь сбил жену священника Микулицы и затоптал ее ногами, но по
молитвам
перед иконою,  пострадавшая осталась невредимою».

Наконец, княжеский обоз достиг высоких холмистых берегов Клязьмы, немного не доехав до города Владимира. Кони, везшие чудотворную икону, заупрямились и ни за что не хотели двигаться дальше. Князь, полагая, что лошади устали, велел запрячь других, но и эти животные не хотели трогаться с места. Тогда он, пав на колени, долго молился перед образом. Ночью в сонном видении его посетила Богородица и повелела поставить икону во Владимире, а на месте явления поставить каменный храм в честь Рождества Богородицы и устроить
монашескую
обитель.

Так в этом самом месте, в десяти километрах от города Владимира, по распоряжению князя была возведена церковь, а местечку дали название Боголюбово. Чудотворная икона находилась в боголюбской церкви до тех пор, пока во Владимире не выстроили богатый храм, освященный в честь Успения Божией Матери. Строительство длилось с 1158 по 1160 год, после чего икона Богородицы была торжественно внесена в город Владимир и украшена массивным дорогим окладом из золота, серебра и жемчугов общим весом в 12 фунтов, то есть немногим более килограмма. Вскоре икона стала главной святыней Владимирско-Суздальских земель и не покидала их до 1395 года.

События и образ праздника Сретения

В XIII-XIV веках Русские земли, разъединенные междоусобицами, находились в политической и даннической зависимости от татаро-монгол. Средневековая Русь часто подвергались нашествиям иноплеменников. Очередной неприятель подошел к Москве в 1395 году. Это был Тамерлан. С ним – несметная рать, превышающая русские дружины в несколько раз. Митрополит Киевский и всея Руси Киприан благословил всенародный пост и
покаяние
, затем спешно послал во Владимир посольство за иконой. С грандиозным крестным ходом святыню принесли в Москву. Десять дней продолжался этот путь при огромном стечении народа. Люди стояли по сторонам дороги на коленях и молились:

«Матерь Божия, спаси землю русскую».

26

Август

1395 года

Владимирская икона Божией Матери была внесена в столицу. Согласно летописи, встречать икону вышел весь город. Слово «сретение» в переводе с церковнославянского означает «встреча». Московский люд с великой любовью и слезами встречал образ.

Как раз в это время Тамерлан спал в своем шатре. В видении он увидел некую Великую Жену в неизреченном сиянии, грозно повелевшую ему оставить русские пределы. Тамерлан проснулся в страхе. Он созвал своих мудрецов, и те сказали своему хану, что явилась ему Сама Божия Матерь, Защитница христиан.

В память о чудесном избавлении города от татар на Кучковом поле (ныне улица Сретенка), где была встречена икона, воздвигли Сретенский монастырь, а на 26 августа (8 сентября по новому стилю) было установлено празднование в честь Сретения иконы Божией Матери «Владимирская».

С тех пор прославленный образ остался в Москве навсегда, лишь временно возвращаясь на место своего бывшего пребывания – в Успенский храм во Владимире.

Сретение Владимирской иконы Богоматери_4104

Иконография: Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Датировки: XVII в. Середина XVII в. Происхождение: Происходит из Васильевского монастыря в Суздале. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы:  высота 90 см, ширина 57 см. Слева показана розовая крепостная стена «града Москвы», за которой виден трехглавый белый храм с закомарами (Успенский собор). Из широкой арки городской стены-башни выходит крестный ход, возглавляемый духовным владыкой (митрополитом или патриархом) в зеленом, с крестами, саккосе и белом омофоре, с митрой на голове. По сторонам от него стоят отроки в белых одеждах, со свечами в руках. Митрополита сопровождают духовные лица – все в белых одеждах, при этом у некоторых на головах черные монашеские клобуки. Они несут оплечный образ Спаса (напоминающий чтимые иконы Христа из Успенского собора), выносной крест, Евангелие и оплечную икону Богоматери – чудотворную «Петровскую», в XVII веке неизменно выносимую в крестный ход. В  группе слева, на фоне темно-зеленой горы с мелкими белильными лещадками, представлены светские лица в богатых одеждах, в шубах с длинными рукавами. Эту группу возглавляет князь (царь) с шапкой на голове. В центре иконы – два духовных лица в белых одеждах, обращенных вправо и соприкасающихся с группой лиц, выходящих из города, они держат чудотворную икону «Богоматерь Владимирскую», которую кадит митрополит. Инв. № В-6300/263 И-1045 © Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник. Литература: Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. № 80. С. 364-366. (Описание Л.А. Щенниковой)

В Третьяковке

При советской власти икону передали в Третьяковскую галерею, где она хранилась как музейный экспонат до 1999 года.

В церкви свт. Николая при Третьяковской галерее

В настоящее время Владимирская икона Божией Матери находится в храме
святителя
Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Она содержится под пуленепробиваемым стеклом, при определенном температурном режиме и влажности.

Храм святителя Николая в Толмачах

Храм святителя Николая в Толмачах

Интересные факты

  1. Владимирская икона Божией Матери является одной из самых почитаемых икон в Русской Православной Церкви. Считается, что она была написана евангелистом Лукой еще при жизни Богородицы.

  2. Икона была перенесена во Владимир из Константинополя в 1155 году князем Андреем Боголюбским и стала его главной святыней. Он построил для нее специальный собор – Успенский собор во Владимире, который до сих пор является одним из самых известных храмов в России.

  3. Владимирская икона Божией Матери имеет очень богатую историю. В 1395 году она была перенесена в Москву и стала главной святыней Московского княжества. Она также была свидетелем многих исторических событий, таких как Куликовская битва и освобождение Москвы от поляков в 1612 году.

https://youtube.com/watch?v=HOOdYhF5hTk

Сообщения о чудесах

Древнерусские летописи не оставляли икону без внимания. Ей посвящены как хронологические записи, так и отдельные «повести» и «сказания», объясняющие конкретные исторические события заступничеством Божией Матери, связанным с Владимирской иконой.

В 1480 году Московская Русь вновь оказалась под угрозой нашествия татар. Хан Золотой Орды Ахмат двинул на Москву огромное войско, в ожидании решающей схватки войска встали по сторонам реки Угры. Ордынцы не стали искать брода для переправы, а разбили лагерь на берегу, ожидая, когда река покроется льдом. Русские наблюдали за действиями врага из городка Кременец – эта локация давала возможность в случае атаки своевременно перекрыть подступы к Москве.

Весь октябрь простояли ордынцы на Угре, а к исходу месяца заметили, что поверхность воды начало сковывать льдом. Зима пришла раньше обычного. Царь Иоанн III поторопился отвести свои дружины к городу Боровск и там встретить неприятеля, но случилось непредвиденное. Рать хана Ахмата внезапно развернулась и покинула берег, ушла обратно в степь. Днем войска отступали нерешительно, но с наступлением сумерек началось бегство — татаро-монголы решили, что русские начинают боевые действия, ложным отступлением заманивая противника в окружение. Это странное отступление станут считать окончанием татаро-монгольского ига на Руси, длившегося почти два века.

«Да не похвалятся легкомысленные, — говорят в объяснение этого чуда русские летописцы, — страхом их оружия. Нет, не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас ныне Россию».

