Святые Константин и Елена – фигуры, оставившие неизгладимый след в истории христианства. Их почитание простирается через века, вдохновляя верующих на молитву и почитание. В данной статье мы рассмотрим их жизнь, святые места, связанные с их именем, а также значимость их канонизации для православной церкви.
Житие равноапостольных царей
Елена родилась в простой семье около 250 г. в г. Дрепан. Её отец был владельцем придорожной гостиницы, где девушка помогала ему в работе. Одним из постояльцев оказался её будущий муж — Констанций Хлор, и, когда им было по 20 лет, они поженились.
Они оба, хотя и не официально, были христианами, а Констанций – единственным правителем империи, который никогда не преследовал христиан. Любовь к православию они привили и своему сыну.
27
Февраль
272 года
появился на свет будущий царь Константин Великий.
С 288 г. Констанций занимает высокое положение в императорском дворце, и в 293 г., чтобы укрепить связи с императором и его приближенными, он разводится с Еленой и берет в жены приемную дочь императора Максимиана. В 305 г. ему присваивают титул Августа западных территорий Рима, а в 306 г. перед смертью, он назначает своим преемником сына Константина.
«Сим победиши»
Константина, как и его отца, уважали в его владениях. Он был одним из самых справедливых правителей и мудрых воинов.
В 308 г. Римская империя из-за борьбы за власть была поделена между 5 императорами, которые друг другу не подчинялись. Но каждый стремился быть полноправным правителем всей империи, путем обмана, интриг и войн. Против Константина в 310 г. выступил император Максимиан, оклеветав его. Но обман раскрылся, а клеветник был предан смерти.
Полезные материалы
В 312 г. Константин пошёл войной на самого жестокого императора, тирана Максенция. Он значительно превышал Константина по численности войск, отчего последний был сильно встревожен.
Перед сражением в небе на глазах у всех случилось видение Креста, и голос сказал Константину
«Сим победиши!»
.
Ночью во сне ему является сам Спаситель и велит написать на флагах и щитах первые буквы Его имени — ХР. Поутру, Константин выполнил все, что повелел ему Господь.
Когда войска встретились, воины Максенция пустились бежать, а сам он кинулся в реку и утонул. Одержав верх над сильным противником, 28 октября 312 г. император Константин был ликующе встречен в Риме. В 315 г. в память об этом событии была построена Триумфальная арка, названная в честь победителя.
Интересный факт
В 313 г. между Константином и императором восточной части империи Лицинием был заключен Миланский эдикт, согласно которому, все религии уравнивались в правах, преследования христиан прекращались, а христианам возвращалась собственность, которую отобрали в период гонений.
Но Лициний не соблюдал этих договоренностей на своей территории. Кроме того, собирался отобрать у Константина его часть владений. Готовясь к войне, он решил убрать из своего войска христиан, т.к. боялся, что они перейдут на сторону противника.
40 севастийских мучеников
Так, в 320 г. в Севастии в одном из войск Лициния заставили отречься от веры 40 воинов-христиан. Услышав от них отказ, их раздели и вывели в лютый мороз на лед. Для большего соблазна перед ними начали растапливать бани. Так они простояли всю ночь, утром один из воинов не выдержал и пустился в теплую баню, приблизившись к которой упал замертво.
Над теми же, кто «претерпел до конца» засиял яркий свет, подкрепляя их веру. Видя это чудо, к ним присоединился язычник Аглавий, уверовавший во Христа. Когда, придя к озеру, мучители застали мучеников живыми, они решили умертвить их другим способом – им переломали ноги, а тела сожгли.
Их останки, сбросили в реку, чтобы христиане не смогли их забрать. Память о подвиге 40 Севастийских мучеников в православном календаре отмечается 22 марта.
18 сентября 324 г. Лициний проиграл очередное сражение Константину и отрекся от власти. Таким образом, Константин становится единственным правителем Римского государства, а свою мать Елену он провозглашает Августой. В этом же году начинается возведение новой столицы, для которой был выбран г. Византий. 11 мая 330 г., через 6 лет после начала строительства — Константин провозглашает столицей Новый Рим. Через какое-то время ее стали называть Константинополем.
