В историческом поселке Поддубное на протяжении 70 лет пустовал храм Архангела Михаила, оставаясь забытым свидетелем прошлого. Эта статья расскажет о значимости исторических памятников, их сохранении и реставрации, а также о важности сохранения культурного наследия для будущих поколений.
История строительства
Эти места издавна населяли русские, татары, а еще мордовцы племени эрзя, к XVII в. принявшие православие. Они-то сейчас составляют основное населения Поддубного, исконное (до 1964 г.) название которого – Старые Домосердки (позже появились еще Домосердки Новые, также называемые Черемушками).
Происхождение именования точно неясно – вроде бы началось поселение с охотничьей избушки у озера, вот и говорил народ – «дом на озерке». Позже выросшую здесь деревню так назвали, а не совсем удобное для произношения название превратилось в «Домосердки». Поселение впервые упоминают документы
1610 г.
Были ли здесь какие-либо церкви, неизвестно.
Ныне существующая известна с июня 1842 г.,когда прошло ее освящение. К этом количество дворов Домосердках приближалось уже к 100, население – к нескольким сотням человек, то есть село можно было назвать довольно большим, вероятно – благополучным. Можно полагать, что храм возведен усилиями самих прихожан, во всяком случае, здесь до сих пор известны целые семьи, поколениями служившие на разных послушаниях, например, Юдины, Арисовы .
Мнение эксперта:
Поддубное: храм Архангела Михаила 70 лет был заброшен. Эксперты отмечают, что заброшенные объекты культурного наследия, такие как храмы, несут в себе историческую ценность и духовное значение для общества. В случае с Храмом Архангела Михаила в Поддубном, его заброшенное состояние вызывает сожаление у специалистов и местных жителей. Эксперты выражают надежду на то, что власти и общественные организации обратят внимание на сохранение и реставрацию данного исторического памятника, чтобы он снова мог служить как объект культурного наследия и место духовного обогащения для людей.
Архитектура
Ее безошибочно определяют, как классическую: строгие пропорции, почти полное отсутствие декора на фасаде – именно так строили во 1 пол. XIX в., когда у зодчих был популярен этот стиль.
Иконы на восточной стороне светового барабана
Автор фотографии: Валерий Долженко Снято: 3 мая 2014
Есть данные, что первоначально Михайло-Архангельский имел два престола:
- первый, главный, посвящен чуду арх. Михаила в Хонах, когда Начальник Небесных Воинств не дал язычникам уничтожить свою церковь (можно думать, это посвящение позже сыграет особую роль для судьбы храма);
- второй, в трапезной части, посвящен Святой Троице; этот придел имел печь, поэтому там служили с глубокой осени до весны; сейчас придела св. Троицы здесь нет – во всяком случае, пока.
Читайте также:
Троица и Духов день – два праздника в одном?
Интересные факты
-
Храм Архангела Михаила в селе Поддубное Ленинградской области был заброшен около 70 лет и находился в аварийном состоянии. За это время он лишился кровли, куполов, а стены покрылись трещинами.
-
Инициатором восстановления храма выступила местная жительница Елена Никитина, которая создала благотворительный фонд “Поддубье” и привлекла к проекту реставраторов, архитекторов и строителей.
-
Реставрация храма заняла несколько лет и потребовала значительных финансовых вложений. В ходе работ были восстановлены купола, кровля, стены и внутреннее убранство церкви.
Убранство
По воспоминаниям старожилов, стены были расписаны сюжетами на библейские темы. К настоящему времени восстановить эти фрески не удалось.
Приход и служители
О них сохранилось совсем немного данных – клировые ведомости по архивам, да некоторые сведения справочных изданий епархии рубежа XIX-XX вв. Из них мы узнаем, что служили здесь иерей, диакон, псаломщик, жившие в домах, принадлежавших Церкви. Имелась для причта также земля «пашенная и сенокосная», около 60 десятин (гектаров).
Приход местный состоял всего из двух, до довольно больших сел – Старых и Новых Домосердок. Всего на молитву здесь собирались до 3000 человек. Известно также, что на селе была приходская школа. Такова была внешне ничем особо не примечательная местная жизнь. Глубина веры здешних православных обнаружилась с началом гонений.
