Человечество всегда стремилось понять свое место в мире и отношение к высшим силам. В этой статье мы рассмотрим, как Бог открывал Себя человечеству через различные религиозные и философские учения, и как это влияло на развитие культуры, морали и духовности людей.
Простое существо
Прежде всего, хочу напомнить простые и гениальные слова древнегреческого философа Платона, ученика Сократа. В одном из своих диалогов в уста Сократа он вкладывает следующие слова:
«Простые вещи не имеют определений».
Например, слепому не объяснить красный цвет. Сложное можно объяснить, если известны все его компоненты. Простое же можно только непосредственно видеть, созерцать, и тогда вы будете знать, что это такое.
У святых отцов Бог именуется «прОстым существом». Можно сказать «простое», но это русское слово имеет и другой смысл. А здесь «прОстое» значит абсолютная простота, абсолютная реальность. В Нем нет никакой сложности, в Нем все одно – и любовь, и премудрость, и всемогущество, и разум. Одно. Бог — простое существо.
Отсюда я апеллирую к словам Платона, но не к авторитету, а к человеку, который сказал элементарно понятную вещь: Бог не может быть определен (от слова «предел» — определить, поставить предел от сих до сих). У нас нет слов, с помощью которых мы могли бы определить Бога, ибо более простых понятий, вещей, чем Бог, нет. Он относится к категории первой простоты. Один только есть способ узнать, кто есть Бог – теория, то есть созерцание, непосредственное видение, которое может иметь различную силу.
Мнение эксперта:
Изучая историю религий, эксперты отмечают, что Бог открывал Себя человечеству через различные религиозные традиции и священные тексты. В христианстве это происходило через Церковь, Священное Писание и Живое Слово. В иудаизме Бог открывал Себя через законы и пророков. В исламе – через Коран и пророка Мухаммада. Разные культуры и времена имели свои способы восприятия Божественного, но общим оставалось стремление человека к познанию и пониманию Божественного начала в своей жизни.
Боги естественных религий
Нужно сказать, что интуитивное ощущение бытия Бога всегда имело место в человеке.
Еще Плутарх писал: «Обойди все страны, и ты можешь найти города без стен, без письменности, без правителей, без дворцов, без богатств, без монет, но никто не видел еще города, лишённого храмов и богов, города, в котором бы не воссылались молитвы, не клялись именем божества».
Он сказал то, что было известно древнему миру. Не было ни одного племени, которое бы не имело религии.
Человек всегда ощущал, что есть что-то высшее, кто-то высший. Называли это «Бог». И действительно, историческая наука не знает ни одного народа, ни одного племени, где не было бы той или иной веры в Бога.
Внутри человека существует ощущение Бога. Сплошь и рядом мы слышим: «Я верю, что что-то есть». Это вам скажет почти всякий. Так вот это ощущение того, что кто-то есть, которое может носить очень сильные формы, и преломлялось в истории разных народов, оформляясь в различные религии.
Находился или человек, или звучал глас народа, но постепенно формировалось религиозное представление о человеке и его отношении к миру. Так возникали естественные религии. Что мы в них видим?
Боги носили человекоподобный, человекообразный или антропоморфный характер. Они наделялись чертами человека. Часто всякими страстями, которые есть у людей, всеми добродетелями. Правда, всегда это было в превосходной степени. Естественно, бог должен быть большим и высшим.
Иногда это учение о богах сильно абстрагировалось. Просто говорили, что есть Дух, причем не наделяли его конкретными человеческими чертами. Или есть Ум. Одним словом, история человечества, религиозного сознания, показывает нам колоссальную по своему многообразию палитру представлений о Боге. Он и один, и два, и множество. Добрые и злые, страстные и бесстрастные, справедливые и лукавые. Это мы находим в естественных религиях.
