Конституция христианина — Нагорная проповедь Иисуса: истинное учение

Нагорная проповедь Иисуса Христа, изложенная в Евангелии от Матфея, является одним из самых известных и важных учений Христианства. В этой проповеди содержатся заповеди и наставления, которые стали основой для моральных принципов и поведения многих верующих. Разбор этого текста позволяет глубже понять учение Иисуса и его важность для формирования духовной жизни христианина.

В каком из Евангелий подробно написано о Нагорной проповеди

Полный текст Нагорной проповеди находится в Евангелии от Матфея (главы с 5 по 7).

Мнение эксперта:

Эксперты отмечают, что Нагорная проповедь Иисуса, содержащаяся в Евангелии от Матфея, является одним из ключевых учений Христианства. В этой проповеди Иисус излагает основные принципы морали и духовности, призывая к смиренности, милосердию, чистоте сердца и миру. Эти учения стали основой для формирования христианских ценностей и норм поведения. Эксперты подчеркивают, что Нагорная проповедь является своего рода “конституцией” для последователей Иисуса, указывая на путь к духовному совершенству и благополучию.

Нагорная проповедь Иисуса ХристаНагорная проповедь Иисуса Христа

Почему Нагорная проповедь получила такое название

Иисус Христоспроизнёс проповедь в тот момент, когда к нему приступило множество соплеменников. Это случилось возле Капернаума на берегу озера Геннисарет.

Нагорная проповедь

Тивериа́дское озеро, в евангельском контексте более известное как Галиле́йское море или Геннисаре́тское озеро. А в древнем Израиле  — как озеро Кине́рет (ивр. ‏ים כנרת‏‎, «ям Кинне́рет», ям означает «море»; араб. بحيرة طبريا‎, «Бахр-Табария» — пресноводное озеро на северо-востоке Израиля. Максимальная глубина — 45 м, площадь — в среднем 165 км². Объём воды — около 4,15 км³, площадь водосборного бассейна — около 2700 км².  Вид на озеро из старого города Тверии.

На гору он взошёл, скорее всего, чтобы его было лучше видно и слышно. Так как он произнёс проповедь на возвышенности, она получила название Нагорной. Примечательно, что Моисейпровозгласил Божьи заповеди, также стоя на горе.

Нагорная проповедь

Вид на западный склон горы Блаженств и Табху

Принцип Нагорной проповеди Библейский стих Значение
Блаженства Матфея 5:3-12 Иисус перечисляет девять благословений, которые доступны тем, кто следует Его учениям.
Золотое правило Матфея 7:12 Иисус учит нас обращаться с другими так, как мы хотим, чтобы они обращались с нами.
Молитва Господня Матфея 6:9-13 Иисус дает нам образец молитвы, которая охватывает все наши основные потребности.
Любовь к Богу и ближнему Матфея 22:34-40 Иисус говорит, что две величайшие заповеди – любить Бога всем своим сердцем и любить ближнего своего, как самого себя.
Прощение Матфея 6:14-15 Иисус учит нас прощать других, даже если они причинили нам боль.
Несуждение Матфея 7:1-5 Иисус говорит нам, что не следует судить других, потому что мы тоже несовершенны.
Смирение Матфея 18:1-5 Иисус учит нас быть смиренными и становиться, как дети.
Вера Матфея 17:20 Иисус говорит, что если у нас будет вера с горчичное зерно, то мы сможем перенести горы.
Надежда Римлянам 5:1-5 Павел говорит, что у нас есть надежда на вечную жизнь через Иисуса Христа.

Интересные факты

  1. Нагорная проповедь была произнесена Иисусом Христом во время Его служения в Галилее. Это одна из самых известных и почитаемых проповедей в христианстве. В ней Иисус изложил основные принципы христианской нравственности и этики.

  2. Выражение «нагорная проповедь» не встречается в Библии. Его придумали христиане позже, чтобы обозначить проповедь Христа на горе, которую описывает евангелист Матфей (гл. 5-7).

  3. Ключевым понятием в Нагорной проповеди является понятие Царства Божьего. Иисус говорит, что Царство Божье близко и что оно уже действует на земле. Он призывает своих слушателей стремиться к вхождению в это Царство и жить в соответствии с его законами.

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ. Что нужно знать. Цикл «Иисус Христос в Евангелиях»НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ. Что нужно знать. Цикл «Иисус Христос в Евангелиях»

Когда Иисус Христос провозгласил Свои заповеди блаженства

К этому моменту он уже был очень знаменит как великий чудотворец. Господь исцелял любую болезнь и изгонял демонов. Поэтому за ним следовали сотни и тысячи людей.

Нагорная проповедь была произнесена вскоре после крещения и искушения Христа сатаной в пустыне.

Отличие Нагорной проповеди от 10 ветхозаветных заповедей

Иисус дал своим ученикам не конкретные правила и законы, подобные 10 заповедям Моисея. Он рассказал о заповедях блаженства.

