Преподобный Лаврентий Черниговский – выдающаяся личность православной церкви, чей вклад в духовную жизнь России и Украины неоценим. Его пророчества о судьбе этих стран и о последних временах привлекают внимание многих исследователей и верующих. В данной статье мы рассмотрим житие преподобного Лаврентия и его пророчества, которые остаются актуальными и важными для понимания современных событий.
Мнение эксперта:Преподобный Лаврентий Черниговский, православный святой и прорицатель, оставил после себя множество предсказаний, касающихся судеб России и Украины. Эксперты отмечают, что его житие и пророчества до сих пор привлекают внимание и вызывают интерес у исследователей и верующих. Святой Лаврентий предвидел не только тяжелые времена и испытания для обеих стран, но и высказал надежду на их будущее единство и процветание. Его слова остаются актуальными и вдохновляют на размышления о духовном пути народов России и Украины.https://www.youtube.com/embed/aMFYktIlW9EЖитие Лаврентия Черниговского
В детстве случилось с Лукой несчастье. Однажды, играя с товарищами, он упал и расшибся так, что получил увечье, оставшееся до конца дней: острые боли в ногах постоянно заставляли страдать праведника, и он не мог передвигаться без палки.
Но на этом беды Луки не закончились. Отец в скором времени ушел из жизни, а мать, не сумев пережить утрату, занемогла так, что более уж не вставала с постели. Вся забота о хозяйстве легла на плечи детей. Всему пришлось обучиться в ту пору Луке: и хлеб печь, и ходить за животными, и даже шить одежду всем домочадцам. Но нрава он был терпеливого, и все переносил кротко. И при том учился так хорошо, что наставники позволяли ему проводить занятия среди детей, не на много младше него.
А еще он самостоятельно выучился играть на скрипке. Всю жизнь этот праведник очень любил музыку. Скоро освоил музыкальную грамоту и пел в приходском хоре, а к 14 годам он стал уже регентом в местном приходе. Это пение, богослужения и молитвенное созерцание родной природы укрепили в сердце Луки неколебимую веру в Искупителя – в любящего Творца и верного Наставника каждого желающего посвятить Ему жизнь.
В 19 км от села находилась Рыхловская Пустынно-Николаевская обитель. Лука часто навещал это тихое уединенное место, и, с каждым разом, все более укреплялось в нем желание там остаться. Однако насельником он стал лишь в 1890 г. после того, как проводил в последний путь скончавшуюся мать, за которой ухаживал весь период ее болезни.
В обители он управлял хором. И пение иноков было настолько стройным и чистым, что вскоре слух о талантливом регенте дошел до черниговского Троицкого монастыря, и владыка Антоний призвал его в город. Не слишком хотелось молодому послушнику покидать тихое место спасения, тяжелые думы тревожили его ум. Но Господь послал Луке дивное знамение: однажды в тонком сне увидел он Троицкую Божию Матерь, стоящую на паперти некоего храма и безмолвно благословляющую его. После этого подвижник, не откладывая более с переселением, поспешил в Чернигов. В Троицком монастыре он, упав на колени перед образом явившейся ему Владычицы, слезно прося Ее о наставничестве и покровительстве. Вскоре Луку постригли в мантию с именем Лаврентий, а впоследствии он стал игуменом обители.
Интересный факт
В период 1917-1925 гг. прп. Лаврентий неподалеку от обители копал совместно с духовными чадами протяженные пещеры, получившие в дальнейшем именование Лаврентьевых. Рядом находились Алипиевы пещеры, вырытые игуменом Алипием – сомолитвенником подвижника. Под сводом их основали впоследствии пещерный храм в честь
св. Георгия Победоносца
. В те годы будущий угодник предрек игумену Алипию его страдальческую кончину от рук безбожников.
После закрытия в 1928 г. обители братия переселилась в Свято-Ильинскую церковь близ Троицких гор. Этот вместительный приход стал в ту пору средоточием духовной жизни города, где вокруг о. Лаврентия сплотились бывшие насельники и паства.
Интересный факт
В тот период среди духовных чад праведника был писатель С.А. Нилус, которого впоследствии сослали во Владимирскую губернию, где он скончался в 1929 г.
