Коротко о церковном празднике: «Вход Господень в Иерусалим» и его значение

Церковный праздник «Вход Господень в Иерусалим» является одним из важных событий в православной традиции, отмечаемым в воскресенье перед Пасхой. В этой статье мы рассмотрим историю этого праздника, значение иконы, связанной с этим событием, а также особенности его празднования в храмах.

Когда Церковь празднует вход Господень в Иерусалим в 2022 году

В следующем году этот день придется на 17 апреля.

А в 2023 году — 9 апреля.

Мнение эксперта:

Вход Господень в Иерусалим – один из важнейших церковных праздников, отмечаемый православными христианами перед началом Страстной недели. Этот день символизирует восприятие Иисусом Христом своей миссии как спасителя человечества и величественный вход в Иерусалим, где его встретили как царя. Эксперты отмечают, что праздник напоминает о духовной победе над земными силами и призывает к пониманию истинных ценностей веры. Важно для верующих сохранять память о событиях, которые легли в основу христианства, и через них обогащать свою духовную жизнь.

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Протоиерей Олег СтеняевВход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Протоиерей Олег Стеняев

Дата и история установления празднования

Как дата празднования, так само оно тесно связаны с
Пасхой, Воскресением Христовым
. Примерно до II в. ее отмечали каждый воскресный день – не как «малую Пасху», как считается ныне, а собственно как праздник Воскресения. Кроме того существовала «Пасха Крестная» накануне иудейской. Она была не радостным событием, а днем строжайшего поста, скорби о
Распятии Господа
.

Лишь к III-IV вв. Пасха начинает пониматься как радостное празднование Воскресения. Поэтому богословского осмысления требуют также предшествующие ей события. Таким образом появляется

Великий Пост

, как путь к Голгофе а затем – Воскресению. И, конечно, особого внимания заслуживают последние дни земной жизни Христа.

О том, как именно христиане первых веков отмечали праздник, сохранились немногие свидетельства. Например, паломники, приезжавшие в Иерусалим, оставили описания шествия с пальмовыми ветвями. Оно происходило вечером, накануне празднования. О том, что эта традиция существовала не только на родине
христианства
, свидетельствует, например, название праздника, встречающееся в западно-христианских богослужебных текстах «Die dominica in palmas», то есть «Воскресный день пальм». Богослужебные песнопения праздника сохранились только от  VII-VIII вв. А вот древнейшее поучение на праздник относится к III в., его составил свт. Мефодий Патарский. Впоследствии проповеди на праздник произносили многие святые отцы.

Таким образом, традиция празднования восходит по крайней мере к III в.

Интересные факты

  1. Вход Господень в Иерусалим также известен как “Вайи”, что происходит от еврейского слова “веер”. Это связано с пальмовыми ветвями, которые люди в Иерусалиме махали Иисусу во время его въезда в город.
  2. Согласно Новому Завету, вход Иисуса в Иерусалим был исполнением древнего пророчества о царе, который въедет в город на осле. Это событие является символом смирения и мирного царствования Христа.
  3. Праздник Входа Господня в Иерусалим отмечается в различных христианских церквях по всему миру. Он обычно приходится на неделю перед Пасхой и является одним из самых важных праздников в христианском календаре.
Вербное Воскресенье. Главные аспекты праздника. Вход Господень в Иерусалим.Вербное Воскресенье. Главные аспекты праздника. Вход Господень в Иерусалим.

Событие и его значение

Происшедшее за пять дней до Распятия уже во времена Христа трактовалось как буквальное исполнение пророчества Захарии:

«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной»

Исполнение пророчеств

По мнению тогдашних толкователей, оно однозначно говорило о пришествии Мессии как истинного Царя. Особое значение имело именно восседание на «ослице и молодом осле». Это как бы соотносило событие с помазанием на царство Соломона, которое совершилось еще при жизни его отца, царя Давида. Вот как говорит об этом 3 Книга Царств (3 Цар.1:32-35):

«И сказал царь Давид: позовите ко мне священника Садока и пророка Нафана и Ванею, сына Иодаева. И вошли они к царю. И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону, и да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: «да живет

царь Соломон

!». Потом проводите его назад, и он придет и сядет на престоле моем».

В точном соответствии с пророчеством Захарии и Книги Царств,
Иисус Христос
отправляет учеников найти осла, восседая на котором въезжает в Иерусалим. Его встречают, как грядущего царя – кликами «Осанна Сыну Давидову!». А по дороге народ постилает одежды как знак покорности Его власти.

