О блудном сыне: Евангельская притча в живописи и искусстве

Притча о блудном сыне из Евангелия является одной из наиболее известных и значимых библейских историй, которая вдохновила многих художников на создание произведений искусства. В данной статье мы проведем анализ различных интерпретаций этой притчи в живописи, рассмотрим разнообразие тем и мотивов, которые отражаются в картинах, и попытаемся понять, каким образом художники передают глубину и моральное учение этой библейской истории.

Как читать притчи

Записанные Евангелистами притчи – далеко не все, сказанные Спасителем. Как пишет св. Матфей, почти всё «Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира» (Мф. 13:34). Истины Божии, сообщаемые Иисусом Христом– глубоки, а окружали Его люди «некнижные и простые», каковыми были даже сами Апостолы. Потому Господьчерез простые примеры из повседневной жизни постепенно пробуждает интерес Своих слушателей к жизни духовной – настолько, насколько каждому это по силам.

Может показаться, что в век всеобщей грамотности, известной образованности, притчи «слишком просты», но так ли? Умеем ли мы видеть Промысл Божийв самых обычных событиях? Подлинно ли понимаем истины веры? Так чтослова эти нужно читать (или слушать в храме), подобно людям, внимавшим Его слову 2000 лет назад: в простоте, открытости сердца, соотнося сказанное с тем, что происходит в собственной жизни.

Покаяние

Фреска. Притча о блудном сыне

Мнение эксперта:

Эксперты отмечают, что притча о блудном сыне из Евангелия вдохновила многих художников на создание произведений искусства. В живописи данная тема часто интерпретируется как символ возвращения к истинным ценностям, прощения и милосердия. Художники через изображения блудного сына и его отца стремятся донести до зрителя важность понимания, сострадания и возможности нового начала. Эта притча стала не только предметом изучения богословов, но и вдохновением для творчества многих мастеров, пытающихся передать глубину ее содержания через язык изобразительного искусства.

Притча о блудном сынеПритча о блудном сыне

Притча о блудном сыне

Евангелие от Луки, глава 15:11-32

Текст на церковнославянском языке

¹¹ Рече же: человек некий име два сына: ¹² и рече юнейший ею отцу: отче, даждь ми достойную часть имения. И раздели има имение. ¹³ И не по мнозех днех собрав все мний сын, отиде на страну далече, и ту расточи имение свое, живый блудно. ¹⁴ Изжившу же ему все, бысть глад крепок на стране той, и той начат лишатися: ¹⁵ и шед прилепися единому от житель тоя страны: и посла его на села своя пасти свиния: ¹⁶ и желаше насытити чрево свое от рожец, яже ядяху свиния: и никтоже даяше ему.

¹⁷ В себе же пришед, рече: колико наемником отца моего избывают хлебы, аз же гладом гиблю? ¹⁸ востав иду ко отцу моему, и реку ему: отче, согреших на небо и пред тобою, ¹⁹ и уже несмь достоин нарещися сын твой: сотвори мя яко единаго от наемник твоих.

²⁰ И востав иде ко отцу своему. Еще же ему далече сущу, узре его отец его, и мил ему бысть, и тек нападе на выю его, и облобыза его. ²¹ Рече же ему сын: отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой. ²² Рече же отец к рабом своим: изнесите одежду первую и облецыте его, и дадите перстень на руку его и сапоги на нозе: ²³ и приведше телец упитанный заколите, и ядше веселимся: ²⁴ яко сын мой сей мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретеся. И начаша веселитися.

²⁵ Бе же сын его старей на селе: и яко грядый приближися к дому, слыша пение и лики: ²⁶ и призвав единаго от отрок, вопрошаше: что (убо) сия суть? ²⁷ Он же рече ему, яко брат твой прииде: и закла отец твой телца упитанна, яко здрава его прият. ²⁸ Разгневася же, и не хотяше внити. Отец же его изшед моляше его.

²⁹ Он же отвещав рече отцу: се, толико лет работаю тебе и николиже заповеди твоя преступих, и мне николиже дал еси козляте, да со други своими возвеселился бых: ³⁰ егда же сын твой сей, изядый твое имение с любодейцами, прииде, заклал еси ему телца питомаго. ³¹ Он же рече ему: чадо, ты всегда со мною еси, и вся моя твоя суть: ³² возвеселитижеся и возрадовати подобаше, яко брат твой сей мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретеся.

