Русская Православная Церковь, с её древними традициями и значимой историей, играет важную роль в жизни миллионов верующих. В данной статье мы рассмотрим историю и современное состояние РПЦ, а также обсудим понятие автокефалии и его значение для Церкви и общества.
Расшифровка аббревиатуры
Под ней скрывается официальное название – «Русская Православная Церковь».
Интересный фактСокращенное обозначение Русской Православной Церкви настолько распространено, что можно даже встретить мнение, что оно является «официальным». Однако, это не так: в действующем Уставе Церкви никаких аббревиатур нет.
Сама же практика сокращенного написания (и произнесения) названий появилась с начала
XX
в.У нас она особенно распространилась во время революционных событий, когда новые власти стремились «сбросить с корабля истории» все, что было связано с Российской империей, вплоть до создания новых слов, означающих наступление другой эпохи.
Так появились «Рабкрин», «ВЛКСМ», «ВЦСПС», множество подобных. Некоторые из них прижились, как «МИД» (министерство иностранных дел) или «Кабмин» (кабинет министров). Иные даже стали официальными – СССР, РСФСР (а вот аббревиатура «РФ» официальным названием не считается).
Что же до «РПЦ», то это сочетание букв не просто не является официальным именованием религиозной организации – постоянное употребление подобного «слова» может попросту внести путаницу.
Ведь, согласно «Новейшему словарю аббревиатур»: «РПЦ – релейно-процессорная централизация стрелок и сигналов (ж.-д.) (!); Роспатриотцентр; рост потребительских цен (!); Румынская православная церковь; Русская православная церковь».
Вот почему христианепредпочитают все же полное именование. А вот сокращенное «РПЦ» довольно часто употребляют противники, критики Церкви, как наименование, приравнивающее ее к прочим «организациям», будь то учреждение или предприятие. Между тем, это вовсе не так даже со стороны чисто человеческой, как обыкновенно смотрят на Церковь атеисты.
Мнение эксперта:
Русская Православная Церковь имеет долгую историю, оказывающую значительное влияние на культуру и общество России. Эксперты отмечают, что сегодня Церковь продолжает играть важную роль в жизни страны, сохраняя и передавая духовные ценности поколениям. Однако, современный контекст представляет новые вызовы, требующие адаптации и изменений в деятельности Церкви. Эксперты призывают к диалогу между Церковью и обществом, чтобы совместно искать пути развития, учитывая современные потребности и ценности.
Год провозглашения автокефалии
Прежде всего, сейчас, видимо, нет «организации» более солидного возраста:
- считая с Крещения Руси (988 г.),существование Православной Церкви в России продолжается непрерывно уже вторую тысячу лет;
-
если же оставаться на строго юридической почве, считая время ее существования как «религиозной организации» с момента отделения от Константинопольского Патриархата, то даже тогда это –почти 600 лет, с 1448 г., когда собор русских
епископов
впервые поставил митрополита без благословения Патриарха Константинопольского.
Время | Событие | Последствия |
---|---|---|
988 год | Крещение Руси | Принятие христианства в качестве государственной религии |
XIII-XV века | Монголо-татарское иго | Насильственная христианизация, разорение церквей и монастырей |
XV-XVII века | Смутное время, церковный раскол | Раскол Русской Православной Церкви на никонианство и старообрядчество |
XVIII век | Петровские реформы | Упразднение патриаршества, подчинение церкви государству |
XIX век | Отечественная война 1812 года | Усиление патриотических настроений, возрождение православной духовности |
XX век | Революция 1917 года, советский период | Гонения на церковь, закрытие храмов и монастырей, уничтожение церковного имущества |
XXI век | Современность | Возрождение Русской Православной Церкви, строительство новых храмов и монастырей, рост числа верующих |
Интересные факты
-
Русская Православная Церковь (РПЦ) является крупнейшей православной церковью в мире. Она насчитывает более 140 миллионов верующих в России, Украине, Беларуси и других странах.
-
РПЦ имеет долгую и богатую историю, уходящую корнями в 10 столетие. За это время она пережила множество испытаний, включая гонения, революции и войны. Однако церковь всегда оставалась непоколебимой в своей вере и продолжала служить своим прихожанам.
-
РПЦ играет важную роль в жизни российского общества. Она является одним из крупнейших землевладельцев в стране и владеет многочисленными историческими и культурными памятниками. Церковь также активно участвует в благотворительной деятельности и оказывает помощь нуждающимся.
Особенности
Хотя для России православие – ведущая конфессия, из современных христиан мира православных – меньше всего, 220 млн. на фоне более миллиарда католиков, почти 900 млн. протестантов. Какова же специфика именно Православной Церкви?
Вероучения
Православные сохраняют догматы, принятые на Семи Вселенских Соборах с
V
по конец
VIII
в. – в отличие от католиков, принявших дополнение к Символу Веры об исхождении Святого Духа «и от Сына», а также некоторые другие не принятые Соборами догматы (например, о чистилище, Непорочном Зачатии). Это значит, что Православная Церковь хранит неповрежденной святоотеческую традицию, духовный опыт святых первых веков, их знание о Боге.
