О чём плакали иудеи на реках Вавилонских? 136-й псалом – толкование, содержание и…

В псалме 136 отражается глубокая боль и скорбь иудеев, находившихся в плену на реках Вавилонских. Это произведение является одним из самых известных и значимых в Псалтыри, в котором затронуты темы веры, надежды и преданности Богу даже в самых тяжелых испытаниях. Разбирая содержание и толкование данного псалма, мы можем глубже понять исторический контекст, эмоциональную глубину и духовное послание, которые он несет, что делает данную статью не только интересной для изучения Библейских текстов, но и важной для расширения своего духовного понимания.

Текст на церковно-славянском языке

На рѣка́хъ Вавило́нскихъ, та́мо сѣдо́хомъ и пла́кахомъ, внегда́ помяну́ти на́мъ Сiо́на:

на ве́рбiихъ посредѣ́ его́ обѣ́сихомъ орга́ны на́шя.

Я́ко та́мо вопроси́ша ны́ плѣ́ншiи на́съ о словесѣ́хъ пѣ́сней, и ве́дшiи на́съ о пѣ́нiи: воспо́йте на́мъ от пѣ́сней Сiо́нскихъ.

Ка́ко воспое́мъ пѣ́снь Госпо́дню на земли́ чужде́й?

А́ще забу́ду тебе́, Иерусали́ме, забве́на бу́ди десни́ца моя́.

Прильпни́ язы́къ мо́й горта́ни моему́, а́ще не помяну́ тебе́, а́ще не предложу́ Иерусали́ма, я́ко въ нача́лѣ весе́лiя моего́.

Помяни́, Го́споди, сы́ны Едо́мскiя въ де́нь Иерусали́мль глаго́лющыя: истоща́йте, истоща́йте до основа́нiй его́.

Дщи́ Вавило́ня окая́нная, блаже́нъ, и́же возда́стъ тебѣ́ воздая́нiе твое́, е́же воздала́ еси́ на́мъ:

блаже́нъ, и́же и́метъ и разбiе́тъ младе́нцы твоя́ о ка́мень.

Мнение эксперта:

В 136-м псалме Библии иудеи выражают свою скорбь и тоску во время пленения на реках Вавилонских. Этот псалом является молитвой благодарения и восхваления Богу за Его милосердие и верность, несмотря на тяжелые испытания, которые народ переживал. Иудеи вспоминают о своей родине, откуда их увели в плен, и они плачут, вспоминая об утраченной свободе и славе. Они обращаются к Богу с мольбой о помощи и возвращении на свою землю. Этот псалом является выражением глубокой веры и надежды на великое милосердие Божие, способного преобразить страдания в благословения.

Псалтирь. Псалом 136. Андрей Десницкий. БиблияПсалтирь. Псалом 136. Андрей Десницкий. Библия

На русском языке

При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;

на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.

Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши – веселья: «пропойте нам из песней Сионских».

Как нам петь песнь Господню на земле чужой?

Если я забуду тебя, Иерусалим, – забудь меня десница моя;

прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.

Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».

Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!

Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!

Интересные факты

  1. 136-й псалом выражает тоску и скорбь иудейского народа, находящегося в плену в Вавилоне. Иудеи плакали на реках Вавилонских не только потому, что они были в плену, но и потому, что они были лишены возможности поклоняться Богу в Храме в Иерусалиме. Они осознавали, что их грехи привели их к этому плену и просили Бога о помиловании и возвращении на родину.

  2. Вторая часть псалма является пророчеством о разрушении Вавилона. Бог обещает, что Вавилон будет разрушен и что иудеи будут освобождены из плена. Это пророчество исполнилось в 539 году до н.э., когда персидский царь Кир завоевал Вавилон.

  3. 136-й псалом часто используют в христианском богослужении. Он выражает тоску верующих по Богу и их надежду на спасение. Псалом также является напоминанием о том, что Бог никогда не забывает о Своем народе и что Он всегда отвечает на молитвы верующих.

Псалтирь. Псалом 136. Протоиерей Олег Стеняев. БиблияПсалтирь. Псалом 136. Протоиерей Олег Стеняев. Библия

История написания песнопения «На реках Вавилонских»

Не до конца понятно, кто создал это песнопение. Еврейский текст Псалтири не содержит об этом никакого комментария. Латинский перевод приписывает текст Давиду, а славянские Псалтири указывают авторство еще менее ясно: «Давиду Иеремием». Существуют поэтому различные версии как об авторе, так и о времени создания песнопения:

  • текст написан царем Давидом, который, таким образом, Духом Святым предвидел участь еврейского народа, его порабощение Вавилоном;
  • псалом находился среди песнопений, которые приписывались Давиду; во время плена в Вавилоне эти тексты сохранились благодаря пророку Иеремии;
  • а один из ранних толкователей, блж. Феодорит Кирский полагал, что текст песнопения к временам Давида вообще не относится, он написан иудеями, побывавшими в Вавилонском плену.

