Экзорцизм в Православной Церкви – тема, вызывающая много споров и мнений. Многие люди интересуются этим ритуалом, но не всегда понимают его истинное значение и применение в современном мире. В данной статье мы рассмотрим правду о практике экзорцизма в Православной Церкви, разберем мифы и домыслы, связанные с этим явлением, и попытаемся понять, какую роль он играет в современном обществе.
Мнение эксперта:Экзорцизм в Православной Церкви вызывает много споров и разногласий. Одни считают его неотъемлемой частью духовной практики, другие же утверждают, что это архаичное и опасное явление. Эксперты отмечают, что в Православной Церкви экзорцизм применяется с особым вниманием к духовным аспектам и соблюдением строгих правил. Однако, существуют случаи злоупотребления этой практикой, что может привести к негативным последствиям. Важно различать между правдой и домыслами в отношении экзорцизма, ибо его цель – помощь верующим в борьбе со злом, а не создание страха и паники.https://www.youtube.com/embed/uDkd4DDonH4Что такое экзорцизм?
Само это слово происходит от греческого «связывание клятвой», и означает изгнание нечистой силы из людей, животных, жилищ, каких-то мест и т.д. Начало этому в христианстве положил Сам Господь Иисус Христос, Который, будучи Богом, обладает властью над всем тварным миров, в частности, и над преисподней. Поэтому бесы беспрекословно слушали Его повеления, и даже самые лютые из них выходили из людей по одному Его слову. Как это видно из исцеления гадаринских или гергесинских бесноватых:
«И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде» (Мф.8: 28-32).
Маленькое отступление от темы для незнакомых с толкованием Священного Писания. Господь попустил бесам войти в стадо свиней и погубить его, ибо жители сего места самаряне придерживались закона Моисеева, который запрещал есть свинину — свинья по сему закону считалась нечистым животным. Поэтому для самарян пасти свиней, годных лишь в пищу, — было грехом. От коего греха и избавил их Христос, позволив бесам утопить этих свиней.
Интересные факты
- В Православной Церкви экзорцизм является неотъемлемой частью служения. Согласно учению Церкви, екзорцизм необходим для освобождения человека от воздействия злых сил.
- Обряд экзорцизма проводится священнослужителем, который получил особое посвящение. Священник читает молитвы, освящает воду и масло, а также использует другие священные предметы для изгнания демонов.
- Экзорцизм в Православной Церкви не является публичным мероприятием и проводится в закрытом помещении. Поскольку экзорцизм является частным делом, Церковь не предоставляет подробную информацию о том, как он проводится.
История появления экзорцизма (отчитки) в христианстве
Обладая полной властью над преисподней Спаситель передал эту власть и Своим ученикам-апостолам, послав их на первую проповедь:
«И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь… Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф.10: 1. 5-8).
Позднее Господь дал эту власть над бесами и другим семидесяти Своим ученикам. И когда они вернулись с проповеди, то
«семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк.10: 17-20).
Последние слова Спасителя учла древняя Церковь, в которой была обязательной должность заклинателя, т.е. лица, которое занималось изгнанием нечистых духов (преимущественно из людей). Причем эти заклинатели считались одними из самых низших чинов в церковной иерархии. Это было сделано для того, чтобы показать низость и ничтожество бесов, власть над которыми тогда имели даже самые низшие члены клира.
Но со временем, когда христианская жизнь мирян оскудела духовными дарованиями, а демоны, наоборот, поднабрались опыта соблазнять людей и злодействовать над ними, то власть над бесами и способность их изгонять уже дается лишь преподобным отцам и женам. Так, к примеру, основатель монашества преподобный
Антоний Великий
в начале своего подвига претерпел много искушений от бесов. Но претерпев все это, он затем получил от Господа и власть над ними.
Такая же власть над врагами нашего спасения была у преподобного Макария Великого, который неоднократно видел и побеждал все их козни. Более того, он помогал победить козни демонов и другим монахом, как это видно из истории с показательным бесом в особой одежде (утыканной сосудами с его обольщениями). Впрочем, даже единственного в ските монаха Феопемта, который поддавался искушениям беса, и сего от этого духовного недуга спас преподобный Макарий.