Первый вселенский собор в истории св. Церкви
Император Константин Великий. Фрагмент мозаики. Собор Святой Софии в Константинополе. Конец X века.
В июне 325 г. императором бал созван первый в истории христианства Вселенский собор. Его участниками были более 300 епископов, среди которых – Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский. Поводом собрания послужила ересь о том, что у Иисуса Христа нет Божественного начала, и он не равен Богу-Отцу. По итогам собора была добавлена характеристика Сына «единосущно Отцу», а 19 июня утвержден
Символ Веры
. Также на соборе и выходным днем вместо субботы утвердили воскресенье и была определена дата празднования Пасхи
«…все восточные братья, прежде праздновавшие Пасху вместе с иудеями, отныне будут праздновать её согласно с римлянами, с нами и со всеми, которые издревле хранят её по-нашему», говорится в 1-ом Послании отцов Собора к Александрийской Церкви.
Паломничество матери великого сына
После того, как гонения на христиан прекратились и христианство сделали полноправной религией, Елена, будучи в преклонном возрасте, решается на паломническое путешествие в Палестину. В 326 г. она отправляется на корабле в места страстей и смерти Спасителя. По дороге она горячо молится Господу, чтобы он сподобил ее найти Крест, на котором Господь испустил дух.
Добравшись до Иерусалима, Елена увидела, что на месте Голгофы был стоит языческий храм богини плотской любви – Венеры. Сердце ее разрывалось, видя это кощунство, и она приказала разрушить капище.
В раскопках ей помогал Иерусалимский Патриарх Макарий. Он проводил молебны перед раскопками, и однажды после одного из них рабочие почувствовали от земли благоухание. Они поняли, что это святое место и многие из них уверовали. Оказалось, что на этом месте была погребена пещера Гроба Господня.
Отыскать Крест Елене помог местный житель Иуда. Тот помнил из рассказов предков, где он находится. Так были обнаружены три креста – Иисуса Христа и двух разбойников, распятых вместе с Ним. Определить, на каком из них был распят Сын Божий, помогло чудо.
Епископ Макарий попеременно прикладывал три креста к покойнику, гроб с которым проносили мимо. После прикосновения Креста Господня, умерший воскрес. С тех пор Крест называют Животворящим. Видев это воскрешение, каждый устремился к Кресту, желая прикоснуться или хотя бы узреть его.
Тогда владыка Макарий встал на возвышение и, с помощью других мужчин, поднял его высоко над собой, чтобы все могли его увидеть. Так произошло первое Воздвижение Креста Господня, празднуемое 27 сентября.
Случившееся не оставило равнодушным присутствующих. Многие из них утвердились в православии, в том числе Иуда, тот, кто помог отыскать крест. Он принял Крещение, а со временем стал Патриархом Иерусалимским.
Кроме Креста, из-под земли были извлечены дощечка с надписью INRI, что означает «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» и четыре гвоздя.
В течение двух лет Елена проводила работы по искоренению язычества и насаждению христианства в Иерусалиме, занималась благотворительностью, помогала воинам, заключенным, бездомным. Она распорядилась очистить от мусора и языческих реликвий Святую землю, а на месте святилищ языческих богов заложила основания православных храмов:
- В Вифлееме — Базилику Рождества Христова на месте Его рождения;
- на Голгофе — Храм Гроба Господня, в котором сходит Благодатный огонь;
- на Елеонской горе, где произошло Вознесение Господня;
- в Хевроне — на месте явления Бога Аврааму, возле Мамврийского дуба.
Завершив свои апостольские труды, Елена отправляется домой, взяв с собой часть Животворящего Креста и гвозди. На обратном пути она основала еще ряд храмов и монастырей, в которых оставляла частицы Святыни. Вскоре после путешествия Елена отошла ко Господу в возрасте 80 лет около 330 г.
Император Константин не на много пережил свою мать. Крестившись, он скончался в возрасте 65 лет в мае 337 г., назначив своими преемниками трех сыновей.