Притча о блудном сыне

Поль Гюстав Доре. Библия в гравюрах

На современном русском: синодальный перевод

Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Интересные факты

  • Одна из самых ранних версий притчи о блудном сыне была создана французским художником Жаном Фуке в середине XV века. Эта миниатюра хранится в Национальной библиотеке Франции.

  • Самая известная версия притчи о блудном сыне принадлежит голландскому художнику Рембрандту. Он создал несколько картин на эту тему, но самая впечатляющая из них была написана им в 1669 году и сейчас находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

  • Притча о блудном сыне вдохновляла художников на протяжении столетий. Ее изображали такие великие мастера как Тициан, Веронезе, Рубенс, Мурильо и многие другие.

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ. Острый разговор (Великанов, Игумнов, Домусчи, Барицкий) / Подкаст «Райсовет»ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ. Острый разговор (Великанов, Игумнов, Домусчи, Барицкий) / Подкаст «Райсовет»

Кто автор

История содержится только у одного Евангелиста, св. Луки, в 15 главе. Однако считать его «автором» притчи, конечно, неверно: ведь Апостол лишь записал сказанное Учителем.

Еврейская традиция

Кроме Евангельской, существует также версия притчи, восходящая к устной традиции иудеев. Ее связывают с праздником новолетия, именуемым Рош Хашана, или Днем трубных звуков, когда на молитвенных собраниях звучит рог – шофар.

Интересный факт

Празднование Нового года, которому предшествует сугубое покаяние, связывается с историей ушедшего от отца сына. Согласно иудейской версии, он, живя на чужбине, даже забыл родной язык, так что отец узнал его лишь по голосу – его крик символизирует шофар.

Стоит сказать, что эта версия притчи возникла среди хасидов – течения иудаизмаXVIIIв., а потому не может считаться древней.

Краткое содержание: идея, сюжет

Христос рассказывает о поступке младшего из двух сыновей «некоторого человека». Содеянное выглядит шокирующим даже сейчас, когда мало кто соблюдает Божию заповедь о почтении к родителям. Желая жить отдельно от отца, юноша требует от него «следующую ему часть имения», то есть то, что отошло бы сыну по кончине родителя. Митрополит Антоний Сурожскийговорит, что это, по сути, требование к отцу:

«Умри для меня сейчас».

Здесь не просто отсутствие любви, но предательство чувств отца взрастившего своего ребенка, отвержение его, предательство.

Притча о блудном сыне

Бартоломе Эстебан Мурильо .»Блудный сын»

Уйдя «на страну далече», сын за краткое время расходует полученное, наконец, остается без гроша – вплоть до того, что вынужден наняться пасти свиней, но даже такая работа не дает пропитания. Он голодает, кажется, даже животные, которых он пасет, более сыты.

Вторая часть притчи – о том, как это падение на самое дно вдруг отрезвляет грешника.

Притча о блудном сыне

Мурильо, Бартоломе Эстебан. Блудный сын в нищите

  • Сначала он сознает нелепость своего положения: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода» (Лк. 15:17). Почему? Просто по собственной глупости, бесчувственности.
  • Затем приходит осознание: он не просто поступил необдуманно, но «согрешил на небо» и пред родителем. Юноша принимает решение отправиться к отцу с покаянием. Он не видит себя достойным вновь стать сыном того, от кого сам же отрекся, но надеется хотя бы стать «наемником», слугой.

Дальше происходит неожиданное: оказывается, отец все это время ждал, надеялся на покаяние чада. Увидев его издали, он, престарелый, бежит навстречу, обнимает со слезами, даже не дослушивает давно заготовленные слова:

«Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим…»

Слова «прими меня в число наемников твоих» сын проговорить не успевает: счастливый отец зовет слуг, требует принести лучшую одежду, обувь, а главное – перстень, знак того, что согрешивший снова становится хозяином этого дома.

Притча о блудном сыне

Возвращение блудного сына. Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-1682) 1670 г

Холст, масло

236.3 х 261 см

Национальная галерея (Вашингтон)

Третья часть рассказа совсем кратка. Она уже не о прощенном грешнике. Речь о его старшем брате, все это время прилежно трудившемся. Вот и теперь, возвращаясь с поля под вечер, он с некоторым недоумением слышит радостное пение, клики, и узнает: брат вернулся и… удостоился даже пира в свою честь!