Не только преподобные мужи, но и святые жены обладали сей властью над бесами. Так, к примеру, преподобная Евпраксия (память 25 июля/7 августа) изгнала лютого беса, князя бесовского, из некой женщины, бесноватой еще в юности. Насколько лют был этот бес свидетельствует то, что и подойти к этой бесноватой все боялись; а враг всячески глумился над ней, в частности, в бесновании заставляя ее есть свой собственный кал! Это-то и вызвало жалость к сей несчастной у преп.Евпраксии, которая силой Христовой и изгнала данного беса.
Изгоняли бесов и русские преподобные отцы. Есть много свидетельств об этом. Причем, бывало и так, что старец при жизни не обладавший сим даром или, может быть, не желавший его явить, по смерти становился грозой для бесов. Ибо когда к его мощам приводили бесноватого, то бес бежал из него.
Обряд экзорцизма в Православии
Впоследствии был даже составлен чин такой отчитки бесноватого, который может читать каждый священнослужитель. Но далеко не каждый стремится его читать. Поскольку бесы – существа очень злобные и мстительные. Если даже священнослужителю и удастся их изгнать, то они затем будут всячески вредить ему и его семье (если он семейный).
Кому из священников, в каких храмах и в каких случаях благословляют проводить обряд отчитки (экзорцизма)?
Обычно чин отчитки, как правило, совершается в монастырях монахами. Да и то, далеко не каждый иеромонах возьмется за это дело.
Тем более, что с течением времени продолжался вышеуказанный процесс оскудения сосудов Святого Духа, т.е. православных людей; и, наоборот, сатана и его демоны становились все более и более искусными в своих злодеяниях и совращении нас грешных. Люди становятся все более и более развращенными, т.е. подверженными сильному действию страстей.
Но ведь, к примеру, преподобный Иоанн Лествичник называл не только страсти, но и демонов, которые их курировали, скажем: демон гордости; демон блуда; демон сребролюбия и т.д. Это значит, что в определенном смысле все люди, одержимые страстями, — бесноватые!
Поэтому православному экзорцисту, прежде чем изгонять бесов из других, надобно самому от них избавиться, т.е. избавиться от собственных греховных страстей. А если этого у него нет, то, думаю, и чин отчитки особенно не поможет ни читающего его, ни тому, над кем он читается.
Официальная позиция Русской Православной Церкви по поводу экзорцизма
Православная энциклопедия характеризует бесоодержимость как
«состояние человека, являющееся результатом вторжения нематериальных сил зла в повседневную жизнь». При этом указывается, что
«рекомендация пациенту просить опытного священника рассмотреть целесообразность „чина изгнания злых духов“, то есть „отчитки“, даётся в исключительном случае».
Святейший Патриарх Кирилл в одной из своих проповедей заметил, что
«как ни относились бы критически к теме присутствия тёмной силы в человеческой истории многие современные люди», задача Церкви заключается в том, чтобы «напоминать им о том, что эта сила реальна и что жертвой воздействия этой силы может быть каждый, кто лишён опыта молитвы и кто сам себя отделил от Бога», и ему «приходилось нередко слышать от специалистов в области психиатрии, что они сталкиваются порой с такими психическими явлениями, которые нельзя объяснить болезнью»
.
Отсюда очевидно, что РПЦ отнюдь не игнорирует реальность вторжения злых духов в жизнь и души людей. Но при этом, по вышеуказанным причинам духовного оскудения, с некоторым скепсисом относится к практике отчиток, позволяя их «лишь в исключительных случаях».
Отношение святых отцов и богословов к экзорцизму
Димитрий Ростовский
:
«Слабейших бесов изгоняют люди силой веры, а начальствующих князей бесовских побеждают люди силой смирения»
.(житие Павла Препростого)
Никодим Святогорец:
«Христиане, дьяволу нужно бояться нас. Если мы захотим — он делается малым: если мы остаёмся со своим Царём, он сжимается, и в бою ничем не превосходит малого ребёнка, только на отступивших от Царя Нашего, он сильно раздувается и рычит и скрежещет зубами».