Полезные материалы

Содержание: о чем поют

Общей для всех толкователей является убежденность в том, что речь идет об историческом событии – «вавилонском пленении» еврейского народа. Известно, что произошло оно менее, чем за 600 лет до Рождества Христова.

Читайте также:
Псалом 26 — текст молитв на русском

В 605 г. до Р.Х. царем Вавилона становится удачливый полководец, жесткий правитель Навуходоносор II. Он почти сразу начинает покорять окрестные страны – Египет, Мидию.

Не избежала этой участи также Иудея. Пророки давно предсказывали ее народу бедствие за уклонение от веры Истинному Богу к языческим идолам. Вавилонский царь стал орудием Божия гнева. При этом попытки евреев отстоять свою самостоятельность вели только к усугублению их положения:

  • в 603 г. царь Иудеи Иоаким без боя покорился Вавилону, но спустя несколько лет евреи перестали платить дань;
  • в 597 г., после года разорения территории еврейского государства, Навуходоносор захватил Иерусалим, ограбил Храм, пленил 10000 евреев из знатных семей, а также царя Иехонию;
  • в 586 г. происходит страшная трагедия: разгневанный очередным восстанием покоренного народа, царь Вавилона снова берет Иерусалим; на этот раз Храм полностью уничтожен, а иудеи выселены в Вавилон, кроме небольшого остатка.

    «У вавилонских рек» Герхард Фюгель

"У вавилонских рек" Герхард Фюгель

На новом месте обитания они первоначально работали на строительстве зданий Вавилона, подобно рабам, лишь по смерти Навуходоносора пленники стали получать самое лучшее на тот момент – личную свободу.

Исторические источники свидетельствуют, что многие из них смогли неплохо устроиться, некоторые стали государственными сановниками. Несмотря на это, евреи сохраняли свою веру, обычаи, память о священном городе Иерусалиме, а многие – глубоко каялись в грехах, приведших к бедствию.

Толкование

Как все псалмы, 136-й имеет, по толкованию св. отцов, несколько смыслов, от буквально-исторического до глубоко духовного.

Плач о Родине

Именно таково историческое содержание песнопения. Упоминаемые его автором «реки Вавилонские» – это Тигр и Евфрат, между которыми лежала эта страна (отсюда другое название района – Междуречье). Возможно, речь идет также о р. Ховар, притоке Евфрата. Прор. Иезикииль, бывший среди пленных, упоминает об этой реке в своих пророчествах.

Сам псалом пронизан тоской об Иерусалиме, его Храме. Боль молящихся усиливается непониманием окружающих язычников. По толкованию блж. Феодорита Кирского, вавилоняне хотели услышать от пленных «песни Сионские», песнопения их богослужения. Но разве это возможно на чужой, языческой земле?

Последние строки предрекают гибель врагам Израиля, глумящимся над истинной верой.

Впрочем, свт. Иоанн Златоуст замечает, что это не только пророчество, но и «суть слова страсти пленных, которые требуют великого наказания, некоторой изумительной и необыкновенной казни… Но не так в Новом Завете; напротив, нам заповедано напоять и питать врагов и молиться за обижающих нас».

Житейская мудрость

Свт. Иоанн Златоуст обращает внимание на еще один смысл текста. Говоря о плаче «на реках Вавилонских», он замечает:

«Пока они обладали благами, то постоянно были недовольны и дерзки; а когда лишились их, тогда стали желать их; для того Бог и лишил их, чтобы возбудить в них большее желание. Так и часто поступает Бог. Когда мы, наслаждаясь Его благами, не чувствуем этого, Он лишает нас их, чтобы мы вразумились лишением и опять старались приобрести их».

Удаление от Бога

Греческий богослов XI в., Евфимий Зигабен обращает внимание на духовный смысл текста: «реками Вавилонскими», непостоянными, смущающими ум, можно назвать мятежный мир. Душа всякого верующего плачет о потерянном Рае, стремится отвергнуть все соблазны, вернуться к Отчему дому:

«… Сделавшиеся чрез преступление пленниками бесов, мы изгнаны из рая и дошли до смешения с миром сим. Посему мы всегда должны помнить блаженную райскую прежнюю жизнь и просить Бога о возвращении нас опять в рай – прежнее наше отечество, и освобождении нас из сей страны изгнанничества».

