Удивительные путешествия Кирилла и Мефодия по миру

Кирилл и Мефодий – святые равноапостольные, чьи удивительные путешествия и труды проложили путь для распространения христианства и славянской письменности. Эта статья погружает читателя в историю и достижения святых братьев, раскрывая значимость их деятельности для культуры, образования и религии.

День памяти просветителей славянских народов в Чехии, в Болгарии, в России

Его празднуют Россия, Болгария – 24 мая, Чехия – 5 июля. У нас память святых ежегодно отмечается Кирилло-Мефодиевскими Чтениями. Это не только научные конференции, но также культурные, просветительские программы, выставки, концерты.

Мнение эксперта:

Кирилл и Мефодий – два необыкновенных исследователя, чьи путешествия поражают воображение. Эксперты отмечают, что их приключения не только увлекательны, но и обогащают культурное наследие. Пара путешественников не просто посещает известные места, но и открывает удивительные уголки, о которых мало кто знает. Их рассказы о встречах с местными жителями, традициях и обычаях вызывают восхищение у аудитории. Каждое новое путешествие Кирилла и Мефодия становится событием, на которое ждут отклика миллионы поклонников и ценителей приключений.

НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КИРИЛЛА и МЕФОДИЯ в РоссииНЕОБЫКНОВЕННЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КИРИЛЛА и МЕФОДИЯ в России

Праздник славянской письменности – государственный и церковный

По сути, это один из немногих праздников, которые Церковь и государство отмечают вместе. Крестные ходы памяти святых вполне гармонируют с выступлениями государственных деятелей, хорошо понимающих значение равноапостольных братьев.

Деятельность святых, создателей письменности, которой славянские народы пользуются до наших дней, оценивают политики, представители интеллигенции, церковные деятели – и каждый находит в них нечто свое, так что зачастую образ святых может сильно отличаться от реальности, отраженной в письменных источниках и их житиях.

Эпизод путешествия Место действия Значимость для славянской культуры
Создание славянской азбуки Великая Моравия Стало основой для развития письменности и культуры у славянских народов
Миссия в Хазарию Хазарский каганат Распространение христианства среди хазар
Поездка в Рим Рим Получение папского благословения на использование славянской азбуки
Возвращение в Великую Моравию Великая Моравия Продолжение просветительской деятельности
Путешествие в Болгарию Болгария Перевод церковных книг на славянский язык
Создание Охридской книжной школы Охрид Подготовка кадров для просветительской деятельности
Миссия в Паннонию Паннония Распространение христианства и славянской письменности среди славян Паннонии

Интересные факты

  1. Кирилл и Мефодий не были родом из Болгарии, как многие думают. Они родились в Греции в городе Солунь. Их отец был воеводой, а мать — знатной гречанкой.
  2. Кирилл и Мефодий были очень образованными людьми. Они знали греческий, латинский, древнееврейский и арабский языки. Кроме того, они были знатоками философии, теологии и истории.
  3. Кирилл и Мефодий создали новую письменность для славянских народов — глаголицу. Эта письменность была основана на греческом алфавите, но с добавлением ряда новых букв. Глаголица была очень удобной для написания славянских языков, так как она была более фонетической, чем греческая или латинская.
"Логос" Кирилла и Мефодия | Удивительный мир Библии“Логос” Кирилла и Мефодия | Удивительный мир Библии

Биография

О братьях мы узнаем из жизнеописания св. Кирилла 870-х гг. Полагают, что его авторы – ученики угодника Божия, а также брат святого, Мефодий, тогда уже архиепископ. Жизнь же самого Мефодия описана его духовными детьми спустя чуть еще около 10 лет, по кончине святого.

Родной город, национальность святых и фамилия

Предание называет родиной святых Фессалоники, или, по-славянски, Солунь. Отцом братьев был военачальник Лев. Никакого «прозвания» его, напоминающего современные фамилии, не известно.

Фессалоники. Храм свв. Кирилла и Мефодия на их родине и памятник равноапостольным братьям.

Фессалоники. Храм свв. Кирилла и Мефодия на их родине и памятник равноапостольным братьям

По мнению историков, это говорит о том, что семья не принадлежала к аристократии. До сих пор остается неясным, кем были братья по национальности, ведь в Византии жило множество народов. Поэтому одни полагают, что братья были греками, другие держатся мнения об их славянском происхождении.

Главное основание «славянской» версии происхождения святых – их блестящее владение языком будущей паствы.

Однако многие объясняют это тем, что в городе жило так много славян, что он даже считался «двуязычным». Язык славян должны были хорошо знать и братья.

Историческое время

Византия, родина братьев, была единственной мировой державой, наследником Римской империи. Сила ее была не только в политическом весе, но в христианской вере. К началу IX в., после VII Вселенского Собора, в Церкви прекратились духовные потрясения. Она вышла из них готовой нести веру народам тогдашнего мира. Именно такая стезя выпала святым, хотя судьбы их поначалу складывались по-разному.

Юность, годы учёбы

Известно, что братья получили неплохое образование. Мефодий, старший, сначала избрал светскую карьеру: благодаря другу семьи, занимавшему высокий пост, ему удалось стать наместником одной из провинций. Но однажды Мефодий лишился покровителя, судя по всему, погибшего из-за политических интриг. После этого он круто меняет жизнь, уходит на гору Олимп.

Собственно, имя Мефодия, с которым его чтит Церковь, принято им в постриге, тогда как мирское осталось неизвестным.

Константин с ранних лет отличался выдающимися способностями к наукам, легко учил языки. Известно, что его отправляли в Константинополь, где он проходил курс наук вместе с будущим императором Михаилом III.

Годы учительства

Высокая образованность братьев не осталась без внимания первых лиц страны:

  • Константин по одним данным был секретарем, по другим – библиотекарем Предстоятеля Церкви; впоследствии он преподавал в высшей школе, где готовились чиновники, дипломаты; поэтому за святым закрепилось прозвание «Философ»;
  • и даже Мефодий, порвавший связи с миром, через несколько десятилетий стал духовным наставником иноков – настоятелем обители Полихрон близ Олимпа. Тяготел к иноческой жизни и Константин, с конца 850-х гг. пришедший к брату в обитель и какое-то время проживший здесь.

Поездки и миссии

Обширная эрудиция, дар слова, которым владел Константин Философ, знание им языков – вот основания, по которым ему не раз поручались миссии среди, как тогда говорили греки, «варварских» народов. В большинстве таких путешествий вместе с Философом был брат.

