Святое Семейство – одна из самых известных и популярных тем в искусстве, воплощенная художниками различных стран и эпох. Изображения Святой Семьи на картинах, православных иконах и в соборах не только отражают религиозные мотивы, но и являются важным культурным наследием, позволяющим погрузиться в историю искусства и религиозные традиции разных народов.
Кого христиане именуют Святым Семейством?
Прежде всего, термин этот – не православный, а католический. Христианский Восток знает имена сродников Господа, но никогда не подчеркивал Его земные связи, руководствуясь тем, что по Евангелию Сам Христос, Которому передают, что его родные ждут у дома, где собрались верующие, отвечает, взглянув на окруживших его людей:
«Вот матерь Моя и братья Мои».
А после прибавляет, поясняя:
«Ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь»
Именно это имеет ввиду св. Павел, говорящий, уже по Вознесении Господнем, что «отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор.5:16).
Восточно-христианское Предание обычно придерживается Апостольской традиции, не поднимая специально тему родных Господа, хотя о них известно из отдельных строк Писания.
Более определенно говорят о Святом Семействе католики. Они включают в него:
- Марию с Иисусом, ее мнимого супруга Иосифа;
- прав. Елисавету, св. Иоанна Крестителя;
- иногда к Семейству относят также св. Захарию, супруга Елисаветы, а также мать Богородицы Анну.
Мнение эксперта:
Изображение Святого Семейства является одной из наиболее популярных тем в искусстве различных стран. Эксперты отмечают, что каждая культура и эпоха придавали этой теме свою уникальную интерпретацию. Например, итальянские художники часто изображали Святое Семейство в более торжественной обстановке, с акцентом на красоту и величие. В то время как испанские мастера, такие как Веласкес, предпочитали более реалистичный подход, показывая святую семью в повседневных сценах. Фламандские художники, в свою очередь, уделяли внимание деталям и создавали более интимные и уютные образы. Таким образом, разнообразие культур и художественных традиций привело к многообразию интерпретаций изображения Святого Семейства в искусстве.
О сродниках Иисуса Христа
Верное принципу «мы никого не знаем по плоти», христианское предание сохранило имена далеко не всех родных Христа, столь же мало сведений об их жизни.
Сродники Иисуса Христа. Схема из Википедии
Пресвятая Богородица
Евангелисты упоминают о Матери Иисуса очень редко:
- св. Лука – 12 раз, когда речь идет о Рождестве, детстве Спасителя;
- св. Матфей говорит о Марии всего 6 раз;
- св. Марк – трижды;
- а св. Иоанн Богослов, которому Сам Господьс Креста сказал: «Се Матерь твоя», Апостол, дом которого стал родным для Богородицы – он говорит о ней лишь дважды, не называя по имени.
Сведения о Марии мы знаем из других, неевангельских источников – апокрифов, не признанных каноническими книгами ввиду позднего происхождения, по содержащих древние христианские предания.Например, согласно памятнику, который именуется «Протоевангелием Иакова», но написан позже Апостольского века, Мария:
- родилась у престарелых, бездетных супругов Иоакима и Анны, происходивших из рода царя Давида, уже во время их старости, что было явным чудом;
- с трех лет до самого совершеннолетия жила при Иерусалимском храме; первосвященник, видя особую святость Девы, разрешал ей совершенно немыслимое – Она могла молиться во Святом Святых, месте невидимого присутствия Бога;
- здесь Мария получала небесный хлеб от Ангелов; Ее Хранителем был сам Архангел Гавриил;
- еще с детства Мария дала обет посвятить Себя Богу, не выходить замуж – также небывалый среди дочерей израильских.
Ввиду такого обета, решено было выдать Ее замуж за какого-либо старца-вдовца, так как безбрачные девы не могли жить одни, а родители Марии ко времени Ее совершеннолетия скончались. Так Она стала женой Иосифа.
Читайте также:
- Когда на самом деле родился Иисус Христос
Дальнейшая жизнь Богородицы– выполнение Ее главной миссии, служения – быть Матерью Мессии:
- весть о том, что она избрана на это служение, согласно св. Луке, ей принес Ее Хранитель, арх. Гавриил; слова Марии «Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему» стали согласием Ее на путь скорбей, уготованный Богом – а также началом спасения всех людей;
- Рождение Господа произошло в Вифлееме, куда супруги отправились во время устроенном римскими властями переписи;
- затем о Марии почти ничего не говорит даже Предание: следующие годы Ее жития проходят безвестно: Отрок рос, мужал, начал помогать мнимому отцу плотничать… лишь при самом конце повествования Евангелисты говорят о Марии, стоявшей у Креста умирающего Сына.