Это историческое событие вошло в историю как «стояние на Угре», а в память об этой знаменательной дате был установлен праздник в честь Владимирской иконы Божией Матери.

В 1521 году казанские, ногайские и крымские татары под предводительством Мехмет-Гирея совершили опустошительный набег на многострадальные Русские земли. Они переправились через Оку, прошли Коломну и подступили к окрестностям Москвы. Затворившись в стольном граде, люди возносили пламенные молитвы перед Владимирским образом Пресвятой Богородицы, которая не раз выступала защитницей Москвы и всей земли Русской.

В одну из тех тяжелых летних ночей слепой монахине Вознесенского монастыря привиделось дивное шествие: к Спасским воротам направлялись «светолепные мужи в священнических одеждах», несущие на руках Владимирский образ Богоматери. Святые покидали Москву. В воротах скорбная процессия была остановлена преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, которые, пав на колени, умоляли их не оставлять Москвы. Все вместе стали служить
молебен
Господу, после чего святители с иконой возвратились в Кремль.

Мехмет-Гирей так и не взял город. В летописях сказано, что мелкие разведывательные группы татар заметили под Москвой большое воинство русских. Вернувшись в ставку, они рассказали об этом хану. Тот не поверил своим ушам и выслал дополнительный отряд, но разведка подтвердила слова предыдущих воинов:

«И видеша того сугубейшее воинство русское, и сказаша ему, и третие посла некоего от ближних уведати истину, и трепеща прибежа и вопия: о царю, что косниши? Побегнем; грядут на нас безмерное множество войска от Москвы, и побегоша».

В память чудесного избавления Москвы от Мехмет-Гирея был установлен крестный ход 21 мая/3 июня.

Ещё неоднократно Владимирская икона Божией Матери по молитвам перед ней оберегала русские войска от поражения. Являла Небесная Владычица милость страждущим и в их житейских нуждах. Не сосчитать числа чудес от образа.

Богоматерь Владимирская с 64 клеймами «Повести на сретение иконы Богоматери Владимирской» _1119

Богоматерь Владимирская с 64 клеймами «Повести на сретение иконы Богоматери Владимирской»

Почитаемые списки

Владимирская икона Божией Матери – одна из самых главных святынь всего православного мира. С нее было снято множество почитаемых впоследствии копий, некоторые из которых прославились как чудотворные. Вот лишь несколько из них:

  • Владимирская икона Богоматери в Успенском соборе Кремля в Москве.
  • Владимирская икона Богоматери в Троице-Сергиевом монастыре.
  • Владимирская икона Богоматери в Ростове.
  • Владимирская – Селигерская.
  • Владимирская – Оранская.
  • Владимирская – Красногорская.
  • Владимирская – Печеро-Псковская.
  • Владимирская – Красногорская.
  • Владимирская – Заоникиевская.
  • Владимирская – Флорищевская.
  • Владимирская – Ордынская-Поречская.

Андрея Рублева

В Успенском соборе Московского Кремля хранится список Владимирской иконы Божией Матери именуемой «Запасная Владимирская». Авторство иконы приписывается Андрею Рублеву, но нет достоверных сведений о том, был ли знаменитый иконописец причастен к созданию образа. Время написания иконы относят к первой четверти XV века. Поскольку уровень художественного исполнения невысок, искусствоведы полагают, что «Запасная Владимирская» может быть одной из ранних работ преподобного Андрея. Превалирующее большинство специалистов, занимающихся изучением древнерусской живописи, вообще отрицают версию авторства Рублева.

Копия Владимирского образа Божией Матери заметно отличается от оригинала. Изображение Богородицы несколько укорочено и представляет собой не поясной, а скорее погрудный вариант. Ощутимо изменены пропорции – в сравнении с оригиналом, они преувеличены. Взгляд Богоматери устремлен не на зрителя, а в сторону, что производит впечатление погруженности в себя. Пресвятая Дева словно абстрагирована от мирской суеты, Ее внимание полностью сосредоточено на мире внутреннем и не выходит за пределы образа.

«Если сравнить Рублевскую Владимирскую икону с оригиналом XII века — то это совершенно разные иконы, — говорит искусствовед Ирина Языкова. — Владимирский образ XII века — это аристократическое произведение живописи того времени: тончайшие нюансы, глубокий взгляд, полный скорби, который вас пронзает. Но у Рублева Богородица на молящегося совсем не смотрит, она ангельская, прозрачная, она совершенно в других мирах. Здесь сохранена иконографическая схема, мы узнаем, что это Владимирская икона, но если их сопоставить — увидим, насколько по-разному воспринимали образ Богородицы греческий мастер XII века и русский мастер XV».

Эта манера иконописания была распространена в кругах столичных живописцев XV-XVI веков, что объясняется популярностью ее автора и удобством местонахождения образа (Кремлевский Успенский собор).

Селигерская

Эта икона Владимирской Божией Матери была келейным образом преподобного Нила Столобенского, основателя Ниловой пустыни в Тверской области. Она небольшая по размерам, имеет квадратную форму и «обрезана» снизу (не видно ног Спасителя). С ее прославлением связана интересная история.

Однажды преподобный Нил работал под открытым небом невдалеке от своей хижины. Напали на него разбойники. Угрожая смертью, они потребовали от святого отшельника отдать им все ценности. Преподобный сказал им:

«Сокровище моё находится в углу кельи; войдите туда и возьмите его».

Полагая, что там находится сундук со скарбом, лиходеи бросились в хижину, но едва приблизились к иконе, как их поразила слепота. Испугавшись и заплакав, они стали умолять Нила о прощении. Преподобный сжалился и обратился к Господу и Его Пресвятой Матери о помиловании заблудших душ. Прозревшие разбойники горячо благодарили праведника и остались при нем на какое-то время послушать душеполезных поучений. Они оставили разбой и до конца жизни занимались честным ремеслом. Преподобный Нил не хотел, чтобы его уединение было нарушено, поэтому заповедал не разглашать чудесного случая, приключившегося с разбойниками в его келье. Люди обещали молчать, и поведали миру о произошедшем чуде уже после кончины старца.

В годы советской власти, во время изъятия церковных ценностей, святыню переправили из пустыни в Воскресенскую (Знаменскую) церковь в городе Осташкове. Этот населенный пункт находится всего в 10 километрах от монастыря. 20 декабря 2013 года икона впервые была выставлена во время праздничной службы прп. Нилу в обители.

Оранская

Список находится в Успенском соборе Москвы. Отличается написанием лика Пречистой Девы и наличием в нижнем ряду изображений московских святых. Четверо из этих святых были покровителями заказчика и его сыновей. Икона была написана настоятелем Успенского собора Кондратом Ильиным совместно с московским иконописцем Григорием Черным по заказу дворянина Петра Андреевича Голядкова. Во время болезни Голядков совершил паломничество в Московский Успенский собор и по молитвам перед Владимирским образом Богоматери получил исцеление. Он захотел иметь копию чудотворной иконы и вскоре нашел исполнителей. Пять лет икона пребывала в приходской церкви свт. Николая в родовом имении Голядкова – Бочееве. В 1634 году во Время Великого Поста «в тонком сне» дворянин получил повеление от Небесной Царицы построить церковь в месте, называемом Орано-поле. В этом храме впредь надлежало пребывать Ее иконе. Разыскав гору, увиденную во сне, Голядков поставил церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Вскоре вокруг церкви вырос монастырь, первым настоятелем которого стал сам Голядков, принявший монашеский постриг с именем Павел. Икона стала именоваться Оранской. Спустя год после основания обители икона
замироточила
. К 1644 году в храмовой книге было сделано более пятисот записей о чудесах, проистекших от иконы.