Карта путешествий Кирилла и Мефодия

Карта путешествий Кирилла и Мефодия

В Багдад

Считается, что это, возможно, первое путешествие миссионера в составе посольства в Арабский халифат. «Житие» святого содержит подробный рассказ о диспуте, который состоялся между Константином и мусульманами: дискуссии такого рода тогда были нередки. Речи Константина, приводимые составителями жития (скорее всего их основа – записи самого святого) – яркий пример проповеди, где просто говорится о сложнейших богословских предметах, даются исчерпывающие ответы на вопросы «от ума», которые нередко можно услышать и сейчас. Вот как, например, объясняет святой учение о Святой Троице, уподобляя Ее солнцу:

«Отец, Сын и Дух суть Три ипостаси, существо же их едино. Подобие сему можно видеть на небе. Так в солнце, созданном Богом в образе Святой Троицы, находятся три вещи: круг, светлый луч и теплота. Во Святой Троице, солнечный круг есть подобие Бога Отца. Как круг не имеет ни начала ни конца, так и Бог – безначален и бесконечен. Как от солнечного круга происходит светлый луч и солнечная теплота, так от Бога Отца рождается Сын и исходит Дух Святой… И как солнце, состоящее из трех предметов: круга, светлого луча и теплоты не разделяется на три солнца, хотя каждый из сих предметов имеет свои особенности, одно есть круг, другое – луч, третье – теплота, однако, не три солнца, а одно, так и Пресвятая Троица, хотя имеет Три Лица: Отца, Сына и Святого Духа, однако, не разделяется Божеством на три бога, но есть Один Бог…».

Хазарская миссия

Она состоялась около 860 г., когда правитель могущественного соперника империи, Хазарского каганата, пожелал познакомиться с христианской верой. Возможное принятие христианства хазарами сулило Константинополю политические и даже – экономические выгоды. Ну а для миссионера Константина, покинувшего любимый Олимп вместе с братом, важна была проповедь, по слову ап. Павла, сказанному когда-то ученику Тимофею:

«…Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2).

Ожидаемого царем успеха миссия не принесла, христианами хазары не стали. Сколько же душ под воздействием слов проповедника тогда действительно пережили переворот, обратившись к истинному Богу – история не сохранила.

Кирилл и Мефодий

Базилика Сан Клементе, Рим, Италия

Копия фрески (выполнена в 1863 году) нижней церкви базилики Сан Клементе изображает торжественную встречу папой Адрианом II в 867 году св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, принесших в Рим честные мощи сщмч. Климента, папы Римского.

Обретение мощей св. Климента, папы Римского

Большим духовным утешением для миссионеров стало обретение мощей Папы Римского, свт. Климента (II в.) по пути к Хазарии. Будучи в крымском Херсонесе, братья убедили архиепископа города найти мощи святого, который был сюда сослан и здесь погиб. Честные останки находились на одном из небольших островков.
Мощи
были явлены чудесным образом: «ночью, в самую полночь, воссиял свет от моря и явилась честная глава, а затем и все тело святого Климента стало видно». Впоследствии братья отнесли мощи святого Папы в Рим, что стало знаком примирения Восточной и Западной Церквей, между которыми тогда были разногласия.

Моравская миссия

Именно она оказалась самой важной для славянских народов: ведь здесь святыми создан славянский алфавит.В Моравию братья были посланы спустя год по возвращении из Хазарии: тогда князь Ростислав обратился в Константинополь с просьбой прислать «епископа и учителя» для Крещения народа. Цели князя были одновременно политическими и духовными:

  • он искал в императоре союзника против германских князей, постепенно захватывавших его земли;
  • в то же время, князя, видимо, не могло не беспокоить, что распространению Христовой веры среди славян существенно препятствовал непонятный народу язык богослужения, латынь.

Рождение славянской письменности

Считается, что идея создания азбуки возникла у братьев еще с 850-х, когда они жили на Олимпе. Однако, судя по всему, она не находила поддержки, а многим даже казалась неправославной. Тогда очень распространенным было убеждение, что Божественная служба может совершаться лишь на еврейском, греческом, латыни. Просьба Моравского правителя заставила власти определиться: работа братьев, наконец, получила поддержку.

Кирилл и Мефодий

Свв. Кирилл и Мефодий, Миниатюра. Радзивилловская летопись. Русь. Конец XV в.

Глаголица и кириллица

Хотя нынешний славянский алфавит, созданный на основе греческой письменности, носит имя кириллического (по монашескому имени Константина), абсолютное большинство историков полагают: он – «детище» его учеников, а лично Константин – создатель глаголицы, позже вышедшей из употребления.

К особенностям ее относятся:

  • то, что она, как кириллица, создана на основе греческого алфавита; ему же соответствует порядок букв;
  • но их графическое начертание на писания греков не похоже; многие считают, что св. Кирилл основой глаголицы сделал христианские символы – крест, треугольник (символ Св. Троицы), круг (означающий Вселенную);
  • введены дополнительные буквы, означавшие звуки славянского языка, которых не было у греков.

Родной язык богослужения?

В 863 г. Константин отправился к славянам вместе с братом – но только как «учитель», то есть миссионер: желаемое князем образование епархии признали делом будущего.

За первые три года братьям удалось перевести на славянский язык все службы суточного круга, Евангелие, Псалтирь. Таким образом, впервые для принявших христианство славян начались службы на их языке – впрочем, измененном, отличающемся от разговорного.

Интересный фактКак оказалось, у язычников не было многих понятий, принятых у христиан, даже слова, означавшего Истинного Бога.

Миссионеры встали перед задачей изложить учение Христа на языке, где для этого попросту недоставало слов! Чтобы решить проблему, понадобилось:

  • придать новые смыслы старым понятиям; например, «Господь» означало у язычников владельца земли или имущества, но стало значить также Бога – владеющего Вселенной;
  • создать новые слова на основе прежних; среди таких «неологизмов», «сконструированных» святыми – «милосердие» (из двух – «милый» и «сердце»), «благоутробие», означающее душевную щедрость, и другие.

Именно из-за подобных отличий от разговорного язык стали именовать «церковно-славянским», то есть богослужебным. Но через него истинная вера не спеша, неприметно, но прочно входила в жизнь народа.

Римская поездка

Моравская миссия из разовой поездки миссионеров стала делом их жизни. Последнее совместное путешествие братьев связано уже не с распространением веры, а с конфликтом, который разгорелся вокруг их деятельности: германские священники, которых Константин иронично именовал сторонниками «трехъязычной ереси», не приняли славянское богослужение, требуя прекратить «самодеятельность» греков. Наконец, братьев вызвали для объяснений к Папе Римскому. Они не боялись, чувствуя свою правоту: например, по пути посетили славянскую область Паннонию. Здесь св. Мефодий обучал местных священников славянской службе.

Кирилл и Мефодий

М.В.Нестеров. Равноапостольный Кирилл. Икона иконостаса бокового придела Владимирского собора в Киеве

К 868 г., когда святые оказались в Риме, уже сменился предстоятель. Новый папа, Адриан, разделял позицию Солунских братьев. Совершение служб на славянском языке получило его благословение, более того, такое богослужение было совершено в одном из храмов. Правое дело восторжествовало, но к славянам св. Мефодий возвращался уже один.

Смерть Кирилла

В 869 г. Константин, сравнительно молодой, тяжело заболел. Перед смертью, последовавшей в Риме, он принял постриг с именем Кирилла. Говорят, что святой особенно опасался, что брат, тяготившийся мирской суетой, вернется на Олимп, бросив их общее дело, потому – особо просил Мефодия продолжить труды. Того же желал Римский предстоятель, рукоположивший его во епископы.