Второй Вселенский собор. Дионисий. Ферапонтов монастырь, собор Рождества Богородицы
Календарные
Русская Церковь строит богослужебную жизнь на основе так называемого Юлианского календаря. От введенного у католиков с
XVI
в. Григорианского (по имени проведшего реформу Папы Римского) календарь Церкви отстает сейчас на 13 дней. Попытка перейти на григорианский «стиль» была сделана в 1920-е гг., однако полнота Церкви ее не приняла, таким образом, календарь остался прежним.
Вместе с Русской Церковью юлианский календарь принимают сейчас Грузинская, Иерусалимская, Сербская, Польская Церкви, а также св. гора Афон. Его также держатся католики так называемого «восточного обряда» («греко-католики»), некоторые протестантские деноминации.
Монастырь Самтавро. Грузия, Мцхета, основан в 11 веке
Литургические
Они хорошо видны всякому, входящему в православный храм, резко отличая его от католического костела, лютеранской кирхи, молитвенного дома, например, баптистов или меннонитов.
Лютеранский храм в республике Словакия. Евангелическая церковь в городе Жилина (Evanjelický kostol v Žiline).1934-1936гг.,арх.Милан Михал Харминц
В устройстве храма
Русские церкви сейчас обычно имеют иконостас – особую алтарную преграду, составленную из образов Бога, святых, тогда как у католиков, лютеран самое священное место храма доступно для взора.
Кроме того, православный храм, как правило, скромно украшен со стороны фасада, но поражает богатством внутреннего убранства. А вот выглядящие аскетично внутри католические костелы, как правило, имеют обильный декор снаружи. Современные культурологи иногда говорят, что это связано с глубинными установками восточных и западных христиан: первые стремятся, прежде всего, работать над собственной душой, вторые – ориентированы на миссионерство, распространение веры.
Фото Собора Парижской Богоматери. Ночь в Париже, Франция
Наконец, важная особенность православной церкви – отсутствие скамей, привычных католику или протестанту. Присесть во время службы можно, но лишь по телесной немощи.
Предстояние же Богу – на то и предстояние, что не совершается сидя.
Богослужение
У православных оно – более продолжительно, чем у других конфессий. Впрочем, богослужебный Устав сейчас сполна не соблюдается – согласно ему, только всенощная должна продолжаться около 8 часов, литургия – около 3. Ныне же длительность бдения – не более 2-3 ч., литургии – полутора часов.
Еще одна важная особенность – то, что за службой не принято использовать какие бы то ни было музыкальные инструменты, возможно лишь пение а-капелла. Само же оно не предполагает, подобно католическим, протестантским гимнам, воздействия на эмоции человека, без того измученного мирскими бурями, но наоборот – утишает его дух, помогает сосредоточиться на молитве. Известен также принцип так называемой «строки», то есть ровного, безэмоционального чтения, пения, отрешающего от мира.
Другие
Еще одна особенность православия – его неподверженность ни «духу времени», ни политической конъюнктуре. Ему чужды попытки «подстроиться» под человека – напротив, это он, верующий, ищет Истину, явленную людям более 2000 лет назад, Христос же «вчера, сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).
Поэтому, в отличие от католиков, Русская Церковь принципиально никогда не участвовала в политической борьбе, не вставала на сторону каких-либо партий или иных политических сил. Именно это давало ей возможность около 1000 лет оставаться духовным лидером страны, к голосу которого прислушивались.
Первые русские святые, сколько всего
Прославленные угодники Божии появляются уже с первых десятилетий по принятии Русью христианства. К их числу относятся:
- равноапостольная княгиня Ольга, принявшая христианство около 957 г.;
- ее внук, князь Владимир, чье делание также признается подобным подвигу учеников Христовых – ведь при нем состоялось Крещение народа (988 г.);
Всего же с именем «равноапостольных» прославлено только 6 угодников Божиих.
- мчч. варяг Феодор с сыном Иоанном – христиане из дружины Владимира, чей подвиг веры, как полагают, предопределил личный выбор князя в пользу христианства;
- б
лаговерные князья-страстотерпцы Борис и Глеб, погибшие от руки родного брата, не желая поднимать меч в братоубийственной междоусобице; - Киево-Печерские преподобные, чья канонизация, правда, состоялась с середины
XVII
в., однако народное почитание десятков насельников монастыря – духовного светоча Руси – известно еще с
XI
в.
Общее число почитаемых святых на 2017 г. составляло 4993. Из них русских – более половины, 2574 угодника Божия. При этом более 1500 канонизированы после 2000 г. – это новомученики, исповедники, пострадавшие во время гоненийXXв.
Среди святых более раннего времени:
- ·
547 иноков, прославленных как преподобные;
- ·
160 мучеников, убитых за Христа;
- ·
120 святителей – святых архиереев;
- ·
70 – благоверных, так именуют христиан, достигших святости среди политических бурь этого мира, князей, царей;
- ·
26 – мирян, прославленных как «праведные»;
- ·
55 святых чтутся как «блаженные», то есть взявшие на себя трудный подвиг «ругаться миру» во юродстве, вызывая насмешки окружающих, но через это смиряя дух.
История
Она насчитывает более 1000 лет – с
X
в. по
XXI
вв. Можно выделить следующие этапы жизни Церкви:
- ·
с момента принятия христианства до начала гонений после 1917 г.;
- ·
советское время, до 1991 г.;
- ·
современный период.
