Первые монастыри на Руси и их роль в древнерусской истории: историческое значение

В древнерусской истории первые монастыри играли значительную роль, оказывая влияние на развитие общества и культуры. В данной статье мы рассмотрим историю возникновения первых монастырей на Руси и их важное значение для формирования духовной и социальной жизни древних славян.

Мнение эксперта:Первые монастыри на Руси играли ключевую роль в формировании древнерусской истории, считают эксперты. Они не только были центрами духовной жизни, но и являлись центрами образования, культуры и социальной поддержки. Монастыри становились местами сбора и сохранения письменных источников, а также центрами перевода и создания новых литературных произведений. Благодаря монастырям на Руси развивались ремесла, земледелие, архитектура. Они также играли важную роль в укреплении государственности и культурного единства на пространстве древнерусских земель.https://www.youtube.com/embed/KKgAD-o8dWkИстория появления монастырей на Руси

Мы очень мало знаем о том, как жила Русь первые века по принятии христианства великим князем Киевским Владимиром. Причиной этого обычно считают монгольское нашествие середины XIII в. – именно тогда утрачена большая часть записей событий, погибли многие древние храмы.

Интересный фактПо подсчетам современных исследователей, до наших дней дошло около 1% исторических источников «домонгольского» времени истории Руси.

Название монастыря Основание Роль в древнерусской истории
Киево-Печерская лавра 1051 Начало русского монашества, центр распространения христианства и культуры
Новгородский Юрьев монастырь 1030 Духовный и культурный центр Новгорода, место хранения древнейших русских рукописей
Полоцкий Спасо-Евфросиньевский монастырь 1125 Центр просвещения и культуры, место деятельности Евфросинии Полоцкой
Ростовский Борисоглебский монастырь 1010 Один из первых монастырей на Руси, место погребения Бориса и Глеба
Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь 1352 Крупнейший монастырь Северо-Восточной Руси, центр культуры и просвещения

Интересные факты

  1. Одним из первых монастырей на Руси был Киево-Печерский монастырь, основанный в 1051 году преподобным Антонием Печерским. Монастырь стал духовным центром Киевской Руси и оказал огромное влияние на развитие русской культуры.

  2. Монастыри служили не только религиозными, но и культурно-просветительскими центрами Древней Руси. При монастырях существовали школы, в которых обучались дети знати и простых людей. В монастырях велось летописание, собирались и переписывались книги.

  3. Монастыри также играли важную роль в политической и экономической жизни Древней Руси. Они были крупными землевладельцами и пользовались большим влиянием при княжеском дворе. Монастыри часто выступали посредниками в конфликтах между князьями и объединяли вокруг себя различные социальные группы.

https://youtube.com/watch?v=f1msHO_wADo

Когда появился первый мужской монастырь?

Самые ранние свидетельства о том, что на Руси были монахи, содержит Повесть временных лет, первая известная русская летопись. Здесь рассказывается о
прп. Антонии
, основателе
Печерской обители близ Киева
. По словам летописца преподобный, начавший иноческий путь на Святой Горе Афон, вернулся на Родину по благословению своего игумена. Придя в Киев, который уже с конца X в. считался центром христианской веры, он, как говорит летопись «мышляше, где жити» и «походи по монастырем, и не возлюби, Богу не хотящу». Таким образом, столица Руси имела по крайней мере несколько мужских монастырей. Но когда они были основаны – остается неизвестным.

Современные историки полагают, что нежелание Антония поселиться в одном из них, скорее всего, было вызвано тем, что эти монастыри были так называемыми «княжескими», то есть образованными недавно принявшими Крещение благочестивыми князьями, желавшими устроить обитель «на помин своей души» (например, православные сербы так и именовали их – «задушбины»). Однако, это означало:

  • что монастырь находится под контролем основавшего его «патрона»;
  • что князь, по сути, мирянин, активно вмешивается в жизнь монахов, что, конечно, отражалось на их духовном состоянии, общей обстановке внутри иноческой общины.

Вероятно, именно ввиду этих причин прп. Антоний уходит на уединенное подвижничество. Это событие прп. Нестор Летописец, монах основанного им монастыря, помещает в Повести временных лет под 6559 г. от Сотворения мира, что соответствует 1051 г. от Рождества Христова. Это первая известная дата основания иноческого общежития на Руси – хотя сам Киево-Печерский прп. Антония был все-таки не первым, к тому же складывался как община иноков в течение по крайней мере первых нескольких десятилетий существования.