Использование в богослужениях

Уже в XI в. 136-й пелся за службами, готовящими верующих к Великому Посту, именно из-за его созвучности плачу души, лишенной Рая. Сейчас его поют перед чтением Евангелия на Утренях трех «недель» (так именуется воскресенье), предшествующих Великому Посту:

  • об блудном сыне;
  • о Страшном Суде;
  • «Воспоминание Адамова изгнания» (или Прощеное воскресенье).

Упоминание текста псалтыри в литературе, культуре, музыке

На слова песнопения писалась духовная музыка еще с эпохи Возрождения. Среди композиторов, обращавшихся к тексту псалма:

  • И.С.Бах;
  • А. Дворжак;
  • Дж. Верди.

Интересный факт

Особенно известно произведение Верди на текст псалма «Va, pensiero» из 3 акта оперы «Набукко», посвященной Навуходоносору. Несмотря на то, что по сюжету песнь поется пленными евреями, хор стал неофициальным гимном Италии. Народ настолько полюбил «Va, pensiero», что пел его на похоронах самого Верди.

Кроме того, 136-й упоминается в романах Ф.М. Достоевского, Ж. Санд, У. Фолкнера, Р. Желязны. Его неоднократно исполняли на разные мелодии артисты эстрады среди которых ансамбль «Boney M» (песня «Реки Вавилона» появилась в 1978 г.)

4

Апреля

2010 года

Состоялась всероссийская премьера фильма В.Хотиненко «Поп» о буднях священника на оккупированной фашистами территории. Его первоначальным названием было «По рекам вавилонским».

Для многих верующих, давно посещающих храм, грустное «На реках Вавилонских…» является знаком начала
покаянного
времени подготовки к Великому Посту. Псалом призывает нас вспомнить о Рае, который мы потеряли, и по мере сил идти к Господу. Покаявшиеся иудеи были возвращены из плена. Будем веровать, что и наше покаяние услышит Господь.

Полезное видео

Слушать пение 136-го псалма в исполнении хора братии Валаамского монастыря.

На реках Вавилонских | Хор братии Валаамского монастыряНа реках Вавилонских | Хор братии Валаамского монастыря

Наталья Сазонова

Частые вопросы

Что стало причиной плена иудеев в Вавилоне?

В 586 году до нашей эры вавилонский царь Навуходоносор II совершил нападение на Иерусалим, хранил осаду в течение 18 месяцев, а затем сжёг его вместе со храмом. Иерусалим был разрушен, а большинство его жителей уведено в плен.

Какое событие послужило поводом для написания 136-го псалма?

136-й псалом был написан евреями, находившимися в плену в Вавилоне. Псалом выражает тоску по родине и надежду на возвращение в Иерусалим.

Что значит «реки Вавилонские» в псалме 136?

«Реки Вавилонские» в псалме 136 символизируют чужеземную землю, где находились в плену иудеи. Образ рек, которые текут через Вавилон, намекает на слезы, которые проливали евреи, тоскуя по своей родине.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Перед тем, как прочитать толкование 136-го псалма, ознакомьтесь с историческим контекстом времени, когда этот псалом был написан. Это поможет вам лучше понять, почему иудеи плакали на реках Вавилонских.

СОВЕТ №2

Прочитав толкование псалма, обратите внимание на ключевые моменты, символику и послание, которое несёт этот текст. Попробуйте проанализировать, какие уроки можно извлечь из этого псалма для себя.

Актуальность псалма в современном мире

Псалом 136, известный как “При реках Вавилонских”, является одним из самых известных и значимых псалмов в Библии. Его содержание отражает глубокую скорбь и тоску израильтян, находившихся в плену в Вавилоне. Они вспоминают свою родину, Иерусалим, и плачут, вспоминая утраченную свободу и священный храм.

Сегодня, в современном мире, актуальность этого псалма сохраняется. Многие люди испытывают чувство утраты, разлуки с родным местом, семьей или друзьями. Псалом 136 напоминает нам о важности памяти, о том, что история и наше прошлое остаются с нами всегда, формируя нашу личность и влияя на наше настоящее.

В современном мире, где многие сталкиваются с разлукой, потерями и испытаниями, псалом 136 призывает нас к воспоминаниям, к осознанию ценности того, что мы имеем, и к надежде на возвращение к истинным ценностям и корням. Он напоминает нам о важности веры, надежды и любви в нашей жизни, даже в самые трудные времена.

Оцените статью
Добавить комментарий