Гефсиманский Черниговский скит: история и достопримечательности

Гефсиманский Черниговский скит в Сергиевом Посаде – это уникальное историческое место, которое привлекает внимание многих паломников и туристов. В данной статье мы рассмотрим историю возникновения и развития этого скита, его значение для православной культуры и наследия.

Мнение эксперта:Гефсиманский Черниговский скит – это древний монастырский комплекс, который привлекает внимание исследователей и паломников своей исторической ценностью и духовной атмосферой. Эксперты отмечают, что скит является уникальным памятником православной культуры, где сохранились древние рукописи, иконы и архитектурные элементы, свидетельствующие о богатом прошлом этого места. Исследования показывают, что Гефсиманский Черниговский скит играл значимую роль в истории религиозного развития региона и оказывал влияние на формирование культурного наследия Украины.https://www.youtube.com/embed/UMhqmQC_5QwИстория Черниговского скита

Она – отражение не только истории тесно связанной с Черниговским лавры, но вообще трудного пути монашества так называемого «Синодального периода» (после отмены патриаршества) и последующего времени.

Характеристика Описание
Название Гефсиманский Черниговский скит
Расположение Брянская область, посёлок Климово, улица Октябрьская, 60
Основание 1844 год
Основатель Иеромонах Филарет (Данилевский)
Статус Православный мужской монастырь
Принадлежность Русская Православная Церковь
Настоятель Игумен Давид (Юрасов)
Количество насельников Около 50 человек
Храмы Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, храм во имя Святого великомученика Георгия Победоносца, храм во имя Святого преподобного Серафима Саровского
Святыни Мощи преподобного Филарета (Данилевского), икона Божией Матери “Гефсиманская”, икона Святого великомученика Георгия Победоносца, икона Святого преподобного Серафима Саровского
Паломничество Ежегодно скит посещают тысячи паломников со всей России и зарубежья
Деятельность Богослужения, монашеская жизнь, паломничество, благотворительность, социальное служение

Усадьба «для отдохновения»?

Местность, где находится обитель, Корбуха (именуется так по имени протекающей здесь речки) издавна принадлежала монастырю, была его загородной усадьбой. Особенно она была известна с XVIII в., однако, не совсем так, как надо бы: если изначально здесь было просто монастырское хозяйство, скотный двор, сараи, то с 1740-х по благословению архимандритов лавры Кирилла (Флоринского), получившего образование в Европе, а затем Гедеона (Криновского) устраивается «регулярный парк» и усадьба, напоминающая императорские резиденции под Петербургом. Да и сами приезжавшие в лавру царственные паломники, как правило, останавливались в Корбухе.

Известно, что здесь бывали Елисавета Петровна, Павел I, Екатерина II. Пребывание высоких особ сопровождалось привычными им «увеселениями», пирами, фейерверками и прочим, совершенно «не сродным» монашескому духу. Впрочем, и само это время было крайне тяжелым для Церкви, окончательно подчиненной государству, и особенно – для монашества. Ведь государственные мужи начиная с Петра I в лучшем случае рассматривали иночество как служителей для «государственной пользы» (например, приветствовались благотворительность, социальное служение), в худшем – просто не понимали смысл монашества. Отсюда и «увеселения» в «паломнических поездках», которые, конечно, шокировали бы прежних благочестивых царей.

Основание

Ситуация начала меняться, когда Московскую митрополию в начале XIX в. возглавил
свт. Филарет (Дроздов)
. Именно его стараниями наместником лавры стал архимандрит Антоний (Медведев) (с 1998 г. он прославлен, как местночтимый святой). Новый наместник, при поддержке владыки, много занимался духовной жизнью насельников обители, поддерживал ее подвижником, заботился о духовном просвещении. Им основаны сразу несколько скитов за пределами монастыря – для тех иноков, которые хотели бы вести уединенную жизнь. Одним из них о. Антоний видел Гефсиманский – на Корбухе.

У стен Гефсиманского Черниговского скита. Фото 1880-х гг.

У стен Гефсиманского Черниговского скита. Фото 1880-х гг.

Известно, что, когда архимандрит впервые предложил это свт. Филарету, тот серьезно засомневался. Помимо неоднозначной репутации самого места, общей обстановки, напоминающей светские господские усадьбы (два «парадных дома», пруды, благоустроенный парк), оно еще и располагалось недалеко от проезжей дороги, потому казалось владыке неудобным для уединения. Однако, в 1843 г. святитель побывал здесь лично, и все же благословил обитель. Однако, при этом:

  • был разобран «дом увеселительный», так как, по словам самого свт. Филарета, «где-то напечатано о увеселениях, бывших тут в присутствии Императрицы»;
  • парк, устроенный при прежних наместниках лавры, к началу XIX в. уже заброшенный, было решено оставить, как есть, так как «растительная природа сильно много страдала от искусства дать ей образы ей несродные»; через несколько лет он вообще постепенно превратился в лес.