ДРЕВНЯЯ РУСЬ ЗА 10 МИНУТДРЕВНЯЯ РУСЬ ЗА 10 МИНУТ

Когда появился первый женский монастырь?

Первой летописное свидетельство о конкретной дате основания имеется под 1089 г. Это год, когда сын великого князя, Ярослава Мудрого, построил «княжескую» обитель св. Андрея для своей дочери, Анны. Как говорят документы, она первоначально была помолвлена с царевичем из Византии Константином Дукой, которого, ввиду придворных интриг, вынудили принять монашество. После этого Анна, его нареченная невеста, также решает уйти из мира. Дочь очень образованного отца, внучка любителя «писания книжного» Ярослава, Анна известна тем, что устроилася при школу для девочек «неколико обучала писанию, такоже ремеслам: пению, швению и иным полезным им занятиям. Да от юности навыкнут разумети закон Божий и трудолюбие».

Андреевский монастырь считается первой женской обителью на Руси

Первый женский монастырь

Однако этот женский монастырь – лишь первый, о котором известна дата открытия. Историки убеждены: до Андреевской на Руси были также другие – причем, такие монашеские общежития могли существовать даже до Крещения страны. Например, в житии прп. Феодосия Печерского, ученика прп. Антония, рассказывается, что мать святого приняла постриг в обители св. Николая Мирликийского. Судя по всему, эта женская община имела очень давнюю историю, будучи основана на месте убийства князя-христианина Аскольда (882 г.), точная дата ее основания неизвестна.

Многие историки говорят также, что еще один женский монастырь, св. Ирины, небесной покровительницы супруги великой княгини, скандинавки Ингигерды, был основан ее супругом, Ярославом Мудрым (1037 г.).

Всего же, по различным данным на «домонгольской» Руси иноческих общин было от 70 (так считает церковный историк XIX в. Е.Е.Голубинский) до 116 (точка зрения свт. Макария (Булгакова)).

Основатели первых монастырей

Хотя установить точные даты появления первых иноческих обителей на Руси затруднительно, можно с высокой вероятностью говорить о том, что среди основателей их были:

  • князья, стремившиеся устроить монастырь из соображений благочестия, спасения души; к таковым можно отнести блгв. Ярослава Мудрого, вероятно, его отца, великого князя Владимира, других правителей.
  • подвижники, ревновавшие о чистой христианской жизни, потому – покидавшие мир.

Прп. Нестор Летописец пишет об этом так: «Мнозии бо манастыри от цесарь и от бояр и от богатства поставлени, но не суть таци, кации же суть поставлени слезами, и пощением, и молитвою, и бдением»

Впрочем, зачастую «княжеский» или вообще высокий по человеческим меркам статус основателя (или основательницы) еще не говорит о том, что обитель основана не «слезами, и пощением и молитвою»: бывало, что облеченные властью, богатством в какой-то момент очень остро осознавали суетность мирской жизни – особенно, когда теряли то, что было особенно дорого:

  • прп. Ефрем Новоторжский служил при великокняжеском дворе, но оставил мир после убийства
    свв. Бориса и Глеба
    ; при этом погиб его юный брат, дружинник Бориса, Георгий; Ефрему даже не удалось похоронить его тело, он нашел только главу; познав суету мира, святой принимает пострижение, основывает обитель свв. Бориса и Глеба близ города Торжок;
  • в 1238 г. женский монастырь основала вдова посадника Великого Новгорода Симеона: ее супруга убили взбунтовавшиеся горожане; иноческая община была устроена при храме, который за несколько десятилетий до этого построил Симеон;
  • на рубеже XII-XIII вв. во Владимире появился Успенский «княгинин», как его называли, монастырь; его построила дочь князя Всеволода Юрьевича, Мария; есть предание, что пересмотреть свои жизненные ценности ее заставила семилетняя тяжелая болезнь.