Возвращение Мефодия в Паннонию

Свт. Мефодий, покорный воле Божией, возвратился к месту служения. Еще 15 лет он правил своей епархией, включавшей Паннонию и Моравию. За эти годы:

  • ему и ученикам удалось перевести книги Ветхого Завета (около 881 г.);
  • святитель вынужден был бороться за славянское богослужение: германские священники всячески мешали ему, а однажды святой оказался даже под арестом.

4 апреля 885 г. свт. Мефодий последний раз проповедовал с амвона. В тот же день он почил от своих трудов.

Отпевание святого совершалось на славянском, греческом и латинском.

М.В.Нестеров. Равноапостольный Мефодий. Икона иконостаса бокового придела Владимирского собора в Киеве

М.В.Нестеров. Равноапостольный Мефодий. Икона иконостаса бокового придела Владимирского собора в Киеве

Что на самом деле сделали Кирилл и Мефодий? Мультфильм на полторы минутыЧто на самом деле сделали Кирилл и Мефодий? Мультфильм на полторы минуты

Ученики святых

Последователи братьев пережили непростые времена: по кончине свт. Мефодия им пришлось покинуть Моравию, где их преследовали противники славянского богослужения. Отныне местом, где создавались богослужебные тексты, стала епархия г. Охрида, в Болгарии. Пятеро из 7 сподвижников братьев (Г оразд, Савва, Климент, Наум, Ангеляр) канонизированы как «Охридские», среди болгар трудились также Константин и Лаврентий.

Наследие

Главное в нем – кириллический алфавит, которым до наших дней пользуются многие славянские народы. Он по справедливости называется по имени святого, хотя создан, скорее всего, св. Климентом Охридским. Однако ученик, как считают современные лингвисты, опирался на огромную работу по изучению языка славян, проделанную Константином Философом.

Почитание

Издавна известны дни памяти угодников Божиих – 27 февраля(св. Кирилла), 19 апреля(св. Мефодия). Однако общего празднования долгое время не было установлено – возможно, потому, что русские богослужебные книги переводили с греческих оригиналов, а византийцы братьев-миссионеров особо не чтили. К XVII в. почитание угодников Божиих почти прекращается: дни их памяти все чаще пропускают при печати славянских Месяцесловов.

Предполагаемая гробница равноапостольного Кирилла в базилике св. Климента в Риме. Таблицы на стенах – слова благодарности от славянских стран, и православных

Предполагаемая гробница равноапостольного Кирилла в базилике св. Климента в Риме. Таблицы на стенах – слова благодарности от славянских стран, и православных, и католических

Новый взгляд на святых появляется только с середины XIX в., но исходит он сначала от политических, а не церковных деятелей. Патриотический настрой славянских народов, стремившихся тогда освободиться от турецкого владычества, вновь пробудил интерес к создателям письменности, которой пользовались практически 1000 лет.

В те же годы интерес с святым возрос в России. С 1863 г. Русской Церкви появился общий день памяти святых – 24 мая. Этот же день стал днем празднования святых в ряде славянских стран, где Русская Церковь была особенно влиятельна (Болгария, Словакия).

В 1917 г. революционные события прервали начавшую складываться традицию почитания святых. Ее возобновление относится к 1991 г., когда праздник снова появился не только в церковном, но и в государственном календаре. Память святых также по-прежнему празднуется в Болгарии, Словакии, Чехии, Македонии. Однако, в последних двух странах она отмечается 5 июля. Возможно, это объясняется влиянием здесь католицизма, ведь в Западной Церкви празднование святым братьям издавна совершалось 5 июля. Правда, сейчас оно приходится на 14 февраля.

Интересные факты

  • Причина выбора даты празднования, обозначенной Св. Синодом (1864 г.) как 24 мая,неизвестна: эта дата документами никак не отражена.
  • Почитание святых в России иногда принимало крайне своеобразные формы: с 1845 г. в Киеве появилось тайное общество, носящее имя братьев. Целью его было создание славянской федерации; одним из лидеров организации был известный историк Н.И.Костомаров;
  • Немало своеобразия также в отношении к братьям в Чехии. День их памяти, 5 июля – единственный церковный праздник, имеющий статус государственного. А вот Рождество и Пасху чешские власти государственными не считают.

Почему равноапостольные

Так Церковь именует угодников Божиих, потрудившихся в распространении веры среди народов, ранее ее не знавших. Особая заслуга святых братьев – создание языка богослужения, понятного славянам. Новаторство святых, шедших наперекор распространенному убеждению, что богослужение не может совершаться на национальных языках, можно сравнить с подвигом св. Павла, «апостола язычников».

В чем помогают и примеры помощи

Святых традиционно считают помощниками учащихся и учителей. Но не только: они часто приходят на помощь тем, кто с верой обращается к ним, или просто особенно почитает. Не так давно на интернет-странице Архиерейского подворья, храма святых в Нижнем Новгороде появилось фото сломанного бурей дерева, упавшего на парковку близ жилого дома, и подпись прихожанки:

«Вот на этом месте я всегда (!) ставлю машину. А сегодня Матушка Алипия позвала меня в гости в Подворье Кирилла и Мефодия, я бы даже сказала, что настояла на нашей встрече, приезжай и всё . Так что в современном мире есть место Божьему чуду».

Молитва Кириллу и Мефодию перед экзаменом

Молитва

О, пресла́внии язы́к слове́нских учи́телие и просвети́телие, святи́и равноапо́стольнии Мефо́дие и Кири́лле! К вам, я́ко ча́да ко отце́м, све́том уче́ний и писме́н ва́ших просвеще́ннии и в ве́ре Христо́ве наста́вленнии, ны́не усе́рдно прибега́ем и в сокруше́нии серде́ц на́ших мо́лимся. Аще бо и заве́т ва́ших, я́ко ча́да непокори́вая, не соблюдо́хом, и о угожде́нии Бо́гу, я́коже учи́сте, небрего́хом, и от единомы́слия и любве́, ю́же слове́ном, я́ко бра́тиям в ве́ре и по пло́ти, до́бре завеща́сте, отпадо́хом: оба́че, я́коже дре́вле в житии́ ва́шем неблагода́рных и недосто́йных не отвраща́сте тщи, но благи́ми за зла́я воздава́сте, та́ко и ны́не гре́шных и недосто́йных чад ва́ших моли́твы не отврати́те, но я́ко ве́лие иму́щии дерзнове́ние ко Го́споду, при́лежно Того́ моли́те, да наста́вит и обрати́т нас на путь спасе́ния, ра́спри же и раздо́ры, посреде́ единове́рных бра́тий возника́ющия, да умири́т, отпа́дшия па́ки во единомы́слие приведе́т и всех нас едине́нием ду́ха и любве́ во Еди́ней, Святе́й, Собо́рней и Апо́стольстей Це́ркви соедини́т. Ве́мы бо, ве́мы, я́ко мно́го мо́жет моли́тва пра́веднича ко благосе́рдию Влады́ки, а́ще и о гре́шных лю́дех приноси́ма быва́ет. Не оста́вите у́бо нас, уны́лых и недосто́йных чад ва́ших, и́хже грех ра́ди па́ства ва́ша, ва́ми собра́нная, враждо́ю разделя́ема и собла́зны от инове́рных прельща́ема, ума́лися, о́вцы же ея́ слове́сныя, разсеява́емы от волко́в мы́сленных, восхища́ются: дади́те у́бо нам моли́твами ва́шими о правосла́вии ре́вность, да е́ю возгрева́еми, оте́ческая преда́ния до́бре сохрани́м, уста́вы и обы́чаи церко́вныя ве́рно соблюда́ти потщи́мся, вся́ких лжеуче́ний стра́нных отбежи́м, и та́ко в житии́ богоуго́днем на земли́ преспева́юще, жи́зни ра́йския на Небеси́ сподо́бимся и та́мо с ва́ми вку́пе Влады́ку всех, в Тро́ице Еди́наго Бо́га, просла́вим во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Как читать акафист

