Покаяние – одно из важнейших понятий в христианстве, олицетворяющее процесс внутреннего обращения человека к Богу и изменения своей жизни в соответствии с Божьей волей. В данной статье мы рассмотрим значение этого слова, его таинственную суть в христианской традиции, примеры покаяния из Писания и Предания, а также узнаем, как можно покаяться дома, какие уроки можно извлечь из этого процесса и какие плоды приносит искреннее покаяние.
Значение слова
Богослужебные книги, принятые в Русской церкви, переведены с греческого свв. Кириллом и Мефодием. При переводе свв. Кирилл и Мефодий столкнулись с отсутствием у славян слов и понятий, обозначающих христианские ценности. Не нашлось точного эквивалента для слова «метанойя» (μετάνοια). Его перевели как «покаяние», или признание совершенных проступков. Греческое значение «метанойя» существенно глубже: изменение, прозрение. Тем самым, речь идет не просто о признании своей греховности, но об изменении жизни.
Мнение эксперта:
Эксперты отмечают, что покаяние и изменение жизни играют важную роль в психологическом и духовном развитии человека. По их мнению, способность признать свои ошибки, проявить искреннее раскаяние и принять ответственность за свои поступки открывает путь к внутреннему преобразованию. Покаяние помогает осознать собственные недостатки, принять их и начать работу над собой. Это процесс самопознания и самосовершенствования, который способствует личностному росту и улучшению качества жизни. По словам экспертов, искреннее покаяние и желание измениться открывают новые горизонты для самосовершенствования и достижения гармонии внутри себя.
Покаяние до начала проповеди Евангелия
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Таковы были первые слова проповеди Иоанна Крестителя, Предтечи Христа. Уже тогда покаяние предполагало начало новой жизни. Приходившие на Иордан к св. Иоанну, признавая грехи и раскаиваясь, одновременно спрашивали, как изменить свою жизнь: «Что нам делать?» Такие вопросы задавали воины, мытари (сборщики налогов). Ответы св. Иоанна также касались образа жизни: «Ничего не требуйте более определенного вам… не клевещите, довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3:10).
Интересные факты
-
В хадисе, переданном имамом Бухари и Муслимом, говорится, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Покаяние — это сожаление о грехе, отказ от него и намерение не возвращаться к нему». Это говорит о том, что покаяние должно быть искренним и осознанным, а не формальным или вынужденным.
-
В Коране сказано: «Скажи: «О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не отчаивайтесь в милости Аллаха, ибо Аллах прощает все грехи, ведь Он — Прощающий, Милостивый». Этот аят дает надежду на то, что Аллах прощает даже самые тяжкие грехи, если человек искренне раскается в них и изменит свою жизнь.
-
В одном из изречений Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), переданном имамом Ахмадом, говорится: «Если человек совершает грех и раскаивается в нем, а затем снова совершает грех и снова раскаивается, то Аллах принимает его покаяние до тех пор, пока он не умрет». Это говорит о том, что Аллах милостив и прощает даже тех, кто совершает грехи неоднократно, но искренне раскаивается в них.
Метанойя древней Церкви
Переменой образа жизни, ценностей было покаяние в раннем христианстве. Один из наиболее ярких примеров – мытарь Закхей. Его метанойя начинается со смирения. Известный богач совершает действия, совершенно ему не приличные: влезает на смоковницу, чтобы увидеть Учителя – Христа. А когда Господь приходит в дом Закхея, преобразование человека завершается: половину имущества он раздает нищим, кратно возмещает ущерб всем, кого обидел. Поэтому Господь говорит: «Ныне спасение дому сему» (Лк. 19:9)
Полезные материалы
Во время Апостольского служения покаяние также предполагало единство слова и дела. «Что нам делать, мужи братия?» — спрашивали уверовавшие
Апостолов
после сошествия Св. Духа. Они получали ответ: «Покайтесь, да крестится каждый из вас во Имя Иисуса Христа» (Деян. 2:37).
Молодая христианская община сама являла покаяние делом. Новообращенные продавали свое имение, «полагали цену его к ногам Апостолов» (Деян. 5:1), начинали совершенно новую жизнь, не связанную с прежней.
Таким же был образ покаяния во времена гонений на христианство. Из жития св. Севастиана известен эпизод с крещением епарха Хроматия. Священник спросил его:
«Отрекаешься ли от прежних грехов своих?»