До 1917 года
Это самый большой период истории, который насчитывает почти 1000 лет – от появления первых христианских общин на Русской земле до серьезного духовного кризиса начала
XX
в. Это время дало множество подвижников, духовные взлеты, но также – трагедии расколов, разделений, вражеских атак на православие, без которых никогда не обходится жизнь христианина.
До и после Крещения
Считается, что с христианствомславяне могли познакомиться, возможно, даже в Апостольский век, ведь тогда их племена жили на территории Европы.
Апостольская проповедь?
Русские летописцы приводят предание, согласно которому на будущей территории Руси еще в
I
в. проповедовал Апостол Андрей Первозванный. По словам прп. Нестора, автора «Повести временных лет», он дошел до места, где позже будет Киев, водрузил здесь крест, предрек, что на этой земле просияет истинная вера. А потом отправился на север, к землям будущего Новгорода.
Апостол Андрей Первозванный, икона XVI века.
Хотя многие историки ставят под сомнение историческую достоверность «легенды об ап. Андрее», к тому же она прямо не подтверждается документами, сведения церковных историков первых веков, данные археологии свидетельствуют:
- ·
св. Андрей действительно проповедовал в «Скифии», как именовали тогда страну к северу от Черного моря;
- ·
а вот уже подтвержденные источниками данные: на территорию Скифии был сослан свт. Климент, Папа Римский, Апостол «от семидесяти»; позже его честные останки обрели миссионеры на славянских землях, свв. Кирилл и Мефодий;
- ·
в древних городах Северного Причерноморья, а также Крыма, найдены остатки храмов, келий отшельников, которые относятся к
I
—
III
вв.; уже тогда здесь не только были христианские общины, но подвизались отшельники – например, жителям Крыма хорошо известно, что местом монашеских подвигов была гора Аю-Даг, где до сих пор встречаются развалины древних церквей, где может поместиться не более нескольких человек, а также келий; - ·
к
IV
в. в Скифии была уже кафедра епископа; об этом свидетельствуют, например, документы
I
Вселенского собора, где присутствовал владыка «Томитанской епархии»; - ·
позже центром церковной жизни становится Херсонес: еще в
IV
в. здесь подвизались семь святителей, все они приняли мученическую кончину от рук язычников; позже Крым был местом ссылки противников ересей – здесь побывали противник монофелитства Папа Римский Мартин, прп. Иосиф Студит, сосланный иконоборцами.
Итак, на будущей территории России издревле действовали христианские общины, подвизались иноки.
Почаевская Успенская Лавра. В пещерке св. прп. Иова
Первые христиане из славян
Были ли среди подвижников Крыма, Скифии славяне? Вполне возможно. Видимо, немало было последователей Христа даже среди «мирских людей». Некоторые из них даже вошли в историю.
- ·
По некоторым данным, славянское происхождение имел император Византии Юстиниан Великий, строитель самого знаменитого христианского храма всех времен – храма св. Софии Премудрости Божией Константинополя. Предание сохранило даже его имя до Крещения – Управда.
- ·
Церковная традиция считает славянином также блж. Андрея Юродивого, видевшего Пресвятую Богородицу, молящуюся о жителях Константинополя во время нападения врагов, покрывающую их Своим платом, как защитой. Праздник Покрова не случайно издревле был особо любим на Руси.
«Фотиево Крещение»
Под таким названием известно первое более или менее массовое Крещение восточных славян – наших предков, во 2 пол.
IX
в. Оно поименовано так по имени Патриарха Константинопольского, при котором дружины славянских князей Аскольда и Дира, сами князья, приняли Крещение. Случилось же это после их безуспешной атаки на Константинополь около 860 г., когда, по погружении в воды Босфора Ризы Богородицы внезапная буря разметала корабли славян. Считается, что именно тогда на Руси появляются первые христианские общины. Но было их немного.
От Ольги до Владимира
Около 957 г. крестилась Ольга – вдова князя Игоря, мать воителя Святослава. Но новая попытка Крещения страны не смогла состояться – слишком сильным было сопротивление язычников, дошедшее даже до мятежа. Категорически отказывался креститься даже родной сын княгини, Святослав. Но, как показало время, Ольге удалось заронить семя веры в сердца своих внуков – Олега, Ярополка, Владимира.
Древняя Русь. Княгиня Ольга. Успение. Художник Сергей Николаевич Ерошкин, XXI век
Какое-то время казалось, что ростки правды заглушены терниями мира сего, так что останутся без плода: после гибели Святослава братья начали усобицу. Победил Владимир, заявлявший себя как ярого сторонника язычества. Однако уже в 986 г. происходит поворот: под этим годом летопись сообщает, что князь решил креститься вместе с дружиной. До сих пор точно не известно, что подвигло его на столь серьезный шаг. Понятно лишь:
- ·
«языческая реформа» князя, предшествовавшая выбору в пользу христианства имеет странное с точки зрения язычества содержание: Владимир пытался заставить славян, имевших племенных идолов, чтить… одного бога; это Перун, идол дружинников, «военный» бог, неблизкий большинству славян, однако удивителен сам факт попытки ввести своего рода «монотеизм»; вопрос, не навеян ли столь своеобразный подход воспитанием бабушки, Ольги, пожалуй, остается открытым; а если так, сколько от язычника действительно оставалось во внуке святой княгини?