Так как слово означает «неседальный», традиционно акафист читают по возможности стоя. Последний, 13 его кондак повторяется трижды, после чего еще раз читаются первые икос и кондак. Молитвы по окончании акафиста многие произносят, стоя на коленях.

Акафист

Кондак 1

Избраннии от Царя сил Господа Иисуса во апостоли языком словенским, Мефодие и Кирилле богомудрии, песньми восхваляем вас, предстателей наших; вы же, яко имущии дерзновение ко Господу, от всяких нас напастей предстательством вашим свободите, зовущих:

Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских апостоли и богомудрии учителие.

Икос 1

Ангелов Творец и Господь сил предустави вас быти просветители языком словенским; того ради и благодать Его бе с вами, ограждающи и укрепляющи вас во вся дни живота вашего юже помощницу себе имуще, славу Божию во градех и пустынех делы и словесы вещали есте всем. Темже и мы, яко отрасль язык, верою Христовою от вас просвещенных, воспеваем вам, глаголюще:

Радуйтеся, радости Евангельския благовестителие;

Радуйтеся, чудодейственныя благодати носителие.

Радуйтеся, скорби многи за имя Господне приявшии;

Радуйтеся, прелести мира сего отвергшии.

Радуйтеся, издетска Богом благословеннии;

Радуйтеся, венцы исповедническими от Него украшеннии.

Радуйтеся, яко славу человеческую презревше, в пустыни Господа искали есте;

Радуйтеся, яко волю Его сильным мира сего со многим дерзновением благовестили есте.

Радуйтеся, сих ради от Владыки всех в рай светел приятии;

Радуйтеся, пред Ним наши теплии ходатаи.

Радуйтеся, яко вашими молитвами вере нашей утверждение имамы;

Радуйтеся, яко предстательством вашим ересей одоление стяжахом.

Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских апостоли и богомудрии учителие.

Кондак 2

Видев святый Кирилл, еще сый отрок, в нощи видение, яко избрати ему Софию деву сестру себе, родителем сия поведа. Тии же, разумевше зде волю Божию, во еже быти чаду их премудрости служителю, вельми о научении и наказании его пекошася, зряще же скорое его в разуме преспеяние, пояху Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум недоразуменный и естество сущих испытуя, Кирилл в премудрости паче сверстник своих преспеваше и, еще отрок сый, прославися, и в палатех царских во образ благий юному сыну цареву водворен бе. Но, богатство и славу земную презрев и еже едино на потребу спасения ища, в пустыню вселися, да пощеньми и молитвами безстрастия достигнет. Сих же ради и Мефодий, воевода уже сый, отыде на гору Олимп, идеже яко инок Господу служаше. Темже научимся и мы искушения мира презирати, наипаче же Христу Богу угождати, угодники Его воспевающе сице:

Радуйтеся, славою, яже от человек, не прельстившиися;

Радуйтеся, пустынножительству крепце прилепившиися.

Радуйтеся, яко Господь просвещал вы есть в сониих и видениих;

Радуйтеся, яко и мудрость человеческая пособствова вам во спасение.

Радуйтеся, яко Слово Божие и святых отец писания паче философии возлюбили есте;

Радуйтеся, яко Господня закона не слышателие забытливи бысте, но творцы.

Радуйтеся, яко козни диавольския, на пустынножители находящия, победили есте;

Радуйтеся, яко сих ради дадеся вам власть над искушеньми и страстьми.

Радуйтеся, яко подвизи ваша стяжаша вам венец живота;

Радуйтеся, яко и ныне подвижником и постником пособницы есте.

Радуйтеся, всем грешным пред Богом блазии заступницы;

Радуйтеся, душ наших от лести сатанинския защитницы.

Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык Словенских апостоли и богомудрии учителие.

Кондак 3

Сила молений царевых понуди святаго Кирилла пустыню оставити служения ради пастырска в Цареграде, идеже славу Божию ученьми и делы вещаше и ересь иконоборную посрамляше. Темже и нас, о святый отче, в православии утверди, отпадшия же от истинныя веры единоплеменники наша к единоверию возврати, да вси словене едиными усты вопиют о просветителех своих Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея премудрости силу, потекл еси, святый Кирилле, с монахом Георгием ко агаряном стязания ради о вере, и от святаго Григория Богослова духовно просвещаем, премудрость тайны Святыя Троицы во мнозех подобиих показал еси, посрамляя нечестивых силою словес твоих. Тии же, завистию распаляеми, восхотеша зелием погубити тя, егоже вкушь, не претерпел еси вреда, но здрав прибыл еси ко святому Мефодию во обитель и с ним купно иноческия труды паки подъял еси, и просветися пустыня подвигов ваших светом. Темже и нас предстательством вашим просветите, любовию поющих:

Радуйтеся, доброгласнии славы Божия кимвали;

Радуйтеся, Церкве Его твердии столпи.

Радуйтеся, тайну Троицы в подобиих проповедавшии;

Радуйтеся, воплощение Бога Слова пред сарацины нетрепетно исповедавшии.

Радуйтеся, еллинов и иудеев и варваров просветителие;

Радуйтеся, Триединаго Божества благовестителие.

Радуйтеся, яко вами посрамися лесть иконоборная;

Радуйтеся, яко от вас увядает нечестие агарянское.

Радуйтеся, яко истину Христову неведущии имут вы учители;

Радуйтеся, яко искушаемии сомнением обретают вы в вере наставители.

Радуйтеся, яко прогневавшии Господа имут вас пред Ним предстатели;

Радуйтеся, яко угождающии Ему имеют вы покровители.

Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских апостоли и богомудрии учителие.