Мнение эксперта:
Эксперты отмечают, что святые цари Константин и Елена занимают особое место в истории христианства. Их вера и преданность принесли значительный вклад в распространение христианства и укрепление Церкви. Константин Великий стал первым римским императором, принявшим христианство, и сыграл ключевую роль в принятии Христианского вероисповедания на Никейском соборе. Елена, в свою очередь, совершила паломничество в Святую Землю, обнаружила мощи святого Креста и способствовала строительству церквей на местах христианских святынь. Их поступки и усилия в деле распространения христианства остаются важными и вдохновляющими для верующих по сей день.
Иконы
На иконах равноапостольные Константин и Елена изображаются в царских одеждах. Между ними обретенный Еленой Крест, Константин стоит по правую, Елена – по левую сторону Креста. Это символизирует вклад матери и сына в насаждении в Римской империи православия, а также значение их трудов для христиан всего мира. Иногда в руках Елена держит найденные ею гвозди.
Интересные факты
- Царь Константин стал первым христианским императором Рима. После его правления христианство стало официальной религией Римской империи.
- Святая Елена, мать Константина, совершила паломничество в Иерусалим, где обнаружила место распятия Иисуса Христа и Животворящий Крест.
- Царь Константин приказал построить базилику Святого Креста в Иерусалиме, которая стала одним из важнейших мест паломничества в христианском мире.
В чём помогают молитвы
Молятся перед иконой прежде всего об укреплении веры, перед начинанием важного дела, о вразумлении неверующих, о воспитании детей в православии. Также святые помогают отыскать потерянные ценных вещей, наладить жизнь в семье и в любых житейских нуждах.
Знаменитые храмы
По всему миру в честь равноапостольных матери и сына воздвигнуты храмы. В России ими особо славится Санкт-Петербург и Ленинградская обл. – более 10 церквей и один женский Константино-Еленинский монастырь в Выборгском р-не, п. Ленинское.
В Казахстане 2 собора в честь святых: Собор равноапостольных Константина и Елены в Астане и Кафедральный Константино-Еленинский собор в г. Костанай.
Во Владимирской обл. несколько храмов в честь римских святых и Свято-Алексиевский Константино-Еленинский мужской монастырь.
Много храмов построено в Курганской, Свердловской, Ростовской, Московской, Ярославской областях, в Ставропольском крае, респ. Удмуртия.
https://youtube.com/watch?v=YBvhu6Zfqvk
Монастырь в г. Варна, Болгария
Среди зарубежных стран по количеству церквей в честь Елены и Константина всех превзошла Болгария. В ней насчитывается 8 действующих церквей и один, известный во всем мире монастырь в честь Константина и Елены в г. Варна.
Рубенс. Видение императору Константину
Славится он целебным источником, который находится прямо под престолом. На территории монастыря есть часовня, где можно бесплатно взять бутылочку святой воды. В монастыре живет одни монах, но службы проводятся ежедневно. А недалеко от него располагается курортный комплекс именем обители.
День памяти
Память святых равноапостольных Константина и Елены совершается 3 июня. Кроме этой даты, Елену почитают 19 марта — в честь обретения Животворящего Креста.
Мощи
Тело матери Константин перенес из Трира в Рим, в гробницу, которую строил для себя. Через несколько веков монах, исцелившись от мощей, выкрал часть и увез на северо-восток Франции. Там они пробыли до Парижской коммуны, затем были перенесены в Париж в католическую церковь Сен-Лё-Сен-Жиль.
Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора, Санкт-Петербург.
Святая глава царицы Елены на протяжении веков хранится в старом немецком городе Трире, в Кафедральном соборе Святого Петра. Она была передана императором Римской империи Карлом IV в 1356 г. Частицы мощей Елены находятся во многих храмах Греции.
Константин был похоронен в Конополе в храме Двенадцати апостолов, который он сам и построил. Там они пробыли 11 веков, пока город не захватили турки. Храм был разрушен, мощи потеряны. И по сей день о них ничего не известно.
Константин и Елена высоко почитаются христианами во всем мире. Они не только освободили христиан от жестоких преследований, но и преподнесли миру главные святыни, навсегда увековечив свои имена в памяти православных христиан. Крест напоминает нам о той, которая открыла его миру, Символ Веры – того, кто созвал I Вселенский собор. Их поистине можно считать самыми значительными деятелями христианства своей эпохи.
