Покровская церковь в Кикино – уникальное сооружение, представляющее собой яркий образец псевдорусского стиля. Расположенная в Московской области, она несет в себе историческое и культурное значение, отражая особенности архитектуры и религиозной практики прошлых времен. В данной статье мы рассмотрим историю и особенности Покровской церкви в Кикино, а также ее современное состояние и значение для сохранения культурного наследия.
История строительства
Современные специалисты считают, что поселение здесь было уже по крайней мере с XI в., иные же думают, что первые люди вообще стали жить в районе нынешнего Кикино с начала I тыс. н.э. – именно так датируется древнее городище, раскопанное археологами поблизости.
Первые храмы
Но во всяком случае как село, то есть такое поселение, где имеется церковь, приход, Кикино известно с XVI в. Уже тогда здесь, во владении богатых дворян Воронцовых-Вельяминовых,был храм
Покрова Пресвятой Богородицы
– деревянная. Согласно сохранившимся историческим документам, она имела три престола: помимо главного, освященного в честь любимого верующими России праздника Покрова Пресвятой Богородицы, также были приделы арх. Михаила и прор. Илии. По другим же данным, храмов было два: Покровский с приделом прор. Илии и отдельно стоящий Михайло-Архангельский.
Читайте также: Храм
Покрова на Нерли год
постройки
А вот документы XVIII – нач. XIX вв. свидетельствуют, что Покровская, имевшая три престола, все же была единственной. К этому времени селом уже владела помещица Екатерина Яковлевна Брокер.
К 1835 г. относится конфликт настоятеля с прихожанами: его даже пришлось разбирать митрополиту Московскому Филарету (Дроздову). Настоятель жаловался, что люди «скудно платят за требы», а также утесняют причт по части земли, например, «не дают пастбища для скота» (вероятно, отношения с хозяйкой земли, Е.Я.Брокер, также не сложились).
Причина раздора осталась неизвестной, однако, сохранился краткий ответ святителя: «Священник сам виноват, что раздражил прихожан».
Смирились ли спорящие стороны, документы умалчивают.
Быть ли каменной церкви?
Следующе значимое упоминание о Покровской относится к 1896 г., когда Московская духовная консистория разрешила строить каменное здание. К этому времени уже отменено крепостное право, село растет, впрочем, местные земли теперь принадлежат братьям-предпринимателям, торгующим продуктами сельского хозяйства, Холмогоровым. Вероятно, возведение здания могло быть их инициативой – впрочем, до реализации проекта прошло порядком времени. Во всяком случае, к нач. XX в., когда село уже принадлежало другим предпринимателям, Лихачевым, Покровский все еще был деревянным. Но вскоре его разобрали, дабы построить все же кирпичный. И построили. Но 18 июля 1908 г. здание совершенно неожиданно… рухнуло!
Разговоров было немало. Говорили, мол, нет Божия благословения, а, как известно, «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126:1). Иные вообще думали, что место проклято – это освященная-то по крайней мере с XVI в. земля, где служили, молились веками! Конец разного рода нелепым домыслам положили… сами прихожане. В 1909 г. они общими усилиями разобрали завалы, собрали средства на новый храм.
Мнение эксперта:
Покровская церковь в Кикино, возвышающаяся в псевдорусском стиле, вызывает интерес у многих экспертов и исследователей искусства. Ее необычная архитектура, сочетающая элементы русского и западноевропейского стилей, является предметом обсуждения и споров. Некоторые специалисты утверждают, что такое слияние различных культурных влияний придает церкви уникальность и особый характер, делая ее значимым памятником архитектуры. Другие же считают, что подобный стиль является неоднозначным и может вызывать раздражение у поклонников классической русской архитектуры. В целом, мнение экспертов разделилось, но все согласны в том, что Покровская церковь в Кикино заслуживает внимания и изучения как яркий пример архитектурного творчества, отражающего многогранные культурные взаимодействия.
Архитектура
Собранных пожертвований хватило для оплаты работы маститого архитектора – москвича Николая Николаевича Благовещенского(1867-1926 гг.). Зодчий был широко известен постройкой множества столичных гражданских зданий (например, возведенные им школы до сих пор используются по назначению), а также десятков церковных зданий Москвы, ее окрестностей.
Интерьер храма. 2012 год
Стиль Покровской современные специалисты определяют как «псевдорусский»: это значит, что постройка имеет стиль, характерный для русского зодчества до XVII в. – впрочем, в отличие от древнерусских церквей, Покровская – краснокирпичная, а не белая, как было принято строить на Руси. В остальном – хорошо знакомый с древности «четверик», увенчанный пятью главками, окруженный крытым притвором. Это архитектурное решение «подсмотрено» зодчим в Ярославле, где подобных церквей было немало.
Интересный факт
Была здесь также неизвестная древним мастерам «инновация», перекрытия из новейшего по тем временам материала – бетона, причем с ныне распространенными неэстетичными бетонными плитами – ничего общего. Здесь были и есть традиционные «парусные» (виде сферы) своды – лишь сделанные по новой технологии.
Современные пять главок Покровского, впрочем, происхождения современного. Нет, кресты не снесли при большевиках. Их просто… не успели водрузить до событий 1917 г., когда в сложной судьбе Покровской наступил новый этап.