В 1771 году икона спасла жителей Нижнего Новгорода от моровой язвы. Во время крестного хода вокруг Кремля, новгородцы увидели над рекой черное облако, которое не пошло на город, а унеслось за Волгу. В настоящее время икона пребывает в Оранском Богородицком мужском монастыре в селе Оранки Нижегородской области.

«Насаждение древа государства Российского» Симона Ушакова

В XVII веке «государев изограф» Симон Ушаков написал исключительную по своему иконографическому замыслу икону, на которой Владимирская изображена как главная святыня всей Руси. Заключенная в медальон икона словно произрастает из дерева, плоды которого – русские святые. Корни древа выходят из Успенского собора Кремля. Их поливают князь Иван Калита и митрополит Петр, основатели Московского государства. По бокам от них стоят император Алексей Михайлович с супругой и детьми, Алексеем и Федором. Вверху иконы – Христос, передающий ангелам венец и ризу для российского самодержца: Царь Небесный венчает на трон земного самодержца.

Древо государства Московского (Похвала Богоматери Владимирской)_3808

Иконография: Похвала Богоматери Владимирской (Насаждение древо государства Московского). Датировки: XVII в. 1668. Иконописная школа или художественный центр: Школа Оружейной палаты. Иконописец: Ушаков Симон (Пимен) Фёдорович. Происхождение: из церкви Троицы в Никитниках в Москве. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 105 см, ширина 62 см. На фоне Успенского собора изображены первый московский митрополит Петр и князь Иван Данилович Калита. Они сажают и поливают дерево, которое как бы прорастает сквозь Успенский собор, заполняя ветвями всю поверхность иконы. На ветвях древа – медальоны с изображением московских святых, а в центральном самом большом медальоне – образ Богоматери Владимирской. За кремлевской стеной стоят царь Алексей Михайлович и его первая жена Мария Ильинична с детьми. Наверху в облаках Спас, вручающий парящим ангелам венец и ризу для Алексея Михайловича: царь небесный венчает царя земного. Изображения святых в медальонах располагаются снизу вверх с некоторыми отступлениями от исторической последовательности, как бы сообразуясь с «ростом» дерева. На левой ветви, за митрополитом Петром представлены отцы русской церкви: митрополиты Алексий, Киприан, Иона, Фотий и Филипп, патриархи Иов и Филарет, цари Михаил Федорович, Феодор Иоаннович, царевич Дмитрий. На правой ветви в первом медальоне изображен дед Ивана Даниловича Калиты князь Александр Невский в одежде схимника. За ним – основатели и настоятели близких к Москве монастырей – преподобный Никон Радонежский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Савва Сторожевский, преподобный Пафнутий Боровский преподобный Симон безмолвник, преподобный Андроник и московские блаженные Максим, Василий, Иоанн Большой колпак. Инв. № 28598. © Государственная Третьяковская галерея, Москва. Литература:Иконопись из собрания Третьяковской галереи. М., 2008. С. 164-166

Древо представляет собой Московское государство. Его основа-фундамент покоится на православной вере, принявшей на иконе облик главного кремлевского храма – Успенского собора. О Церкви и государстве предстательствует Богородица, занимающая в композиции центральное место. Она изображена здесь в образе Владимирской иконы. Древо насаждает святой благоверный Иван Калита, благодаря которому Москва обрела политическую и экономическую независимость, а поливает митрополит Петр, основавший Успенский собор.

В основе иконописного сюжета – идея исторического единства Руси и Русской Православной Церкви, имевшая во времена Ушакова особую политическую актуальность. Икона была написана в 1668 году для иконостаса церкви Троицы в Никитниках, в настоящее время является достоянием Государственной Третьяковской галереи. Также известна под названием «Похвала Владимирской иконе Божией Матери».

Заоникиевская

История этой иконы связана с исцелением от слепоты вологодского жителя Илариона. После долгих и горячих молитв он увидел необыкновенно сияющий образ Божией Матери Владимирский. Приложившись к иконе, он обнаружил, что потерянное некогда зрение вновь вернулось к нему. В благодарность, при поддержке местных жителей Иларион возвел церковь в честь чудотворной святыни. Позже на этом же месте основали обитель, которую назвали Заоникиевской, а благочестивый Иларион принял постриг в ее стенах. Икона Божией Матери стала главной реликвией монастыря и прославилась многими чудесами.

Интересный факт

Заоникиевская икона по своей иконографии является Казанской, а вовсе не Владимирской. В книге от 1888 года, составленной Н. Суворовым и посвященной истории Заоникиевской пустыни, есть сноска:

«Вместо Владимирския должно читать Казанския, потому что явленная и почитаемая чудотворною икона в Заоникиевой пустыне имеет начертание Казанской иконы Богоматери. Владимирскою же она названа, и вероятно слыла в народе, от того, что явление ея последовало в день празднования иконе Владимирской Богоматери (23 июня), каковый день и ныне составляет главный праздник обители».

Однако в месяцеслове РПЦ икона обозначена как Владимирская (Заоникиевская).

Умиление

С XVI века в Псково-Печерской обители пребывает список с Владимирской иконы Божией Матери, написанный монахом Арсением (Хитрошем) в 1521 году. После своего перенесения в монастырь икона стала считаться чудотворной. Особое прославление получила в 1581 году, когда спасла город от осады польско-литовских войск под предводительством Стефана Батория. В 1812 году, когда наполеоновские войска готовились занять Псков, местные жители совершили крестный ход со святыней, и Богородица вновь оказала заступление. В тот же день русские войска потеснили неприятеля, и город оказался вне опасности. Это произошло 7 октября (20 октября по новому стилю). На эту дату было установлено празднование Псковсо-Печерской иконе «Умиление».

Красногорская

Этот вариант Владимирской иконы Божией Матери имеет несколько названий: Красногорская, Черногорская, Умиление на Черных горах. Первые упоминания об иконе восходят к 1603 году. Икона представляет собой список с Владимирского образа Богоматери, который с большим почитанием хранил у себя Варлаам, священник из Воскресенской церкви в Кевроле. Однажды ночью он услышал голос, повелевающий ему передать икону «вдовому попу Мирону», чтобы тот поставил образ на Черной Горе. Вскоре Варлаам встретился с этим человеком – им оказался сборщик епархиальных податей, священник из Юролы. Выслушав Варлаама, Мирон сказал:

«Есть такая гора, но она необитаема. Думаю, что она удобна для монашеской жизни, и верую, что Господь не оставит сего места».

Забрав икону, он отбыл в свою вотчину, а на Черной Горе вскоре началось сооружение монастыря. «Строительство сопровождалось многими чудесными явлениями, из которых все делали вывод, что Сама Божия Матерь благоволит этому начинанию». По названию горы обитель получила название Черногорской, но вскоре была переименована в Красногорскую. Икону же стали именовать по названию монастыря.