Читайте также:Все
Заповеди Божии (10) в православии

По словам апостола Павла, Закон заповедей был дан по причине увеличения беззакония на земле. И дан он был не для праведников, но для нечестивых. Только глубоко порочным людям нужно объяснять, что убивать, воровать, блудить, сквернословить и совершать другие грехи является злом.

..А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,

10 заповедей  были нужны для того, чтобы не дать израильскому обществу опуститься до уровня неразумных животных. Они не были высшим идеалом, к которому нужно стремиться, но тем минимумом, который помогал сдерживать зло.

Пророк Моисей

Рембрандт Харменс ван Рейн. Моисей разбивает скрижали Завета

Фарисеи пошли дальше и решили дополнить Закон своими правилами. Например, некоторые из них во избежание блудных мыслей, выходя из дома, шли по улице с опущенной головой, дабы ненароком не посмотреть на женщину. Поэтому они врезались в дома и деревья. Неудивительно, что их называли поцарапанными фарисеями.

Сгибать плечи под несуществующей тяжестью собственной чистоты и добродетели, получать раны и царапины во время ходьбы по улицам с закрытыми глазами, ибо открытыми глазами можно разглядеть женщину, и носить эти раны как признак величайшей набожности, — всё это выдумки фарисеев. Их так и классифицировал Талмуд: фарисеи плеча, оцарапанные или кровоточащие фарисеи, спотыкающиеся фарисеи, ибо последние из скромности и покорности расхаживали, не поднимая ног от земли, и т. д.

Христос же пошёл по другому пути. Он рассказал не о том, как не потерять остатки духовного и нравственного чувства. Напротив, он указал путь достижения совершенного подобия Богу.

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА *  Нагорная проповедь Иисуса ХристаЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА * Нагорная проповедь Иисуса Христа

Нагорная проповедь Иисуса: текст( Мф. с 5 по 7 гл.)

(4:25 И шли за Hим многолюдные толпы из Галилеи, и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и края за 5:1 Иорданом.)/ И Он, увидев эти толпы, поднялся на гору;

2 и когда Он сел, подошли к Hему Его ученики./ И Он, отверзши уста Свои, начал учить их так:

3 «Блаженны нищие по велению духа, ибо их есть Царствие Hебесное.

4 Блаженны cкорбящие, ибо будут они утешены.

5 Блаженны кроткие, ибо примут они в наследие землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо будут они насыщены.

7 Блаженны милосердные, ибо будут они помилованы.

8 Блаженны те, чьи сердца чисты, ибо увидят они Бога.

9 Блаженны миротворцы, ибо наречены они будут сынами Божьими.

10 Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царствие небесное.

11 Блаженны вы, когда воздвигнут на вас поношения и гонения, и лживо скажут про вас всякое худое слово, из 12 -за Меня./ Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах! Так ведь гнали пророков, что были прежде вас.

13 Вы — соль земли; но если соль стала пресна, чем ее осолить? Hи на что она не годится; разве что выбросить ее вон, на попрание людям.

14 Вы — свет мира. Hе может укрыться город, стоящий высоко на горе.

15 И светильник зажигают затем, чтобы поставить его не под сосуд, но на подсвечник, и чтобы он светил всем в доме.

16 Так да воссияет свет ваш пред людьми, чтобы увидели они от вас добрые дела и восславили Отца вашего, Пребывающего на небесах.

17 Hе подумайте, будто Я пришел, чтобы упразднить Закон или Пророков; не пришел Я, чтобы упразднить, но чтобы восполнить.

18 Ибо воистину говорю вам: пока небо и земля не прейдут, не прейдет от Закона ни единая иота и ни единая черта, покуда все не сбудется.

19 А потому, если кто самую последнюю из заповедей этих нарушит и научит тому же других, тот последним наречен будет в Царствии Hебесном; а кто исполнит и научит, тот великим наречен будет в Царствии Hебесном.

20 Ибо говорю вам: если не будет праведность ваша щедрее, нежели праведность книжников и фарисеев, не войдете вы в Царствие Hебесное.

21 Вы слышали, что было сказано древним: «не убий», — а если кто убьет, даст ответ перед судом.

22 Hо Я говорю вам, что всякий, кто гневается на брата своего, даст ответ перед судом; а если кто скажет брату своему: «рака!» — даст ответ перед Синедрионом; а если кто скажет брату своему: «безумный!»- даст ответ в огне Геенны.

23 А потому, если принесешь ты дар свой к жертвеннику, а там вспомнишь, что брат твой имеет на тебя обиду,

24 оставь дар твой там, перед жертвенником, и сперва ступай, примирись с братом твоим, а тогда приходи, приноси свой дар.

25 Сумей ублаготворить истца, пока вы еще на пути в суд, чтобы не предал тебя истец — судье, а судья — тюремщику, и чтобы не был ты ввергнут в темницу:

26 истинно говорю тебе, оттуда не выйдешь, покуда не выплатишь последнего кодранта.

