Митрополит Филипп Московский – выдающаяся фигура русской церкви XVI века, чья жизнь и деятельность тесно переплелись с историей России времен Ивана Грозного. Его борьба с опричниной и конфликт с самодержцем оставили глубокий след в истории страны. В данной статье мы рассмотрим житие митрополита Филиппа, его низложение, опалу и убийство, а также роль, которую он сыграл в развитии русской церкви.
Мнение эксперта:Митрополит Филипп Московский, историческая фигура XVI века, известен своим противостоянием опричнине Ивана Грозного. Эксперты отмечают, что Митрополит Филипп был одним из немногих духовных лидеров того времени, кто открыто выступал против жестоких методов опричнины, защищая интересы народа и церкви. Его решительность и непоколебимость в борьбе за справедливость вызывали уважение как у прихожан, так и у современников. Конфликт с Иваном Грозным стал высшим проявлением его принципиальности и готовности отстаивать свои убеждения, несмотря на возможные последствия. Митрополит Филипп Московский остается ярким примером духовного лидерства и непоколебимости в защите прав и свобод человека.https://www.youtube.com/embed/z2vfqyfZvB0Житие митрополита Филиппа (Колычева)
Колычевы – известнейший, уважаемый боярский род. Именно к нему принадлежал Федор. Отец, Степан Иванович, видел его будущее при дворе, активно готовил сына к государственной службе. Но уже с детства интересы мальчика, кажется, были другими. Он любил молиться, посещать богослужения, читал духовные книги – скорее всего, по примеру матери, отличавшейся глубоким благочестием. Впрочем, при этом Федор уже с юности служил при дворе Василия III. Когда этот великий князь скоропостижно скончался, оставив 4-летнего сына, Ивана (будущего царя Грозного), Федору было 26 лет. Следующие несколько лет оказались для него крайне сложными:
- при великокняжеском дворе началась борьба группировок; подковерные интриги, взаимные обвинения, производили на честного, прямого боярина гнетущее впечатление;
- не добавлял оптимизма сам юный великий князь Иван Васильевич: с одной стороны, он вызывал жалость, как все детство страдавший от боярских интриг, с другой – с подросткового возраста явно проявлял совсем не детскую жестокость, вызывая тем вопросы, что же ждет страну при таком правителе;
- наконец, после очередного придворного конфликта Колычевы оказались в опале, пострадали близкие Феодору люди; видимо, это стало последней каплей: он твердо решил покинуть мир, стать иноком; впрочем, хорошо известно, что к этому деланию молодой боярин тяготел с юности – к 30 годам, когда решение созрело окончательно, он еще не был женат – выходит, давно склонялся к монашеству.
На Соловки
Так как было понятно, что родные, конечно, не отпустят его, Феодор покинул их, не прощаясь, более того, намеренно переоделся в бедную одежду – чтобы не быть узнанным. Пешком он ушел на Север.
Дойти до побережья Белого моря сразу не удалось: изнемогший от непривычного долгого пути Федор вынужден был остановиться близ Онежского озера, где нанялся к одному крестьянину пасти скот. Лишь через некоторое время ему удалось добраться до Соловков.
Полтора года он был здесь послушником, выполняя самые тяжелые работы. Сын боярский работал на пекарне, копал огороды, рубил дрова. Неизвестно, открыл ли он игумену свое происхождение, но во всяком случае, обращались с ним так, как с любым новоначальным. А потом в один из дней родился монах Филипп – началась его новая жизнь. После пострига послушания не стали легче: инок работал в кузнице, затем опять в пекарне. А еще – каким-то образом успевал отстаивать все длинные монастырские службы, не в ущерб многим трудам, которые нес для братии. Больше того, даже во время работы – молился. Уголок для уединения был у него в пекарне – там был его любимый образ Богородицы, который после показывали паломникам, именуя «Хлебенный», ибо много молился пред ним «Филипп-хлебник».
Игумен, молитвенник, строитель
С 1546 г. престарелый соловецкий настоятель, Алексий, ушел на покой. Тогда же архиепископ Новгородский Феодосий рукоположил во игумена Филиппа. Соловецкой обителью он управлял несколько десятилетий, так что это время можно назвать целой эпохой, совершенно изменившей облик древнего монастыря. При игумене Филиппе:
- появились два храма – Преображенский, соборный, Успения Богородицы;
- в Преображенский перенесены мощи основателей обители, прпп. Зосимы и Савватия; написаны их «житийные иконы»;
- окрепло хозяйство обители: настоятель, сведущий в технических вопросах, говорят, сам разработал успешный проект соединения озер Соловецкого острова каналами, устройства мельниц; при нем же у обители появились соляные варницы; а еще здесь работал кирпичный завод – именно благодаря ему строились каменные храмы.