Автор: Ольга Тимашова
Молитва
О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякий скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков.
Молитва вторая
О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь,глас 8
Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех Апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи: егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.
Кондак, глас 3
Константин днесь, с материю Еленою, крест являют всечестное древо, всех убо Иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.
Акафист
Кондак 1
Избраннии предвечным Царем, святии равноапостольнии Константине и Елено, на всемирное воздвижение Животворящаго и Спасительнаго Креста Господня, имже соделася спасение рода человеческаго, искупленнаго кровию пригвожденнаго на нем Агнца Божия, да вси праведнии и грешнии благодарственно взывают вам:
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Икос 1
Ангельский собор на земли зряше велие чудо — како обретеся Святое Древо, на много лет в недрех земли бездушным камением хранимое, ныне же руками архиерейскими возносимое, людие же видевше сие, ниц на землю падоша, слезно вопия: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!» Вас же, святии равноапостольнии Константине и Елено, смиренно величаху:
Радуйся, блаженная мати, зело возлюбившая Христа; радуйся, боговенчанный сыне, слуго Небеснаго Царя.
Радуйтеся, земнии Ангели и небеснии человецы; радуйтеся, строителие таин Божиих.
Радуйтеся, яко вами небо и земля духовно возрадовашася; радуйтеся, яко от всех земнородных вкупе прославишася.
Радуйтеся, достойнии носителие имене Христова; радуйтеся, два светила великая во вселенней.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Кондак 2
Видев славный Константин во время брани с Максентием в полудни Крест на небе, светом сияющий, и письмена «Сим побеждай», повеле оковати все оружие и шлемы бранные, да до конца победив врага помощию Крестною, воспоют распятому Христу победную песнь: Аллилуиа.
Икос 2
Разум твой, не просвещен еще святым крещением, царю Константине, просвети Господь во сне нощию, научая победити врага крестным знамением, мы же, дивяся таковому Промыслу Божию о тебе, взываем сице:
Радуйся, двукратным видением Креста свыше озаренный; радуйся, паче всех царей земных превознесенный.
Радуйся, свыше предызбранный на апостольское служение; радуйся, победителю врагов видимых и невидимых.
Радуйся, Крест Господень зело прославивый; радуйся, Церкви Христовой вся силы отдавый.
Радуйся, врага спасения человеческаго посрамивый; радуйся, честным Крестом главу его сокрушивый.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Кондак 3
«Силою Креста во брани, — ведал еси, богомудре Константине — Аз спасох град сей от врагов, и сердце мое уязвлено любовию распятаго Христа, Егоже чту, Емуже покланяюся и не возбраняю любящим Его пети блаженную песнь: Аллилуиа».
Икос 3
Имея в сердцы чувство живыя христианския веры, великий Константин повеле, да сокрушатся идолы и да созиждутся храмы, идеже сонмы Ангелов и лики праведных выну молят своего Создателя. Мы же недостойнии, просяще о мире мира и добром ответе на Страшнем Судищи Христове, зовем вам:
Радуйтеся, первии во христианех царие; радуйтеся, милосердием и властию украшеннии.
Радуйтеся, любовию и правдою одеяннии; радуйтеся, от вражиих прелестей избавленнии.
Радуйтеся, уставов церковных хранителие; радуйтеся, девства и целомудрия любителие.
Радуйтеся, языческия храмы нa земли упразднившии;
радуйтеся, день воскресный праздновати установившии.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Кондак 4
Бурныя потоки христианския крове твоим повелением, святый Константине, прияша конец; сущии в темницех получиша ослабу, крыющиися во пещерах и горах вспять возвращахуся, и чада Церкве лобзанием святым во объятии встречаху друг друга, воспевая Богу песнь хвалы: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше мученицы и страдальцы Христовы повеление твое, богоблаженне Константине, да свободно исповедают веру Христову, возвеселишася и со слезами радости воспеваху ти сице:
Радуйся, великаго Рима украшение; радуйся, узников Христовых свобождение.
Радуйся, языческаго мира упразднение; радуйся, идолов и кумиров сокрушение.
Радуйся, прав и законов утверждение; радуйся, чар волшебных и гаданий карательное запрещение.