27 Вы слышали, что было сказано: «не сотвори прелюбодейства».

28 Я же говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с любострастием, уже соблудил с нею в сердце своем.

29 Так если правый твой глаз вводит тебя в соблазн — вырви его и брось прочь; ибо лучше для тебя, чтобы часть твоего тела погибла, а не все тело было ввергнуто в Геенну.

30 И если правая твоя рука вводит тебя в соблазн — отсеки ее и брось прочь; ибо лучше для тебя, чтобы погибла часть тела твоего, а не все тело в Геенну пошло.

31 Было сказано: кто разводится с женой своей, обязан выдать ей разводное свидетельство.

32 Я же говорю вам, что всякий, кто разводится с женой иначе, как по причине ее неверности, толкает ее на прелюбодейство, а кто женится на разведенной, совершает прелюбодейство.

33 Еще вы слышали, что древним было сказано: «не приноси ложной клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».

34 Я же говорю вам: не клянись вовсе — ни небом, ибо оно есть престол Бога,

35 ни землею, ибо она есть подножие стоп Его, ни Иерусалимом, ибо он есть Город великого Царя;

36 и головой своей тоже не клянись, ибо не в твоей власти сделать хоть один волос белым или черным.

37 Hо да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от Лукавого.

38 Вы слышали, что было сказано: «око за око, и зуб за зуб».

39 Я же говорю вам: злому не противься, но если кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему другую,

40 и если кто хочет отсудить у тебя рубаху, отдай ему и плащ,

41 и если кто возложит на тебя повинность сопровождать его на версту, иди с ним две.

42 Тому, кто просит у тебя, дай, и от того, кто хочет у тебя занять, не отворачивайся.

43 Вы слышали, что было сказано: «возлюби ближнего твоего, и возненавидь врага твоего».

44. Я же говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за тех, кто гонит вас,

45 чтобы стать вам детьми Отца вашего, Который на небесах; ибо Он являет солнце Свое над злыми и добрыми, и посылает дождь для праведных и неправедных.

46 Ведь если вы будете любить тех, кто вас любит, какая у вас заслуга? Разве мытари не делают того же?

47 И если вы дружелюбны только со своими, что в том особенного? Разве язычники не делают того же?

48 А вы будьте совершенны, как совершен Отец ваш Hебесный.

6:1 И следите за собой, чтобы дела праведности не творились у вас напоказ, для зрителей; иначе нет вам награды у Отца вашего, Который на небесах.

2 Итак, если доброе дело делаешь, не учиняй шума, как делают в синагогах и на улицах лицедеи, ищущие похвалы от людей. Воистину говорю вам, они сполна получили награду свою.

3 Hо когда ты делаешь доброе дело, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

4 чтобы твое доброе дело было сокровенным; и Отец твой, видящий сокровенное, воздаст тебе.

5 И когда молитесь, не будьте как лицедеи, которые любят становиться на молитву в синагогах или на перекрестках, чтобы видели их люди. Воистину говорю вам, они сполна получили награду свою.

6 Hо ты, когда молишься, уйди к себе, затворив за собою дверь, и помолись Отцу твоему Сокровенному; и Отец твой, видящий сокровенное, воздаст тебе.

7 А молясь, не бормочите, как делают язычники; ведь они думают, что если много будет слов, они будут услышаны.

8 Так вы не уподобляйтесь им; ибо ведает Отец ваш, в чем имеете нужду, прежде, чем вы станете просить у Hего.

9 Поэтому вы молитесь так: Отче наш, Сущий на небесах! да святится Имя Твое,

10 да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

11 хлеб наш насущный подай нам сегодня,

12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим,

13 и не введи нас во искушение, но избавь нас от Лукавого.

14 Ведь если вы будете прощать людям, в чем они погрешили , простит и вам Отец ваш Hебесный;

15 если же вы не простите людям, не простит и вам Отец ваш Hебесный, в чем вы погрешили.

16 А когда поститесь, не напускайте на себя, как лицедеи, мрачного вида; ведь они делают себе унылые лица, чтобы показать людям, как постятся. Воистину говорю вам, они сполна получили награду свою.

17 Hо когда ты постишься, голову твою умасти и умой твое лицо,

18 чтобы не людям показать, как постишься, но Отцу твоему Сокровенному; и Отец твой, видящий сокровенное, вознаградит тебя.

19 Hе копите себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина разъедают, и воры вламываются и уносят;

20 но копите себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржавчина не разъедают, и где воры не вламываются и не уносят;

21 ибо где сокровище твое, там будет и сердце твое.

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое здраво, все тело твое будет исполнено света;

23 но если око твое нечисто, все тело твое будет исполнено мрака. Hо если свет, который в тебе, есть тьма, как же темна сама тьма!

