Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, является одним из выдающихся духовных лидеров православной церкви. Его житие, чудеса и духовное наставничество оказывают великое влияние на верующих. В данной статье мы рассмотрим краткое житие и икона преподобного Саввы, расскажем о помощи Звенигородского чудотворца, явлении Евгению (Эжену) Богарне, а также о источнике и ските святого.
Краткое житие
Значительную часть жизни Преподобный Савва трудился в Троицком монастыре. Он принял от своего богоносного наставника монашеский постриг и проводил годы в совершенном послушании. Для всех окружающих он был примером благочестия и кротости.
Полезные материалы
Всё своё долгоденствие набожный Савва проживал в суровом аскетизме и постоянном бодрствовании над собой, уделяя максимальное внимание душевной и телесной непорочности. На Божественную
литургию
он являлся самым первым и самым последним покидал её. Молясь в храме, он не мог сдерживать слёз от осознания своей духовной нищеты, потому все монахи смотрели на него с удивлением. Он достиг высокой степени преуспеяния и был поставлен духовником братии.
Игумен Успенской обители
По настоянию благоверного князя Димитрия Иоанновича, св. Сергий создал Успенский Дубенский монастырь близ реки Дубенка, в безлюдной и глухой местности. Духовным руководителем обители за свою подвижническую бесстрастную жизнь был поставлен преподобный Савва. Более 10 лет прослужил Савва в монастыре Дубенском, с заботой наставляя насельников пустыньки. Росло число братии, привлеченных примером подвижнической жизни святого и его учеников.
Священнодействовал безропотно и покорно, подавая пример своей простой подвижнической жизнью. Питаясь только растительной пищей, он проводил всё своё время в трудах и
молитвах
, лишь иногда отдыхая ночью на полу своей кельи.
После смерти прп. Сергия в сентябре 1392 года, его последователь, священник Никон, оставил службу на посту монастырского игумена и уединился в своей келье. Тогда иноки Троицкой обители упросили святого возвратиться в их обитель и возложить на себя обязанности игуменства. Шесть лет Савва был настоятелем Свято-Троицкой обители. В этот период по мольбам игумена к северу от Лавры чудом возник целебный родник.
Но не мог долее преподобный быть игуменом, его тянуло к отшельнической, уединенной жизни. Он сложил с себя обязанности настоятеля Троицкой обители и стал простым насельником монастыря.
Основание монастыря близ Звенигорода
Господь узрел стремление подвижника и призвал его к весьма серьёзному деланию. Крестник святого Сергия и духовное чадо преподобного Саввы, Князь Юрий (Георгий) Димитриевич Звенигородский, попросил св. Савву побывать в его землях и благословить его родных. Смиренный Савва согласился. Обратно в Троицкий монастырь он уже не вернулся — государь уговорил его остаться и обосновать очередную обитель. Место это очень понравилось святому. Он решил остаться и понести труды по основанию обители.
Со слезами взмолившись Деве Марии, подвижник испросил Её покрова и заступничества, и обосновался в глухом местечке на горе Сторожи, в истоках Москвы-реки. В 1398 году вместе с князем воздвигли деревянную
церквушку
в память Рождества Пресвятой Богородицы. Преподобный, желая как можно больше уделять времени молитве, уединялся в маленькой пещере, которую сам себе ископал недалеко от храма.
Скоро появилось достаточно насельников, и отец Савва организовал общежитие. Он старался как можно больше равняться на своего наставника в стремлениях к единению с Богом. Прежде всего наставлял иноков собственным примером. На своих плечах носил воду на крутой склон и вообще все необходимое для своего жития старался делать самостоятельно.
Позднее признательным и боголюбивым князем были сооружены кельи для насельников, а обитель окружена деревянной изгородью. Настоящим свидетельством трудов святого и щедрости князя остается действующий по сей день благообразный и внушительный храм из камня в честь Рождества Богородицы, возведенный вместо прежнего деревянного храма.
Св. Савва Сторожевский почил 3/16 декабря 1407 года, дожив до преклонных лет, и был погребен в основанном им монастыре. Проститься со святым прибыли как знатные люди от бояр до князей, так и простые жители Звенигорода.
Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде
Мнение эксперта:
Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, известный как последователь игумена всея Руси, оставил неизгладимый след в истории православной церкви. Эксперты отмечают его выдающиеся духовные качества, преданность вере и благочестивую жизнь. Своим примером он вдохновлял многих последователей к стремлению к духовному совершенству и служению ближним. Его труды и учение продолжают влиять на многих верующих, делая его одним из наиболее почитаемых святых в православной традиции.
Чудеса
Св. Савва был не только чудотворцем, он также обладал даром прорицания. Широко было известно пророчество князю Юрию Звенигородскому о грядущем успешном сражении.
