Канонизация святых Русской Православной Церковью в разное время является важным аспектом ее истории и духовной практики. В процессе признания святости определенных личностей Церковь выражает свое уважение к их жизни, подвигам и духовному наследию, предлагая верующим образцы для подражания и молитвенного обращения.
Мнение эксперта:Канонизация святых Русской Православной Церковью в разное время вызывает интерес у исследователей и церковных историков. Эксперты отмечают, что процесс канонизации святых в Русской Церкви имел свои особенности в разные исторические периоды. В древности канонизация святых чаще всего происходила на местном уровне, и местные святые пользовались особым почитанием. В более поздние времена, особенно в эпоху правления Романовых, процесс канонизации стал более централизованным и контролируемым церковными властями. Эксперты отмечают, что канонизация святых играла важную роль в формировании духовной культуры Русской Православной Церкви и воздействовала на верующих, создавая образцы святости и покаяния.https://www.youtube.com/embed/vKEH7Srbf6EКанонизация святых. Что означает?
Слово имеет двойное происхождение, греческое («κανών», «канон» или список) и латинское («canonizatio»). Считается, что его начали употреблять с начала XI в., когда иноки монастыря близ Мантуи просили Папу Римского «pro canonizatio», то есть «о канонизации» отшельника Симеона после его кончины (1016 г.). Они имели ввиду включение его имени в список почитаемых угодников Божиих, святых.
Интересные факты
- Первая в русской православной церкви канонизация святых была выполнена в 992 году.
- Самым молодым святым Русской православной церкви стал Кира Кеми, погибший в возрасте 4 лет. Его канонизация прошла в 2019 году.
- В русской православной церкви существовал фактический запрет на канонизацию новых святых с 1917-го по 1989 год.
Критерии канонизации
За века истории Церкви они складывались постепенно:
- первоначально христиане без сомнений почитали Богородицу, Иоанна Крестителя, Апостолов, а также древних святых – праотцев, пророков, патриархов;
- с началом гонений складывается культ мучеников – обычно там, где подвижник принял кончину за Христа;
- подобным же образом начинают почитаться другие святые – благочестивые епископы, монахи, праведные миряне; решение об их прославлении принимал обычно правящий архиерей; к XIV в. появляется обязательный критерий того, что христианин достиг святости: посмертные чудеса.
К концу XVII в. появились уже формальные критерии канонизации, которые Иерусалимский Патриарх Нектарий сформулировал так:
«Три вещи признаются свидетельствующими об истинной святости в людях:
1) православие безукоризненное;
2) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови, и, наконец,
3) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес… третье весьма необходимо в канонизированных святых».
Дополнительным (но не обязательным, не главным) критерием было признано нетление мощей, если таковые сохранились.
Все эти обстоятельства учитываются при принятии решения о канонизации также в Русской Церкви.
Комиссия по канонизации. Как принимается решение канонизировать святого?
Особая постоянно действующая комиссия, занимающаяся вопросами прославления святых, образована с 1989 г. За это время прославлено более 2000 угодников Божиих, большая часть которых – новомученики, исповедники XX в.
Для того, чтобы комиссия могла подготовить материалы для канонизации, епархии (или ставропигиальные, подчиненные непосредственно Предстоятелю, монастыри) представляют:
- рапорт на имя Патриарха;
- материалы: жизнеописание святого, его икона (или ее проект), материалы о жизнеописании – исторические документы, научные работы, а также задокументированные случаи чудес – прижизненных, а также посмертных.
Кто принимает решение о канонизации?
Для канонизации святого, как местночтимого, при наличии материалов достаточно благословения Патриарха.
Если же речь идет об общецерковном почитании, это рассматривает Архиерейский Собор.
Примеры канонизации святых
Канонизация
Бориса и Глеба
Дети крестителя Руси князя Владимира – первые святые молодой Русской Церкви. Их прославление состоялось уже к середине XI в., менее, чем через 100 лет после Крещения страны. Погибшие от рук брата, но не пожелавшие участвовать в междоусобной войне за княжеский престол, братья – истинные мученики, кровью засвидетельствовавшие верность христианским заповедям.
Ковчег их мощей был в Вышгороде. После нашествия на Русь монголов около 1240 г. честные останки потеряны.
Канонизация царской семьи
Дискуссия о канонизации
царя Николая II
, а также его семьи, шла не одно десятилетие. Русская Церковь Заграницей прославила угодников Божиих как мучеников с 1981 г. Русская Церковь 14 июля 2000 г.прославила их как страстотерпцев, то есть принявших кончину от рук врагов с истинно христианским смирением. Местом нахождения мощей Церковь считает урочище Ганина Яма. Останки, захороненные в Петропавловском соборе Петербурга, до настоящему времени как мощи не признаны.
Канонизация Александра Невского
Великий князь
почитался уже с XIII в., сразу по кончине. Но его прославление произошло лишь с 1547 г., когда такое решение принял Поместный Собор. Несколько столетий мощи благоверного князя хранились во Владимире, где сильно пострадали от пожара. С 1721 г. они перенесены царем Петром I в новую столицу, Петербург. К настоящему времени от мощей сохранились только частицы. Они находятся при соборе Александро-Невской лавры.