24 Hикто не может служить двум господам; или одного отвергнет, а другого возлюбит, или первому будет предан, а для второго нерадив. Вы не можете служить и Богу, и богатству.

25 И потому Я говорю вам: не хлопочите о жизни вашей, что вам есть и пить, ни о теле вашем, во что вам одеться; не больше ли жизнь, чем пища, и тело, чем одежда?

26 Посмотрите на птиц небесных, что не сеют, и не жнут, и не запасают запасов в закромах, и все же Отец ваш Hебесный питает их; а вы, не намного ли вы ценнее их?

27 И кто меж вас хлопотами сможет прибавить к сроку жизни своей хоть один локоть?

28 И об одежде зачем хлопочете? Поглядите, как растут цветы в поле — не трудятся, не прядут;

29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не наряжался так, как любой из них./

30 Если же полевую траву, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так облачает, — насколько же более вас, маловеры?

31 Итак, не хлопочите, говоря: «что нам есть?», — или: «что нам пить?», — или: «во что нам одеться?»

32 Такие заботы занимают язычников; но Отец ваш Hебесный знает, что вам всё это нужно.

33 Прежде всего заботьтесь о Царствии и о правде его, а это все будет дано вам впридачу.

34 Итак, не хлопочите о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет хлопотать о себе; для каждого дня хватает его тягот.

7:1, Hе судите, чтобы вам не быть судимыми:

2 ибо, каким судом судите, таким будете судимы, и какой мерой мерите, такой будет вам отмерено.

3 Зачем же ты смотришь на соринку в глазу брата твоего, а в своем глазу бревна не примечаешь?

4 Или как скажешь ты брату твоему: «разреши-ка, я выну соринку из твоего глаза», — а у самого в глазу бревно?

5 Лицедей, вынь сперва бревно из глаза твоего, и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата твоего.

6 Hе давайте святыни псам, и не рассыпайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами, и не накинулись на вас, и не растерзали вас.

7 Просите, и дано будет вам; ищите, и вы найдете; стучитесь, и вам отворят.

8 Ибо всякий, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и кто стучится, тому отворят.

9 Разве есть между вами такой человек, у которого сын его попросит хлеба, а тот даст ему камень?

10 Или рыбы попросит, а тот даст ему змею?

11 Так если уж вы, злые люди, умеете давать детям вашим даяния благие, — насколько же более Отец ваш, Который на небесах, подаст блага тем, кто у Hего попросит?

12 А потому во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами: вот суть Закона и Пророков.

13 Узкими входите вратами; ибо просторны врата и широк путь, ведущие к погибели, и много тех, что входят ими.

14 Hо тесны врата и узок путь, ведущие к жизни, и мало тех, что находят их.

15 Остерегайтесь лжепророков, что приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри — волки хищные.

16 По плодам их вы распознаете их. Разве собирают с терновника — виноград, или с репейника — смоквы?

17 Так всякое дерево благородное приносит добрые плоды, но дерево худое приносит дурные плоды.

18 Hе может дерево благородное приносить дурных плодов, а дерево худое — приносить добрых плодов.

19 Всякое дерево, которое не приносит доброго плода, срубают и бросают в огонь.

20 Итак, по плодам их вы распознаете их.

21 Hе всякий, кто говорит Мне: «Господи! Господи!» — войдет в Царствие Hебесное, но тот, кто творит волю Отца Моего, Пребывающего на небесах./

22 Многие станут говорить Мне в оный День: «Господи! Господи! Разве не во имя Твое мы пророчествовали, не во имя Твое изгоняли бесов, не во имя Твое совершили множество чудес?»

23 И тогда объявлю Я им: «Я никогда не знал вас; прочь от Меня, содетели беззакония!»

24 Поэтому всякий, кто слушает эти Мои слова и исполняет их, подобен будет человеку разумному, который построил дом свой на скале;

25 и прошел ливень, и разлились реки, и подули ветры, и обрушились на дом тот, — а он не рухнул, ибо основание его было на скале.

26 Hо всякий, кто слушает эти Мои слова и не исполняет их, подобен будет глупцу, который построил дом свой на песке;

27 и прошел ливень, и разлились реки, и подули ветры, и обрушились на дом тот, — и он рухнул, и разрушение его было велико.»

Структура текста

  • Введение (Мф. 5:1—2);
  • Заповеди блаженства (Мф. 5:3—12);
  • О соли и свете (Мф. 5:13—16);
  • Объяснение Закона (Мф. 5:17—48);
  • Не делай, как делают лицемеры (Мф. 6);
  • Молитва Господня;
  • Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1—5);
  • Благость Небесного Отца и святость (Мф. 7:7—29).

Краткое толкование

В самом начале Иисус говорил о блаженстве. Он имел в виду счастье, основанное на отношениях с Богом и надежде на вечное спасение.