На это Хроматий заметил:
«О сем нужно было в начале спросить меня: я облекусь снова в мои одежды и не приму святого крещения до тех пор, пока не отрекусь от грехов моих; примирюсь с тем, с кем имел вражду и возлюблю тех, на кого гневался; кто же на меня гневается, у тех испрошу прощения. Должникам моим прощу все долги, если же сам я у кого взял что-либо силой, тому возвращу сугубо… устрою по воле Бога все мои служебные и домашние дела и тогда скажу с дерзновением: «отрекаюсь от всех грехов моих и приму святое крещение».
Становление чина покаяния
Покаяние Хроматия – обращение язычника. Но с началом гонений появились христиане, из страха отрекавшиеся от веры. Уже с III в. встал вопрос, как поступать с такими верующими, если они желают обратиться к
Церкви
. Для этого появился особый чин.
Согласно источникам, уже с III в. покаяние было публичным. Оно включало три этапа:
- принятие согрешившего в число кающихся;
- епитимия;
- возвращение в церковное общение.
На всех этапах важнейшую роль играл священник, согласно слову Евангелия:
«…Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф 18:18).
Читайте также:Что говорить на исповеди священнику
На первом этапе согрешивший приходил к священнику, который выяснял искренность его намерений. Пресвитер возлагал на него руки с
молитвой
. Но это было только началом примирения с Церковью. В первый день Великого Поста кающийся, введенный в храм епископом, повергался на землю «в прахе и пепле». О нем молилась община. Епископ произносил обличение.
Затем начинался второй, самый длинный этап – епитимия. Несущие этот подвиг делились на 4 группы:
- плачущие (во время службы стояли вне церкви, прося молитв о себе);
- слушающие (стояли в притворе);
- припадающие (были на богослужении до литургии верных, обязаны были выйти с оглашенными по ее окончании);
- купностоящие (присутствовали на литургии до конца, но не допускались до Причастия).
Многие дни, а иногда месяцы, даже годы, грешник переходил из одного разряда к другому, пока не оказывался «купностоящим».
Третий этап покаяния наступал после епитимии. Обычно кающиеся вводились в церковное общение на Страстной Седмице, незадолго до Пасхи. Над кающимся произносились молитвы, он опять просил прощения у верных, при всех исповедовал свое отречение, дав обещание исправить жизнь. По возложении рук епископа, человеку прощались его грехи. Теперь он мог приступать к Св. Тайнам.
Тайная исповедь
С середины IV в., когда прекращаются гонения, отступников становится значительно меньше, на первый план выходят другие грехи, связанные с разного рода страстями. Исповедь остается публичной. Но раздаются голоса о соблазнительности такой исповеди для других верных.
Есть мнение, что основной причиной появления тайной исповеди стало постепенное охлаждение горячего религиозного чувства. Уже не для всех исповедь становится «метанойей», когда сделанный грех абсолютно отвергается и может быть легко назван вслух, как не существующий.
Все чаще верующий стыдится называть свои грехи при всех.
Интересный факт
Считается, что на Востоке исповедь оставалась публичной до V в., на Западе – до VII в. Уже с IV в. публичной исповеди подлежали только тяжкие грехи (убийство, святотатство, блуд, кровосмешение, оскорбление власти).
Постепенно начинает осознаваться необходимость кропотливой работы с верующим, его духовными проблемами. Появляются священники-духовники, имеющие специальное благословение епископа на это делание. С IX в., после иконоборческой ереси, в Византии установилась практика совершения исповеди только иеромонахами. Считалось, что
монахи
, проявившие особую твердость веры, более надежные духовные руководители, чем мирские священники.
Таинство Исповеди на Руси
Русь, принявшая Крещение от Византии, сделала попытку перенять и эту традицию. Однако слишком небольшим было число монашествующих, немного было даже белого духовенства. Поэтому исповедь на Руси совершалась как монахами, так и мирскими священниками. Но при этом в X-XVII вв. традицией было абсолютное повиновение духовнику, даже мирскому, подобное тому, как монах повинуется своему старцу.
Интересный факт
До середины XVII в. исповедь в России имела многие черты, сближающие ее с покаянием первых веков христианства.
Например, согласно Требнику 1647 г., кающийся, подобно обычаю III в., вводился в храм иереем. Далее священник «поставит его пред царскими дверьми… в церкви же иерей облечется во священную одежду и возмет Святое Евангелие и Честный Крест и положит на аналой пред Святыми дверми прямо царских врат… Хотяй же каятися входит со страхом и смирением и сердцем сокрушенным, согбены руце к персем имый… и положит руце и главу на аналой, плача со слезами грех своих».