Предание говорит, что по Воскресении Господь явился Ей первой. Но Евангелисты о деталях этого события не говорят ничего. Известно, что Богородица прожила на земле еще несколько десятилетий по Вознесении Сына, вместе с Его учениками получила дар Духа. Для юной Церкви Она была утешением, духовной Матерью, видеть Которую стремились тысячи христиан.
Иконография: Успение Богородицы Материал: Дерево, маслоРазмеры иконы: высота 51,5 см, ширина 70 см Икона изображает евангельский сюжет Успения Богоматери. © Самарский областной художественный музей
Когда Марии было примерно 72 года, Она мирно отошла к вечности, Ее чистую душу принял Сам Христос. Однако смерть Богородицы Церковь празднует, как Успение, то есть «сон». Подобно Сыну, она воскресла на третий день, тела Ее нет в ныне известной гробнице. С душой и телом Мария ныне пребывает подле возлюбленного Господа. Но… не все время.
Св. Андрей Юродивыйрассказывает, как видел Рай, где надеялся поклониться также Пречистой. Но сделать это не получилось. Его житие приводит такие слова Ангела, сказанные святому:
«Ты хотел видеть здесь Пресветлую Царицу небесных сил. Но Ее теперь нет здесь. Она ушла в страдальческий мир помогать людям и утешать скорбящих».
Мнимый отец святой Иосиф Обручник
О мнимом муже, хранителе девства Марии, известно так мало, что о нем иногда говорят как о неоцененном святом.
О том, что его почитали христиане первых веков, данных не сохранилось. Одним из первых святых отцов, сочинения которого содержат биографические данные о св. Иосифе – свт. Епифаний Кипрский. Именно его писания сообщают:
- что святому было около 80 лет, когда он стал мужем Марии;
- что к этому времени у него было 4 сына, 2 дочери (неизвестные по имени), или, возможно, 6 сыновей.
Евангелисты же сообщают, что святой был «праведен», то есть соблюдал Закон Моисея (Мф.1:19). Но, кроме этого, Иосиф был крайне добр – как человек, думая, что Мария беременна, так как пала во грех, он не поступил с ней по Закону, но «хотел тайно отпустить», чтобы Ее не постигло наказание. Именно вера, доброта позволили Иосифу поверить словам Ангела о том, что мнимая жена старца зачала от Духа Святого. С тех пор Иосиф заботился о Деве, по Рождении Сына, по прямому повелению свыше ушел с семьей в Египет, вернувшись – поселился в Назарете.
Бегство Святого семейства в Египет. А. Бейдеман. 1853 г.
Считается, что он умер, дожив примерно до 100 лет. Гробница угодника Божия упоминается разными христианскими авторами, однако ее точное местоположение неясно:
- так, русский игумен Даниил (побывал на Святой Земле в XII в.) говорит, что она – в Назарете, описывает истечение мира от мощей;
- более поздняя точка зрения – то, что святой погребен в Гефсимании; его возможную гробницу показывают здесь при храме Успения Богородицы, по преданию, Ее похоронили близ супруга.
Другие родственники
Известно, что среди Апостолов по крайней мере двое или трое были братьями Господа по Иосифу, но свв. Иуда и Симон (есть версия, что он был сыном Иосифа) никогда не выставляли напоказ этот факт, а св. Иаков считался «братом Господним», так как их теплые отношения с Иисусом были общеизвестны со времен Его детства. Очень фрагментарно Предание упоминает других родных Христа, но не уточняет степень родства – например, родственницей Господа по Матери была прав. Елисавета, следовательно, св. Иоанн Предтеча, ее сын, также.
Джон Эверетт Милле. Христос в родительском доме. 1850 год
Некоторые намеки Евангелистов говорят о том, что семейная обстановка после Рождества Спасителя была достаточно неоднозначной. Дети прав. Иосифа после Рождения Иисуса отнеслись к Нему весьма прохладно. Как говорит Сам Господь, «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф. 13:57).