Нагорная проповедь

«Заповеди Блаженств», православная икона

К сожалению, многие верующие размышляют так: я стану счастливым, когда Христос вернётся, уничтожит зло и наградит меня бессмертием. Однако Иисус говорит не о том, что мы станем блаженными. Мы уже счастливы, если следуем Его учению.

Как стать счастливым

Коротко о тех, кого Иисус назвал блаженными:

  1. Нищие духом — те, кто осознаёт жизненную необходимость в Боге и возложил на Него упование. Прежде всего эти люди ценят духовные сокровища Небесного Отца и не останавливаются в христианском развитии, даже если служат Богу долгие годы. Они продолжают осознавать свою греховность и смиренно принимают советы и исправление.
  2. Плачущие — это те, кто не может найти утешение. Также мы страдаем из-за творящейся в мире несправедливости. Личное несовершенство — ещё один повод для печали. Но Иисус ободряет, говоря о том, что утешение найдут все праведники.
  3. Кроткие —  скромные, смиренные люди, послушные Богу без ропота и проявляющие  мягкость в обращении с ближними.
  4. Алчут и жаждут праведности те, кто развивает все Божьи качества, а не только те, что нравятся. Например, пьяница или блудник может быть добрым и щедрым, но это не делает его праведником. А тем, кто ведёт нравственно безупречный образ жизни, может не хватать сострадания и такта. Христиане должны развивать полноценную духовную личность.
  5. Милосердные — готовые прощать чужие недостатки, подлинное сочувствие. Это больше, чем приступ жалости. Речь идёт о готовности учиться видеть мир глазами другого человека, чтобы проникнуться к нему состраданием.
  6. Чистый сердцем не совершает греха не только в реальной жизни, но даже в мыслях. Также он служит Богу и людям из бескорыстных побуждений, не ради славы, власти или связей, но из любви.
  7. Миротворцы проявляют активную любовь, примиряя противостоящие друг другу стороны. Прежде всего они помогают грешникам примириться с Богом.
  8. Изгнанные за правду ведут праведный образ жизни, несмотря на насмешки и преследования. Также праведники, подобно Ною и Лоту, изобличают пороки общества.
  9. Поносимые и гонимые — ученики Христа, гонимые за преданное служение ему. Сегодня нередко представители сомнительных религиозных групп провозглашают себя гонимыми последователями Господа. Но если они преступают Божий и государственный закон, то не могут считаться гонимыми за правду.

Христиане — соль земли

Своих последователей Иисус назвал солью земли. Соль нужна, чтобы надолго сохранить пищу пригодной для употребления. Соль убивает бактерии. Истинные христиане также помогают этому миру сохранять духовную и нравственную чистоту. Они не лишают людей индивидуальности, не уничтожают их культуру, но преобразуют человеческую природу, используя библейские истины.

Свет для мира

Мы должны быть светом миру, отражая качества Христа и проповедуя словом и делом.

Отношение христианства к Закону Моисея

Христос пришёл не нарушить закон, но исполнить его.  Некоторые утверждают, что Иисус этим провозгласил непреложность всех положений Закона Моисея, включая заповеди о субботе, нечистой и чистой пище и т. д.

Нагорная проповедь

Одним из ранних изображений евангельского сюжета — мозаика VI века Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне «Проповедь Христа апостолам».

Но дальнейшие слова Христа опровергают удивляют своей полнотой. Он говорит о том, что пришёл раскрыть истинный смысл Закона: проявить совершенную любовь к Богу и людям. Вечными являются принципы, лежащие в основе Закона, но не сами все 613 его заповедей.

Те, кто ратует за соблюдение буквальной субботы, обычно делают это лишь каждую неделю, но не соблюдают годовые субботы.

Далее Господь говорит о том, что именно толкает человека на насилие. Это ненависть, приводящая к неконтролируемому гневу.

Интересный факт Библия

осуждает не только продолжительный гнев, но и внезапные вспышки гнева. Гнев подобен Везувию, который в 79 году н. э. уничтожил Помпеи, Геркуланум и другие города.

Если сосредоточиться на недостатках ближних и перестать видеть в них хорошее, то их легко возненавидеть. Презрение — великий грех, из-за которого человек может попасть в геенну, то есть лишиться вечной жизни.

проповедь

С другой стороны, серьёзным грехом является доведение человека до гнева через оскорбление и другие формы унижения. Если мы обидели кого-либо, с ним нужно как можно быстрее помириться, пока мы ещё на земном пути и не предстали перед судебным престолом Бога.

Измена, развод

Не прелюбодействовать в сердце своём — это значит не изменять спутнику жизни не только делами, но также мыслями и чувствами. Измена — это не только прелюбодеяния на физическом уровне, но также флирт с тем, кто не является нашим спутником жизни, романтические мечты о нём, пламенная переписка и тому подобное.

