Царские врата иконостаса – один из самых важных элементов православного храма, символизирующий врата в Царство Небесное. В этой статье мы рассмотрим, как устроены Царские врата, их символическое значение, а также узнаем, когда и почему они открываются во время богослужений.
Мнение эксперта:Иконостас – это важный элемент православного храма, символизирующий разделение между мирским и божественным пространством. Царские врата иконостаса играют особую роль в богослужебной практике. Эксперты отмечают, что Царские врата представляют собой две дверцы, расположенные в центре иконостаса, через которые священнослужители проходят во время богослужения. Эти врата символизируют врата в Царство Небесное, через которые верующие могут достичь духовного единения с Богом. Кроме того, на Царских вратах часто изображены иконы Христа и Богородицы, что подчеркивает их особое значение в богослужебной практике православной церкви.https://www.youtube.com/embed/iRUbYkBZlD4Что такое Царские врата?
Название появилось у верующих Византии по крайней мере с VI в., когда Константинополь украсился храмом Святой Софии Премудрости Божией, самой знаменитой православной церковью всех времен. Именно там впервые появляются «царские врата», но не в том значении, какое понятию придают сейчас. У современных церковных историков существуют различные мнения, каково было это значение.
Вход царя и архиерея
Согласно наиболее распространенной позиции литургистов, богословов, во храме Св. Софии ворота также именовались также «императорскими», а представляли собой особые двери из притвора в наос (часть церкви, где находились молящиеся). Входить чрез них мог только император, который перед входом снимал царский венец, как знак преклонения пред Царем Небесным, становился на колени.
Таким образом, получалось, что народ заходил на богослужение через боковые двери, которых было несколько, государь – через центральные, открывавшиеся только для него. Кроме того, через них же входил епископ, без которого литургия, как правило, не начиналась: то было время, когда христианские общины были невелики, архиерей был буквально в каждом, даже небольшом, городе, а храм часто был один на всю сравнительно небольшую общину.
Вход «царственного священства»
Другие литургисты полагают, что «царскими» назывались ведущие во храм из притвора двери, предназначенные не для государя, а вообще для всех верующих. Название возникло ввиду Апостольского определения народа Божия как «царственного священства» (1 Пет. 2:9).
Во всяком случае, это не были врата, ведущие к непосредственно престолу, на котором совершается Евхаристия: их греки называли не «царскими», а Святыми.
Когда и где Святые врата стали Царскими?
Об этом также нет единого мнения.
Многие богословы считают, что это случилось в Византии около VIII-XI вв. По мере увеличения количества храмов, ушла традиция ожидать епископа для начала каждого богослужения, которое чаще всего совершали приходские иереи, еще до начала службы входившие в алтарь. Тем самым постепенно соединились два понимания ворот:
- как ведущих к престолу, символу Царства Небесного (к тому же Христос называется Царем Славы);
- как таких, через которые входят совершители богослужения, ведь определение «царственное священство» относится как к народу, так, конечно, к священнослужителям.
Есть также другое мнение: согласно ему, термин – специфически русский, появившийся, может быть, по мере того, как иконостасы во храмах, изначально не скрывавшие происходящее у престола, становились выше, отделяя наос от места главного священнодействия. Возможно, это произошло к XIV-XV вв.
Интересные факты
-
Царские врата — центральная часть иконостаса, через которую священник входит в алтарь и выносит из него Святые Дары. Символически они означают вход в Царство Небесное.
-
Царские врата всегда имеют две створки, которые могут быть закрыты или открыты. Когда они открыты, прихожане могут видеть алтарь и священника, совершающего богослужение. Когда они закрыты, алтарь скрыт от глаз, напоминая о том, что Царство Небесное недоступно для грешных людей.
-
На Царских вратах обычно изображаются Благовещение Пресвятой Богородицы, а также четыре евангелиста — Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Иногда на них также изображаются ангелы, святые или сцены из Священного Писания.
Современное понимание Царских врат
Сейчас их символизм связан, прежде всего, с тем, что это – вход в Царство Небесное, которое символизирует алтарь. Именно поэтому они:
- обычно наиболее украшенная часть иконостаса;
- зачастую становятся святыней, которая может передавать от храма к храму; так, например, было со многими вратами церквей, разрушенных за годы гонений – некоторые из них можно увидеть сейчас в возрождаемых храмах.