Сама исповедь включала вопросы о всех сторонах жизни. Существовали перечни вопрошаний для мирян-мужчин, женщин, для бояр, царя, монашествующих, священников и пр. Требники до XVII в. не выделяют специально разрешительные молитвы. Ведь все таинство в целом становилось для кающегося «метанойей».
Исповедь и Причастие
В древней Церкви два таинства не были жестко связаны. Так, житие прп.
Марии Египетской
(IV в.) рассказывает о том, что она приступила к Причастию после своего личного покаяния перед иконой Богородицы. Нет свидетельств о том, что какой-либо духовник совершал над Марией таинство покаяния.
Интересный факт
Можно было приступать к Св. Тайнам без исповеди на Руси до начала XVIII в. Запрет на Причастие без исповеди был введен только в Синодальный период истории Церкви.
В настоящее время вопрос о связи Исповеди и Причастия обсуждается в церковной среде, однако традиция не принимать Причастия без исповеди сохраняется повсеместно.
Как сейчас совершается исповедь в храме
Современный чин исповеди сложился с середины XVII в. после литургической реформы патриарха Никона. Он намного короче тех чинопоследований, к которым привыкли наши предки X-XVII вв.
Покаяние и исповедь
Согласно Требнику, необходимо совершать таинство перед
иконой
Господа. Требник указывает, что верующий при совершении таинства – один, «а не два или многия». Но это правило почти всегда нарушается, так как желающих приступить к таинству, как правило, больше одного.
Сейчас чин включает:
- начальный возглас священника «Благословен Бог наш…»;
- так называемое «обычное начало», по мнению литургистов, один из самых древних элементов любого богослужения восходящий к Апостолам. Это Трисвятое, молитвы «Пресвятая Троице», «Отче наш»;
- псалом 50 («Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей»);
- две священнические молитвы;
- краткое обращение священника;
- Символ Веры. Его необходимо произнести кающемуся, но на практике часто это делает священник;
- вопросы к исповеднику;
- разрешительная молитва. Произнося ее, священник возлагает на кающегося епитрахиль.
в конце таинства поется «Достойно есть» и произносится отпуст. Но так как в большинстве случаев исповедь происходит во время богослужения, чаще всего это не делается.
Читайте также:Список грехов для исповеди
Как покаяться в своих грехах
Покаяние предполагает изменение образа мыслей и образа жизни. Согласно православному пониманию, словесная исповедь – лишь один из этапов покаяния. Сама «метанойя» — процесс, в котором выделяют:
- раскаяние, то есть осознание своего падения. Этот этап необходим, но «застревание» на нем может привести к отчаянию от зрелища своих грехов. Самый яркий пример раскаяния без покаяния – Иуда, предавший Христа и от отчаяния совершивший самоубийство;
- обращение к Богу, то есть поиск помощи Господа в преодолении своего падения;
- собственно словесное исповедание грехов перед священником;
- разрешение грехов, исходящее через священника от Самого Бога;
- освобождение от грехов, укрепление в доброделании, то есть собственно изменение жизни. Этот этап требует постоянной помощи Божией, многие опытные духовники говорят, что человеку необходимо не столько своими силами пытаться справиться с грехом, сколько показать желание, произволение измениться.
Аналой, Евангелие и Крест
Как соотносятся понятия «душа», «совесть» и «покаяние»
«Душа живая», дыхание жизни – дар Бога человеку, сотворенному «из праха земного» (Быт.1:7). Голос души – совесть человека. Как писал апостол Иоанн Богослов, «если сердце наше осуждает нас, кольми паче Бог? потому что Бог больше сердца нашего и знает все» (Ин.3:20).
Подобно телу, требующему пищи и одежды, душе также необходимо удовлетворять ее потребности. Основная из них – потребность в общении со своим Творцом, Богом. Если человек удаляется от этого общения, он чувствует обличения совести – образа Божия в душе. Тогда человеку необходимо покаяние. Св. отцы советуют при подготовке к нему руководствоваться именно обличениями совести, но предостерегают, что совесть может умереть у человека, подавленная множеством мирских попечений.
Каждодневное исповедание грехов в домашней молитве
В молитвословах в числе вечерних молитв есть «Исповедание грехов повседневное». Кроме того, опытные духовники советуют проверять свою совесть по 3 молитве вечернего правила, 4 молитве перед Причащением.