Хищение честных
мощей
Преподобного также было предсказано святым:
«Наступит день, во всем мире человечество отпадет от Бога, и будут над Ним насмехаться, у власти будет стоять антихрист. Он удалит меня из монастыря, но я совсем не уйду. Я переберусь в иное место, где будут жить люди, не забывшие Бога, и я буду возносить за них молитвы перед концом света».
У мощей святого Саввы исцелялись душевнобольные и бесноватые, прозревали слепые, обретали слух глухие от рождения.
Явление Эжену (Евгению) Богарне
Старец не оставлял братию и после смерти. Он неоднократно являлся в своем монастыре и его окрестностях. Многие монахам святой являлся во сне.
Но не только монахам являлся преподобный. Во время войны 1812 г. в Звенигородском монастыре расположился штаб Энже (Евгения) Богарне – пасынка Наполеона Бонапарта. Отчим очень ценил его боевые заслуги и преданность, и в 1812 г. вверил ему командование 4-м корпусом французских войск. Захватив монастырь, солдаты принялись грабить его, а командир устроился в одной из келий передохнуть.
Затем случилось чудо, о котором поведал сын Евгения – Максимилиан. По его словам, в ночь на 1 сентября 1812 г., отцу явился седовласый старец в монашеском одеянии. Он долго смотрел на французского генерала, а затем на его языке молвил:
«Не вели войску своему расхищать монастырь и особенно уносить что-нибудь из церкви. Если исполнишь мою просьбу, то Бог тебя помилует, ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым. А твои потомки будут служить России».
1
Сентября
1812 года
Принцу Франции, дивизионному генералу Эжену Богарне, находящемуся в захваченном французскими войсками Сторожевском монастыре, среди ночи явился святой Савва. Преподобный попросил Богарне прекратить разграбление монастыря. Святой сказал французу, что в случае исполнения просьбы, тот окончит войну невредимым, а его потомки послужат России. Богарне послушался. Предсказание старца впоследствии сбылось.
Проснувшись, француз узнал на
иконе
старца и пришёл в страх и трепет. Он поклонился мощам святого, приказал возвратить всё награбленное, а вокруг монастыря поставил охрану, чтобы никто, кроме монахов, туда не проник.
В свою очередь святой выполнил данное обещание – Евгений Богарне выжил в войне, которая закончилась через полгода тяжелым поражением и огромными потерями французов. Военнокомандующий сохранил память о чуде. Его сын Максимилиан породнился с царской семьей, женившись в 1839 г. на княжне Марии — дочери Николая I. В браке у них родилось семеро детей, они жили в Санкт-Петербурге до революции 1917 г.
Явление святого Саввы Сторожевского Эжену Богарне 1 сентября 1812 года
В 1995 г. в Звенигород из Франции приехала монахиня Елизавета, потомок Евгения Богарне. Она рассказала, что почти все представители рода Богарне названы русскими именами и исповедуют православие. А Звенигородского чудотворца считают своим покровителем по сей день.
Явлению царю Алексею Михайловичу Романову
В летописях монастыря отобразилось предание о том, как святой уберёг царя Алексия Михайловича Романова (Тишайшего) от медведя, который напал на него во время охоты. Когда сопровождающие его разбрелись по лесной чаще, царь остался один, как вдруг из-за деревьев неожиданно появился медведь и бросился в его сторону. Внезапно перед государем появился старец, зверь же исчез в чаще. На вопрос изумленного самодержца старец ответил, что зовут его Савва, и обитает он в Сторожевской пустыни. Как только Алексий Михайлович добрался до обители и увидел образ праведного старца, то осознал, что сам святой игумен уберег его от растерзания диким зверем. С того момента царь считал его своим личным заступником.
Портрет царя Алексея Михайловича Романова
Однажды Саввино-Сторожевский монастырь посетил боярин Иван Ртищев со своим сыном Георгием. Ребёнок был немым. Горячо взмолившись и призвав на помощь св. Савву, он влил в уста мальчика немного монастырского кваса. После этого Георгий навсегда избавился от своего недуга.
Исцеления и чудеса по молитвам св. Саввы совершаются до сих пор. Вот, например, эпизод из жизни супружеской пары, долго не имевшей детей. Они искупались в купели и через три недели узнали, что их молитвы о ребёнке были услышаны.
Некая девушка была в глубокой депрессии. Чудом попав в монастырь, где после таинств Исповеди и Причастия искупалась в купели. Вскоре по возвращении из монастыря в Москву познакомилась с молодым человеком, который предложил ей стать его супругой.
Интересные факты
-
Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский был учеником и духовным преемником преподобного Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевой лавры. Савва Сторожевский был одним из самых почитаемых учеников Сергия Радонежского и пользовался большим авторитетом среди православных верующих.