Ростовская, работы Алипия Печерского

Это случилось в XI веке. Один киевлянин пожелал благоустроить возведенный им храм. С этой целью он заказал Алипию Печерскому, слывшему искусным иконописцем, написать семь больших икон. Договориться с мастером решил через посредников, двух монахов Киево-Печерской Лавры. Иноки приняли расходный материал в виде досок и плату в виде серебра, но просьбу храмостроителя не передали преподобному Алипию, а деньги утаили.

Три раза они просили заказчика увеличить аванс и брали деньги, а затем объявили, что печерский иконописец не хочет писать иконы. Разгневанный киевлянин обратился с жалобой на Алипия к игумену монастыря. Ни о чем не подозревавшего живописца призвали к ответу. Преподобный огорчился, узнав о поступке монахов. Игумен, думая что уличил Алипия во лжи, повелел принести доски, которые были предназначены для икон. Когда распоряжение настоятеля было выполнено, все ахнули, ибо поверхность древесины была покрыта удивительной росписью. На одной доске был запечатлен образ Христа, на второй – Богоматери с Младенцем, а на остальных – лики святых. Автором их стал сам Господь. Святой образ Богородицы был перенесен в Успенскую церковь в Ростове и украшен богатым окладом. Неизвестной рукой на окладе выведена надпись: «Владимирская», почему икону и стали величать Владимирской. Почитается чудотворной.

ПОТАЕННАЯ СВЯТЫНЯПОТАЕННАЯ СВЯТЫНЯ

Где сейчас находятся списки и оригинал

  • Владимирская икона Божией Матери (оригинал) – храм свт. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее.
  • Владимирская икона Божией Матери Андрея Рублева – в Успенском соборе Московского Кремля.
  • Владимирская икона Божией Матери Селигерская – Нило-Столобенская пустынь на острове Столобный озере Селигер (Тверская область).
  • Владимирская икона Божией Матери Оранская – Оранский монастырь Нижегородской области.
  • «Насаждение древа государства Российского» Симона Ушакова – Государственная Третьяковская галерея.
  • Владимирская (Заоникиевская) икона Божией Матери – нынешнее местонахождение точно неизвестно. Есть версия, что икона пребывает в Италии, в одном из частных банков.
  • Владимирская Печеро-Псковская икона Божией Матери «Умиление» – Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре (г. Печоры, Псковская область).
  • Владимирская (Красногорская) икона Божией Матери – после разорения Красногорского монастыря в 1920 году икона исчезла. Местонахождение неизвестно.
  • Владимирская (Ростовская) икона Божией Матери работы Алипия Печерского – Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль».

Дни празднования памяти

Праздник Владимирской иконы Божией Матери
отмечается три раза в год:

  • 3 июня – установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея.
  • 6 июля — в память об из­бав­ле­нии Моск­вы от на­ше­ствия ха­на Ах­ма­та.
  • 8 сентября – Сретение Владимирской иконы Божией Матери. В память встречи святыни жителями Москвы при перенесении иконы из Владимира в столицу.

В чем помогает Пресвятая Богородица по молитвам

Божия Матерь испокон веков почиталась на Руси Заступницей не только христиан, но и православного государства. К Ее прославленному образу обращаются в самых разных нуждах:

• об исцелении;

• с просьбами о сохранении семьи и благополучии домочадцев;

• в недоумении, как поступать, когда необходимо в скорые сроки принять важнейшее решение;

• когда нет успехов в науках, трудах или учебе – об укреплении воли ясности ума;

• когда близкому человеку угрожает опасность;

• о покровительстве воинов и защите земель при угрозе войны;

• во всякой нужде.

Впечатление на светскую культуру

Прошло много лет, прежде чем Россия стала возвращаться к духовным истокам. Стали возрождаться храмы и монастыри, а изъятое в годы советской власти церковное имущество вновь передаваться в собственность РПЦ. Теперь в шестом классе школы изучают произведение Максимилана Волошина «Владимирская Богоматерь». Это не первый случай, когда православная святыня оказала заметное влияние на творчество светских писателей.

Произведение Волошина

Владимирская икона Божией Матери произвела неизгладимое впечатление на поэта Максимилиана Волошина, когда он впервые увидел ее весной 1924 года в Историческом музее. По признанию одной из сотрудниц музея, он приходил «на свидание с иконой» каждый день, простаивая перед ней часами.

В письме к С. А. Толстой-Есениной поэт писал:

«Лишь два момента подлинной жизни я пережил и унес с собою сюда: Лик Владимирской Богоматери и рукопись Аввакума».

Репродукцию иконы он бережно хранил до самой своей смерти. Икона не покидала его рабочего стола, о чем Волошин писал своей приятельнице Софье Федорченко:

«Все эти дни живу в сиянии этого изумительного лица».

Благоговение, рожденное созерцанием Пречистого лика, переплавилось в горниле творческого мастерства и на свет появилось необыкновенное по силе стихотворение «Владимирская Богоматерь». В стихотворении вспоминается весь исторический путь, который довелось пройти иконе вместе с русским народом, а в конце поэт отождествляет икону с самой Россией, что отчасти перекликается со смыслом иконы «Насаждение древа государства Российского» Симона Ушакова.

Храмы и монастыри, освященные в честь образа

В России существует множество храмов и монастырей, освященных в честь Владимирской иконы Богоматери. Перечислим лишь некоторые из них.

Монастыри:

  • Оранский Богородицкий монастырь (с. Оранки Нижегородская область).
  • Владимирский женский монастырь в с. Пиксур (Кировская область).
  • Женский монастырь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Гороховце (Владимирская область).

Храмы:

  • Собор Владимирской иконы Божией Матери в Оранском Богородицком монастыре (с. Оранки Нижегородская область).
  • Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери в городе Владимире.
  • Собор Владимирской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге (Владимирская площадь).
  • Собор Владимирской иконы Божией Матери в городе Лиски (Воронежская область).
  • Владимирский собор в Кронштадте.
  • Храм Владимирской иконы Божией Матери в Северодвинске (Архангельская область).
  • Владимирская церковь в селе Быково (Подмосковье).
  • Храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине и Виноградове (Москва).
  • Храм Владимирской иконы Богоматери в Иваново (Ивановская область).

Кажется, что некоторые иконы дарованы нам самим Господом. Одна из них — Владимирская икона Божией Матери. На протяжении многих веков к этому образу прибегали наши предки в поисках утешения, исцеления и заступления. За почти тысячелетний период своего существования икона стала не только святыней, но и исторической реликвией.

Автор: Галина Бочарова.

Видео

Документальный фильм о Владимирской иконе Божией Матери.