Радуйся, о Церкви пекийся, аки чадолюбивая мати; радуйся, возбранивый осужденных на крестех распятие.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Кондак 5
Воскресение Христово видевше, воспеваху людие: се Крест, имже прииде радость всему миру. Неведомо бысть миру оружие, имже новый Давид победи смерть, сокрыто бысть от поклонения верных людий, Ангелы токмо охраняху честный Крест, немолчно воспевая: Аллилуиа.
Икос 5
Видя осмидесятилетняя старица, богомудрая мати Елена, сердце твое, пречудне царю Константине, желанием исполнено к прославлению Святаго Древа, сама со тщанием приемлет труды, да открыет сокровище на поклонение всем языком, с любовию зовущих вам таковая:
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, царие премудрии; радуйтеся, двоице святая, Богом возлюбленная.
Радуйтеся, любовию к Нему аки Серафими пламеневшии; радуйтеся, ревностию аки Апостолы послужившии.
Радуйтеся, усердием вашим яко жены с миры пришедшии; радуйтеся, за подвиги ваша от всех земнородных славимые.
Радуйтеся, яко Ангелы с вами ликуют на небеси; радуйтеся, яко человецы выну восхваляют вас на земли.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Кондак 6
Проповедником тайны, идеже бе треблаженное Древо, бысть некий Иуда, иже не хоте указати место сие, сего ради изнурен бысть гладом во глубине кладенца по повелению святой царицы Елены, ейже Дух Святый откры, да употребит всякое усилие для взыскания Креста Господня на радость православным христианом, поющим Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия луч Божественнаго света в сердцы Иуды, непреклоннаго доселе к прошениям и увещаниям богомудрой царицы Елены, иже, отверз уста, глаголаше: «Близ Голгофы, в капище Венеры, обрящете Крест вашего Христа». Оттоле начата искати, многи труды понесоша, не обретше жe сокровища, зело изнемогша. Егда же ощутиша велие благоухание из недр земли, усугубиша труды и обретоша три креста, тогда вернии людие прославляху вас со слезами:
Радуйтеся, треблаженнаго Древа усердные искателие; радуйтеся, дела апостольскаго неленостные продолжателие.
Радуйтеся, торжество веры православныя явившии; радуйтеся, люди, чтущии Крест Господень, зело возвеселившии.
Радуйтеся, воздух животворным знамением освятившии; радуйтеся, обретением Креста оставившии людем память вечную.
Радуйтеся, принесшии всему миру радость безконечную.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Кондак 7
Хотя тщательно уведети Крест, на немже принесеся Жертва Святая, да не воздадят честь Креста иному, блаженный патриарх Макарий повеле возложити кресты на болящу и мертва, сии же ожиша и здрави бяху, тогда людие, видевше чудо, падоша ниц до земли, Животворящему Кресту, победителю смерти и ада, поюще: Аллилуиа.
Икос 7
Новый христианский храм созидает мудрая царица Елена на Голгофе для всемирнаго воздвижения Животворящаго Креста Господня, безчисленное же множество людий молиша блаженнаго патриарха Макария, да сподобятся узрети Господень Крест. Он же, смирения сый исполнен, с освященным собором высоко подъяша Крест, да видят вси; зряще сие, племена и языцы с благоговением и радостию восклицаху:
Радуйся, Треблаженное Древо, имже спасеся двоица первозданная; радуйся, Честное Древо, имже ад испусти узники.
Радуйся, Честное Древо, Архангелами и Ангелами хранимое; радуйся, Честное Древо, пророками богоглаголивыми предзримое.
Радуйся, Честное Древо, преподобных и праведных веселие; радуйся, Честное Древо, кающихся грешников надеждо и спасение.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Кондак 8
Странствующему на земли нашего ради спасения, Иже не имеяше, где главы подклонити, воздвигоша храмы, богомудрии Константине и Елено, в Вифлееме рождшемуся, на Голгофе, идеже распятся, на горе Елеон, отонюдуже вознесеся к Безначальному Отцу, и у дуба Мамврийска, идеже Авраам пригласи Его странна, да вси вернии непрестанно поют Серафимскую песнь: Аллилуиа.