Кондак 4

Бурю различных бед и зол, на языки словенския находящую, предстательством вашим разорите, преподобнии, яко служений многих жребий прияли есте, и во апостольстем бо лице, и в преподобных сонме, и во учителей чести, и во исповедников воинстве вчини вас Господь, да вси словене вопиют Ему о вас: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша царь Козареск, яко истинная вера в стране еллинов исповедуется, испроси себе от царя Византийска учителей православия. Сей же умоли святых Кирилла и Мефодия оставити пустыню и плыти понтом Евксинским к козаром. К нимже пришедше, святая братия обратиша сердца их ко Христу и спасительное Крещение преподаша им. С темиже и мы прославим равноапостольных братий, глаголюще:

Радуйтеся, не убоявшиися снити ко варваром с Евангельским благовестием;

Радуйтеся, озарившии море славным своим тамо шествием.

Радуйтеся, яко святаго апостола Климента нетленныя мощи от вас обретены быша;

Радуйтеся, яко того помощию нечестие козарско от вас посрамися.

Радуйтеся, яко свет Христов стране полуночной преподали есте;

Радуйтеся, яко праведности вашея слава во вся концы земли распростреся.

Радуйтеся, Церкве Христовы предстательство и утверждение;

Радуйтеся, от ересей и расколов наше крепкое ограждение.

Радуйтеся, от агарян и иудей приявшии за Христа укорение;

Радуйтеся, от мощей мученика снискавшии благословение.

Радуйтеся, почитанию угодников благим образом жития вашего нас научившии;

Радуйтеся, и сами, яко угодницы Божии, от всех православных исповедуемии.

Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских апостоли и богомудрии учителие.

Кондак 5

Боготечная звезда явися вам святаго Климента нетленное тело, восплыв на волнах понта Евксинскаго, на егоже дне от семисот лет сокрыто лежаше. Вам же явил е есть творяй чудеса Господь в знамение трудов апостольских и скорбей исповеднических ваших. Еже разумевше, возописте Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше святая братия соплеменныя им словены истинную веру исповедующа, слово же Божие своим им языком чести не ведуща, потщашася Божественныя книги на язык словенск прелагати, да вси людие на сроднем им языце единаго всех Господа прославят; темже и мы прославим Господа о святителех наших, имже возопиим:

Радуйтеся, подателие Христова света народом иноплеменным;

Радуйтеся, просветителие словен, вам соплеменных.

Радуйтеся, делателие винограда Христова;

Радуйтеся, пастырие добрии стада Иисусова.

Радуйтеся, слова Божия вернии толковницы;

Радуйтеся, наши блазии и кротцыи учителие.

Радуйтеся, мир Христов с собою всюду пронесшии;

Радуйтеся, мир весь светом учений ваших просветившии.

Радуйтеся, и ныне приемлющии моления нас грешных;

Радуйтеся, и ныне посылающии утешение печальным.

Радуйтеся, всех, за истину угнетенных, прибежище;

Радуйтеся, Духа Святаго пречестное жилище.

Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских апостоли и богомудрии учителие.

Кондак 6

Проповедницы богоноснии бывше, святая братия во страны словенския идоша просветити новокрещенныя люди Христовым учением. Тии же, узревше вас, яко ангелов светлых, спасение благовестити грядущих, яко пастырей добрых, душу свою за овцы полагающих, возопиша прославляющему святыя Своя Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявшей в Моравии заре истинныя веры, испросиша князи словенстии от царя Византийскаго во страны своя учители и утвердители людем. Сих же моления услышавше, святии Мефодий и Кирилл во страны словенския подвигошася, проповедающе Евангелие Царствия Божия словенским народом. Еже уведевше, возрадовашася словене и, отвсюду ко святым братиям притекающе, закону Божию поучахуся, Господа славяще и просветители своя хваляще, с нимиже и мы вкупе воспоим Мефодия и Кирилла, взывающе:

Радуйтеся, апостоли наши богоглаголивии;

Радуйтеся, учителие наши благодатнии.

Радуйтеся, исповедницы наши, многое дерзновение имущии;

Радуйтеся, пустынницы наши преподобнии.

Радуйтеся, молитвенницы наши теплии;

Радуйтеся, чудотворцы наши светлии.

Радуйтеся, славити Бога всеми языки завещавшии;

Радуйтеся, триязычную ересь добльственно обличившии.

Радуйтеся, словеном в год скорби утешение;

Радуйтеся, во обстояниих тяжких надеждо их и заступление.

Радуйтеся, приносящии ко Владыце всех наши покаянныя молитвы;

Радуйтеся, и сами о нас к Нему выну молящиися.

Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских апостоли и богомудрии учителие.

Кондак 7

Хотяще изгнати вы из стран словенских, священницы латинстии оклеветаша вы пред епископом Римским. Егда же сей с мощми святаго Климента пришедших вас узре и правоверие ваше и доброе житие уведе, абие посрами клеветавшия на вы корыстолюбцы, вас же именем Христовым благослови, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивнии апостоли явишася святая братия, не имуще покоя в трудех своих: святый бо Кирилл от подвигов многих изнемог, скоро по пришествии в Рим живот свой сконча. Святый же Мефодий ревностию брата своего укреплен и от папы Адриана благодатию архиерейскою почтен, к подвигом новым в Моравию и Паннонию возвратися, идеже труды множайшия понесе; имже дивящеся, воспоим святую братию, зовуще:

Радуйтеся, добрии слузи Христовы;

Радуйтеся, яко даже до смерти верни истине пребыли есте.

Радуйтеся, Господеви, а не человеком угождавшии;

Радуйтеся, имене Его ради поношения от человек приявшии.

Радуйтеся, чрез все житие на ниве Господней потрудившиися;

Радуйтеся, и по смерти от паствы своея любовию не отлучившиися.

Радуйтеся, свет миру и соль земли бывшии;

Радуйтеся, яко светильник, горяй во тьме, языком светившии.

Радуйтеся, яко град верху горы, от верных и неверных не утаивыйся;

Радуйтеся, заповеди Господни сотворшии и иных научившии.

Радуйтеся, сего ради велии во Царствии Божием нареченнии;

Радуйтеся, на земли в Церкви Господней прославленнии.

Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских апостоли и богомудрии учителие.

Кондак 8

Странно преставление святаго Кирилла всем явися, не о жизни бо временней помышляше, но Господа о новопросвещенных им церквах моляше, да утвердит я в Православии и от триязычныя ереси и прочих напастей и бед оградит я, святаго же Мефодия увещаваше, глаголя: &»Се, брате, супруга волов бяхове, едину бразду тяжуща, и аз на лесе падаю, течение скончав; ты же любиши святую гору вельми, не мози убо горы ради оставити учения языков словенских&«. Темже, толицей ревности святых братий дивящеся, воспоим Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь предан быв душею же и телом заветам брата своего, святый Мефодий не убояся прещений княжеских, ни клевет от иереев латинских, ни заточения темнична, но вся сия, яко доблий воин Христов, претерпевая, не преста языки словенския и паству свою добре правити и просвещати, дондеже в старости опочи и к святому Кириллу во блаженную обитель райскую преставися. К ним же мы воспоим тепле:

Радуйтеся, венцем терпения на земли венчаннии;

Радуйтеся, светом вечным на небеси осияннии.

Радуйтеся, подвижницы, нищии духом, яко ваше есть Царствие Небесное;

Радуйтеся, плакавшии много, яко обильно утешистеся.

