В современном мире, где столь легко прибегнуть к осуждению и критике, важно помнить о значимости сострадания и толерантности. «Главное – не осудить человека» – эта фраза несет в себе глубокий смысл и напоминает нам о необходимости проявлять понимание и уважение к каждому человеку, независимо от его поступков или убеждений. В данной статье мы рассмотрим, почему важно избегать осуждения и как это может способствовать созданию более доброжелательного и гармоничного общества.
О чем мы просим в молитве «Господи, помилуй»?
У нас нет никакого другого способа обращения к Богу, кроме подобного тому, как мы обращаемся друг к другу. Я обидел человека и говорю «прости». Это в характере наших человеческих взаимоотношений.
Недаром все говорят, что к Богу нужно обращаться, как к человеку: «Ты, Господи, меня слышишь, я к Тебе обращаюсь. Я знаю, что Ты любовь, но видишь, чего мне хочется?». И формой нашего обращения является «Господи, помоги мне», «Господи, помилуй меня», а когда чего-то натворил – «Господи, прости меня». Это человеческие формы обращения к Богу.
Есть и другие – «Слава Тебе, Господи». Это обращение мы реже употребляем, но оно очень нужно. «Благодарю Тебя, Господи» — надо бы постоянно об этом говорить. Это все формы нашего человеческого характера. Что значит в обращении слово «помилуй»? Помоги мне. Так мы обращаемся к родителям.
Мнение эксперта:
Важно помнить, что осуждение человека за его поступки не способствует пониманию и конструктивному разрешению конфликтов. Эксперты подчеркивают, что каждый человек уникален, со своими жизненными обстоятельствами, опытом и мотивациями. Подход, основанный на понимании и сострадании, способствует созданию атмосферы взаимоуважения и доверия. Вместо осуждения важно стремиться к пониманию, общению и поиску конструктивных решений, которые учитывают интересы всех сторон. В конечном итоге, главное – не осудить человека, а найти пути к взаимопониманию и сотрудничеству.
Зачем молиться?
Помню, я зашел в читальный зал в академии, а там студент. Спрашиваю, чем он заниматься. Говорит, кандидатку пишет, о молитве. Я говорю: «Да ты что? Молиться? Зачем?! Бог и так все знает, и если Он — любовь, то все дает!». Он, бедный, вытаращил на меня глазенки и не знает, что сказать.
Ответ есть. Бог действует на нас в той мере, в какой мы открываем Ему свою душу. Бог насильно ни на кого не действует. Святые отцы говорят, что Бог не может спасти нас без нас. Бог действует Своей благодатью в той мере, в какой я открываю душу. Как я могу открыть? Я молюсь: «Господи, прости меня! Господи, помилуй!». Это форма нашего обращения, смущаться этим не надо.
Интересные факты
- Иисус Христос никогда не осуждал людей, даже тех, кто совершил самые ужасные преступления. Он учил, что каждый человек достоин любви и прощения, независимо от того, что он сделал.
- В Библии говорится, что “кто без греха, пусть первый бросит в нее камень” (Иоанна 8:7). Это напоминание о том, что все люди несовершенны и что нам следует быть терпимыми и сострадательными друг к другу.
- Судить других людей – это не только грех, но и очень вредно для нашего собственного психического здоровья. Когда мы осуждаем других, мы на самом деле создаем барьер между собой и Богом. Мы также открываем дверь для негативных эмоций, таких как гнев, обида и ненависть.
Прежде чем полюбить ближнего, надо полюбить себя?
Это утверждение — дьявольское искушение. Потому что мы себя любим так, что нас не тронь! Попробуйте ко мне прикоснуться не так! Был хороший человек, а оказывается ужас-то какой! Недотроги. Словно все в фурункулах. Мы уж себя так любим, что больше любить некуда.
Даже Господь Иисус Христос сказал: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). Что же еще нужно? А тут — люби себя! Это концентрированное выражение потрясающего эгоцентризма, настоящей дьявольщины. Потому что если я буду любить себя, то не буду закрывать своего собрата на войне — зачем мне это нужно? Мне же любить себя надо! Пусть они сами!