Игумена можно назвали бы теперь «крепким хозяйственником», да так оно и было. Но о. Филипп никогда не забывал, зачем на самом деле пришел в обитель. Он был столь же строителем, сколь и аскетом: часто уходил для молитвенных трудов в пустынь, недалеко от обители. Ее даже называли – Филипповой.
Именно здесь в 1565 г. ему явился Христос. Господь был таким, каким стоял пред судом Пилата – носящим терновый венец, окровавленным. Когда же явление окончилось, на месте этом вдруг пробился источник чистой воды. Было это менее, чем за год до того, как Великим Постом 1566 г. царь Иван, с детства знавший Феодора Колычева, вызвал его к Москве, чтобы просить стать Предстоятелем Русской Церкви. За трудные последующие годы святой наверняка не раз вспомнил явление Господа. Христос явно предупреждал его обо всем дальнейшем. И повелевал взять на себя этот крест.
Деятельность митрополита
Смысл видения будущему архиерею был понятен всякому, знакомому с происходившим тогда при царском дворе.
Отношения с царём Иваном Грозным
Иван IV, убежденный в окружающей его «боярской измене», с 1565 г. учредил так называемую «опричнину». По сути, это царский «удел», где монарх устанавливал собственные порядки, «изводил» «изменников», тем более, что у жестокого, гневливого Ивана действительно было немало критиков, открыто выражавших недовольство царем. Так начались казни – за неосторожно сказанное слово, или просто – «по подозрению».
Но хуже казней было другое – духовное состояние государя, убежденного: его образ действий не только богоугоден, но… спасителен для подданных! Он, царь, присвоил себе право «вязать и решить», определять, кому жить, кому – погибнуть. Иван не останавливался перед кощунственной пародией на Церковь – его опричное войско было устроено наподобие монашеской общины. Сам царь также много молился, каялся в убийствах… чтобы снова убивать.
Иные современные публицисты именуют это состояние сумасшествием, бесстрашно ставя «диагноз» человеку, жившему около полутысячелетия назад. Церковь же хорошо знала: все много хуже «простого» помрачения ума. Ибо тот, кто возомнил себя вершителем человеческих судеб – по крайней мере, тяжко болен гордыней. Которая ведет уже прямо к бесовскому прельщению, когда силы зла берут над несчастным полную власть.
О том, что исцелить это человеческими силами нельзя, говорил еще
прп. Иоанн Лествичник
, писавший: «Блудных исправляют люди, лукавых — ангелы, а гордых — один Бог».
Именно видя состояние царя, от митрополии отказались:
- митрополит Афанасий, оставивший кафедру, видя все происходящее;
- свт. Герман Казанский, которого царь упросил занять митрополию – но не выдержал его обличений.
Колебался также свт. Филипп. Ведь виденное им в пустыни означало одно: ему предстоит стать митрополитом, чтобы принять мучительную смерть.
Говорят, что святителя склонили к принятию митрополии другие епископы. Его убеждали, что он, с детства знавший царя, сможет повлиять на него, остановить казни. И убедили. 25 июля 1566 г.игумен Филипп стал Предстоятелем Русской Церкви. Первые полтора года прошли относительно спокойно: царь, удовлетворенный его обещанием «не вступаться» в дела опричнины, позволял владыке «печаловаться», то есть заступаться за некоторых «бояр-изменников», даже слушал его советы.
Подвиг и убийство митрополита Филиппа
В 1568 г., ввиду открывшихся фактов возможной боярской измены, снова начались казни. А за ними – открытый конфликт с царем. По свидетельству служивших при царском дворе иностранцев, митрополит сначала пытался беседовать с Иваном наедине, а 22 марта 1568 г.открыто обличил его, когда после литургии в Успенском соборе, царь с опричниками, облаченные с свои «монашеские» одеяния, попытались подойти под благословение. И. Таубе и Э. Крузе приводят такие слова Предстоятеля, обращенные к царю:
«Милостивейший царь и великий князь, до каких пор будешь ты проливать без вины кровь твоих верных людей и христиан? Долго ли будет продолжаться в Русском государстве эта несправедливость? Татары и язычники и весь свет может сказать, что у всех народов есть законы и право, только в России их нет; во всем мире преступники находят у правительства сострадание, если ищут его, но в России нет сострадания для невинных и праведников. Подумай о том, что хотя Бог поднял тебя в мире, но все же ты смертный человек и Он взыщет с тебя за невинную кровь, пролитую твоими руками. Камни под твоими ногами, если не живые души, будут вопиять против тебя и обвинять тебя, и я должен сказать это тебе по приказанию Божьему, хотя бы смерть угрожала мне за это».