Период | Событие | Описание |
---|---|---|
Древний мир | Сотворение мира | Бог создает небо и землю, а также все живые существа. |
Древний мир | Падение человека | Адам и Ева едят запретный плод, и человечество впадает в грех. |
Древний мир | Всемирный потоп | Бог посылает дождь, который затопляет всю землю, спасая только Ноя и его семью. |
Древний мир | Исход израильтян из Египта | Бог освобождает израильского народа из египетского рабства через Моисея. |
Древний мир | Дарование Торы | Бог дает Моисею Десять заповедей и другие законы. |
Древний мир | Разделение Израильского царства | Израильское царство разделяется на два царства: Израиль и Иудея. |
Древний мир | Вавилонское пленение | Израильтяне попадают в плен к вавилонянам, и Первый Храм в Иерусалиме разрушен. |
Поздний древний мир | Возвращение евреев из плена | Персы разрешают евреям вернуться в Иерусалим и восстановить Второй Храм. |
Римская эпоха | Рождение Иисуса Христа | Божий Сын воплощается как человек и рождается от Девы Марии. |
Римская эпоха | Служение Иисуса Христа | Иисус проповедует Евангелие, совершает чудеса и исцеляет больных. |
Римская эпоха | Распятие и воскресение Иисуса Христа | Иисус умирает на кресте, чтобы искупить грехи человечества, и на третий день воскресает из мертвых. |
Ранний христианский период | Апостольская эпоха | Апостолы Иисуса Христа проповедуют Евангелие по всему миру и основывают христианские общины. |
Интересные факты
-
Бог открывает Себя человечеству через природу. Библия говорит, что “небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь” (Пс. 18:2). Природа полна свидетельств о существовании и величии Бога. Например, сложность и красота живых организмов, замысловатый дизайн вселенной и удивительные свойства физических законов указывают на существование разумного Создателя.
-
Бог открывал Себя человечеству через Священное Писание. Библия – это сверхъестественная книга, написанная людьми, которые были вдохновлены Святым Духом (2 Тим. 3:16). В Писании Бог открывает Свою волю, Свои планы и Свою любовь к человечеству. Библия – это уникальная книга, которая содержит не только исторические факты, но и духовные истины, которые могут привести людей к познанию Бога и спасению.
-
Бог открывает Себя человечеству через Иисуса Христа. Иисус Христос – это воплощение Бога на земле (Ин. 1:1, 18). Он пришел, чтобы явить людям Бога и показать им путь спасения. Иисус совершил много чудес, которые свидетельствовали о Его божественной силе и авторитете. Он учил людей о Царстве Божьем, о любви Божьей и о необходимости покаяния. Иисус умер на кресте, чтобы искупить грехи человечества и открыть людям путь к вечной жизни.
Две богооткровенные религии
Но если Бог есть, то трудно предположить, чтобы Он не открыл Себя человеку. История свидетельствует нам о поразительных фактах, которые нельзя объяснить естественными соображениями, логикой и так далее. Она говорит о самооткровении Бога.
Это проявлялось среди многих народов. Но одно дело, когда Бог открывал Себя иногда, так сказать свидетельствуя о Своем присутствии. И совсем другое, что мы видим в двух религиях особого свойства, когда Бог открывается не отдельному человеку или группе людей, а целому народу, или говорит о Себе всему человечеству. Мы называем эти религии богооткровенными. Их в истории только: первая – еврейская ветхозаветная религия, вторая – христианство.
Первая главной своей чертой имеет то, что эта была дана именно еврейскому народу с учетом его особых свойств — интеллектуальных, психологических, моральных. Эта религия была применима к нему. Библия говорит об этом многократно и постоянно.
При этом вторая очень важная черта: эта религия прямо утверждает, что она не закончена. Она возвещает Мессию, Спасителя, который уже скажет все.
И верно. Мы видим очень существенные отличия откровения Бога о Себе в христианстве и откровения Бога в Себе в ветхозаветном иудействе. Они касаются как понимания Самого Бога, так и отношения Бога к человеку и самих заповедей, которые дает Бог. Евангелие об этом достаточно ясно говорит.