Канонизация Сергия Радонежского
Уже при жизни его именовали «игуменом всея Руси», ведь его ученики основали около 70 иноческих обителей. Засвидетельствовано также много прижизненных чудес святого, еще больше – посмертных. Торжество его прославления состоялось 5 июля 1448 или 1452 г. после особого видения угодника Божия, повелевшего извлечь из земли честные останки. Сейчас мощи подвижника – по-прежнему в его родной Троице-Сергиевой лавре.
Канонизация Серафима Саровского
Она состоялась менее, чем через столетие по кончине преподобного, 1 августа 1900 г., ввиду всенародного почитания, а также множества посмертных чудес старца. На акте прославления присутствовала царская семья, а также сотни тысяч людей, ставшие свидетелями множества чудес. Только у источника преподобного находили множество костылей, брошенных исцеленными по его молитвам калеками. Мощи святого потеряны после революции, но обретены с 1991 г. Сейчас место их пребывания –
Дивеево, женский монастырь
, основанный святым.
Канонизация Фёдора Ушакова
Это недавно прославленный святой, на сегодняшний день – единственный таковой из русских полководцев. Торжества прославления прошли в Санаксарской обители Мордовии 4-5 августа 2001 г. Здесь, кстати, с c середины XVIII в. подвизался дядя полководца, прп. Феодор Санаксарский.
Причисление же к лику святых праведного воина Феодора произошло на основании его добродетельной жизни, подвига служения ближним, посмертных чудес.
Канонизация
Матроны Московской
Она состоялась 2 мая 1999 г., когда блаженная, жившая в начале XX в. наша современница, была прославлена как местночтимая. С октября 2004 г. она чтится общецерковно. Мощи подвижницы находятся в Покровской обители Москвы, ежедневно к ним приходят тысячи паломников.
Канонизация Иоанна Кронштадтского
После святого, жившего на рубеже XIX-XX вв., остались не только свидетельства о чудесах, но даже фото, видеозаписи, наконец, множество творений, до наших дней продолжающих дело проповеди Христа. К лику общецерковно чтимых святых он причислен Поместным Собором 8 июня 1990. Русская Церковь Заграницей канонизировала угодника Божия на 25 лет раньше. Честные останки о. Иоанна никогда не покидали основанного им Иоанновского монастыря (Петербург). Они хранятся под спудом.
Канонизация Паисия Святогорца
Великий старец
наших дней, проповеди, беседы которого ныне составляют 6 томов, скончался в 1994, а канонизирован был уже с 2015 г., когда такое решение приняла сначала Константинопольская Патриархия, а через непродолжительное время – Московская. Старец погребен при монастыре св. Иоанна Богослова Суроти.
Канонизация
Дмитрия Донского
К лику святых князя причислил Поместный Собор 1988 г., хотя народное его почитание складывалось на протяжении веков. Сомнения Церкви довольно долго вызывало то, что князь перед кончиной не принял иночества, как делали его предки, а также его не всегда однозначные отношения с Церковью. Мощи святого уже много веков хранит Архангельских собор Кремля.
Канонизация Ярослава Мудрого
Великий князь основал множество городов, при нем на Руси развивается строительство монастырей, возник самый знаменитый из них – Киево-Печерский. Имя князя внесено в церковный календарь 8 декабря 2005 г. Мощи пребывали в Софийском соборе. Саркофаг не раз вскрывался (например, в 1939 г. скульптор Михаил Герасимов восстановил по скелету облик князя). Последний раз мощи свидетельствовали в 2009 г., однако останков не обнаружили. Полагают, что реликвию могли вывезти из Киева фашисты, затем она утрачена.
Канонизация Феодосия Кавказского
Это современный подвижник, скончавшийся в 1948 г. С 1995 г. он чтится местно на основании множества чудес, народного почитания. Однако, прославление его для общецерковного почитания затрудняется неясностью многих фактов его биографии.
Канонизация новомученников, в том числе Оптинских
Наибольшее число пострадавших во время богоборческих гонений начала XX в. причислено к лику святых в 2000 г., но этот процесс продолжается до наших дней. Сейчас число прославленных угодников Божиих уже превысило 2000. Среди них:
- архиереи, погибшие, прошедшие заключение – их сотни;
- последние старцы, иноки Оптиной пустыни, жившие там до ее закрытия коммунистами;
- насельники Троице-Сергиевой лавры, включая последнего наместника прмч. Кронида (Любимова);
- множество духовенства, мирян.
Мощи большинства их утрачены.
При канонизации новомучеников, кроме традиционных критериев, рассматривается также отношение человека к бытовавшим тогда церковным расколам.
Будут ли канонизированы..?