Как? Жгучая, так по-человечески понятная обида праведно, честно живущего человека, не дает ему разделить радость отца. Осуждать ли этого юношу? Многие толкователи считают: да, его чувства не чисты. Здесь зависть, злость, осуждение брата… Но – положа руку на сердце – не случалось ли почти каждому из нас переживать подобное состояние? Точно ли мы – праведнее старшего брата?

Заметим: отец не осуждает его:

  • он лично выходит из дома, уговаривая сына войти на пир;
  • а на слова обиды, гнева – не сердится, но… объясняет: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:31-32).

Христос ничего не говорит, примирились ли братья, также ни слова – о том, какой оказалась потом судьба покаявшегося грешника. Все это оставлено на размышление слушающих.

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

Основная мысль

Конечно, это не история отца и сыновей – но образ отношений человека, удалившегося от Творца, и Бога, ожидающего его покаяния. Об этом очень точно сказал прп. Паисий Святогорец:

«Когда человек делает один шаг к Богу, то Бог навстречу ему делает тысячу шагов».

Принципиально важно: сын лишь «пришел в себя», лишь начал путь к отцу – а тот буквально бежит ему навстречу. Грешник лишь начал каяться – а уже прощен отцом.

Притча о блудном сыне

В чем суть, смысл

Притча также – описание всякого грехопадения и пути покаяния:

  • удаление от Бога есть отвержение Источника жизни, а потому никакое дело без Него не может быть благоуспешно; может быть потому, что без Бога человек перестает видеть смысл; вот и блудный сын тратит имение отца – просто, чтобы тратить;
  • Бог никогда не принуждает человека быть с Собой – отец безропотно отдает сыну имение, не ропщет, не наказывает – лишь отпускает;
  • печалясь о сыне, отец не ищет его, не уговаривает вернуться, лишь ждет – так для Господа неприкосновенна свобода человека; даже если она ведет ко злу, это – его выбор, пусть даже неправильный, вызывающий скорбь;
  • но лишь намерение изменить свою жизнь, показанное человеком произволение привлекает к грешнику обильную Божию помощь, благодать.

Богословское толкование

Пожалуй, самое пронзительное из них – песнопение, звучащее в Неделю о блудном сыне, один из воскресных дней, готовящих верующих к Великому Посту:

«Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое да не презриши сердце. Тебе бо, Господи, умилением зову: согреших на Небо и пред Тобою».

В полной мере пережить слова этого песнопения может тот, кому посчастливилось видеть монашеский постриг. Здесь притча не просто «толкуется», но зримо воплощается: темный храм, горящие свечи, и будущий инок, босой, в белой рубахе, ползущий к алтарю под это пение:

«… ныне обнищавшее мое да не презриши сердце…».

Так идет к Богу всякая душа – от суеты мира к объятиям Отца, ждущего Свое чадо.

Возвращение блудного сына. Рембрандт. Фрагмент. 1666/1669

Возвращение блудного сына. Рембрандт. Фрагмент. 1666/1669

В искусстве

История не раз получала свое воплощение в произведениях литературы, живописи, даже музыки. Иногда ее интерпретацию можно назвать неоднозначной.

Картина Рембрандта

Наиболее известно произведение под названием «Возвращение блудного сына». Здесь – исхудавший, оборванный юноша, павший на колени пред маститым старцем, нежно обнимающим свое чадо. Однако это – не единственная картина художника, посвященная притче: название «Блудный сын в таверне» имеет еще одна картина, где изображен… сам художник и его супруга Саския. О том, какие мотивы заставили живописца представить себя как грешника, предающегося земным утехам, остается только догадываться.

Притча о блудном сыне

Рембрандт

Блудный сын в таверне. 1635

Холст, масло. 161 × 131 см

Галерея старых мастеров, Дрезден

Балет Прокофьева

Он создан композитором в конце 1920-х, а премьера состоялась 21 мая 1929 г. в Париже. Короткий, всего один акт (37 минут) балет представляет лишь одну линию притчи, не затрагивая тему старшего брата. Это уход сына из дома, его жизнь без отца, наконец, возвращение.