Более того, христианство прямо утверждает в своих священных книгах, что с пришествием Христа, с возвещением полноты возможного для человека откровения, ветхозаветное в учении о Боге становится уже достоянием истории.
Откровение, нуждавшееся в корректировке
Что мы видим в учении о Боге в ветхозаветной еврейской религии?
Он правосудный, милосердный, наказывающий, спасающий одного — губящий другого, мстительный. Много находим тех свойств, которые называем человекообразными. Он избрал один народ, хотя пророки говорят о наступлении будущего царства:
«Не Мой народ назову Моим народом…» (Рим. 9:25).
Оказалось, что Ветхий Завет явился только преддверием, необходимым условием для восприятия полноты, возможной для человека, откровения Бога о Себе, что наступит с пришествием Мессии.
Великолепнейший знаток ветхозаветной религии, Иоанн Златоуст прямо сказал, что ветхозаветное отличается от новозаветного как земля от неба. Об этом писал апостол Павел в I веке:
«…а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр. 8:13).
Итак, представление о Боге в Ветхом Завете было ограничено психологией и менталитетом еврейского народа. Поэтому и само учение о Боге требует корректировки с позиции того, что открыто в Новом Завете.
Абсурдность христианства – доказательство откровения свыше
Христианская религия имеет за собой целый ряд очень серьезных объективных аргументов, подтверждающих его истинность, то есть богооткровенный характер. Бог дал христианство людям. Он открыл им христианские истины. Это не человеческое изобретение. Ни одни другая религия не имеет таких аргументов.
Христианство говорит о Боге нечто такое, чего в истории человечества никогда не было. И кстати, это уже будет одним из очень сильных аргументов, подтверждающих нечеловеческий характер происхождения христианства. Потому что неоткуда было возникнуть тому, о чем оно говорит.
Самое большее, что было сказано о Боге в дохристианскую эпоху: Бог — это абсолютно справедливый и милующий Судья. То есть Он мог бы наказать и покрепче, но накажет поменьше.
Кстати, насчет справедливости есть очень интересные мысли у Канта. Он говорит, что «строжайшее право — это величайшая несправедливость». И говорит, между прочим, очень глубоко и точно, ибо подлинное познание справедливости лежит на пути не права, а совести.
Таким было высшее представление о Боге. Все ищут в мире только справедливости и правды. А то, что сказало христианство, было абсурдом. Оно открыло, что Бог есть абсолютная любовь. Причем
«… так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Странно. Зачем это делать? Какой же Он Бог, если отдает Сына, чтобы мир не погиб? От кого не погиб, от дьявола? Так кто такой дьявол? Это блоха, которую Бог может просто уничтожить. Бог всемогущий и вездесущий, а дьявол – никто, пустое для Него место, тварь.
Бог посылает солнце, которое светит на праведных и неправедных, посылает дождь на злых и добрых. Что это такое? Вообще невероятно! Ну, это же чепуха явная!
И, наконец, вообще что-то возмутительное, просто антирелигиозное читаем.
Тот, кто достойно по всем законам был распят за свои преступления, услышал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Это уж, простите, слишком! Где вы и когда такое слышали? В какой религии мы это увидим? Кому в голову взбредет утверждать такие вещи? Какой человек мог такое придумать? Причем, за что он будет в раю? Что он такого сделал? Ничего. Единственное, что сказал: «… достойное по делам нашим приняли» (Лк. 23:41). За это — в рай?!
Такое учение о Боге не могло быть создано человеческим сознанием или воображением. Это могло быть откровение, только Сам Бог мог такое сказать. Мы толком сразу не можем даже понять, как это может быть.
Причем это учение идет лейтмотивом на протяжении Евангелий, канонических посланий, всего Нового Завета. Мысль, которая проходит красной нитью, утверждается как абсолютная, незыблемая истина: Бог есть любовь. Причем, какая любовь? Это уже совсем что-то потрясающее.