Вот как говорит об этом архитектор Андрей Анисимов, занимающийся проектированием иконостасов: «Иногда смотришь, а Царские врата не из общего ансамбля. Потом выясняется, что это врата XVI века, их в советское время бабушки спрятали перед закрытием или разрушением храма, а теперь эти врата опять на своем месте, а иконостас новый».
Строение и входы
Материал врат может быть самым разнообразным:
- во многих старинных храмах Урала, построенных иждивением местных промышленников Демидовых, материалом могло быть железо;
- с конца XIX в. появляются фарфоровые иконостасы и царские врата, когда к деревянной основе крепятся керамические детали, изображающие цветы, виноградные лозы; такие изготавливались, например, на заводах Терентия Кузнецова (первое такое предприятие существовало с 1832 г. в г. Гжели, а всего по стране к концу XIX в. было 18 фарфоровых заводов), братьев Переваловых (Иркутск, с 1869 г.); к настоящему времени сохранилось немного царских врат дореволюционного периода с фарфоровыми деталями, однако сама технология хорошо известна, успешно применяется во вновь возводимых храмах.
Но чаще всего вход в алтарь делается полностью из дерева.
Части Царских врат
Состоят они из:
- столпцов; зрительно кажется, что к ним привешиваются створки, однако, с древности это было не так: створы крепились особым колодам, встроенным в стену, которая чаще всего отделяла алтарь от остального пространства церкви; столпцы же несколько выдвинуты вперед; так остается и сейчас: на столпцах обыкновенно находятся небольшие образы Христа (справа), Богородицы (слева); сверху они венчаются небольшими главками в виде шишек, «луковиц»; по храмам времен Древней Руси встречаются врата, на верхах столпцов которых – сразу несколько луковичных главок, увенчанных крестами;
- створов; чаще всего каждая створка разделяется на 4 части-квадрата, которые обильно украшены орнаментом; по центру каждого находится пространство для иконы, иногда оформленное как небольшой киот; например, в храме Спаса на Нередице (под Новгородом, кон. XII в.) эти киоты венчают по 5 луковичных главок, как и столпцы;
Интересный фактВысота створов варьируется по разным храмам – от полностью скрывающих происходящее в алтаре до довольно низких (примерно по грудь взрослому человеку) – такие приняты была на Руси первых веков по Крещении, а сейчас распространены у греков.
- «сени» над створами; она обильно украшена резьбой, по центру же обычно помещается икона – Тайной Вечери, Св. Троицы;
- «коруны», или «короны», которая находится выше сени и действительно часто похожа на корону.
Завеса
Наконец, непосредственно за вратами находится «катапетасма», или завеса, которая в определенные моменты богослужения полностью скрывает алтарь. Например, на литургии она задергивается трижды:
- после Великого Входа, который совершается при пении так называемой «Херувимской песни», а символизирует крестный путь Спасителя на Распятие; во время него священнослужители переносят Святые Дары на престол, покрывают их – что символизирует положение Господа во гроб; именно поэтому завеса закрывается;
- второе закрытие завесы связано с самим Таинство Преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Господа – это непостижимо даже Ангелам;
- наконец, третье закрытие происходит, когда идет Причастие священников, диаконов – оно символизирует Тайную Вечерю.
Иконы на Царских вратах
В большинстве случаев это образы:
- Благовещения
; обычно на левой створке изображается
Архангел Гавриил
, на правой –
Пресвятая Богородица
; - Евангелистов.
Таким образом, как говорят современные богословы, тема Благой Вести изображается дважды: как весть о Рождении Спасителя мира, данная Пречистой Богоматери, а также как проповедь о Нем Его учеников.
В древности были распространены также другие варианты изображений:
- византийцы писали иконы прор. Моисея, его брата, первосвященника Аарона, знаменуя преемственность богослужения Ветхого и Нового Заветов;
- встречаются на створах также образа свтт. Василия Великого,
Иоанна Златоуста
– создателей чинов литургии.
Иконы по сторонам врат
Справа молящийся всегда видит образ Христа, слева – Богородицы. При этом Господь чаще всего пишется с раскрытым Евангелием, а Матерь Божия – как Одигитрия. Особенность этого изображения – то, что Она указывает десницей на Сына, отсюда именование иконы, Путеводительница – к Господу, Его Царству.
Правее иконы Христа – всегда храмовый образ. Войдя в незнакомую церковь таким образом легко понять ее посвящение.
Когда открывают Царские Врата?