В декабре 1928 г. на короткий срок возвращен был в город из ссылки епископ Дамаскин, который тайно возвел игумена Лаврентия в архимандриты.
Когда после революционного переворота по решению властей черниговские приходы были закрыты, схиархимандрит Лаврентий благословил выкопать в Холодном яру пещерку, в которой тайно совершались служения. В это скрытое место вел узкий проход из погреба одного из частных домов, прикрываемый крышкой.
Богоборческое лихолетье не обошло старца. Решением судебной тройки от 2 июля 1937 г. подвижника вместе с прочими церковнослужителями приговорили к 5-летнему заключению в лагере строгого режима. Однако Промыслом Божиим в лагерь его не отправили из-за преклонного возраста.
Архимандрит вынужден был скитаться. По свидетельству духовных чад в тот период он усилил молитвенный подвиг и пост, прося Господа за все христианские души, живущие в мире. Ищущие наставлений люди посещать могли его только ночью, укрываясь от взоров доносчиков. Батюшка же всегда предвидел, кто и когда его посетит, и с чем придет этот человек. Он знал заранее, в чем у кого нужда.
Он предупреждал верующих:
«Храните церковные книги – они еще нужны будут. Будут и монастыри, и архиереи, и все это нужно будет… За то, что все делается не по Закону, да в церковные праздники, все сотрется и сгорит. А потом вновь откроют монастыри, и люди будут каяться и молиться, и Господь по Своей Милости даст немного времени, чтобы пополнить число спасающихся свидетелей Божиих, разоренное отпадением части ангелов».
В преддверии военного времени он предупреждал о грядущих страшных испытаниях, плакал о пролитии многой крови, предрекая:
«Идет злой враг! Он будет женщин с малыми детьми в огонь бросать! Это идет наш бич!.. Но будет он недолгим. Потом люди по воскресеньям не будут работать, храмы и монастыри откроют вновь, и в них снова будет приноситься Бескровная Жертва Богу нашему».
Как известно, фашистские оккупационные власти не слишком препятствовали православным богослужениям на захваченной территории, а потому летом 1941 г. на месте разоренной Троицкой обители архимандрит решил возродить иноческую жизнь. Правда, это была уже женская обитель, монахов в ту пору почти не осталось. Несмотря на возраст и увечье, о. Лаврентий помогал работникам делать печи, сам штукатурил, месил глину. И все делал с необыкновенным терпением. В 1942 г. в восстановленном соборе впервые служили Литургию на Светлое Господне Воскресение.
Когда в сентябре 1943 г. в город вошли первые советские солдаты, батюшка лично встретил их и, осенив крестным знамением, предрек, что все они вернуться с войны невредимыми.
Непрестанно о. Лаврентий произносил молитву Иисусову и всегда сетовал, если без нее трудились окормляемые им чада. Он прозревал духовно, кто из них совершает молитвенный подвиг, а кто нет, и когда его вопрошали со смущением, как же это он все прозорливо ведает, то ответствовал чадам:
«Как пшеничка в стакане видна всем, так и мне видны мысли каждого».
Когда же ему удавалось уберечь людей от грозящих им несчастий, старец говаривал:
«Меня о том Ангел-Хранитель известил».
Молитву он считал такой же необходимой для каждого живущего на земле, как и воздух. Он наставлял:
«Ум нужно непрестанно вправлять в молитву, а то он ходит, где попало».
Неоднократно повторял, что место, в котором соделывается грех, непременно опустеет. А еще он призывал своих чад во всем разбираться, быть грамотными, ибо, как учил он:
«На Небе нужны люди обученные».
Часто плакал о. Лаврентий при исповедовании чад. Особенно сокрушался о детоубийстве во чреве:
«Сохрани Бог творить такое!»
и наставлял кающихся делать побольше поклонов:
«Поклончиков побольше клади! Они дороги и золотом пишутся! Да молитву Иисусову твори, не ленись!»
С сожалением печалился он о людской участи:
«Столько (грешников) набито в пекле! Как в бочке селедка. Вы не видите, а если бы видели, то как бы вам было их жаль! А в последнее время ад наполнится юношами».