Святое семейство в Египте
Наиболее подробные предания об этом сохраняют христиане этой страны, копты. Их календарь содержит особый праздник Пришествия Святого Семейства. Он отмечается 1 июня.Согласно сохранившимся преданиям пришествие Господа сопровождалось чудесами, падением идолов. С этими древними повествованиями связано почитание:
- сикомора на окраине современного Каира, где Семья укрывалась от зноя, а также забивший по повелению Иисуса родник;
- пещера, где какое-то время жили путники, за 20 км от Каира: с IV в. здесь церковь, монастырь;
- церковь свв. Сергия и Вакха, а также обитель Каламон, также возведенные там, где отдыхало Святое Семейство;
- церковь Святой Марии на юге Каира – она возведена там, откуда Иисус с родителями отплыли на лодке.
Интересные факты
- Итальянский художник Джотто ди Бондоне впервые изобразил Святое Семейство как отдельную группу в своей фреске «Поклонение волхвов» (1304-1306).До этого Святое Семейство изображалось как часть сцены Рождества или Поклонения пастухов.
- Самым известным изображением Святого Семейства является картина Рафаэля «Мадонна Сикстинская» (1512-1513).Эта картина изображает Марию, держащую младенца Иисуса, со святым Иосифом, стоящим рядом. Картина висит в Галерее старых мастеров в Дрездене, Германия.
- Испанский художник Диего Веласкес создал свою собственную версию Святого Семейства в своей картине «Младенцы Иисус и Иоанн-Креститель» (1619-1620).На этой картине изображены младенцы Иисус и Иоанн-Креститель, играющие с ягненком. Картина висит в Музее Прадо в Мадриде, Испания.
Кто и как изображен на иконах
Первые иконы Святого Семейства появляются на Западе. Чаще всего на них – Иисус, а по сторонам Его – Мария, Иосиф. Иногда пишутся также св. Иоанн Предтеча, Елисавета, мать Богородицы Анна.
Икона «Святое семейство» – в чем ее неканоничность
Подобные иконы сейчас появляются также на православном Востоке, будучи, как правило «калькой» католических икон, лишь созданных по православной традиции.
Довольно много таких образов можно встретить на Святой Земле за последние годы. Как правило, изображаются только Иисус, Мария и Иосиф. При этом:
- главы супругов наклонены друг к другу; согласно отзывам паломников, эта нежность особенно умиляет, как пример истинно супружеской любви, вот только Иосиф был другом, покровителем, а не мужем Богородицы;
- некоторые образы содержат вообще иконографически недопустимый жест, когда прав. Иосиф обнимает мнимую жену за плечо;
- при этом устойчиво впечатление, что благословляющий Отрок на иконе – как бы отдельный сюжет, ведь глаза родителей устремлены не на Него.
Вот как пишет об иконе на форуме портала «Азбука веры» пользователь под именем «чтец Николай» 4 апреля 2015 г.:
«Когда я увидел впервые икону святое семейство, я подумал, это умаление тайны Боговоплощения, сведение её к порядку естественному, земному. Посмотришь, и подумаешь, что Господь Иисус родился, прости меня Господи, от брака Иосифа и Марии.
Поэтому я бы поостерёгся изображать в такой иконографической манере св. Семейство. Само по себе такое изображение возможно, исторически достоверно, и в принципе, зная догматы веры, можно допустить, что и молиться перед ней можно, ведь Церковь тоже почитает прав. Иосифа Обручника. Но вот всё равно ощущение остаётся, что не знай я ничего о Христе, и увидев такую икону, подумал бы что Иисус был обычный человек, с родителями, как у всех нас. Простите, но как-то так получается…»
Картины известных художников
С началом Ренессанса иконография Святого Семейства на Западе сменяется собственно живописными произведениями. Зачастую художников не интересуют исторические или богословские подробности, но эстетическая красота изображенных.
Микеланджело
Созданная в начале XVI в., картина именуется «Мадонна Дони». Это название никак не связано со Священной историей, просто произведение создано к свадьбе нобиля Аньоло Дони из Флоренции. Центр композиции – Мария, держащая на руках Иисуса. Обоих обнимает Иосиф. На заднем плане – св. Иоанн Предтеча, другие герои Евангелия, представленные обнаженными. Искусствоведы считают, что целью художника было показать именно совершенство тела…
Микеланджело Буонарроти
Мадонна Дони. ок. 1507
Tondo Doni
Доска, масло, темпера. 120 × 120 см
Уффици, Флоренция
Рафаэль Санти
Современник Микеланджело представил Семейство как современных ему людей – это видно по окружающей обстановке, одежде. Он также отступил от традиционных изображений св. Иосифа, написал его без бороды, отчего старца действительно трудно узнать непосвященному.
Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом). 1506. Холст, темпера, масло (переведена с дерева). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Рембрандт
Картина XVII в. представляет Марию под образом обычной европейской горожанки того времени. На заднем плане теряется в полумраке фигура Иосифа, выше их – ангелы, написанные типично европейской манерой.
Святое Семейство с Ангелами. Художник Рембрандт, 1645
Масло 117 см (46 дюймов) × 91 см (36 дюймов). Эрмитаж
Рубенс
Картина представляет Младенца на коленях Мадонны. На заднем плане не только св. Иосиф, но также прав. Анна, мать Пречистой.
Нидерландский художник Питер Пауль Рубенс / Pieter Paul Rubens (1577 — 1640)
Святое Семейство со святыми Франциском и Анной и Младенцем Святым Иоанном Крестителем
Тициан
Эта картина начала XVI в. также именуется «Святое Семейство с пастухом», так как на ней – эпизод, описанный св. Лукой, когда пастухи, узнавшие от Ангела о рождении Спасителя, пришли поклониться Ему.
Святое семейство с пастухом-картина Тициана 1510 года, ныне находящаяся в Национальной галерее Лондона. Он также ранее был приписан Тони ван Дейку]], который создал рисунок, копирующий его. Пройдя через другие частные коллекции, она была завещана Национальной галерее Уильямом Холвеллом Карром в 1831 году.
Эстебан Мурильо
На картине – своего рода бытовая сценка: играющий Иисус, держащий птичку, щенок, заинтересованный этой игрой. За ней с любовью наблюдают Мария с Иосифом (представленным довольно молодым). Узнать Святое Семейство без особых пояснений здесь уже невозможно.
Бартоломе Эстебан Мурильо
Отдых святого семейства на пути в Египет. Около 1655 года
исп. Descanso en la huida a Egipto
Холст, масло. 136,5 × 179,5 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Никола Пуссен
Полотно 1665 г. хранит Русский Музей Петербурга. Здесь представлены также св. Иоанн Креститель, прав. Елисавета. Сами герои узнаваемы, так как их одеяния более или менее аутентичны, а окружающая обстановка соответствует эпохе.
Никола Пуссен (1594 — 1665). Святое Семейство со св. Елизаветой и св. Иоанном Крестителем
Эль Греко
Испанский художник (2 пол. XVII в.) изобразил довольно далекую от исторической реальности сцену, где присутствуют не только Иисус, Мадонна, Иосиф, но также Мария Магдалина.
Святое Семейство. Холст, масло. 1595 год. Художник El Greco написал её во время пребывания в Толедо. Находится в больнице де Тавера в этом городе.
Верещагин
Это одна из самых нетрадиционных трактовок сюжета. Русский художник, создавая картину, находился под впечатлением книги Э. Ренана «Жизнь Иисуса», «очищенной» от чудес «биографии» Христа. Мы видим бытовую сценку из жизни обычной семьи – работающий за верстаком Иосиф, Мария, занятая детьми (по Ренану, у Иисуса были родные братья и сестры), наконец, взрослый Иисус, уединившийся с книгой.
Василий Верещагин «Святое семейство», 1884. Русский центр искусства.
День Святого Семейства у католиков
Он отмечается следующим воскресным днем после праздника Рождества.
Справочно о соборе Святого Семейства в Барселоне
Это уникальный храм, строительство которого началось с 1882 г., а продолжается до наших дней, хотя с 2010 г. здесь идут богослужения. Особенность храма – его впечатляющие размеры. Высота центральной башни, посвященной Христу, составит 170 м, ее будут окружать 4 другие, по 120 м, в честь Евангелистов. Уже сейчас строящийся храм – одна из главных достопримечательностей города.
Об архитекторе Антонио Гауди
Автор идеи масштабной церкви родился в Каталонии, однако центром его деятельности стала Барселона. Воплотить идею храма он не успел: в 1926 г. Гауди скончался. Сейчас идет речь о его канонизации Католической Церковью.
Другие церкви
Их не очень много:
- на территории России такой католический храм нач. XX в. имелся в Калининграде; ныне он отреставрирован, но там работает концертный зал;
- две церкви есть вгородах Ченстохове, Пиле (Польша);
- есть также храмы в США (Анкоридж на Аляске), Кении, Малибу, Сингапуре.
Есть изображение Святого Семейства, которое почитают православные?