Вербное Воскресение

Вход Господень В Иерусалим

Царь земной или небесный?

Однако этот въезд в Иерусалим от Соломонова все же существенно отличается: никакого ожидаемого народом помазания на царство над Израилем после торжественного Входа не происходит! А ведь этого так ждали: буквально накануне, как было хорошо известно, Иисус совершил величайшее, невиданное чудо – воскрешение Лазаря, уже четвертый день как скончавшегося. Кто же Он, как не Мессия? Сомнений нет. Итак, конечно, повторится история помазания Соломона, а затем руководимый Царем народ сметет владычество римлян…

Мимо внимания предавшихся эйфории людей совершенно проходят слова прор. Захарии о кротости Мессии, ведь он даже въехал в город не на боевом коне – на ослике. Они ждут действий, но их нет. Здесь причина сначала недоумения, а потом возмущения. Именно поэтому Господь так одинок среди всеобщего ликования, плачет об ослеплении людей – но это видят лишь его ближайшие ученики.

Ему остается 5 дней земной жизни – до Распятия.

Описание Евангелистами

Событие описано
всеми четырьмя авторами Евангелий
, однако рассказы о нем несколько разнятся. При этом они содержат некоторые исторические детали, понятные современникам, однако, неизвестный человеку нашего времени.

Почему хозяева отдали ослика?

Христос посылает учеников к определенному месту, где животное привязано на улице. Придя, они отвязывают осла, а на возмущение хозяев отвечают, что «он надобен Господу», после чего их отпускают. Церковными историками, богословами это трактуется по-разному:

  • слова учеников могли понять как принятое во времена Ветхого Завета заимствование животного для нужд храма;
  • Христос мог знать, что хозяева животного признают Его Мессией, то есть обращаться к почитателям;
  • так как слово «Кириос» по-гречески значит как «Бог», так и «хозяин», «господин», здесь могло быть осуществлено древнее право царя брать у подданных то, что необходимо ради срочных государственных или личных нужд; так как Иерусалим был уже полон слухами о Мессии, владельцы животного могли понять слова учеников именно таким образом.

Сколько было животных?

Св. Матфей говорит об осленке и ослице, на которых воссел Иисус так, как если бы он сидел сразу на двух животных. Так как представить такое довольно сложно, то церковные историки и здесь предлагают разные версии:

  • согласно одной из них, речь идет об ошибке переписчика рукописи св. Матфея – она действительно имеет разные редакции;
  • согласно другой, животных было два, но ехал Иисус все-таки на осле; так как тот был еще не объезжен, вместе с ним шла мать-ослица, чтобы при ее присутствии «жребя» вел себя спокойно.

Эту версию иногда воспроизводят иконы праздника, на которых можно увидеть ослицу и осленка.

Вход Господень в Иерусалим

Кто кричал «осанна»?

Здесь со всем другими Евангелистами расходится
св. Иоанн Богослов
:

  • свв. Марк, Лука, Матфей повествуют, что Господа встречали его ученики и паломники, признающие Его Мессией, тогда как другие жители Иерусалима не только не принимали Его проповеди, но многие даже не знали о ней; отсюда их вопросы о Человеке, которого встречают столь торжественно: «Кто Сей?» (Мф. 21:10);
  • а вот св. Иоанн прямо пишет: Иисуса встречало «множество народа, пришедшего на праздник» (Ин.12:12), то есть паломники и жители города.

Пальмовые ветви

О том, что это именно пальма, говорит только св. Иоанн, тогда как другие Евангелисты просто говорят о «ветвях с дерев», которые постилали по дороге. Иоанн же не говорит определенно, держал ли народ ветви пальмы, или бросал под ноги ослика. Некоторые историки думают, что, если люди именно держали пальмы, это – указание Евангелиста на подобие события празднику Кущей, где также использовались ветви пальм.

Праздник знаменовал не только воспоминание о странствовании евреев по пустыне, обретении ими Земли Обетованной, но также был посвящен грядущему всеобщему воскресению мертвых. Именно его прообразовало воскрешение прав. Лазаря, таким образом, Вход в Иерусалим был религиозной процессией, знаменовавший начало новой страницы жизни иудейского народа, когда действительно «приблизилось Царство Небесное».