Батюшка прорекал, что людских душ в пекло идет столько, сколько народу выходит на праздник из церкви, а к Господу идет лишь столько душ, сколько людей посещает в будний день храм.
Он призывал страшиться праздности. Запрещал страждущим обращаться ко всякого рода ведунам и шептунам:
«Врач, если верующий, то он как апостол. А к шептунам не ходи: это бесовское дело. От них благодать отнимается. Они к молитвам прибавят еще слово свое. Вот, если в бочку меда влить ложку керосина, то и не будешь есть. И с такими не дружи, кто в Бога не верует. Ведь, если поставить бочку с керосином и ходить вокруг нее, то весь пропитаешься этим запахом и испачкаешься. Господь сказал: «Со избранными избран будешь!», а потому держись людей верующих, тебе легче будет!»
Время кончины о. Лаврентий предвидел заранее. Впервые он упомянул об этом за 8 лет, а за полгода до отшествия ко Господу прямо говорил об этом ближним, называя дату преставления. Почил угодник вечером 19 января 1950 г.
Старца облекли в великую схиму, чина которой он сподобился по благословению владыки Пахомия. По всем черниговским приходам служились по нем панихиды.
Интересный факт
По свидетельству очевидцев в ночь после кончины старца в его келье раздавалось тихое пение, словно бы незримый сонм ангелов радостно встречал его душу.
Прославление и канонизация прп. Лаврентия
Почитать праведника начали еще при жизни, но только лишь в конце минувшего столетия смогли выпустить в самиздате и в некоторых малоизвестных изданиях небольшие брошюры с его поучениями и житием.
43 года нетленное тело прп. Лаврентия находилось под криптой Троицкого собора Троице-Ильинской обители. Когда же по истечении этого периода гробницу праведника вскрыли, естество воздуха словно переменилось: все вокруг заполнилось дивным ароматом неизвестного на земле вещества, как бы благоуханным райским елеем, пропитавшим даже одежды присутствующих. И даже год спустя ткань продолжала хранить тонкий аромат райских благовоний. От тела же подвижника исходило нежное мерцающее сияние, как свидетельствовали некоторые очевидцы, имело оно сиреневый цвет.
В наши дни цельбоносные мощи подвижника находятся в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Чернигова. Рано утром по средам и субботам перед ними звучат стихи Акафиста угоднику Божиему Лаврентию.
22 августа 1993 г. на Архиерейском соборе УПЦ Московского Патриархата схиархимандрит прославлен был в чине преподобных. А в феврале 2016 г. РПЦ прославила этого давно уже почитаемого в народной среде праведника как общецерковного.
Интересные факты
- Преподобный Лаврентий Черниговский был выдающимся духовным лидером и пророком Русской Православной Церкви. Он родился в 1868 году в селе Картушино, Черниговской губернии. В возрасте 16 лет он поступил в Духовное училище, а затем в семинарию. В 1895 году он был рукоположен в сан священника.
- Преподобный Лаврентий был известен своей праведной жизнью и духовными дарами. Он обладал даром пророчества и мог предвидеть будущие события. Он часто говорил о грядущих испытаниях для России и Украины и призывал людей к покаянию и молитве.
- Преподобный Лаврентий Черниговский скончался в 1950 году в городе Елец, Липецкой области. Он был канонизирован в лике святых Русской Православной Церкви в 2008 году.
Иконография
Изображения прп. Лаврентия появились после его прославления.
Варианты иконографии различны. Они могут быть ростовыми и поясными, представляющими подвижника в одеянии схимника, либо в клобуке и монашеской рясе, более привычными лично знавшим его церковнослужителям и пастве.
На единоличном образе угодника пишут обычно благословляющим молящихся, с пророческим свитком в левой руке либо держащим хартию и изречением:
«Чту и поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу Троице Единосущной и Нераздельной».
Часто изображают прп. Лаврентия Черниговского перед Троицким собором, восстановленном его тщаниями и длительное время подвизающегося там.
Нередки совместные образы угодника с прочими черниговскими подвижниками: святителем Феодосием, прп. Филаретом, другими праведниками той земли.