Святителю угрожала не только смерть – до этого ему пришлось пережить потерю доброго имени, позор, предательство ближних. Царь, жестоко мстя, архиерею, решил устроить над ним показательное судилище:
- начали с ареста, предания мучениям митрополичьих бояр, приближенных;
- пострадали также многие родственники святого;
- кроме этого, на Соловки была послана целая «комиссия» для сбора фактов о «неподобающей» жизни угодника Божия; преемника Филиппа на игуменстве, Паисия, за лжесвидетельство обещали сделать епископом; где силой, где посулами заставили клеветать других иноков; более же всего обвинял Филиппа в колдовстве, других грехах Новгородский архиепископ Пимен.
8 ноября 1568 г. во время литургии, которую служил архиерей, во храм ворвались опричники. Один из них, Федор Басманов, зачитал приговор беззаконного «церковного суда» с ложными обвинениями. Сорвав архиерейское облачение, вытолкали старца из храма. Тогда же Филипп был сослан в Тверской Отрочь монастырь. Год спустя, 23 декабря 1569 г., он принял здесь кончину от руки главы опричного войска, Григория (по прозванию Малюта) Скуратова. Святитель отказался благословить поход опричного войска на Новгород, и был, по всей видимости, задушен – с ведома, а может быть, по поручению царя, тем исполнившего меру своих грехов.
https://www.youtube.com/embed/25M-EBmEth8Почитание и канонизация митрополита Филиппа
Только к 1591 г. соловецким монахам удалось добиться перенесения честных останков владыки из Отроча монастыря, где его спешно похоронили сразу после гибели, на Соловки. С этого же времени там начинается почитание его как святого, чтимого местно:
- появляется житие;
- его начинают изображать сначала на покрове гробницы святителя, после – появляются иконы.
А в 1652 г. Соловецкий постриженик, Новгородский
митрополит Никон (будущий Патриарх)
с согласия царя Алексея Михайловича переносит мощи святого к Москве. Прежде, чем взять их из раки, Никон во всеуслышание прочел царскую грамоту, обращенную к святителю. Там говорилось:
«… Молю тебя и желаю тебе прийти сюда, чтобы разрешить согрешение прадеда нашего, царя и великаго князя Иоанна, нанесенное тебе неразсудно завистию и неудержанною яростию, ибо твое на него негодование как бы и нас сообщниками творит его злобы… И сего ради преклоняю царский свой сан за онаго, пред тобою согрешившаго, да оставишь его прегрешение своим к нам пришествием…
Сего ради молю тебя о сем, о священная глава, и честь моего царства преклоняю твоим честным мощам и повиную к твоему молению всю мою власть, да пришед простишь оскорбившему тебя напрасно и он тогда раскаялся о содеяном. За его покаяние и нашего ради прошения прийди к нам, святый владыко».
Так святитель вернулся к столице, откуда когда-то его с позором изгнали. Сейчас его гробница – в Успенском соборе, ровно на том месте, где его схватили царские опричники.
https://www.youtube.com/embed/nJqphKLvSHQИконография
Одна из первых икон после канонизации святого создана придворным иконописцем царя Алексея Михайловича,
Симоном Ушаковым
. Образ закончен к Пасхе 1653 г. Он во многом определил иконографию святителя в последующие годы:
- свт. Филипп написан в полный рост; в архиерейском богослужебном облачении;
- его длани разведены, как бы обнимая всех, предстоящих пред образом;
- правой рукой святитель благословляет молящихся; на левой – закрытое Евангелие.
Кроме этого, наиболее распространенного, существуют также:
- поясные изображения святого, также в архиерейском облачении, с Евангелием, закрытым либо открытым;
- молящегося святителя, стоящего пред Христом, образ Которого тогда пишется вверху иконы, слева;
- кроме того, изображение свт. Филиппа можно увидеть на иконах святителей Московских, изображающих прославленных Церковью архиереев.
О чём молятся митрополиту Филиппу?
К нему обращаются:
- желающие вступить на иноческий путь;
- безвинно гонимые врагами;
- и, конечно, больные; известно множество случаев исцеления еще на Соловках, когда у мощей получали здравие больные братия; по перенесении же мощей к Москве самым поразительным чудом стало излечение умирающей женщины, которой святой повелел: «Вели нести себя к моему гробу!». Там раба Божия была возвращена к жизни.
Церковь в честь митрополита Филиппа
Он находится на нынешней ул. Гиляровского, близ пр. Мира столицы. Ранее же здесь проходила так называемая Троицкая дорога (так как вела к Троице-Сергиеву монастырю). Именно здесь в июле 1652 г. православные встретили мощи свт. Филиппа. На месте встречи появился сначала крест, затем – деревянный, наконец, с конца XVIII в. – каменный храм по проекту архитектора М. Казакова, существующий до наших дней.
В 1939 г. это святое для москвичей место было закрыто. Богослужения возобновились только с 1990-х гг.