- ·
еще одно событие, предшествовавшее Крещению – мученическая гибель дружинников Владимира, варягов Феодора и Иоанна, христиан; когда на Иоанна пал жребий, его должны были принести в жертву «богам», его отец, Феодор твердо вознамерился, по его словам, «не дать сына бесам», защищал отрока с оружием до последнего – пока не был убит вместе с ним; не эта ли история всколыхнула память об Ольге, подвигла Владимира к вере?
«Первые христианские мученики при Святом Владимире»Картина Павла Сорокина. 1852, 1852г. Холст, масло. Размер: 179,5 x 225 см. Третьяковская галерея
Достоверно известно лишь, что в 988 г. князь принял веру в Херсонесе, месте подвигов многих угодников Божиих. Двухлетнее ожидание было вызвано опасениями князя, что Византия усилит свое влияние на Руси – так что он ждал благоприятного политического момента, чтобы креститься на своих условиях.
Читайте также:
День Крещения Руси
Молодая Церковь
Известно, что церковная организация появилась на Руси при Владимире, когда на Русь был назначен митрополит. А вот о том, был ли он из Константинополя, есть мнения самые разные:
- ·
некоторые церковные историки (например, М.Д.Приселков, А.В.Карташев) не без оснований полагают, что первые годы по Крещении Русь находилась в юрисдикции не Константинополя, а Охридского архиепископа Болгарии; Владимир мог намеренно настоять на Болгарской юрисдикции Русской Церкви, категорически не желая политического влияния «ромеев», продолжавших мечтать по подчинении Руси;
- ·
под другой, также довольно основательной версии польского историка А.Поппе, первым митрополитом при Владимире мог быть Феофилакт из Севастии Армянской; возможно, именно к этому Владыке восходит особое почитание русичами 40 Севастийских мучеников;
- ·
а вот богослужебные тексты, именующие «первым митрополитом Киевским» грека Михаила, как полагает историк Церкви В.Я.Петрушко, отражают историческую реальность неточно: Михаил действительно был первым митрополитом, но времен… «Фотиева Крещения» страны, то есть более чем за 100 лет до князя Владимира.
Много неясностей также по вопросу духовной жизни юной Русской Церкви первых веков христианства.
- ·
С одной стороны, источники свидетельствуют о «двоеверии» многих русичей, продолжавших почитать языческих «богов» наряду с Христом, склонных к магическому отношению к святыням.
- ·
Вместе с тем, духовным сердцем страны уже к
XI
в. становится Киево-Печерская обитель, где подвизаются прпп. Антоний, Феодосий, Варлаам, Моисей Угрин, еще десятки угодников Божиих. А по кончине Владимира, Крестителя Руси, твердое стояние в вере даже до смерти показывают его младшие сыновья, Борис и Глеб. - ·
Наконец, ко временам князя Ярослава Мудрого, другого сына Владимира Святого, только в Киеве – несколько сотен церквей, буквально на каждой улице.
Такой противоречивой страной духовных контрастов, сочетавшей грубое язычество со взлетами духа, была Русь
c
ередины
XIII
в., когда Церкви вместе со страной предстояло пережить серьезнейшее испытание.
Монгольское иго
К Крещению русичей миновала эпоха Вселенских Соборов, когда Церковь сотрясали еретические движения. Русь приняла христианство как уже сложившееся вероучение, можно сказать, «в готовом виде». Но, как не раз сокрушались летописцы, не смогла оценить великого дара Божия – наряду с великими подвижниками, чьи молитвы хранили эту землю, были среди христиан полуязычники, грешники, поддававшиеся искушению властью.
Картина «Князь Михаил Всеволодович перед ставкой Батыя», художник Василий Смирнов (1858–1890)
Особенно гибельны были для страны усобицы, непрерывно с конца
XI
в., сотрясавшие вроде бы христианский княжеский род правителей страны. Они стали причиной сначала развала Руси на самостоятельные княжества, а потом – конечной гибели многих из них под ударами попущенного Богом врага – монголов.
Читайте также:
-
«Велми взъярился Батый»: последний час Михаила Черниговского
Настало время скорби для всех, включая Церковь.
Один из первых документов о духовных последствиях походов Батыя (1237, 1240 гг.) – так называемое «Правило митрополита Кирилла», принятое Поместным Собором во Владимире 1274 г.Отцы Собора с тревогой говорят:
- ·
о распространении симонии (продаже священного сана); Церковь была освобождена от дани монголам, была как бы островком свободы; потому во священники устремились желавшие избежать платежей;
- ·
о вопиющих богослужебных нарушениях: например, Пасху русичи того времени вдруг начали совершать… на Страстной Седмице; кроме этого, многие священники вообще плохо знали службу, да еще верой были далеко не тверды;
- ·
о массовом возрождении языческих обычаев, вроде бы уже позабытых по Крещении.
Документы свидетельствуют: русские митрополиты тех лет практически не жили в разоренном Киеве, да и во Владимире, новой русской столице, тоже. Владыки неустанно объезжали страну, буквально «в ручном режиме» пытаясь хоть как-то наладить богослужение, духовную жизнь, продержать ее «на плаву» до того времени, когда, по слову блгв. князя Александра Невского«Орда переменится».