Когда был разрушен
На момент начала 1 мировой войны (1914 г.) строителям оставалось:
- закончить главки с крестами;
- достроить колокольню.
Кроме того, планировалась внутренняя роспись. Осуществить все это не удалось. Но богослужения начались все равно. Они продолжались до 1930-х гг. Тогда коммунистам, наконец, удалось разогнать упорный, не поддающийся «веяниям времени» приход. Считается, что последний настоятель здесь – иеромонах Герасим (Мочалов). Его арестовали по стандартному обвинению в антисоветской агитации 27 ноября 1037 г., а уже 4 декабря, на Введение во храм Пресвятой Богородицы – расстреляли.
С тех пор здание стало колхозным складом. Почтения к творению московского зодчего никто не испытывал – недостроенный храм разрушался от времени, да просто по людской небрежности. Пока к началу 2000-х его уже стало невозможно использовать даже как хранилище. С 2007 г. оскверненную святыню, практически руины, вернули верующим.
Планы на восстановление и их реализация
Никто не опустил руки, видя, что Покровский, кажется, вообще невозможно возродить. Как известно, «невозможная у человеков возможна Богу». Прихожане, сохранившие веру, упорство своих предков, сами закрыли фанерой пролом стены, принесли иконы. Впервые за десятилетия здесь зазвучали молитвы.
С 2008 г. началась реставрация: отремонтировали основную часть здания, доделали главки, которые наконец увенчали кресты.
Средства быстро иссякли, но было сделано главное: остановлены необратимые процессы разрушения: ведь у Покровской появилась кровля. Так что, когда с 2017 г. за дело взялись вновь, работы велись не «с нуля». Как более чем за 100 лет до того, инициатива восстановления принадлежала прихожанам.
2 августа 2018 г., когда отмечался престольный праздник одного из восстановленных приделов, память прор. Илии, здесь служили первую литургию.
Современное состояние
Сейчас здесь продолжается реставрация, одновременно идут службы. Приезжающие говорят – пока в одном приделе,
прор. Илии,
причем только летом: отопления еще нет.
Но прихожане, настоятель, о. Петр Яронов,уверены: здесь постепенно все будет. Даже роспись стен, которую не успели доделать более 100 лет назад. А главное – здесь уже сейчас есть богослужения и молитва.
Частые вопросы
Когда была построена Покровская церковь?
Весной 1555 года было начато строительство каменного храма, которое продолжалось шесть лет. Как гласит Никоновская летопись: 1 октября 1559 года были освящены все пределы, кроме Покровской церкви, строительство которой не было еще завершено. Покровская церковь была освещена 29 июня 1561 года (12 июля по новому стилю).
Как описать храм Покрова на Нерли?
Церковь Покрова на Нерли отличается гармонией пропорций, изяществом силуэта и полным слиянием с окружающими пейзажами. Весной одноглавый белокаменный храм, словно лебедь, возвышается над водами нерлинской старицы, зимой памятник как будто вырастает из снежных сугробов, летом — из густой травы заливных лугов.
Чему посвящена церковь Покрова на Нерли?
По легенде, церковь Покрова Богородицы построена в честь победы князя Андрея Боголюбского над булгарами в середине ХII века. Еще житие князя сообщает, что храм этот — дань памяти об Изяславе Андреевиче, сыне великого князя. Скончался Изяслав от ран, полученных в военном походе.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При посещении Покровской церкви в Кикино обязательно изучите ее историю и архитектурные особенности, чтобы лучше понять значение этого памятника.
СОВЕТ №2
Не забудьте посмотреть на фрески и иконы внутри церкви, они передают дух времени и помогут вам окунуться в атмосферу псевдорусского стиля.
Особенности псевдорусского стиля в архитектуре Покровской церкви
Псевдорусский стиль в архитектуре Покровской церкви в Кикино является ярким примером переосмысления исторических русских архитектурных традиций. Основные особенности этого стиля проявляются в использовании типичных элементов русского зодчества, однако с некоторыми изменениями и дополнениями, которые делают здание уникальным и отличающимся от классических образцов.
Одной из характерных черт псевдорусского стиля Покровской церкви является применение лепного декора, имитирующего древнерусские узоры и орнаменты. Эти узоры часто сочетаются с элементами готического стиля, что создает интересное сочетание форм и линий. Кроме того, в архитектуре церкви прослеживается стремление к увеличению вертикальности здания, что характерно для русских храмов.
Еще одной важной особенностью псевдорусского стиля в Покровской церкви является использование кирпича как основного строительного материала. Кирпичные стены дополняются деревянными элементами, создавая контраст и придавая зданию особый колорит. Такое сочетание материалов было характерно для русской архитектуры определенного исторического периода.
Внутреннее убранство Покровской церкви также отражает особенности псевдорусского стиля. Иконостас, резные двери, алтарь – все эти элементы выполнены с учетом традиций русского зодчества, однако с добавлением новых деталей и узоров, которые придают интерьеру особую изысканность.
Таким образом, Покровская церковь в Кикино в псевдорусском стиле представляет собой уникальное сочетание традиций и новаторства, отражающее развитие архитектурного мышления в определенный исторический период.