Зато здесь появился первый храм – Успения Богородицы. Его сложили из бревен двух ветхих церквей XVII в. из села Подсосенье. Одна из них, Успенская, согласно преданию, была выстроена еще в начале XVII в. настоятелем
Троице-Сергиевой обители
прп. Дионисием и келарем, Авраамием (Палицыным).

Известно, что освящал новый храм лично свт. Филарет, который при этом облачился в богослужебные ризы св. Сергия и митру прп. Дионисия, а служил с евхаристическими сосудами прп. Сергия (это были деревянные дискос и потир). Так святитель не просто предавал братию молитвам святых, но как бы ставил в пример насельникам их простоту и нестяжательность, скромность. Сам свт. Филарет утверждал, что «простота есть надежда скита».

Интересный фактВпоследствии этот завет соблюдали здесь строго: например, подражая прп. Сергию, имели только деревянную церковную утварь – даже подсвечники.

А 12 марта 1850 г.Предстоятель Иерусалимской Церкви Кирилл II, к которому обратился свт. Филарет с просьбой благословить именование скита Новой Гефсиманией, передал владыке особую грамоту, где новая обитель действительно посвящалась дорогому для каждого христианина месту Святой Земли. К этому времени уже был освящен нижний храм Успенской церкви – в честь Страстей Христовых и
Его Гефсиманского моления
ночью перед преданием на Распятие. Именно там во все дни читалась Псалтирь с поминанием братии лавры и благотворителей.

Успенская церковь в Гефсиманском скиту

Успенская церковь в Гефсиманском скиту

Монашеская жизнь

Принятый здесь устав был отчасти повторением порядков, принятых в известных монастырях, например, в Саровской пустыни. Свт. Филарет, очень внимательно относившийся к скиту, считал его «умеренным», без чрезмерной строгости. Однако, при этом:

  • достаточно строго соблюдалось уединение: например, женщины первые годы существования обители допускались сюда только раз в году, на 3 день после праздника Успения Богородицы; да и в остальные дни доступ не одним женщинам – вообще мирянам – был сильно ограничен;
  • священноначалие следило, чтобы братия не были праздны во время, когда не было служб и общих молитв; здешние монахи не получали принятого тогда жалованья от казны, содержали себя сами – иноки, например, вырезали из дерева кресты, делали четки.

Интересные факты

  1. Гефсиманский Черниговский скит был основан в 1844 году монахами Киево-Печерской лавры. Первым настоятелем скита стал Варнава. Скит был назван в честь Гефсиманского сада в Иерусалиме, где Иисус Христос молился перед своим распятием.

  2. Гефсиманский Черниговский скит был закрыт в 1923 году советскими властями. В 1993 году скит был возвращен Русской Православной Церкви. В настоящее время в скиту проживает около 30 монахов.

  3. Гефсиманский Черниговский скит является одним из самых известных и почитаемых монастырей в России. В скиту хранится множество святынь, в том числе мощи преподобного Феодосия Печерского, основателя Киево-Печерской лавры.

Док. фильм «Паломничество в «Черниговский скит»Док. фильм «Паломничество в «Черниговский скит»

Святые и старцы скита

Интересный факт Интересно, что при основании здесь поселились иноки, перешедшие к Церкви из старообрядчества

.

Среди них были:

  • иеромонах Макарий, который с 1845 г. управлял братией как благочинный;
  • иеромонах Анатолий (позже, уже игуменом, он принял схиму с именем Алексия); он перешел в лавру из Иргиза, где был казначеем единоверческого монастыря; впоследствии именно о. Анатолий возглавил монашескую общину; при нем расширилось хозяйство, началось строительство новых церквей;
  • монах Иоанн (в схиме – Израиль);
  • монах Алипий (позже – иеросхимонах Александр); это был опытный инок, шедший «царским» путем, не беря на себя особых подвигов, но и никогда не послаблял себе, сохраняя духовное трезвение; к старцу за духовным советом шли многие миряне, иные же выбирали его духовником.
Преподобный Варнава Гефсиманский

Преподобный Варнава Гефсиманский

Есть среди насельников прославленные, как святые:

  • прп. Герман Зосимовский (по последнему месту подвигов, Зосимовой пустыни); святой был пострижеником Гефсиманского, духовным чадом иеросхимонаха Александра; известно, что им написаны здесь несколько икон Богородицы, он принимал участие в росписи храмов; с 1897 г. он возглавил Смоленскую Зосимову пустынь (ныне монастырь возрожден, находится во Владимирской области), которую называли подобной Оптиной за мудрость ее старцев, включая самого прп. Германа;
  • прп. Варнава Гефсиманский, один из известнейших еще при жизни святых; он, выходец из бывших крепостных, с юности стремился к иночеству, около 10 лет был послушником в лавре, затем в скиту, а постриг принял с 1866 г.; старец славился даром прозорливости, имел множество духовных чад, одним из которых был купец Василий Муравьев (будущий прп.
    Серафим Вырицкий
    ).

https://www.youtube.com/embed/PNWZxay50a8Пещеры Черниговского скита

Основание им положил «юродивый Филиппушка» (позже – иеросхимонах Филипп (Хорев)). Он появился здесь через несколько лет по основании – еще мирянином. Уже тогда он наложил на себя особые подвиги: ходил босым, носил тяжелый (пудовый) посох, соблюдал строжайший пост. С 1847 г. он благословился у лаврского наместника «копать погребок» и на берегу пруда вырыл первую пещеру, в которой начал подвизаться. Позже к Филиппу присоединились его сыновья – все они вместе с ним приняли монашество. Позже к ним стали приходить другие подвижники – при этом каждый сам копал себе пещерную келью.

Патриаршее служение в Гефсиманском Черниговском скиту Троице-Сергиевой лавры

Патриаршее служение в Гефсиманском Черниговском скиту Троице-Сергиевой лавры

Условия подвижничества были суровыми:

  • пещеры были не более сажени (около 2 м) в длину и ширину;
  • они не имели печей; зимой тепло давали только свечи да лампады – да еще дыхание иноков.

Но число желающих такого подвига росло – вскоре братия вместе ископали большую пещеру по храм
Архангела Михаила
. Его освящал свт. Филарет, он же дал напутствие братии: «Господь да просветит ищущих Его во тьме пещерной».

Храмы скита

К концу XIX в. здесь действовали церкви:

  • Успенская; в 1880-е она была перестроена в камне на средства благотворителей; архитектурный стиль здания близок к канонам московского зодчества XVII в., при Успенской была деревянная колокольня с часами и надписью, напоминавшей о скоротечности жизни: «»;
  • двухпрестольная при трапезной с верхним престолом прпп. Сергия и Никона Радонежских, и нижним – прав. Филарета Милостивого;
  • еще одна, Воскресения Христова, на братском кладбище восточной части территории обители; ее примечательной деталью был металлический иконостас, сделанный по подобию пальм – их ветви символизировали победу Христа над смертью;
  • пещерная церковь арх. Михаила; путь до нее пролегал по мосту через пруд, на другой стороне которого были кельи отшельников; с 1857 г. над этим храмом появилась церковь прпп. Антония и Феодосия Печерских, которым по мере сил подражали насельники келий;
  • прославленной иконы Богородицы Черниговской, посвященный этой святыне; церковь также была в пещерной части скита, которую к концу XIX в. все чаще именовали Черниговским монастырем.

Святыни и иконы

Среди них:

  • подаренные известным духовным писателем А.Н.Муравьевым частицы камня Гроба Господня и Гробницы Богородицы, а также Креста Христова – все они привезены были со Святой Земли;
  • богослужебное облачение митр. Филарета Дроздова;
  • схимы прп. Сергия Радонежского, свт. Митрофана Воронежского;
  • иконы из церквей с. Подсосенье, а также из Успенского собора Кремля.

14 сентября 1869 г. прославился еще один образ, список Черниговской иконы Богородицы, который был пожертвован пещерной церкви арх. Михаила Александрой Филипповой.

К концу столетий только количество задокументированных чудес от образа достигло 100. Масло от лампады перед святыней благочестивые христиане просили прислать им даже по почте – и помазывавшиеся им с верой Богородице исцелялись.

В Черниговском соборе, помимо двух чтимых списков с чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Черниговская Гефсиманская, находятся и другие святыни.

В Черниговском соборе, помимо двух чтимых списков с чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Черниговская Гефсиманская, находятся и другие святыни.

Закрытие и возрождение скита

После революции лавра существовала до 1919 г., когда монахов выселили из нее в скит. Здесь иноческая жизнь продолжалась даже до 1924 г., и еще несколько лет после: монахи образовали «сельскохозяйственную артель», фактически же продолжали иноческую жизнь, молитву. Лишь к 1928 г. власти закрыли Успенскую церковь, при этом разогнав братию, которой все еще было несколько десятков человек. Известно, что последним настоятелем Гефсиманского был игумен Израиль. В 1950-е он умер далеко от родной разоренной обители, в ссылке.