Может ли покаяние исправить прошлое
Покаяние, конечно, не изменяет события прошлой жизни человека – «сделанного не воротишь». Но оно меняет отношение к этим событиям и, при помощи Божией, дарует силы на преодоление последствий сделанных грехов.
Евангелие о покаянии
«Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди, и впредь не греши» (Евангелие от Иоанна, 8:2-12)
«Проходя, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Евангелие от Матфея 9: 9-13).
«…Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет её? А найдя, возьмет её на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Евангелие от Луки 15:3-7).
Святые отцы о покаянии
«В отношении деятельной жизни, мы без покаяния не можем сделать ничего достойного; но Господь много милует нас за намерение наше. Понуждающий себя и держащийся покаяния до самой кончины, если в чем и погрешит, спасется за понуждение себя; ибо сие Господь обещал в Евангелии». (Прп. Марк Подвижник)
«…Умершее тело не восстает человеческой силой, а умершая душа восстает через покаяние». (свт. Иоанн Златоуст)
«…Если, услаждаясь грехом, будешь коснеть в нем, то покаяние отвратится от тебя, потому что знал ты, как оно хорошо, и предпочел ему грех». (прп. Ефрем Сирин)
«Покаяние есть возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни… Покаяние есть всегдашнее отвержение телесного утешения. Покаяние есть помысл самоосуждения и попечение о себе, свободное от внешних попечений… Кающийся есть непосрамленный осужденник… Покаяние есть очищение совести» (прп. Иоанн Лествичник)
«Когда человек перестаёт молиться, удаляется от Бога и становится, как вол: работает, ест, спит. И чем больше он удаляется от Бога, тем хуже становится. Сердце охлаждается, и потом он уже совсем не может молиться. Чтобы прийти в себя, сердце должно смягчиться, обратиться к покаянию, умилиться» (прп. Паисий Святогорец)
Борьба с грехом
Свт. Феофан Затворник писал, что необходимо, прежде всего, возненавидеть грех. Но этого мало. Необходима Божия помощь для преодоления прегрешения и его последствий. Для этого нужно таинство покаяния.
Вместе с тем, следует понимать, что борьба с греховными страстями занимает целую жизнь. Известен рассказ об авве Сисое, которому духовный сын пожаловался: «Что мне делать, авва? Я пал!» Прп. Сисой ответил брату: «Если ты пал, то встань!» «Но, отец, я встал и снова пал!» — «И снова вставай!» Спросив, сколько же времени будет продолжаться падение и покаяние, брат получил ответ: «Пока не будешь взят отсюда добрым или худым».
Признаки истинного покаяния и его плоды
Основные признаки совершившегося покаяния, по мнению св. отцов – ненависть к греху, твердая решимость не совершать его, чувство облегчения, свободы.
Плод покаяния – неповторение прежнего греха, то есть полное изменение жизни. Необходимо не останавливаться на этом, но продолжать работу над собой.
Уроки покаяния из Священного Предания
Предание рассказывает о множестве случаев искреннего покаяния и совершенного изменения жизни уже в первом веке существования христианства.
Покаяние Апостолов
Один из самых яркий примеров покаяния – ап. Петр. Великий Апостол, почитаемый одним из «столпов Церкви», многие годы переживал свое отречение от Учителя. Покаянный настрой так глубоко проник в жизнь Петра, что он не мог без слез раскаяния слышать пения петуха.
«Извергом» и «наименьшим из Апостолов» называл себя великий Павел – «Апостол языков». Он всегда помнил, что был гонителем христиан, обращенным Самим Господом.
Покаяние святых
Один из самых поразительных – покаянный подвиг блудницы Марии. Раскаяние и доверие Господу сделало ее великой подвижницей, известной как Мария Египетская.
Святая преподобная Мария Египетская
Но путь изменения себя непрост. На нем встречают кающегося многие искушения, а потому так важно приписывать свое изменение не своим усилиям, а Господу. Житие Иакова отшельника (память 4 марта) дает пример как падения, так и восстания силой Божьей.
Св. Иаков, много лет живя в пустыне, стяжал дар прозорливости и исцелений, даже изгонял бесов. Изгнав однажды нечистого из юной отроковицы, старец возмечтал о собственной святости. Тотчас благодать Господа оставила его. Монах, девственник от чрева матери, сначала пал с девицей, затем, испугавшись огласки, убил ее. Впав в отчаяние, монах, погубивший свой подвиг, вернулся бы в мир. Но убеждения братий подействовали на грешника. Не было и воли Божией ему погибнуть. Затворившись, монах долгие годы молил о прощении. А через 10 лет инок получил извещение о помиловании. Он снова стал чудотворцем, но уже никогда не приписывал чудеса своим подвигам.