Можно встретить его изображения с Пресвятою Богородицею и Предвечным Младенцем, благословляющими усердное подвижничество верного Своего служителя.
Пророчества преподобного Лаврентия «о последних временах»
Раба Божия Елена (в будущем — монахиня Евлампия), в доме которой старец жил длительный период после упразднения Троицкой обители, вспоминала, как перед войной, в одну из ночей 1939г. она слышала в комнатке прп. Лаврентия, в которой он находился один, негромкую беседу. В тот момент она не посмела войти к угоднику, а утром старец сам призвал ее и прозорливо сказал, что стала она свидетельницею его беседы с явившимися ему в ту ночь
праведным Енохом
и
пророком Илией
. Эти то ветхозаветные подвижники и поведали о. Лаврентию о последних судьбах мира, о будущем России, о православном государе и об антихристе.
26 сентября 1949 г. старец был удостоен явления
св. Иоанна Богослова
. Беседа их продолжалась 7 часов. Евангелист дополнил рассказ ветхозаветных праведников о конце времен, рассказав о Воскресении мертвых и Страшном Суде Господнем.
Беседуя с окормляемыми чадами о грядущих временах, подвижник предупреждал, что необходимо быть бдительными и весьма осторожными, поскольку антихрист близко. Батюшка пророчествовал:
«Сейчас голосуем… это еще ничего, пока не за одного во всем мире. А если будут голосовать за одного, это уже он самый. Голосовать нельзя».
Он предрек грядущую всемирную войну, да такую страшную, что никто от нее не укроется, разве только в отдаленном ущелье. Говорил, что Господь по милосердию к слабым людям не даст им увидеть те времена, прекратив их земное существование через посылаемые недуги. После того ужасающего сражения останется на планете всего только два либо три государства, которые и решат избрать на
«всю Вселенную одного царя»
. И изберут его. Истинные последователи Христа в ту пору будут истребляться. Но страшиться того не нужно, ибо Господь не отступит от них.
Предрекал праведник, что будут строго переписывать всех живущих. И многие подпишутся за антихриста, думая, что тем спасут себя и детей. Он провидел:
«Наступит время, когда и недействующие, и закрытые храмы будут восстанавливать. Оборудовать их станут не только снаружи, но и внутри. Будут золотить купола церквей и колоколен, но когда закончат то, наступит время воцарения антихриста. Страшное то будет время. Коварно готовится враг: все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в них нельзя будет».
О личности антихриста он предрекал особо:
«Антихрист будет короноваться как царь. В великолепном Иерусалимском храме с участием духовенства и Патриарха. Для всякого человека будет свободный въезд и выезд из Иерусалима. Но не ездите туда, ибо все будет сделано для того, чтобы прельстить… Во время коронования он не сможет правильно прочесть Символ Веры, и Патриарх узнает в нем антихриста. За это патриарх будет умервщлен».
При этом угодник добавлял, что коронующийся будет в перчатках, чтобы скрыть когти. Но это будет замечено в момент, когда ему придется снять их, чтобы перекреститься.
«Антихрист будет происходить от блудной девы-еврейки 12-колена блудодеяний. Уже отроком он будет очень способным и умным, особенно же с тех пор, как 12-летним мальчиком, гуляя по саду вместе с матерью, встретится с сатаной, который, выйдя из бездны войдет в него. Мальчик вздрогнет от испуга, но сатана скажет: «Не бойся! Я буду помогать тебе!» Из этого то отрока и созреет в образе человеческом антихрист».
«Антихрист будет давать знамения ложные. Он будет видеть и слышать весь мир одновременно. Блажен будет тот человек, кто не пожелает видеть богомерзского лица его. А кто будет слушать его богохульную речь, его обещания земных благ, тот прельститься, и пойдет ему навстречу с поклонением, и вместе с ним погибнет, горя в вечном огне».
Старец предупреждал, что перед появлением антихриста, в миру явятся многие ложные чудотворцы, прельщающие человечество деяниями своими. А еще в то время в каждом доме будут стоять
«прилады для обольщения»
— то есть приборы, совращающие людей. Угодник высказывался так:
«Многие тогда скажут: «Нужно же нам смотреть и слушать новости!» А в новостях тех и явится антихрист, который будет ненавидеть христиан и людей своих штамповать печатями. И начнутся гонения. Сначала на Иерусалимской земле, а потом по всей земле прольется последняя кровь за Имя нашего Искупителя».