Причины возникновения монастырей на Руси

Основатель очень часто вовсе не имел намерений устраивать монашескую общину, имея ввиду уединенное подвижничество. Но проходило время, и вокруг собиралась братия. Так было с прп. Ефремом Новоторжским, нашли любители «безмолвного жития» и прп. Антония, который уединился в пещере – отсюда именование обители Киево-Печерской (то есть пещерной)

Успенский Княгинин монастырь

Успенский Княгинин монастырь

Что же подвигало русичей, еще относительно недавно – язычников, уходить от мира, принимать монашество? Ответ на этот вопрос пытались найти уже современники. По-человечески понятно, когда от мира «уводит» утрата, горе, болезнь. Но многие уже тогда решительно не понимали, что двигало по-мирски состоявшимися, благополучными людьми, решавшими «все бросить». Вот лишь некоторые из таких историй, которые доносит до нас «Киево-Печерский патерик», собрание житий угодников Божиих, подвизавшихся в самом известном монастыре страны:

  • одним из первых пострижеников зарождающейся обители стал Феодосий, пришедший к Киеву из Курска; сын великокняжеского тиуна (управляющего хозяйством правителя), Феодосий уже с детства тянулся к духовной жизни, а лишившись отца 14-летний юноша совсем меняет образ жизни: постоянно постится, посещает храм, даже – печет просфоры, к возмущению матери, недовольной таким «бесчестием» для богатой семьи; наконец, Феодосий просто уходит из дома в Киев, где становится духовным сыном прп. Антония, постригается; мать, бывшая резко против пострига, нашла его здесь уже монахом – и, убежденная святостью его жизни, сама отреклась от мира;
  • у прп. Антония принял постриг боярин великого князя Изяслава, Варлаам, решительно оставивший мир; сам правитель лично приезжал к прп. Антонию с возмущением, пытался «образумить» самого Варлаама – ничего не помогло; именно этот человек возглавил обитель, когда прп. Антоний ушел в затвор; князь старался смириться, но все же не смог терпеть вида своего боярина в монашеских одеждах; однажды он уговорил его стать настоятелем «княжеской» обители, покинув пещерный монастырь – впрочем, духовная жизнь устроялась Варлаамом на новом месте по заветам прп. Антония;
  • поразительной для современников была судьба князя, оставшегося на страницах «Киево-Печерского патерика» под именем Николы Святоши («Святоша», видимо, уменьшительное от его мирского имени «Святослав»); мало того, что он, к недовольству семьи, особенно братьев, покинул мирскую жизнь, так еще стремился нести самые тяжелые послушания, унизительные для княжеского достоинства, которое преподобный, очевидно, теперь ставил ни во что; он скончался смиреннейшим иноком.

Рационального объяснения этим, как еще многим другим историям – нет. Ясно лишь, что недавно крещенная Русь, где все еще были тысячи людей, совершавших языческие обряды, наряду с этим уже в первые десятилетия дала христианскому миру святость, высочайшие примеры духовной жизни, известные разве что там, где христианская вера процветала не одно столетие.

Именно в примере святости, которые давали иноческие обители, заключается «секрет» их огромного влияния на все сферы жизни Древней Руси.

Борисоглебский мужской монастырь в городе Торжке Тверской области —
один из трех древнейших монастырей России.

Борисоглебский мужской монастырь в городе Торжке Тверской области — один из трех древнейших монастырей России.

Роль монастырей в жизни древнерусского общества и государственной политики

Удивительным образом наибольшее влияние имел на Руси Киево-Печерский, который совершенно не стремился на что бы то ни было «влиять»: сюда приходили ради спасения души. При этом «Киево-Печерский патерик», повествующих о жизни иноков, дает удивительную картину – прпп. Антоний и Феодосий (он сменил на игуменстве Варлаама), безмездный врач Агапит, чудотворец Прохор Лебедник, иконописец Алипий, чьи образы считались чудотворными – все эти угодники Божии современники! Не удивительно, что слово святых было столь весомо. Так, известно:

  • что прп. Феодосий не раз мягко смирял великого князя Изяслава Ярославича; к примеру, однажды он пришел в обитель, когда врата были закрыты пред мирянами ради отдыха братии пред ночной службой – потому привратник попросту не пустил правителя, не глядя на его статус; позже св. Феодосий пояснил князю существующий порядок – более Изяслав не дерзал приходить не вовремя;
  • что когда самого Изяслава сверг с престола брат, Святослав, прп. Феодосий отказал новому великому князю в благословении, как самовольно захватившему престол, нарушившему братскую любовь; Святослав грозил обители закрытием – тогда монахи просто ушли; после этого, придя в ужас от возможного Божия наказания за изгнание святых, великий князь смирился – но престол брату не вернул; Феодосий разрешил ему приходить к обители, но «во время и не во время» настаивал на том, чтобы князь вернул престол брату.