-
Преподобный Савва Сторожевский основал Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде, который стал одним из крупнейших и самых известных монастырей в Московской Руси. Монастырь был основан в 1398 году и быстро стал духовным и культурным центром региона.
-
Преподобный Савва Сторожевский был духовным наставником многих князей и дворян Московской Руси, в том числе великого князя Василия I Дмитриевича и его сына великого князя Василия II Васильевича. Савва Сторожевский пользовался большим уважением и авторитетом среди правящей элиты Москвы и оказывал большое влияние на политическую и духовную жизнь Московского княжества.
О полном житии
Повествование об этом удивительном подвижнике дошло до нас благодаря труду игумена Варлаамо-Хутынского мужского монастыря, Маркелла Хутынского.
Митрополит Макарий созвал в Москве два собора: в 1547 и 1549 гг., на которых была проделана значительная работа по прославлению святых. Иноки Сторожевской обители обратились к митрополиту Макарию с просьбой о канонизации Саввы Сторожевского и написании его жития.
В 1547 г. старец был канонизирован в лике преподобных, а за написание жизнеописания митрополит поручил Маркеллу, т.к. знал о его таланте агиографа. В течение нескольких лет Маркелл собирал факты о подвижнической жизни святого. Часть из них он взял из жития Преподобного Сергия Радонежского и его последователя — игумена Никона Радонежского, а часть — из рассказов о чудесах, которые являл монахам монастыря сам старец Савва после своей кончины. Закончил свою работу Маркелл в 1552 г., а в 1830 г. А.С. Пушкин кратко перевел её с церковно-славянского языка на русский.
Александр Сергеевич провел своё детство близ Саввино-Сторожевского монастыря и перед женитьбой решил ещё раз его посетить. В своей незавершенной поэме он писал об обители такие строки:
На тихих берегах Москвы
Церквей, венчанные крестами,
Сияют ветхие главы
Над монастырскими стенами.
Кругом простерлись по холмам
Вовек не рубленые рощи,
Издавна почивают там
Угодника святые мощи.
Икона
Первое изображение старца было написано Дионисием, игуменом Саввино-Сторожевской обители. После чтения молитвенного правила, настоятель увидел перед собой незнакомца, сказавшего:
«Дионисий! Поднимись и отрази мой образ на иконе».
Игумен в страхе вопрошал старца, кто он, тот отвечал:
«Я Савва, начальник этого монастыря».
Тогда настоятель отыскал самого престарелого воспитанника отца Саввы — Аввакума, который воочию лицезрел бывшего настоятеля в юности, и попросил охарактеризовать облик святого. Тогда Дионисий догадался, что перед ним был сам праведный Савва и, выполнив указание, написал икону старца.
Преподобный Савва изображается на иконах седовласым длиннобородым старцем в монашеском облачении. Его правая рука благословляет богомольцев, в левой он держит свиток и иногда икону Богородицы. Распространены изображения, где он обращается к Богородице и где является Евгению Богарне, а также икона с житийными клеймами.
Св. Савва Сторожевский: икона с клеймами жития
В чем помогает святой
Св. Савва помогает молящимся ему в скорбях и недугах. Особенно просят молитв святого об укреплении веры, кротости, послушании, воздержании от страстей, хранении телесной и душевной непорочности, по заповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).
Где находятся честные мощи преподобного
Впервые
мощи
святого открыли 19 января 1652 года, во время правления государя Алексия Михайловича. Несмотря на то, что это произошло спустя 245 лет после погребения, мощи старца остались нетленными.
Саввино-Сторожевский монастырь с 1917 года был закрыт, а святыню, несмеявшись и наругавшись ей, вывезли на Лубянку. В течение длительного времени чудотворные мощи Звенигородского святого считались утраченными, но в конечном итоге были обретены одним из верующих уроженцев Звенигорода. Он обещал вернуть святыню церкви в случае возрождения Церкви в стране. В 1998 году Саввино-Сторожевскому монастырю исполнилось 600 лет. По этому случаю мощи Саввы Звенигородского были с торжеством доставлены в устроенную им родную обитель.
Святой источник
Интересный факт
Ещё при жизни святой выкопал колодец, которым и в наше время пользуются монастырские насельники и миряне. Кристально чистый ручей находится в скиту, на месте, где преподобный пребывал в молитвенных подвигах. Здесь же отстроена купель.
Скит в Звенигороде
Сам скит был установлен во второй половине XIX в. стараниями наместника Саввино-Сторожевской Лавры, отца Галактиона, на пожертвование Павла Григорьевича Цурикова, местного торговца. Сначала над пещерой основали церковь, со временем отстроили вторую, затем образовались кельи. Так возник монастырский скит. Как большинство православных строений, он претерпел разрушения и поругания в годы безбожной власти. Но к 600-летнему юбилею преставления Саввы Звенигородского его отреставрировали, оборудовали купель на источнике и каменную келью преподобного.