Тема возвращения в романе Чарльза Диккенса

Сам писатель называл притчу прекраснейшим в истории людей рассказом. По крайней мере несколько его романов – как бы попытка заглянуть несколько дальше самой притчи, посмотреть, как может сложиться жизнь человека, однажды сделавшего неверный выбор, пусть вставшего затем на верный путь. Таков герой романа «Большие надежды», Пип. Он оставляет деревню ища лучшей доли, но, наконец, осознает, что именно там был счастлив. Однако возвращается он домой ко дню свадьбы некогда любимой им девушки, выходящей за другого: жизнь не повернуть, за выбор приходится платить.

Притча о блудном сыне

Кадр из фильма по роману Чарльза Диккенса «Большие надежды» оригинальное название Great Expectations

Великобритания, США,2011

Дуглас Бут в роли Пипа

Таков взгляд человеческий. Но иным образом смотрит на покаявшегося Господь.

Чему учит библейская притча

Размышляя о ней, игумен Нектарий (Морозов) пишет, как, видимо, нелегко далось сыну покаяние: стыдно, страшно, к тому же унизиться до слуги тяжело.

«А отцу, отверзающему свои объятия, легко? Или точнее так – Отцу… Что они такое, объятия эти? Непростой вопрос?.. Но только в каждом храме есть на него ответ – вряд ли случайный, вряд ли напрасный. В каждом храме – икона этих объятий, их единый и ничем более не заменимый образ. Я не про гравюры с изображением отдельных эпизодов из этой притчи – их-то в храмах как раз нет. Я про Распятие…».

Простертые длани Спасителя – и есть «объятия Отча».

Покаяние

Господь не просто «делает тысячу шагов» навстречу человеку – Он умирает ради него:

«Для того, чтобы мы могли преодолеть страх, стыд, отчаяние. Чтобы решились поверить: Он всегда ждет нас, что бы мы ни наделали, что бы ни натворили, как бы далеко ни ушли. Для того Отец на это идет, чтобы детям Его, блудным и грешным, было легче. Он ведь знает, как трудно им, и не может их не жалеть…».

Частые вопросы

В чем заключается смысл притчи о блудном сыне?

Притча говорит о том, что Отец небесный всегда примет и простит своих детей, если те решатся к нему вернуться. С другой стороны это еще и напоминание всем христианам, что к Богу приходят, как пришел блудный сын к своему отцу — смиренными, ни о чем не торгуясь и ни на что не претендуя.

В каком Евангелие Притча о блудном сыне?

Притча о блудном сыне — притча Иисуса Христа в 15-й главе Евангелия от Луки, иллюстрирующая неизречённое Божье милосердие и прощение ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Нему.

Кто из художников не обращался к изображению известной евангельской притчи?

Жизнь французского художника Джеймса Тиссо вообще очень похожа на судьбу персонажа евангельской притчи, поэтому он, конечно же, не смог пройти мимо этой темы.

Как объяснить выражение блудный сын?

человек, покинувший какое-либо сообщество людей или привычные занятия в поисках чего-либо более привлекательного, а затем — обычно после неудач — вернувшийся к прежнему ◆ Отсутствует пример употребления (см.

Полезные советы

СОВЕТ №1

При изучении живописных интерпретаций притчи о блудном сыне обратите внимание на детали, которые художник добавил для раскрытия сюжета. Они могут содержать дополнительную символику и глубину.

СОВЕТ №2

Сравнивайте различные версии изображений блудного сына от разных художников. Это поможет вам увидеть разные трактовки притчи и понять, как каждый мастер воспринимает ее.

История и интерпретации притчи

Притча о блудном сыне, также известная как притча о потерянном сыне, является одной из наиболее известных и значимых притч в Библии. Она рассказывает историю о сыне, который покидает своего отца, тратит всё наследство на распутную жизнь, а затем возвращается домой, чтобы просить прощения.

Эта притча содержится в Евангелии от Луки (Лк 15:11-32) и является частью более широкого размышления о потерянных вещах, которое включает также притчи о потерянной овце и потерянной монете. Притча о блудном сыне обычно трактуется как иллюстрация о милосердии и прощении Бога по отношению к грешникам, а также как призыв к покаянию и возвращению к Богу.

Интерпретации этой притчи могут варьироваться в зависимости от конфессиональной принадлежности и теологических убеждений. Некоторые толкуют её как иллюстрацию о любви и милосердии родительской связи, другие видят в ней урок о ценности раскаяния и прощения. Важно отметить, что притча о блудном сыне остаётся одной из самых обсуждаемых и исследуемых текстов как в христианской теологии, так и в искусстве и литературе.

Оцените статью
Добавить комментарий