Блгв. кн. Александр Невский
Духовное возрождение
Постепенно Русь залечивала духовные раны. А
XIV
в. дал Церкви множество подвижников, среди которых первый – «игумен всея Руси» прп. Сергий Радонежский. Только его ученики основали 70 иноческих обителей, а сколько было основано учениками учеников, то есть духовными внуками, правнуками святого!
Духовное преуспеяние тысяч верующих не замедлило сказаться: в 1380 г. объединенные Московским князем Димитрием Ивановичемрусские силы одержали крупную победу над главными силами монголов на Куликовом поле.
Хотя она не смогла покончить с ненавистным господством врагов, монголы существенно снизили давление на страну – хотя сама зависимость от них продолжалась еще ровно 100 лет. Между тем, предстояли новые испытания.
Илья Глазунов. Канун. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской перед Куликовской битвой. Из цикла «Поле Куликово». Вариант-повторение. 2004
Уния и Русская Церковь
Пока Русь мучительно переживала монгольское нашествие, последовавшие духовные нестроения, пыталась найти силы выстоять, ситуацию в Византии, откуда русичи получили христианство, оказалась катастрофической.
Страна, находившаяся под жестким давлением наступавших турок-мусульман, терявшая территории, впала в совершенное неразумие, по сути, начав торговать последним оставшимся – верой. В 1430-е гг. Патриарх Константинопольский и император начали долгие переговоры с Папой Римским о присоединении к Католической Церкви на началах унии, то есть с восприятием католических догматов, включая главенство Римских первосвященников.
В 1439 г.,желая заручиться поддержкой самой большой митрополии, Русской, греки поставили архиереем ярого сторонника унии Исидора. Именно он подписал документ об унии 5 июля 1439 г.во Флоренции. А после – сослужил Римскому Папе, получил сан кардинала. Исидор был совершенно уверен: Русская Церковь – всего 6 епархий! – безропотно примет новую ситуацию. Совершенно неожиданно дело обернулось иным образом:
- ·
Московский великий князь Василий
II
велел взять митрополита-отступника под арест; - ·
в марте 1441 г. Поместный Собор Русской Церкви низложил предстоятеля как еретика.
Живущая в условиях монгольского господства, представляющая собой лишь шесть епархий, Русская Церковь противостала Флорентийскому собору из 11 кардиналов, 150 епископов, представлявших, как они считали, весь христианский мир. Но именно благодаря этому «малому стаду» учеников Спасителя православная вера тогда сохранилась: лишь через 3 года унию публично отвергли восточные Патриархи.
Полнота Константинопольской Церкви с унией тоже не согласилась – но то было тоже через несколько лет бестрепетного стояния в вере шести русских владык…
Именно здесь – корни идеи о «Москве – Третьем Риме», последнем на земле православном царстве.
Интересный факт5 декабря 1448 г. Собор русских епископов впервые поставил митрополита Русского без согласия Константинополя – свт. Иону, епископа Рязанского. С этого момента Русская Церковь стала автокефальной, то есть самостоятельной. Каноническим основанием для отделения от Константинопольского Патриархата стало уклонение «Церкви-матери» от православной веры.
Разделение на митрополии
С установлением на Руси монгольского господства ее юго-западная часть со временем оказалась захваченной новым государственным образованием у границ бывшей Киевской державы: Великим княжеством Литовским. Еще с конца
XIII
в. его правители не раз пытались добиться от Константинополя поставления собственного митрополита, тем более что Киев – кафедральный город – также был частью Литвы.
Желание иметь отдельного от остальной Руси Владыку диктовалось тем, что литовские князья, захватившие территорию Руси до Смоленска включительно, претендовали быть «собирателями русских земель» вообще. А для этого следовало стать духовным центром. Так начались первые попытки разделения Русской митрополии.
Однако успехом они увенчались лишь после того, как Константинопольский Патриарх-униат Григорий Мамма (после падения Константинополя 1453 г. живший в Риме!) в 1458 г. рукоположил Киевским митрополитом сподвижника униата Исидора, Григория Балабана. Понятно, что признание такого «митрополита» для Русской Церкви оказалось неприемлемым.
Однако местные епископы, видя, что Григорий имеет поддержку Польского короля Казимира, не решились противиться, стали сослужить с униатом. Признали Григория русские князья, чьи владения были на территории Литвы. Несмотря на увещания свт. Ионы,обращенные к отпавшим братиям, фактическое разделение митрополии состоялось.
Оно не было преодолено даже после того, как оказалось, что уния не признается абсолютным большинством верующих. Впоследствии Киевская митрополия вернулась к православию, но разделение не было преодолено до конца
XVII
в.
Титул главы РПЦ до 1589 года
В первые столетия по Крещении он звучал как «митрополит Киевский». Хотя впоследствии этот город был разорен монголами, а затем – стал частью Великого княжества Литовского, русский Владыка продолжал именоваться «Киевским и всея Руси». Последним предстоятелем с этим титулом суждено было стать свт. Ионе – именно при нем, уже спустя 10 лет после автокефалии, Русская митрополия разделилась на Киевскую и Московскую. С тех пор вплоть до учреждения Патриаршества, предстоятель Русской Церкви именовался «митрополитом Московским и всея Руси».