И прибавлял:
«Многие из вас, чада мои, доживут до того времени. Печати будут такие, что сразу будет видно, принял их человек или нет. Ничего нельзя будет ни купить, ни продать… Но не унывайте! Господь Своих не оставит».
Верующих батюшка Лаврентий предостерегал:
«Церкви будут, но православному христианину нельзя будет в них ходить, так как там не будет приноситься Бескровная Жертва, а будет там все сатанинское сборище. И за это беззаконие земля перестанет родить, от бездождия все потрескается и даст такие щели, что человек сможет упасть в них. Это бедствие будет длиться три с половиной года. Христиан будут истреблять или ссылать их в пустынные места, но Господь будет помогать и питать Своих последователей».
Несмотря на испытания грядущего, старец призывал не унывать, утешая чад:
«Спастись в последнее время не трудно, но мудро. Кто преодолеет все эти искушения, тот и спасется! Тот и будет в числе первых. Прежние будут как светильники, а последние — как солнце. Вам и обители приготовлены другие. Слушайте да на ус мотайте!»
Его пророческие изречения давали надежду на спасение даже отступникам. К примеру, об иудеях он пророчествовал следующее:
«Некоторые из евреев, истинно живущих по закону Моисея, также не примут печати антихриста. Они будут присматриваться к его делам, и Бог так устроит, что глаза их откроются, и они признают Христа».
Пророчества о России и Украине
Незадолго до военного лихолетья старец слезно взывал к своим чадам:
«Молитесь за Святую Русь! Она цвела как роза, а иностранцы ввели содомские грехи. Чревоубийственные. Заразные болезни. И тем очернили и осквернили ее».
О родной Украине он задолго до раскола говорил с болью. Беседуя с архимандритами Никифором и Феофаном, он произнес:
«Наши родные слова — Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было Крещение Руси, а не Крещение Украины. Киев — это второй Иерусалим и мать русских городов. Киевская Русь была вместе с великой Россией. Киев без великой России и в отдельности от России немыслим ни в каком и ни в коем случае».
«Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте. В городе Киеве никогда не было Патриарха. Патриархи были и жили в Москве. Берегитесь самосвятской украинской группы и унии».
Слыша подобные прозорливые изречения, наместник
Киево-Печерской лавры
о. Кронид однажды возразил подвижнику, напомнив, что период самосвятства и унии в Украине давно уж прошли. Но прозорливец настаивал:
«Бес в них войдёт, и они с сатанинской злобой ополчатся против Православной веры и Церкви. Но будет конец их позорный, а их последователи понесут небесную кару от Господа Царя и Сил… Чтобы верны были мы Московской Патриархии и, ни в коем случае, не входили ни в какой раскол…»
Старец предостерегал:
«В них (заблудших и отступившихся от Правой Веры) нет благодати Святого Духа, спасения и получения Царствия Небесного. Нам, православным, ничего не надо, а только Православных Веры, спасения души и получения Царствия Небесного, а у нашей Матери Русской Православной Церкви все это есть. Благодарение Господу, и откалываться и отходить от Нее — величайший и непростительный грех ни в сей жизни, ни в будущей — это хула на Духа Святого».
Еще он предрекал следующее:
«Когда появится малая свобода, будут открываться церкви, монастыри и будут ремонтировать их, тогда все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными, и сильно на Украине ополчатся против канонической Православной Церкви, ее единства и соборности. Этих еретиков будет поддерживать безбожная власть, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать. Тогда Киевский Митрополит вместе со своими единомышленными архиереями и иереями сильно поколеблет Церковь Русскую. Сам уйдет в вечную погибель, как и Иуда. Но все эти наветы лукавого и лжеучения в Руси исчезнут, а будет Единая Церковь Православная — Русская».