Молитва

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской»

О, Всеми́лостивейшая Госпоже́ Богоро́дице, Небе́сная Цари́це, Всемо́щная Засту́пнице, непосты́дное на́ше Упова́ние! Благодаря́ще Тя о всех вели́ких благодея́ниях, в ро́ды родо́в лю́дем росси́йским от тебе́ бы́вших, пред пречи́стым о́бразом Твои́м мо́лим Тя: сохрани́ град сей (или: весь сию́, или: святу́ю оби́тель сию́) и предстоя́щия рабы́ Твоя́ и всю Зе́млю Ру́сскую от гла́да, губи́тельства, земли́ трясе́ния, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни. Сохрани́ и спаси́, Госпоже́, Вели́кого Господи́на и Отца́ на́шего (имярек), Святе́йшего Патриа́рха Моско́вского и всея́ Руси́ и Господи́на на́шего (имярек), Преосвяще́ннейшего епи́скопа (или: архиепи́скопа, или: митрополи́та) (титул), и вся Преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя. Даждь им Це́рковь Росси́йскую до́бре упра́вити, ве́рныя о́вцы Христо́вы неги́блемы соблюсти́. Помяни́, Влады́чице, и весь свяще́ннический и мона́шеский чин, согре́й сердца́ их ре́вностию о Бо́зе и досто́йно зва́ния своего́ ходи́ти коего́ждо укрепи́. Спаси́, Госпоже́, и поми́луй и вся рабы́ Твоя́ и да́руй нам путь земна́го по́прища без поро́ка прейти́. Утверди́ нас в ве́ре Христо́вой и во усе́рдии ко Правосла́вной Це́ркви, вложи́ в сердца́ на́ша дух стра́ха Бо́жия, дух благоче́стия, дух смире́ния, в напа́стех терпе́ние нам пода́ждь, во благоде́нствии – воздержа́ние, к бли́жним любо́вь, ко враго́м всепроще́ние, в до́брых де́лех преуспе́яние. Изба́ви нас от вся́каго искуше́ния и от окамене́ннаго нечу́вствия, в стра́шный же день Суда́ сподо́би нас хода́тайством Твои́м ста́ти одесну́ю Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь, кондак, величание

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской»

глас 4

Днесь све́тло красу́ется сла́внейший град Москва́,/ я́ко зарю́ со́лнечную восприе́мши, Влады́чице,/ чудотво́рную Твою́ ико́ну,/ к не́йже ны́не мы притека́юще и моля́щеся Тебе́, взыва́ем си́це:/ о, пречу́дная Влады́чице Богоро́дице!/ Моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́ Бо́гу на́шему,/ да изба́вит град сей и вся́ гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих,// и спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской»

глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых/ прише́ствием Твоего́ честна́го о́браза, Влады́чице Богоро́дице,/ све́тло сотворя́ем пра́зднество сре́тения Твоего́ и обы́чно зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской»

глас 8

К Взбра́нней Воево́де и Засту́пнице, Де́ве и Богоро́дице,/ в чи́стей со́вести, ве́рою утверди́вшеся, ру́сстии наро́ди,/ невозвра́тно наде́жду иму́ще, притеце́м,/ к чудотво́рному Ея́ и пречи́стому о́бразу, и возопие́м Ей:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Величание (Иконе Божией Матери)

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже то́чиши исцеле́ния// всем с ве́рою притека́ющим.

Акафист

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Владимирская»

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Заступнице нашей, взирающе на первописанный образ Твой, хвалебное пение воспеваем Ти раби Твои, Богомати. Ты же, яко имущая державу непобедимую, сохрани и спаси благодарне Тебе вопиющия:

Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Икос 1

Ангельския Силы на Небеси немолчно воспевают Тя, Пречистая, зряще Славу Пребожественную, еюже Сын Твой прослави Тя; но и нас, земных, не оставила еси, яко некую лучу, низпославши нам икону Твою, святым Лукою первописанную. О ней бо некогда изрекла еси: «С сим образом благодать Моя и сила да пребудут». Темже вернии раби Твои, по вся дни и на всяком месте сбытие словес Твоих зряще, ко образу Твоему цельбоносному притекаем и, якоже Самой Ти, с нами сущей, вопием:

Радуйся, Ангелов Царице; радуйся, всего мира Владычице.

Радуйся, на Небеси присно славимая; радуйся, и на земли величаемая.

Радуйся, благодать Твою иконе Твоей сей даровавшая; радуйся, на спасение человеков тую поставившая.

Радуйся, Божия благости скорая Подательнице; радуйся, молений наших усердная послушнице.

Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 2

Видя чудес множество, от принесенныя в Вышград святыя иконы Твоея бываемое, благоверный князь Андрей возгореся духом и умоляше Тя, да скажеши святую волю Твою и да благословиши его в пределы Ростовския отъити. Темже улучив желаемое и икону Твою взем, идяше в путь свой, радуяся и поя Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумеша вси людие дивное шествие Твое, Царице Небесная, от Киева в землю Ростовскую, болящии бо исцеляхуся и ина знамения и чудеса бываху всем с верою притекающим ко образу Твоему. Сего ради воспеша Тебе:

Радуйся, чудесы шествие иконы Твоея знаменавшая; радуйся, многи немощныя исцелившая.

Радуйся, воздыхания наша не отвергающая; радуйся, недостойныя молитвы наша приемлющая.

Радуйся, Матерния щедроты Твоя на нас изливающая; радуйся, иконою Твоею нам благодеющая.

Радуйся, во обстоянии сущим скорую помощь дарующая; радуйся, отчаянным надежду возвращающая.

Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 3

Силою Твоею ограждаемь, благоверный князь Андрей предел Владимирских достиже и зде благую волю твою, Владычице, позна. В нощном бо видении тому явльшися, повелела еси от места сего не отходити и чудотворную икону Твою зде, во граде Владимире, поставити, да будет северней стране нашей в благословение и людем Твоим в покров, вопиющим Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея в себе благодатное сокровище, икону Твою Владимирскую, преуспеваше от силы в силу Отечество наше. Во дни бо обстояний и напастей не оставила еси род наш, Владычице, и во благовремении близ была еси, всесильным предстательством Твоим верныя люди Твоя заступающи, поющия Ти:

Радуйся, гнев Божий, праведно на ны движимый, утоляющая; радуйся, на милость к нам, грешным, Господа преклоняющая.

Радуйся, яко смиренным мольбам рабов Твоих внемлеши; радуйся, яко утешение Твое нам подати поспешаеши.

Радуйся, яко иконою Твоею от всяких нас бед ограждаеши; радуйся, яко тою козни вражия разрушаеши.

Радуйся, в час скорби люди Твоя укрепляющая; радуйся, тихое и безмятежное житие тем дарующая.

Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 4

Бурю помышлений сумнительных пройде благоверный князь Андрей, от множества врагов некогда обстоимь; Ты же, Всепетая, дивным от иконы Твоея знамением славную победу тому предвозвестила еси. Темже верою обновився и о имени Твоем дерзая, воспе Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше мятежницы убиение благовернаго князя Андрея, град Владимир расхитити устремишася, но икону Твою чудотворную, на стогны града изнесенную, внезапу узревше, умилишася сердцем и, на колена падше, во гресе своем покаяшася. Благочестивии же людие, таковому от иконы Твоея благодатному явлению радующеся, песнь благодарственную воспеша Тебе:

Радуйся, междоусобных браней утоление; радуйся, ожестевших сердец умягчение.

Радуйся, яко заблуждшия на путь правый возвращаеши; радуйся, яко от соблазнов суетных нас ограждаеши.

Радуйся, пагубы вседушевныя низлагающая; радуйся, душевредная научения обличающая.