С 1946 г. лавра снова была открыта по приказу И.В.Сталина, но Гефсиманский ей не вернули, более того – передали военным. Именно в этим годы были взорваны большая часть храмов, а на месте братского кладбища до настоящего времени стоит «административный корпус». Черниговский собор пещерной части уцелел благодаря, как полагают, своим размерам: его также использовали как склад.

Монашеская жизнь возобновилась здесь только с июля 1990 г.

Деятельность монастыря сегодня

Сейчас идет постепенное восстановление. Ныне духовный центр скита – Черниговская церковь, под которой восстановлен пещерный храм арх. Михаила. Идут регулярные службы.

Особенность служения братии – то, что здесь ежедневно совершается Таинство Соборования больных.

К числу его чтимых святынь сейчас принадлежат:

  • камень с Гробницы Богородицы;
  • список Ее чтимой Черниговской иконы;
  • мощи множества святых, которые находятся в особых ковчегах.

Большинство же других реликвий ныне находятся или в ризнице лавры, или в московских музея. Однако, есть и новые святыни: это сохранившаяся келья и честные мощи прп. Варнавы Гефсиманского, прославленного с 1995 г.

Гефсиманский Черниговский скит

Гефсиманский Черниговский скит

Как добраться?

Сейчас, в отличие от дореволюционных времен, скит находится в черте разросшегося Сергиева Посада по адресу ул. Гефсиманские пруды, д. 1. Чтобы добраться до него от лавры, можно воспользоваться автобусами 38, 7, 18, 30, 36, 37. Ну а до самого Сергиева Посада паломники обычно едут электричкой (от Ярославского вокзала), автобусом (от метро ВДНХ) или на своем автомобиле.

Доступ в скит

Со дореволюционных времен, когда мирян, по благословению свт. Филарета, здесь принимали «с рассуждением», чтобы не нарушать уединение иноческой жизни, многое изменилось. Зная, сколь велик духовный голод наших современников, братия теперь принимает не только женщин, но даже детей, более того, здесь даже имеется детская площадка. Приезжают сюда также туристы – для больших автобусов здесь есть довольно обширная парковка.

Но, несмотря на поток посетителей, паломников, как пишет один из побывавших здесь, в Черниговском «душа находит уединенный покой, тихую радость, молитва здесь собранная, созерцательная… Умиротворенному настрою способствует и местность вокруг скита: рядом лес, парк и пруд, на берегу которого святой источник». И все здесь, как более ста лет назад. Кроме, может быть, пока не восстановленных храмов.

Частые вопросы

Где расположен Гефсиманский Черниговский скит?

Гефсиманский Черниговский скит расположен в лесу, на берегу реки Беседь, возле села Шестовица в Черниговской области Украины.

Когда был основан Гефсиманский Черниговский скит?

Гефсиманский Черниговский скит был основан в 1844 году монахами Киево-Печерской лавры.

Какие святыни находятся в Гефсиманском Черниговском скиту?

В Гефсиманском Черниговском скиту находятся: чудотворная икона Божией Матери, именуемая “Гефсиманская”, мощи преподобного Лаврентия Черниговского, а также частицы мощей многих святых.

Полезные советы

СОВЕТ №1

При посещении Гефсиманского Черниговского скита не забудьте узнать расписание богослужений и экскурсий заранее, чтобы планировать свой визит.

СОВЕТ №2

Обязательно уважайте правила поведения на территории скита: не шумите, не бросайте мусор, соблюдайте тишину во время молитвенных служб.

СОВЕТ №3

Исследуйте историю и архитектуру Гефсиманского Черниговского скита, чтобы глубже понять его значение и ценность как исторического объекта.

Архитектура и особенности зданий скита

Гефсиманский Черниговский скит

Гефсиманский Черниговский скит – это уникальное архитектурное сооружение, расположенное в Черниговской области Украины. Скит представляет собой комплекс зданий, включающий церковь, жилые постройки для монахов, а также хозяйственные постройки.

Особенностью архитектуры Гефсиманского Черниговского скита является сочетание элементов русского и болгарского стилей. Церковь скита имеет типичные для русской архитектуры купольные формы, однако декоративные элементы и узоры на фасадах напоминают о болгарских влияниях.

Здания скита выполнены из кирпича и камня, что придает им прочность и устойчивость к воздействию времени. Внутреннее убранство церкви и монастырских палат оформлено иконами, фресками и деревянной резьбой, что создает особую атмосферу духовности и благоговения.

Одной из особых особенностей зданий скита является их расположение в живописном месте, среди густых лесов и живописных полян. Это создает уединенную и умиротворенную обстановку, идеальную для молитвы и духовного размышления.

В целом, архитектура и особенности зданий Гефсиманского Черниговского скита отражают богатое культурное наследие региона и являются объектом гордости и поклонения для местных жителей и паломников.

Оцените статью
Добавить комментарий