Если Ты любовь, зачем Ты тогда дал человечеству такую историю? Зачем допустил грехопадение первых людей? Зачем они ввергнуты в этот водоворот стихий, потопы, пожары, войны, насилие? Зачем?
Это не та любовь, которая может произвести насилие над личностью. Это потрясающая любовь, которую трудно представить. Это любовь, которая полностью заполнена удивительным смирением. Любовь, которая не смеет тронуть человеческой свободы. Человек рассматривается этой любовью как существо, равное Богу.
На первых страницах Библии мы находим, что человек создан по образу и подобию Его. Человек богоподобен, то есть человек — это второй бог. Господь наделил его тем, чем никого никогда не наделял. И любовь Божия не смеет коснуться свободы человека даже тогда, когда человек творит кошмары и ужасы. Даже в этом случае Бог не смеет коснуться его свободы. Человеку предоставлено быть свободной личностью.
Божественная любовь содержит в себе удивительное, непостижимое для нас смирение. Кто из нас выдержит, имея полные силы и возможность, наблюдать несправедливость и не вмешаться?
Христианство утверждает, что Бог есть такое же абсолютное смирение, как и любовь. Оказывается, его любовь и смирение — одно.
Частые вопросы
Что такое откровение от Бога?
Открове́ние, в религии и теологии — разнообразное открытие Богом себя самого и своей воли людям. Откровение может исходить как непосредственно от Бога, так и через посредников. В некоторых религиях существуют священные тексты, которые рассматриваются в качестве богооткровенных.
Как Бог создал Вселенную?
Согласно эпосу Энума элиш, первоначальным состоянием вселенной был хаос, сформированный смешением двух первобытных водных стихий, женской морской Тиамат и мужского пресноводного Абзу. Через их объединение было рождено шесть поколений богов.
Для чего Бог создал человека?
Зачем Бог создал нас? Кратким ответом на вопрос «зачем Бог создал нас?» будет «для Своего удовольствия». Откровение 4:11 гласит: «Достоин Ты, Господи, приять славу, и честь, и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено».
Кем является Бог для человека?
Согласно доктрине христианства, Бог является первоначальной и предшествующей миру сущностью, вездесущей, всемогущей и всезнающей, создателем материального и духовного миров, в частности, всех живых существ и Вселенной, источником бытия. Бог также является истиной, добром и красотой.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите священные тексты различных религий, чтобы понять, как Бог открывал Себя через их учения и истории.
СОВЕТ №2
Обсудите эту тему с представителями различных вероисповеданий, чтобы узнать их точку зрения и понять разнообразие взглядов на откровение Бога.
СОВЕТ №3
Исследуйте жизнь и учения пророков и святых разных религий, чтобы увидеть, как Бог использовал их для откровения Себя человечеству.
Богооткровение в современном мире
В современном мире вопрос о Богооткровении остаётся одним из ключевых в духовной сфере. С развитием науки, технологий и общества в целом, многие люди сталкиваются с необходимостью переосмысления своих верований и отношения к религиозным учениям.
Современные технологии позволяют людям изучать и анализировать священные тексты и религиозные доктрины более глубоко. Интернет и социальные сети стали площадкой для обсуждения религиозных тем и обмена мнениями. Это способствует распространению информации о Богооткровении и позволяет людям находить новые точки зрения на древние учения.
С другой стороны, современный мир характеризуется быстрыми темпами жизни, стрессом и информационным перегрузом. Многие люди ищут в религии и Богооткровении утешение, ответы на вопросы о смысле жизни и духовное наполнение. В условиях современной суеты и неопределённости Богооткровение может стать опорой и источником вдохновения для многих людей.
Таким образом, в современном мире вопрос о Богооткровении остаётся актуальным и вызывает интерес у широкой аудитории. С развитием технологий и изменением социокультурной среды, понимание и восприятие Богооткровения также претерпевают изменения, отражая дух времени и потребности современного человека.