Значение покаяния в Таинстве Крещения
Согласно Катехизису, «Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Св. Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую». Считается, что в Крещении прощаются прежние грехи. Но разрешение согрешений Господом должно сопровождаться решимостью крещаемого изменить жизнь.
Как подготовиться к исповеди
При подготовке к таинству нет необходимости в посте. Нет особого молитвенного правила для готовящихся к Исповеди. Необходимо осознание своих согрешений, решимость исправить свою жизнь.
Современному человеку, не привыкшему, по слову свв. отцов, «внимать себе», бывает сложно увидеть свои проблемы. В таком случае хорошо почитать литературу, помогающую в этом делании, например
«Наставления для подготовки к исповеди» свт. Игнатия (Брянчанинова)
«Опыт построения исповеди» архим. Иоанна (Крестьянкина)
Опытные духовники советуют:
- помолиться с покаянием;
- со вниманием рассмотреть свои действия мысли, определить главные недостатки (проще всего вспомнить обвинения от ближних – почти всегда они справедливы);
- попросить прощения у всех обиженных.
Исцеление от греха – большая, тяжелая работа. Но необходимо понимать, что большую ее часть делает не человек, а Господь Своей благодатью. Дело человека – проявить произволение изменить жизнь. И по вере кающегося будет ему.
Наталья Сазонова
Частые вопросы
Что происходит с человеком после покаяния?
Покаяние – это дарованная нам возможность освободиться от наших грехов и получить за них прощение. Грехи замедляют наше духовное развитие и могут даже остановить его. Покаяние позволяет нам возобновить духовный рост и развитие. Мы получили возможность каяться благодаря Искуплению Иисуса Христа.
В чем смысл покаяния?
В исторических церквях покаяние тесно связано с таинством исповеди — признание своих грехов перед Иисусом Христом и священником, как свидетелем от сообщества верных. В протестантских конфессиях покаяние — это «первый шаг к Богу, к духовному возрождению и спасению».
Что значит жить в покаянии?
Покаяние – это перемены, происходящие в разуме и в сердце, которые дают нам новое представление о Боге, о самих себе и этом мире. В процесс покаяния входит отказ от греха и обращение к Богу с просьбой о прощении. Покаяние продиктовано любовью к Богу и искренним желанием повиноваться Его заповедям.
Как работает покаяние?
Исповедь в таинстве покаяния являет собой признание верующим грехов перед Богом в присутствии священника, который, в данном случае, являясь только свидетелем, от имени Иисуса Христа специальными разрешительными словами отпускает грехи всем искренне раскаявшимся. Покаявшийся получает прощение грехов от самого Бога.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Покаяние — это не только признание своих ошибок, но и готовность к изменениям. Постарайтесь искренне осознать свои поступки и принять ответственность за них.
СОВЕТ №2
Для изменения жизни после покаяния установите конкретные цели и разработайте план действий. Разбейте большие задачи на маленькие шаги и постепенно двигайтесь вперед.
СОВЕТ №3
Обратитесь к духовному наставнику или психологу, чтобы получить поддержку и помощь в процессе изменения. Важно иметь поддержку со стороны, особенно в трудные моменты.
Покаяние как путь к духовному преображению
Покаяние играет важную роль в духовной жизни человека, являясь ключом к его внутреннему преображению. Это процесс признания своих ошибок, раскаяния в них и стремления к изменениям. Покаяние помогает человеку осознать свою вину, принять ответственность за свои поступки и найти силы для исправления ситуации.
Часто покаяние сопровождается чувством стыда и вины, но важно понимать, что это естественные эмоции, которые помогают нам осознать свои ошибки и не повторять их в будущем. Покаяние открывает путь к прощению, как самому себе, так и другим, что способствует внутреннему очищению и духовному росту.
Процесс покаяния требует искренности и саморефлексии. Это не просто поверхностное извинение, а глубокое изменение внутреннего мира человека. Покаяние позволяет нам пересмотреть свои ценности, установить новые приоритеты и двигаться к более созидательной жизни.
Важно помнить, что покаяние – это не только прошение о прощении, но и готовность к действиям. Человек, покаявшийся, стремится к изменениям в своем поведении, к улучшению отношений с окружающими, к развитию духовных качеств.