Икос 8
Все ваше служение бысть во славу Сладчайшаго Господа и Его Пречистыя Матере, Заступницы мира. Кий язык изречет подъятые вами труды? Кий разум постигнет радость, егда обретеся вами желаемый Крест Господень? Сего ради вси земнороднии благодарно взывают вам:
Радуйтеся, Ангельскою чистотою пожившии; радуйтеся, всем сердцем Господа возлюбившии.
Радуйтеся, апостольскою ревностию потрудившиися; радуйтеся, христианским смирением украсившиися.
Радуйтеся, вся добродетели в себе совокупившии; радуйтеся, блаженство райское унаследовавшии.
Радуйтеся, яко зрите всегда Творца и Господа; радуйтеся, яко мзда ваша многа на небесех.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Кондак 9
Всякое еретическое учение отвергше, богомудрии отцы и учителие, собравшиися повелением твоим, царю Константине, на первом Вселенстем соборе, Ария отгнаша и его пособников, и яко гром возгреме во вся концы песнь: Аллилуиа.
Икос 9
Витии сладковещаннии, богоноснии отцы, святители и учители на соборе Никейстем, Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Пафнутий Фиваидский, Павел Неокесарийский, Афанасий Александрийский и прочие исповедницы Христовы, иже, свыше умудрившеся, изложиша тамо Символ веры и всей Церкви узакониша пети Троицу Единосущную, принесше песнь благодарения Верховному Владыце всех Богу и сослужителю своему взывая:
Радуйся, достойный сыне матере своея богомудрыя Елены; радуйся, подражавый ей во смирении неизреченно.
Радуйся, царю, превосходяй мудрость Соломона; радуйся, стяжавый веру праотца Авраама.
Радуйся, законов и власти высокий архитектоне; радуйся, новый Апостоле великаго града Константинополя.
Радуйся, милостивый и кроткий повелителю; радуйся, перваго Никейскаго собора мудрый председателю.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Кондак 10
Спастися хотящим в побдвизе девства не возбранял еси, великий Константине, да чистым сердцем возносят молитвы Единому Богу о мире всего мира и, отрешеннии молвы житейския, яко Ангелы поют: Аллилуиа.
Икос 10
Стена, покров и защита бысть тебе во всем Сама Пречистая Дева, Владычица неба и земли. Ейже вручил еси новый град твой на брегах Босфора, да вси людие, укрепляеми Ея милосердым заступлением, воспоминающе веру и подвиги твоя, прехвальне Константине, благоумиленно взывают:
Радуйся, новую столицу Византии освятивый; радуйся, заступлению и покровительству Матере Божией ю вручивый.
Радуйся, храм Божий во имя Ея создавый; радуйся, горячия молитвы в нем возславый.
Радуйся, яко раб разумный таланты своя умноживый; радуйся, волю свою в волю Божию предавый.
Радуйся, храмов святых украшение; радуйся, пастырей Церкве Христовы вразумление.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Кондак 11
Пения и усердныя молитвы приносяще ныне во храме вашем, святии равноапостольнии царие Константине и Елено, просим со слезами: воздежите блаженнии ваши руце, имиже приясте Крест Святый, и молите распятаго на нем Господа, да в покаянии непрестанно зовем Ему: Аллилуиа.
Икос 11
Светла и радостна кончина ваша, святии равноапостольнии Константине и Елено, вы бо победоносное знамение в объятиях своих держаще, показуете сим, да возмет кийждо крест свой и, во смирении шествуя путь земнаго странствия, сподобится получить безболезненную кончину и Божественных Таин причащения, со слезами взывая вам:
Радуйтеся, яко поете Ему со Ангелы Трисвятое пение; радуйтеся, яко с собором Апостолов Ему предстоите.
Радуйтеся, яко вкупе со всеми святыми райская селения зрите; радуйтеся, бедных и убогих милостивии попечителие.
Радуйтеся, от уз и пленения скорые свободителие; радуйтеся, праздника не почитающих строгие наказателие.