Это влияние духоносных отцов на светских правителей сохранилось многие последующие годы. Например, хорошо известно, что в 1365 г.
прп. Сергий Радонежский
погасил конфликт Нижегородского князя Бориса Константиновича с Москвой, которой правитель не желал подчиниться. Когда увещевания не возымели действия, преподобный, по благословению митр. Алексий Московского, объявил «интердикт», повелев его именем закрыть все храмы, прекратить богослужения. Князь Борис тут же смирился, противостояние на этом завершилось.

А вот пример огромного духовного влияния монашества: когда прп. Феодосий ввел для иноков Студийский устав с особыми службами, дисциплинарными правилами, он начал распространяться по приходским храмам: приезжавшие к прп. Феодосию князья непременно желали, чтобы в их княжестве тоже была «небеси подобная» церковь, подобная Успенской монастырской, и богослужение по подобию иноков. Так зародилось представление о монашестве, как жизненном идеале.

Кстати, даже до наших дней Русская Церковь продолжает жить по иноческому Уставу, Иерусалимскому, который зародился в VI в. в Палестине, в обители прп. Саввы Освященного, где для монахов созданы как правила богослужения, так – дисциплинарные правила, например, о постах.

Церковь Симео́на Богоприи́мца — храм в Великом Новгороде
на территории бывшего Зверин-Покровского монастыря.

Церковь Симео́на Богоприи́мца — храм в Великом Новгороде на территории бывшего Зверин-Покровского монастыря.

Когда же последние годы заговорили о необходимости «адаптировать» Устав к современной жизни, то Синодальная комиссия 1 декабря 2015 г. вынесла решение сохранить исторически сложившийся Устав неприкосновенным, хотя выполнить его современному человеку непросто. Но в нем до сих пор живет дух древнерусского монашества, так что отменить Устав – значит потерять что-то важное, связывающее нас с теми, кто в древности уходил от мира, чтобы служить Христу.

Частые вопросы

Какую роль играли монастыри в Древней Руси?

Ответы Монастырь – это духовное пристанище для любого верующего человека. В жизни Руси монастыри сыграли очень важную роль, ведь времена были довольно сложные часто, а вера всегда помогала справиться со всеми бедами. Монастыри проводили просветительскую, культурную и духовную деятельность.

Кто основал первый монастырь на Руси?

Супрасльская летопись упоминает о монастыре при основанной Владимиром Святославичем Десятинной церкви в Киеве.

Какое значение имели православные монастыри для культуры Руси?

Монашество всегда было и остается главной духовной силой России: издревле православные монастыри, являясь негасимым светочем духовности, хранителями чистоты веры и предания Церкви, становились культурно-просветительскими центрами Руси.

Кто такие монахи в Древней Руси?

μοναχός — «одинокий», от μονος — «один», ж. р. мона́хиня) — обычно член религиозной общины, в соответствии с обетом ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины (братии), либо в одиночестве, отшельничестве. Монахи проживают в монастырях (обителях), пу́стынях, лаврах.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите историю первых монастырей на Руси, чтобы понимать их значение и влияние на формирование древнерусской культуры и общества.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на роль монастырей в сохранении и распространении древнерусской письменности, искусства и религиозных обрядов.

СОВЕТ №3

Исследуйте влияние первых монастырей на формирование центров образования и культуры на Руси, что поможет понять исторический контекст того времени.

Архитектура первых монастырей на Руси

Архитектура первых монастырей на Руси играла значительную роль в формировании древнерусской культуры и искусства. Основные черты архитектуры монастырей того времени отражали духовные и культурные ценности общества.

Первые монастыри на Руси были построены в основном из дерева, что было типичным материалом для строительства в те времена. Деревянные храмы и здания монастырей отличались своей простотой и строгостью форм, но в то же время они были украшены резьбой и росписью, что придавало им особую изящность и красоту.

Особое внимание уделялось декоративным элементам архитектуры монастырей. Резные деревянные карнизы, колонны, арки, а также разнообразные узоры и орнаменты на фасадах зданий создавали уникальный стиль и атмосферу каждого монастыря.

Важным элементом архитектуры первых монастырей были иконостасы в церквах. Их изготавливали мастера из дерева, украшая резьбой и позолотой. Иконостасы были не только предметом культового использования, но и являлись произведениями искусства, отражающими духовные и культурные традиции того времени.

Таким образом, архитектура первых монастырей на Руси не только служила для богослужебных целей, но и являлась важным элементом культурного наследия древнерусского общества, отражая его верования, ценности и искусство.

Оцените статью
Добавить комментарий