Такова судьба боярина ушедшего от мира, чтобы служить Богу, которого Господь призвал послужить людям: примером чистой, честной жизни, словом обличения «во время и не во время». Недаром на иконах лик святого удивительно выразителен, кроткий взгляд, кажется, видит самое сокровенное, напоминает о словах, сказанных им грозному царю – но ему ли одному? «Есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его?».
Молитва
О, пречестна́я и свяще́нная главо́ и благода́ти Свята́го Ду́ха испо́лненная, Спа́сово со Отце́м обита́лище, вели́кий архиере́е, те́плый наш засту́пниче, святи́телю Фили́ппе, предстоя́ у Престо́ла всех Царя́ и наслажда́яся све́та единосу́щныя Тро́ицы и херуви́мски со а́нгелы возглаша́я песнь трисвяту́ю, вели́кое же и неизсле́дованное дерзнове́ние име́я ко всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ся па́ствы Христо́вы лю́дем, благостоя́ние святы́х церкве́й утверди́: архиере́и благоле́пием святи́тельства украси́, мона́шествующыя к по́двигом до́браго тече́ния укрепи́, ца́рствующий град и вся гра́ды и страны́ до́бре сохрани́, и ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ умоли́, мир весь предста́тельством твои́м умири́, от гла́да и па́губы изба́ви ны, и от нападе́ния иноплеме́нных сохрани́, ста́рыя уте́ши, ю́ныя наста́ви, безу́мныя умудри́, вдови́цы поми́луй, си́роты заступи́, младе́нцы возрасти́, пле́нных возврати́, немощству́ющыя и моля́щияся тебе́ от всех напа́стей и бед хода́тайством твои́м свободи́: моли́ о нас Всеще́драго и Человеколюби́ваго Христа́ Бо́га на́шего, да и в день Стра́шнаго Прише́ствия Его́ от шу́ияго стоя́ния изба́вит нас, и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропарь, кондак, величание
Первопресто́льников прее́мниче,/ сто́лпе Правосла́вия, и́стины побо́рниче,/ но́вый испове́дниче, святи́телю Фили́ппе,/ положи́вый ду́шу за па́ству твою́,/ те́мже я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́,/ моли́ за град же и лю́ди,// чту́щия досто́йно святу́ю па́мять твою́.
Частые вопросы
Что сделал Иван Грозный с митрополитом Филиппом?
22 марта 1568 года произошло первое открытое столкновение митрополита Филиппа с царём Иваном Грозным. Личность митрополита известна широким кругам благодаря обличениям Ивана IV Грозного и царских опричников.
Какой подвиг совершил митрополит Филипп?
Когда в Крестопоклонную неделю царь с опричниками пришел в Успенский собор в монашеских облачениях, святитель Филипп отказался благословить его и начал открыто порицать беззакония, творимые опричниками. Участь святителя-исповедника была решена. Боярская дума послушно вынесла решение о суде над Главой русской церкви.
Какой русский митрополит выступил против введения Иваном Грозным опричнины?
Митрополи́т Фили́пп II (в миру Фёдор Степа́нович Колычёв, 11 февраля 1507 , Москва — 23 декабря 1569 , Тверь) — епископ Русской церкви, митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, известный обличением злодейств опричников царя Ивана Грозного.
Что случилось с митрополитом Филиппом?
Документы суда не сохранились, но, вероятнее всего, митрополит был обвинен в колдовстве. О его низложении объявил опричник Федор Басманов. В 1569 году Филипп скончался во время заточения в Отроче монастыре в Твери. Время его смерти совпало со временем похода Ивана Грозного на Новгород.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите биографию Митрополита Филиппа Московского, чтобы понимать его роль в истории России и его влияние на события того времени.
СОВЕТ №2
Обратите внимание на борьбу Митрополита Филиппа с опричниной, изучите причины конфликта и последствия для церкви и государства.
СОВЕТ №3
Исследуйте исторический контекст времен Ивана Грозного, чтобы понять сложные отношения между церковью и государством в тот период.
Борьба митрополита Филиппа с опричниной
Митрополит Филипп Московский оказался в центре борьбы с опричниной, реформами Ивана Грозного, направленными на централизацию власти. Опричнина, созданная в 1565 году, стала инструментом террора и подавления политических оппонентов. Митрополит Филипп, как духовный лидер, выступал против произвола опричников и насилия, которое они совершали во имя царя.
Митрополит Филипп открыто критиковал действия опричнины и призывал к соблюдению законов и правосудию. Его позиция вызывала недовольство у Ивана Грозного, который видел в митрополите угрозу своей власти. В результате конфликта с царем, митрополит Филипп был вынужден покинуть Москву и уйти в изгнание.
Борьба митрополита Филиппа с опричниной стала символом сопротивления централизации власти и произволу. Его уход из столицы стал одним из эпизодов борьбы за права и свободу духовенства в условиях авторитарного режима Ивана Грозного.