О скрытых причинах раскола он рассуждал так:
«Православных долго время теснили и притесняли со всех сторон, покровительствуя Польше, католичеству и унии. Очень не нравились им слова: Русь и русский, поэтому назвали завоеванные поляками русские земли сначала Малороссией. Потом опомнились, что здесь есть слово Рос, и перезвали Окраиной. Слово окраина — это позорное и унизительное слово! Какая окраина?! Чего и почему окраица, когда за этой мнимой окраиной находятся другие страны и государства?! И позже узаконили нам слова «Украина» и «украинцы», чтобы мы охотно забыли свое название русский и навсегда оторвались от святой и православной Руси».
Схиархимандрит Феофан поведал однажды, что прп. Лаврентий с улыбкой предрекал и будущее славянских народов:
«
Русские люди будут каяться в смертных грехах: что попустили нечестию в России, не защитили Помазанника Божия Царя, церкви православные и монастыри, и все русское святое. Презрели благочестие и возлюбили бесовское нечестие. Но будет духовный взрыв! И Россия вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство. Окормлять его будет Царь православный, Божий Помазанник. Благодаря ему в России исчезнут все расколы и ереси. Гонения на православную Церковь не будет.
Господь Святую Русь помилует за то, что в ней уже было страшное предантихристово время. Русского православного Царя-Самодержца будет бояться даже сам антихрист. А другие все страны, кроме России и славянских земель, будут под властью антихриста и испытают все ужасы и муки, написанные в Священном Писании.
В России же будет процветание веры и ликование, но только на малое время, ибо придет Страшный Судия судить живых и мертвых».
Частые вопросы
Кто такой преподобный Лаврентий Черниговский?
Преподобный Лаврентий Черниговский – православный святой, живший в 19-20 веках. Он был известен своей подвижнической жизнью, прозорливостью и даром исцеления. Был причислен к лику святых Русской православной церковью в 1993 году. Почитается также в Украинской православной церкви.
Какие пророчества оставил преподобный Лаврентий Черниговский о России и Украине?
Преподобный Лаврентий Черниговский оставил множество пророчеств о России и Украине. Многие из них сбылись, например, он предсказал приход к власти большевиков, Великую Отечественную войну и распад Советского Союза. О России и Украине преподобный говорил, что эти страны “войдут в одно лоно”, и “будет единая Русь”.
Как относиться к пророчествам преподобного Лаврентия Черниговского?
К пророчествам преподобного Лаврентия Черниговского следует относиться с уважением и вниманием. Он был святым человеком, который обладал даром прозорливости. Его пророчества не всегда сбываются буквально, но они часто содержат важные духовные уроки и предупреждения. Православные верующие считают, что пророчества преподобного Лаврентия Черниговского могут помочь людям понять волю Божию и избежать ошибок в жизни.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При чтении жития преподобного Лаврентия Черниговского обратите внимание на его пророчества о России и Украине. Попробуйте их проанализировать и сопоставить с современными событиями.
СОВЕТ №2
Изучите биографию преподобного Лаврентия Черниговского, чтобы понять контекст его жития и пророчеств. Это поможет вам глубже воспринять его учение и послания.
СОВЕТ №3
Обсудите прочитанное с другими людьми, интересующимися историей и духовностью. Обмен мнениями и точками зрения может привести к новым, более глубоким выводам о пророчествах преподобного Лаврентия.
Чудеса и чудотворения святого Лаврентия
Преподобный Лаврентий Черниговский, почитаемый как чудотворец и пророк, известен своими многочисленными чудесами, совершенными как за жизни, так и после своей кончины. Одним из наиболее известных чудес, связанных с преподобным Лаврентием, является исцеление от различных недугов и болезней. Многие верующие приходят к его мощам с мольбами о выздоровлении и часто получают исцеление благодаря его молитвенной помощи.
Святой Лаврентий также известен своими пророчествами о будущем России и Украины. Он предсказал многое из того, что произошло в истории этих стран, включая важные события и перемены. Его пророчества считаются святыми и надежными и до сих пор привлекают внимание и интерес верующих и историков.
Важно отметить, что чудеса и пророчества святого Лаврентия играют значительную роль в духовной жизни православных христиан и являются объектом поклонения и почитания для многих поклонников святого.