Скит прп. Саввы
Дни памяти
С почитанием праведного Саввы Сторожевского связаны следующие даты:
- 16 декабря — преставление Саввы в 1407 году;
- 1 февраля — первое обретение мощей Святого в 1652 году;
- 30 июля — перенесение и поставление святых мощей в Москве в 1847 году;
- 23 августа — второе обретение мощей в 1998 году и перемещение их из Свято-Данилова монастыря в Саввино-Сторожевский.
На Руси имя святого с давних пор прославлено чудесами. В праведности и святости прошёл он земной путь. Бесчисленные паломники и сегодня нескончаемым потоком идут за ходатайством перед Господом к хозяину Саввино-Сторожевской обители.
Автор: Ольга Тимашова
Небольшой фильм о святом Савве Сторожевском «Звенигородский чудотворец».
Акафист
Акафист преподобному Савве Сторожевскому, Звенигородскому чудотворцу
Кондак 1
Избранный от Воеводы и Господа воинств небесных, преподобне отче наш Савво, силою креста Господня победивый напасти, яже от диавола, мира и плоти, яко имея дерзновение ко Господу, от всяких искушений, бед и наветов вражиих молитвами твоими сохраняй нас, похвальная с любовию тебе воспевающих; Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Икос 1
Ангел во плоти явился еси на земли, преподобне Савво, от юности бо возлюбив Бога, равноангельному поревновал еси житию учителя твоего, преблаженнаго Сергия, и послужив Господеви в правде и преподобии во вся дни живота своего, по исходе нетлением телесе сияеши. Вси убо благоговейно чтуще тя, воспеваем сице: Радуйся, истинный святаго учителя твоего ревнителю; Радуйся, земный ангеле и небесный человече. Радуйся, верный слуго Господень; Радуйся, усердный чистоты и воздержания хранителю. Радуйся, зерцало веры благочестивыя; Радуйся, образе кротости духовныя. Радуйся, пустынножителей красото; Радуйся, иноков наставниче. Радуйся, многим ко спасению путеводителю; Радуйся, скорый помощниче притекающим к тебе с верою. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Кондак 2
Видя, яко в мире сем всяческая суета и тление, потщался еси тесным и прискорбным путем течение жизни сея совершити; вселився во обители преподобнаго Сергия, и от него прияв ангельский образ, поревновал еси богомудрому его смирению и трудолюбию, и купно с ним день и нощь воспевал еси Спасителю, всех Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разум и сердце покорив Христу Спасителю, глаголющу: “Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет”, — невозвратно отвратил еси лице свое от мира сего, яко от Вавилона греховнаго, и презрев вся красная и благая его, водворился еси в пустыни, чая Бога, спасающаго воителей Своих. Ныне же предстоиши Престолу Божию, наслаждаяся небесных благ, и велие дерзновение имея ко Господу, не забуди нас, к раце мощей твоих усердно притекающих и восхваляющих тя: Радуйся, житейских сует и мирских соблазнов избежавый; Радуйся, иноческое безстрастие и безмолвие стяжавый. Радуйся, вся благая земли, Небеснаго ради Царствия, за уметы вменивый; Радуйся, равноангельное житие до конца возлюбивый. Радуйся, возненавидевый мира сего греховную сладость; Радуйся, восприемый обетование непрестающия жизни. Радуйся, облеченный славою Небеснаго Царствия; Радуйся, сокровище некрадомое и нетленное обретый. Радуйся, о Церкви Христовой, на земли воинствующей, молитвенниче небесный; Радуйся, о всех верных, на поклонение к тебе притекающих, предстателю. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Кондак 3
Силою, излиянною на тя свыше, возшед на высоту добродетелей, постом и бдением, молитвами и целомудрием, яко многоценным венцем благоустроения иноческаго, повсюду просиял еси: сего ради вси велика и преславна тя почитаху. Ты же, бегая славы от человек, пребывал еси яко един от простых, труждаяся паче всех и поя хвалу единому, в Троице славимому, Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имеяй прозорливость духовную учитель твой, богомудрый Сергий, провиде тя быти подобна ему сподвижника и благоискуснаго споспешника хотящим спастися. Сего ради, прежде отшествия своего, вдаде попечению твоему обитель Пресвятыя Богородицы, на реце зовомей Дубенке: ты же, смиренномудрия исполнен, аще и устрашаяся бремени начальства, обаче не преслушав воли святаго старца, приял еси порученное тебе стадо Христово и добре в пасении его пребыл еси. Ныне же выну предстоя Престолу Божию, благоспоспешествуй молитвами твоими всем, взывающим к тебе: Радуйся, безпрекословный воли учителя твоего исполнителю; Радуйся, добрый стада Христова наставниче. Радуйся, возлюбленный паче многих избранником Божиим Сергием, от него же не утаися святыня твоя; Радуйся, благовонный крине вертограда церковнаго. Радуйся, светлый сосуде Божественныя благодати; Радуйся, светильниче, не сокрывыйся под спудом, но на свещнице поставленный. Радуйся, честное Святаго Духа селение; Радуйся, преподобных светлое украшение. Радуйся, иноков в подвигах постнических укрепляяй; Радуйся, заблуждшим путь спасения показуяй. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Кондак 4
Бурю страстей и искушений вражиих, препобеждая постом, бдением и молитвами, утолил еси до конца. Ныне убо причащался славы небесныя со всеми святыми, предстоиши Царю славы и поеши купно с ними: Аллилуиа.