Радуйтеся, кротцыи, яко наследисте во Христе земли словенския;

Радуйтеся, алкавшии и жаждавшии правды, яко насытистеся в селениих небесных.

Радуйтеся, милостивии, яко не сами токмо помиловани есте, но и иным милости от Бога ходатаи бысте;

Радуйтеся, чистии сердцем, яко днесь Бога лицем к лицу зристе.

Радуйтеся, миротворцы человеком бывшии, яко сынове Божии нарекостеся;

Радуйтеся, изгнаннии правды ради, яко ваше есть Царствие Божие.

Радуйтеся, яко возненавидени бысте от человек и гонение и клеветы прияли бысте Христа ради;

Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских апостоли и богомудрии учителие.

Кондак 9

Всякия козни, на страны словенския находящия, бодро разоряли есте, преподобнии, темже и ныне не оставите нас, смиренных и грешных, но вся словены в Православии и единомыслии утвердите, да вси едиными усты и единым сердцем вопиют прославившему вас Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя, яко рыбы безгласны, зрим о вас, преподобнии, недоумеют бо, како и в пустыни духом витали есте, и посреде человек неусыпными подвиги подвизастеся. Мы же, радующеся, яко таковые имамы учители и молитвенники, прославляем вас, глаголюще:

Радуйтеся, истинныя веры исповедницы;

Радуйтеся, Царствия Божия наследницы.

Радуйтеся, ереси иконоборныя обличителие;

Радуйтеся, иудейства посрамителие.

Радуйтеся, триязычную ересь поправшии;

Радуйтеся, словеном двери Царствия Небеснаго отверзшии.

Радуйтеся, воини Христови, еще в житии от Него славою венчаннии;

Радуйтеся, и в славе своей дух смиренномудрия соблюдшии.

Радуйтеся, злая, яко Исаия и Иеремия, от единоплеменных за благая приявшии;

Радуйтеся, яко Даниил и Есфирь, за язык свой ходатайствовавшии.

Радуйтеся, со всеми святыми немерцающим светом осияваемии;

Радуйтеся, со всеми угодники Божии о нас грешных Господу молящиися.

Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских апостоли и богомудрии учителие.

Кондак 10

Спасти хотя новое стадо Христово от волков мысленных, святый Мефодий на одре смертном ученики своя вельми моляще твердо стояти во истинней вере, ниже козней вражеских устрашатися, но и в скорбех и напастех за вся благодарити Бога, поюще: Аллилуиа.

Икос 10

Стена есте всем, о православии трудящимся, и заступление к вам с верою притекающим, Meфодие и Кирилле богомудрии, ибо небесе и земли Творец избра вас быти на земли ловцы человеком, послежде же на небесех к лику апостол сопричте. Темже и нам умолите благодати Его даром податися, умиленно вопиющим таковая:

Радуйтеся, добродетельми, яко виссоном, украшеннии;

Радуйтеся, в премудрости с Соломоном сравнившиися.

Радуйтеся, воздержанием и молитвою великим Антонию и Пахомию уподобльшиися;

Радуйтеся, яко Великий Василий и Иоанн Златоустый, силою слова одареннии.

Радуйтеся, яко целомудрием Иосифу подобни бысте;

Радуйтеся, терпению Иовлему подражавшии.

Радуйтеся, незлобием царю и пророку Давиду соревновавшии;

Радуйтеся, ревностию по вере Илии уподобившиися.

Радуйтеся, яко, подобно Павлу и Иоанну Богослову, Христа Бога возлюбили есте;

Радуйтеся, яко Даниил и трие отроцы, мужественно Бога прославившии.

Радуйтеся, яко ангелом и святым Божиим сожительствуете;

Радуйтеся, яко и мы грешнии имя ваше с верою призываем.

Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских апостоли и богомудрии учителие.

Кондак 11

Пение благодарное приносяще ко Господу, предстателие нам грешным вас даровавшему, со умилением молим вы, святии учителие наши, не возгнушатися нас лености ради нашея, ниже отступити от нас тяжких ради беззаконий наших, но милосердие от Господа всем испросити, вопиющим Ему о вас: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарную апостол словенских двоицу восхваляюще, вернии, устранимся своих распрей и раздоров, паче же разделений в вере, единение же духа в союзе мира блюдуще, воспоим святых учителей тако:

Радуйтеся, громогласныя трубы Евангельскаго благовестия;

Радуйтеся, гусли сладкозвучныя проповеди спасения.

Радуйтеся, крепцыи правды насадителие;

Радуйтеся, непоколебимии неправды истребителие.

Радуйтеся, радости податели всем бывшии;

Радуйтеся, скорбей нападения отвсюду восприявшии.

Радуйтеся, мзды и воздаяний трудом своим от человек не искавшии;

Радуйтеся, о неблагодарных людех Богу молившиися.

Радуйтеся, ангел Божиих и святых Его подвиги и добродетельми своими радовавшии;

Радуйтеся, радости вечныя купно с ними во обителех блаженных наслажденнии.

Радуйтеся, звезды, светом истины сияющия;

Радуйтеся, сами добродетелей ваших светом осияннии.

Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских апостоли и богомудрии учителие.

Кондак 12

Благодать единения и мира испросите нам, преподобнии, и мир во всем мире до конца мирскаго жития вашего благовестившии, яко да и мы, от всех расколов и искушений свобождшеся, в мире воспоим, яко други, вас возлюбившему единому миротворцу всех Господу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще ваше дивное житие на земли и славу, яже на небеси, помышляюще, смиренно молим вас, святии учителие, силу свыше православным христианом на враги невидимыя и видимыя даровавшия, и народы словенския в единение веры приведшия, вси воспевают, верно взывающе:

Радуйтеся, православия твердое ограждение;

Радуйтеся, неверия живое обличение.

Радуйтеся, исхождение Духа Святаго от Отца точию, яко отдревле прияхом, исповедавшии;

Радуйтеся, службу Божию совершати комуждо своим еси языком завещавшии.

Радуйтеся, праведных в праведности утверждение;

Радуйтеся, и беззаконных к закону обращение.

Радуйтеся, яко вами и мы во исполнение Церкве внидохом;

Радуйтеся, яко вами слово Божие на сроднем нам языке достиже.

Радуйтеся, яко молитвами вашими, аки забралом крепким, от врагов наших ограждаемся;

Радуйтеся, яко предстательством вашим вечныя жизни сподобляемся.

Радуйтеся, всем словеном пастырие и отцы, ихже ради есмы вси братие;

Радуйтеся, яко вас ради братия суще по плоти и по духу братия Христу сотворихомся.

Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словенских апостоли и богомудрии учителие.