Исповедники, мученики
Первая попытка закрыть церковь последовала в 1935 г.Неизвестно, удалось ли атеистическим властям прекратить богослужения. Во всяком случае, аресты священников начались с 1937 г., значит, до этого здесь все же служили. К тому же прихожане были настроены довольно решительно, отстаивая веру. А потому властям пришлось подавлять сопротивление буквально силой, репрессиями.
- В декабре 1937 г.арестован по приговору «тройки» НКВД пожилой иерей Андрей Гришин – за «срыв выборной кампании в Верховный Совет». На самом деле внук священника просто сорвал листовки с призывом к голосованию со стены своего дома. «Вину» мальчика взял на себя дед, видимо, понимавший, что арест, ввиду его священнического сана, все равно неизбежен. Дальнейшая судьба батюшки пока не выяснена.
- Не более как через месяц, на Крещенский Сочельник1938 г. погиб приходской староста, Семен Тимофеевич Юдин, также расстрелянный. Еще один «активный церковник», да еще «кулак», Петр Петрович Лобашкин,принял мученическую кончину в том же году. Ныне на селе продолжают жить их правнуки, праправнуки.
- Последним же настоятелем, сменившим о. Андрея Гришина, как полагают был иерей Василий Малинин.Из Домосердок его увезли чекисты, полагают, что он умер во время заключения. Данных о семье священника не сохранилось, так как он был не из этой местности.
Когда был разрушен
Собственно, по-настоящему не был – никогда. Как только стало ясно, что власти не разрешат пригласить нового настоятеля взамен о. Василия Малинина, народ разобрал по домам иконы, утварь. После этого атеисты первый раз попытались снести ненавистный храм – но не получилось. Более того – не смогли даже сбить крест с купола. Тогда здание «перепрофилировали» под зернохранилище. Доныне есть пожилые прихожане, со скорбью сами носившие тогда сюда мешки с зерном.
Чуть более «успешной» оказалась попытка уничтожить колокольню. Во всяком случае, удалось снять колокола.
Вот как вспоминала об этом старейшая прихожанка, Анна Поликарпова (скончалась в 2011 г.):
«Колокол самый большой в первый год войны, в 1941-м, спускали с колокольни на деревянных лесах, они не устояли под тяжестью, сломались, и колокол с высоты упал вниз и разбился, его отправили на завод в Ульяновск, сказали будут снаряды делать…».
Вторая попытка уничтожить здание относится к 1980-м. Тогда местный колхоз построил новое здание для хранения зерна, а «никчемная церковь», все еще увенчанная крестом, подлежала сносу. Жители села вспоминают, как стены основной, купольной части здания обвязали тросами, подогнали бульдозеры, начали попросту варварским образом ломать кладку.
В какой-то момент бульдозерист, верующий человек, резко отказался от такой «работы». Разъяренный председатель сельсовета сел в кабину сам. Разумеется, по невежеству коммунист попросту не знал историю чуда в Хонах, заступничества арх. Михаила за свою церковь. Односельчане говорят: можно сказать, повезло, что резко оборвавшийся совсем новый трос, со страшной силой ударивший по кабине, не снес председателю голову… После этого с некоторым страхом отступились – до времени.
Председатель, правда, не сдался. Подогнал три (!) бульдозера, чтобы разрушить хотя бы колокольню – безрезультатно. Все что удалось – большими усилиями удалось разобрать трапезную. Выломанный из стен кирпич попытались пустить на сооружение дамбы на р. Инзе, которая по весне часто выходила из берегов. Из затеи также ничего не вышло: сколько ни трудились строители, бурные воды раз за разом уносили кирпичи. Пока не унесли все. На 2011 г. еще оставались в живых свидетели этих событий, включая самого председателя сельсовета, переехавшего в другое село, Юлово.
Планы на восстановление и их реализация
Приход образовался (точнее, возродился) здесь, как только с 1990-х прекратились гонения на веру. Удалось получить разрешение на небольшую комнату при доме культуры – старом, разваливающемся. А рядом высился Михаило-Архангельский, хранящий следы варварских попыток сноса, но – не сломленный.
В 2007 г.сюда приехал о. Виктор Павельев,уроженец Инзенского района – именно поэтому, он, выпускник Московской Духовной Академии, просил дать приход именно в этих краях. Именно ему удалось возродить у прихожан веру, что любимую святыню не только нужно, но – возможно восстановить. С 2009 г.началась реставрация – первоначально только силами прихода. Всего за несколько лет удалось:
- восстановить алтарь– это означало возможность служить;
- заново сделать кровлю, окна, двери;
- позолотить купол – сначала наполовину, на большее не хватило средств прихода; но фото 2020 г. показывают его уже полностью покрытым позолотой;
- восстановить трапезную часть.