Икос 4
Слышаще ближнии и дальнии Богоугодное твое житие, стекахуся от окрестных стран к тебе, пользы ради: ты же всех любезно приемля, согревал еси сердца их Божественною любовию. К тебе убо и мы припадающе, молим: настави ны, яко отец чада своя, на стези спасения. И не забуди взывающих к тебе: Радуйся, всем прибегающим к тебе наставниче предобрый; Радуйся, ищущим успокоения совести собеседниче претихий. Радуйся, унывающих душ утешителю пресладкий; Радуйся, кающихся со умилением ходатаю преусердный. Радуйся, заблуждающих исправителю прекроткий; Радуйся, беззаконных обличителю незлобивый. Радуйся, к воздержанию и целомудрию путеводителю неослабный; Радуйся, борющимся со страстьми помощниче неутомимый. Радуйся, праваго пути веры и благочестия указателю неложный; Радуйся, молящимся тебе от гнева Божия защитниче неотступный. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Кондак 5
Боготечная звезда явился еси, преподобне отче Савво, от мрака греховнаго хотящим прейти к солнцу правды, ясно путь показующая. Темже молим тя: просвети и наша сердца, страстьми житейскими омраченныя, и способствуй нам достойно воспевати Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видя благоверный князь Георгий смиренномудие твое, яко уклонился еси от начальственныя власти во обители учителя твоего, устремляяся к пустынному безмолвию, той умоли тя, да вселишися на горах, глаголемых Сторожи. Ты же, изволяя благое послушание явити благому желанию и обитель иноческую зде составити хотя, рекл еси со Пророком: “Се покой мой, зде вселюся, яко изволих и”. И скоро на месте сем храм Пресвятыя Богородицы создася. В немже ныне нетлением мощей твоих благоухаеши и немолчно ко Господу вопиеши о возглашающих к тебе сицевая: Радуйся, горлице пустыннолюбная и добровидная; Радуйся, пустыни доброе прозябение, смиренномудрием и всякими добродетельми страну сию облагоухавшее. Радуйся, цвете присноцветущий; Радуйся, благополезно и мудро прошение князя совершивый. Радуйся, церковь прекрасну зде во славу Рождества Богородицы соорудивый; Радуйся, пустыню во обитель иночества претворивый. Радуйся, стаду твоему верный наставниче; Радуйся, о всех градех и весех Российских молитвенниче неусыпающий. Радуйся, всем притекающим к тебе мир и благословение от Господа молитвами твоими низводящий; Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Кондак 6
Проповеди Евангельския послушав: “Не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете; ни телом вашим, во что облечетеся”, — упразднил еси сердце твое от житейских забот, питаяся былием пустынным и малоценныя ризы нося. Сего ради нетления одеждою одеяла еси по преставлении твоем, юже от Христа Бога получити и нам испроси, вопиющим Ему Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси, яко Богосветлое светило, во стране Российской, всеблаженне отче Савво, озаряя нас лучами добродетелей и чудес твоих. Темже вопием ти: Радуйся, дарованиями Святаго Духа сияющий члене Церкве Христовы; Радуйся, преизобилующий истинным к Богу умилением. Радуйся, подражателю преподобных в совершенном терпении; Радуйся, подвигов иноческих ревнителю. Радуйся, страсти греховныя силою благодати в себе умертвивый; Радуйся, нищеты и нестяжания образ. Радуйся, светлое святыни зерцало; Радуйся, всех добродетелей рачителю. Радуйся, немощных целебниче; Радуйся, жезле, падающих подкрепляющий. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Кондак 7
Хотящу благоверному князю Георгию воинствовати на супостаты, благословение преподал еси, отче, на одоление, глаголя пророчески: “Изыди, благоверный княже! Господь ти поможет, и врагов твоих одолееши, и благодатию Божиею здрав возвратишися в отечество твое!” Еже и бысть, по глаголу твоему. Он убо, возвратився от брани с победою и славою, и многими дарми снабдевая обитель твою, воспеваше благодарственно дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Новый подражатель древних ратоборцев на страсти плотския явился еси, отче Савво: от юности бо ум твой вперив к Богу, яко столп веры непоколебимый, даже до старости маститыя пребыл еси в распинании плоти своея со страстьми и похотьми. Сего ради не можаху силы бесовския запинати ногама твоима, ниже успеваху устрашати тя издалеча, от ихже наветов и напастей соблюди неврежденных и нас, торжественно, воспевающих тебе: Радуйся, чистоты и воздержания хранителю; Радуйся, лику древних постников сопричтенный. Радуйся, всенощными молитвами и бдением всю прелесть бесовскую посрамивый; Радуйся, обдержимым бесовскою силою надежный врачу. Радуйся, надменных мудрованием плоти к покорению глаголам Божиим приводяй; Радуйся, всем напаствуемым от духа льсти духовное зрение и трезвение подаваяй. Радуйся, духа вражды и любоначалия от притекающих к тебе прогоняяй; Радуйся, яко ходатайством твоим даров Святаго Духа, в воинствовании Христовом укрепляющих, сподобляемся. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Кондак 8