Христос также восстановил первоначальную заповедь Бога в отношении развода. Он говорит о том, что развестись и вступить в новый брак можно лишь по причине предательства спутника жизни — супружеской измены.

Клятва и месть

Иудеи много клялись, зачастую делая это легкомысленно. Христос совсем запрещает давать пустые клятвы. Каждый из нас должен быть человеком дела, а не только слова.

Ещё одной новостью для иудеев стало учение Христа о мести. Великий Учитель совсем её отменяет. Вместо этого он говорит о любви к врагам. Однако при этом Он не побуждает к совершенному непротивлению злу, что, по сути, означает соучастие во зле. Мы не должны молчать, когда вершится несправедливость.

Бог есть любовь

В проявлении любви мы должны стремиться к совершенству, подражая в этом Богу, который даёт солнце и дождь неблагодарным и злым.

Читайте также:

В чем суть выражения «Бог есть любовь»?

Осуждение пустого благочестия

Во второй части Нагорной проповеди Иисус обличает формальную набожность, проявляющуюся в милостыне, молитве и посте напоказ. Служить Богу нужно от сердца, ища а не восхищение людей, а Его одобрение. Отношения с Богом должны строиться не на взаимовыгодных условиях, как это делается в мире бизнеса.

Как нужно молиться

В образцовой
молитве «Отче наш»
Господь учит, что в первую очередь мы должны просить Бога о прославлении Его имени и установлении Его воли на земле в той же степени, как она присутствует на небе. Важно также молиться о прощении грехов, помощи в удовлетворении жизненно важных потребностей и борьбе с искушениями.

Забота о еде и одежде

Иисус побуждает нас не предаваться чрезмерной заботе о ежедневных материальных потребностях. Смысл жизни заключается не в достижении богатства и процветания здесь и сейчас, но в том, чтобы ставить интересы Царства Божьего на первое место. Если мы будем так поступать, Творец станет помогать нам заботиться о пропитании семьи. Божья воля для нас заключается в том, чтобы мы искали Его праведности. Это значит, что мы изучаем Писание для того, чтобы сверять своё поведение с заповедями и меняться, становясь похожими на Христа.

Кому принадлежит суд

Третья часть проповеди содержит учение о суде. Никто не имеет права судить других, если у него нет для этого полномочий. Но люди делают это постоянно, судя о мотивах, настоящем и будущем друг друга, включая вечную участь.

Всевидящее Око_5959

Иконография: Всевидящее Око Божие. Датировки: XX в. Начало XX века. Иконописная школа или художественный центр:  Палехская школа иконописи. Материал: дерево, левкас, темпера, масло, золото, чеканка. Размеры иконы:  высота 26,7 см, ширина 22,3 см. В центральном круге, от которого исходят четыре луча, помещено поясное изображение благословляющего Христа Эммануила со свитком в руках. Во втором круге — схематично изображенное лицо с двумя парами глаз. В круглых медальонах, опоясывающих внешний круг, вписаны символы евангелистов, Господа Саваофа и Богоматери Оранты. Инв. № ГМПИ 3611. ДИ-396-И. © Государственный музей Палехского искусства

Но Бог передал весь Суд над человечеством Сыну. И если у нас нет полномочий, то и судить мы не имеем права. Чаще всего люди делают это, когда распространяют сплетни, преувеличивая чужие недостатки. Слова Иисуса, конечно, не лишают нас возможности давать личную оценку людям, их ценностям, поведению и взглядам.

«Не бросайте жемчуг перед свиньям»

Христиане не должны тратить силы на проповедь евангельской истины неблагодарным, высокомерным и упрямым в своём грехе людям. Такие грешники похожи на свиней, которые не знают ценности жемчуга и потому попирают его ногами.

Настойчивость в молитве

Если мы нуждаемся в совете и поддержке, нужно настойчиво просить об этом.
И Господь
даст Святой Дух, а через него — ободрение и руководство для решения проблем.

Золотое правило Христа

Золотое правило Христа отличается от того, что содержится в этическом учении Конфуция и других древних философов.

Если некоторые учили не делать ближним того, чего мы не хотим для себя, то Иисус говорит, что

нужно делать то, что мы желаем себе.

Если следовать отрицательному золотому правилу, то тогда любой законопослушный эгоист может стать порядочным человеком. Но

путь христианства

предполагает активную любовь.

Узкий путь

Христианский путь узок, о чём забывают многие верующие. Посещение церкви, молитва и соблюдение обрядов не отменяют тяжести намеренных проступков. Служение Богу несовместимо с блудом, пьянством, курением, сквернословием и другими безнравственными действиями. Нашего Небесного Отца невозможно обмануть мнимой набожностью.

Икона Иисуса Христа, Христос Ветхий Денми

Христос Ветхий Денми. Фреска XIV в. из Убиси, Грузия

Предостережение о лжепророках

В любое время нужно остерегаться лжеучителей. В наши дни их стало очень много. Лжепророки, прикрываясь любовью к Богу и ближним, учат доверчивых людей откровенному разврату.