Кондак 13

О, пречуднии и предивнии язык словенских учителие, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, нынешнее приемше моление наше, вся словены от находящих им зол и бед свободите, в мире и единении соблюдите и к Царствию Небесному предстательством вашим приведите всех, во умилении о вас поющих Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Тропарь, кондак, величание

Свяще́нную дво́ицу просвети́телей на́ших почти́м,/ Боже́ственных писа́ний преложе́нием исто́чник Богопозна́ния нам источи́вших,/ из него́же да́же додне́сь неоску́дно почерпа́юще,/ ублажа́ем вас, Кири́лле и Мефо́дие,/ Престо́лу Вы́шняго предстоя́щих// и те́пле моля́щихся о душа́х на́ших.

Я́ко апо́столом единонpа́внии/ и слове́нских стpан учи́телие,/ Киpи́лле и Мефо́дие Богому́дpии,/ Влады́ку всех моли́те,/ вся язы́ки слове́нския утвеpди́ти в Пpавосла́вии и единомы́слии,/ умиpи́ти миp// и спасти́ ду́ши на́ша.

О, пресла́внии просвети́телие слове́нских язы́к, святи́и равноапо́стольнии Мефо́дие и Кири́лле, ва́ших письме́н и уче́ний све́том просвети́вшеся и в ве́ре Христо́вой наста́вльшеся, я́ко ча́да ко отце́м, усе́рдно ны́не прибега́ем и сокруше́нием серде́чным мо́лимся: а́ще и заве́т ва́ших не соблюдо́хом, о угожде́нии бо Бо́гу небрего́хом и от бра́тняго единомы́слия в ве́ре отпадо́хом, оба́че я́коже дре́вле в земно́м житии́ ва́шем, си́це и ны́не гре́шных и недосто́йных не отврати́те тщи, но, я́ко иму́ще ве́лие ко Го́споду дерзнове́ние, приле́жно Того́ моли́те, да обрати́т нас в путь спасе́ния, да умири́т раздо́ры единове́рных, да приведе́т к единомы́слию отпа́вших и всех нас ду́хом любве́ да соедини́т Еди́ней Святе́й, Собо́рней и Апо́стольстей Це́ркви! Ве́мы бо, я́ко мно́го мо́жет моли́тва пра́ведных по благосе́рдию Влады́ки. Не оста́вите у́бо нас, уны́лых и недосто́йных, чад ва́ших, и́хже ра́ди грехо́в па́ства ва́ша, враждо́ю разделя́ема и собла́знами иносла́вных прельща́ема, ума́лися, о́вцы же слове́сныя, разрыва́емы, восхища́ются во́лки губи́тельными. Пода́ждьте у́бо нам моли́твами ва́шими ре́вность Правосла́вия, я́ко да оте́ческая преда́ния до́бре сохрани́м, кано́ны церко́вные ве́рно соблюде́м, вся́ких лжеуче́ний стра́нных отбежи́м и, та́ко в житии́ богоуго́дном преспева́юще, жи́зни ра́йския на Небеси́ сподо́бимся, иде́же ку́пно с ва́ми просла́вим в Тро́ице Еди́наго Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Гимн первоучителям славян Кириллу и Мефодию в тысячелетнюю годовщину их памяти

Автор – М.П.Розенгейм (1820-1887 гг.), музыка – П.И.Чайковский.

Слава вам, братья, Славян просветители,

Церкви славянской святые отцы,

Слава вам, правды Христовой учители,

Слава вам, грамоты нашей творцы!

Будьте ж славянству звеном единения,

Братья святые – Мефодий, Кирилл!..

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред Господом сил.

Изображения

Первые образы «Апостолов славян», увенчанных нимбами святых, датируются X-XI вв., а появляются в Болгарии, одной из первых просвещенных ими стран.

Икона Кирилла и Мефодия письма Григория Журавлёва. 1885

Икона Кирилла и Мефодия письма Григория Журавлёва. 1885

Иконы

С древности братья пишутся вместе: св. Мефодий – в архиерейском облачении, седым старцем, св. Кирилл – более молодым, облаченным схимой. Обычно он держит свиток с написанным славянским алфавитом, Мефодий, как архиерей – раскрытое Евангелие.

Портреты

Прижизненные изображения братьев неизвестны. Однако, многие их иконы, появившиеся с XIX в., под влиянием светской живописи написаны по канонам портрета, а не иконописи. Художники стараются передать черты своеобразия личностей святых: суровость, строгость Мефодия, аскетизм, неотмирность св. Кирилла.

Картины

Зачастую художники XIX-XX вв., создающие образы святых, не делают различий между картиной, создаваемой по законам живописи, и иконой. Таковы образы художника М.В.Нестерова, сделанные им для Владимирского собора Киева (1890-е гг.) Ему удалось создать образ умудренного годами седовласого Мефодия, лик которого смиренен, задумчив, и молодого Кирилла, отрешенного от мира.

Еще одна известная картина, изображающая святых, принадлежит Яну Матейко, чешскому мастеру исторической живописи. Здесь св. Мефодий держит крест, а св. Кирилл – Евангелие.

Кирилл и Мефодий

Ян Матейко «Святые Кирилл и Мефодий». 1885 год. Базилика Вознесения Богоматери, Велеград. Картина выдающегося польского художника Яна Матейко «Святые Кирилл и Мефодий» в 1886 году была преподнесена в дар от имени польского народа базилике в Велеграде по случаю юбилейных мероприятий, посвященных тысячелетию кончины святого Мефодия. Это единственная картина Яна Матейко в чешских собраниях.

Памятники

Сейчас святым существует несколько десятков памятников. Как правило, изображение следует установившимся канонам: св. Мефодий представлен с крестом или Евангелием, св. Кирилл узнаваем по свитку с начертанием букв.

Самый первый

Эта скульптура святых находится в составе композиции памятника «Тысячелетие России», воздвигнутого в Новгороде в 1862 г. Она считается первым монументом святым, созданным в России.

Самый знаменитый

Памятник находится в Болгарии, где почитание святых никогда не прекращалось, перед зданием Национальной библиотеки г. Софии. Автор скульптуры – Владимир Гиновски.

Кирилл и Мефодий

Скульптор Владимир Гиновски. София, 1972 год

Сейчас копии скульптуры имеют три города – это Рим, болгарский Благоевград, российский Мурманск.

В Чехии

Монумент можно увидеть на Карловом мосту Праги, он создан в 1930-е Карлом Дворжаком. Это редкое изображение святых, которое представляет их проповедующими. Св. Мефодий благословляет славян, св. Кирилл – молится рядом. Три фигуры, преклонившие колена пред святыми – символы славянских стран.

В Мурманске

Памятник святым – первый, появившийся в России советского периода (1990). Высота бронзовой скульптуры 6 м. Копия Болгарской скульптуры подарена городу православными этой страны. На его освящение приезжал митрополит Болгарский Максим.

В Москве

Самый известный памятник святым в столице установлен 24 мая 1992 г. на Славянской площади, близ метро «Китай-город». Его автор – В. Клыков. Правда, известность монумента несколько курьезного свойства: уже при открытии лингвисты обнаружили в надписи на монументе 5 орфографических ошибок (в том числе – в слове «Россия»!), а на свитке с алфавитом славян оказалась пропущена буква «Н».