Вход Господень в Иерусалим

Пальмовое воскресение в Италии

Важная причина торжества

Это – воскрешение Христом Лазаря, о котором пишет только св. Иоанн. Он же добавляет: причина всеобщего ликования то, что огромному количеству народа стало известно это чудо. Может быть две причины, по которым другие Евангелисты не пишут об этой истории:

  • чаще всего ссылаются на то, что в 60-е гг. I в., когда созданы 3 из 4 Евангелий, прав. Лазарь, епископ города Китии, был жив, и на него едва ли не «охотились» иудеи, желая убить того, кто своим воскресением свидетельствовал Божественность Мессии; дабы не навредить «другу Христову», Евангелисты не упоминают о чуде;
  • возможно также, что Евангелие Иоанна, созданное уже на рубеже I-II вв. – плод зрелого богословского осмысления с высоты прошедших лет; недаром именно этот Евангелист пишет, что при Входе в Иерусалим «ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему» (Ин.12:16), имея ввиду торжественную встречу, пальмовые ветви, другие символы.

Воскрешение Лазаря

Воскрешение праведного Лазаря

Вход Господень в ИерусалимВход Господень в Иерусалим

Почему праздник называют Вербным воскресением

Вербное воскресение
— это название возникло на Руси. Здесь не растут пальмы, но их заменила местная верба, многими именуемая «Лазарем растительного мира»: ведь она первой расцветает самой ранней весной, когда еще лежит снег. Символика вербы поэтому тесно связана с Воскресением.

Другие названия

Праздник также именуют:

  • Неделей ваий (церковно-славянское название «вайи» означает «пальмы»);
  • Пальмовым Воскресеньем (католическая традиция).

Вербное Воскресенье

В чем смысл праздника

Это один из «двунадесятых», то есть 12 великих праздников. Из всех них он, может быть, единственный «со слезами на глазах», будучи на самом деле одним из самых трагических дней церковного календаря.

Верующие призываются не только к радости о пришествии Господа, но также – к скорби о греховном ослеплении… нет, не иудеев, а своем собственном. Кто из нас не ждал от Христа поддержки «в этой жизни», подобно жителям Иерусалима, искушая Бога требованием знамений и чудес, просьбами устроить материальное благополучие, даровать безбедную жизнь?

Меж тем, совсем иное говорит св. Павел:

«Если мы в этой толькожизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков »

Так точно ли современный христианин – лучше духовно ослепших иудеев?

Исторически по России известно 53 церкви, посвященные празднику. К настоящему времени многие из них уничтожены, или находятся в состоянии разрушения. Есть также храмы совсем новые или еще строящиеся. В целом сейчас действующих церквей можно назвать только 20. Вот некоторые из них.

Вход Господень в Иерусалим, Бирюлево

Патриаршее Подворье. Храм Входа Господня в Иерусалим в Бирюлеве. 115547 г. Москва,

Михневский проезд, дом 2. Как добраться:

м. Царицыно, первый вагон из центра, автобус №289, 389, маршрутное такси 1130 — остановка — Михневская улица, 19

м. Кантемировская, первый вагон из центра, автобус №690, остановка — Михневский проезд

м. Орехово, м. Домодедовская, автобус №717, остановка — Михневская улица, 19

от ж.д. станции Бирюлево-Пассажирская, автобус №289, №717, остановка — Михневская улица, 19 или пешком 5 минут

Бирюлево

Это молодой храм столичного района, к началу 1990-х вообще не имевшего православных церквей. Первоначально строить его начал приход другого, также недавней постройки, местного храма, посвященного иконе Богородицы «Живоносный Источник». С 2011 г. будущая церковь вошла в программу строительства 200 храмов Москвы, несмотря на незавершенность строительства здесь открылось Патриаршее подворье. Уже с 2012 г. начались богослужения, а Великое освящение совершили 29 декабря 2019 г.

Верея

Первоначально это был собор Спасского монастыря, также посвященного празднику, а известен с 1670-х гг. За свою историю церковь пережила немало:

  • упразднение обители с 1764 г. с одновременным ветшанием ее собора вплоть до аварийного состояния; отремонтировать здание удалось только к середине XIX в., а росписи здесь появились и того позже – с начала XX в.;
  • закрытие с 1930-х гг., новое запустение;
  • здание было также сильно повреждено бомбежками периода Великой Отечественной войны.

Восстановить храм удалось только за последние годы.

Рязань

Первая церковь на этом месте относится к 1550 г. Каменное здание, которое хорошо знают горожане, возведено к концу XVII в. Новомученик, епископ Рязанский и Шацкий Иувеналий (Масловский) считал церковь «Малым Иерусалимом», особенно любил служить здесь ночами.