Во время богослужения это происходит:
- на Малом Входе, когда священнослужители несут Евангелие; это, с одной стороны, остаток исторической практики внесения Евангелия во храм (во время гонений его текст хранился тайно, во избежание поругания или уничтожения язычниками); но Вход имеет также богословский смысл, знаменуя выход Христа на проповедь Его учения;
- во время Великого Входа, когда поется «Херувимская песнь»;
- наконец, когда Святые Тайны износятся из алтаря для
Причастия
верующих.
Иногда бывает, что алтарь остается открытым во время всей службы или ее большей части. Это происходит:
- когда литургию совершает заслуженный священник, имеющий, по благословению архиерея, право служить с открытыми вратами или до пения «Херувимской песни», или даже до «Отче наш» (то есть практически до начала Причастия священников);
- на Пасху, а также следующие за ней 6 дней; врата остаются открытыми, так как Воскресение Христово вернуло человеку Рай; во многом на этой церковной традиции основано было убеждение православных дореволюционной России, что умершие на Светлой Седмице оказываются в Царстве Небесном, минуя мытарства, которые обычно проходит душа, испытываемая о грехах земной жизни;
- накануне праздника Вознесения, когда совершается отдание Пасхи, так что служба идет полным пасхальным чином;
- наконец, по специальному решению священноначалия, при особых обстоятельствах; например, после подписания Акта о воссоединении Русской Церкви с Русской Православной Церковью Заграницей, которое состоялось 17 мая 2007 г. Предстоятели обеих частей теперь единой Церкви, патриарх АлексийIIи митрополит Лавр совершили литургию при открытых царских вратах; это было сделано по просьбе церковного народа: люди хотели видеть совместное Причастие архиереев после многих десятилетий разделения.
Райскими называют их – не отделяющих алтарь от молящихся, но –объединяющих земное с небесным, когда Царь Славы выходит к людям, чтобы через Причастие соединить верующих с Собой, призвать в Свое Царство.
Частые вопросы
Как устроен иконостас?
Высокий иконостас состоял из четырех рядов. Первым был местный чин: в нем находились иконы святых, почитаемых в конкретном храме. Над ним располагался высокий деисусный чин, а еще выше — праздничный, состоявший из изображений христианских праздников.
Какие иконы на царских вратах?
Справа от Царских врат обычно располагается икона Иисуса Христа, слева — икона Богоматери. Справа от иконы Иисуса Христа обычно находится храмовая икона – икона с изображением праздника или святого, в честь которого освящен данный храм. Остальные иконы в нижнем ряду, в основном, местночтимые иконы.
Когда открываются и закрываются Царские врата?
В обычное время Царские врата бывают открыты только в определенные моменты службы. Но на Пасху и затем в течение Светлой седмицы они остаются открытыми круглосуточно. По окончании этого периода Царские врата закрывают перед началом Всенощного бдения под Фомино воскресенье (вечером следующей по Пасхе субботы).
Как называются врата в иконостасе?
Ца́рские врата́ — двустворчатые двери напротив Престола (в алтаре), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю и символику Царских врат и иконостаса, чтобы понимать их значение в православной церкви.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на детали резьбы и узоров на Царских вратах и иконостасе, они могут нести глубокий смысл и символику.
СОВЕТ №3
Посетите церковь или музей, где можно увидеть оригинальные Царские врата и иконостас, чтобы лучше понять их устройство и красоту.
Символика Царских врат
Как устроены Царские врата иконостаса?
Царские врата иконостаса – это один из наиболее важных элементов православного храма, который несет в себе глубокую символику и имеет свое особенное значение. Символика Царских врат пронизана духовным содержанием и отражает основные принципы веры.
Первым и главным символом Царских врат является само их название – “Царские”. Оно указывает на то, что через эти врата входит Царь царей, сам Господь. Отсюда происходит особое почитание и уважение к этому элементу иконостаса.
Декоративное оформление Царских врат также несет в себе глубокий смысл. Часто на вратах изображаются ангелы, святые или сцены из Библии, что напоминает верующим о духовном мире и вечных ценностях. Узоры и узлы на вратах символизируют сложность и тайны веры, которые открываются лишь искреннему и верующему человеку.
Царские врата иконостаса также являются символом разделения мира на земной и небесный. Проходя сквозь эти врата, верующий вступает в святую обитель, где он может общаться с Богом и приближаться к духовной чистоте.
Таким образом, Царские врата иконостаса не только являются декоративным элементом храма, но и несут в себе глубокий духовный смысл, помогая верующим приблизиться к Богу и укрепить свою веру.