В Коломне

Эта скульптура 2007 г. заслужила самые высокие оценки: она находится в Коломенском кремле, близ собора, органично вписывается в окружающую среду. Особенно впечатляет одухотворенность ликов святых. Это не случайно: ведь, по словам скульптора А. Рожникова, самое непосредственное участие в создании монумента принимал митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий, выбиравший место для памятника и дававший ценные консультации: «Владыка даже предоставил в качестве образца часть своего епископского облачения и показал, как правильно должны быть у скульптуры сложены персты для крещения».

В Саратове на Астраханской улице

Памятник с 2009 г. находится перед одним из корпусов университета. Его автор – также Александр Рожников, но композиция монумента иная. Недоумение многих вызывает свиток св. Кирилла, где представлен… современный русский алфавит!

В Самаре

Это памятник в Самаре скульптора В.Клыкова, открытый 23 мая 2004 г. Его высота составляет 5 м, вместе с постаментом он весит около 40 т. Сейчас это самый высокий памятник святым в мире.

В Ханты-Мансийске

Он открыт в 2006 г. в сквере рядом с Воскресенским храмом. Установка монумента именно в сибирском городе символична: многие православные миссионеры здесь шли путем святых, переводя богослужение на национальные языки, опираясь на их опыт.

Во Владивостоке

Скульптура находится на территории Дальневосточного технического университета. Однако, ее расположение на вершине сопки делает монумент заметным даже с моря: святые встречают входящие в порт корабли. Близ памятника находится небольшая звонница. Среди студентов сложилась традиция молиться угодникам Божиим перед экзаменами и звонить в колокол.

В других городах России

Всего сейчас насчитывается около 20 монументов святым: в Севастополе, Дмитрове, Твери, еще нескольких городах.

Образ

С середины XIX в. к истории жизни братьев стали обращаться писатели, музыканты, режиссеры.

В литературе

Самое известная книга – трилогия болгарского писателя Слава Караславова «Солунские братья» конца 1970-х гг. Она переведена на русский язык с названием «Кирилл и Мефодий».

В кино

К настоящему времени существует 2 фильма о святых:

  • сериал «Константин Философ» (1983), снятый болгарским режиссером Г. Стояновым; он посвящен молодым годам братьев, их подготовке к миссии среди славян;
  • «Кирилл и Мефодий – апостолы славян» (2013 г.), снятый совместно Россией, Чехией, Словенией, Словакией; произведение представляет святых не только как христианских миссионеров, но также как приверженцев образования, просвещения.

В музыке

Основная часть музыкальных произведений, посвященных святым, создана композиторами Болгарии. Среди них:

  • гимн «Вперед, народ возрожденный», известный с 1882 г.; автор слов – болгарский учитель Стоян Михайловски;
  • «Болгарский общешкольный гимн Кириллу и Мефодию» (1901 г.) П. Пипкова.

В России же наиболее популярно песнопение, написанное П.И.Чайковским.

Краткая история гимназии им Кирилла и Мефодия в Смоленске

Лицей, носящий имя святых, существует с 1990 г. Особенность его – то, что поступают сюда только с 7 класса, а сама школа ориентирована на развитие талантов, способностей одаренных детей. Поступление сюда происходит по конкурсу, однако, по отзывам, обучение того стоит.

Краткая биография иеромонахов Кирилла и Мефодия (Зинковские)

К числу новых последователей Солунских братьев можно с полным правом отнести этих двух иеромонахов, также братьев, к тому же близнецов.

Кирилл и Мефодий (Зинковские)

Будущие иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские) 1969 году. Мальчишки из профессорской семьи хотели стать физиками, но 1999 году приняли монашеский постриг. Сегодня иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские) — единственные в России близнецы, принявшие монашество в один день и час. В 2015 году они стали докторами богословия и сейчас служат в Казанском храме в Вырице и окормляют там приют для особых детей.

Оба – талантливые ученые, кандидаты технических наук, одновременно предпочли иночество светской карьере. В постриге они получили имена славянских просветителей. Ныне братья – доктора богословия, авторы десятков трудов. Иером. Кирилл – ректор Николо-Угрешской духовной семинарии, о. Мефодий служит в Вырице под Петербургом.

Святые братья Кирилл и Мефодий близки каждому – верующему или неверующему. Ведь дело их жизни продолжается и сейчас. Созданный ими алфавит – все еще основа нашей письменности, а слова их перевода Евангелия звучат в храмах, приводя множество душ ко Христу.

Частые вопросы

Чем славится Кирилл и Мефодий?

Кирилл и Мефодий – просветители славян, создатели славянской азбуки. Они были братьями, родились и выросли в византийском городе Солунь (совр. Фессалоники), в окрестностях этого города в то время проживало многочисленное славянское население, поэтому уже с детства им был известен один из славянских языков.

Что придумали Кирилл и Мефодий?

Славянская письменность была создана в 9 веке, в 863 году. Созданная Кириллом и Мефодием азбука получила название «кириллица» в честь Кирилла. Не каждый знает, что 24 мая – особенный день.

Что дали славянам Кирилл и Мефодий?

Кирилл и Мефодий – знаковые фигуры для славянской культуры. Они дали славянам письменность и сделали их частью христианского мира, переведя на славянский язык тексты основных богослужебных книг.

Какой вклад внесли в развитие культуры Руси Кирилл и Мефодий?

Кирилл и Мефодий – это известные христианские проповедники, составители славянской азбуки, первые переводчики Священных текстов с греческого на славянский язык. В 863 году братья прибыли в Великую Моравию по приглашению князя Ростислава для введения богослужения на славянском языке.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Исследуйте историю и культуру мест, связанных с именами Кирилла и Мефодия, чтобы лучше понять их путешествия и вклад в развитие славянской письменности.

СОВЕТ №2

Посетите музеи, выставки и памятники, посвященные братьям-просветителям, чтобы погрузиться в атмосферу их времени и увидеть артефакты, связанные с их деятельностью.

СОВЕТ №3

Прочитайте произведения, написанные Кириллом и Мефодием, чтобы узнать больше о их литературном наследии и влиянии на развитие славянской литературы.

Паломничества к святыням, связанным с жизнью и деятельностью Кирилла и Мефодия

Святыни, пронизанные духом и наследием святых братьев

Открывают перед путешественниками удивительный мир истории и духовности. Одной из таких святынь является монастырь Святого Кирилла в Минске, где хранятся мощи просветителей славянского мира. Паломники приезжают сюда, чтобы помолиться и почерпнуть вдохновение от святости места.

Еще одним местом, пропитанным духом святых братьев, является Софийский собор в Праге. Здесь Кирилл и Мефодий проповедовали христианство и создавали свои литературные произведения. Собор стал символом славянской культуры и единства.

Не менее впечатляющим является монастырь Святого Кирилла на Солунском полуострове, где святые братья начали свою миссию просвещения славян. Здесь каждый камень пропитан историей и духовностью, привлекая паломников со всего мира.

Путешествия погружают в историю и культуру древних времен, наполняя сердца верой и вдохновением.

Оцените статью
Добавить комментарий