(«Благонравие христиан или о том, как подобает и как неподобает поступать христианам», слово IX).
Никодим Святогорец:
«Если христианинин, глядя на то, как его братья дерутся и получают раны в духовной войне с дьяволом, не участвует в битве за них против общего врага, но ищет только собственного спасения, то лишается и жизни и спасения. Если же встаёт и вступает в битву, то и брата своего спасает от смертного греха и самого себя.»
(«Благонравие христиан или о том, как подобает и как неподобает поступать христианам», слово XI).
Серафим Саровский
:
«На отгоняющих нас от Господа Бога Духа Святого врагов наших надобно так нападать, покуда и прах их возьмётся.»
Иоанн Кронштатский
:
«Когда запрещаешь дьяволу Именем Господа нашего Иисуса Христа, то это самое Имя, сладчайшее для нас и грозное и горькое для бесов, само творит силы, как меч обоюдоострый.»
(Моя жизнь во Христе, запись 1328)
Архиепископ Вениамин: «
Запрещение есть заклинательная речь против нечистого духа, произносимая над бесноватыми и над оглашенными, посредством которой отгоняются от них злочестивая сила и древнейшая злоба, или насильственное нападение дьявола. Когда, таким образом, сии запрещения имеют Божественное происхождение и установлены Самим Богом: то первые отцы церкви восхотели составить их из Божественных же слов.»
Кирилл Иерусалимский:
«Заклинания, то есть запрещения, принимай с благоговением… они Божественны, из Божественных писаний извлечены».
Епископ Николай Сербский (Велимирович):
«Что нам делать с Новым Заветом и с великим опытом святителей от древности и до ныне? Будем ли выдирать из Требника листы, на которых написаны молитвы святых об изгнании бесов из одержимых и другие, для защиты от бесов? Тогда мы должны просто порвать Требник вместе с большей частью Нового Завета.»
В XIX веке духовник Московского Симонового монастыря игумен Марк:
«Всякий читающий заклинательные молитвы должен быть искренно и твёрдо убеждён в полном и великом своём недостоинстве пред Богом, и, если замечает какую-либо пользу от чтения заклинательных молитв для страждущих, то должен приписывать её единственно лишь вседействующей благодати Божией, а неуспех — своему недостоинству. Он должен всемерно возращать и умножать в себе смирение, ибо его-то бесы больше всего и не любят, от него-то и бегают, как от огня. Изгоняя бесов из других, он должен заботиться о том, чтобы и его собственное имя было написано на небесах.»
В Лавсаике читаем:
авва Питирион «Много беседовал с нами и с особенною силой рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей».
Варсонофий Великий про борьбу со страстями говорил:
«В отношении всякой страсти ничего нет полезнее, как призывать Имя Божие. Запрещать бесам — дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из святых запрещали дьяволу, подобно Архангелу Михаилу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остаётся только прибегать к Имени Иисусову, ибо страсти, как сказано, суть демоны — и исходят (от призывания сего Имени)».
Иоанн Кассиан Римлянин предупреждал:
«Подчас бесы творят чудеса, чтобы вознести в надменность человека, который верит, что обладает чудесным даром, чтобы подготовить его к ещё более чудесному падению. Они делают вид, что они горят и бегут из тех тел, где они пребывали, благодаря якобы святости людей, про нечистоту которых они знают».
Амвросий Оптинский
говорил:
«Если не хочешь нести скорби, не берись помогать одержимым бесами. Преподобный Симеон Евхаитский советует уклоняться от одержимых злыми духами».
Ефрем (Мораитис):
«Молитва — это огонь, попаляющий демонов и обращающий их в бегство.»