С 1589 г. Предстоятель Русской Церкви стал именоваться Патриархом.
Ереси
Русская Церковь, принявшая христианство уже как устоявшуюся религию с догматами, установленными Вселенскими Соборами, практически не знала серьезных еретических движений, а те, что появлялись, приходили, как правило, извне:
- ·
источники
XI
—
XIII
в. несколько раз упоминают о том, что по приказам епископов арестовывались некоторые «злые еретики», представители так называемой богомильской ереси; направление называется по имени его проповедника, болгарина Богомила; мир представлялся последователям его учения не как Божие творение, а как борьба двух равновеликих богов – доброго и злого; еретики отрицали таинства, храмы, иерархию Церкви; - ·
в
XIV
в. появляется ересь стригольников; недовольство верующих симонией, распространившейся в Константинопольской Патриархии, привело к тому, что некоторая часть, особенно жителей Пскова, Новгорода, начали отрицать вообще благодатность церковной иерархии; происхождение названия учения неясно, многие ученые склоняются к тому, что один из его основателей, житель Пскова некто Карп, был лишенным сана диаконом («расстригой»), или же был «ремеслом стригольник», что могло означать «цирюльник».
Но наиболее опасным движением оказалась так называемая «ересь жидовствующих», появившаяся в Новгороде с
XV
в. Само ее название, содержавшее понятие «жидовства», не имело тогда негативного звучания, означая просто «иудейство». Учение, появившееся среди новгородцев благодаря некоему Схарии, отрицало Божество Христа, все таинства, иерархию Церкви. Современный церковный историк В.Я.Петрушкодаже считает определение движения как еретического неправильным: по сути, оно представляло собой не искажение христианства, как другие ереси, а просто учение иудаизма, то есть вообще другую религию.
При этом стать иудеем, не будучи евреем по рождению, было практически невозможно, поэтому целью проповедников стало не обращение новгородцев в иудаизм, а подрыв основ христианской веры. Так, «жидовствующими» стали некоторые действующие новгородские священнослужители – при этом не снимавшие сана, продолжавшие совершать литургию!
Впоследствии новгородские лидеры движения – «попы Алексей и Денис» вошли в доверие к великому князю Ивану
III
, таким образом, движение распространилось в Москве, получив сторонников на самом высоком уровне: например, «жидовствующим» был руководитель внешней политики страны дьяк Феодор Курицын, даже в семье самого великого князя, по некоторым данным имелись прельщенные этим учением.
Преодолеть последствия духовного влияния «жидовствующих» удалось только благодаря бескомпромиссной позиции свт. Геннадия Новгородского, прп. Иосифа Волоцкого,автора полемической книги «Просветитель».
16 век: Соборы и опричнина
К началу
XVI
в. можно говорить о появлении так называемой «Святой Руси», где православие определяет всю жизнь абсолютного большинства населения. Вместе с тем, духовный подъем
XIV
в. давно остался позади, и, кроме последствий ересей, Церковь подвержена различным «нестроениям»: это нарушения богослужебного устава, недостаточная образованность священников, к тому же – все еще остающиеся в сознании многих верующих языческие пережитки.
Интересный фактВсе эти вопросы обсуждали три Собора, состоявшиеся при митрополите Московском Макарии: 1547, 1549, 1551 гг. Последний Собор, 1551 г., именуется «Стоглавым» из-за того, что сборник его постановлений действительно состоит из 100 глав.
На Соборах:
- ·
канонизированы десятки русских святых, дотоле почитавшихся народом, но не прославленных церковно;
- ·
приняты решение по многим вопросам богослужения, церковной жизни.
Однако, кропотливая работа по налаживанию духовной жизни осложнилась после введения Иваном
IV
так называемой опричнины (1565-1572 гг.). Одержимый идеей наказать «непокорных» бояр, царь разделил страну на две части, опричнину («удел» самого государя) и земщину. Начались репрессии, казни, не одних бояр, но также простых людей, как было во время разорительного похода опричников на Новгород. Против беззаконий возвысил голос митрополит Филипп (Колычев), в миру бывший боярином, с детства знавший царя.
Прямо во время службы в Успенском соборе он во всеуслышание сказал царю, пытавшемуся подойти под архиерейское благословение:
«Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы Цари благочестивые возмущали собственную Державу столь ужасно! В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? Обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки? ибо самые камни под ногами твоими вопиют о мести!..»
Противостояние со светской властью закончилось судом, отрешением Владыки от кафедры. Позже святитель был убит главой опричного войска Малютой Скуратовым.
Смута
За правлением Ивана
IV
– кровавым, жестоким, сопровождавшимся военными поражениями, последовало прерывание династии Рюриковичей, затем более чем десятилетний кризис, именуемый историками Смутой:
- ·
на престоле чередой сменялись самозванцы, именовавшие себя «чудесно спасшимися» сыновьями Ивана Грозного, цари, пытавшиеся основать новую династию, но не принятые народом; начался паралич власти;
- ·
к нему добавилось иностранное вторжение;
- ·
на дорогах орудовали разбойники, не стало власти, уважения к закону.