Радуйтеся, о всех чтущих память вашу пред Господем предстателие.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Кондак 12
Благодать мира, тишину испросите притекающим к вашему заступлению, угодницы Божии, сохраните отечество наше от врагов, находящих на ны, и междоусобныя брани, да милость Божию улучим вашими молитвами, вопиюще со всеми святыми Владыце Христу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще и восхваляюще вас, святии равноапостольнии царие Константине и Елено, празднуем святую память вашу и просим: не забудите нас, грешных, чтущих труды и подвиги ваша, да вси с верою и любовию зовем к вам:
Радуйтеся, града и храма сего покровителие; радуйтеся, пастырем Церкве богомудрии учителие.
Радуйтеся, во тьме заблуждшим яркие светильницы; радуйтеся, за отечество наше теплии пред Богом молитвенники.
Радуйтеся, яко больных, слепых и глухих исцеляете; радуйтеся, яко от нечаянныя смерти избавляете.
Радуйтеся, еретиков и хульников веры страхом правосудия Божия устрашаете; радуйтеся, грешникам кающимся прощения у Престола Божия испрошаете.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Кондак 13
О двоице премудрая, великие царие Константине и Елено, приимите малое сие моление наше и приносимое вам хваление! Избавите чтущих святую память вашу от греховных страстей и вечнаго осуждения, да ходатайством вашим возможем до скончания дней своих покланятися Животворящему Древу Креста Господня и тамо, идеже сияет свет невечерний, пети во славу Креста: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангельский собор…» и кондак 1-й «Избраннии предвечным Царем…».
Величание
Величаем вас, святии благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено, и чтим святую память вашу, вы бо святым Крестом всю вселенную просветили есте.
Частые вопросы
Кто такие равноапостольные Константин и Елена?
Святые равноапостольные Константин и Елена – не муж и жена, а сын и мать. 2. Святой Константин крестился в самом конце своей жизни. В 4 веке был распространён обычай откладывать совершение таинства на неопределенное время, в расчете с помощью крещения, принятого в конце жизни, получить отпущение всех грехов.
Кто такой святой Константин?
Святой император Константин (306-337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305-306), правившего странами Галлией и Британией.
Кто крестил императора Константина?
Собрав епископов, он признался, что мечтал принять крещение в водах Иордана, но по воле Божьей принимает его здесь. Но, почувствовав себя хуже, Константин велел перевезти себя в Никомедию, где его крестил Евсевий Никомедийский 22 мая 337 года. После смерти Константин Великий был похоронен в Храме Святых Апостолов.
Как Константин принял христианство?
При этом, согласно легенде, одержать победу Константину помог Христианский Бог, явив ему в день битвы знамение в виде пылающего креста с надписью на греческом: “Сим победишь”. С этого дня Константин стал единоличным правителем западной Римской империи и сторонником христианской религии.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите биографии святых Константина и Елены, чтобы понять их вклад в христианство и историю.
СОВЕТ №2
Посетите места, связанные с жизнью и деятельностью святых царей, такие как Царьград (Стамбул) или Святая Земля, чтобы почувствовать их духовное наследие.
СОВЕТ №3
Примите участие в церковных праздниках, посвященных святым Константину и Елене, чтобы углубить свою веру и познакомиться с традициями и обычаями связанными с их памятью.
Чудеса и чудотворения святых царей
Святые цари Константин и Елена считаются одними из самых почитаемых святых в православной церкви. Их жизнь и деяния полны чудес и чудотворений, которые подтверждают их особенную благодать и святыми. Одним из наиболее известных чудес, связанных с царем Константином, является исцеление его от лепры после крещения. По легенде, он принял крещение в святом источнике, после чего его тело было очищено от болезни, и он стал здоровым и сильным.
Еще одним известным чудом, связанным с царицей Еленой, является находка Животворящего Креста Господня. По преданию, Елена отправилась на поиски святых мощей и священных предметов в Иерусалим, где ей удалось обнаружить частицы Креста, на котором распяли Иисуса Христа. Этот Крест обладал чудотворной силой и способен был исцелять болезни и принести благословение.
Святые цари также совершили множество других чудес и чудотворений, которые стали символом их святости и благословения. Их жизнь и деяния остаются важным источником вдохновения для верующих и источником чудес и благословений для тех, кто обращается к ним с молитвой и верой.