Радуйся, к Царствию Небесному путь невозбранный нам указующая; радуйся, мир вечный и радость нам подающая.

Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 5

Боготечная звезда отцем нашим бысть икона Твоя, Владычице, еяже светом ведоми, многажды побеждаху царствия, возмогаху от немощи, обращаху в бегство полки чуждих и путь к земному преуспеянию и небесному спасению обретаху. Сего ради по долгу славит Тя земля Российская, поющи Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше некогда людие владимирстии в чуднем видении град свой на воздусе вознесен, и икону Твою верху его, якоже солнце, сияющу, со умилением разумеша, Владычице, неотступный покров Твой граду их и, Твое милостивое промышление о них славяще, воспеша Ти:

Радуйся, Мати милосердия; радуйся, источниче чудес.

Радуйся, бодрая наша Хранительнице; радуйся, граду нашему Покрове.

Радуйся, горе к Небеснем сокровищем ум наш возводящая; радуйся, любовь к Богу в сердцах верных насаждающая.

Радуйся, маловерныя вразумляющая; радуйся, неверных смыслы просвещающая.

Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 6

Проповедник неизреченных чудес Твоих, Владычице, явися соборный храм Твой во граде Владимире, святою иконою Твоею украшенный. Попущением бо Божиим все благолепие его некогда во огни погибе, икона же святая Твоя, якоже купина неопалима пребысть, да и видевше и осязавше присутствие Твое, вернии воспоют: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия паки свет иконы Твоея, Богородице, во дни лютаго нашествия Батыева. Аще бо нечестивии агаряне и пожгоша огнем соборный храм Твой, и святителя Владимирскаго и люди, молящияся в церкви, умертвиша, и вся конечному истреблению предаша, обаче икона Твоя и паки невреждена обретеся, подвизающи пети Тебе:

Радуйся, Купино Неопалимая; радуйся, Сокровище неиждиваемое.

Радуйся, Стено несокрушимая; радуйся, прибежище всем уповающим на Тя.

Радуйся, икону Твою и во пламени целу сохранившая; радуйся, нам во утешение и спасение тую оставившая.

Радуйся, Ты бо еси наше защищение; радуйся, Ты бо еси всех благочестивых непрестанное радование.

Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 7

Хотя великий князь Василий защищение стяжати стольному граду своему, повеле Владимирскую икону Твою в Москву пренести. И во сретение ея усердно изшедше князь и святитель московский Киприан со освященным собором и всем множеством людей, до земли пред нею поклонишася, якоже бо Самую Тя, Пречистая, к ним приходящую, сретаху, зовуще Тебе: «О Мати Божия, спаси землю Русскую», вкупе же и поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новое знамение сотворила еси, Пренепорочная, в день празднования сретения иконы Твоея Владимирския в Москве: в грозном бо видении, яко всемогущая Царица, множеством воинств Небесных обстоима, со святители Московскими явилася еси нечестивому агарянскому хану и от предел земли Русския отъити повелела еси. Тогда вернии людие Твои, врага видевше посрамлена и бежавша, с веселием пояху Тебе:

Радуйся, Победо непобедимая; радуйся, Царице Небесных Сил.

Радуйся, врага грозное посрамление; радуйся, рабов Твоих Радосте нечаянная.

Радуйся, Надеждо всех лишенных надежды; радуйся, спасение во дно адово низшедших.

Радуйся, пришествием иконы Твоея Москву возвеселившая; радуйся, заступлением Твоим и град Владимир не оставившая.

Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 8

Странную победу всесильною помощию Твоею, Владычице, без брани совершившуюся, и до ныне Церковь Православная светло прославляет, сретение иконы Твоея Владимирския празднующи и вся верная чада Своя созывающи милости Твоя благодарне исповедати, Сыну же Твоему и Богу пети: Аллилуиа.

Икос 8

Всю Тя Бог освяти, Пренепорочная, и, яко Матерь Свою, в готовое прибежище и теплый покров всем нам дарова. Темже от меньших земли и незнаемых возвеличися благословенный Тобою град Москва, благочестно икону Твою почитаяй; вся бо племена русская воедино собра и область свою над окрестными языки от моря и до моря и даже до конец земли распростре, всем веру Христову возвещаяй, Тебе же вопия:

Радуйся, земли нашея забрало; радуйся, Церкве утверждение.

Радуйся, молитвенников наших похвало; радуйся, людей Твоих спасение.

Радуйся, враги наша устрашающая; радуйся, полки чуждих далече отгоняющая.

Радуйся, яко Тобою Русь православная содержится; радуйся, яко Тобою род христианский хвалится.

Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 9

Всякое естество ангельское восхваляет Тя, Богородительнице, у престола Сына Твоего предстоящую и за страну нашу и вся христианы молящуюся. Мы же, людие Твои, молитв Твоих действо разумевающе, к чудотворней иконе Твоей с любовию притекаем и Богу прилежно вопием: Аллилуиа.

Икос 9

Витий земных художество не довлеет по достоянию благохвалити Тя, Пресвятая Всенепорочная, и иконы Твоея чудеса исчислити, имиже Церковь Православная величается, гради наши утверждаются и вси христиане Божественне веселятся. Темже, за премногую любовь Твою к нам и вся милости Твоя, приими от нас сие хвалебное пение:

Радуйся, собором святых, в стране нашей просиявших, окружаемая и славимая; радуйся, предстателей наших, чудотворцев российских, моления приемлющая.

Радуйся, ходатайством Твоим о нас Бога умилостивляющая; радуйся, честным покровом Твоим нас присно осеняющая.

Радуйся, страны нашея преславная Защитнице; радуйся, призывающим Тя скорая Помощнице.

Радуйся, труждающихся благодатное укрепление; радуйся, кающихся грешников несумненное спасение.

Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 10

Спасения ищуще, к Тебе прибегаем, Милосердная Мати, и, чудотворную Твою икону ныне обстояще, вся милости Твоя, тою отцем нашим явленныя, с любовию воспоминаем. Да не тщетна будет, Владычице, и наша надежда на Тя, на немощь нашу умилосердися и спаси вопиющия Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси и заступление всем с верою прибегающим к Тебе, Всеблаженная Отроковице; всегда бо милости Твоя роду христианскому являла еси и отцем нашим многочастне и многообразне благодеяла еси, от нашествия иноплеменник и от всякия беды и нужды тех избавляющи. Не оскудей и ныне, Владычице, утоляющи лютыя на ны возстания греховныя, и облак искушений отжени, Тебе бо навыкохом пети:

Радуйся, Мати Божия, Матернюю любовь к нам, грешным, простирающая; радуйся, силою Твоею нашу немощь восполняющая.

Радуйся, милосердие Божие разумети нас научающая; радуйся, к делом милосердия и нас возбуждающая.

Радуйся, страх Божий в сердца верных влагающая; радуйся, грешники к покаянию призывающая.

Радуйся, невниманию нашему долготерпящая; радуйся, от сна лености нас возставляющая.

Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 11

Пение похвальное воспеша московстии людие, спасение Твое некогда улучивше; верху бо явльшися, светозарною одеждою одеяна, храм Твой и град Москву от запаления огненнаго ризою Твоею защитила еси. Неотступна пребуди, Всемощная, от места сего и ныне, и нам избавление Твое видети даруй, да веселящеся воспоем: Аллилуиа.