Казалось, вот-вот падет последний «бастион» сопротивления хаосу, безбожию – вера. У части боярства уже появилась идея передать престол сыну польского короля, католику Владиславу. Шли переговоры, тем временем в Москве уже разместились польские войска.
Историки до сих пор не могут дать ответа, каким образом происходящее было остановлено… по сути, одним человеком, уже престарелым Патриархом Русской Церкви, Ермогеном. Он твердо потребовал от будущего «царя» прежде принять православие. И рассылал грамоты во все концы России, призывая стоять за веру.
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси
Когда же польские военачальники потребовали от него повелеть ополчению, пришедшему освобождать столицу, отступить, священномученик бестрепетно ответил:
«Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдёте из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру».
И благословил. Но сам до освобождения Москвы, утверждения новой династии – Романовых, не дожил, уморенный голодом.
Причина раскола в 17 веке
Следующий серьезный кризис ожидал Церковь спустя лишь несколько десятилетий после Смуты. Она серьезно пошатнула основы «Третьего Рима», «Святой Руси». Идеалы их оказались трудно совместимы с реальностью страны, где элита готова, подобно византийцам, торговать верой, а народ ввергнут в братоубийственные усобицы. К тому же растет «обмирщение» общества, влияние европейской культуры, по сути своей католической и протестантской.
Но все же сознание русского человека все еще православно, а любовь к богослужению едва ли не «в крови» у всех, от мала до велика. В поисках церковного ответа «духу времени» ревностные пастыри Христова стада с середины
XVII
в. задумывают масштабное развитие христианского просвещения, проповеди.
Направленность этой работы неожиданно меняется с 1653 г., когда Патриархом становится бывший Новгородский митрополит Никон, решивший провести масштабную реформу богослужения:
- ·
менее, чем за 10 лет были внесены изменения в большинство богослужебных текстов; при этом прежние книги изымались из употребления, объявлялись «неправильными»;
- ·
изменились многие элементы богослужебной практики; самым болезненным нововведением стало «троеперстное» крестное знамение взамен «двоеперстия», принятого еще Стоглавым Собором.
Масштаб, резкость изменений, репрессии против всех, кто пытался возражать – все это спровоцировало отход от Церкви значительного числа верующих. С 1666 г. Поместный Собор отлучил от церковного общения всех «крестящихся двоеперстно», признав их еретиками.
Решение это было отменено лишь в 1971 г., ныне Русская Церковь признает «старые» и «новые» обряды «равноспасительными».
Патриарх Никон. репродукция
Однако уврачевания раны раскола не произошло до наших дней.
«Государственная Церковь»
Резкое падение авторитета после раскола ослабило позиции Церкви – после Патриарха Никона ее все больше начинает контролировать государство. А царская власть с середины
XVII
в. движется к абсолютной монархии – не терпящей рядом «конкурента», духовного лидера – Патриарха.
В 1721 г. царь Петр
I
не только провозглашает себя императором, но также – отменяет Патриаршество. С этого времени до революционных событий начала
XX
в. Церковью руководит Священный Синод, куда входят архиереи наиболее значимых епархий, но который возглавляет светский, подчиненный царю чиновник.
Почти 200-летний «Синодальный период» стал не лучшей страницей церковной истории.
В это время:
- ·
светская власть вмешивается не только в церковную организацию, принимая важнейшие решения: она пытается также контролировать духовную жизнь верующих; например, устанавливаются Исповедь и Причастие минимум раз за год, штрафы за «неподобающее» поведение за богослужением;
- ·
священники начинают получать государственное жалованье; но «отрабатывать» его они должны подобно чиновникам; при храмах должны вестись «исповедные росписи» с именами выполнявших требование власти о ежегодной Исповеди, метрики о рождении, браке, смертях; ныне они – ценнейший исторический источник, но остается догадываться, сколько времени тратил пастырь на заполнение множества бумаг;
Интересный факт В 1722 г.Петр
I
подписывает, по мнению многих историков, самый циничный указ за историю дома Романовых: священник, узнавший на Исповеди о преступлении, отныне обязан донести эту информацию до властей – грубое нарушение не только этики, но и Устава. Согласно Номоканону, за такой грех иерей запрещается в служении на 3 года и «творит на всяк день поклонов 100». К чести русских пастырей стоит сказать: беззаконное новшество, хотя больно ударило по церковному авторитету, не получило сколько-нибудь заметного распространения.
Возможно ли сохранить веру под таким прессингом? Казалось, что нет. Однако сложная Синодальная эпоха – время, когда подвизались великие угодники Божии. Среди них:
- ·
прп. Паисий Величковский, вопреки антимонастырской политике власти возродивший старчество, древнюю практику духовного руководства;
- ·
прп. Серафим, к которому за духовным советом обращалось такое количество людей, что врата обители в Сарове не закрывались даже до ночи;
- ·
преподобные Оптиной Пустыни; здесь старчество не просто возродилось, но получило преемственность; ныне прославлены, как святые, 14 старцев, живших в
XIX
– начале
XX
вв.; - ·
в гуще мира подвизались святые Петербурга, самого «европейского» города России; но в
XVIII
в. по его улицам ходила блаженная Ксения, вдова придворного певчего Андрея Петрова, избравшая труднейший подвиг – юродство; а в начале
XX
в. на этой земле подвизался другой праведник, св. Иоанн Кронштадтский,
великий молитвенник, чудотворец.