В 1930-е церковь пережила закрытие, разорение. Здесь разместилось мебельное производство. Вернуть святыню верующим удалось только с 1992 г.

Тотьма

Эту церковь возвели в XVIII в. купцы Пановы. Архитектурный стиль здания определяют как барокко, а прихожане говорят: церковь, с ее луковичными главками, напоминает свечу, постоянно горящую пред Господом. Закрытая во время гонения, она ныне восстановлена.

Вербное Воскресение

Иконография: Вход Господень в Иерусалим Датировки: XVII в. 1670-е. Иконописная школа или художественный центр:  Ярославская школа Материал: Дерево, левкас, темпераРазмеры иконы:  высота 73,6 см, ширина 60 см Икона из праздничного чина. На иконе изображена сцена Входа Господня в Иерусалим. В центре Иисус Христос на осле, за ним следуют апостолы. Перед Христом встречающие у иерусалимских стен. И-814. © Ярославский художественный музей.

Образы праздника известны с IV в. Существует три основных варианта изображения:

  • Христос, восседающий на осле, сопровождаемый Апостолами, встречаемый народом Святого Города;
  • в другом варианте с ослом изображается ослица, но другие детали остаются прежними;
  • есть также восходящая к Византии традиция писать Господа отвернувшимся от города, который предаст Его на смерть: на таких иконах Лик Христа обращен к ученикам.

Картина

Живописные изображения события композиционно, содержательно близки к иконописным. Однако, они отличаются от иконы подробным изображением людей, встречающих Христа, их духовного состояния.

Вход Господень в Иерусалим

«Вход Господень в Иерусалим».

Педро Орренте (исп. Pedro de Orrente),ок. 1580, Мурсия — 19.01.1645, Валенсия.Испанский художник.

Например, сюжет Евангелия безошибочно узнаваем на картине Педро Орренте (1620 г.): ее центр – Господь, сидящий на осле, вокруг Него – люди. Кто-то приветственно поднял пальмовую ветвь, кто-то пал на колени. Художник постарался как можно лучше передать разнообразие их эмоций – ожидание, экзальтацию, недоумение…

А вот Ипполит Фландрин (1842 г.) передает пронзительное одиночество Христа (смотрите первое фото в статье). Вокруг Него – пустое пространство, люди стоят на отдалении, на их лицах – потрясение, попытка понять, надежда… но нет сочувствия.

Особенности богослужения

К их числу можно отнести:

  • цвет облачений церковнослужителей – зеленый;
  • особые песнопения, исполняемый только на этот праздник;
  • и, конечно, освящение верб – накануне, на всенощном бдении, а также на сам день праздника, обычно – после литургии; по благочестивой традиции, их помещают дома у икон.

«Грядый на вольную страсть нашего ради Спасения» в этот день как бы приближается к каждому. Со скорбью понимаем мы, как наши грехи неизбежно возводят его на Крест. Но также неизбежно Воскресение, а значит –наше спасение с Божией помощью.

Вход Господень в Иерусалим и цвет облачений священников:

  • Зеленый

Вход Господень в Иерусалим

Читайте также:

Можно ли работать в Вербное воскресение

Слушать канон

Канон Входу Господню В Иерусалим.Иеродиакон Герман (Рябцев):

Молитва, тропарь

Тропарь, кондак, величание

Канон

О́бщее воскресе́ние/ пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я/ из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же./ Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще,/ Тебе́ Победи́телю сме́рти вопие́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Перевод:В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе – Победителю смерти воззовем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!» (Пс.117:25-26)

Иной канон
Спогре́бшеся Тебе́ креще́нием, Христе́ Бо́же наш,/ безсме́ртныя жи́зни сподо́бихомся воскресе́нием Твои́м,/ и воспева́юще зове́м:/ оса́нна в вы́шних,// благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Перевод:Погребенные с Тобой в крещении, Христе Боже наш, мы бессмертной жизни удостоились воскресением Твоим, и в песнях восклицаем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!»

Кондак на Вход Господень в Иерусалим , глас 6
На престо́ле на Небеси́,/ на жребя́ти на земли́ носи́мый, Христе́ Бо́же,/ А́нгелов хвале́ние и дете́й воспева́ние/ прия́л еси́ зову́щих Ти:// благослове́н еси́, гряды́й Ада́ма воззва́ти.