Где все наше милосердие, доброделание, жертвенность? Это буквально антиевангельская мысль.
Что Вы думаете о признании автокефалии на Украине?
Это было бы вопросом, если бы не было канонического учения, которое одинаково признают все православные церкви. Например, хиротония. Рукоположение должно совершаться каноническим образом, затем и назначение на должность.
В данном случае Константинопольский Патриарх Варфоломей поступил вопреки этому, потому что он признал ПЦУ, где уже были или неправильно рукоположенные, или вообще отлученные от причастия и общения Церковью. Этого делать нельзя, есть же церковные правила, выработанные святыми отцами, признанные Церковью в течение двух тысяч лет. И вдруг здесь происходит такое нарушение!
Теперь весь вопрос не в том, правильно или не правильно. Конечно, так поступать нельзя. Вопрос в том, что случилось. Почему это произошло?
Но мы знаем, что константинопольские патриархи уже очень давно непрерывно ездят в Рим, где напитываются духом папизма. То, как ведет себя Варфоломей, когда требует от всех православных церквей буквально подчинения, противоречит не только канонам, но даже Евангелию. Христос же сказал прямо:
«Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою» (Мк. 10:43).
А здесь что? Требует подчинения, вопреки существующим каноническим нормам жизни.
Так что я могу выразить только глубокое сожаление по поводу того, что это происходит. Разрушение православной церкви изнутри.
Можно ли молиться за отрекшегося от веры Христовой?
Самое первое и главное – не осудить человека. И тем более, не осудить его в глаза.
Мы не знаем состояние души человеческой. Некоторые отрекаются по той причине, что видят примеры совершенно недостойного поведения монахов, духовенства, или даже каких-нибудь мирян. Тогда они отрекаются от такого Бога, которого им показали.
Еще в советское время я принимал делегацию, где мне говорили, что Бога нет. Атеистическая делегация. Кормлю их обедом, а они мне говорят, что Борга нет. Я им: «А вы кого подразумеваете под Богом? Кто это такой?». Ну и начали: «Тот, который командует, не прекращает войны, не помогает…» Я говорю: «Я тоже в вашего Бога не верю, я с вами согласен. Наш Бог совсем другой! Если вы хотите узнать какой, я с удовольствием с вами побеседую».
Так что посмотреть, почему человек отошел, кто явился причиной. Вы знаете, часто мы, богословы и священники, можем подчас заявить такое, что человек мирской скажет: «Нет, я теперь в такого Бога не верю, извините». И поступит правильно.
Бога можно понимать по-разному, вот в чем дело. Может он как раз отрекся от того, что совсем Богом и не является.
Поэтому, надо простить и обязательно молиться за всех.
«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44).
Всех охватили. Молиться за всех надо.
Как Церковь относится к самоубийству при взятии в плен?
Посылают нашего человека в лагерь врага, и когда он находится в самом его центре, вызывает огонь на себя. Он кончает жизнь самоубийством? Нет, он — герой. Разве он отрекается от жизни? Он ради Родины, ради всех своих друзей, ради всего народа погибает. Это не самоубийство.
Или как недавно я прочитал, что один офицер попал в окружение. Его должны схватить украинские силы, и он знает, что тогда будет. Тогда он подорвался или застрелился. Часто взрывают и себя и других. Разве это самоубийство? Конечно, нет.
Самоубийство — это когда я поступаю вопреки всем нормам человеческой жизни или заповеди евангельской. Просто мне трудно, я не хочу жить, я не согласен с такими условиями жизни, застрелюсь. Это другое дело.
На войне же это жертвенность, а не самоубийство. И если человек даже выбирает крайний случай, когда его могут схватить и он знает, что тогда будет (слышали, что там творят подчас), если он застрелился, я думаю, что он поступил правильно. В данном случае он имеет право на выбор. Он не отрекается от жизни, не против нее поступает, а против тех невыносимых пыток, которым он может быть подвержен.