Емилиан (Вафидис):
«Многословие и чревоугодие открывают доступ к нам самым сильным демонам, которых не могут изгнать даже святые. Мы молимся Святому Духу: «Прииди и вселись в нас», но когда мы празднословим, в нас вселяется дух лукавый. Как только мы открываем рот, он тотчас входит. Разговорчивый и любящий поесть находится в большой опасности, потому что всякий, кто много говорит или много ест, хочет есть и говорить всё больше, особенно когда его слушают и обращают на него внимание. Никакие заклинания не в силах будут изгнать из него беса.»
Обряд экзорцизма в других религиях
Экзорцизм в иудаизме
В собственном смысле там обряд изгнания бесов отсутствует. Но есть обряд изгнания «диббука», т.е. души преступника, которая из-за своих преступлений не может попасть в загробный мир, но вселяется в какого-то человека. Понятно, что эти иудейские верования далеки как от православных представлений об экзорцизме, так и от самого последнего.
Экзорцизм в исламе
Более сходен с христианским магометанский «обряд изгнания джина», т.е. злого духа. Это не удивительно, если учесть, что сам ислам очень многое позаимствовал из христианства.
Экзорцизм в католицизме
Естественно, что в Западной Церкви до отпадения ее от Православия, также были святые отцы и жены, которые силой Христовой изгоняли бесов из людей, животных, домов и т.д. Об этом упоминают многие жития. Но со временем сосуды Святого Духа, как уже говорилось, оскудели, особенно после 1054 года, когда католики пошли своим широким путем.
Впрочем, и после этого у них существуют обряды экзорцизма. Одно из самых первых упоминаний о сем принадлежит Фоме Аквинскому (жил в тринадцатом веке). Впрочем, основной вопрос в данном случае состоит не в наличии такого обряда или обрядов, а в их действенности. Насчет сего можно выразить большие сомнения. Но еще больше они в отношении протестантов.
Экзорцизм в протестантизме и неопротестантизме
Вначале Реформации протестанты, движимые чисто рационалистическими идеями, не допускали мысли о возможности одержимости человека демонами. Поэтому отвергли экзорцизм. Последний пытались возобновить уже в двадцатом веке пятидесятники и другие неопротестантские движения.
При этом они исходят из ложных идей о схождении на них видимым образом, как и на древних христиан, Духа Святого, который и дает им Свои многие дары, в частности, власть над бесами. Поэтому время от времени (особенно в 90-е годы) и у нас появляются такие неопротестантские гастролеры, собирающие целые стадионы, где они с хлестаковской легкостью обещают больным исцеления, а одержимым – освобождение от власти демонов. Вопрос насколько это соответствует действительности, естественно, остается за скобками разума!
Польза и вред от обряда экзорцизма
Впрочем, этот же самый вопрос можно задать и нашим, так сказать, православным экзорцистам. Зачастую бывает так, что молодой, а то и не очень, священник или монах, не понимая с чем он связывается, по свойственной умственной юности гордости начинает мнить себя великим старцем (таким принято называть младостарцами). Он пытается учить аскезе других, сам в ней ничего не понимая, а также иногда (что, впрочем, уже экзотика) начинает «бороться с бесами». Причем, сами бесы его на это и надмевают, и сами ему в этом помогают!
Нет, это не так, как в Евангелии, мол, бес беса изгоняет. Никто никого не изгоняет. Делается это так (видел собственными глазами): в храме имеется группа реально бесноватых, которые время от времени издают дикие вопли – надо же засвидетельствовать пред публикой свою бесноватость!
Затем батюшка авторитетно начинает их изгонять, причем не обязательно с помощью официального чина отчитки. Бесы голосом бесноватого «жалобно» вопят: «Выхожу, выхожу». Но на самом деле никто из никого не выходит.
Если через несколько дней прийти к этому батюшке на другой сеанс такой самопальной отчитки, те же самые бесноватые точно также будут вопить: «Выхожу, выхожу». В данном случае и бесноватые, и их бесы играют роль «актеров» в псевдо православном фильме «Изгнание диавола», где, как видим, на самом деле никакого изгнания нет.