Перевод:На престоле восседая на небесах, шествуя по земле на осленке, Христе Боже, принял Ты хвалу от Ангелов и прославление от детей, восклицавших Тебе: «Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!»

Величание на Вход Господень в Иерусалим

Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, Оса́нна в вы́шних и мы Тебе́ вопие́м Благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Молитва на Вход Господень в Иерусалим

Молитва

Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, в вы́шних со Отце́м на Престо́ле седя́й, вы́ну на крылу́ от Херуви́м носи́мый и пева́емый от Серафи́м, во днех же пло́ти Своея́ на жребя́ти о́сли се́сти изво́ливый на́шего ра́ди спасе́ния, и от дете́й воспева́ние прия́вый и во Святы́й град Иерусали́м пре́жде шести́ дней бытия́ Па́схи на во́льную страсть прише́дый, да спасе́ши мир Кресто́м, погребе́нием и Воскресе́нием Твои́м!

И я́коже тогда́ лю́дие, седя́щие во тьме и се́ни сме́ртней, прие́мши ве́тви древе́с и ва́иа от фи́ник, срето́ша Тя, Сы́на Дави́дова Тя испове́дуя, та́кожде и нас ны́не в предпра́зднственный день сей в подража́ние о́нех ва́иа и ве́тви в рука́х нося́щих соблюди́ и сохрани́.

И я́коже о́нии наро́ди и де́ти “оса́нна” Тебе́ приноша́ху, сподо́би и нам во псалма́х и пе́ниих духо́вных душа́ми чи́стыми и нескве́рными усты́ просла́вити вся вели́чия Твоя́ в пра́здник сей и во всю седми́цу стра́сти Твоея́ и неосужде́нно дости́гнути и причасти́тися Боже́ственныя ра́дости Святы́я Па́схи в пресве́тлые дни Живоно́снаго Воскресе́ния Твоего́, да воспое́м и просла́вим Твое́ Божество́ вку́пе со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом всегда́ ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Частые вопросы

Почему праздник Входа Господня в Иерусалим?

Священное событие празднуемого праздника описано у всех четырех евангелистов. Иисус Христос вскоре после воскресения Лазаря, за шесть дней до еврейской пасхи, совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Христос, Царь и идет на смерть добровольно.

Что означает вход Иисуса в Иерусалим?

Это царское прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает для показания, что страдания Спасителя были вольными. На Руси этот праздник давно называется Вербным воскресением.

Почему в России праздник Входа Господня в Иерусалим называют Вербным воскресеньем С чем это связано?

Первое дерево «Этот праздник также носит название Вход Господень в Иерусалим, или Неделя ваий. В России его называют Вербным воскресеньем, потому что в нашей стране верба – первое дерево, которое распускает свои почки. Это символ Воскресения Христова.

Что означает Икона Вход Господень в Иерусалим?

Вход Господень в Иерусалим символически означает Второе Пришествие Христа. В Своем Первом Пришествии на землю Он явил Себя человечеству как Искупитель и Спаситель, во Втором — придет как Царь мира и Судия.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Подготовьтесь к празднику заранее, изучив его историю, значение и обычаи. Это поможет вам глубже понять и ощутить праздничное событие.

СОВЕТ №2

Примите участие в церковных богослужениях, связанных с празднованием «Входа Господня в Иерусалим». Это поможет вам окунуться в атмосферу праздника и укрепить духовную связь.

СОВЕТ №3

Подумайте о символике праздника и попробуйте применить ее в своей жизни. Например, можно задуматься о том, как приветствовать Христа в своем сердце и жизни каждый день.

Традиции и обычаи празднования

Вход Господень в Иерусалим, также известный как Цветная или Вербное воскресенье, является одним из важнейших церковных праздников, отмечаемых перед началом Страстной недели. Этот день отмечает воспоминание о входе Иисуса Христа в Иерусалим, когда народ встречал Его как царя, расстилая дорогу пальмовыми ветвями.

В этот день церкви украшаются пальмовыми ветвями, а верующие приносят цветы и зелень в знак праздничного настроения. В некоторых странах практикуется традиция устраивать парады с участием вербных ветвей и пальмовых листьев, чтобы воссоздать атмосферу торжественного входа Христа в Иерусалим.

Празднование Входа Господня в Иерусалим также напоминает верующим о скором начале Страстной недели, во время которой отмечаются страдания и крестную смерть Христа. Этот день призывает к смирению, покаянию и готовности следовать за Христом по пути к спасению.

Оцените статью
Добавить комментарий