Странное чудо сотворил еси, предивный отче Савво, егда нечестивии хотяху расхитити достояние церкви твоея. Они, яко татие, устремляхуся оконцем, еже бе у гроба твоего: ты ж зде, аки велия гора, показался еси им, на нюже взыти несть мощно. Со студом убо возвращшеся отсюду, последи же раскаявшеся воплем и слезами, грех свой исповедаша пред всеми, и скоро путь неправды оставльше, в покаянии прочее пожиша, с верою вопиюще Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Весь был еси в Бозе, еще сый на земли, в подвизех иноческаго жития: предстоящу бо ти пред лицем Господним на Божественной службе, зримо бываше воспламенение чудное в лице твоем от молитвеннаго в духе горения к Богу. Овогда же в толиком бе умилении душа твоя, яко источатися потокам слезным от очес твоих неудержимо, ихже ради единонравна тя зряху быти со Пророком, глаголющим: “Быша слезы моя мне хлеб, день и нощь”. Обаче, велие стяжав дерзновение к Богу, не забуди и нас, со слезами печали о гресех своих к твоему заступлению притекающих и вопиющих к тебе: Радуйся, огнем Божественныя любве ветхаго человека в себе попаливый; Радуйся, во плоти, аки безплотен, на земли поживый. Радуйся, живыми и спасительными слезами огнь похоти угасивый; Радуйся, горния радости и блаженства ангельскаго сопричастниче. Радуйся, за премногую любовь твою к Богу Отцу славою и честию препрославленный; Радуйся, за глубокое смирение твое от Христа Сына Божия венцем нетления увенчанный. Радуйся, за чистоту и безстрастие ангельское от Пресвятаго Духа осиянный; Радуйся, пречестная обитель Троицы. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Кондак 9
Всякия беды и скорби избави нас, преподобне отче Савво, твоими теплыми к Богу молитвами и испроси нам вся, ко временной и вечной жизни потребная. Да сподобимся горняго Иерусалима достигнути и купно с тобою воспевати Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Вития многовещанныя недоумеют достойно восхвалити тя, богомудре Савво: кто бо доволен разумети вся борения твоя с миродержители тьмы века сего; или кто изочтет труды, болезни и подвиги твоя, в них же пустыннолюбное житие совершал еси. Обаче мы, любовию твоею побеждаеми, благодарив тебе зовем: Радуйся, закона Божия исполнителю всеусердный; Радуйся, чистотою и целомудрием многоценнаго бисера честнейший. Радуйся, в терпении и борении противу плоти адаманта твердейший; Радуйся, смиренномудрием и кротостию паче славных земли прославленный. Радуйся, борющимся со страстьми и похотьми помощниче непобедимый; Радуйся, в трудех, бдении и воздержании великим постником подражателю ревностнейший. Радуйся, в духовной мудрости наставниче благоискуснейший; Радуйся, подвигов иноческих показателю рачительнейший. Радуйся, другу Божию преподобному Сергию единонравный и к лику другов Божиих на небеса преселивыйся; Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Кондак 10
Спастися хотяще вернии от различных напастей и бед мира сего, тебе теплаго предстателя и молитвенника к Богу предлагаем. Не тщетну сотвори нашу надежду на молитвы твои, но ходатайством твоим избави нас от лютых бед, напастей, искушений и скорбей. Да несмущенно, от избытка сердца, глаголем всегда Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стену тя тверду и молитвенника изрядна стяжав, святая обитель твоя и вси страны Российстии заступлением твоим хвалятся. Темже и мы грешнии, ко гробу твоему притекше, яко чада отца, молим: заступи и сохрани нас от искушений и скорбей, бед и напастей молитвами твоими, да взываем ти радостно: Радуйся, благовонный крине райскаго вертограда; Радуйся, кипарисе, верных сердца благовонием исполняющий. Радуйся, древо благосеннолиственное, имже обитель твоя покрывается; Радуйся, неусыпный молитвенниче, желания верных во благих исполняяй. Радуйся, надежде и отишие в мори жития сего плавающих; Радуйся, твердое ограждение и прибежище усердно Богу работающих. Радуйся, неисчерпаемый источниче исцелений; Радуйся, струя, напаяющая и веселящая жаждущих правды. Радуйся, всех усердно притекающих к тебе от искушений и бед скорое избавление; Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Кондак 11