Все это лишь немногие из сотен святых
XVIII
—
XIX
вв., просиявших на церковном небосклоне. Нет сомнений – ради них Господь долго отлагал суд над постепенно теряющей веру страной. Но к началу
XX
в. духовный кризис приводит к политическому – революционные события сметают сначала монархию, а затем – приводят к власти воинствующих безбожников.
Приемная старца Амвросия Оптинского в Шамордино
В годы Советской власти
Ко времени переворота октября 1917 г. Поместный Собор, работавший с августа 1917 г. уже принял решение восстановить Патриаршество.
А 21 ноября 1917 г. первым за почти 200 лет Предстоятелем Церкви стал свт. Тихон (Беллавин).
Сам он говорил, что, получив решение о Собора о своем избрании, вспомнил свиток, данный Богом прор. Иезеккиилю, который
«…исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: «плач, и стон, и горе»(Иез. 2:10). То, что начало открытых репрессий – просто вопрос времени, было совершенно очевидно.
Иоанн Кочуров с игуменом Севастианом (Дабовичем) и епископом Тихоном (Беллавиным, будущим Патриархом). 8 ноября 1900 года. Все прославлены в лике святых
Причины гонений на Церковь в СССР
Российский атеизм имеет корни:
- ·
в падении авторитета Церкви в условиях тотального давления государства «Синодального периода»;
- ·
в безверии многих представителей «европейски образованной» политической элиты
XVIII
в.; - ·
в своего рода «культе» науки, который особенно развился в течение
XIX
в., с ростом количества научных открытий.
Но именно в России «просто» безверие к началу
XX
в. переросло в ненависть к религии, агрессию. Одно из лучших объяснений этого явления дает С.Л.Франк в работе
«Смысл жизни»(1925 г.): «Русский человек страдает от бессмыслицы жизни. Он остро чувствует, что, если он просто «живет как все» – ест, пьет, женится, трудится для пропитания семьи, даже веселится обычными земными радостями, он живет в туманном, бессмысленном водовороте, как щепка уносится течением времени, и перед лицом неизбежного конца жизни не знает, для чего он жил на свете.
Он всем существом своим ощущает, что нужно не «просто жить», а жить для чего-то. Но именно типичный русский интеллигент думает, что «жить для чего-то» значит для соучастия в каком-то великом общем деле, которое совершенствует мир и ведет его к конечному спасению…
Для огромного большинства русских интеллигентов… вплоть до катастрофы 1917 года – вопрос: «что делать?» в этом смысле получил один, вполне определенный ответ: улучшать политические и социальные условия жизни народа, устранить тот социально-политический строй, от несовершенств которого гибнет мир, и вводить новый строй, обеспечивающий царство правды и счастия на земле и тем вносящий в жизнь истинный смысл».
Частые вопросы
Где служит патриарх Кирилл сегодня?
20 ноября 1946, Ленинград, СССР) — епископ Русской православной церкви. Патриарх Московский и всея Руси с 1 февраля 2009 года и митрополит Калининградский с 24 августа 2023 года (до этого временный управляющий Калининградской митрополией).
Кто самый главный в православной церкви в мире?
В православии единым Главой Церкви считается Иисус Христос. Первый же по чину архиерей поместной церкви (Патриарх Московский и всея Руси) обычно именуется предстоятелем Церкви. Выражения «глава Русской Православной Церкви» и т. п.
Как раньше называлась Русская православная церковь?
Ранее использовались названия «Российская православная церковь», «Греко-восточная российская церковь» и другие.
Кто главный патриарх православной церкви?
Русская Православная Церковь (РПЦ, Московский патриархат) – крупнейшая религиозная организация России, самая крупная автокефальная поместная православная церковь в мире. Святейший Патриарх Московский и всея Руси – патриарх Кирилл (с февраля 2009 года).
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите историю Русской Православной Церкви, чтобы понимать ее развитие и значение в истории России.
СОВЕТ №2
Посетите ближайший храм или церковь, чтобы лично познакомиться с православными обрядами и традициями.
СОВЕТ №3
Обратитесь к духовному наставнику или священнику, если у вас возникли вопросы о вере или истории Церкви.
Современное положение Русской Православной Церкви
Русская Православная Церковь является одним из наиболее влиятельных религиозных институтов в России. Сегодня она играет значительную роль не только в духовной жизни страны, но и в общественно-политической сфере. С момента своего возрождения после периода атеистического государства, Церковь активно участвует в жизни общества, выступая за нравственные ценности и традиционные православные принципы.
Церковь активно взаимодействует с государством, участвует в образовательных и благотворительных программах, поддерживает социальные и культурные инициативы. Она также занимает активную позицию по вопросам морали, семьи, защиты прав верующих и свободы совести.
В современном обществе Русская Православная Церковь сталкивается с вызовами и противоречиями. С одной стороны, она пытается сохранить и передать духовные ценности и традиции, с другой – адаптироваться к изменяющимся условиям и потребностям современного мира. Важным аспектом её деятельности является также взаимодействие с другими религиозными конфессиями и диалог с неверующими.