Читаем житие одной мученицы. Она убегает от римских солдат и вскакивает на крышу дома. Они уже готовы ее схватить, но она бросается с крыши на камни и разбивается. Что сделали христиане? Подняли ее тело, и она теперь является мученицей православной церкви. Бросилась, окончила жизнь самоубийством. Что, нужно было отдаться? Нет, она поступила правильно! Она – мученица.
Поэтому нужно смотреть на обстоятельства, в которых человек так поступает. Нельзя бросаться словом «самоубийца». Все эти люди хотели жить. Кончая эту жизнь, они выступали не против жизни, которую им дал Бог, а жертвовали ей, продолжая бороться за свой народ или чтобы не выдать тайну, как тот офицер. Человек в полусознательном состоянии может выдать военные тайны, которые окажутся убийственными для его собратьев. В его случае он поступил правильно, и это не самоубийство.
Частые вопросы
Что значит осудить человека?
высказывать отрицательные, резкие и безоговорочные оценочные суждения о ком-либо, чём-либо, исходя из нравственных, духовных или эстетических оснований, порицать ◆ Отец и мальчики посматривали на неё как-то особенно, как будто только что до её прихода осуждали её за то, что она вышла из-за денег, за нелюбимого, нудного …
В чем разница между судить и осуждать?
Осуждение — это материализация размышлений о других людях, предметах, причем иногда плохих. Суд отличается от суждения. Человека судит Бог — он размышляет о его поведении и делает вывод, потом высказывает и дает вердикт.
Чем опасно осуждение?
Осуждения влекут за собой негативные последствия: мешают решать проблемы, задевают чувства других людей, а также вредят самооценке и препятствуют счастью. Мы говорим дочери-подростку, что злые комментарии, которые отпускают другие девчонки, проистекают из зависти и неуверенности.
Откуда берется осуждение?
Осуждение всегда возникает из страха. Но невозможно одновременно жить в страхе и в любви, и весь смысл Благой вести содержится в этих словах: «Возлюбите друг друга». Неосуждение служит ключом к тому, чтобы научиться лучше любить других и самих себя.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Помните, что каждый человек уникален, и у каждого своя история, свои обстоятельства и причины для своего поведения. Постарайтесь понять его точку зрения, даже если она кажется вам странной или непонятной.
СОВЕТ №2
Проявляйте сострадание и эмпатию к окружающим. Помогите людям, если видите, что они нуждаются в поддержке, даже если они совершили ошибку или допустили недоразумение.
СОВЕТ №3
Не делайте поспешных выводов и не осуждайте людей бездоказательно. Дайте каждому шанс объяснить свою позицию и выслушайте его, прежде чем делать выводы.
Как не осуждать других и сохранять внутренний мир?
Одним из ключевых аспектов сохранения внутреннего мира и гармонии в отношениях с окружающими является умение не осуждать других людей. Часто мы склонны критиковать и судить окружающих за их поступки, слова или убеждения, забывая о том, что каждый человек уникален и имеет право на свою точку зрения. Как же научиться не осуждать других и сохранять внутренний мир?
Важно понимать, что осуждение других людей часто является отражением наших собственных недостатков и комплексов. Когда мы критикуем кого-то, мы, фактически, проецируем на него свои собственные страхи и неуверенности. Поэтому первый шаг к освобождению от осуждения – это работа над собой, над своими эмоциями и умением принимать себя такими, какие мы есть.
Для того чтобы не осуждать других, важно развивать эмпатию и сострадание. Попробуйте поставить себя на место другого человека, попытайтесь понять его мотивы и причины его поведения. Часто за поверхностными действиями скрываются глубокие причины, которые нам неизвестны. Проявление сострадания и понимания поможет вам не только избавиться от осуждения, но и укрепит ваши отношения с окружающими.
Кроме того, важно осознавать, что каждый человек несет ответственность за свои поступки и решения. Наша задача – не осуждать, а помогать другим стать лучше, поддерживать их в трудные моменты и быть искренними в своих отношениях. Помните, что каждый человек уникален и имеет право на свои ошибки и успехи.