Все это – на средства, собранные буквально «с миру по нитке». Первый взнос, 900000 руб., собрали жители двух сел – все без исключения. Не только православные мордовцы, но также – живущие здесь татары-мусульмане. Некоторые из них вносили средства даже несколько раз.
Чуть позже к восстановлению подключились благотворители.
27 ноября 2011 г. состоялся чин освящения.Большое здание вновь ожившего храма оказалось… маленьким, так как не смогло вместить всех пришедших. Но, несмотря на холод, ледяной ветер, народ, который не смог попасть внутрь, упорно стоял на улице. Многие из находившихся внутри выходили, чтобы дать возможность зайти, послушать службу, погреться другим прихожанам…
Современное состояние
Сейчас здесь – крепкий, дружный приход. По-прежнему живут – и служат Церкви – Юдины, другие семьи старейших прихожан. С особым вниманием здесь записывают их рассказы об истории села, прихода, собирают также материал по архивам. Ныне ждет восстановления колокольня, так что приход открыл новый сбор средств.
После освящения владыка Прокл, архиепископ Симбирский и Мелекесский, награждая потрудившихся на восстановлении благотворителей, сказал, что однажды потомок кого-то из них, увидев церковь, скажет:
«Это мой дед восстановил этот храм! Это мой отец потрудился в этом храме, не так, как было в тридцатые годы – это мой дед и отец разрушил и уничтожил… Их память прошла с шумом… Сейчас ваша первостепенная задача, чтобы вы не только в праздники и наполняли храм этот, но и в будни молились в нем!»
А ведь, пожалуй, так оно и будет.
Частые вопросы
В каком году был заложен храм Михаила Архангела?
Собор Архангела Михаила и монумент основателям Нижнего Новгорода. Храм в честь Архангела Михаила – покровителя русского воинства – был заложен одновременно с основанием Нижнего Новгорода в 1221 году.
Какой самый большой храм в России?
На 2018 год храм Христа Спасителя является самым большим собором Русской православной церкви и может вмещать до 10 тысяч человек. Его общая высота достигает 103 м, что на 1,5 м выше, чем у Исаакиевского собора, высота внутреннего пространства — 79 м, толщина стен — около 3,2 м.
Какое чудо совершил Архангел Михаил 19 сентября?
Раздвинув близлежащую гору движением жезла, Архангел направил туда водяные потоки, и храм был спасен. Это чудо еще сильнее укрепило веру христиан в благие дела святого. Праздник, посвященный святому, в старину называли по-разному. Одни – «Михайлово чудо», другие – «Михайлов день», третьи – «Михаил».
Чего просят у Архангела Михаила?
Исторически повелось, что все, кто нуждался в защите, молились Архангелу Михаилу. Люди постоянно свидетельствовали о скором заступничестве Архистратига, поэтому эта традиция жива и поныне. Сегодня верующие также просят его помочь, когда оказываются невинно обиженными или обманутыми.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Посетите храм Архангела Михаила в Поддубном, чтобы лично увидеть его историческое значение и красоту. Это поможет вам лучше понять его значение для местных жителей и истории региона.
СОВЕТ №2
Примите участие в благотворительных акциях или инициативах по восстановлению храма. Ваш вклад может помочь вернуть этому историческому месту его прежнюю славу и сохранить его для будущих поколений.
Значение храма для местного населения
Храм Архангела Михаила в поселке Поддубное имел огромное значение для местного населения на протяжении длительного времени. Строительство храма было завершено в 1919 году, и с тех пор он стал духовным центром общины. Жители поселка считали храм святым местом, где можно было обрести утешение и поддержку в трудные моменты жизни.
Каждое воскресенье и в праздничные дни местные жители собирались в храме на богослужения, молитвы и общение. Храм служил не только местом для проведения религиозных обрядов, но и центром культурной жизни общины. Здесь проводились различные мероприятия, концерты, выставки и благотворительные акции.
Однако после закрытия храма в 1950-х годах он был заброшен и оставлен без присмотра на протяжении 70 лет. Это привело к печальному состоянию здания и утрате его культурного значения для местного населения. Многие жители поселка выражают надежду на восстановление храма и возрождение его роли в жизни общины.