Надо заметить, что в таких духовных, так сказать, «аттракционах» большую роль играет не только непомерная гордыня самого священника. Но еще и его материальный интерес. Ибо такие псевдо духовные спектакли иногда собирают множество зевак. Причем, не только из числа мирян, но и священнослужителей. Ну а те, естественно, жертвуют, причем, иногда очень даже прилично, экзорцисту. В общем, на свой хлеб с чужим маслом ему хватит с лихвой.
Однако еще есть и истинные старцы. И свидетельства об их подвигах, в частности, изгнания ими бесов, также есть. Но заметим, что в этих свидетельствах указывается, что и сами эти старцы много страдают от демонов, особенно тех, которые они изгнали из людей.
Из данной публикации следует несколько выводов. Так священникам, особенно молодым, не следует легкомысленно заниматься экзорцизмом. Это может очень плохо для них кончиться.
А мирянам, которые действительно нуждаются в помощи настоящего православного старца-экзорциста, не следует легкомысленно клевать на рекламу подобного рода. Обычно она оказывается обманом. Настоящие старцы, способные изгнать беса из одержимого, живут смиренно. Поэтому себя и этот свой дар Божий никак не рекламируют. Но вот таких-то старцев и следует искать нуждающимся в помощи!
Частые вопросы
Что такое экзорцизм в православии?
Православная энциклопедия характеризует бесоодержимость как «состояние человека, являющееся результатом вторжения нематериальных сил зла в повседневную жизнь».
Как называется Изгнание бесов в Церкви?
Согласно проекту, обряд экзорцизма разрешается проводить только священникам и епископам, которые должны будут изгонять бесов исключительно бесплатно. Документ был анонсирован еще в апреле 2021 года.
Что читают во время экзорцизма?
— Поэтому во время исламского экзорцизма читают Коран — это заставляет злых джиннов покинуть занятое тело. На этом базируется, например, практика Центра исламской медицины в Грозном».
Когда появился экзорцизм?
Происхождение Степень экзорцистов, или заклинателей, восходит к древним верованиям в возможность заклинания злых духов. В раннехристианскую эпоху (I — начало IV вв). эта способность была, как считали приверженцы христианской религии, распространена среди них.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При изучении темы экзорцизма в Православной Церкви, обращайтесь к официальным источникам: книгам, статьям, выступлениям церковных деятелей. Избегайте сенсационных заголовков и недостоверной информации.
СОВЕТ №2
Помните, что экзорцизм – это сложная и тонкая тема, требующая глубокого понимания веры и духовной практики. Обсуждайте этот вопрос с уважением к вере и традициям Церкви.
СОВЕТ №3
Если у вас возникли вопросы или сомнения относительно экзорцизма в Православной Церкви, обратитесь за консультацией к священнику или духовному наставнику. Получите профессиональное толкование и разъяснение.
Современные случаи экзорцизма в Православной Церкви
Современные случаи экзорцизма в Православной Церкви вызывают большой интерес и контроверсии среди верующих и неверующих. Экзорцизм, как ритуал изгнания злых духов, имеет древние корни и тесно связан с верой в силу добра и зла. В Православной Церкви экзорцизм рассматривается как способ помощи людям, страдающим от духовной опасности.
Случаи экзорцизма в Православной Церкви довольно редки и требуют строгого соблюдения канонов и правил. Церковь относится к этому ритуалу с особым вниманием и осторожностью, чтобы избежать злоупотреблений и недопустимых практик.
Одним из известных случаев экзорцизма в Православной Церкви был случай семейного обряда в деревне, где молодая девушка якобы подверглась воздействию злых сил. Священнослужители Церкви провели специальный обряд изгнания демонов, что вызвало много споров и разногласий в обществе.
Современные случаи экзорцизма в Православной Церкви подчеркивают важность духовной борьбы и защиты от зла. Церковь призывает верующих к молитве, покаянию и соблюдению богоугодных жизненных принципов, чтобы избежать подвержения влиянию демонических сил.