Икос 11

Свет радости возсияла еси, Владычице, и во дни тыя, егда смотрением Божиим древняя красота церковная к нам паки возвратися и священный собор граду Москве Патриарха, всей же стране нашей единаго пастыря и молитвенника утверди. Ты же, Пречистая, от иконы Твоея Владимирския жребий первосвятительства сего избраннику Твоему даровала еси, да расточенныя овцы словеснаго стада Церкве Российския паки воедино соберет. Сего ради вопием Тебе:

Радуйся, скорбящих радосте; радуйся, обуреваемых пристанище.

Радуйся, в напастех нас не оставившая; радуйся, во уничижении нашем свет надежды нам возсиявшая.

Радуйся, на смиренныя призревшая; радуйся, низшедшия возвеличившая.

Радуйся, Церкве нашея Похвало; радуйся, людей Твоих веселие.

Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 12

Благодать Твою не отъими от нас, милости Источниче, якоже во дни лихолетия святителей наших Иова и Ермогена услышала еси и землю Русскую от конечнаго расхищения, православную же веру в ней от истребления спасла еси, да избавленнии Тобою Богу воспоем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще неисчетныя милости Твоя, от лет древних роду нашему явленныя и доныне не оскудевающия, хвалим Тя, Пречистая, яко неусыпную Хранительницу нашу и заступление, и, Матернюю любовь Твою к стаду Сына Твоего ведуще, со дерзновением, аще и раби неключими есмы, вопием Тебе:

Радуйся, Русь Православную возлюбившая; радуйся, веру истинную в ней утвердившая.

Радуйся, отцы наша во благочестии сохранившая; радуйся, и наше неможение не отринувшая.

Радуйся, утверждение наше незыблемое; радуйся, Надеждо наша непостыдная.

Радуйся, Молитвеннице наша теплая; радуйся, Заступнице усердная.

Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Кондак 13

О Всепетая Мати, Заступнице Всемилостивая, Дево Богородице, обычным Твоим милосердием малое моление сие наше приемлющи, якоже древле, тако и ныне помилуй землю нашу Русскую и от всяких бед рабы Твоя избави, о Тебе вопиющия: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангельския Силы…» и 1-й кондак «Взбранной Воеводе…»

Молитва

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего (имя рек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или : архиепископа, или : митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Канон

Канон Пресвятой Богородице пред иконой «Владимирской»

Песнь 1

Ирмос: Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся, светло торжествуя, и воспою, радуяся, Тоя чудеса.

Просвети, Владычице, души наша зарею Божественною, паче ума благодатию Твоею, и независтный дар подаждь ми воспети Тя, яко Помощницу человеческому существу, Препетая, верное заступление, на враги победу отечеству нашему.

Приидите, соберитеся, российстии собори, в пречестный храм Всенепорочныя Владычицы и возопиите, умильно молящеся, к честному образу взирающе: Богородице Безневестная, хвалящия Тя спаси.

Твой, Богомати, всечестный образ Богогласный Евангелия Христова описатель, пребожественный Лука, написав, Творца всех на Твоих честных руках вообрази, к немуже притекающии напасти и печали избавляеши и вся покрываеши Твоею милостию.

Храм прекрасный, Содетель всех едину Тя обрет, в Тя вселися и человеки обожи. К Немуже за ны, Богородице, молися, спасти ны от поганых пленения и всякия иныя скорби, находящия на ны, да Твоего днесь образа сретение всечестно празднуем.

Песнь 3

Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, Живый и Независтный Источниче, лик Себе совокупльшия, духовно утверди, в Божественней Твоей славе венцев славы сподоби.

Все помышление отвергше, Богомудрии, приидите в сретение прекрасныя зари, держащия пресветлую лучу, вся просвещающую и милостию весь мир обогащшую.

Твою, Богомати, всечестную и чудотворную икону российстии люди стяжавше, яко заступление крепко и стену нерушиму, молятся Ти, на враги победу даровати отечеству нашему.

Облак светозарный показася, росою благодати вся омывающи телесныя скверны и души просвещающи, едина Всепетая.

Древо многоплодно явилася еси, пищею негиблющею вся насыщающи, души же веселящи, Богоневесто Чистая, добродеяния всем источи и от скорбей, нуждных спаси.

Ин кондак, глас 8

К Взбранней Воеводе и Заступнице, Деве и Богородице, в чистей совести, верою утвердившеся, русстии народи, невозвратно надежду имуще, притецем, к чудотворному Ея и пречистому образу, и возопием Ей: радуйся, Невесто Неневестная.

Седален, глас 4

Народи боголюбивии, приидите в сретение: се бо приходит Дева, всех пророков превышши, честным Своим образом, Жизнодателя миру на руках имеющи, град Свой сохраняти страждущий, варварскую дерзость низложити, вообразитися всем Хранительница тверда, держава и ограждение верно молящимся.

Слава, и ныне, тойже

Песнь 4

Ирмос: Неизследный Божий совет, еже от Девы воплощения Тебе, Вышняго, пророк Аввакум усмотряя, зовяше: слава силе Твоей, Господи.

Гору превелию, юже Даниил виде, от неяже камень отсечеся без руки и вся соблазны истни, верныя же просвети, истинное светозарное солнце показа, лучами просвещающи, Богородице Приснодево.

Вооружаются на люди Твоя, Чистая Богородице, сынове Агарины, злый совет творяще, грады разоряюще, верныя же погубляюще, но Ты, Всепетая, Твоею милостию вся низложи, исмаильтяны враги покаряющи отечеству нашему.

Небо одушевлено, едина Богомати, Свет велий приемши, вся просвещающи, тьму держащих бед разжени и нас Вышняго причастия сподоби.

Давид пред кивотом ликовствует, левити же воспевают, паче же пред Тобою, Богородительнице Чистая, Россия хвалами яко Царицу воспевает, гласы молебными прилежно Ти вопиющи: радуйся, Заступнице града нашего.

Песнь 5

Ирмос: Ужасошася всяческая о Божественней славе Твоей: Ты бо, Неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога и родила еси Безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя мир подавающая.

Тебе, Богомати, великий во пророцех Исаия провиде Духом, Угль имеющу во чреве, верныя просвещающ и соблазны вся пожигающ, спасая род человеч.

Жезл Ааронов прозябла еси и злобный корень исторгнула еси, Дево Богоневестная, Жизнодателя рождши миру, Егоже моли сему граду спастися от многих напастей.

Ныне убо приступите с веселием, Богоизбранное стадо, российстии собори, ко Всечестней Божией Матери и честный Ея образ любезно приимите: се бо благодать неисчерпаемая, воды точащи Божественныя неоскудно, Юже, вернии, почтим и честному образу Ея поклонимся.

От корене Иессеева древо возрасте всем животное, Плод убо прозябла еси во утробе Твоей, Дево Чистая, вся люди насыщающи Твоею милостию.

Песнь 6

Ирмос: Божественное сие и всечестное совершающе празднество, Богомудрии, Богоматере, приидите, руками восплещим, от Нея рождшагося Бога славим.

От Тебе, Богомати, истече поток сладкий, вся напаяя люди, душ измывая скверны, Богородице Владычице, спаси всех, покланяющихся верно честному образу Твоему.