Например, либеральные богословы одобряют однополые отношения, невзирая на печальную участь Содома и Гоморры.Есть и те, кто учит, что спасение никак не связано с нашими делами, отражающими уважение к святым нормам Бога, но зависит от одной голой веры.

Руины Содома и Гоморры

Руины Содома и Гоморры

Христиане — строители своей жизни

В конце Христос сравнивает тех, кто слушает Его слова, со строителем, создавшим дом на основании из камня. Такой человек творит добрые дела, а не просто говорит о своей вере. Те же, кто лишь создаёт вид праведности, но находит оправдание своим грехам, похожи на хозяина, построившего дом на песке. Во времена искушений или гонений он отречётся от любви к Богу и ближнему.

Значение Нагорной проповеди для современного христианина

Нагорная проповедь — квинтэссенция, сама суть учения Христа. Хотя она была произнесена в Галилее, но имеет вечную ценность для людей из всех народов.

Самое важное — это то, что заповеди Христа пишутся не на бумаге и не в памяти, но на скрижалях сердца.

О значении Нагорной проповеди можно судить по реакции слушателей. Они были поражены Его учением. Если фарисеи часто учили бесполезному и пытались подавлять совесть простых людей, подменяя её бесконечными правилами, то Иисус стремился помочь нам сформировать новую личность, созданную по образу Бога.

Нагорная проповедь

Фра Беато Анджелико. Нагорная проповедь. 1430-е гг. Флоренция. Музей Сан-Марко. В 1427 году Козимо деи Медичи — правитель Флоренции — приказал архитектору Микелоццо реконструировать старый монастырь доминиканского ордена Сан Марко. Фра Анджелико было поручено украсить фресками более сорока келий, коридоры и другие монастырские помещения. После перестройки монастыря Анджелико переселился в Сан-Марко и создал прекрасные росписи, которые ныне привлекают поклонников живописи всего мира.

Итальянский художник эпохи Раннего Возрождения Фра Беато Анжелико (буквально «брат Блаженный Ангельский») — доминиканский монах, в 1983 году причисленный католической церковью к лику блаженных. Его фреска «Нагорная проповедь» обращает на себя внимание особой чистотой и аскетизмом образа.

Христос изображен в центре фрески сидящим выше окружающих Его апостолов, помещающихся как бы у Его ног. Бросается в глаза (особенно православному христианину) то, что положение Христа не фронтальное — Он обращается вниз, не к нам. Мы, зрители, смотрим на сцену со стороны. Ликов большинства Христовых учеников мы или вообще не видим, или видим частично: апостолы либо сидят спиной к зрителю, что неприемлемо в православной иконографии, либо заслонены нимбами других. Однако отказ художника от всего второстепенного в изображении настраивает зрителя на возвышенный лад.

Событие в живописи: картины известных художников

Нагорная проповедь неоднократно воспроизводилась в искусстве. Вот лишь несколько произведений:

  1. Мозаика 6 века (Равенна, Италия).
  2. Фреска 17 века (Ярославль).
  3. Картина Фра Беато 1430-е гг. (Флоренция, Италия).
  4. Фреска Коззимо Росселли 1481-1482 гг. (Сикстинская капелла, Ватикан).
  5. Панно Хенрика Ольрика 19 века (Копенгаген, Дания).

Нагорная проповедь

Нагорная проповедь. Фреска. XVII век. Ярославль. Церковь Иоанна Предтечи. На этой фреске Христос изображен сидящим на пригорке, а ученики стоят справа и слева от Него. Христос по-прежнему центральный персонаж композиции. Он – царь, поэтому Он сидит, а апостолы стоят, как и положено верноподданным перед царем. Их взоры обращены к Владыке. Иконописец также изображает всех персонажей лицом к зрителю, только один из апостолов написан в профиль. Руки учеников протянуты к Спасителю в молении, а Господь обращает к ним Свои ладони как податель благ. За спиной Его стоит «град на горе». Это образ и Небесного Иерусалима, и верного исполнителя евангельских заповедей. Рядом с городом – образ Бога Отца в окружении огненных серафимов, отсылающий к молитве «Отче наш».

Нагорная проповедь не пережиток далёкого прошлого и не учение проповедника, обращённое лишь к своим соплеменникам. Это конституция каждого христианина и основа вечного будущего мира.

Истины, изложенные Иисусом, невозможно понять одной лишь логикой. Ими нужно жить каждый день, формируя свой разум и сердце по образу и подобию Бога. И только тогда мы станем по-настоящему блаженными. Не в вечном прекрасном будущем, но уже здесь и сейчас для нас откроются врата рая.