Некоторые Церкви соблюдают период 50 лет от кончины подвижника до его канонизации, дабы избавить от тщеславия родственников святого. У Русской Церкви такого правила не существует. Однако случаи быстрой канонизации по кончине очень и очень редки.
Иоанн Крестьянкин
Благодатный старец, духовник, имел множество почитателей уже при земной жизни. Немало людей стремятся к его могиле до наших дней. Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) 7 февраля 2021 г. объявил о начале сбора материалов для канонизации о. Иоанна:
«Пятнадцать лет минуло со дня отшествия ко Господу отца Иоанна. Нам надо готовить материалы (документы, свидетельства) к прославлению отца Иоанна. А там как Господь решит».
Антоний Сурожский
О причислении к лику святых митрополита Антония также говорят не один год. В отличие от случая о. Иоанна, у части церковного народа имеются некоторые сомнения, связанные со связями владыки с экуменическим движением, его близкими контактами с неправославными конфессиями. Воля Божия о прославлении владыки пока не явлена.
Александр Суворов
О канонизации полководца ведется речь по тем же основаниям, что и у прав. Феодора Ушакова. Известно, что Свято-Тихоновский гуманитарный университет уже более 15 лет ведет работу по сбору материалов для возможного прославления.
Иннокентий Сибиряков
«Помогите мне, я страшно богат!» Это, может быть, самая известная цитата сибирского купца, золотопромышленника, благотворителя. Жизнь он окончил как монах, приняв постриг с 1896 г. Материалы о канонизации о. Иннокентия сейчас также на стадии сбора и изучения.
Споры о канонизации исторических личностей
Иван Грозный
По поводу возможного прославления первого русского царя существует церковная позиция, сформулированная еще Патриархом Алексием II: нельзя канонизировать палача и его жертв – а среди убитых по приказу Ивана IV имеются святые, например, митр. Филипп Московский. Вызывает серьезные сомнения также земная жизнь государя, не задокументированы посмертные чудеса, которые могли бы дать материал для обсуждения вопроса.
Иосиф Сталин
Периодически появляются иконы Сталина, а также распространяются разного рода неподтвержденные истории о его защите Церкви от гонений, встречах с блаж. Матроной. Все эти предложения выдвигаются на фоне канонизаций тысяч новомучеников, убитых именно во время его правления. Поэтому, например, прот. Георгий Митрофанов указывает, что «предложение канонизировать Сталина можно расценивать как проявление канонического невежества и исторического цинизма». Он указывает, что Сталин, как все большевики, прежде всего, находится под анафемой свт. Тихона, произнесенной на безбожных гонителей (1918 г.). Таким образом, его нельзя не только канонизировать, но вообще церковно поминать. А секретарь комиссии по канонизации, прот. Владимир Воробьев вообще определяет предложения о канонизации, как кощунственные.
Их тысячи, возможно, миллионы – подвижников, уже отошедших к Царству Небесному, известных людям, или – одному Господу. А многие живут среди нас до наших дней, и лишь Христос знает имена и точное число Своих потаенных рабов, молитвами которых все еще стоит мир.
Частые вопросы
Как происходит канонизация?
Процедура канонизации При положительном решении комиссии для местночтимого святого материалы поступают к патриарху. Его благословения достаточно для причисления к лику местночтимых святых. Для общецерковного почитания материалы направляются в Священный синод и к Святейшему Патриарху.
Как происходит причисление к лику святых?
святость жизни,соответствие веры подвижника православному вероучению,почитание церковным народом,дар чудотворения при жизни и/или после смерти (как свидетельство того, что через подвижника действует Божественная благодать),Ещё•19 нояб. 2021 г.
Что такое причисление к числу святых причисление к числу святых?
Христианство В католической и православной Церквях — причисление к лику святых означает, что Церковь свидетельствует о попадании человека в рай и близости его к Богу и молится ему, как своему покровителю.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю канонизации святых Русской Православной Церковью в разные исторические периоды, чтобы понять контекст и мотивацию за канонизацией каждого святого.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на критерии, которыми руководствовалась Церковь при канонизации святых, такие как святость жизни, чудеса, подвиги и поклонение верующих.
СОВЕТ №3
Изучите биографии святых, канонизированных Церковью, чтобы понять их духовное наследие и значение для православной общины.
Процесс канонизации святых в современной Русской Православной Церкви
Современная Русская Православная Церковь имеет установленные каноны и правила для канонизации святых. Процесс канонизации начинается с сбора информации о жизни и деятельности потенциального святого. Важным этапом является изучение его богослужебных текстов, трудов, молитв и чудес, которые ему приписываются.
Для канонизации святого необходимо подтверждение его святости от местного епископата, после чего дело передается в Священный Синод для окончательного утверждения. Важным моментом является проведение чудесных исцелений через молитвенное обращение к святому после его канонизации.
После канонизации святого, его память вносится в церковный календарь, и верующие начинают обращаться к нему с молитвенными просьбами. Канонизация святых в Русской Православной Церкви является важным процессом, сохраняющим и передающим духовное наследие Церкви от поколения к поколению.