Вси убо, совокупльшеся вкупе, воспоем Чистую Деву, Богоизбранную лествицу Иаковлю, Гедеоново же руно, радости Ходатаицу, крепость и похвалу спасаемых, Богородительницу Чистую.

Се ныне веселие приближается, скорбь же потребляется, вернии спасаются, яко от источника радость почерпающе, выну хвалами воспевают: радуйся, Чистая Владычице, спасения нашего начаток и всех верных стена и похвала.

Подаждь нам помощь мольбами Твоими, Пречистая Богородице, скорби убо находят на ны и печали умножаются, врази ополчаются, но Ты, Пречистая, представши, избави, врагов наших шатание низложи, на враги победу даруй, да посрамятся вси, являющии рабом Твоим злая.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Икос:

Ангел предстатель с Небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся, и, со безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся, и стояще, зовыи к Ней таковая: радуйся, Еюже радость возсияет; радуйся, Еюже клятва исчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, высоте неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубине неудобозримая и ангельскима очима. Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся. Радуйся, звездо, являющая солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу. Радуйся, Невесто Неневестная.

Песнь 7

Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии паче Создавшаго, но, огненное прещение мужески поправше, радовахуся, поюще: препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.

Яко порфирою и виссом, червленою хламидою, Дево Богородице Владычице, град Твой, Тобою одеяся, Христа величает и пришествие честнаго Твоего образа славит, явльшася паче луч солнечных и немрачным светом просвещающа велегласно хвалящия Тя.

Скрижали, богописанныя перстом Духа, в ярости Моисей сокруши; но в Тебе, Чистая, преславный Творец вселився, невредну Тя сохрани. Емуже поем: отец наших Боже, благословен еси.

Приими Твоих раб мольбы, Пречистая Дево Богородице, непостоянную бурю утиши молитвами Твоими и советы противных врагов разжени, нападающих на стадо Твое, Всенепорочная Владычице.

Тебе едину помощницу роду человеческому, Богородице Марие, Зиждитель всех рождеством Своим назнамена и пророцы прообразиша: ов Тя дверь, ин же Тя ложницу Божию; мы же Тя воспеваем Родительницу Божию, и Ходатаицу к Богу, и Заступницу от всех зол, находящих на ны.

Песнь 8

Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи Рождество Богородичо спасло есть, тогда убо образуемое, ныне же действуемое, вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.

Како Тя, Дево, по достоянию воспоем? Помощь твердую, Хранительницу жизни нашея и Ходатаицу непреложну к Сыну Твоему и Богу нашему, Егоже воспеваем и превозносим во веки.

Цвете прекрасный и воня пищная, облагоухаеши, Богородице Марие, вся, и спасаеши, и от недуг исцеляеши, бесы прогоняеши. Темже Ти вопием: радуйся, Помощнице всем молящимся верным.

Столп явльшися, Богомати, нахождения противных отгоня: Тя бо чтущим сердцем теплым явилася еси стена, и ограждение, и спасительное прибежище.

Давидски воспеваем Ти песнь, гору Божию Тя именующе, Пречистая Дево: Источника бо сущим приснотекущаго источила еси. Егоже поем и превозносим во веки.

Песнь 9

Ирмос: Всяк земнородный да взыграется, Духом просвещаемь, да торжествует же Безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.

Радости Ходатаице, возвесели наш смысл вопити Тебе, Богородице Чистая: радуйся, Хранительнице наша, державо, и ограждение, и спасительное прибежище.

Да восхвалят согласно Тя небо и земля, яко Жизнодателя миру рождши: радуйся, тихое пристанище, животныя воды источниче неисчерпаемый, Владычице.

Собравшеся днесь, людие, во сретение Пречистыя Божия Матере, Яже винограда мысленнаго грези носящи, вино источающ всегда и веселия всех исполняющ, яко Богородицу по долгу славим.

Божественная река вод животных, вся удолия напояющи, наша соблазны, Богомати, погрузи и до конца потреби.

Светилен

Да почтится днесь Богомати, Зиждителя рождшая, райских дверей отверзение и всего мира очищение, победу давшая христолюбивому воинству, о Сей бо пророцы глаголаша, Той поклонимся.

Слава, и ныне:

Пресветлая днесь милостивная светлость, Божия благодать, вся радостно одождяет небесными тучами, на стези сладкия направляющи, Богородице Владычице, всех, познавших Тя земных, Приснодево, ныне бо вся земля Российская радуется, верою Тя славящи.

Частые вопросы

Где находится оригинал Владимирской иконы Божией Матери?

С декабря 1999 года Владимирская икона Божией Матери находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Почему икона Владимирской Богоматери является одной из главных святынь России?

Владимирская икона Божией Матери – это одна из самых значимых святынь нашего народа. Ее почитают не только глубоко верующие христиане, но и люди, не слишком склонные к религиозности. В лихую годину у Божией Матери ищут заступничества даже многие экс-агностики и атеисты.

В чем помогает Владимирская икона Божией Матери?

Молитва Богородице перед Владимирской иконой укрепляет дух и веру, помогает выбрать правильный путь, исцеляет от недугов физических и душевных. Верующие усиленно молятся ей об укреплении семейных уз и благополучии семьи. В образе Владимирской Божьей Матери подчеркивается женская миловидность, душевность, материнство.

Какая самая старая икона в мире?

Христос Пантократор из Синайского монастыря — энкаустическая икона середины VI века с изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора. Является древнейшим из известных иконописных изображений Христа. Христос Пантократор из Синайского монастыря.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите историю Владимирской иконы Божией Матери, чтобы понять ее значение для православной церкви и русского народа.

СОВЕТ №2

Посетите Владимирскую икону в одном из храмов, где она находится, чтобы почувствовать ее духовную силу и мощь.

СОВЕТ №3

Используйте момент перед иконой для молитвы и обращения к Божией Матери с просьбами или благодарениями.

Исцеления и чудеса, связанные с иконой

Владимирская икона Божией Матери считается одной из самых почитаемых и уважаемых икон в православной церкви. Ее изображение привлекает верующих не только своей красотой, но и силой, способной совершать чудеса и исцелять. С момента появления иконы в XII веке ей приписывается множество случаев исцелений и чудесных явлений.

Одним из самых известных чудес, связанных с Владимирской иконой, является исцеление от тяжелых и неизлечимых болезней. Многие верующие приходят к иконе с мольбой о выздоровлении себя или своих близких, и чудо происходит – болезнь отступает, здоровье возвращается. Эти исцеления становятся свидетельством силы веры и милости Божией.

Кроме того, Владимирская икона считается покровительницей семейного благополучия. Многие семьи приходят к иконе с просьбой о помощи в решении семейных проблем, воссоединении семьи, защите от разлада и невзгод. И многие свидетельствуют о том, что их семейная жизнь изменилась к лучшему после молитв перед иконой.

Важно отметить, что икона несет в себе не только силу исцеления и защиты, но и духовное утешение. Многие верующие находят утешение и поддержку в молитвах перед иконой, чувствуя близость и защиту Божию. Это помогает им преодолевать трудности и испытания, верить в светлое будущее и не утрачивать надежду.

Оцените статью
Добавить комментарий