Пение всеумиленное приносим ти, преблаженне отче Савво, и со дерзновением молим: вознеси ко Господу о спасении душ наших твою святую молитву. Да сподобимся вечно в радости блаженней воспевати Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светоподательными лучами блистает житие твое, отче наш Савво: всякия бо добродетели Евангельския является в тебе исполнение. Темже и глаголем: Радуйся, сугубыя ради нищеты богатство небесное обретый; Радуйся, плачем и умиления слезами утешение вечное приявый. Радуйся, алкавый и жаждавый правды, ныне же насыщаяйся райским блаженством; Радуйся, милостивым обещанное воздаяние усвоивый. Радуйся, чистотою сердца твоего лицезрения Божия достигнувый; Радуйся, миротворениями многими в лике сынов Божиих быти сподобивыйся. Радуйся, терпением правды ради в Царство Небесное водворивыйся; Радуйся, образом кротости, тихости и незлобия поучение сущим в озлоблении подаваяй. Радуйся, примером братолюбия, ко исканию не своих си, но яже ближняго, и наши сердца утверждаяй; Радуйся, всех со страхом работающих Господеви радосте. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Кондак 12
Благодать, данная ти от Бога, целити недуги душевныя и телесныя, созывает верных ко всечестным мощем твоим: при нихже и малое моление приносящим велия благодать от Бога подается. Юже приемлюще, друг со другом радостно Богу возглашаем: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще велия твоя, досточудне отче, подвиги и труды, ублажаем приснопамятное успение твое, аще бо и преставился еси от нас, но жив сый и по смерти, не отступаеши от нас духом: обаче и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда. К тебе убо припадаем, тебе молимся и восхваляем тя сице: Радуйся, в вере и любви божественной благоговейно от юности и благочестно до маститыя старости поживый; Радуйся, многотрудныя и разнообразныя во иночестве подвиги добре совершивый. Радуйся, яко совершеннаго освящения от Духа Святаго исполнен еси; Радуйся, чудному учителю твоему уподобивыйся всецелою чистотою и святостию. Радуйся, яко во дворех небесных с ним купно ликуеши; Радуйся, яко с ним купно Бога о нас грешных умоляеши. Радуйся, яко нетлением мощей твоих, аки трубою, проповедуется будущее всех воскресение; Радуйся, стране сей и всему отечеству нашему многоценное украшение. Радуйся, яко тобою монахов множества в подвизех своих укрепление приемлют; Радуйся, яко ходатайством твоим вернии и в молвах житейских спасаются. Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.
Кондак 13
О преславный чудотворче и скорый заступниче наш, блаженне отче Савво! Малое сие от нас приношение ныне приимши, испроси нам у Христа Бога утверждение в вере и братолюбии, еже быти неврежденным от всяких искушений, бед и напастей, и во грядущем веце мук вечных избавится всем, вопиющим Ему: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1
Молитва
Молитва преподобному Савве, игумену Сторожевскому, Звенигородскому чудотворцу
О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, Архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Тропарь, кондак, величание
Тропарь преподобному Савве, игумену Сторожевскому, Звенигородскому
глас 8
Пусты́ни яви́лся еси́ до́брое прозябе́ние, преподо́бне:/ от ю́ности бо изво́лил еси́ чи́стое житие́,/ духо́вному твоему́ учи́телю после́дуя,/ и того́ уче́нием ум к Небе́сным впери́в,/ и ста́ду твоему́ прему́др наста́вник показа́лся еси́,/ тем и Христо́с, я́ко пресве́тла тя свети́льника, чудесы́ обогати́,// Са́вво, о́тче наш, моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Ин тропарь преподобному Савве, игумену Сторожевскому, Звенигородскому
глас 8
От ю́ности Боже́ственною распаля́ем ре́вностию,/ возлюби́л еси́ чи́стое житие́,/ презре́в ми́ра сего́ кра́сная и су́етная,/ после́довал еси́ твоему́ Богому́дрому учи́телю, преблаже́нному Се́ргию,/ в труде́ и бде́нии, в посте́ и по́двизе:/ на Сторо́жи я́влься безмо́лвия ра́ди и стра́жи духо́вныя/ недре́мленным на Боже́ственней стра́жи предстоя́нием/ стяжа́л еси́ ум, зряй к Бо́гу,/ и де́монския ко́зни и обстоя́ния прозира́яй,/ озаре́ние Пресвята́го Ду́ха в себе́ восприе́м,/ яко звезда́ пресве́тлая еси́ ве́рным./ Те́мже и прему́др и светоза́рен предстоя́тель/ и па́стырь ста́ду твоему́ яви́лся еси́,/ све́том твои́м просвеща́й и всех,// приходя́щих к тебе́ ве́рою, о́тче наш Са́вво, и моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.