Существуют древние изображения эпизодов жизни Святого Семейства, представленные на фресках храмов Византии – например, есть сюжеты «Вручения Марии Иосифу», «Бегства в Египет», «Беседы Иосифа с Ангелом», другие.
Вручение Девы Марии Иосифу
Мозаика кафоликона монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316–1321 гг.
Но главная икона, чтимая православными, носит совсем другое название: « Рождество Христово». Здесь узнаваемы Иисус, Мария, Иосиф, не названные по имени жены, помогавшие Ей по Рождестве Спасителя. Но главное — представлено центральное событие человеческой истории – Рождение Спасителя. Именно оно – подлинный смысловой центр всего образа. Да и суть всей жизни Святого Семейства.
Иконография: Рождество Христово. Датировки: XVII в. Происхождение: из Никольской церкви Павловского погоста. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 69 см, ширина 52 см. В центре на красном ложе лежит Богоматерь, окутанная вишнево – коричневым мафорием. Голова ее обращена влево, в сторону трех волхвов. С правой стороны два пастуха в сапогах и коротких одеждах. Выше за Богоматерью в темной расщелине пещеры изображены ясли с лежащим спеленатым младенцем. Христом. К нему склоняются головы осла и вола. В верхних углах находятся по одному ангелу. У верхнего края меж горных уступов расположен сегмент неба со звездами, от него к Христу направлен луч св. Духа с голубем в медальоне. На первом плане слева изображен Иосиф. сидящий в задумчивости, перед ним – старец. Справа – женщина с младенцем на коленях, рядом – купель
Читайте также:
Что подарить на Рождество? Топ 77 лучших идей
Частые вопросы
Кто изображён на картине Святое семейство?
«Святое семейство с агнцем», также «Святое семейство Фальконьери» — картина итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля, датированная 1507 годом. На ней изображены Дева Мария, Святой Иосиф и маленький Христос, сидящий верхом на ягнёнке.
Как называется картина в картине в картине?
Прием «картина в картине» называется мизанабим. Термин произошел от французского mise en abyme — «поместить геральдический элемент в центр герба». Сегодня мизанабим — это встраивание одного художественного произведения внутрь другого.
Как узнать информацию о картине?
Откройте страницу google.com на телефоне или планшете Android. Выполните поиск изображения. Нажмите на изображение. В левом нижнем углу коснитесь значка Google Объектива .
Какая самая знаменитая картина в мире?
Леонардо Да Винчи «Мона Лиза» И первой в этом списке, конечно же, будет Мона Лиза. Написанная около 1503 – 1505 года, она стала самой известной картиной мира. Кажется, в истории создания картины одни вопросы, многие из которых не удалось решить даже спустя 5 веков.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите различные художественные школы и стили разных стран, чтобы понять особенности изображения Святой Семьи в каждой культуре.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на детали и символику, используемые художниками при создании образов Святой Семьи, это поможет лучше понять их творческий подход.
СОВЕТ №3
Сравните различные интерпретации Святой Семьи от художников разных эпох и стран, чтобы увидеть эволюцию восприятия этой темы в искусстве.
Символика Святого Семейства в различных культурах
В различных культурах символика Святого Семейства имеет свои особенности и традиции. В искусстве художников разных стран Святое Семейство изображается с учетом местных культурных особенностей и религиозных убеждений.
В итальянском искусстве Святое Семейство часто изображается в окружении ангелов, с яркими красками и деталями. Итальянские художники уделяют особое внимание выражению чувств и эмоций на лицах святых лиц. Картины с изображением Святой Семьи в итальянском искусстве часто имеют глубокий символический подтекст, отражающий ценности и верования католической церкви.
В испанском искусстве Святое Семейство может быть изображено в более традиционной форме, с более строгими и серьезными выражениями лиц. Испанские художники часто подчеркивают святость и благоговение в своих работах, создавая образы, которые вдохновляют на молитву и поклонение.
В русском искусстве изображения Святого Семейства могут быть более скромными и сдержанными, с упором на духовную глубину и внутреннюю красоту. Русские иконы с изображением Святой Семьи часто передают таинственность и священность момента, погружая зрителя в мир молитвы и смирения.
Во всех культурах изображение Святого Семейства является одним из центральных мотивов искусства, отражающим важность семейных ценностей, веры и духовности. Каждая страна и каждый художник придает этому образу свой уникальный характер и интерпретацию, делая его вечным и универсальным символом любви, веры и надежды.