Святые отцы Церкви о Нагорной проповеди

Следовало бы, судя по тяжести предложенных заповедей и по высокости повелений, народу болезновать и придти в уныние; но такова была сила Учителя, что Он многих пленил и привел в величайшее удивление, и сладостью Своих слов убедил не отступать от Него и тогда, когда перестал говорить. Даже и тогда, когда Он уже сошел с горы, слушатели все еще не отходили, но все следовали за Ним: вот сколь великую Он внушил любовь к Своим словам! Но они более всего удивлялись Его власти, так как Он Свою речь говорил не от лица другого, подобно пророку Моисею, но всюду показывал, что Сам имеет власть.

В старые-престарые времена египетские фараоны строили пирамиды из камня. Одни из тех пирамид были высотой пятьдесят метров, другие – сто, а некоторые и выше ста метров. Есть и такие, которые в два раза выше храма Святой Софии в Царьграде, самой величественной церкви на православном Востоке. Поистине, это загадка, зачем фараоны строили такие гигантские пирамиды, впрочем, все в древнем языческом Египте загадочно, все сказка, все предчувствие.Вероятнее всего, фараоны воздвигали эти исполинские каменные сооружения, мечтая о бессмертии своем…

На невысоком берегу голубого Генисаретского озера сел Божественный Строитель на зеленую траву и начал набрасывать план нового здания. Однако Он не стал чертить его на пергаменте, но впечатывал в души учеников Своих пламенное слово Свое, словно ставя алмазной печатью оттиск по податливому воску человеческих душ. Первые слова Его открывают, с чего начинается созидание райской пирамиды… Пирамиды эти – духовные, более реальные, чем любая материальная вещь. Они основаны на духовном фундаменте, духом построены, духом украшены, духом укреплены и духовному царству предназначены. Надобность этих пирамид и план постройки объявил Сам Господь Иисус Христос. А строителями должны быть все крещеные люди, вдохновляемые всемогущим содействием Духа Святого.

Господь изложил блаженства, взойдя на гору; этим Он показал, что желающий достигнуть блаженства должен отвлекаться от всего земного и подниматься к высокому. Взошел на ближайшую гору, отчасти уклоняясь от шума толпы, отчасти желая преподать учение без перерыва. От врачевания тел переходит к врачеванию душ. Таким образом Он всегда поступает, переходя от одного к другому, и от этого опять к тому, чтобы доставить разнообразную пользу.

Частые вопросы

Где Иисус говорил Нагорную проповедь?

История Паломница Эгерия (около 380 года) сообщала о том, что Иисус Христос произнёс заповеди блаженства в пещере на горе, расположенной около места, где Иисус Христос умножил пять хлебов и две рыбы, недалеко от Капернаума.

Сколько заповедей в Нагорной проповеди?

Иисус наполняет новым смыслом и заново толкует закон Моисеев и в особенности десять заповедей, в части нагорной проповеди, называемые «антитезами»: за вводной фразой «Вы слышали, что сказано древним» следует толкование Иисуса.

Какая главная заповедь с точки зрения Христа?

Иисус сказал ему: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Что говорится в Нагорной проповеди?

В Нагорной проповеди отражены основные понятия и истины учения Иисуса Христа. Люди были поражены Нагорной проповедью, так как в ней говорилось много нового о смысле жизни человека, о счастье и о законах жизни.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Внимательно изучите текст Нагорной проповеди Иисуса, чтобы понять основные принципы и учения, которые он проповедовал.

СОВЕТ №2

Применяйте принципы Нагорной проповеди в повседневной жизни, стремясь к миру, милосердию, чистоте сердца и другим духовным ценностям.

СОВЕТ №3

Обсудите прочитанное с другими христианами, чтобы обогатить свое понимание и поучиться толкованию Слова Божьего.

Исторический контекст Нагорной проповеди Иисуса

Нагорная проповедь Иисуса, также известная как Проповедь на горе, является одним из наиболее известных учений Христа, описанных в Евангелии от Матфея. Это учение было произнесено Иисусом Христом на горе, что символизировало его близость к Богу и духовную высоту его учения.

Исторический контекст Нагорной проповеди Иисуса связан с периодом его земной жизни, когда он начал проповедовать и учить учеников. Проповедь на горе была сделана в ответ на потребность в новом учении, которое принесло бы освобождение и духовное преображение.

В то время в иудейском обществе царило много противоречий и недопониманий относительно закона Моисея и духовных учений. Иисус призвал своих последователей к новому пониманию закона, основанному на любви, милосердии и прощении.

Нагорная проповедь Иисуса стала своеобразным манифестом нового учения, которое отличалось от традиционных религиозных учений своим акцентом на внутреннем преобразовании и духовном росте. Именно в этой проповеди были сформулированы такие важные принципы, как блаженство, милосердие, миротворчество и духовное богатство.

Таким образом, исторический контекст Нагорной проповеди Иисуса отражает потребность обновления и преобразования духовных учений в то время, когда мир нуждался в новом взгляде на отношения с Богом и ближними.

Оцените статью
Добавить комментарий