Кондак преподобному Савве, игумену Сторожевскому, Звенигородскому
глас 8
Безмо́лвия ра́ди и пло́ти распина́ния/ всели́выйся на горе́ Сторо́жи,/ яви́лся еси́, преподо́бне Са́вво, сто́лп ве́ры непоколеби́мый,/ от Пресвята́го Ду́ха осия́нный,/ оби́тель пречестна́я Тро́ицы,/ и непреста́нными моли́твами, сле́зными воздыха́нии и по́двигами благода́ти Боже́ственныя соприча́стник;/ те́мже и Христо́с в нетле́нии моще́й твои́х просла́ви тя,/ и да́ром чуде́с украси́ тя./ Мы же ра́достно ти вопие́м:// ра́дуйся, Са́вво, вели́кий чудотво́рче.
Ин кондак преподобному Савве, игумену Сторожевскому, Звенигородскому
глас 2
Госпо́дним жела́нием распали́вся,/ стра́сти плотски́я воздержа́нием оттря́с,/ Боже́ственнаго све́та незаходи́мое свети́ло яви́лся еcи́,/ чуде́с луча́ми всех просвеща́еши,/ притека́ющих к ра́це моще́й твои́х,// Са́вво, преподо́бне о́тче наш.
Величание
Ублажаем тя, преподобне отче наш Савво, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.
Частые вопросы
Кто основал Саввино Сторожевский монастырь?
Монастырь основан в 1398 году монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Дмитриевича. Вначале была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Кто основал под Звенигородом на горе сторожи монастырь во имя Рождества Богородицы?
Са́вва Стороже́вский (Савва Звенигоро́дский, ум. 3 декабря 1407 года) — преподобный Русской православной церкви, основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде, Звенигородский чудотворец.
Когда праздник Саввы Сторожевского?
16 декабря — день памяти преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, в ранней юности ушел от мира, приняв пострижение от преподобного Сергия Радонежского, и был одним из первых его учеников и сподвижников.
Кто и где основал первый монастырь?
Родиной монашества является Египет, известный своими отцами-пустынниками IV—V веков. Один из них, преподобный Пахомий Великий, основал первый общежительный монастырь (киновия).
Полезные советы
СОВЕТ №1
При изучении жизни и деятельности преподобного Саввы Сторожевского обратите внимание на исторический контекст его времени, это поможет лучше понять его роль и значение для православной церкви.
СОВЕТ №2
Исследуйте учения и труды преподобного Саввы Сторожевского, так как они могут содержать ценные уроки и мудрость, актуальные и в наше время.
СОВЕТ №3
Обратите внимание на места, связанные с жизнью святого, такие как монастыри и церкви, которые могут стать местом паломничества и духовного вдохновения.
Паломничества к местам связанным с преподобным
Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, является одним из наиболее почитаемых святых в православной церкви. Его жизнь и деятельность оставили глубокий след в истории религии и культуры России. Многие верующие совершают паломничества к местам, связанным с этим святым, с целью получить его милость и благословение.
Одним из самых почитаемых мест является Сторожевский Саввино-Строфадиевский монастырь, основанный преподобным Саввой. Этот монастырь стал духовным центром и местом паломничества для многих верующих. Здесь хранятся мощи святого, а также святыни, связанные с его жизнью и деятельностью.
Кроме того, многие паломники посещают Звенигород, где преподобный Савва провел последние годы своей жизни. Здесь находится храм в честь святого, который считается местом особой благодати. В храме совершаются богослужения и молитвы перед иконой преподобного Саввы, привлекающей верующих своей чудотворной силой.
Таким образом, паломничества к местам, связанным с преподобным Саввой Сторожевским, являются не только проявлением веры, но и возможностью получить духовное укрепление и благословение святого.